Дневник
17.12.2017 Зазеркалье ученикаIntroРаспознать пределы невмешательства в чужую судьбу — задача совсем нетривиальная. Нелегко определить границу, внутри которой индивид имеет полное право на самостоятельную активность, и выше которой его влияние становится ощутимо групповым. Принцип оккультной свободы во втором случае масштабируется до размеров группы, что и становится силой, законно накладывающей (кармические) ограничения на индивидуальные права. Ни одно движение в природе не происходит обособленно, и потому сознание непрерывно пытается удерживать равновесие между невмешательством в индивидуальную эволюцию и ответственностью за эволюцию групповую. Данная запись балансирует именно на этой грани. Суть вопроса: в редакцию trita.net периодически поступают предложения, просьбы, а иногда и требования расширить собрание эзотерических сочинений новыми текстами, дополнениями и обновлениями, вышедшими за последние десятки лет из-под пера того или другого автора, вещающего, как правило, от лица Учителей или с претензией на некий духовный статус, что и делает подобные творческие инициативы критичными в групповом смысле. Не имеет решающего значения, сколько людей приняло для себя ту или иную идею или книгу идей как истину. В вопросах сознания количественные аргументы не являются оккультно принципиальными, чаще они указывают на масштабы проблемы, а не на масштабы истины. Никто не вправе ожидать от ученика отказа от обязанности распознавать реальность или иллюзорность любого явления собственным разумением, но любое произведение, буквально заявляющее о своей «вдохновенности», становится для конкретного ума проблемой неразрешимой, поскольку такое заявление ссылается само на себя как на аргумент, а там, где интуиции ещё недостаточно, — там это произведение становится источником наваждений и иллюзий, если претензии его не оправданны, то есть оно имеет негативные групповые последствия. Мы попытаемся рассмотреть древнюю проблему «духовной редукции», которой Вневременная Мудрость подвергается регулярно в процессе абсорбирования форм Своего выражения кама-манасическим восприятием человека, и последующей рефлексии низшего ума — обратной творческой реакцией на полученные впечатления. Именно эта реакция ответственна за создание учениками большей части тех «вдохновенных» текстов, предложения опубликовать которые, в частности, поступают в сторону редакции trita.net. Рассмотрим также причины, по которым внимание учеников к подобной самодеятельности нередко превышает внимание к оригинальному искусству. Хочется верить, что у редакции нет религиозного стремления отстаивать некий канон или букву Писания, как и нет стремления отказывать кому-либо в праве на эксперименты. Редакция в данном случае реализует аналогичное право на звук своего мнения в групповом пространстве, в ответ на внешние призывы, или даже вызовы. Редакция не надеется, что читатели встанут не её «сторону», и не преследует такой цели, она лишь доводит до сведения заинтересованных умов своё понимание во избежание дальнейших недоразумений. В своих выводах редакция может ошибаться, но пока она несёт ответственность за данное конкретное сетевое место — этим ошибкам придётся тут существовать, составляя редакционную карму. Прежде чем приступить непосредственно к исследованию постмодернизации, общий практический вывод и ответ на все предложения можно обозначить сразу: на сегодняшний день редакции (в меру её восприятия) не известно ещё ни одно произведение, которое по стандарту изложения, по качеству слова и по содержательности идей могло бы претендовать на продолжение и дополнение уже опубликованной на сайте эзотерической информации. По этой рациональной причине данные произведения не публикуются. Теперь можно перейти к исследованию феномена. ПостмодернизацияГоворя символически, история «духовной редукции» всего на один день младше самого древнего выражения Вневременной Мудрости в слове, символе, звуке. Сегодня сам факт существования религиозного догматизма сообщает внимательному исследователю вовсе не о том, что некая злонамеренная культовая власть пыталась утвердить своё влияние путём закрепощения духовной мысли людей