Письма с границы между старым и новым
Алиса А. Бейли

Дневник

28.03.2019

Письма с границы между старым и новым

…продолжение; начало в: «Физика групповых отношений» и «Группы Здравого Смысла»

 

Собрание людей в контексте «эзотеризма» рано или поздно (и в большинстве случае почти неизбежно) актуализирует два вопроса: каковы правильные и реальные эзотерические групповые отношения, и каков правильный подход к эзотерическому обучению? Сколько об этом написано, сколько сказано и продолжает говориться — проблема, очевидно, не решается риторически или организационно. Остаётся надеяться, что не ради риторики снова и снова проговариваются основные смыслы. В обоих вопросах присутствует двойственность, и абстрактная половина как всегда вызывает затруднения.

Про эзотерическое обучение хорошо известно, например, что настоящий ученик сам себя обучает, а с другой стороны, эта норма никак не отменяет и не запрещает обучающее взаимодействие между учениками, но определённо она накладывает на такие отношения свои специфические ограничения, распознать и применить которые непросто. Методы эзотерического обучения принципиально отличаются от известных методов педагогики, но каковы эти новые принципы?

Аналогично и о группах известно, что существуют внешние — экзотерические формы групповых отношений, называемые теперь группами эпохи Рыб, но также существует идеал новых групповых отношений, субъективных, внешнее выражение и методы объективного существования которых принципиально иные, на сегодня почти не известные на практике. В чём же принципиальная разница между тем и этим, и как придерживаться прогрессивного?

Не то чтобы это вопросы без ответов, но это вопросы вне риторики, отвечать на них придётся каждому самостоятельно, можно лишь акцентировать наличие этих вопросов и актуальность необходимости ответа на них. Пока эти двойственности не распознаются каждым сознательным участником действия, пока они не различаются умом автоматически — деятельность на основе неадекватно распознаваемых принципов всегда подвергает идеал «Нового Века» редукции. Тем не менее, речь не может идти об отказах или запретах. Там, где сознания 7-го не хватает, — там пока ещё неизбежно правит идеализм 6-го, который, несмотря на свои недостатки, всё же продвигает индивидов от нереального к реальному, пусть и через негативный опыт. В сущности ведь «идеализм» — это метод эволюционного продвижения в условиях неопределённости, и это средство защиты эволюции от стагнации неопределённости, когда сознанию с одной стороны ещё недоступен рациональный (грамотный) метод продвижения, а с другой — продвижение не должно останавливаться из-за такой неизбежной технической причины. Идеализм — это двигатель прогресса несмотря ни на что. В этом его тайна, его сила и его проклятие. Привычки и методы старого века ещё долго будут влиять на активность в таких абстрактных и крайне неопределённых сферах деятельности, как «эзотеризм». Только усиленная медитация над теми или иными аспектами этих абстракций позволит сделать их более конкретными и вывести из-под влияния идеализма.

Группы

Группы «Старого Века» — это группы объективного единства, группы буквально межличностных отношений. Слово «объективный» нужно понимать в эзотерическом смысле, как всё пространство материй и контактов, вмещающее 18 (7+7+4) низших подпланов: физические контакты; эмоциональные привязанности и симпатии; единомыслие (отношения конкретных умов на ментальных rupa-уровнях) — иными словами это сфера проявления третьего аспекта логоической троицы, высшим принципом тут является Активный Интеллект, действующим законом — Закон Экономии. Если центр групповой связности находится в этой сфере — такая группа фактически является экзотерической, то есть группой эпохи «Рыб», группой «подводной», даже если не знает об этом. Высшим, или «арийским» выражением таких групп сегодня являются интеллектуальные «фокус-группы», используемые в бизнесе, политике, науке и технике и т.п.

Группа «Нового Века» — соответственно, это субъективная связность, которую обуславливает ашрамное единство душ — «единодушие» в оккультном смысле — а не какой-либо аспект лунных энергий и сил формы в трёх мирах. Фокусом таких групп является Учитель на arupa-ментальных уровнях или выше. По этой причине эти группы называются «субъективные», они действуют в сфере активности второго логоического аспекта и закона Притяжения-Отталкивания, их принципом является Любовь-Мудрость.

