Письма с границы между старым и новым
Алиса А. Бейли

Дневник

03.02.2020

Сфера сознания на плоскости интеллекта

 

«Весь этот предмет вызывает ваш глубокий интерес
лишь потому, что вы — начинающие»

 

Процесс «расширения сознания» можно описать примерно таким ходом мысли: вот я, вот моё сознание, вот оно расширяется — вроде логично, но это всё же феноменальный взгляд на следствия, обусловленный опытом роста физического тела и возрастных изменений осмысленности. Сама попытка смотреть на сознание со стороны, по идее, должна задействовать нечто отличное от сознания, всё равно, что рассматривать зрение, нужно каким-то образом абстрагироваться от стереотипов опыта личной феноменальной жизни.

Анализируя процесс в масштабе всей индивидуальной эволюции (а не только отдельной личной жизни) можно обнаружить, что «сознание» и «я» не всегда находятся в линейной зависимости. На длительной начальной стадии рост осознанности действительно ведёт к ответному росту «чувства собственной значимости», расширение присутствия души в теле ведёт к появлению выраженной личности, которая сама уже включается в процесс саморазвития, проявляет инициативу, обнаружив прямую зависимость своего «места в жизни» и «душевного равновесия» от качества и масштаба своего сознания. Тем не менее, у этой тенденции есть предел возможностей, после которого связь между масштабом сознания и чувство «я» становится обратно пропорциональной, вплоть до такого состояния, когда сама идея «моё сознание» перестаёт для внутреннего наблюдателя выражать нечто соответствующее действительности.

Когда рост позитивной самости достигает эгоического предела — чувство «я» должно изменить полярность, поскольку дальнейший рост сознания сопряжён с ростом негативной самости, как бы парадоксально ни звучало. Перефразируя известный евангельский тезис: «сознанию должно расти, а Я умаляться», но речь не об экстраверсии и интроверсии, эти психологические понятия отражают дихотомию эгоцентричной жизни личности, в данном же случае речь идёт о центробежных силах в масштабе жизни души, что для объективной личности, как известно, связано с процессом децентрализации — обратным прежнему центрированию в низшем «я». Такое обратное соотношение «сознания» и «я» усиливается начиная с Пути Испытаний и далее, вплоть до окончательного обнуления самости в трёх мирах. Но каких бы верных концепций не содержали умные книги, и каким бы энтузиазмом не обладал стремящийся, он не готов к такому «повороту событий» не имея аналогичного опыта. Как правило, он даже не может сообразить, в чём ключевая проблема возникающей стагнации, настолько ему привычна его поляризация ума и инерция прошлой жизни. И вроде всё правильно делает, но это правильность формы действия, а мотивация действия остаётся прежней.

Это интересная тема, она касается не только «единицы сознания» и «сознания», она универсальна для отношений микрокосма и макрокосма, или системы и суперсистемы любого рода (а подлинное сознание это всегда «сознание целого»). Принцип проявляется во многих областях жизни, а учитывая нынешний уровень неведения причин и крайней фокусировки в следствиях, он почти всегда приводит к кризису, поскольку феноменальному наблюдателю перспектива развития кажется расширяющейся на конус, тогда как полноценная геометрия эволюции не линейна, она циклична, но почему и что это значит фактически?

Теорию разноплановых отношений удобно иллюстрировать геометрически, в данном случае как отношение двухмерной плоскости интеллекта личности и трёхмерной сферы сознания души. В динамике и в различных стадиях взаимодействия разномерных пространств можно увидеть этапы циклического прогресса, который только кажется линейным.

Мораль эпиграфа в этом контексте примерно такова: интерес к своему «я» и к расширению «своего сознания» обусловлен начальным потенциалом пути, потенциалом неведения. По мере прохождения он угасает, доходя в конечной перспективе до нуля, «его сознание поглощается...». То есть буквально ученика перестаёт интересовать вопросы «своего места» в эволюции, расширения своего сознания, как вторичные и не принципиальные.

Тёмная сторона осознанности

Человек ассоциирует «себя» с тем, что помнит, знает, с теми качествами, которые способен проявлять. Естественно, он не считает «своим» нечто противоположное, чего не знает и не понимает, на что не способен — всё это ещё только предстоит присвоить, но саму ограниченность он может понимать своей, хотя и с меньшим энтузиазмом, вернее с негативным энтузиазмом, как нечто, что необходимо в себе уничтожить.