в догматах и жёстких правилах, но о том, что вслед за каждым новым проявлением символов Мудрости на земле неизбежно начинался процесс выветривания их универсальных смыслов частными мнениями и индивидуальными предпочтениями последователей, процесс локализации и адаптации Мудрости к нуждам человека, а не наоборот. Во все времена каноны фиксировались в робкой надежде ограничить Истину от разрушения разночтениями и претензиями, надежде сохранить искомую «соборность» от возникающей дифференциации. Уже потом эти каноны сами становились обветшалыми догмами, не имея возможности изменяться, отставая от Жизни. Эзотеризм впервые обозначил Вневременную Мудрость как основу универсальную, а значит и надрелигиозную, что на данной стадии выдвигает эзотеризм скорее в оппозицию к «науке, религии и философии», нежели раскрывает их сущностный синтез. Как практичная методология эзотеризм ещё не очевиден, слишком мало учеников сегодня могут квалифицированно заявить собой принципиально новую реальность, и квалифицированно отстоять неизбежную ответную реакцию мира. Объективный стандарт эзотеризма ещё не установлен, истинные компетенции не ясны, квалификации не проверены опытом, и т.д. — всё это плодотворная почва для выращивания произвольных мнений, порой совсем далёких от оккультной реальности, но близких к реальности феноменальной, не имея при этом возможности (да и особого желания) для объективной оценки своих претензий на духовность. Эзотеризм всё же не религия, даже не философия. Эзотеризм — это динамический реализм, наука в новом смысле, он не только вручает ученику обязанность самостоятельно искать путь, вырабатывать методы своего обучения, проявлять инициативу, но и вынужден принять как должное все кармические последствия обратной неумелой реакции. Относительно работы А.А.Б, например, Мери Бейли также упоминала проявления рассматриваемой нами тенденции к постмодернизации: Интересно, где были все эти люди до опубликования книг Учения? Фраза «несмотря на...» звучит немного наивно, если вспомнить, что до определенной стадии эволюции человек «смотрит» только на то, что сам определяет для себя актуальным и существующим. Претендующие на вдохновленность Учителем воплощают своим творчеством свой же идеал, решают свою личную жизненную проблему, какой бы неочевидной она ни была. Цитата М.Б. приведена тут не как аргумент, доказывающий что-либо или опровергающий какую-либо возможность. Цитата тут для статистики существования самого феномена, суть которого мы пытаемся понять. Простое утверждениеИзучающие вопросы ученичества возможно заметили, что групповую инструкцию Учитель начал с «простого утверждения»: Действительно, что может быть сложнее в проявлении, чем оккультная простота. О Страже Порога многое написано, ещё больше обсуждается самими учениками. Анализируя резонанс этой идеи, можно сделать вывод, что чаще под Стражем понимают некий негативный психо-эмоциональный аспект развития, чувство сопротивляемости среды, с которой сегодня повсеместно сталкиваются миллионы и вполне обычных людей, от которых ученики отличаются разве что возможностью обозначить это чувство термином «Страж Порога», а не «депрессия», словно терминология что-то принципиально меняет. Негативные эффекты пути всё же слишком очевидны, их распознавание не составляет большой сложности. Другое дело позитивная резистивность материи в трёх мирах (скажем так). Она существует не меньше, если не больше, но будучи позитивной (в психо-эмоциональном смысле «+»), она составляет явление куда более сложное для распознавания, ведь эгоцентризм и самолюбие также являются психологическим позитивизмом, а потому и всё то, что с ними синхронно, — их же и усиливает, в известном смысле слова превращаясь в «слепое пятно». Можно сказать иначе: Страж Порога — это не препятствие, которое стоит на пути ученика, но это привязанность, которая у него за спиной. Иллюзия, наваждения и майя (совокупный Страж Порога) — это, в первую очередь, то, что соответствует характеру и желаниям личности, а не то, что человеку противоречит. Это невежественные мыслеформы, которые самонадеянно приняты как истины; это волнующие эмоции, которые самолюбиво