Живой Дневник 19111919
Алиса А. Бейли

Дневник

19.11.2017

Живой Дневник
индивидуально-групповая практика Нового Века

Intro

Изучающие вопросы эзотерического ученичества, тем более стремящиеся продвигаться в этом направлении, не могли не обратить внимание на упоминание в книгах «Ученичество в Новом Веке» практики ведения духовного дневника, которая применялась в группе Тибетца и которая по форме своей поразительным образом напоминает современную практику ведения сетевого блога, являющейся, в свою очередь, групповым явлением – термин blog происходит от web log — сетевая запись.

Конкретно в данной web log записи мы попытаемся подробнее рассмотреть суть этой индивидуально-групповой практики, проанализировать причины, по которым этот метод групповой тренировки и раскрытия (несмотря на благоприятные технические условия) пока ещё остаётся без внимания изучающих эзотеризм.

Относительно последнего сразу же можно выдвинуть конструктивное предложение всем потенциальным добровольцам принять участие в децентрализованном групповом эксперименте «Живой Дневник 19111919», перспективы реализации которого на сегодня, конечно, не велики, что вовсе не повод отказываться, скорее наоборот.

Некоторые пояснения относительно названия:

  • Технически эксперимент является сетевым, и с поисковой точки зрения в условиях перепроизводства информации ему необходим какой-то уникальный идентификатор. Любой желающий, разместив на своей странице или аккаунте фразу «Живой Дневник 19111919», при условии, что эта страница доступна поисковикам для индексирования, с технической точки зрения можно быть уверенным, что его намерение можно будет обнаружить, равно как и он сам сможет обнаружить заинтересованных людей по данной фразе. В Livejournal, например, можно указать цифру 19111919 в списке интересов профиля пользователя, на данный момент это уникальный идентификатор.

    Всё это необходимо потому, что по форме групповая инициатива децентрализована, у неё нет какого-то организационного и учётного центра, её развитие зависит только от индивидуальных усилий, масштаб и качество которых совершено неизвестны. Внешняя связность такой группы технически обеспечивается уже существующими сетевыми социальными механизмами, что также обеспечивает объективную независимость от любой частной сферы ответственности, даже такой как trita.net.
  • Поскольку фундаментальная методическая основа, словарная база и идейный вдохновитель эксперимента – это Учение, которое было записано Алисой Бейли, то в качестве уникального идентификатора возникла мысль использовать дату, указанную непосредственно в тексте. Как кстати, совсем скоро можно будет повсеместно утроить пышные незаметные празднования векового юбилея оккультной революции:

    «19-го ноября 1919 года я установил свой первый контакт с А.А.Б. (к ее немалому смущению и огорчению), и с тех пор непрерывно работал с ней»

    Использование этой даты есть момент чисто технический, хотя и не лишённый символизма, но в первую очередь он технический. То есть из него вовсе не следует, что потенциальные участники обязаны выражать какую-то приверженность, квалификацию, тем более лояльность Учению. Понять смысл и дух предлагаемого эксперимента будет, конечно, трудновато, вне изучения этой Науки, но, тем не менее, любое внешнее обязывание не соответствует реальным оккультным принципам.
  • Название «Живой Дневник» является производным от «Духовного Дневника» — ведение которого являлось рекомендованной практикой в группе Тибетца, и упоминание о котором можно найти в двух томах «Ученичество в Новом Веке» — и «Живого Журнала», как первой, и до сих пор практически единственной блогосферы, проверенной многолетним опытом и вполне удовлетворяющей экспериментальные потребности. К тому же слово «живой» – это оккультный синоним слова «духовный».

Вступительную часть на этом можно закончить, и перейти к рассмотрению непосредственно предмета, и, чтобы сразу не погружаться в излишнее реферирование, рассмотрим прямые цитаты по теме. По ним уже можно составить общее впечатление о масштабе и направлении смысла:

Цитаты

***

***

***

***

***

***

***

***

«Я решил, что путь освобождения откроется для вас через каждодневное ведение дневника, в котором воплотятся определенные освобождающие силы; он сможет — при истинной и сознательной работе с ним — многое дать вам, а в итоге и сообщить вашим соученикам нечто прекрасное и радостное. Я не фантазирую, не обольщаюсь и не прошу вас о чем-то таком, что еще глубже уведет вас в майю тщетности. Я предлагаю нечто такое, что наполнит вашу жизнь жизненностью, выражением и сделает вас излучающим.

Каждый вечер пишите свой дневник, имея в виду четыре точки зрения. Пусть он пишется с действительным размышлением и решимостью найти нечто, что связано с каждым из этих подходов. Это приучит вас к постоянной зоркости в своей повседневной жизни, к живому вниманию к жизни, кипящей вокруг вас, и к постоянному пребыванию в состоянии медитативного размышления, которое должно занять место продолжительной, фиксированной утренней медитации. Четыре подхода, которые следует рассмотреть и охватить в вашем дневнике, следующие: ...

Этот дневник откроет вам то, чего вам недостает; ведение его натренирует вас в объективном и субъективном распознавании, в которых вы так нуждаетесь; он вытащит вас из себя самого и принесет вам откровение, радость и расширение горизонта. Поразмышляйте над словами: красота, цвет, служение, внешние взаимоотношения, внутренние связи. Больше я вам сегодня ничего не даю, кроме своего благословения»

Можно представить себе формальные ограничения того времени, стоявшие на пути реализации идеи группового дневника как децентрализованной совокупности дневников индивидуальных. Интересно, каковы были бы сегодняшние результаты группового эксперимента с точки зрения куда более широкой, если не сказать безграничной, современной объективной возможности в коммуникации и синхронизации по объективному времени. Определённо можно сказать, что благодаря Сети миллионы людей сегодня вовлечены в новый, специфичный и интенсивный вид отношений, что безусловно ведёт к принципиальным изменениям, но ученики всегда должны двигаться на шаг впереди, они должны использовать эту же групповую возможность сознательно, творчески и эффективно. На данный момент можно сказать, что они использую её точно так же, как и средние сетевые обыватели, и этого мало.

