Антахкарана — мост через неведение (дневник, 2016-05)
Алиса А. Бейли

Дневник

02.12.2016

Антахкарана — мост через неведение

«Ученики должны помнить, что Высший Путь Эволюции намного проще низшего пути. Поэтому учение о смысле и значении антахкараны — которая является первым творением насыщенной душой личности, действующей как объединенная единица — намного проще, чем учение, относящееся к личности в трех мирах человеческой эволюции»

Глоссарий / Антахкарана

Сила красоты

Для аналогии возьмём ученика музыкальной школы. По классу фортепиано, например.

Ученик устремлён расширить свои качества и своё сознание до той степени, которая позволит ему войти в Мир Музыки, в Ашрам Пианистов этого царства, которое в наши дни уже почти полностью снизошло на землю. Мы не касаемся психологических, социальных и иных аспектов этого стремления, мы рассматриваем только аспект формы — ученика, как форму, изменяющуюся и прогрессирующую на своём пути. Антахкарана — это форма, это не субъект пути, но форма это внутренняя, и потому её относительная субъективность (для низшего ума антахкарана абстрактна) становится препятствием к пониманию её природы и пути её развития. Потому возьмём более конкретную аналогию, объективность которой можно отследить, понять и даже измерить.

В объективной природе юного музыканта существует пробел между тем, что он есть, и тем, кем он должен стать, существует комплексная недостаточность, препятствующая выражению музыкального мастерства в действии. Можно сказать и иначе: отсутствует форма выражения качества. В начале фортепианного пути средний ученик имеет следующий комплекс объективных пробелов в форме, через которые он должен выстроить «мост»:

  • Физическое тело: качественное и количественное развитие определённых элементов тела, группы мышц, костей, нервных окончаний. Так же ключевую часть недостаточности необходимо восполнить в мозге: развить определённые группы клеток, нейронные связи, связи между полушариями — всё, что обеспечит асинхронную координацию движений, мелкую моторику, тонкость слуха, голоса и т.п.
  • Астральное тело: требуется развить достаточно высокое качество распознавания эмоциональных оттенков звука, как по спектру так и по динамике. Синхронизовать распознавание этих нюансов с откликом эфирного проводника, посредством которого эмоциональный отклик привносит себя в нервную активность на физическом плане, манипулирующую материей и управляющую музыкальным инструментом.
  • Ментальное тело: кроме теории музыки, в музыкальной йоге ментальный аспект не играет первостепенного значения, поскольку музыка находится на линии сил 2-4-6 (Любовь-Мудрость > Красота, Искусство > Идеализм). Для математика, например, не принципиально астральное качество. Музыкант — это в первую очередь мистик, ментальное развитие ему требуется в основном по части распознавания и понимания структуры музыки, композиции, поскольку объективно «музыка» это интегрированный поток сил, состоящий из множества вибраций, линий звучания, голосов, тем. Среднее ухо не распознаёт почти ничего кроме общего давления «саунда», ритма, мелодии, в то время как музыкант тренируется распознавать всю структуру звука, понимать звук на слух и интерпретировать ментально, особенно в области композиторства.

Искомые качества требуют буквального устранения пробелов, заполнения «провалов» в трёх телах, встраивания и выстраивания материи, адаптации формы. Методической основой для подобной работы является ритм и напряженность соответствующих занятий, упражнений, разнообразных форм музыкальной медитации и практики, школы которой давно известны и вполне успешно реализуются. Напряжённость тренинга предоставляет энергию для формостроительства. Ритмичность тренинга создаёт определённую «ноту» — вибрацию периодического напряжения.

«Строители откликнулись на священный звук. В музыкальном сотрудничестве они взялись за работу. Они строили во многих сферах, начиная с третьей»

Алиса А. Бейли «Трактат о Космическом Огне» [03-0012]

Во всех задействованных в работе планах на эту «ноту» пульсирующей энергии откликаются строители, автоматически выстраивая форму в указанном мыслью направлении, своего рода инфраструктуру, подобную той, что образуется вдоль транспортных артерий в народном хозяйстве. Любая «методика» — это конструктивный узор, или схема циркуляции энергии по линиям силы напряжения мысли. Если бы современные учителя понимали этот процесс в таком масштабе, и доводили его суть до ума учеников — эффективность заметно бы увеличилась, перейдя от инстинктивных усилий к интеллектуальным, более волевым и целенаправленным.