Группа Нового Века 1 Группа Нового Века 2

Группы «Старого Века» собираются вместе за счёт использования энергий и сил «ниже диафрагмы», резонанс этих личностных и эгоцентричных сил обуславливает характер и качество связности таких групп. Отсутствие подлинного «единодушия» в таких группах обусловлено буквально отсутствием у единиц группы стабильного внутреннего контакта с душой, и никакими организационными концепциями ума или астральными симпатиями компенсировать этот недостаток нельзя, о чём, естественно, сами участники подобных групп не догадываются. В группах этого типа индивиды проживают эгоцентричный этап своей эволюции, принимают первое и второе посвящение (которые не считаются посвящениями с духовной точки зрения) что обеспечивает смысл, ценность и практическую актуальность существования таких образований:

— в таких «восходящих» группах индивид нарабатывает и раскрывает тот потенциал, который позволит ему поднять свою жизнь выше диафрагмы, установить в итоге связь с душой (антахкарана) и тем самым обеспечить себя начальной квалификацией для подлинной «нисходящей» субъективной групповой работы Нового Века.

Группа «Нового Века» во внешнем выражении (поскольку эзотерически группа есть) интегрируется за счёт синхронизации сердечных центров, требование к раскрытию которых является технически обязательным. Иллюстрацией тут музыкальный коллектив, который в принципе не сможет функционировать без чувства ритма, развитого в каждом её участнике. Ритм един для всех, даже если индивидуальные партии будут различны.

Единый ритм воспламеняет цепную реакцию группового горения, и там где он не слышен (а присутствует он всегда) — там остаётся только учиться и учиться, развивать слух, а не пытаться найти правильную расстановку «квартета», которой не существует.

Инициативно действуют новые группы за счёт головного центра, выражают действие внешне посредством горлового центра. Всё это если брать идеальную классическую схему, хотя на практике спектр более разнообразен, десять типов групп описаны >>тут<<.

Группа «Нового Века» — это не феноменальное собрание учеников или стремящихся, привлечённых друг к другу теми или иными рациональными, эмоциональными или инстинктивными причинами, как это имеет место в обычных группах людей и повсеместно, но это внешнее проявление — экстернализация субъективно уже существующей группы, воплощение групповой сущности в групповое существо, и помехой тому может быть только внешняя личность, со своими разрозненными лунными приоритетами. Попытки же создать субъективную группу из объективной, от меньшего к большему, равноценны намерению создать душу из личности, хотя в силу судьбы многие внешние группы, сами того не осознавая, являются тенью групп внутренних. В существе настоящей эзотерической группы каждая единица выполняет роль, аналогичную роли центра в существе самого человека, отсюда и основная сложность задачи.

В новых группах ученики собираются для групповой работы, а не для обучения себя или друг друга через трение любого рода. Это ещё одно принципиальное отличие, постоянно упускаемое из виду.

Для старых групп иллюстрацией в инфографике стала метафора «Квартета» из басни Крылова. Такая группа, как правило, представляет собой собрание неквалифицированных разобщённых инициатив, не способных выполнять групповую работу (работу группой, а не работу в группе) из-за разнообразия эгоцентричных намерений и отсутствия обобщающей синхронизирующей работы «сердца», но движимой желанием и идеализмом. Магнетизм и ритм сердечного центра в таких группах подменяет лидер, авторитет — низшее редуцированное соответствие Учителю, так же как и сама группа вынужденно является «пародией» на Ашрам.

Эзотерическая школа

В сущности это другая сторона того же самого вопроса. Экзо- и эзотерические школы отличаются точно так же, как старые и новые группы, с той лишь разницей, что «групповым проектом» в данном случае является образование — групповая стимуляция индивидуальной эволюции.

Много путаницы возникает из-за недостаточного различения семантических аспектов в речи. Словосочетание «эзотерическая школа» в равной мере может использоваться и для описания старых организационных методов интеллектуального обучения в контексте и тематике «эзотеризма», и в своём прямом значении — как школа субъективного развития. Технически это совсем разные вещи, третий и второй аспект смысла, но семантика одна и та же.

Школа Арканов, например, была и является хорошим примером переходного пограничного периода и трудностей понимания разницы между «этим » и «тем». Будучи школой эзотерической тематики, которая идейно и организационно старалась избежать известных негативных аспектов формальных отношений и формального образования старого типа, ША тем не менее остаётся школой в сущности экзотерической, где Раджа Йога есть высший предмет обучения, тогда как для настоящей эзотерической школы это лишь вступительное условие. «Йога Синтеза» для новых школ пока остаётся тайной, так же как нет ещё вразумительных или видимых примеров новых групп, кроме тех, конечно, что успешно работают в более плотных (не эзотерических) классических сферах деятельности, и не осознают себя группами нового века, даже если и являются таковыми.

