Дневник
29.08.2022
Триада идеала человечества
В трагикомедии современности некоторые исследователи усматривают долгие последствия «Великой французской революции», идеалы которой оказались доведены до абсурда, так и не реализовав себя. С таким резонансом отчасти можно согласиться, хотя в кумулятивной природе истории почти нереально отделить одни переломные моменты от других, ещё более ранних. Французскую революцию, например, трудно отделить от завоевания Америки Колумбом, ставшей в итоге причиной подписания Декларации независимости США в 1776 году и формированием общества «свободы» с помощью рабства и зачистки территории от коренного населения, и все эти процессы шли параллельно с волной буржуазных революций в Европе, поднятой взятием Бастилии и изобретением гильотины.
Для изучающих эзотерическую науку все эти внешние события отражали целый комплекс событий внутренних, в первую очередь проявление 5-го Луча (1775 год), что для нынешней расы и подрасы (5-ой) является сильным стимулом к росту так называемого «критического мышления», лежащего в основе секуляризма и сциентизма — ментальных тенденций, обуславливающих радикализацию материализма в современной культуре. В более масштабном плане интенсификация мировых событий с конца 18-го века обусловлена началом инициированной Иерархией разрушительной работы, которая «несла в себе три семени окончательного акта разрушения, которые еще не скоро дадут всходы». Эту троичность мы и рассмотрим, продолжая предыдущую тему, тему войны за разрушение иллюзий, формирующих тысячелетние неправильные человеческие отношения.
* * *
Сегодня трудно представить, что во времена французской революции в культуре ещё не существовало такого понятия как «идеология», это слово так же было впервые озвучено во Франции в конце 18-го века. Идеологические функции выполняла церковь и власть, но поскольку к тому времени оба института уже достигли стадии кристаллизации и внутреннего конфликта с временем («обветшали»), а по сути и моральной смерти (требующей перерождения в новом времени и новом пространстве мышления), то возникающий вакуум, на фоне усиления энергии конкретного знания и науки, стимулировал понимание «идеологии» как реального фактора, обуславливающего мышление индивидов и масс, монополия на который не принадлежит церковникам. В дальнейшей перспективе идеологии практически заменили, если не подменили собой религиозность, став новой сферой творчества, в основном кама-манасического, где интеллектуальные концепции подгоняются под желания самих идеологов. Высвобождение идеологии от религиозного догматизма, как это обычно и бывает, стало и благом и проклятием человека, поскольку было лишено реального ценза.
Новое пространство смыслов было очерчено идеологическим треугольником «Свобода, Равенство, Братство». Озвученный Робеспьером тройственный идеал не был правильно понят тогда, непонятным он остаётся и теперь, что не мешало все эти годы экспериментировать, в попытках воплощения идеалов в материи, вскрывая собственное невежество творцов и обращая их инициативу в их же страдание всякий раз, когда эта инициатива не совпадала с реальностью, а реальность всегда даёт человеку обратную связь, обеспечивая эволюцию.
Стоит предположить, что по мере усиления влияния Луча гармонии через конфликт («начнет медленно входить в проявление около 2025») кризис между реальностью идей и воинствующим невежеством идеологов будет только нарастать, с непредсказуемыми внешними последствиями, хотя и с понятной внутренней целью.
Три семени окончательного акта разрушения
Свобода — фундаментальное свойство духа, не связанного с материей и бытием. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Именно это трансцендентное качество, как магнит небытия, внушает уму воплощённой души намерение к освобождению из материального плена, а уже потом эта тяга, преломляясь в непросветлённой материи трёх миров, превращается в редуцированный идол своеволия, безответственности, нигилизма и анархии, в том числе и в тот вульгарный «либерализм» который не только не имеет ничего общего с подлинной свободой, напротив, он демонстрирует полную несвободу внутренней жизни индивида от самости и внешней телесности. В этой незаметной инверсии, пожалуй, — самый сложный психологический урок познания добра и зла для человека, который называет «свободой» персональную тюрьму эгоцентризма, который борется за право сидеть в этой тюрьме, настолько сильна иллюзия и привязанность ума к механизму мышления. Подлинная же свобода привела Христа на Голгофу. Принцип свободы персонифицирует Шива.
