Дневник
25.11.2015 Тетива стремленияДействительно трудно формулировать какие-то более эффективные или более стимулирующие слова относительно «внутренней перестройки», ведь все слова стоят в ряду внешних сил, и потому на внутреннюю перестройку чаще сказываются негативно, по крайне мере до того момента, когда внутренняя перестройка не раскроет возможности универсального внутреннего же понимания, вслед за которым и слова и любые иные внешние феномены перестанут доминировать над смыслом или вуалировать его, непременно искажая по закону «меньшее не вмещает большее». Как человек перестаёт отождествлять со «своим несовершенством», как мыслитель перестаёт эгоцентрично страдать от хронического изъяна себя? Тайна сакральная, пусть даже мы и сможем рассмотреть её механизм, рассмотреть тонкоматериальную физику подобного события. То, что «несовершенство» не есть атрибут или качество человека самого по себе — эта оккультная истина ведь совершено бессмысленно звучит вне понимания человеком самого себя как он есть в своём окружении, ведь именно туман несовершенства материи механизма понимания тысячелетиями скрывает от перерождающегося мыслителя знание о себе самом как он есть, а не как он вынужден принимать за себя тот обман внешней формы, что виден в зеркале феноменального существования, вынужден принимать и понимать себя таковым. В человеке самом по себе нет ни несовершенства, ни неведения, ни глупости. Человек — это эталонная частота вибрации, высший стандарт мастерства, добровольно погрузивший себя в невежественную материю для приведения к этому стандарту целой цепи взаимосвязанных эволюций, ближайшая из которых к нашему с вами пониманию — творческая иерархия дэв, называемых «человеческие личности». «Кого» или «что» я называю «я»? Вот вопрос. В каждом из нас — один и тот же Универсальный Ум и универсальный Человек. Один за всех и все за Одного. Все мы — разнообразные субъективные стадии обучения высшему в одном объективном пространстве, разные уровни достигнутого мастерства, именованные и подписанные во избежание временной путаницы. «Искупление» материи — вот задача, вовсе не какое-то мифическое «освобождение». «Освобождение» — это технический книжный термин, обусловленный иллюзией непросветлённого эгоцентрированного сознания ученика на его пути к «освобождению» от невежества. «Освобождение» ученика от невежества не имеет ничего общего с бегством из школы, оно суть наиболее полное погружение в обучение. Разве парадокс? Ничего нового тут не сказано, если только некоторые формулировки. Если разум это освобождение от глупости — да, давайте использовать это слово по его назначению. Рассматривая субъективные трудности стремящихся как объективные, как тонкоматериальные трения и трансформации субъективных форм, можно выделить несколько основных причин, или факторов, сдерживающих внутреннюю перестройку на том этапе, что под символом Скорпиона был рассмотрен ранее. В первую очередь имеет место и всё сильнее проявляется неправильное направление сил, что естественно, если мы говорим о «перевороте» или революции в сознании, перемене в направлении вращения колеса жизни. Все эти известные термины лишь внешне выглядят аллегориями, по сути же они намекают именно на буквальные свои смыслы: смена направления приложения вектора сил. Во времени сознание среднего человека направлено из прошлого в будущее; в пространстве — снизу вверх. Всякий мыслитель ниже диафрагмы осознаёт направление причинно-следственных связей именно в такой, «очевидной» для него последовательности, равно как и устремляет свои усилия к достижению более лучшего, более качественного, более «высокого» положения относительно текущей его «позиции». В устремлении по карьерной лестнице житейских возможностей он конечно прав, и это стремление движет его эволюцию, по крайне мере до тех пор, пока вавилонская башня судьбы не упрётся в прозрачный потолок небес. Таковы законы, методы и ограничения конкретного существования. Для ученика, чьи жизненные энергии переносятся выше горизонта диафрагмы, движения в пространстве и времени меняют свои векторы на противоположные, что он далеко не сразу может понять, с чем он далеко не сразу может синхронизироваться, следуя понятной тенденции, или инерции прошлого. Постепенно он начинает понимать, что «Воля Бога» — это движение, которое на внутренних планах уже совершено, произведя сдвиги в абстрактных пространствах высших материй и в будущем — относительно ученика — времени событий. Обычный человек устремлён в «светлое будущее», будучи ведомым духовным инстинктом и ориентируясь на Свет Души, пусть и большей частью бессознательно. Ашрамный работник в оккультном смысле «поворачивается к свету спиной», достигая правильной ориентации, хотя и парадоксальной, с точки зрения конкретного ума. Высшее движение совершено, План уже намечен и энергии уже задействованы, если понимать всё это в рамках конкретного цикла творческой активности. В субъективном времени эти энергии движутся из будущего в прошлое; в субъективном пространстве — сверху вниз. Эти творческие энергии движения Воли Бога, проходя через всю цепь Эволюций и Иерархий, достигают логоического эфирного тела — совокупности человеческих душ — и осаждаются на ментальном плане в сознание восприимчивых учеников, инициируя планомерную феноменальную активность. Именно человек, в конце концов, должен принять эти импульсы, воплотить на физическом плане План, распространить их на все нижестоящие царства. Как видно, говорить об этом глобальном движении в контексте «освобождения» кого-то или чего-то от чего-то или кого-то довольно странно. Такова работа, такова взаимосвязь и таково истинное направление вращения субъективного колеса. От мастерства ученика в творческом исполнении этого Плана зависит достижение конечного конкретного Совершенства, которое вовсе не детерминировано, не гарантировано изначальным абстрактным намерением, но полностью инициирует эту активность и направляет её изнутри. С точки зрения осознаваемой мотивации, ученик учится и сам себя посвящает только для того, чтобы выполнять данную работу как можно искуснее и совершенней. Никаких сугубо индивидуальных целей в ученичестве нет, да и могут ли они быть таковыми, не становясь при этом типичным злом обособления? Продвижение по Пути есть следствие эксперимента и опыта исполняемой работы, но ученик ни в коем случае не должен разделять в уме эту работу и себя самого, ведь ученик сам, как надёжный и искусный инструмент восприятия и контакта в трёх мирах, является совершено неотъемлемой частью Плана, потому-то его творческая работа над Планом автоматически сказывается и на нём самом. Кризис Пространственного Расширения Другой активный фактор, сдерживающий ученика, связан с так называемым «кризисом пространственного расширения». Аналогично тому как ребёнок первый раз выходит из дома на улицу, или подросток выходит из круга семьи в коллектив, или личность выходит в мир самостоятельной жизни — индивидуальное и обособленное сознание индивида достигает на пути испытаний того кризиса расширения, который инициирует необходимость к групповому сознанию. Децентрализация сознания, перенесение фокуса внимания и всей жизни из собственного центра, своих личных приоритетов и проблем на проблемы и приоритеты групповые, на центр большего целого — это ключевая тема всей эзотерической науки, начиная от Бхагават Гиты и Евангелия, и продолжаясь в сегодняшнем дне, не теряя актуальности, но только наращивая её масштаб. Речь не идёт о так называемом «расширении сознания», речь о расширении того пространства, в пределах которого осуществляется ментальная фокусировка, называемая «сознание», изменение масштаба которого ведёт к чувству «потерянности», духовной дезориентации в новом и слишком обширном пока ещё поле смыслов, энергий и сил, конца и края которым не видно, а значит не видно ориентиров на пути. Аналогично с изменением направления во времени пространстве, имеет место и «кризис расширения времени». Для так называемой «смертной личности», с которой стремящийся неизбежно отождествлён и за которую он удерживается как за соломинку в бурном море жизни, осознавание масштабов времени души становится довольно проблемным, поскольку масштабы эти, и та активность, которую душа инициирует на своём плане, по земным меркам намного превышает даже самые смелые амбиции низшего «я» по достижению каких-то принципиальных изменений «в этой жизни» (как бы нелепо эта формула не звучала в оккультном смысле). Слаборазвитый человек живёт в буквальном смысле сегодняшним днём, не в силах сделать ничего более, чем реагировать на события в минимальном радиусе своего существования. Интеллектуал мыслит, действует и действительно существует в масштабах обозримых на годы, а то и десятилетия. Стоит ли удивляться или сомневаться, когда мы читаем слова Учителя: «...