приняты как вдохновение; это удовлетворение нужд тела, которое позитивно понимается как гармония и равновесие — это всё то, что составляет реальную «ценность жизни» в общечеловеческом смысле слова, в понимании низшего ума, всё то, что во все времена стимулировало человека на активность и стремление к объективному существованию наилучшим образом. Почему Учитель начал групповую инструкцию «для учеников Учителей» с данного простого утверждения, и почему «Страж Порога, всегда присутствующий, вовлекается в активность только на Пути Ученичества, когда стремящийся становиться оккультно осведомленным о себе, о своем внутреннем состоянии как следствии своей внутренней иллюзии и астрального наваждения, а также майи, окружающей его жизнь в целом»? Потому, что квалификация, называемая «ученик», подразумевает эволюционный выход на границу трёх миров, границу 18-ти подпланов, границу всей суммы низших материй и их влияний на сознание, в точку, из которой протягивается первая нить связи сознания с реальностью, благодаря чему весь совокупный Страж Порога может теперь впервые наблюдаться «со стороны». Для стремящихся и претендентов на ученичество Страж Порога долгое время остаётся книжной теорией, описание которой скорее скрывают суть проблемы за буквальной семантикой слов, как и многие иные истины Учения понимаются умом не так, как они есть — синтетически, интегрально — а дифференцированно, в отражённом свете. В этом же лунном свете предпринимаются и первые творческие усилия, плоды которых мы теперь обсуждаем. В этой связи интересно заметить, что содержанием большей части обсуждаемых «вдохновенных» сочинений является именно отражённый свет, рефлексия ума, топология Стража Порога, если так можно выразиться. Генерируя «новые» истины мыслители проводят не нисходящий сигнал, но обратный — отражённый от поверхности ума. Сами того не подозревая, они передают характеристики качества и подробности ландшафта луны собственного восприятия, тем самым выполняя довольно важную работу, позволяющую наблюдателям оценивать состояние и текущие проблемы эволюции сознания, пусть это далеко и не та цель, которую сами авторы обновлений духовного софта подразумевают. О том, что Учителям принципиально необходима обратная связь со стороны учеников, восходящие мысли, отклик, инициатива (не путать с личными желаниями и требованиями) — об этом также вполне внятно написано в учебниках, хотя этот аспект иерархической творческой работы должен быть очевиден и без упоминания о нём, но так вот получается, что движимая наваждениями творческая инициатива порой оказывается более продуктивной, чем осторожная и благоразумная (как кажется) пассивность, ограждающая не только от неприятностей Стража Порога, но и от продвижения по Пути. Цирцея и КалипсоПосле взятия Трои хитроумный изобретатель троянского коня в своей долгой дороге домой претерпел множество неприятностей, преодолел много препятствий, но два из них стоят особняком: Нимфа Калипсо меня у себя удержать порывалась Гомер, «Одиссея»
После штурма Трёх Миров (индивидуализации) и на долгом пути эволюции возвращения единица сознания встречает немало препятствий, и два острова в океане материи сегодня также являются ключевой проблемой ученика: астральный и ментальный Страж Порога. Вам говорили, что иллюзия — это особенность, которую должен преодолеть посвящённый, оккультно «ускользая» из трёх миров через ментальный план. Наваждение, как вам говорят, это особенность астрального плана и должно быть рассеяно учеником, мистически «ускользающим» по Пути Посвящения, подобно тому, как посвящённый (преодолев иллюзию) оказывается на Пути Высшей Эволюции. Майя представляет собой обусловливающий фактор эфирных уровней, который нужно обойти, или преодолеть, испытуемому ученику, «ускользающему» из рабства физического плана. Так он осваивает Путь Ученичества. Эти особенности однако есть лишь реакция человечества на активность эволюции дэвов, божественно и правильно осуществляющих свою задачу проведения божественной воли. Когда сфера их активности затрагивает человеческий интеллект, люди (не преодолевшие иллюзию) «блуждают в полях майи, тонут в море наваждения и поддаются