«Именно принцип свободы позволяет Санату Кумаре, пребывая на Земле, оставаться свободным от контактов с кем бы то ни было, кроме Тех, Кто прошёл Путь Освобождения и теперь свободен на космическом физическом плане. Именно этот принцип позволяет Посвящённому достигать состояния «изолированного единства»; именно он стоит за Духом Смерти, мотивируя этого великого Исполнителя освобождения» [18-0417]
Равенство — второе фундаментальное свойство духа, это его цельность, гомогенность, неразделенность Единой Жизни, или Великой Сущности:
«Которая живет, и дышит, и функционирует через все эволюции на нашей планете, и держит всё в Своей ауре, или магнетической сфере влияния. В Нем мы живем, движемся и существуем, и никто из нас не может выйти за пределы Его ауры. Он — Великая Жертва, Он оставил славу высоких мест и во имя развивающихся сынов человеческих взял Себе физическую форму по образу человека». [01-0027]
Двойственное понятие «равенство» возникает на втором плане вслед за атомизацией, которую порождает бытие — связь духа с материей. Подобно тому как воздух, вдыхаемый в воду, порождает множество пузырьков — волевое дыхание духа порождает множество душ, которые, не смотря на разницу в пространстве и времени существования, остаются равными по сущности, по духу. Во всех этих сферах жизни один и тот же дух, вовлекающий материю в жизнь, о чём говорит известное утверждение «все души едины» — это факт природы, принцип Вишну. Синонимом «равенства» на восходящей дуге является слово «единение» — качество буддхи.
«Отмечен тот, кто друзей, приятелей, врагов, безразличных, посторонних, ненавистных и родных, благочестивых и грешных — мыслит как равных» [Бхагавад Гита]
Из этого метафизического факта природы происходит идеал «равенства всех людей перед Богом», который точно так же искажаясь и преломляясь в непросветлённой материи, становится идолом «уравниловки» — прокрустова ложа массового сознания, стремящегося к покою, бездействию и неразличению добра и зла, «что воля, что неволя — всё равно».
Братство — так же как в «свободе» отражается духовный потенциал Монады, а «равенство» несёт духовный потенциал души, «братство» является потенциальным выражением духа в личности, принципом манаса, или Универсального Ума, но поскольку присутствие духа в объективном человечестве пока ещё невелико, групповая антахкарана не выстроена, менталитет только начинает массово прорабатываться — универсальный идеал «братства» остаётся непонятным и профанируется, порождая идолов эксклюзивной общности по формальному признаку, самым радикальным проявлением чего является нацизм, теории расового превосходства, сектантство, абсолютизация «меньшинств», тайные общества и пр. радости жизни тёмного мышления.
Триада идеалов человечества может быть названа тенью триады Атма-Буддхи-Манас, и внутреннее непреложное влияние этого треугольника высших принципов несёт неминуемое разрушение цивилизации низших принципов, «разрушение» в оккультном смысле, то есть не как слом формы, а как рост внутренней жизни до той степени интенсивности, которую внешняя форма уже не сможет ни вместить ни сдержать.
Исторический процесс человечества можно обозначить как процесс постижения Науки Братства, а тайна этой Науки скрыта в подлинном единомыслии — отражении Универсального Ума Логоса в дифференцированных умах людей, что с неизбежностью выводит на первый план Науку Антахкараны как методологию процесса достижения. Пока умы единиц оторваны от реального — война атомизированных иллюзий неизбежна, равновесие недостижимо, так как треугольник идеалов не может быть выстроен.