Сумма усилий на трёх планах формирует аналогию антахкараны, заполняет пробелы в форме, позволяя музыкальности и владению инструментом (воле и могуществу) проявиться через ученика на объективном плане. «Музыкант» — это индивид, манипулирующий материей определённого качества и вибрации на всех трёх планах, где физический инструмент и звук — лишь самый низший аспект. «Гениальный», или «посвящённый» музыкант» проводит эту работу интуитивно и автоматически (7-й луч, Ритуал и Магия), являясь своего рода отстранённым свидетелем Музыки в своём собственном исполнении (децентрализация). Оккультный ученик стремится достигнуть тех же результатов, становясь свидетелем жизни Души.

На построение «моста» в Мир Музыки могут уйти годы, в зависимости от многих объективных факторов и субъективного «таланта» — наработанных в прежних воплощениях способностей. Человечество давно и интенсивно занимается музыкой, и наличие множества юных дарований говорит о росте общего мастерства всей расы. В будущем квалифицированная музыкальность будет такой же обычной характеристикой индивида, как и его способность к хождению или речи, хотя и сама «музыка», как сфера объективного искусства, станет безыскусной, будет занимать совершено иное место в жизни, не такое гипертрофированное как сегодня, тишина (первый аспект музыки) будет востребована намного больше и физический воздух уже не будет музыкальным носителем.

После выполнения основной мостостроительной работы, ученик вступает в Ашрам Пианистов и его дальнейшее обучение, рост и продвижение внутри Ашрама, зависят уже от его «служения музам» — служения в качестве проводника, моста нисхождения Гармонии Сфер в мир шума и диссонанса.

Сила гравитации

Более простой и более наглядной аналогией строительства антахкараны является физическая атлетика, особенно бодибилдинг. На этом пути физически слабый (как ему кажется) стремящийся должен выстроить форму, количество и качество которой позволит ему преодолеть провал на пути в Ашрам Силы. Известная формула «не идти по пути, но быть путём» в такой аналогии становится наглядной совершено буквально.

Метод строительства тот же самый — напряжение и ритм, хотя и материя задействуется в основном только физическая (эфирная).

К слову о «ритме»: ученики должны однозначно понять, что спорадические усилия никогда не приносят результата, потому что «не звучат» для тех строителей, которые откликаются на энергетический призыв этих усилий. Ритм практики, или тенденция, активизирует главный формостроительный аспект — энергию воли, и он звучит в соответствующем царстве как колокол, как слово могущества, призывая и привлекая внимание. Нюанс оккультного ученичества в том, что физические и астральные кондиции находятся в фокусе внимания ученика только в случае радикальной недостаточности их развития, а в остальном это не принципиальные для него сферы жизни, а после второго посвящения — в буквальном смысле не принцип.

Иллюстрация немного грубая и буквальная, но сути не противоречит, особенно если рассмотреть весь процесс как манипуляцию в материи, приложение силы, направление энергии, накладывание ритма — всего того, что можно назвать практикой и медитацией йоги низших эфиров. Для соотнесения, несколько фраз описания схемы построения манасической антахкараны, обратите внимание насколько они применимы к данной иллюстрации, если опустить формальности:

  • б. Необходимо ментальное понимание предстоящей работы.
  • в. Необходимо создать и поддерживать в напряжении кольцо-не-преступи сознательно накопленных энергий.
  • г. Необходим период чёткого осмысления процесса Намерения.
  • д. Наконец, следует поддерживать точку напряжения. [18-0512]

или такая констатация:

«Кроме того следует отметить, что создание моста, позволяющего сознанию с лёгкостью функционировать как в высших, так и в низших мирах, происходит главным образом благодаря твёрдо направленной жизненной тенденции, которая неуклонно обращает человека к миру духовных реалий и заставляет его совершать определённые движения, или планомерные и строго рассчитанные по времени, целенаправленные переориентации и фокусировки» [18-0447]

Строители

Говоря о призыве строителей один момент может оказаться неочевидным или непонятным. Реальность в том, что мыслитель, творческий агент, ученик, физкультурник и т.п. — не работает непосредственно с материей, он не строит мост сам, как и его объективное тело вовсе не является им самим. Мыслитель работает «в» материи, а не «с» ней, его собственная задача в том, чтобы раскрыть волевой импульс и реализовать эту энергию в творческой деятельности. Физкультурник работает «в» физическом теле, а не «с» ним, не замечая разницы из-за отождествления. «Работа состоит в обращении с энергией», энергия автоматически привлекает меньших строителей, формирующих мост. Собственное (отдельное) существование антахкараны иллюзорно, как иллюзорно собственное существование мышечной массы спортсмена или музыкального слуха пианиста. Пианист, атлет, оккультист — в своём микрокосме они сыны ума и воли, они не занимаются созданием моста непосредственно, строительство становится автоматическим следствием их полноценной творческой активности.

