Дневник
20.05.2015 Четвёртый план искусства существования
Deus ex machina (современный комментарий) «Человек не роскошь, а средство передвижения» — если перефразировать древнейшую из доступных нам оккультных формул, над которой евангелист Иоанн, по преданию, медитировал три года, прежде чем написать знаменитое «В начале было Слово». Оно конечно, на счёт Иоанна мифотворцы может быть и врут, такая у них профессия, но согласитесь, чем настойчивее погружается искатель истинных приключений в холодные каменоломни ума, чем большими осколками подробностей наполняется его эрудиция — тем менее внятным становится для него ответ на вопрос о предметной сущности его собственного явления. И не то чтобы ранее вопрос этот был совершенно прозрачен, ранее его, скорее всего, вообще не существовало, но он стал стремительно надвигаться из эфира абстрактной мысли, с парадоксальной двойственностью и порой подозрительно настойчиво требуя себе конкретизации. Выходит, права была надпись на храме Аполлона в дельфийском уезде парнасской губернии. Nosce te ipsum! — что в переводе на язык внутреннего устава третьей конной армии означает: «никто тебе не поможет» Нормальный человек, как зайчик по летнему лугу, невинно, но быстро скользящий поверхностью мысли, знать не может и знать ничего не желает о суровых шахтёрских буднях старателей золотого молчания, что в потоке Вневременной Мудрости моют кюветой ума бесконечный песок разномысленных букв. А они приходят и старают, стараются, стареют, стирают границы между царствами, теряют терпение, веру, надежду... иллюзию любви. О, Просветляющий Эльдорадо! О Эридан Иордана Волги! О твёрдый предел, где семь гномов взыскуют белоснежный и горький камень! О могучий поток, где семь бурлаков тянут лямку антахкараны против течения Беспредельности! Сложный дикий край, где кроме собак своей старой упряжки никто никого не любит, где охота на охотников едва ли не более прибыльное дело, чем борьба за серебро золотых откровений, мерцающее в потоках абзацев, в водоворотах цитат, в омуте номер пятнадцать, шестнадцать, семнадцать из числа восемнадцати. «Эта река будет вашей только через меня!» — всё твердил свою мантру блестящий глазами хант-хантер, сдувая свежий пороховой дым со ствола трёхзарядного револьвера марки Cerberus, с оранжевой рукояткой и дарственной надписью на ломанном санскрите «От товарищей по цепи перерождений» — обычное дело в развесистых лесах к югу от Шизотерата, где кармический шериф никогда не найдёт ни следов для следствия, ни мишеней для урегулирования весомых чаш судьбы, да и куда этим чашам склоняться — отступать некуда, позади неподвижно бурлит бездонный океан Койлон. Ох уж этот невидимый шериф... дежурный по духовному беспределу. Как-то раз взбунтовавшимся старателям Квадратной Шахты, возмущённым бездеятельностью властей (как им казалось) и низким уровнем посещаемости местной синагоги, он удивительно вкрадчиво и тихо прошептал в самые дальние закоулки ушей: «Мой долг искать вечные алиби в каждой из ваших призрачных душ, а не бренные майявические улики в карманах зыбучих тел человеческих. Ваши фальшивые ноты, потерянные запятые, ненайденные аналогии — они никому не нужны. Вы все изначально мертвы, и суд смертных не внесёт оживление в этот танец усталых теней. Идите и работайте, Луна ещё высоко» Шахтёры вернулись в забой, на галеры парадоксального корабля Тесея. Или может это был Арго? Или может... безымянный корабль отца Телемаха? Так что же нам всё-таки делать с Одиссеем? Кто он на самом деле такой, этот ветеран троянского коневодства, капитан сансарических кругосветных путешествий, устойчиво опьянённый желаниями, идеями и голосами троезвучных сирен. Вот вопрос... Придётся возвращаться на четвёртую четверть речи. Пространства и времена человека Время, как мы знаем, есть последовательность состояний сознания, и человек, будучи феноменом воплощённой сознательности, или Сыном, вполне справедливо может быть определён нами как «время в объективном выражении», как своего рода «лицо времени». Существующие и принятые к сведению современными мыслителями концепции «антропоцентризма», или «анропного принципа» хотя и не могут ещё быть прямо использованы физической наукой, во многом они являются интуитивным откликом именно на этот удивительный и абстрактный для нас факт природы, который со временем найдёт всё же своё практическое применение. «Человек» и «время» — синонимы. «Факт» этот не сможет полностью охватить весь подвластный биению времени феноменальный мир, если само понятие «человек» останется на уровне локального явления homo sapiens, а не будет расширено до уровня принципа природы, распространяющего свой образ и подобие на разные масштабы существования, от атомных до вселенских. Истинный человек всегда может быть найден в пространстве и времени. В зависимости от масштабов рассматриваемой истины, он всегда будет найден в сердце мысли, манасапутра в центре циклона нисходящих и восходящих потоков жизни, будь то Великий Человек Небес в сердце Солнечной