В футуристической перспективе не существует иной позитивной альтернативы этому уроку, иной реальной проблемы, поскольку только Братство отражает внутреннюю реальность и потому только оно и может быть реализовано объективно. Вне «братства» равенство и свобода будут доводить до крайностей, разрушая любую систему на них основанную, любые попытки избежать или уклониться от «братства» ни к чему не приведут кроме потери времени, вплоть до полной перезагрузки, если так можно сказать, вспоминая судьбы допотопной Атлантиды.
Холистический принцип
Изучающим скрытую психологию истории прежде необходимо разобрать и уяснить для себя так называемый «холистический принцип», который эзотерически называется принципом «от общего к частному». Об этом часто говорится, но не факт, что вопросу уделено достаточно сфокусированного внимания, он кажется простым.
«Нам будет необходимо заложить обширный фундамент для данного предмета и связать частное с общим, из-за чего изложение может (поначалу) показаться слишком пространным, спекулятивным и туманным. Но этого не избежать, поскольку доводы – как и в любой истинно оккультной работе – нужно рассматривать, переходя от общего к частному, от космического к индивидуальному. Люди пока еще слишком интересуются частным и индивидуальным, и им нелегко проявить тот же интерес к большему Целому, в котором они «живут, движутся и существуют» [«Эзотерическая психология» том I]
Поскольку само бытие представляет проявленную двойственность, то все глобальные и локальные конфликты в корне обусловлены противостоянием двух психологических тенденций: холизма и редукционизма — в зависимости от доминирования в сознании интегрирующей силы духа или дезинтегрирующей силы материи. По этой же причине будущий «Судный День» не является ситуационным событием из пророчества, этот день неизбежен как конечная фиксация результата в данном цикле творения.
Когда художник материализует некий цельный художественный образ, в пространстве холста и в течении времени живописания он вынужден дифференцировать этот образ на множество штрихов и линий, стремясь к конечному выразительному единству. Аналогично любой процесс творения (материализации идеи) сопряжён с процессом дезинтеграции и атомизации фундаментального Единства («грехопадением»), как это видится воплощённому уму во времени и пространстве холста жизни. До тех пор, пока мышление наблюдателя духовно не освещено, он не может уловить морали всей картины, не может интеллектуально справиться с иллюзией феноменального разнообразия и разделённости штрихов, поддерживаемой эгоическим чувством самости, первичности «своего» перед «общим». Из этих объективных ограничений исходит по сути ложная, но по форме логичная концепция целого, как суммы частей (редукционизм). В основе подобных идей лежит подсознательный инстинкт индивида к самоутверждению, отсюда и первичная необходимость разобраться в этом вопросе для всех изучающих эзотеризм. «Духовность» как новое поле для самоутверждения — возможно это худшее, что может произойти с человеком.
Так же как в глобальном обобщении феноменальное человечество можно разделить на мужчин и женщин, человечество психологическое может быть разделено на холистов и редукционистов, или интеграторов и дезинтеграторов. Когда Христос произносит знаменитое «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» Он впервые со времён противостояния на Курукшетре объявляет начало новой фазы битвы, обозначает факт присутствия на поле двух армий и факт отсутствия компромисса в этой борьбе, но это война в сознании, в ней нельзя победить одним только материальным оружием.
Обобщая сказанное, от общего к частному:
- «Свобода» — монадический принцип чистого духа, атма
- «Равенство» — принцип света души, «все души едины», буддхи
- «Братство» — принцип просветлённой личности, «все люди — братья», манас
- «Холистический принцип» — фундамент правильного мышления, логоичной логики и расстановки приоритетов ценностей адекватной реальности.
Этим четырём пунктам противостоят четыре «тени» — низшие инверсные отражения:
- «Анархия» — атомистичная тенденция индивидуалистов к обособлению и вульгарной формальной «независимости», основа капитализма
- «Коммунизм» — тяга массового сознания к инерции и покою путём формальной ликвидации различий и фиксации жизни в форме
- «Нацизм» — эгоцентричная групповая активность, тёмное братство
- Редукционизм — первичность частного по отношению к целому, атомизм, концептуальный материализм
В прошлом и в настоящем мы везде обнаружим подобную инверсию, разделение и поляризацию, в основе всякого экзистенциального конфликта или кризиса существования. Тем не менее, всё это издержки эволюции и ложные проявления в сущности подлинных намерений, которые проясняются через страдание.