Такова контрастная картина самосознания, и человеческая рефлексия позитивна. Если нарисовать белый круг на чёрном фоне, позитивный (или лучше сказать «заряженный») наблюдатель в первую очередь увидит именно круг, притом что чисто технически фон является полноправным участником композиции, обратной стороной контраста. Даже если нарисовать чёрный фон, оставив белую окружность — без разницы, хотя с формальной точки зрения художник проделал работу полностью противоположную.

В том и сложность рассмотрения вопросов самосознания, что в них не обойтись без определённой степени инверсии восприятия, как и при любом подходе к вещам с их эзотерической стороны, которая инверсна к стороне феноменальной. У слова «пробел» нет антонима, а нужно как-то его представить. Чувство «я» не в меньшей степени обусловлено неведением того, что находится за периферией осознанности. Парадоксальным образом неведение является обязательным условием самосознания, основой самости, как тишина обязательна для музыки. Уберите тёмный фон, и найдите потом этот круг, белый на белом.

«Пробудившись с начала дня, Ишвара производит преходящий мир силой незнанья», и конечная перспектива роста сознания — всеведение — несовместима с чувством «я», как белая краска с белым холстом. Именно неведение (авидья) порождает двойственность «я»<>«не-я», обуславливает ересь разделённости, тогда как всеведение на каком-либо плане реальности выводит этот план ниже порога сознания. Нельзя «победить мир» и остаться в мире. По этой же причине сверхчеловеческое «состояние сознания» нельзя описать в рамках человеческих реалий, нужен язык на одно измерение больше, отражающий иную геометрию ума.

Всякий раз говоря «моё сознание» (или «моя душа») ученик должен понимать, что это лишь фигура речи, отражающая позитивную иллюзию внутреннего наблюдателя. С групповой точки зрения (с инверсной и правильной) сознание не может быть «моим», как яблоко вне яблони, как понятие «энергия атома» не подразумевает существование какой-то особенной энергии, принадлежащей атому, энергия универсальна, а формула E=mc2 безлична. Так и сознание должно пониматься как нечто в принципе универсальное, и только потом оно мнимо персонифицируется как «своё», модулируемое (и редуцируемое) в атоме конкретной единицы сознания («ум убийца реального»). Интересно, что понятие «истина» человек осознаёт как нечто универсальное, а сознание, которое эту истину потенциально способно вместить — как «своё». В реальности человек принадлежит сознанию, а не наоборот, человек лишь тень сознания души, квант функции, если хотите, поскольку «все души едины».

Вместо «тень души» тут будет «проекция сферы сознания на плоскость интеллекта».

Сфера сознания на плоскости интеллекта 1

На инфографике не визуализация эгоической сферы и плоскости ума, как если бы на них можно было смотреть со стороны, тут только геометрическая аналогия отношений разных качественных масштабов реальности, а не количественных. Всю эту тему можно было бы свести к короткому тезису: интеллект личности, сознание души и интуиция духа соотносятся как окружность, сфера и гиперсфера — но если бы мы сегодня могли подобные абстракции воспринимать без лишних слов — мы жили бы в ином мире. Современный же мир как раз и отражает плоскую интеллектуальность человека, и те бесконечные мировоззренческие коллизии, которые как следствие возникают из неспособности видеть объёмную реальную картину. Полноценное видение в перспективе может быть достигнуто, но не раньше, чем «Наука Антахкараны» станет элементом системы образования. Так же как трёхмерным зрением плоские фигуры видны целиком (качество универсального ума), так же четырёхмерный глаз видит трёхмерную форму сразу со всех сторон (синтез) — таковы геометрические качества интуиции.

Комментарии к инфографике

Сфера сознания относится ко второму аспекту, выражает закон притяжения – отталкивания, подобно сферическому магниту. Не случайно одним из имён Владыки Второго Луча является «Космический магнит», и не случайно этот термин так часто встречается в Агни Йоге. Притягательная сторона этого закона более понятна, чем отталкивающая, так же как «расширение сознания» видится человеку естественным атрибутом эволюции, в отличие от процессов обратной направленности.

Закон всё же двойственный. Выбор человека основан на принятии одного и отвержении другого, глобальный выбор души так же сопряжён с отказом, не только с приятием. Потому в момент наибольшего расширения интеллектуальности (а всегда есть предел возможностей материи) возникает «неожиданное» равновесие между полюсом субстанции и духа, потенциальная яма, сдвинуться с точки которой трудно, следуя прежней парадигме «расширения», которая уже не имеет субстанциональной перспективы но всё ещё движима желанием и привычкой. Можно сказать, что психология в нынешнем её виде зародилась именно из этой внутренней проблемы, из стремления сказку иллюзии сделать былью, реализовать нереальное, что стало массовым явлением по мере общего роста интеллектуальности.