Системы, Небесный Человек в планетарном центре, Христос в сердце Иерархии, или каждый из нас в сердце собственной судьбы. Как единое целое, человечество сегодня ещё не самосознательно, а значит и реальные масштабы пространства-сущности человечества ещё не очерчены, а значит и real time на часах человечества ещё не включено. Как единое целое люди живут в неведении самих себя, умом пребывают в «дурной бесконечности», приближаясь всё же к кризису глобальной индивидуализации, к пониманию «Мы есть То» в планетарных масштабах, в общечеловеческих масштабах. Та «ценность человеческой жизни», тот универсальный идеал человека, который сегодня пытается быть осознан и утверждён как «таковость» в центре четвертого царства — при всей своей гуманной прогрессивности, идеал этот настолько ещё несовершенен, материален и не синхронизирован с духовной потребностью, что в практическом своём применении он снова и снова дискредитирует себя результатами чуть ли не противоположными искомым, погружая народы в конфликты и кризисы на грани самоуничтожения. *** Три Огня, место встречи которых является сущностным содержанием «человека» как принципа, в объективном своём проявлении также могут быть обнаружены в виде точек напряжения в субстанции, в виде атомов или центров, освоение и абсорбирование которых происходит по мере расширения сознания и продвижения человеческого принципа по эволюционной лестнице. Эти три «опорные точки», три кита строения мира, можно свести в таблицу, где каждая «ступень человечности» может быть соотнесена с соответствующим треугольником сил и энергий.
Центральное место таблицы занимает продвижение на ментальном плане, что неудивительно, такова текущая проблема человека, и Вневременная Мудрость — если представить Её как единое нисходящее действие — в сумме своих усилий фокусирует внимание стремящихся именно в этом пространстве существования, центральное положение в котором занимает четвёртый подплан ментального плана — граница (если так можно выразится) четвёртого царства. Этот уровень является центральным в том числе и для пяти планов человеческой эволюции, высшая точка достижения которой в таблице обозначена как Чохан. На этом подплане Путь Испытаний и Путь Ученичества подводят человека к так называемой «двери посвящения». Само человечество — как подплан эволюции, — так же является дверью «по отношению к остальным эволюциям». Чуть позже мы подробнее остановимся именно на четвёртом — центральном аспекте в любой системе, любой форме, в любом действии. Братья по времени и пространству Таблица затрагивает три основных масштаба человека в пространстве Космического Физического Плана (три окружности на Cхеме V): индивидуальный, планетарный и системный — связывая все градации сознания в одну непрерывную цепь Пути. Внутри человеческого царства также существует непрерывная связь времён, последовательность различных эволюционных волн людей. Известно, что раса людей одновременно состоит из представителей арийского, атлантического и лемурийского состояний сознания, со всеми их оттенками и промежуточными стадиями, а говоря «одновременно» мы подразумеваем единый планетарный масштаб времени, не расовый или подрасовый, и тем более не индивидуальный. Различия временных характеристик обуславливают большинство проблем взаимопонимания и отношений внутри человечества. Так же различные расовые звенья человеческой цепи выражают не только «лицо» разных эпох на шкале индивидуальной эволюции, но и различные пространства — различные групповые сущности. Находясь объективно «вместе» и «в месте» — субъективно люди буквально пребывают в разных пространствах и временах, каждое из течений жизни на своём плане. Иллюзия объективного существования сопрягает людей разных планет и эонов, решающих разные субъективные задачи, живущих в разном темпе и двигающихся в разных направлениях, но в пределах единой планетарной сущности, где посредством дэва-субстанции происходит насыщенный взаимообмен, эволюционный для одних, инволюционный для других — никто не остаётся без своей доли в жертве. *** Другой момент, также неотъемлемо свойственный человеку и обуславливающий многие психологические проблемы, связан с диапазоном осознавания, присущим любой единице сознания. Может показаться парадоксальным или неочевидным, но всякое «расширение сознания» не только включает мыслителя в новые уровни осведомлённости, но и исключает из его внимания пройденной и «не принципиальное». На каждой ступени эволюции границы внимания сдвигаются. По мере продвижения через ограничения, через различные пространства и времена, по мере обретения контроля над разнообразными качествами материи, низшие принципы постепенно выходят из фокуса внимания, подчиняются воле и становятся автоматическими, опускаются ниже порога сознания, в то время как более высокие вибрации постепенно вызывают отклик. С этим «разнообразием внимания» связаны социальные проблемы как внутри общества, так и между группами. Субъективные причины социального расслоения в обществе обусловлены