влечению иллюзии». Настоящее учение, хотя и несколько иначе, представляет вам древнюю проблему двойственности, непременно включающую колоссальную мощь дэва-эволюции. Эта эволюция безусловно воздействует на человечество, и объясняется это тем, что она выражает волевой аспект Шамбалы. По мере развития человеком волевого аспекта он учится вырываться из ауры дэва-эволюции, и главная задача Иерархии (из числа самых основных) заключается в «предоставлении убежища» тем, кто освободился из океана дэва-энергий, в котором поневоле должны двигаться и жить и существовать их проводники, но с которым у них не остаётся точек соприкосновения, когда благодаря собственным усилиям и воле они освободились «от ангелов». Мы не будем уделять отдельного внимания майе, по нескольким причинам: во-первых, майя и так объективна, и в каком-то смысле также оккультно непринципиальна. Ученик не работает с майей напрямую, он работает с наваждением и иллюзией, которые в итоге осаждаются в майю, он пытается работать с причинами, а не со следствиями. Обсуждаемые нами сочинения, например, уже конкретизированы в физической материи и уже составляют мировую майю, объективную иллюзию, и попытки их физического искоренения (сжигание на костре, например) не изменят тех причин, которые привели к их появлению; во-вторых, «мировой проблемой» является всё же не майя, а наваждение, а для учеников это ещё более сложная двойственная проблема кама-манаса, которую и персонифицируют гомеровские Цирцея (астральный порог) и Калипсо (ментальный). Противостоять дэвам «в косах прекрасных, богиням ужасным с речью людскою» Одиссею особенно трудно потому, что в отличии от вполне осязаемых неприятностей Сцилл и Харибд океана существования, эти нимфы предлагают ему испытания позитивные — удовлетворение, воплощение желаемого, приятный эмоциональный фон, положительный интеллектуальный контекст — полный спектр услуг лунного отсвета души. И не в далёком неизвестном будущем, скорее всего за гранью «этой жизни», а здесь и сейчас с минимальной ставкой по кредиту они предлагают соблазнительную, как скидки чёрной пятницы, возможность практически неотличимую от оригинала. Все пожелания клиента при этом будут учтены, программа лояльности универсальна. Как и Христа в пустыне, Страж Порога пытается сдержать ученика не угрозами и страданием, а искушением и удовольствием. «Здесь бы вместе со мною ты в этом жилище остался, Калипсо Наваждения Цирцеи и иллюзии Калипсо осаждаются в майю ощущений, слов, концепций, книг, практик, организаций, обязательств, ответственностей, воспоминаний — во всё то, что усиливает ощущение реальности нереального, кристаллизуется и сдерживает дальнейшее продвижение стремящегося Одиссея. Так же как личная неудовлетворенность является реальным мотивом к действию на Пути Испытаний, так и личная удовлетворённость становится причиной стагнации на этом пути, соблазняя путника свободой произвольной интерпретации Учения, обнаружением единомышленников по произволу. Всё это опять же неизбежный этап испытаний сознания на проницательность, которые обеспечивают индивиду «силы дэв», «энергии оболочек». Претендент на ученичество стремится переместить фокус сознания из кама-манасического водоворота феноменальной объективности к устойчивой ментальной позиции внутреннего наблюдателя, из которой в дальнейшем он будет открывать для себя интуитивное восприятие, выстраивая мост — таково известное текущее испытание для большинства, но результаты его нередко являются противоположными: кама и манас усиливаются, заключают ещё более крепкий союз, вплоть до экзальтации и полной потери здравого смысла в плену возникающих мыслеформ и в поиске методов воспроизводства нужных ощущений. Красочный образ свиней, в которых Цирцея превратила спутников героя, персонифицирует не только ненасытность низшей эмоциональной природы — материнского аспекта, который разумного питает, а неразумного закармливает — но и неизбежные групповые последствия индивидуальных наваждений. Резюмируя теоретическую часть, можно сказать: кама-манасическая фокусировка — порочная связь конкретного ума и эмоций — формирует иллюзию антахкараны, становится источником