В астрологии подобный баланс сил символизируют Весы, а сам поворотный момент известен как «переворот колеса»:

«Астрологам-эзотеристам хорошо известно, что в одном из жизненных циклов ученик поворачивается на Колесе Жизни (зодиакальном колесе), изменяя движение по часовой стрелке вокруг Зодиака на противоположное. Он узнаёт, что субстанциональный аспект его природы все ещё может обусловливаться силами, протекающими последовательно и периодически через субстанциональные проводники его природы согласно его гороскопу и экзотерическому зодиакальному вращению. В то же время ученик получает энергетические токи с обращённого колеса, на котором оказывается как душа. Он, следовательно, является приёмником двух противоположных энергетических потоков, чем и объясняется усиление конфликта в его жизни и обстоятельствах. В этом состоят его испытания перед посвящением»

Эзотерическая астрология / Вращение колеса / Оборот колеса

То есть конфликт и перемена заложены в самом механизме бытия, но масштаб вибрации этого принципа настолько превышает локальное восприятие личности в своём времени и в циклах повседневности, что подлинная динамика судьбы остаётся неочевидной, словно её и нет. Образно говоря, в каждом малом цикле своего существования личность зреет как плод, не ведающий ни осени, ни зимы, только вечное лето.

День Нептуна, или путешествие вокруг тьмы неведения

Южный полюс — отправная точка, начало пути, момент индивидуализации, когда сфера сознания души впервые касается плоскости интеллекта, отчуждая от неё некую окружность центрального влияния, внутри которой будет вызревать будущее «я» личности в трёх мирах в цикле перерождения, по мере символического продвижения сферы сознания сквозь интеллектуальную плоскость — материю ментального плана.

На протяжении эволюционного пути от южного полюса через южное полушарие в сознании доминирует «субстанциональный аспект», энергии ниже (экватора) диафрагмы, обуславливая восприятие таким образом, что реальным видится нереальное, как перевёрнутое изображение в линзе, только в данном случае в линзе поляризованного интеллекта перевёрнуты смыслы, перевёрнуто понимание, интерпретации происходящего, искажены подлинные пропорции. Тем не менее, каким бы эгоцентричным путник ни был внешне — во внутренней реальности его влечёт логоический центр притяжения, не материальный, а духовный магнетизм продвигает путника на Север, от нереального к реальному. Такова основа эволюции и залог конечного достижения.

Блудный Сын движется к экватору судьбы, к пределу субстанционального аспекта, о существовании которого он не догадывается, ведь для него самосознание, прогресс и власть над материей видятся линейно расширяющимся, а само расширение служит надёжным ориентиром «правого» пути (по «левому» полушарию эволюции). Богиня-Рыба ищет где глубже, человек — где лучше. Эффективная пара на празднике Нептуна.

Венцом этого пути становится экватор эгоической сферы. Подобно тому, как в северном полушарии воздух в циклонах циркулирует против часовой стрелки, а в южном по часовой, в цикле творческой активности любого рода время собирать камни всегда сменяется временем их разбрасывать. Человек эволюционирует в цикле творческой активности души, и на экваторе, в момент наибольшего формального расширения, путника ждёт ситуация, описанная в известной евангельской притче про богатого:

«Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие»

В южном полушарии человеком движут центробежные силы экспансии его «я», которые неразрывно связаны с центростремительными силами негативной интеллектуальной субстанции, вовлекаемой в эволюцию притяжением «света души», как внимание зрителя привлекает белый круг на тёмном фоне. Но это внутренний и неочевидный процесс, обуславливающий внешнее чувство времени, пространства и «я», рефлексию и эгоцентризм — драматизацию собственного существования. Куда бы блуждающий ум дживы ни поворачивался — подлинная причина и реальность постоянно скрываются за горизонтом. На экваторе площадь субстанционального «имения» становится максимальной, эгоцентризм в экзальтации, человеком движет мощная тенденция к росту благосостояния ума и тела, низшее «я» не знает даже в теории, что достигнут предел расширения, потому конфликт личности и души (иллюзии и реальности) можно считать неизбежным. Вдох медитации души после паузы и равновесия обращается в выдох, а следом и ментальные камни эгоцентризма должны будут вернуться обратно в океан субстанциональной жизни, в противном случае возникают критические условия для разрыва отношений субъекта с объектом, крайняя степень «материализма».