Из-за отождествления с формой, ученики забывают, что не являются формой, что тела и личность не есть «я». Тела — это меньшие строители, эволюционирующая субстанция, как на костёр в зимней ночи привлечённая теплом и магнетизмом постоянных атомов внутри периферии тела «Солнечного Ангела». Проявляясь объективно и живя своей внутренней жизнью, во внешней жизни мыслитель управляет процессом трансмутации той материи, которая была привлечена к его воплощению, руководит (инстинктивно или сознательно) процессом её искупления, подъёма на небеса.

На всех трёх планах, во всех трёх телах в миллиардах элементальных жизней (клеток тела) происходит процесс восхождения материи через человека. Сам человек символически является микрокосмической «Лестницей Якова», где по ступеням 18-ти спирилл (7 физического постоянно атома + 7 астрального + 4 спириллы ментальной единицы) материя восходит в небеса. Такова микрокосмическая функция человека, таков третий Аспект смысла жизни — аспект Брахмы. Энергией (топливом) этого процесса горения жертвенного огня управляет мыслитель, энергия следует за мыслью. Вы не найдёте ни одного безумного физкультурника, хотя и найдёте множество «зацикленных» в ментальной концепции телостроительства, но безумного (в психиатрическом смысле) — ни одного. Все процессы во Вселенной — ментальны, где нет ума — там нет сфокусированного действия энергии и нет объективности.

От ученика требуется очищение и дисциплина, потому что для строительства антахкарана на плане ума потребуются соответствующие по качеству отклика единицы, которых в грубом и распущенном теле так же мало, как мало членов группы Мировых Служителей в материалистичном и грубом обществе. На ментальном плане строительство мыслеформ происходит аналогичным образом: путём фокусировки, напряжения и ритма энергии, привлекающей ментальных дэв и элементалов.


«Если этот процесс осуществляется согласно правилу и в должном порядке, фокус энергии на низшем ментальном плане усиливается; его свет, или огонь, даёт себя почувствовать; он становится, в оккультном смысле, визуально объективным и привлекает внимание меньших строителей –

  • а) Своим излучением, или теплотой;
  • б) Своей активной вибрацией;
  • в) Своим звуком, или нотой;
  • г) Своим светом.

Элементальные работники, способные отозваться, вовлекаются в радиус действия этой силы и собираются вокруг её фокуса. Задуманная форма начинает проявляться, одна крошечная жизнь за другой занимают свое место в её конструкции. Результатом такого «сцепления» является то, что внутренний свет затемняется и его яркость ослабевает, подобно тому как внутренний свет Эго в своей тени, или мыслеформе, то есть человеке, меркнет и скрывается»

Алиса А. Бейли «Трактат о Космическом Огне» [03-1000]


Аналогично и сам человек, в масштабе мышления Логоса и в пространстве макрокосмической жизни, привлекается в определённые группы, отзываясь на тот или иной идеал – магнетизм абстрактной идеи. Его притягивает свет и вибрация большего блага, стремление к достижению которых предоставляют ему пространство для эволюции через отношения, повышая качество его внутренней жизни. Ученики, члены Новой Группы мировых Служителей сознательно встраивают себя «живым камнем» в групповой мост — антахкарану человечества, откликаясь на идеал, «приготовляя путь Господу, прямым делая стези Ему» (Матф.3:3).

Вся Цивилизация и все дочеловеческие царства — сумма жертвенных огней Логоса, призывающих к себе холодные огни материи. Вся Реальная Вселенная — Жертвенный Костёр, Атомная Электростанция Бытия — энергия жертвенного радиоактивного распада.

Сила музыки может проявиться через пальцы пианиста; физическая сила проявляется через мышцы атлета; антахкарана на ментальном плане является в первую очередь средством выражения силы Разума — универсального ума, энергии души и намерения Плана, а в итоге и силы «мышцы Господней» — энергии Монады.