Online

Анализ сетевой активности и знакомство с расширяющимся за несколько лет кругом читателей trita.net позволяют сделать вывод, что, несмотря на уникальную и благоприятную современную возможность, в среде изучающих Вневременную Мудрость сегодня не существует сознательной практики и тем более традиции ведения духовного дневника, более того, она почти полностью отсутствует даже на уровне разрозненных индивидуальных инициатив. Общим местом сегодня является подпольная ЛС переписка, по большей части поверхностная, в силу своего realtime формата, в темпе которого мало кто способен удержать требуемую высоту мысли и речи. Общим местом является традиционное создание тематических кружков по интересам, групп старого типа, полузакрытых или закрытых вообще, со всеми вытекающими организационными перспективами и центрированием. Ну и что совсем очевидно, общим местом является сетевой круговорот цитирования + сопутствующий ему труд служения лайками и перепостами. В итоге, можно обнаружить достаточное количество виртуальных точек контакта, за которыми даже не очевидно реальное существование людей, своего рода сетевой венецианский бал-маскарад, собрание полуанонимных наблюдателей друг за другом.

Почему всё происходит именно так? Причин можно обнаружить много, и объективных, и психологических, но, опять же, не стоит склонять чашу смысла в сторону агитации, вполне достаточно разносторонне рассмотреть саму идею, оставляя каждому обязанность самому искать себя и своё место.

trita.livejournal.com 2008-2018

«Живой дневник» — это в полном смысле слова практика, и рассматривать его как теорию вне длительного и результативного опыта довольно трудно. Вероятно и по этой причине актуальность дневника остаётся без внимания, несмотря на приведённые выше и многим хорошо знакомые слова из книг об ученичестве.

Один известный деятель искусств рассказал как-то в интервью, что он пытался в своё время вести Живой Журнал, но быстро понял, что это работа, а на ещё одну творческую работу у него просто нет времени, и потому он стал пользователем Facebook. Пример довольно показательный и отражающий разницу в напряженности, которая автоматически является и разницей в требованиях, выдвигаемых претендентам на причастие к той или иной сфере активности. Активность социальных сетей подчинена закону экономии, а блогосферы — закону притяжения и отталкивания, потому соцсети намного более удобны для повседневного и формального использования.

С развитием социальных сетей блогосфера нынче изрядно поредела, что неудивительно и даже полезно для блогосферы. Понятно, что социальные сети удовлетворяют (и эксплуатируют) нужды личности, тогда как «Живой Журнал» ориентирован на индивидуальность, он существует по другим законам, выдвигает другие требования и потенциальный барьер напряженности настоящего дневника намного выше объективной функциональной протяженности повседневного (если даже не сиюминутного) личного социального аккаунта. Следуя закону экономии и линии наименьшего сопротивления, статистическое большинство неизбежно сфокусировано в последнем, вращаясь по часовой стрелке.

Для объективного трения социальных сетей оптимально достаточно, но для индивидуального выражения и тем более эзотерически-группового взаимодействия это не тот формат, который способен вместить нечто действительно субъективное, не подчинив его механической рутине, перемалывающей бесконечную суету повседневности людей. «Перетереть за Иерархию» — это не тот уровень, не тот «узор», не тот регистр речи, которыми претенденты на ученичество могут удовлетворяться. Набрать больше участников и лайков — это не групповые цели, это цели коллективные.

Десять лет назад нынешнему дежурному по trita.net казалось самоочевидным, что если вы намерены развивать качества ментальной восприимчивости, квалификацию в интерпретации и выразительности через слово и в символ, если намерены расширять опыт понимания разнообразных психотипов своего окружения, расширять опыт контактов и отношений, проявлять самостоятельную инициативу и сталкиваться с последствиями ошибок, иллюзий и кризисов — делать всё то, что в теории является обязательными условиями эволюционного развития стремящегося (а на более высокое «звание» автор и не претендует), то и методологию вам нужно применять соответствующую, чем интенсивнее — тем лучше. Потому в течении без малого десяти лет (с начала эксперимента trita.livejournal) и дневник и журналист переживали обетованные взлёты и падения, создавали и разрушали иллюзии, находили и теряли смыслы, узнавали и открывали перспективы — учились. Количественные показатели, конечно, не гарант напряжённости и истинной интенсивности, но тем не менее: 2 500 записей, 37 000 написанных комментариев, 42 000 полученных — это пусть математическая, формальная, но всё же уплаченная цена дневника.

Всё это было и остаётся в открытом доступе, все умности и все глупости — весь процесс, а потому любой, если ему необходимо, может со стороны и в меру своего понимания составить собственное мнение, выстроить своё отношение. Эта разносторонняя возможность есть полноценный вклад во внутреннее групповое взаимодействие, в укрепление внутренних связей. Пусть гражданская личность автора практически неизвестна, она и не принципиальна, но как субъект и как единица групповая этот автор не представляет никакой тайны, для имеющих уши, глаза, возможность и необходимость.

Среди внешних последствий ведения дневника можно отметить возникновение ресурса trita.net. Это самое очевидное. Необходимость существования такого инструмента стала понятна в процессе: групповая природа блогосферы быстро выявила отсутствие возможности ссылаться на полноценный контекст текста, а в сетевом смысле это упущение слишком откровенное. Необходимость «Азбуки Эзотеризма» также была обнаружена через дневник. Наконец, и как итог достижения определенной квалификации, появился данный Дневник на сайте trita.net. Это не живой дневник в том смысле, который мы рассматриваем в этой записи, это скорее трансмутация дневника в нечто более напряжённое, требующее иного ритма и подхода. В любом случае, без опыта первого дневника, второй Дневник не имел бы ни объективной, ни субъективной возможности появиться.