Противоречия противоречивых
Для конкретного ума концептуализация идеи «Свобода, Равенство, Братство» неизбежно приводит к логическим парадоксам, проиллюстрировать которые можно словами Н.Бердяева:
«Свобода и равенство несовместимы. Свобода есть прежде всего право на неравенство. Равенство есть прежде всего посягательство на свободу, ограничение свободы. Свобода живого существа, а не математической точки, осуществляется в качественном различении, в возвышении, в праве увеличивать объем и ценность своей жизни. Свобода связана с качественным содержанием жизни. Равенство же направлено против всякого качественного различия и качественного содержания жизни, против всякого права на возвышение»
— говоря «прежде всего» мыслитель фокусирует внимание на «наивных», или экзотерических смыслах, вскрывая их противоречивость, чтобы на контрасте выдвинуть следующий тезис:
«Противоречие между свободой и равенством, между правами личности и правами общества непреодолимо и неразрешимо в порядке естественном и рациональном, оно преодолимо и разрешимо лишь в порядке благодатном, в жизни церкви. В общении религиозном, в обществе церковном снимается противоположность между личностью и обществом, в нем свобода есть братство, свобода во Христе есть братство во Христе. Духовная соборность разрешает эту квадратуру круга. В ней нет различия между правом и обязанностью, нет противоположения. Но в церковном обществе нет механического равенства, в нем есть лишь братство. И свобода в нем не есть противоположение себя другому, ближнему своему. Религиозное общение основано на любви и благодати, которых не знает ни либерализм, ни демократизм. И потому разрешаются в нем основные антиномии человеческой жизни, жесточайшие ее конфликты»
— стратегически мысль верная, но тактически согласиться, увы, нельзя. Некорректно сравнивать конкретно-интеллектуальные формы с мистическими религиозными абстракциями. Демократия и либерализм в идеале тоже вполне себе хороши, но не на практике. Если мы и религиозность возьмём на практике, то вряд ли обнаружим реальное церковное «братство», скорее наоборот, за десятки веков конкретное (не абстрактное) христианство раскололось на множество толков, порой крайне антагонистичных друг другу, вплоть до физических войн на уничтожение. Так же и внутри церквей непросто найти братьев подлинно «во Христе», среди массы обычных людей, движимых инертной традицией или эмоциональной нуждой, в любой момент готовых обособиться в своих личных и первичных для них делах. Практическое «христианство» не только приватизировало Христа, но и разорвало его на части, приспосабливая к предпочтениям верующих, словно повторяя уже сказанное «сами не входите и хотящих войти не допускаете».
Нужно признать, что с личностной точки зрения идеал «Свободы, Равенства, Братства» логически парадоксален и технически нереализуем, как его ни крути. Концептуальные надстройки не исправят внутренний конфликт интересов обособленных умов. Невозможно от частных точек зрения и индивидуальных предпочтений перейти к интегральной общности, все попытки «договориться» история уже описала как безысходные, а трагикомедия современности по сути стала памятником этому коллективно-противоречивому намерению, где каждый хотел как лучше прежде всего для себя.
«Интеллигенция» и «народ»
Психологическая проблема человечества и непропорциональная реакция людей на тройственный идеал «Свобода, Равенство, Братство» обусловлена комплексом метафизических причин. В первую очередь эволюционной разницей двух основных групп эго, находящихся в воплощении:
- Группа продвинутых эго. Внешне её представляет так называемый «золотой миллиард» — ядро пятой («англо-саксонской») подрасы пятой расы, о которой подробнее было сказано в записи «Махабхарата сегодня». Эволюционная стадия этой группы относится к срединному этапу индивидуального обособления и атомизации (картинка). Этой стадии развития сопутствует ослеплённость ума самомнением, по причине чего данная группа акцентирует и доводит до абсурда вульгарную интерпретацию принципа «свободы», спекулирует на «равенстве», усиливая неравенство и эксплуатирует «братство» в эгоцентричных «мафиозных» целях, что в итоге порождает нынешний «либеральный мир» — индивидуализм, редукционизм и материализм как навязанные нормы жизни.