специфического «восходящего вдохновения», сила которого движет умы модернизаторов Вневременной Мудрости, «контактёров», посланников Учителей и пр. Неспособность распознать оригинальный стандарт ученичества ведёт по пути наименьшего сопротивления к последованию за редуцированным стандартом, вплоть до заблуждения на пути. Далее рассмотрим некоторые наиболее популярнее сегодня наваждения в надежде на усиление здравого смысла учеников. Алгебра групповых отношенийПожалуй, наиболее критичной на сегодня квазиоккультной идеей является концепция «ученических пар», в том смысле, в котором эзотерическая сущность «ученичества» и «групповых отношений» адаптируется под древний стереотип личных отношений полярных противоположностей. Не будем лишний раз апеллировать к «авторитету учения» и напоминать, что в духовном смысле «парой» является отношение души и личности — всё это прекрасно известно, и очевидно не мешает ученикам иметь свои мнения на этот счёт, расставлять иные акценты. Рассмотрим непосредственно причины возникновения заблуждения. Сразу приходится оговориться: речь не идёт о том, что «ученики» (или те, кто понимает себя учениками) не могут во внешнем выражении составлять пары в известном их социальном смысле. Любая более-менее нормальная человеческая пара образуется путём выбора себе подобного партнёра, и ученики любой стадии обучения тут ничем принципиально не отличаются от средних людей, чтобы делать глубокомысленные выводы из тривиального явления подсознательной или сознательной синхронизации. Также не новость, что любая нормальная пара представляет собой поле для взаимного психологического опыта, поле выявления и разрушения иллюзий в том числе — об этом расскажет любой психолог, для этого опять же не требуется возводить меньшие принципы в ранг высших, которыми они не являются. То, что происходит между любыми людьми в любой паре, эзотерически тривиально, но в силу известной склонности «я» к драматизации личной судьбы действительно может переоцениваться, восприниматься как некое «откровение». Личные связи в паре не принципиальны по отношению к ученическим, а отношения учеников в такой паре не должны отличаться от их отношений с другими учениками. Во-вторых, речь идёт о том, что отношения личностей — стандарты и методы межличностных взаимодействий в трёх мирах — не имеют обратной эволюционной силы и права, они не распространяются на отношения учеников, не являются принципиальными, они лишь сдерживают, диктуя свои стереотипные условия. «Ученик» — это состояние сознания, а не конфигурация или положение тела. Ученик (в идеале) не является «чем-то», кроме как души в проявлении. То есть он не имеет никаких формальных обусловленностей: гендерных, расовых, семейных, национальных, гражданских, профессиональных, идеологических и т.д. Все эти формы он имеет в качестве ограничений или же инструментов внешнего выражения и служения. В итоге речь пойдёт о том, что оккультно не существует понятия «ученической пары» как «минимальной группы», но существует экзальтация чувства «Я» и «не-Я» на Пути Испытаний, что и порождает специфические последствия. Попробуем ментально прояснить затруднения, связанные с попыткой определить конфигурацию и геометрию «минимальной группы». Ведь сам факт, что ученики вполне допускают идею «пары» как «минимальной группы», говорит о недостаточном понимании групповой физики. -1+1=0Математически группа — это множество, в котором каждая единица сознания связана с множеством других единиц. Подобная связность обеспечена децентрализованным групповым сознанием «Мы» («Я есть То»), и не может быть обеспечена централизованным индивидуальным сознанием «Я» («Я Есть» — «не-Я Есть»). Поскольку минимальным множеством является 2, то формальное групповое условие минимально сохраняется при 1+2, где каждая единица в группе связана минимум с двумя, образуя всем известный треугольник — базовый сегмент эфирной Сети Света на ментальном плане. Это самая элементарная часть групповой арифметики с точки зрения души, но даже она нередко ускользает от ума учеников начальных классов ученичества. Если же смотреть на эту арифметику с точки зрения Триады (атма-буддхи-манас), то мы