В остальном, всевозможные идеи, мысли, изображения, экспромты — всё это не так цельно и важно, но тоже может составлять интерес или групповое применение, предугадать который невозможно. О внутренних последствиях также вряд ли возможно говорить, как минимум этот опыт позволил понять ту идею взаимной групповой ментальной вовлечённости, которую Тибетец пытался привить группе через «Духовный Дневник», и которая сегодня продолжается в предлагаемой инициативе 19111919.

Комменты. Специфика асинхронного ментально-интуитивного контакта

Технические условия сегодня позволяют не только широко реализовывать сознательный подход к ведению духовного дневника, они позволяют реализовать его намного более полно и объёмно, благодаря возможности включить в него не только записи, но и переписку, и не просто переписку, как её принято понимать, а взаимный обмен, возникающий спонтанно и в открытой децентрализованной системе общения, и это ещё большой вопрос, в каком из этих аспектов (в записи или в комментариях) духовный дневник более эффективен.

Качественный сетевой контакт является по-настоящему интуитивно-ментальным, требующим от каждого участника полноценной нейтральности и децентрализации, а это пока ещё довольно высокие требования. Там, где эти требования не могут быть выдержаны, имеет место либо ритуальная формальность (обмен любезностями и банальностями), либо разнополярная поляризация, перетекающая в конфликт, явный или скрытый. Вероятно, именно такого рода кризисы и конфликты, неизбежно возникающие на пути к правильным человеческим отношениям и выявляющие скрытые внутренние и внешние ограничения, становятся одной из основных причин подсознательного нежелания учеников «ввязываться во всё это», вынуждая их искать более привычные формы контактов, с сохранением безопасной и контролируемой дистанции, с наличием положительного эмоционального фона, предсказуемых правил игры. Открытая децентрализованная система блогосферы всего этого не гарантирует, даже если она включает в себя людей единых намерений, поскольку реальное единство не есть взаимное согласие в тезисах. Открытая система испытывает на прочность не только способность контактировать, но и способность «уклоняться от объятий», сохраняя в обоих случаях позицию наблюдателя.

Говоря «открытая децентрализованная система», мы, конечно, не рассматриваем в буквальном смысле некий «форум», небезызвестный и совершено неактуальный в данном контексте метод сетевого общения. Между форумом, блогосферой и социальной сетью существует вполне принципиальная разница.

Что такое «децентрализованная группа», мы рассмотрим чуть позже, сперва хотелось бы рассмотреть природу объективных сетевых контактов, она довольно специфична, но ей не уделяют должного внимания, действуя инстинктивно.

Интересный психологический феномен: из всех объективно возможных форм контакта асинхронный контакт посредством текста или символа (через письмо, например) с эзотерической точки зрения является наиболее оккультным, поскольку в таком контакте менее всего задействован аспект формы. Если же смотреть с точки зрения личности как формы в трёх мирах со всем наработанным механизмом её восприятия, то такой оккультно-свободный от ограничений контакт видится ровно наоборот как сильное ограничение возможностей, поскольку привычные методы восприятия сильно урезаны. Отсюда естественно: где ментально-интуитивная восприимчивость не является доминирующей, где имеется склонность к мистицизму, где наработана привычка «лучше один раз увидеть» — там возникает негативное отношение к тексту как единственному объективному медиуму между умами, и это, опять же, становится препятствием для ведения живого дневника.

В этой связи также можно утверждать, что преодоление внутренних ограничений феноменальной фокусировки, развитие интуитивно-ментальной восприимчивости — это одна из ключевых индивидуальных целей ведения духовного дневника, имеющая неизбежные групповые последствия. Так же как под «братством» нормальный человек понимает такое состояние социальных отношений, при которых окружающие не входят в конфликт с его личными идеалами, ценностями и целями, так же и под «взаимопониманием» человек подразумевает достижение таких ментальных отношений, при которых именно он является понятым и принятым окружением, — все эти централизованные позитивные иллюзии придётся разрушить, каждому, кто вступит в традицию ведения Живого Дневника.

Децентрализованная группа

В децентрализованной системе каждый сам вынужден отвечать за все аспекты своей активности, пожинать групповые плоды индивидуальной инициативы, выстраивать характер, масштаб и геометрию отношений, обнаруживать и распознавать ограничения, как свои, так и чужие, формировать новый характер, способный быть жизненным в таких разноплановых условиях. Никакого внешнего плана или шаблона, который можно было бы примерить, никто не предложит, аспект формы и организации сведён к минимуму.

В прежние времена группы, школы, монастыри выстраивались вокруг вполне определённого «устава», заложенного личным усилием вполне конкретного авторитета. В организованных группах участники, как правило, не выражают себя как они есть, они пытаются приводить себя к соответствию некоему организационному идеалу, традиции или стандарту, исполнять какую-либо программу или план. Такой подход был актуален и адаптирован ко времени, старая система образования построена по такому же принципу, немало людей живёт в этом времени сегодня, следуют этим методам и развиваясь, но для учеников те времена уже прошли.

Принцип свободы — а децентрализованная система является воплощением этого принципа — сам по себе не догма, это естественное состояние, базовое условие эволюции, фундаментальность которого ученики рано или поздно обязаны будут правильно распознать и реализовать в своих отношениях с окружением. «Давление авторитета», которое возникает почти всегда и вне зависимости от благости намерений, подменяет внутреннее индивидуальное усилие на силу внешнюю, что автоматически ведёт к усилению формы в ущерб эволюции сознания. В данном случае мы говорим о форме ментальной, об усилении низшего ума под давлением стереотипов, авторитетов, догм, традиций, социальной среды, групповых иллюзий и пр.