На графике «Стадии воплощения души» экватору эволюции соответствует низшая стадия, названная «мир, плоть, дьявол», а весь опыт южного полушария характеризуется как «присвоение». Другой интересной формулировкой и иллюстрацией темы является «гальванический переворот».

Вершина мира

У Северного Полюса эволюции много известных эпитетов: Дверь Посвящения, «игольное ухо», «узкие врата», Меру, Земля Обетованная, крест. Конечный выход из цикла сопряжён с отвержением субстанционального аспекта:

— и тут ключевая проблема современности, если даже изучающие эзотеризм ещё не имеют достаточного опыта понимания и проживания этого процесса, то уровень человеческой культуры в целом сегодня вообще не позволяет человечеству быть осведомлённым, потому сознательного подхода нет, а коль скоро естественным путём переориентация не происходит («Царство Небесное силою берется»), то человек и человечество по инерции въезжает в конфликт личности и души, пытаясь найти происходящему какие-то нелепые объяснения в рамках феноменалистичной психологии, и ещё более бессмысленные медикаментозные решения, пытаясь поднять из гроба философии какие-то надуманные идеалы, в сущности лишь оправдывающие негативные тенденции самоценной жизни. Фактически человек сегодня пытается оформить и отстоять собственную сферу реальности, мнимую им как подлинную. Низшее «я» (тень души) утверждает себя как высший принцип, которым оно не является. Окружность требует признать себя сферой, чувствуя, что на плоскости её дальнейшее расширение невозможно, но не зная почему.

Культурный героизм

О путешествии с южного полюса на северный можно написать эпос, в символической форме отражая нечто абстрактное, которое невозможно выразить буквально, как невозможно гиперсферу визуализировать в трёхмерном пространстве ума, только спроецировать нечто малопонятное. Интересно, что одним из самых известных персонажей современной фэнтези-мифологии является «хоббит», персонифицирующий парадокс наибольшего потенциала группового сознания, выраженном в наименьшем существе. Знал бы Иисус эту мифологию, Он бы наверняка сказал «будьте как хоббиты». Аналогичным культурным героем современности является «магистр Йода», наибольшее в наименьшем. Такова и парадоксальная сущность северного полюса эволюции, как концентрации наибольшего сознания в наименьшем «я».

«Человек по форме сфероидален», и с абстрактной точки зрения в человеке (и в человечестве) как в глобусе все эти области сознания присутствуют одновременно, но на разных стадиях развития. С точки зрения центров «экватором» будет диафрагма, с точки зрения трёх миров — астральный план, вернее центральный подплан этого плана. С любой точки зрения мы обнаружим центральную проблему равновесия поляризации и кризис переориентации.

Не случайно для Планетарной Школы Земли в книгах дают следующее название:

Говоря о более канонических культурных героях и эпосах можно вспомнить, что «битва на Курукшетре» это только центральный эпизод Махабхараты, сама история на этом не заканчивается. После победы на Курукшетре пандавы в итоге отравились на Север:

— шли они все вместе, но до горы добрался только Юдхиштхира (сын Дхармы), центральный герой всех 18-ти книг.

Как и всякий подлинный эпос, Махабхарата — это театр одного актёра, все события в ней являются аллегорией эволюции сознания человека, все персонажи — аспекты личности или души. По мере приближения к полюсу пятеричный аспект «Я» синтезируется, из спектра героев остаётся одна центральная фигура, одна точка на «Северном Полюсе» эволюции в трёх мирах.

Вообще идея и символизм «сторон света» должны исследоваться подробно, с помощью этой абстракции ум ориентируется в циклической эволюции. Можно вспомнить, например, что «Планы вращаются с востока на запад. Лучи вращаются с севера на юг», образуя тем самым динамический крест. На пути возвращения ученик продвигается в обратном направлении: с Запада на Восток с точки зрения служения во внешнем мире (из будущего в прошлое), с Юга на Север с точки зрения Пути Посвящения (от нереального к реальному). С севера излучаются лучи, и на север возвращается путник.

