Дневник
24.04.2020 В поисках ПланаМировоззренческую проблему первых поколений искателей Нового Века можно сравнить с казусом провинциала, который впервые приехал в столицу, к родственникам, и оказался перед затруднительным вопросом «чем хочешь заняться?». Он бы и рад выбрать что-то, но масштаб его мировоззрения намного меньше масштаба поставленного вопроса, и почти весь потенциал выбора находится за пределами его осведомлённости, он глух и слеп к перспективе, он ещё только намеревается прозреть её, а что-то делать нужно уже сейчас. Или не нужно? Схожая ситуация возникает при встрече с идеалами и концепциями Нового Века. Приходится либо идти наугад в неопределённость, либо привычному ходу вещей давать некую новую окраску, в надежде, что этого пока хватит, а там видно будет. Кто-то мистически, кто-то действительно оккультно, а кто лишь интеллектуально — так или иначе, но многие сегодня осведомлены через книги о существовании реальности и деятельности более обширной, чем рамки мировоззрения культуры, науки, даже религии и философии. Открывающаяся перспектива ослепляет неподготовленного наблюдателя, привычного к материальной тени трёх миров. Перспектива слишком яркая, мыслителю трудно разобрать детали и сориентироваться в действии. Особенно эта дезориентация становится ощутимой при подходе к идее иерархического Плана, при попытках как-то причаститься к этой абстрактной работе. В теории вроде понятно, что для ученика в любой момент времени-пространства План является линией оптимальной и эффективной жизнедеятельности, но где эта линия в реальности, как реализовать практически? Попробуем рассмотреть, как соотносится с Планом масштаб индивидуальной жизни ученика, найдём аналогию. * * * Самой ближайшей персонификацией Плана для человека является его собственная «судьба». Понятие это принято трактовать философски и лирически, оно ещё не осознается в простом утилитарном смысле, не хватает знания подлинной психологии. Как правило, под «судьбой» подразумевают совокупность событий, которые уже прошли, и ретроспективный анализ которых указывает на наличие некой невидимой силы, непреодолимо и непонятным образом влияющей на линию жизни. Судьба единиц массового сознания почти всегда тривиальна, их эволюция пока ещё заполняет фон картины жизни. «Провидение» сформировавшихся личностей намного более рельефно, читаемо, хотя и такой текст почти невозможно понять за неимением контекста (распознавания логики «психе»). Для учеников отношения с судьбой должны выходить на иной уровень, где она воспринимается уже не постфактум, а как индивидуальный план души, существующий от рождения и на всю перспективу жизни, к тому же план этот неизбежно вплетён в узор судьбы групповой, которая так же должна постепенно проясняться и восприниматься, как следующий шаг к пониманию Плана иерархического — планетарной Судьбы. Линия судьбы человека — это штрих грандиозной динамической картины. Это в теории, а на практике нередко случается обратное: увлечённый открывшейся через книги перспективой (по большей части всё ещё иллюзорной) искатель лучшей судьбы нередко забрасывают судьбу свою собственную, настоящую, ещё и не начав толком распознавать её. Идеалы Нового Века — это в первую очередь испытание, а не новая и блестящая перспектива жизни. Человек вообще не имеет пока высокой культуры «быть», он хорошо научился «обывать», и огромное количество сил тратит на стремление «казаться», прорабатывая внешнюю сторону бытия, феноменальную, даже в сфере «духовного». Идея Плана также сперва формирует иллюзию, становится одним из препятствий, преодолеваемых на «Пути Испытаний». Индивидуальная судьба человека — это ещё не иерархический План, но это его прямая аналогия и производная, потому и первый шаг к пониманию Плана как принципа лежит в понимании судьбы вообще и собственной судьбы в частности. Различие между «судьбой» и «кармой» в том, что карма налагается на человека, а судьба предлагается, одно относится к прошлому, а другое к будущему, потому в настоящем их трудно различить. Схема взаимодействия времён ранее публиковалась. В этом смысле интересна и русскоязычная форма слова «судьба», которая расшифровывается как последовательность распознаваний, или производное от суждений (ср.: служ-ба, свадь-ба, молоть-ба). Оккультно «судьба» — это именно глагол, то есть проявление воли во времени и пространстве, а экзотерически «судьба» — это имя существительное, феномен. Тут опять разница между законом Притяжения-Отталкивания и законом Экономии. В реальности «судьба» — это «дхарма», путь закона, притяжение истинного и отталкивание ложного, оптимальный вектор которого существует эфирно. Если деятель способен придерживаться своей судьбы, то он заметит, как