Планомерная работа с дневником в децентрализованной схеме отношений ведёт к интеллектуальной координации, которая в свою очередь рассеивает наваждения, разрушает иллюзии и увеличивает интуитивную восприимчивость к абстрактному и духовному, а значит, и к групповому в его реальном смысле.

Человек неизбежно стремится к соучастию в чём-либо, тем самым невольно претендуя на свою готовность разделять групповую ответственность, в то время как реальной готовности у него ещё нет. Для стремящихся это выражается в намерении разделить служение (как они его понимают), занять место в группе (как они её понимают), в то время как реальным служением для них ещё долго будет являться процесс эволюционного развития, и от нормальных людей их отличает возможность подходить к этому развитию сознательно, а значит, более интенсивно и напряжённо. Стремление принести пользу миру из положения уже достигнутого ими в иерархии полезности чаще продиктовано желанием ученика получить от мира подтверждение реальности его собственного существования, получить подтверждение обоснованности тезиса «Я есть».

Децентрализованная группа – это не сообщество обособленных индивидуалистов, превыше всего ставящих личное право и личные границы. Настоящая децентрализованная группа, как форма, есть низшее соответствие так называемого «изолированного единства», и внешняя обособленность единиц вызвана не доминированием эгоцентризма личности, а обусловлена текущей эволюционной задачей ученика, и задача эта, как известно, заключается в отыскивании и прокладывании индивидуального Пути.

В децентрализованной группе каждый по-своему решает одну и ту же задачу, и по мере решения индивидуальной проблемы, по мере раскрытия природы души, внешняя группа из виртуальной становится всё более реальной, и внутренний организм постепенно выявляет внешнюю организацию, а не наоборот, как это во все века пытались реализовать идеалисты, всякий раз претерпевая неудачу и добиваясь результатов чуть ли не прямо противоположных.

«Парадоксальность ситуации в том, что ученику говорят отыскивать Путь, однако никто ему не может указать этот Путь. Те, кто знают Путь, не могут разъяснять, зная, что Путь прокладывает сам стремящийся, как паук вытягивает свою паутину из центра своего собственного существа. Итак, в каждом поколении лишь те души расцветают в адептов, которые в одиночку «истоптали ягоды в точиле для вина гнева Бога» или (другими словами) самостоятельно отработали свою карму и сознательно взялись за задачу прокладывания Пути...

Он стал тем, кто он есть, потому что испробовал все меньшие пути и понял их недостаточность; он верил многим наставникам только для того, чтобы обнаружить, что они – «слепые поводыри слепых». Ему не остается ничего другого, кроме как стать своим собственным наставником и в одиночку отыскать собственный путь домой. В одиночестве, которое является участью каждого истинного ученика, рождаются то знание себя и та уверенность в себе, которые, в свою очередь, позволят ему стать Учителем. Это одиночество обусловлено не каким бы то ни было духом обособленности, а условиями самого Пути. Стремящиеся должны глубоко осознать это различие»

Объективная независимость единиц децентрализованной группы (физическая, эмоциональная и rupa-ментальная) обусловлена «условиями самого Пути», или принципом оккультной свободы. Понятно, что на практике и на начальных стадиях подобная «независимость», скорее всего, будет обусловлена обычным эгоцентризмом, но децентрализованная система обладает качеством самоорганизации, и потому всякий эгоцентрик будет сам себя изолировать от групповой возможности, пожиная плоды и извлекая уроки, не нанося такого ущерба, который в обычных группах ведёт к расколам, распадам, к поиску иного формата, которого нет.

Технически децентрализация обеспечена самой структурой блогосферы, где каждый сам достигает качества и количества своих отношений, и где на эти отношения не претендуют «посторонние» из сферы личной жизни, как это происходит в социальных сетях, вынуждая учеников нарушать принципы социальности этих сетей, создавать виртуалов, пытаясь хоть как-то урегулировать несоответствия действительного с желаемым.

Блогосфера сама по себе является системой открытой и в основе своей безличной. В неё уже вовлечено множество вполне реальных учеников, пусть даже и не имеющих прямого сознательного интереса к эзотеризму, а такой интерес вовсе не обязателен для многих стадий обучения.

Кризис децентрализации

Сама идея открытой публичности (даже если буквальной публики у сочинителя и нет) затрагивает групповые масштабы энергий и потому неизбежно несёт более высокое напряжение, открывает более древние иллюзии, последствия от воздействия которых невозможно предугадать. В отличии от организованных групп — тематика и правила которых образуют внешнее защитное кольцо, внутри которого участники ощущают себя вполне определённо и даже комфортно — в открытой системе вакуум большого масштаба и неопределённость причинно-следственных событий создают кризис, иллюстрацию которому можно найти в известном библейском сюжете, когда Спаситель предложил Петру выйти из лодки в бурное море. Ученики должны научиться ходить по поверхности эмоциональных реакций, не погружаясь в них, научиться быть свободными и подвижными по всем направлениям мышления, а не только в том стереотипном русле, где плывёт лодка традиции. Обратная связь в открытой системе может оказаться непредсказуемой, негативной, дискомфортной, а то и вообще никакой — с этими состояниями ученик также должен найти правильные отношения.

Кризис децентрализации всегда гарантирован претенденту на ученичество, поскольку его вековая увлечённость собой, погруженность в свои проблемы, и длительное стремление в наилучшем свете репрезентовать себя окружающим, создают сильный ментальный вектор (привычку, или метод существования), инерция которого продолжает реализовывать себя. Неизбежные негативные последствия этой привычки постепенно вводят сознание в сферу действия иных законов и принципов, которые ученик должен распознать, а распознавая, он приближается к необходимой для группового участия нейтральности, к потере амбиций.