В финальном восхождение на гору (как и в евангельской мистерии Голгофы — Горы Посвящения) можно увидеть символ настоящего расширения сознания. По мере символического восхождения на «вершину мира» сознание раскрывает путнику свою подлинную размерность, попутно уничтожая его мнимую самость. Обособленное двухмерное низшее «я» не в состоянии вместить сферу группового эгоического сознания, не изменившись при этом в принципе. Что бы ни предпринимал человек, какие бы концепции не медитировал — сила отталкивания (вторая полярность закона притяжения-отталкивания) не позволит субстанциональному аспекту приблизиться к полюсу, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши...». В этом одна из основных моралей сказки: групповое сознание трёхмерно, а личное — двухмерно, как и любые личные отношения — отношения на плоскости. На плоскости нет и быть не может подлинной «иерархии» — глубины.

Взлёт и падение Вавилонской башни

Эта же геометрическая аналогия, но применимо к другой области отношений.

Экономическая деятельность человека также является процессом творческим. Средняя личность сегодня мало что смыслит в принципах души, средний предприниматель почти ничего не понимает в подлинной сущности рыночного процесса, не знает подлинной природы денег и «прибыли», удовлетворяя какую-то свою частную проблему, пользуясь обнаруженным в жизни случаем, наклонностями, желанием, возможностями и прочими «биржевыми курсами». До чего эта совокупная тенденция довела цивилизацию — вряд ли нуждается в пояснениях. Приложив ту же геометрическую метафору к нынешней экономике мы, возможно, обнаружим причину упадка капитализма, а этот упадок был неизбежен, исходя из культуры, психологии и мотивации, которая когда-то произвела капиталистическую модель на свет.

Во времени плоскость рынка находится в такой же зависимости по отношению к его полному объёму, в которой «масштаб личности» соотносится с полнотой сознания души. На стадии инноваций и расширения прибыль растёт пропорционально, пока не наступает некий предел насыщения, иногда называемый «кризис перепроизводства», но такое название уже указывает на феноменалистичный взгляд, «перепроизводство» — это лишь видимое следствие настоящего кризиса. Если на тёмном фоне рисовать много белых кругов, то «кризисом перепроизводства» станет белый лист.

На экваторе рынка (любого масштаба, вплоть до мирового) поляризация хозяйственной деятельности должна меняться, то есть приоритет дифференцированной конкуренции, прибыльность как критерий и цель, должны заменяться противоположным интегральным процессом расходования аккумулированной энергии, такого же целевого и научного приложения сознания к бытию. Грубо говоря, в полноценной экономической модели капиталистическая и социалистическая парадигмы должны сменять друг друга как вдох и выдох.

При нынешнем уровне осознанности это, очевидно, невозможно. Так же как в поле универсального сознания люди упорно ищут сознание «своё», которое, как им кажется, существует, так и в сфере единой экономической энергии люди ищут «свои деньги». Именно по этой причине плачевный результат предрешён. Социализм сам по себе обречён на истощение, как выдох без вздоха, а капитализм — наоборот, обречён пасть под тяжестью собственного капитала. И та и другая модели мотивированны ложно: социализм мотивирован эгоцентризмом массового сознания и сам уничтожает перспективы для эволюции, концентрируя все цели в руках единиц; капитализм мотивирован эгоцентризмом индивидуализма и сам уничтожает экономическую среду, концентрируя все средства в руках единиц.

Потому в обоих плоскостях действует тот же сферических принцип предела возможностей, и когда заканчивается начальный «оптимистичный» этап расширения — начинается упадок. «Упадком» это называется с точки зрения наблюдателя в рамках идеала. Морально и физически система не готова, потому она либо гибнет, либо начинает искать выход из положения, и по иронии судьбы для капитализма выход почему-то оказывается социалистическим, а для социализма — капиталистическим, и конфликт идеала с реальностью выходит на новый уровень.

Ближайший век будет обусловлен попыткой конвергенции противоположных систем, после того как капиталистическая модель (не найдя внутреннего потенциала к исправлению ситуации) окончательно дискредитирует себя. Перспективы конвергенции пока ещё довольно туманны, всё по той же причине, проблема не в моделях, она в мотивации деятельности человека, которая пока неизменна. Перспективным является сам факт невозможности реализовывать прежнюю стратегию и мировоззрение.

Так же как в индивидуальной эволюции сознания человек предпринимает множество творческих усилий по расширению «я», но в итоге обнаруживает несостоятельность всех своих концепций и методологий, поскольку в корне они эгоцентричны, а от перемены почвы корень не меняется.

Сфера сознания на плоскости интеллекта 2

 

 

 
bugfixer invisible agent