в первую очередь точкой достижения той или иной эволюционной волны, воплощающейся в теле народа и занимающей соответствующие энергетические орбиты в его атоме, что очевидно. Контакт между различными звеньями цепи проходит как раз через границы внимания, через периферию диапазона осознавания каждого социального звена, отсюда и «здоровье» любой нации напрямую зависит от того, насколько связь этих звеньев осознаётся, реализуется и укрепляется, поскольку субстанция жизни, в которой все эти звенья воплощаются, на всех трёх планах (физическом, эмоциональном и на плане ума) стремится к атомизации — отталкиванию, обособлению и разрыву связей. Вся новейшая история людей яркий пример кризисов, связанных с разрывами связей между звеньями человеческой цепи. Аналогично и в пределах человеческой единицы задействовано множество разнообразных нисходящих и восходящих эволюций, связанных в одну цепь, феноменальное выражение которой называют «человеком». Некоторые из этих эволюций находятся ниже порога сознания, будучи развиты в предыдущих циклах, а некоторые, и это самое критичное, находятся внутри диапазона осознавания, а потому оказывают на мыслителя непосредственное влияние, накладывают свой ритм, формируют те ограничения, преодолевая и постигая природу которых человек эволюционирует. И физическое, и астральное, и ментальное тела составлены из единиц, не принадлежащих к человеческой иерархии, суммы этих единиц (групповые личности, или «лунные владыки») в свою очередь составляют отдельные и не человеческие сущности, включённые в инволюционные течения жизни, оказывающие на мыслителя (истинного человека) серьёзное давление, во многом противоположное тем положительным импульсам, которые на личность оказывает душа — Солнечный Ангел, также принадлежащий к иной иерархии существ. Под одним углом зрения можно сказать, что человека вообще не существует предметно, ведь даже «личность» — интегрированная сумма оболочек, с которой мыслитель отождествляется при рождении как с «самим собой» — «само по себе» она также есть дэва-сущность, единица пятой творческой иерархии, в то время как по-настоящему человеческая иерархи — четвёртая — ещё практически не проявлена на земле, её объективное проявление (экстернализацию) скрывают сегодня лица человеческих личностей. При взгляде с другой стороны, всё что мы сможем обнаружить в этом хитросплетении линий жизни на ладонях природы — это человек, в том или ином аспекте, того или иного масштаба существования, но — человек. *** Не секрет, что вся эта субъективная компания доставляет индивиду множество интересных и разнообразных проблем, а в среднем человеке попросту доминирует. Миром правят Три Толстяка, современная цивилизация выстроена вокруг задач удовлетворения нужд физического, эмоционального и ментального элементалов, в течении круга каждого дня передавая интегрирующую их всех личность по соответствующим инстанциям, удовлетворяя то одного, то другого, а если повезёт, то и всех трёх сразу. Отнимите у цивилизации всё, что связано с удовлетворением нужд физического, эмоционального и ментального элементалов — и то немногое, что останется, составит «Драгоценность Лотоса» четвёртого царства. «Низший психизм», о котором упоминается в книгах и который по неосторожности нередко отыскивается человеком в подвале собственного сознания — это тот уровень и качество восприимчивости, который был пройден на предыдущих этапах развития, трансцендирован в новом расовом типе и исключён из внимания. Чтобы по невежеству не раскрыть эти ретроградные силы, не ввести их обратно в периферию сознания и не вернуться буквально в прошлое — стремящимся настоятельно не рекомендуется отвлекаться от реальных творческих задач и фокусировать своё внимание на каком-либо из аспектов своей формальной природы, инстинктивно существующей на своем плане. Издержки концептуализации жизни физического и эмоционального проводников всем известны, мало кому удавалось пройти мимо обязательных иллюзий и наваждений, мимо приложения усилий в неверных направлениях. Самый же труднопреодолимый лунный инстинкт несёт в себе природа ментального тела, требующая опять же отдельного разговора. Ментальный элементал (занятное словосочетание) через свои инстинкты привносит в сознание мыслителя те характерные тенденции, которые выражаются в виде скрытых или явных склонностей к критицизму, подозрительности, инертности, упрямству, шаблонности поведения и т.