- Более многочисленная вторая группа несёт в себе эго массового сознания и множество представителей атлантической расы, которые, ощущая недостаток своего потенциала, откликаются на идею «равенства» как антитезис неравенству цивилизации и как средству спасения от произвола доминирования «белого человека», в силу чего они нередко акцентируют принудительное равенство, доводя его до абсурда «уравниловки» — гегемонии количества над качеством.
«Проблема труда и капитала уходит своими корнями в субъективное различие между оснащенными и неоснащенными Эго, между теми единицами человеческого семейства на Земле, которые вышли из Зала Неведения, и теми, которые еще пробираются по его тёмным и мрачным коридорам; между теми Эго, которые еще «бутоны», и теми, которые сформировали внешний ряд лепестков, причем лепестки уже готовы раскрыться» [03-0825]
Упомянутая французская революция знаменовала собой конфликт этих двух групп, что помимо прочего породило и концепции расового превосходства, как инстинктивную ментальную реакцию элит на бунт «снизу». Дальнейшая проработка умами этой по сути верной, но по форме слепой и невежественной эгоцентричной концепции, привело к возникновению уже вполне материализованного на практике нацизма и нового цикла страдания от иллюзии. Подлинное «расовое превосходство» это «Божий дар» — эволюционное приобретение, которое должно быть использовано на благо мира, на развитие остальных эволюций, но этот дар свыше был узурпирован низшим человеком, приватизирован, пущен во зло амбициозной самости и ереси разделённости. Потому война продолжается.
Малочисленная третья группа — «Новая группа мировых служителей» — потому и называется «новой», что в историческом контексте она проявляется впервые и не принадлежит к двум вышеупомянутым типам людей, выражая третью стадию эволюции, стадию интеграции и синтеза «изолированного единства». Не смотря на то, что большинство участников этой группы понятия не имеют о своей причастности к ней, её влияние является ключевым с точки зрения будущего, это своего рода «золотник» в механизме цивилизации, его малые размеры обманчивы.
Диспропорцию треугольника «Свобода, Равенство, Братство» сегодня наглядно иллюстрирует поляризация мира по линии раскола между странами «свободы и демократии» и странами «авторитаризма и тоталитаризма». Одна группа борется за освобождение себя от «бремени белого человека» — от ответственности и причастности к человечеству, за первичность, удобство и комфорт «личной жизни», за доминирующее положение «по праву рождения».. Другая группа сопротивляется колонизаторам планеты, существующему социально-экономическому неравенству и активности тех сил, которые не только эксплуатируют это неравенство, но и всячески намерены сохранять такое положение. Революционная ситуация («верхи не могут, низы не хотят») в индивидуальных, национальных и в планетарных масштабах в равной мере обусловлена деструктивной интеллектуальной тенденцией «от частного к общему» — интеллектуальной деформацией индивидуалистов и интеллигенции, доминирующих в цивилизации на уровне управления и целеполагания. Французская революция сегодня повторяется в мировом масштабе и в этом смысле интерпретации аналитиков вполне уместны.
Миссия России
Нам говорят, что Луч души России (7-ой) был проявлен на сто лет раньше рассматриваемых революционных событий, в 1675 году, что объективно выражалось рождением Петра I и резкой интенсификацией развития страны, с тем, чтобы концу 18-го века Россия уже смогла включиться в мировые дела как самостоятельная сила, во многом отличная от генеральной линии. На сегодня уже почти маниакальная неприязнь России странами Запада обусловлена тем, что в новейшей истории Россия, вольно или невольно, но постоянно оказывалась на пути тотального доминирования «белого человека» в цивилизации, сдерживала его безудержную экспансию, не позволяя подчинить весь мир одной единственной парадигме и норме. С расцветом США территорию России европейцы воспринимали уже как пространство для аналогичной экспансии с аналогичным же решением вопроса коренного населения. Эти идеи звучат в риторике западных псевдополитиков и сегодня, от них никто не отказывался всерьёз, не смотря на ряд неудачных и болезненных попыток их реализовать.