обнаружим более актуальные групповые формулы и более принципиальные реалии. Именно «треугольник» является базовой «групповой единицей», поскольку геометрически это минимальная фигура, обладающая площадью. С точки зрения Триады именно эта площадь видится как единица, групповая сила которой способна быть проводником энергии большей, чем доступно единице индивидуальной. Компетенцией каждой единицы в группе является групповое сознание, а не «парное». Последнее является сублимацией эгоцентризма. В «паре» «Я» сфокусировано в «не-Я». Образованный отрезок не обладает площадью на ментальном плане. Связность пары обеспечена притяжением полярных противоположностей — поляризацией энергии оболочек в трёх мирах, а не единством энергии сознания (души). «Пара» — это минимальная экзотерическая группа, более известная как «ячейка общества» в трёх мирах; «треугольник» — эзотерический сегмент Сети Света, кластер, элемент масштабируемой системы, где каждый ученик потенциально может участвовать в любом доступном ему количестве треугольников или более обширной группе — Ашраме. Пара есть система закрытая, электрически нейтральная, каждая единица которой должна «сохранять верность» — удерживать обособленное замкнутое друг на друге состояние внутриатомного взаимодействия. Парные отношении не масштабируются. Нельзя отрицать, что на Пути Испытаний ученики обнаруживают в парных отношениях для себя много просветляющего и полезного, даже наоборот — так или иначе, ни один ученик не сможет пройти путём освобождения от иллюзий мимо таких отношений. Однако на более поздней стадии ученичества ученики должны распознать и ту реальность, что не существует никакой иерархической необходимости каким-то образом модернизировать этот первичный и более чем тривиальный опыт. Желание наделить его более высокими смыслами понятно, но прежде должно быть понятно, что желания учеников — это проблемы учеников, а не их достижения. ТантризмЕщё одна застарелая линия преткновения кама-манаса — проблема секса, о которой сказано-пересказано, а сакральный центр и ныне там. Тантризм и целибад — позитивная и негативная крайности, в которые впадает низший ум, пытаясь найти объяснение своей неспособности взять под контроль половой инстинкт животного тела и астральную привязанность к сексуальному удовлетворению. Всё, что конкретный ум неспособен взять под контроль, рождает комплекс неполноценности, требующий концептуальной рационализации — формированию уравновешивающей иллюзии. Камически акцентированный кама-манас рационализирует эту проблему в квазидуховную тантру, а манасический акцент порождает концепции воздержания. И то и другое — формальные антитезы неразрешённой субъективной проблемы, компенсации чувства несовершенства. Да, в учебниках пишут, что в сексе нет ничего бездуховного, в том смысле, что «естественное не безобразно», но нет в сексе и ничего особо духовного в оккультном смысле, ничего «такого», что требовало бы дополнительного внимания, модернизации в нечто возвышенное или приниженное. Секс, как и многие другие психо-физиологические функции, находится на своём месте, это работающий функционал внешней формы, и отпущенная ему доля духовности максимальна именно в таком расположении — в естественном. Правда в том, что стремление учеников обрести тотальный контроль над собой, не духовно (как им кажется), а духовно-эгоцентрично, амбициозно. Неспособность же справиться с сексуальным инстинктом эту амбицию и претензию регулярно уязвляет, а ревность и стремление вернуть контроль, в свою очередь, порождают всевозможные концепции, в которых этот инстинкт выдвигается как один из гармоничных элементов духовной амбиции ученика. Но он не является элементом ученичества, как и пара не является группой. Нет никаких реальных причин для такого «явления», нереальная же причина состоит в стремлении ученика быть тем, кем он пока быть не может, оставаясь при этом тем, кто он уже есть. Символически можно сказать, что ученик застрял на острове Цирцеи, потому он вынужден модернизировать и утончать свои привязанности, вместо того, чтобы продвигаться по Пути. Духовный бодибилдингДругой известный эффект влияния энергии оболочек на