опыт, неудачи и достижения учеников в моем Ашраме видятся мною в терминах циклов в одну тысячу лет»? Видятся не в феноменальных «событиях» и личных судьбах, которые вторичны и не принципиальны, но в «терминах циклов». Цикл жизни личности и термины этого цикла (а каковы, кстати, эти термины?) определённо вступают в конфликт, при выравнивании личности с душой и подчинении её контролю души. Тот ментальный настрой, тот ритм активности, те внутренние установки, которые обусловлены жизнью личности и синхронизированы с личностным временем — все эти наработки теряют свою принципиальность, уступая ритму и активности большего принципа, уступая по закону. Неуступчивость и нежелание «отдавать кольцо времени» является вполне осязаемым препятствием на Пути. Стремящиеся совершено неизбежно и по привычке первым делом стараются вместить Учение в рамки, в темп и в «термины» своей собственной привычной жизни, в то время как единственный реальный путь заключается в обратном вмещении, или «смирении». Ученики могли бы понять, но не горят желанием понять простой смысл, что их явное или фоновое стремление «дожить» до какого-то внушительного результата или качественного изменения, посвящения, откровения, знамения и т.п., — всё это происходит из подсознательного недоверия тому, что изучаемая ими субъективная реальность реальна на самом деле. Смена подобного ментального настроя требует многих усилий и опыта, его нельзя просто изменить, потребуется новый и качественный материал ума, который позволит выстроить нить достоверной аналогии между объективным нереальным и скрытым за ним миром причин, и уйти по этой нити за завесы феноменальных явлений. Все эти тенденции определяют существование самых разных психологических и практических проблем. Вот несколько наиболее понятных и известных:
* * * Стрелец«Скорпион», рассматриваемый в предыдущей записи, и та «внутренняя перестройка», которая рассматривается теперь, — обе темы в сущности полные синонимы. Битва Скорпиона за освобождение, это битва ученика за переориентацию своего сознания + преодоление кризисов расширения пространства и времени. Возможно ли описать всё разнообразие возникающих коллизий и проблем? Да и нужно ли. Конечная стадия этой борьбы, то достигаемое сфокусированное и нацеленное динамическое равновесие, которое выражено в Стрельце, — этот образ более информативен как конечная цель, или ориентир всех текущих усилий. Внешнего взгляда на символ стрельца достаточно, чтобы выделить такие ключевые характеристики как выравнивание и напряжение. Три аспекта символа можно обозначить следующими соответствиями:
Было бы интересным рассмотреть всякий конкретный человеческий интеллект и его «остроту» как форму, выражающую наконечник эволюционного стремления, которой он и является. Так же вполне нагляден тот вывод, что достижение цели является следствием выравнивания всех трёх аспектов Стрельца. В свою очередь выравнивание достигается соответствующим и адекватным напряжением, о чём прекрасно осведомлены неудачливые женихи Пенелопы. Эти, казалось бы, очевидные и лежащие на поверхности значения, на самом деле являются ключевыми в контексте индивидуального развития, полностью и всецело описывают существующий для учеников метод активности, приложение которого к конкретной жизни обуславливает эволюционный рост. Одна их формул Стрельца, применение которой так или иначе, но «вытаскивает Скорпиона из бурных вод», звучит следующим образом: Тетива стремления натягивается в сторону, противоположную полёту стрелы. В каком пространстве измеряется направление в данной формуле? Объективно оно или субъективно? Что есть «натяжение» и какие силы задействуются в этом процессе? — подобные простые вопросы содержат в себе достаточно объёма для откровений, если попытаться предельно абстрагироваться в направлении их внутренних смыслов. Например, можно провести прямую смысловую связь данной формулы с тем духовным эволюционным усилием Человечества, которое не так давно привело к высвобождению энергии атома физической материи. Читателям самим предлагается проявить эту связь. Запасенная потенциальная энергия Для мыслителя даже самая абстрактная цель всегда ищет форму выражения в пределах его сознания, не далее горизонта на периферии восприятия. Именно потому объективные качества ума являются основополагающими, ведь если ментальный проводник не способен резонировать, отзываться на определённые вибрации — а эти качества накапливаются разнообразием творческого опыта — он не сможет в адекватной форме впечатлиться нисходящим