В 18-м веке Россия противилась идеям французской революции и вплоть до Первой Мировой отстаивала монархизм, за что даже получила прозвище «жандарм Европы». В феврале 1917-го буржуазный концепт, казалось бы, победил и в самой России, что в горизонте столетия почти гарантировало всему человечеству упадок, но — нет, в том же году Россия для многих неожиданно перешла на иной путь, став антитезисом тотальному доминированию капитализма в новом мире. Даже временный союз против нацизма не смог избавить отношения Запада и России от антагонизма, поскольку в корне это противостояние психологическое, от него не могла избавить и тридцатилетняя попытка компрадорской колонизации страны после распада СССР.
То, что вчера ещё казалось типичным русским ретроградством и отсталостью, сегодня оказывается чуть ли не спасением мира от «тлетворного влияния Запада». Колонизаторам планеты приходится расплачиваться морально-этическим регрессом за небывалый материальный прогресс, обеспеченный по большей частью ресурсами и трудами остального мира. Уроком для людей станет тот факт, что общество, в котором доминируют «рыночные отношения», обречено на деградацию через профанацию всех сфер мысли, на подмену качественного аспекта жизни количественным фактором существования.
Роль России в мире нельзя понять, исходя из России как вещи-в-себе, как частности со своей спецификой. Цельное психологическое строение человечества аналогично строению человека, которое выражает сложное взаимодействие, или даже конфликт между центрами над диафрагмой и центрами под диафрагмой — тенью ещё более принципиального «конфликта» души и личности. Россия в мире выполняет роль своего рода диафрагмы человечества. Эволюционно она одновременно находится и вверху и внизу, отставая в объективном развитии от передовых стран Запада, опережая при этом страны второго и третьего мира. В этом смысле совсем не случайно в геополитических теориях появилось такое понятие как Heartland — срединная земля, сердцевина планеты.
Контакты двух эволюционно-психологических частей человечества в обход России чаще носят дисгармоничный характер, если анализировать колониальную политику европейцев в Африке, Индии и Китае, отношение к чернокожим и к коренному населению в Америке, искусственный хаос на Ближнем Востоке. «Белый человек» только к себе самому относится как к человеку, для русского же менталитета понятие «человек» не имеет градаций или исключений по формальным признакам, тут проявляется специфика 7-го Луча — принципиальность в вопросах разделения сущностей и понятий.
Интеграция народов без подавления их национальности — уникальная компетенция России. Эту компетенцию в перспективе страна будет импортировать в мир, в котором тысячелетия доминировала ересь разделённости, материальная мотивация и тёмный принцип divide et impera.
Метафизическая роль России в мире отражена и в географии и в символизме двуглавого орла. Девиз России «Я соединяю два Пути» в полной мере отражает сущность Седьмого Луча, Срединного Пути и тайну Братства. «Седьмой Луч является связующим фактором между жизнью и материей на формальной стороне» — по этой причине верно, что «потенциал служения России человечеству и способность навязывать свою волю всему миру превосходят таковые любой другой нации», поскольку другие нации впадают в крайности, подобные крайностям «свобод» в США или крайностям «равенства» в Китае, и эти крайности постоянно склоняют их к потере равновесия.