в его внешней жизни многое начинает происходить словно само собой, справедливо, с минимальным напряжением, с экзистенциальным равновесием — таков и глобальный План, а все страдания человечества в сущности отражают нежелание этому плану следовать. Они отражают разрыв между конкретной мотивацией в деятельности и абстрактной культурой, со всеми её ценностями, которые хорошо звучат в словах, но в делах гаснут и затухают. Чем выше сознание — тем более подлинны распознавания, тем точнее линия жизни соответствует «дхарме». * * * Судьбу необходимо рассматривать с точки зрения энергий и сил, а не морально и лирически. Судьба соотносится с личной жизнью человека так же, как эфирное тело с плотным, и потому чем сильнее человек отклоняется от своей судьбы — тем сильнее внутренний кризис, дисбаланс энергий души и сил личности. Тут базовая причина многих психологических проблем, проблем физического здоровья в том числе, так как своеволие и желание человека нередко устремляет его против закона, порождая «грех», истощение жизненности. Изучая вопрос, придётся постоянно обращаться к теории эфирного тела. Физическая телесность, как известно, лишь скрывает подлинное эфирное тело, откликаясь на магнетизм и эволюционируя по пути всё большего соответствия внешнего феномена своему внутреннему прототипу. Ментальная телесность (высший принцип в трёх мирах) также является лишь тенью — внешним отражением жизни души на эфирных подпланах ментального плана, и в этом контексте подлинной эволюцией человека является постепенная синхронизация плотного ментального тела (низшего ума) с эфирным, или выравнивание личности и души, с последующим слиянием, ведущим к осознанию Универсального Ума, к пониманию универсальной судьбы — Плана. Потому путь к пониманию планетарной судьбы открывается через понимание судьбы собственной. Для религиозного мистика «я» и «Бог» это двойственность, потому он постоянно пытается выстраивать «свои» отношения с «Богом», для оккультиста такой двойственности в сознании нет, он её должен преодолеть, на начальных стадиях обнаружив буквально неразрывную связь судьбы своей и групповой. Аналогично сближению эфирного тела и физического, «Царство Божие» постепенно «приближается к земле», находя своё воплощение через слияние Человечества c высшей Волей (проводимой Шамбалой), при посредничестве иерархического Плана. Потому очевидно, что аванпостом Плана, или проводником в План, является душа, индивидуальная или групповая, и там, где выравнивания ещё нет — там технически нет возможности для служения. Человечество в целом (Новая Группа, как сознательный элемент сегодня) является посредником и связующим звеном между абстрактным и конкретным, между Иерархическим Планом и планетой, и качество этой связи зависит от качества выравнивания личностей, что в итоге ведёт к выравниванию Человечества и Иерархии, а в перспективе — и к обороту колеса всего Человечества — прямому влиянию Шамбалы. Расширение этой связи, в общем-то, и есть ближайшая плановая цель. * * * Проводя параллели между Планом и эфирным телом, неизбежно возникает ещё одна интеллектуальная проблема — понимание дева-сущности, или природы Строителей. Ведь человек сам пытается, как вольный каменщик в трёх мирах, быть самосознательным строителем реальности, только потому тема Плана его и интересует, а значит вольно или невольно он берётся повторять работу дэв, которая ему не очень понятна. Опять же неизбежным на пути исследования темы судьбы, Строителей, Плана и эфирного тела станет необходимость разобраться в десятом правиле Группового Посвящения: Многократно поднимаемая тема правильных групповых отношений так же относится к методам «дэв в сомкнутых рядах», и все споры на эту тему в сущности обозначают непонимание специфики этих методов, попытку их интерпретации с чисто человеческой точки зрения. Упомянутые дэвы «суть агенты божественной воли», но они не действуют в трёх мирах человеческого опыта, как эфирные материи не действуют на трёх низших подпланах напрямую, только опосредованно. Аналогично и План, будучи инволюционной (сверху>вниз) силой, несущей энергию, сам не действует в трёх мирах, Он требует для своей реализации восприимчивых материальных агентов — Новую Группу Служителей, на данной стадии, а в перспективе и всё человечество. Потому только обратив колесо эволюции и встав «спиной к свету», ученик становится способен воспринимать единый импульс «дэв в сомкнутых рядах», изучать методы Солнечных Ангелов, подобно тому, как в физике дифференцированная матрица плотности отражает волновую функцию. Так же как физическое тело не принцип, а только «автомат для притекающих сил», так же и личная жизнь учеников не принципиальна, а подлинное «служение» есть автоматическая реакция на План. Этот «автоматизм» ученику и приходится развивать на пути посвящения, и конфликт с «самостью» ему гарантирован — символический конфликт оседлания человеком коня. * * * В свете сказанного можно обозначить три основных направления деятельности для Новой Группы, стратегически соответствующие Плану, тогда как тактические решения зависят от судьбы каждого конкретного служителя или группы:
Последний пункт является самым сложным, по нескольким причинам. Во-первых, технически и методологически он дальше всех от собственно «эзотеризма» как некой абстрактной сферы деятельности, а не секрет, что многих в эзотеризме привлекает именно эзотеричность, отвлечённость от повседневности, и потому сама идея вернуться в эту повседневность чтобы «за завесами майи» действовать никем не узнанным, но эффективным «автоматом» — такая идея многим покажется сомнительной, тем более, если конкретное направление деятельности неопределённо, методы не ясны. Во-вторых, для практической конструктивной работы требуются не менее конкретные компетенции, а опять же не секрет, что многих в эзотеризме привлекает его кажущаяся бесплотность, эфемерность, отсутствие установленных жёстких стандартов и требований. Ну и главная причина в том, что первые два пункта должны быть в достаточной мере уже пройдены, в противном случае индивиду не хватит опыта и потенциала для служения третьему аспекту, подобно «дэвам в сомкнутых рядах». Он не будет знать, что и как нужно делать, ему придётся буквально надумывать свою деятельность. В реализации Плана человек оказывается переносчиком, или проводником импульса от высших Строителей (души) к низшим, от Солнечных Питри к лунным, и этот процесс наделяет его сознанием. * * * Ещё один интересный аспект — соотношение «судьбы» и «цели». Общечеловеческое Братство, пришествие Христа, экстернализация Иерархии — это не План, это ближайшая цель, в эзотерическом смысле слова, то есть это нечто, что уже решено, что свершилось свыше, «в уме Бога эта идея видится цельной и завершенной», а не то, чего хотелось бы достигнуть в будущем, как состояния бытия более позитивного, чем нынешнее бедствие. Планом же является совокупность усилий (созидательных и разрушительных), путём применения которых Цель будет достигнута. «Мысль Бога придала Вселенной энергий организованную форму на высшем из семи планов, или на Первом космическом эфирном уровне. В течение бесчисленных эонов эти энергии направлялись с Четвертого, низшего космического эфирного плана, который мы называем буддхическим и считаем первым собственно духовным планом в соответствии с нашим привычно ошибочным мышлением. Направление энергий определялось исходящим из Шамбалы впечатлением, и Учителя “манипулировали этими энергиями в соответствии с Планом, представляющим собой отпечаток Цели”» [План] — и опять же, принять часть этих энергий, модулированных Планом, предстоит человеку, и сперва он должен научится понимать и принимать свою судьбу как она есть, а не как ему кажется или хочется её видеть. Формально человек понимает «цель» как нечто внутри своего существования, потому он и говорит про «цель в жизни», и не обязательно, что эта личная цель совпадает с судьбой. Эзотерически же картина обратная, сама «жизнь» есть нечто, существующее, или реализуемое внутри Цели. Именно будущее (вневременное) модулирует субъект настоящего, и первая стадия понимания эзотеризма заключается в распознавании правильного направления вектора жизни во времени. Когда-нибудь формула «жизнь в цели» будет использоваться в речи так же естественно, как сегодня используется идея «цели в жизни», а «безличностный рост» заменит нынешние усилия «личностного роста», геометрия этого процесса так же схематически была обрисована. Подобные инверсии мысли и речи могут служить маркером оборота колеса, как для человека, так и для человечества в целом, поскольку мысль через речь всегда несёт характеристику эволюции сознания. Сегодня человек хорошо знаком с планированием в контексте собственного целеполагания, которое астрологически можно назвать целеполаганием «по часовой стрелке», или эволюционным, то есть планированием индивидуальной единицей пути своего обособленного развития, а в перспективе и своего персонального «спасения» (каким оно кажется). Огромное число людей движется сегодня этим путём, тогда как иерархический План движется (если так можно сказать) им навстречу, находясь на инволюционной дуге, то есть против часовой стрелки. Эту разницу направлений нужно понимать, и только после собственной переориентации индивид способен стать полноценным спутником Плана, а не идти ему на встречу, как тот провинциал на встречу большому городу, мифическому и непонятному.
|