Инициатива

Данная тема не является руководством по ведению дневника (да и вряд ли такое руководство будет полезным), и ученику действительно придётся самому найти выход из положения, и нередко этот выход намного ближе, чем кажется. В конце концов, что есть истинное стремление как не инициатива в действии? Как уже упоминалось, ученик должен сам обнаружить свою инициативу, её направление, её цель. Распознать в процессе и проявить. Настоящую инициативу (импульс души) нельзя выдумать, спланировать, прочитать или перенять. Все эти методы лишь подводили ученика к инициативной возможности. Нередко за первым оптимистичным творческим усилием следует внезапное открытие внутренней немоты, распознавание того неприятного факта, что ученику буквально не о чем говорить.

В организованных группах инициатива явно или скрытно находится во внешнем управлении, и во многом сама тяга к коллективизации обусловлена возможностью делегировать проблему инициативы неким внешним силам. Такова притягательная сила закона экономии, магнетизм этого колеса всегда испытывает сознание ученика на зрелость, на способность искать пути наибольшего сопротивления.

Эзотеризм сам по себе — как сфера социальной активности, довольно эфемерная на сегодня — вовсе не является обязательным направлением для инициативы ученика. Большая часть учеников наверняка найдёт свою инициативу там, где они её уже нашли, если посмотрят на свои жизненные тенденции и занятия под новым углом, эзотерическим и групповым.

Включённость

«“Новую заповедь, что даю я вам”, можно выразить словом “включенность”, это отличительная черта Нового Века, универсальный дух, отождествление себя с другими, единство со всеми своими собратьями...

Вы никогда не попадете туда, лишь рассуждая об этом, рассматривая проблему теоретически. Вы попадете туда, делая правильно одну вещь. Это звучит совсем не интересно, но каковы бы ни были ваши обязанности, выполняйте их. Развивайте в себе правильную внутреннюю позицию и будьте широко открыты для всех ваших собратьев. Научитесь медитировать, и притом по-настоящему. Я не говорю о том, чтобы погрузиться в тишину, сесть и переживать блаженное, мирное состояние, надеясь, что потом вы почувствуете себя лучше.

Медитация, если правильно ей заниматься, — это трудная умственная работа, потому что она означает ориентацию ума на Душу, а вы не умеете этого сделать. Она означает, что когда вы научились фокусировать ум на Душе, вы должны устойчиво владеть им, а вы этого не можете; когда вы этому научитесь, вы должны научиться слушать своим умом, что Душа говорит вам, а вы и этого не умеете. Потом вы должны научиться взять то, что Душа вам сказала, облечь в слова и фразы, и впустить это в свой ожидающий мозг. Вот где медитация, и только следуя этому процессу, вы станете служителем мира, потому что вы будете уже обладать силой того, чего вы добились»

Так же как зацикленность является характеристикой централизации, так включённость является характеристикой децентрализованной, или распределённой системы. Ведение дневника — это одна из базовых практик оккультной медитации, но подразумевает она не только инициативу индивида в самовыражении, не меньшую инициативу ученик должен проявлять в понимании выражения его соучеников, не меньшую в поддержании точек напряжения возникающих отношений — все три аспекта активности групповой единицы должны развиваться пропорционально, только так настоящая включённость может реализоваться. На практике же нередко доминирует только один аспект, позитивный, негативный или нейтральный, свойственный личности и игнорирующий групповую необходимость.

Групповая децентрализация прямо пропорциональна децентрализации каждой единицы, и в этом группа являет низшее соответствие Ашраму, в этом и основная практическая трудность на сегодня. Включённость эмоциональная, и включённость ментальная — это разные процессы и разные состояния, различие которых можно изучать на примере различий физики жидкости и газа. Можно обнаружить, что «децентрализация» есть молекулярная характеристика газообразного состояния, и по аналогии только ментальная фокусировка способна продвинуть кандидата на свою позицию в децентрализованной системе отношений, если читатель не забыл, что ментальный план — это третий, газообразный подплан Космического Физического Плана. Кама-манасическую и астральную природу, со свойственной жидкостям силой поверхностного натяжения и влиянием гравитации, имеет включённость в группы старого типа, о которых уже много говорилось.

Включённость обеспечивает не только связность, но и расширение сознания, а потому такие инициативы как «Движение Треугольников» (связность) и «Школа Арканов» (расширение сознания) потенциально, но на более эффективном уровне, могут реализовываться в децентрализованной сетевой группе автоматически, спонтанно, как естественное следствие групповой активности, не требующей организации, со всей её негативной и сдерживающей формальной стороной.

Всякая мысль, будучи рассмотрена разносторонне — рассмотрена децентрализованной группой мыслителей — приобретает законченную точность и объём, при условии, конечно, что мыслители обладают зрением на ментальном плане. При достаточном развитии включённости полноценное оформление мысли может происходить автоматически, достаточно лишь обратить внимание группы. Так индивидуальное понимание со временем становится по-настоящему групповым, универсальным.

Концентрация

Пытаясь довести мысль до объективного выражения, ученик неизбежно проверяет свою способность к концентрации, знакомит себя с реальным состоянием своего ментального тела, которое, как и тело физическое, кажется вполне удовлетворительным до появления нагрузки превышающей норму. Живой Дневник — это планомерная нагрузка на ментальный проводник.

О концентрации, как первой ступени и основе медитации, было написано много и подробно:

«Можно задать вопрос: как проще всего научиться концентрации? На него можно ответить словами французской пословицы: “Лучший способ устранить, это заменить”. Можно прибегнуть к тому, что называют “изгоняющей силой нового увлечения”. Глубокая заинтересованность новой интригующей проблемой и фокусирование внимания на новом динамичном вопросе автоматически делает ум сосредоточенным.