«Россия должна открыть миру истинный секрет братства (пока ещё неизвестный и неосознанный), но пока она сама ещё не знает, что это такое. То, что Россия является духовным хранителем откровения, чувствуется остальными нациями мира, и их первой реакцией был страх из-за некоторых её начальных ошибок и преждевременной активности на физическом плане. Тем не менее, все народы смотрят на Россию с ожиданием; они смутно понимают, что из неё придет нечто новое, ибо Россия быстро взрослеет, интегрируется и продемонстрирует, что она способна дать многое» [07-0021]
Братство — это свобода в равенстве душ — только так снимаются противоречия неправильных межличностных человеческих отношений, как на уровне отдельных индивидов, так и в отношениях между народами. В реальности не бывает прав и свобод вне соразмерных обязанностей и служения. В мире свободен только тот, кто берёт на себя все «грехи» мира. Не бывает братства вне индивида — полноценного и самосознательного «я». Не бывает равенства вне иерархии, где каждый на соответствующем ему месте одинаково ответственно и сознательно отвечает за Целое.
Вопросы экономики тут принципиальны в последнюю очередь, они вторичны, хотя многим кажутся чуть ли не главенствующими во всём. Интересно, что и тут Россия проявляет себя в двойственной роли физического сердца, с его венозным и артериальным кругами, являясь источником всех типов энергии как для Запада так и для Востока, «по-братски» предлагая эти ресурсы всем, не взирая даже на личные отношения. Инфантильные и высокомерные попытки нынешней Европы отказаться от «русской крови» в своей экономике, вместе с которой им «приходится» признавать и Россию как фактор их жизни, ни к чему кроме экономического краха не приведут, это будет естественный и очередной урок страдания на пути к гармонии через конфликт.
Мировой экономический кризис (крах капитализма) в целом обусловлен теми же самыми факторами, о которых говорилось выше, других факторов и нет.
Экономический кризис
Два основных фактора, сделавших кризис капитализма неизбежным:
- Психологическая и методологическая неспособность выстроить экономическую модель в соответствии с треугольником «Свобода, Равенство, Братство»
- Подмена холистического принципа «от общего к частному» на редукционный принцип «от частного к общему», реального на нереальное
1. Трилемма международных финансов
Первый случай в экономической теории известен как «Невозможная троица». В действующих в капитализме нормах человеческих отношений и материальных ценностях этих отношений невозможно одновременно достичь:
- Свободного движения капитала (свободы)
- Фиксированного обменного курса (равенства)
- Независимой денежной политики (не-братства)
Психологический фактор разобщённости не позволяет мировому рынку стабильно функционировать, точно так же как в геополитике разобщённость наций постоянно ведёт к войне между ними, и всё это будет продолжаться, пока самоценная идея «суверенитета» не будет понята в контексте целого человечества, так же как на индивидуальном уровне иллюзия частных прав и свобод не будет рассмотрена в контексте общества и подчинена этому контексту, обретя реальность. Никто не свободен, не независим, все связаны — реальность такова. Степень реальной независимости прямо пропорциональная степени осознавания зависимости, тут нет парадокса, это фундамент государственного мышления.
Мировая экономика не может быть состоятельной, экономной и не конфликтной, если «братство» не является реальным психологическим состоянием человечества, выражая тотальную интегральную взаимозависимость, порождая взаимозависимую политику единого человечества. К нынешнему кризису привело стремление решить проблему «братства» насильно, путём подмены его неким корпоративным консенсусом, «порядком основанным на правилах», что подразумевало в том числе тотальное добровольно-принудительное лишение государств суверенитета и независимости под вывеской «свободы и демократии». Роль России тут снова оказалась очевидна — противостоять и разрушать.
2. «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма»
Второй фактор был обусловлен стремлением западных элит избежать тех неприятных для себя социально-экономических перспектив, которые были не только описаны в работах Маркса и Энгельса, но и начали воплощаться в жизнь в СССР. В русле этого стремления был выдумана (иначе не скажешь) альтернативная экономическая модель, ставшая основой нынешнего капитализма и приведшая его к упадку.