абстрактным откровением. Резонанс позволяет эзотеричному становиться экзотеричным. В этой связи можно ещё раз повторить о правильном направлении: точно так же как ученик движется в противоположном направлении, на обращённом колесе пространства и времени, правильное мышление стрельца так же сперва воспринимает цель, а только потом активизирует натяжение низшего принципа, что в корне отличается от мышления среднего человека, который натягивает тетиву в сторону цели, пытается натяжением мысли в направлении желаемого обнаружить смысл, выбиваясь из сил в безысходном круговороте логики и парадоксов, «логично» двигаясь вперёд от прошлого к будущему, а не наоборот, как это делает оккультный мыслитель. При более оккультном прочтении станет видно, что символ Стрельца в первую очередь наделён качеством практичности или экзотеричности, это качество ещё называют «настоящим ученичеством», не случайно управляющей планетой знака является сама Земля. В то время как стремящийся мистик-скорпион (а в известной степени стремящийся не может не быть мистиком и скорпионом на стадии стремления) в концепции «Царство Божие на Земле» фокусируется на «царство Божие» и устремляется в сторону своего идеала — стрелец фокусируется в «на Земле», не позволяя себе так называемое «пустое абстрагирование», не теряя опоры под ногами. Позже это станет его специфичным временным ограничением, но на данной стадии это его сила и эволюционный метод. Путь стрельца состоит из шагов, пусть всегда больших шагов, но всегда из конкретных, он не тратит всё время на изучение карт и планирование будущего продвижения, ведь цель всё равно абстрактна, а продвижение всё равно конкретно. Его абстрактные цели всегда актуализируется в экзотерические, достигая которых он расширяет и своё видение и корректирует дальнейшее движение. Стрелец идёт за собственной стрелой по линии состоящей из точек напряжения-выравнивания-откровения. Каждый полный цикл активности Стрельца и символически, и по существу аналогичен треугольникам Науки Треугольников, где абстрактная цель соответствует Эманирующему Центру — вершине абстрактного треугольника на внутренней стороне активности, зодиакальному Овну, аспекту Воли, или Цели. Тетива стремления натягивается к вершине нижнего, объективного, проявленного треугольника, Распределительному Центру, точке Весов, или выравнивания — точке интеллектуальной активности, выравнивания духа и материи. Нужно ещё раз акцентировать, что «конкретная цель», видимая глазами или понимаемая умом — эта цель всё равно является абстрактной до тех пор, пока она не будет трансцендирована экспериментом и опытом её достижения. Только после этого она из периферии сознания сможет продвинуться к центру и стать новым качеством. Распространённая ошибка учащихся не различать разницу между «информацией» и «знанием», интерпретировать недостатки собственной восприимчивости и опыта как всего лишь недостаточную осведомлённость, что порождает не «напряжённую» а «протяжённую» активность, бесконечный поиск более верной и подходящей информации или Учения — эта ошибка обусловлена недостатком энергии Стрельца в их текущей активности. Двигаясь по периферии откровения и не целясь в центр круга, ученик естественным образом не может обрести ничего существенного. Целясь в центр круга, но не натягивая тетивы — он остаётся субъективно статичным. «Данная точка жизни содержит в себе все возможности, все потенции, весь опыт и все вибрации» Дуга лука — общее основание субъективного и объективного треугольников — является линией единения и потому и аналогией четвёртого подплана каждого плана, как и четвёртого плана в целом. В центральной результирующей точке отношений между парами противоположностей выражается второй аспект, аспект сознания, любви-мудрости, аспект души. Это та конкретная точка, в которую проецируется абстрактная цель и которая становится точкой напряжения только в результате приложения соответствующих конкретных объективных сил. В этой связи ещё одна формула Стрельца звучит следующим образом: Лучник силой познаёт лучевую энергию. Запасённая потенциальная энергия души и сила напряжения личности, фокусируемые и выравниваемые в уме — эти два фактора при сопряжении обуславливают весь эволюционный процесс в той его сознательной стадии, которая называется «ученичество», постепенно через множество точек напряжения приводят стрелу ученика (который сам является стрелой) к Вратам Посвящения в Козероге. Существует и ещё одно интересное соответствие. Символические радиус и длинна дуги лука Стрельца соответствуют тому месту, которое занимает каждая конкретная точка напряжения в пространстве каузального тела, или тела души. Даже самые высокие личностные устремления объективно всё равно будут находиться в пределах тела души, по мере эволюции продвигаясь к периферии, постепенно охватывая и активизируя всё пространство опыта в трёх мирах, задействуя постоянные атомы и ментальную единицу, достигая определённого порога, или предела индивидуализации. Эволюция аспекта Стрельца походит через следующие известные этапы:
На последней стадии цикла активности Стрельца, или ученика (это, как известно, синонимы) имеет место тот самый кризис «пространственного расширения», о котором говорилось выше. Говоря символически, у линии окружности нет середины, в отличии от линии дуги, на центр которой (фокус сознания) ученик ориентировался на практике, через выравнивание и напряжение. Когда поле индивидуального опыта вырабатывается полностью — круг замыкается и ученик временно теряет прицел, теряет уже привычные для него ориентиры и направления, его природа теперь становится его же временным ограничением, до тех пор пока новые, групповые а не индивидуальные масштабы пространства и времени не начнут различаться. Объективные и феноменальные законы более не действуют, тетиву стремления некуда более натягивать, в привычном смысле. Дальнейшая активность может происходить только в пределах и во времени Большего Целого, в служении групповым целям и в осаждении этого служения на физический план. Индивидуальный стрелец становится групповым, что в корне меняет всю известную ему ранее геометрию усилий, о чём и говорилось выше. Тетива Иерархических стремлений к Шамбале натягивается в сторону Человечества, в сторону Трёх Миров и Четырёх Царств. Симметрия и аналогия всегда сохраняются.
Оркестр Покоя Седьмого ДняВсякое музыкальное произведение ещё до того как оно исполнено, уже существует в будущем, из настоящего это существование видится как некая творческая цель, видится музыканту, читается им в плане нотной записи — абстрактной формы будущего феноменального существования. Исполнение есть Служение и Ритуал. Оркестр, музыкальная группа, ашрам — представляет собой совокупность квалифицированных работников, достигших определённого посвящения как в Музыку вообще, так и в свой специфический инструмент в частности. Их квалификация наделяет их силой, посредством которой они могут проявить музыкальную энергию. Ашрам не школа и не место пребывания. Настоящий «ашрам», как и настоящий оркестр, есть функциональная группа, собранная для исполнения конкретной работы, суть и энергичность которой диктует соответствующие требования к работникам. Наличие в руках скрипки и огромного желания исполнять, равно как широкая степень тематической информированности и обширная коллекция нот — всё это не повод и не причина претендовать на место в скрипичной секции оркестра. Количество и качество «мест» в оркестре определено, хотя и может меняться по необходимости или возможности. Музыкальное произведение Саната Кумары для данного конкретного цикла, или произведения — План, с которым работает Иерархия, как оркестр с партитурой — всё это уже существует в полной своей абстрактной мере, не как законченная и совершенная материальная форма, конечно, но как ментальный проект. С точки зрения зрителя, этот План существует в будущем, его качества и энергии привлекают в настоящее соответствующие музыкальные силы прошлого. Весь феноменальный мир — седьмой день творения, физический план — подчинён магическому ритуалу исполнения до полной полноты. Сам же Автор, или Великий Безмолвный Дирижёр, находится в состоянии творческого покоя[*]«Стадия отождествления с жизненным аспектом и полной божественной интеграции в большее Целое. Теперь посвящённый продвигается в жизнь, а не в сознание — положение и истина, которые вы пока не в состоянии понять» [18-0226], аналогичного тому динамическому покою, или служению, в котором находится всякий посвящённый музыкант в процессе исполнения, или архитектор, в процессе строительства. Беспокойство, сомнения, сознательная фокусировка на происходящем — всё это свойственно ученику и свойственно по причине его несовершенства и центрированности на своей несвободе от неумения играть вдохновенно. Мастера никакие сомнения не сдерживает, Музыка исполняет себя сама посредством своего проводника.
|