Другой возможный ответ: будьте всё время сосредоточены на всём, что вы делаете в течение дня. Концентрация быстро разовьётся, если мы будем культивировать привычку к точности во всех своих делах. Точная речь вызовет потребность в точном внимании ко всему, что мы говорим, читаем или слушаем, что потребует концентрации и разовьёт её. В конце концов, истинная медитация — это состояние ума, вырастающее из концентрации.

Цель наших усилий — так натренировать ум, чтобы он стал нашим слугой, а не хозяином, и при этом развить способность к концентрации, подготавливающей к настоящей медитативной работе. Поэтому серьёзный учащийся будет культивировать пристальное внимание в своей повседневной жизни и тем самым научится управлять своим умом как аппаратом мышления

Позвольте мне подчеркнуть необходимость постоянно сосредоточенного отношения к жизни. Секрет успеха можно выразить следующим образом: будь внимателен. Беседуя, читая книгу или занявшись писанием письма, будем устойчиво концентрировать свою мысль на том, что мы делаем, и так постепенно разовьём способность к концентрации»

Ведение дневника и возникающая стабильная концентрация в итоге задействует три центра выше диафрагмы:

  • головной центр обеспечивает актуальное и универсальное содержание;
  • горловой центр управляет адекватной формой выражения;
  • сердечный центр отвечает за правильные групповые отношения.

Это идеальная и хорошо известная схема, но в реальности современного стремящегося активный творческий треугольник имеет иные вершины, геометрия этого треугольника далека от пропорциональности, порождая не самую адекватную форму выражения, а также множество хорошо известных сегодня коллизий в отношениях, с чем и приходится регулярно разбираться, что приходится переживать.

Стадия осаждения и её проблема

На стадии конечного выражения ученики нередко сталкиваются с таким явлением, когда вполне понятная и стройная (как кажется) мысль, при попытке её формулирования превращается в нечто невразумительное, а то и вообще ускользает от мыслителя. У этого явления существует и макро-аналогия, упомянутая такими, например, словами:

По существу, речь о преломлении света в разных средах, подобно известным оптическим феноменам физики, о разных диапазонах вибраций и о мыслителе как посреднике. Подобно разнице скорости света и звука, а также разнице (в скорости и мощности) между визуальным и аудиальным восприятием человека, абстрактная мысль воспринимается внутреннем аналогом глаза, ментальным зрением, в то время как речь, в которой эта мысль пытается себя выразить, формируется ментальным аналогом языка, и разница задействованных материй часто приводит к срыву синхронизации. Синхронизация в таких условиях требует квалификации и навыка, которые постепенно развиваются у стремящегося, если он практикует ведение духовного дневника или любую аналогичную практику. Тренинга требует ментальная фокусировка, позволяющая «твердо стоять в средней точке» — динамически устойчиво конкретизировать абстракции.

Для нормального ума сегодня не составляет проблемы процесс конкретизации конкретного — перенос в текст содержания памяти, образа кристаллизовавшихся мыслеформ плотных уровней ума, процесс аналогичный copy-paste. В случае с учеником работы такого рода уже недостаточно, в ней нет напряжённости, и его работа нацеливает его выше, она ставят перед ним проблему абстрагирования и осаждения.

Так же как эфир соотносится с плотной материей, абстрактная идея имеет волновую природу, по отношению к корпускулярной природе слова и текста. Правильное ведение дневника задействует все три аспекта и три Закона, а так же все доступные уровни восприятия, выявляя уму его объективные ограничения и предоставляя возможность двигаться к их преодолению:

  • стимулируя планомерной практикой развитие и выстраивание недостающих по количеству и качеству структур ментального тела
  • проясняя и дисциплинируя астральный проводник
  • развивая эфирное тело и физический мозг

Такая активность является по-настоящему ашрамной, а не индивидуальной, как может показаться: в данной практике индивид развивает пути нисхождения ашрамной энергии, поскольку «индивидуальное эфирное тело есть только часть, аспект, эфирной сети человечества»:

Развивая и очищая свою речь от астральной и низшей природы (которые изначально всегда оказывают сильное деструктивное влияние) ученик выполняет реальную групповую работу, даже если объективность её неочевидна. Принципиальное общение всегда предоставляет массу коллизий, в которой эта природа захочет себя выразить, потому среди стремящихся существует как позитивная тенденция доказывать везде и всюду свою правоту, так и негативная тенденция избегать ситуаций, в которых могли бы раскрыться неприятные реакции низшей природы, за которые им потом будет стыдно.

От Слушай к Знай, от Осязай к Выражай

Основные усилия на данной стадии сводятся для индивида к одной глобальной цели, к преодолению эволюционного расстояния от «кандидата на ученичество» до «ученика», что по сути равно раскрытию универсального мышления хотя бы в начальной стадии. Эта прописная истина между тем вызывает заблуждения, поскольку не существует возможности пояснить конкретными словами и конкретному уму, что есть мышление абстрактное, и потому кроме идеалов стремящиеся не имеют внятных ориентиров, они вынуждены двигаться вслепую в свете идеала, полагаясь на время и судьбу, нередко забредая в дебри традиций и водовороты коллективного умствования.

Целенаправленная работа с дневником и децентрализованной группой способна значительно увеличить эффективность прохождения критической эволюционной точки, преобразуя восходящий потенциал практики «слушай» в нисходящий потенциал работы «выражай». Подробности по данному вопросу можно прочитать в Правиле XIV.