Инфографика

Антахкарана
Антахкарана


 

Творческий процесс

«Во-первых, нужно усвоить, что нас интересует энергия и энергия, которая должна научно использоваться, иначе от всего учения не будет никакой пользы. Во-вторых, мы разбираем процесс, который зависит от использования творческого воображения. При сочетании (сознательном и намеренном) обоих факторов — энергетической субстанции и планируемого импульса — берёт начало творческий процесс, который и приведёт к главным результатам»

Алиса А. Бейли «Лучи и Посвящения» [18-0482]

Поднимая штангу, атлет использует энергию гравитации и воображаемый образ телесного идеала, который стимулирует его желание и активность. В итоге формируется:

  • абстрактный треугольник, третьей вершиной которого является концептуальный план творческой активности в уме спортсмена
  • конкретный треугольник, низшей вершиной которого становится непосредственно физический проводник.

Энергия в верхнем треугольнике циркулирует от вершины (прана, гравитация, тяжесть, сила), через воображаемый идеал, к уму, после чего проявляется в физической активности на низших планах и через идеал возвращается обратно к уму, где достигнутый результат оценивается, воображаемый эталон сравнивается с реальной формой. Цикл за циклом тренировочный процесс повторяется, прана привлекается на физический план для формостроительства, пока не будет достигнуто равновесие образа и подобия, желательного и действительного, пока не иссякнет потенциал и атлет не достигнет той вершины и силы, которой искал.

Эзотерические стремящиеся во многом повторяют тот же самый процесс, но по причине абстрактности воображаемого идеала реальный творческий треугольник не всегда может сформироваться, из-за неправильной мотивации, недостатка квалификации, астральной поляризации и прочих известных факторов, ведущих к пустому абстрагированию. «Недостаток ума» — как стремящиеся нередко интерпретируют свои ограничения на ментальном плане, — это как правило лишь недостаток адекватной нагрузки или неправильный вектор её применения. Как атлету требуется тяжесть соразмерная его текущему достижению, и правильное приложение усилий, так и судьба предоставляет людям полный спектр нагрузок для любого состояния сознания, хотя и оставляет при этом право (обязанность) самостоятельно различать путь. Абстрактность духовных идеалов нередко провоцирует стремление к чему-то на данный момент невозможному, или вообще несуществующему в реальности.

Сопряжение (связь с напряжением энергии) — это сущностный эпитет любой «йоги». Там где управляющий энергией мыслитель замкнут в своей мысли сам на себя, свою проблему, свой идеал — там треугольники творческого процесса полноценно не формируются и вода жизни под этот камень не течёт. Высшая и основополагающая энергетическая точка в схеме всегда находится на стороне Большего Целого, будь то лотос Эго, на Пути Испытаний (рис. 1.3), или манасический атом на Пути Ученичества (рис 1.4), и потому всякий эгоцентрированный стремящийся сдерживает себя сам, охраняя первичность низшего «я», фокусируясь на форме. Ученики изначально всегда корыстны, явно или скрытно, и потому застывают в неподвижной двойственности между тем, что они есть, и тем, чего они себе хотят. Стоит ли много об этом говорить? Это действительно трудный момент, точка Весов перед решающей битвой в Скорпионе, но даже Весы — тройственный знак.

Радужный мост

Бодибилдер не станет отвергать никакую «тяжесть», при условии, что её характеристики удовлетворяют его задаче. Он понимает, что главное — гравитация, а не форма или материя. По аналогии можно сказать, что ученик на ментальном плане использует манасическую гравитацию и ментальную материю, чтобы выстроить антахкарану. И так же как физическое тело спортсмена требует развития разных групп мышц, так и антахкарана является «радужным мостом» — мостом, состоящим из спектра нитей, каждая из которых выстраивается под действием соответствующей лучевой энергии в течении цикла воплощений.