сознание выражен в феноменальной идее ума, что «работа над собой» есть работа над своими телами. Тайна человеческого «я» оккультно скрыта от человека до последнего дня человеко-творения, а потому ничего объективного, кроме своих тел, мыслитель в поисках «я» обнаружить не может, что и становится причиной заблуждения. Плотным выражением отождествления сознания с телом является спорт, фитнес, хатха-йога. Более тонкой концептуализацией механистической иллюзии является известная тяга к работе «с чакрами», интерес к теме «центров». Под окружающим влиянием Стража ученикам нелегко понять, почему они не должны работать с центрами пока их сознание не достигнет соответствующей квалификации и широты; почему им и не нужно работать с центрами, почему работа с центрами это вообще «не их дело». Ещё раз предлагается отследить параллель единой природы всех описываемых явлений, их прямой связи со Стражем Порога. Интерес к центрам обусловлен феноменальным заблуждением о первичности формы, так же как интерес к одухотворению секса обусловлен заблуждением о «единстве» как состоянии совокупления форм. Можно увидеть, как отражённый лунный свет ума хронически проявляется в инвертированных механистических концепциях учеников:
Внимательное изучение разнообразных с виду модернизаций Учения всегда приведёт исследователя к обнаружению одной и той же классической ошибки ума — экзотерической интерпретации эзотерического. Внимание к центрам — это интерес эгоцентрический и экзотерический. Концептуализация такого внимания в некие практики и методы «духовного развития», реальный смысл и содержание которых остаются воображаемыми, потенциально ведёт к непредсказуемым последствиям действия закона «энергия следует за мыслью», о чём много говорилось, и что регулярно игнорируется. Национализация духовностиВ завершение ещё один распространённый мотив редуцирования Мудрости. Интересно заметить, что идея национализация духа — широко и печально известная на практике, особенно в новейшей истории — представляет собой сублимацию и масштабирование идеи «ученической пары», с которой мы начали сегодняшнее рассмотрение. Разница только в том, что в «паре» и в её «маленьком уютном домике» духовный эгоцентрик обнаруживает микро-масштаб своих эгоических притязаний, а в «нации» он находит свой личный макрокосм. Почему не в человечестве? Потому что «человечество» есть идея универсальная, она не обладает качеством поляризации и потому не отвечает эгоцентрическому образу и подобию в сознании индивида. Идеал общечеловеческого единства деконструктивен к идеалу «Я Есть». Другое дело — нация, страна. Для её «возвеличивания» остальное человечество существует как необходимый бэкграунд, так же как социальная среда является ценным фоном для амбициозного самовозвеличивания любого нормального эгоцентрика, хоть духовного, хоть старомодного. Государственные границы в трёх мирах являются прямой персонификацией Стража Порога, и всем изучающим можно предложить исследовать данный феномен именно под таким углом, в физической, эмоциональной и ментальной материи разграничения. Национальная мыслеформа является одой из самых мощных выражений группового Стража Порога, никаких доказательств тому не требуется, настолько она очевидна, и тем не менее, ученики раз за разом срываются под влиянием её притяжения, пускаются во все интеллектуальные тяжкие, в бесплотной надежде привести Голос Безмолвия универсальной Мудрости к соответствию с голосом своей собственной крови, выкапывая из пыли веков какие-то ветхие идолы давно угасших божеств, ещё более ветхие, чем тот Завет, предел которому положил Христос. Корни Древа Жизни укоренены в будущем, а не в прошлом, а прошлое — обитель Стража Порога. Интуитивно они правы в том предположении, что искомая Мудрость влиянию времени не подвержена, а по сути своей должна быть очень проста, но что может быть сложнее, чем простота? Примитив и профанация точно не её синонимы. Сцилла и ХарибдаПосередине кама-манаса, между астральной и манасической природой существует своя критическая точка, по линии которой рано или поздно происходит разрыв, ведущий к замене кама-манасического сознания на полноценную ментальную