На начальной стадии попыток своего «выражения» ученик обнаруживает эти тенденции:

«Когда начинающий на Пути размышляет о смысле «выражения», его интересует собственная способность выражать истину, которую он понимает теоретически, но пока не может сформулировать. Такой интерес полезен, так как питает его устремление, заостряет его внимание к себе и усиливает его простодушный эгоизм. Зачастую это порождает собственные проблемы, такие как ощущение своей несостоятельности или переоценка своих успехов, или мешает развитию чувства соизмеримости»

Он должен пройти через них проявляя свою инициативу, а не скрываясь в безынициативности или стереотипном подражании «правильному поведению». Ученик сам, как известно, порождает свои кризисы, и познать латентный творческий эгоизм и самолюбие ему вполне под силу, в том числе и через дневник. В итоге ученик освобождается и достигает того качества активности, про которое написано:

«Их работа лишена какого-то бы ни было эгоизма, и они не приписывают себе того, что создают, но считают это выражением иерархической активности. Они свободны от всякого стремления отождествляться с тем, что выразили, но — создав то, на что указал их ашрамный импульс, — переходят к новому выражению динамической и пребывающей в вечном движении цели. Их интересует не форма, но жизнь, организм, а не организация, идеи, а не идеалы, истинная суть, а не тщательно разработанные теологии»

Дневник как медитация

«Человек, изучающий медитацию, должен стремиться к двум вещам:

Во-первых, он должен научиться “проникать” в свой ум и правильно интерпретировать то, к чему прикоснулся, а затем правильно и точно передавать это мозгу, внимающему и готовому к приёму впечатлений... Во-вторых, он должен научиться распознавать природу энергий, с которыми контактирует, и правильно их использовать...

В этих двух идеях правильной интерпретации и правильной передачи, а также правильного использования энергии заключена вся суть медитативной работы»

Аналогичные принципы лежат в основе практики «духовный дневник», находя более мощное и системное выражение, так как задействуется весь диапазона материй и сил, от высших ментальных до плотных материальных, а также имеет место последующий контакт с окружением и обратная связь, объективная или субъективная.

Медитирующий восточного типа не сталкивается с такими проблемами, полностью полагаясь на внутреннюю абстрактную самооценку, а потому нередко такие восходящие медитации представляют собой не более чем оригинальное времяпрепровождение, индивидуальное или коллективное. Западный тип медитации иной, он вынуждает западать свет откровения за горизонт материи — осаждать медитативную мысль в слово или символ, анализировать результат, извлекать индивидуальные и групповые последствия. В этой конкретизации видна энергия и активность Седьмого Луча, которую Запад за последние века так энергично принёс на Восток, пробуждая восточную цивилизацию от долгого медитативного сна и погруженности в себя.

Седьмой Луч и Век Водолея

Ведение живого дневника является практикой, реализующей или раскрывающей энергии и силы седьмого луча. Само слово «практика» по существу означает «активность седьмого луча», поскольку любая практика есть планомерная объективизация субъективной идеи, применение Жизни в жизни. В низших аспектах это приводит к кризису перепроизводства и кристаллизации, в высших — к росту эволюционной энергичности и эффективности. Так и дневник, практикуемый как вещь в себе, становится нагромождением никому не нужного текста, а реализуемый сознательно, становится инструментом индивидуального и группового развития.

Вот, например, какое описание можно применить к сущностной природе «духовного дневника» как индивидуально-групповой практики:

«Проведение силы и предоставление канала – все это мистические способы выражения естественных явлений, которые пока плохо понимаются, но когда-нибудь дадут ключ ко второму аспекту электричества. Аспект этот полнее выявится в Эпоху Водолея при посредстве Седьмого Луча. Одним из его первых эффектов станет более широкое понимание и подлинно научное обоснование братства»

Вкратце можно обратить внимание на основные аспекты Седьмого Луча, задействованные в дневнике:

Ритуал

Во времени дневник выражается как планомерный ритуал, отражающий устойчивое индивидуальное намерение. «Ритуал» часто путают с «организацией» или «механизацией», понимая его внешне, так же и «ведение дневника» нередко отражает лишь «движение на поводу у дневника». Разница может вызвать затруднения, но рано или поздно она прояснится контрастно, как чёрное и белое, так же как и «различие между интроспективной и субъективной жизнью».

Истинный ритуал есть «служба», он выражает не повторение каких-то формальностей, а непреклонную волевую инициативу. Внешне он видится как механическое повторение потому, что универсальный источник истинной воли, на своём собственном плане, существует в ином масштабе времени, и там где духовно имеет место один волевой импульс — там физически может отразиться длительный повторяющийся ритуал служения этому импульсу. Естественно, что волевой импульс может уже выйти из воплощения, тогда как ритуал ещё долго будет по инерции двигаться дальше как традиция и формальность. Распознавание этой разницы действительно не очевидно.

По этой же причине недостаток внутреннего волевого аспекта (не путать с личным упорством) всегда пытаются подменить организационным планированием — внешними силами материи — что вполне понятно, но не эзотерично. Седьмой луч можно назвать первым лучом в проявлении (так же как и первый можно назвать трансцендентным седьмым), отсюда может быть понятен акцент на волеизъявлении, как движущем факторе практики ведения дневника, как источнике инициативы.

Магия

Эта же функциональность справедлива и для дневника, как методологии создания проявленных форм. Понятно, что ученику только ещё предстоит проникнуть в понимание настоящей магичности, достигнуть мастерства и компетенции, но понятна должна быть и невозможность сделать это ожиданием лучших времён. Магия, или творчество, это метафора и содержание просветленной деятельности, и тренировка этой компетенции неизбежно начинается во тьме невежества.

Как ещё ученику адаптироваться к законам мышления, если не через регулярную практику ясного формулирования мысли? Живой Дневник — это внешнее отражение данной практики, её следствие, а не причина. Век Водолея также знаменует собой эпоху ясного формулирования мысли, и в первых рядах этого времени могут идти только ученики.