«Экономикс» — редукционная экономическая модель, концептуально выстроенная от частного предпринимательства к общему рынку, где мифическая «невидимая рука рынка» должна была автоматически регулировать всё проблемы. Не смотря на внешний и временный успех, модель в корне игнорирует универсальную реальность в угоду частным амбициям «акул капитализма», в пику марксизму. Западный капитализм это анархическая система, тяготеющая к дезинтеграции и монополизации одновременно. В долгосрочной перспективе (достигнув объективного предела возможностей) такая система обречена на структурную хаотизацию и распад, когда все регуляторы уже ничего не могут с этим сделать, поскольку они даже не понимают в чём причина кризиса, настолько он фундаментален и не имеет решения в рамках системы.
На эту тему интересно рассказывает известный экономист Михаил Хазин. Процитирую один из монологов 2019 года:
«...если говорить об истории развития экономики, то первым был Адам Смит. Потом был Маркс, который первый понял, что поскольку шарик ограничен, то капитализм конечен. Все остальное, весь марксизм, это попытка ответить на два вопроса. Первое. Что будет после капитализма? И второе. Когда собственно это произойдет? А по второму вопросу он, видимо, понял. Когда весь мир будет единой системой разделения труда. Не будет альтернативных зон. А это произошло с 1991 года. А что будет после, он недопонял. И никто недопонял.
К концу XIX века логика марксизма уже шла по миру — «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» — и по этой причине была профинансирована альтернативная экономическая наука. Вместо политэкономии Смита, Маркса была придумана экономикс. В чем отличие экономикс идеологическое? В ней отсутствует конец капитализма. Это тот, кого нельзя называть. Но из макроэкономики смитовской немедленно следует конец капитализма. Значит, что нужно сделать? Нужно убрать макроэкономику на вторичный план. На первый выдвинуть микроэкономику. И по этой причине... Если в политэкономии главное, это макроэкономика — инфляция, объем производства и пр., — а экономика домохозяйства, экономика предприятия, она следствие, то в экономикс все наоборот: экономика предприятия, экономика человека — главное (почему он принимает те или иные решения), а дальше предполагается, что можно статистическими методами из поведения отдельных людей сделать это вот...
Экономикс и политэкономия, это две разные науки, идеологически друг другу противоречащие. В конце 19-го начале 20-го века вполне целенаправленно была придумана альтернативная экономическая наука...»
По первой ссылке обратите внимание на совпадающий с моралью этой статьи сюжет в разделе «Критические мнения»:
«В ноябре 2008 года королева Великобритании Елизавета II, посещая Лондонскую школу экономики, спросила у экономистов, как они «проглядели» возможность банковского кризиса, «почему никто не смог предвидеть это»? Группа ведущих специалистов направила королеве письмо, в котором извинилась за неумение предсказать финансовый кризис. Главной причиной провала названа «нехватка коллективного воображения у ярчайших умов как в Великобритании, так и по всему миру, которое бы помогло понять риски существующей системы в целом»
— то есть заложенный в систему приоритет частного над общим в итоге и вернул невежественному амбициозному человеку должок от реальности. Кто бы мог подумать, что деревья зависят от леса, это слишком сложная абстракция.
Понятие «братства» отсутствует в капиталистической морали, наоборот — ничего личного, только бизнес, человек человеку волк. По этой причине фундаментальный треугольник сил разрушается, а как следствие, — мнимые «свободы предпринимательства» оказываются долговой и контрактной тюрьмой, «равенство участников рынка» оказывается фикцией, монополизацией и коррупцией. Сегодня, когда экономическая иллюзия уже рассыпается на глазах, можно утверждать, что экономическое будущее человечества (если люди смогут избежать тотальной войны и самоуничтожения, конечно) связано с глобальным хозяйствованием, а следовательно и международным макропланированием, что в свою очередь требует утверждения Мирового правительства.
Мировая экономика, как и все прочие глобальные институты цивилизации не смогут состояться, если «братство» не будет являться реальным психологическим состоянием умов, выражая тотальную интегральную взаимозависимость, порождая взаимозависимую политику единого человечества и правильные человеческие отношения. Человека, который не в состоянии осознавать, что ему нечего делить с другим человеком, нельзя назвать человеком в строгом смысле, это всего лишь интеллектуальное животное.