«…группа уже находится в процессе формирования и в свое время она разработает собственную «йогу», школу подготовки, которая постепенно заменит школы Раджа Йоги и Бхакти Йоги. Метод подготовки будет даваться только тем, кто развил свой ум и научился контролировать эмоции. Это ключ к тому, что сейчас происходит…»

В этом контексте интересно изучить стенограммы встреч Алисы Бейли со своей группой (не той экспериментальной субъективной группой, в которую входила сама А.А.Б.). Работая со своей группой и организуя Школу Арканов, А.А.Б. вплотную столкнулась с обеими рассматриваемыми двойственностями, с одной стороны, зная огромное количество новой эзотерической информации, а с другой — как и всякий нормальный человек своего времени, не имея почти никакого понятия о практической стороне реализации всех этих идей. Вот характерная мысль на тему школы:

«Я убеждена, что одна из задач, которую мы должны полностью и сознательно реализовать в этой жизни, — это уяснение того, что такое эзотерическая школа. Ибо, как только мы начинаем обсуждать будущую работу Школы, мы непосредственно выходим на этот предмет. Я не знаю, как долго я этим занимаюсь и вообще способна ли я на это. Да и кто среди тех, кто проходит обучение в Школе, может считаться эзотериком, способным осуществлять эту работу? Кто является подлинным эзотериком? Как вы собираетесь оценивать эзотерика? Каким образом вы узнаете, что составляет его суть?» [7 января 1944 г.]

— на выяснение и уяснение уйдёт ещё немало времени, если позволить себе оценивать существующий сегодня внутренний потенциал участников процесса и внешнюю обстановку в мире. После опубликования эзотерических доктрин и первой волны энтузиазма создалось своего рода непропорциональное наваждение скорого успеха и грядущей реализации всех тех заманчивых перспектив, что описаны в книгах. Не очень понятно, на чём конкретно этот оптимизм основан, если смотреть на мировую картину всесторонне и здраво. Качества характеров, компетенция и квалификация, образование и опыт — всё это в учениках пока ещё довольно скромного уровня, любительская самодеятельность, пусть и неизбежная.

Пограничная мораль

Мораль этой запутанной истории примерно такова: не бывает методов неправильных самих по себе, бывают методы не соответствующие поставленным целям или возможностям действующих субъектов, даже если из целеполагания мы исключаем иллюзии и ложные мотивации. Нужно быть реалистами, принимать к сведению реальное качество возникающих отношений и понимать реальные цели, не подменяя действительное желаемым.

«Строитель не может фантазировать о почве под зданием»

Выше диафрагмы и ниже — это две символические крайности, обрамляющие процесс «крещения в Иордане». Между ними есть множество промежуточных вариаций, описывать всё разнообразие которых нет смысла, да и цель не в описании формальных отличий, она не экзотерическая. Отличия новых групп от старых, отличие новых школ от старых — это не организационные отличия. От перемены мест в «квартете» сумма не изменяется. Отличия в обоих случаях качественные, а качество обеспечивают кадры — сами ученики. Требования к ученикам риторически крайне просты, если не банальны и очевидны — самодисциплина, безличность и т.д. — но исполнение этих требований по-прежнему является задачей почти непреодолимой, даже игнорируемой, поскольку субъективно эти требования подразумевают довольно радикальные изменения индивида, идти на которые у него не хватает ни воли, ни мотивации, у него достаточно своих интересов и своих идей в рамках этих ограниченных интересов. А на нет и суда нет.

«Все это азбучные истины, о которых вы хорошо осведомлены. Но для большинства из вас эти банальности остаются ментальной теорией. Вы еще только надеетесь однажды прийти к тому базовому чувству вмещения, которое характеризует Иерархию…

Осознание обязательного выполнения этих требований приведет вас в итоге к тщательному наблюдению за своим мышлением, эмоциональными реакциями и энергиями, которым вы постоянно открываете доступ, потому что (впервые в истории вашей души) вы будете ощущать потребность в том, чтобы оберегать своего собрата от результатов ваших личностных реакций. Следовательно, научное служение займет место вашей бесконтрольной и недисциплинированной активности. Здесь я хотел бы указать, что при этом вы сами никогда не должны пытаться оградить себя от личностных реакций соученика. Вы принимаете и впитываете их и – имея с ними дело – помогаете освобождению как его жизни, так и своей.

Весь предмет группового взаимодействия гораздо глубже и значительней, чем вы предполагаете или думаете. Он может быть подытожен в словах апостола Павла: “Никто не живет ради себя”»

Практической проблемой на сегодня является неспособность отличить кама-манасическое от душевного, что порождает длительные циклы групповой проработки наваждений и иллюзий, а с другой стороны нет и установленных на практике стандартов групповых отношений, которые своим присутствием любые иллюзии в этой области могли бы разрушать. Мораль в том, что известная из книг экспериментальная «Новая Первичная Группа» была в итоге распущена как несостоятельная экзотерически: «Несмотря на многие годы работы со мной, группа так и не интегрировалась и не начала никакого специального духовного предприятия...».

 

 
bugfixer invisible agent