Наваждения

Для того чтобы наваждение обнаружить — ему нужно дать возможность конкретизироваться, и в этом смысле слово, речь, текст неминуемо выявляют многое тайное, а потому и являются оптимальным средством самоанализа и освобождения. Известно, что ученик должен контролировать свою речь, но чтобы контролировать её, он ведь должен и говорить? Практика ведения дневника предоставляет ему такую регулярную возможность, ведущую к выявлению наваждений в том числе, а это «выявление» является одним из негативных психологических факторов, из-за которого ученики нередко инстинктивно избегают такого рода инициативы, либо стараются скрыть её, порой злоупотребляя анонимностью.

Для некоторых лучевых типов Учитель прямо рекомендовал «заставлять» себя высказываться:

По длительному опыту сетевого общения можно сказать, что для многих требование «записывать свои мысли ясно», а тем более используя свою инициативу, составляет действительно серьезную проблему, встречу с которой они лишний раз предпочтут избежать. Говорить слишком абстрактными намёками, или наоборот, книжными узкими формулами — это две известные крайности неустойчивой ментально позиции, которую всё же возможно качественно изменить, если приложить соответствующие и длительные усилия, игнорируя негативный эмоциональный фон.

Умение разбираться

Всякая попытка сформулировать мысль требует умения разбираться. «Разбор», если рассмотреть это слово внимательно, является одним из эпитетов дифференциации — активности Закона Экономии, или Третьего Аспекта творческой деятельности — активности интеллекта. Абстрактная идея требует для своего выражения дифференциации, или разбора и отбора плотной ментальной материи. Точность, или острота разбора обусловлена высотой, или частотой достигнутой мыслителем вибрации. Этим качеством в частности обусловлен правильный выбор слов.

Как и всякий регулярный тренинг, ведение дневника, будучи практикой ментальной, развивает органичную организацию ментального проводника, повышает его вибрационные качества. Распространённая идея, что прежде чем выражать себя, ученик должен научиться выражению, в оккультном смысле является заблуждением, вызванным опять же проблемой самолюбия, которое на данной стадии развития видится всё ещё более принципиальным, нежели ученичество.

Правила ведения

С учётом уже сказаного стоит ли говорить, что «правила» ученик распознаёт и устанавливает для себя сам, а от того, насколько эти правила актуальны и соответствуют реальности, зависит объективная состоятельность группы в целом. Если группа несостоятельна, если для её реализации не хватит количества или качества инициатив — значит таково реальное положение дел на сегодня, но сама идея от этого не страдает. Напротив, организовав какое-либо общество, или школу — объективную структуру с чётко расписанными правилами, можно создать довольно плотную и долгоиграющую майю, только внешне похожую на выражение идеи, но кроме риторики не имеющую реального духа. Примеров тому множество.

Эзотерически «правилами» называют определённые компетенции, соответствующие каждой стадии раскрытия и обязательные для этой стадии как эволюционные достижения. У стремящихся свои компетенции, у учеников — свои. Это ведь очевидно, что не существует возможности требовать от человека проявления тех качеств, которых он эволюционно ещё не достиг, потому любые формальные требования не создают ничего, кроме более плотной иллюзии — имитации поведения, которое кажется правильным и необходимым. Говоря о групповой практике духовного дневника, компетенции для этого уровня сознания описаны в хорошо известных «Правилах Дороги», если переложить их с символического языка на современный сетевой. Например:

«Трех вещей должен избегать Странник. Носить капюшон или маску, скрывающую его лицо от других, нести с собой кувшин с водой, которого хватает лишь для него самого, нести на плече посох без крюка, за который можно держаться»

Выше уже говорилось, что активность и включённость ученика должна быть трёхсторонней. Также ученики не должны злоупотреблять сетевыми механизмами виртуализации, вводить в заблуждение, умножать и без того плотную сетевую иллюзию — всё это очевидные вещи, которые, как ни странно, часто приходится объяснить взрослым людям.

Проблема многих стремящихся сегодня в том, что по-настоящему «эзотеризм» для них только хобби, игра ума, которую они не распознают, нередко полностью сживаясь с выбранной ролью. Естественно, что при такой игре личные привычки, предпочтения и правила всегда доминируют, и группового сознания за такой маской практически нет.

Тезисы

Ученик соотносится с дневником так же, как душа соотносится с личностью. Этот аспект опыта (если на его раскрытие хватит сил и средств) является, пожалуй, самым ключевым, поскольку на аналогии своего опыта мыслитель не только познаёт принципы действия души во всех формах, через эту аналогичность открывается ещё более важная перспектива — перспектива реального объективного группового выражения, выражения через внешнюю децентрализованную группу дневников, оставляя в прошлом известные проблемы кристаллизации, свойственные коллективам, сформированным по старому организационному принципу.

***

«Духовный Дневник» — это йога, оккультная и групповая медитация, даже если в содержании дневника нет ни слова из лексикона «хорошо образованного, но недалёкого эзотериста», как говорил Учитель.

«Живой Дневник» это не повествование, в котором мыслитель должен постоянно что-то говорит «о Боге», о душе, о своих переживаниях и мыслях по этим бесплотным поводам. «Живой Дневник» — это повествование неизвестного и неопределяемого заранее содержания, где предметность каждой записи обусловлена исключительно индивидуальной инициативой и мотивацией, в том времени и месте, где индивидуальная судьба находит причины для выражения. Все удачи и неудачи становятся групповым достоянием.

***

Полноценный «Духовный Дневник» отражает видение глаза души, в той мере, в которой этот тип зрения способен индивидуально раскрыться.

***

***

***

 

 
bugfixer invisible agent