п. — таков, как ни странно, конструктивный вклад дэва-сущности ментального плана в эволюцию сознания. По пути домой Одиссей преодолевает океан дэва-энергий, бдительную и тщательную заботу «ангелов-хранителей». Безымянный корабль отца Телемаха Человек не волна и не частица, в корпускулярно-волновом споре лириков и физиков у нас нет однозначного ответа на вопрос о предметности или сущности самих себя. А нужен ли нам, этот ответ? «Не искать ответа, а быть ответом» — перефразируя другую известную оккультную формулу. Термодинамическая характеристика человеческой единицы куда более актуальна: какова «твоя» энергия и сила — таков «ты» и есть. Только энергия имеет реальное существование, значение и жизненность. «Без имени, как меч кузнеца...» Человек — это центр в циклоне разнообразных сил, точка парадоксального одиночества. По мере цикличного продвижения вихря сознания «оболочки», которые выходят за пределы внимания путника, освобождаются, отбрасываются, разрушаются (в оккультном смысле этих слов). Когда мы читаем про «устранение элементалов», «окончательное рассеяние личности», или о «разрушении тела души» — мы всегда можем вспомнить ту «обезьяну», которая была освобождена от когда-то занимаемой должности, трансцендирована, сублимирована в человеке, вознесена в небо человека, искуплена из животного царства. Мы можем вообразить, как результирующие энергии седьмого Луча, отсекая всё лишнее, кристаллизовали лучшие достижения и качества «обезьяны» в новом явлении нового человека, обратили всю прошедшую эволюцию в магический ритуал автоматической жизни тела, которая позволяет нам не отвлекаясь от невидимой линии невидимого Пути сфокусировать своё внимание на новых достижениях. Подобно тому, как в современной IT-индустрии лучшие качества software переходят в hardware и становятся основанием для программирования на языках более высокого уровня в новых, более совершенных и производительных, поколениях устройств. Точно так же и личность человека в своё время освобождается от влияния на сознание уходящего из трёх миров, закрепляется в его форме и становится механизмом выражения, не претендующим ни на что для себя. Ещё позже от трудов праведных (от кармы) освобождается и душа. То, что сегодня требует от нас мук творчества и труда в «поте лица своего» — в завтрашнем человеке становится частью экономной инстинктивной подсознательной жизни, не требующей лишнего внимания. То, что сегодня мы называем «гениальность» — завтра это уровень начальной школы, фундамент, на котором можно строить ещё более нового Человека. И как кстати в русской речи слово «строить» обозначает буквально: «соединять трёх» в четвёртом. Центральный план творчества (инфографика) Возвращаясь к границам личности, к проблеме прохождения через «дверь» на четвёртом подплане ментального плана, ниже которого находится вся совокупность личной природы, а выше которого «плавает лотос любви» — мы должны помнить, что:
Любая человеческая деятельность является деятельностью творческой, и она всегда следует по пути выражения законов и принципов, в пределах которых предпринимается. Чем выше мастерство и осознанность творческого агента — тем ближе траектория его творческого пути к дхарме — идеальной срединой линии сопряжения духа и материи, линии, лишённой дисгармонии, лишённой кармических отклонений. Линия Дхармы, Линия Закона, Линия Единения, Линия Красоты, Линия Искусства, Линия Жизни, Срединный Путь проходит через центральный план всякой системы, по одну сторону от него действуют субъективные силы, а по другую — объективные. Пытаясь проникнуть за кулисы феноменального мира, ученики через собственный опыт правильной творческой активности (в любой области выражения) смогут увидеть и осознать присутствие и действие этих универсальных законов, в последствии доведя до интуитивного автоматизма качество реакции на субъективную жизнь. «Оккультизм» — это наука изучающая искусство существования. «Человек» — это искусство существования во плоти.
Аналогии на иллюстрациях проводят связь между живописным искусством и разнообразными аспектами того бытия, о котором мы так подробно и сложно наслышаны из Книг. Живописный процесс во многом понятен или предполагаем, но в идеале он всё-таки требует реального индивидуального опыта, он позволит преодолеть поверхностную иллюзию понимания, реальный процесс вовсе не так очевиден и прост, как кажется со стороны, а реальный результат — вовсе не так легко достижим. В любом поле активности реальное мастерство даёт только посвящение:
Средний стремящийся экспериментирует в трёх низших мирах творческой активности, развивая, через повторение и копирование уже существующих образцов, своё владение грубой материей и техникой манипуляции. Для того чтобы стать «художником» ученику придётся преодолеть ограничения феноменального творчества и проникнуть за кулисы холста, в бесплотный мир идей и смыслов, развить восприимчивость и освободится от привязанности к идее собственной художественности, а ведь именно в «идейности» рано или поздно выявляются очевидные проблемы, препятствующие дальнейшему продвижению. Освоив три мира, ученик должен преодолеть четвёртый. В иллюстрациях акцент ставится на место и смысл четвёртого плана, четвёртого подплана, четвёртого царства и т.д. — любой центральной фокусной точки любого эволюционного процесса или цикла, а всякий цикл может быть выражен как семеричность. На третьей иллюстрации №3 тот же универсальный семеричный цикл активности (сфокусированный на 4-м плане) выражен как циркуляция энергии через цепь треугольников, в цикле трансмутации и в Зодиаке. ***
|