фокусировку. Этот процесс несёт с собой девальвацию множества ценностей и смыслов, ранее существовавших за счёт эмоциональной наполненности. Самым критичным, пожалуй, становится трансформация смысла человеческой «любви», той самой, которая так ярко и экспрессивно оживляет и стимулирует многие человеческие отношения, парные отношения в первую очередь. В неизбежном приближении события такого рода коренится одна из подсознательных причин попытки изменить само Учение, трансформировать его таким образом, чтобы сохранить прежние привычки и ценности, влить молодое вино в ветхие мехи. Энергии Нового Века разрушают старые мыслеформы, и всякий, кто внимательно изучает Вневременную Мудрость, осведомлён, насколько аспект разрушения является неизбежным и критичным для ученика, если тот стремится сохранить прежние формы существования. В Евангелии Христос говорил те же истины, что не мир он принёс ученикам, но меч, и их привязанность к прежним отношениям встанет перед ними стеной, наполнит электрическим потенциалом порог. Между залом Неведения, где «господствует кама-манас», и Залом Учения, куда стремятся стремящиеся к ученичеству и где «властвует интеллект», путнику предстоит многое потерять, чтобы многое обнаружить, но приумножить то, что у него есть сейчас, ему не удастся, так как приумножение невежества не умножает мудрость. Покинув Цирцею, Одиссей также потерял на пути к Калипсо всех своих спутников и корабль. Почему лучшее Учение статистически вызывает меньше всего интереса? А это именно так, редакция опирается на объективную статистику. Ответ лежит на поверхности, на поверхности ментального плана, и это тот предельный порог, высота которого минимизирует количество реальных претендентов, увеличивая количество нереальных претензий. Если рассмотреть основные характеристики текстов Вневременной Мудрости, мы обнаружим текст, полностью лишённый астральной составляющей, что автоматически «отстёгивает» от внимания к нему все мистические и кама-манасические единицы сознания. Второй интересной характеристикой научного эзотеризма является отсутствие каких бы то ни было учебных планов и инструкций для читателя, кроме тех, что были известны и тысячу, и две тысячи лет назад, до сих пор также не найдя широкого применения. Ученику же постоянно указывают на обязанность саморазвития и тщетность его поисков «волшебной кнопки» среди страниц. То есть даже на ментальном плане текст не опускается до однозначности седьмого подплана, не даёт низшему уму никакой твёрдой опоры, никакого повода для кристаллизации, предлагает ему учиться «ходить по воде» неопределённости, опираясь только на интуицию. Учение также постоянно отказывает ученикам в поддержке их организационных инициатив, естественных для личности и конкретного ума, с его тягой к конкретизации желаемого, но неестественных оккультно, с его свободой от иллюзии принципиальности формы: Учение словно нарочно лишает потенциального ученика привычной возможности зацепиться за конкретные уровни мысли и эмоций, как в индивидуальных стремлениях, так и в групповых. Учение испытывает тонкую способность сознания воспринимать дух слова. Неподготовленный читатель чувствует, что это «не его» текст, он надеется обнаружить что-нибудь более созвучное его характеру, а обнаружив, с радостью откликается. Инстинктивно и творчески заполняя обнаруженный вакуум, путники сами творят своё зазеркалье, а поскольку оно соответствует их же предпочтениям — выбраться из него крайне трудно. Между ключевой нотой, на которой вибрирует сознание индивида, и нотой, издаваемой Учением, есть расстояние, преодолеть которое претендент ещё не в силах, и потому в пространстве между этими точками эволюции возникают разнообразные вариации мыслетворчества как штурмовые лагеря на пути к вершине, и далеко не всякий маршрут приведёт к цели. В самом процессе редукции Мудрости нет ничего неожиданного, но групповые проблемы возникают отсюда вполне осязаемо там, где отсвет пытается утвердить себя источником самого Света, заслоняя собой реальное, формируя необходимую майю, данайские дары которой проникают сквозь ограниченное восприятие учеников, заглушая безмолвное Слово громким эхом.
|