«Мост состоит из семи энергетических волокон, или семи силовых токов. Ученик использует все семь Лучей, добившись простоты в обращении с ними, поскольку (в длительном цикле воплощений) его личность вновь и вновь переходила с одного Луча на другой, неоднократно побывав на каждом из них»

Алиса А. Бейли «Лучи и Посвящения» [18-0505]

Квалифицированный работник аналогично имеет довольно широкий спектр малых посвящений, позволяющий ему эффективно и с пониманием синтезировать универсальные смыслы, улавливать интегральные макро-абстракции там, где односторонне развитый мыслитель уловит только грань, но не сможет увидеть целое. Развивая воображение, работник развивает контакт с душой, как источником вдохновляющих идеалов. Многогранность опыта символически называется «паломничеством по святым местам», и этот образ часто используется в мистической традиции изложения Вневременной Мудрости.

«С помощью творческого воображения душа творит» — в этом факте природы заключена начальная предпосылка (рис. 1.3) к строительству антахкараны от ментальной единицы до эгоического лотоса. Душа творит на абстрактных уровнях ума, в то время как мыслитель впечатляется этими абстракциями. Его ментальной фокусировки и различающей способности ещё не достаточно для распознавания иллюзий, потому эта стадия пути и называется «испытанием». Ученик испытывает сам себя, поднимая тяжести абстрактных идей, доводя их до материального воплощения и пожиная плоды собственного творчества (рис 1.3, 2.1).

Творческое воображение, конкретизируясь в объективное творчество, вводит мыслителя в область понимания реальной субъективной «механики» всех феноменальных явлений, в мир практического эзотеризма, в сферу души и единства всех вещей, что и становится предпосылкой к ликвидации эгоистической концепции низшего ума, интеграции личности и души, выстраиванию антахкараны.

Проблема «отказа от воплощения».

Два треугольника и полноценный цикл активности не смогут сформироваться при отсутствии самой нижней точки — какого-либо «собственного проекта», работая над которым ученик занимает соответствующее место в схеме циркуляции энергии. Для отельного индивида таковым «проектом» является его собственная судьба и он сам, как форма на пути полноценной адаптации духа к существованию в материи. Для группы индивидов это должен быть некий общий проект, общее дело, в противном случае (а это большинство случаев, когда стремящиеся собираются вместе для «социализации» — решения каждым своей личной проблемы) вместо «группы» всегда будет иметь место «коллектив», где ни одно вразумительное общее дело невозможно разглядеть или реализовать в череде частных проблем внутренней интеграции, выравнивания и т.п. Как уже не раз замечалось, такие группы либо фокусируются вокруг некоего «лидера», вуалирующего единство, либо составляют групповую видимость.

Существует психологически комплекс «отказа от воплощения», когда потенциальный работник по тем или иным причинам отказывается от объективной активности, оставаясь в собственной виртуальной реальности, полностью им контролируемой но и полностью бесплотной внешне. Причины этого разнообразны, описаны в книгах и во многом понятны.

Имеется и обратный эффект — чрезмерная формостроительная фокусировка. На аналогии с тяжелоатлетом наглядным примером тому могут служить люди, зацикленные в низшем треугольнике энергий, в силу чего они доводят своё тело до состояния уродства, а не гармонии. Как только любая цель переходит в самоцель — низший треугольник зацикливается, творческий агент становится рабом лампы — джином, запертым в бутылке собственной формы. «Зло», как известно, это всегда и только лишь доминирование формы — энергии оболочек, на любом плане. Любая «зависимость» — физическая, ментальная, астральная — является следствием зацикливания в нижнем треугольнике.

Причины «безысходности» нужно искать в точке №3, которая, как дыхание, должна функционировать в двух направлениях: нисходящем и восходящем, с промежуточной паузой, удержанием и уравновешиванием энергий. Точка №3 — это «точка ума», таинственный «колодец» между землёй и небом, в который мифический Трита упал по вине старших братьев, и где за неимением ничего подходящего, во исполнение долга он совершил мысленное жертвоприношение — абстрагировался, вследствие чего и получил благосклонность богов и освобождение.

Всё, что так или иначе называют «медитация» — вращается вокруг этой точки, точки в уме. Естественно, неинтегрированная и невыровненная личность попадает в рабство к себе самой, потому что «точка ума» не функционирует должным образом, и взгляд мыслителя постоянно обращён вниз, к материальной жизни и энергиям треугольника ниже диафрагмы. В жизни этого треугольника поочерёдно доминируют:

  • силы инволюции, привязанность и любовь к форме — линия 3 > 4; 5-й луч
  • идеализм, или фанатизм — линия 4 > 2, 6-й луч
  • внутренний кризис и конфликт — линия 2 > 3, 4-й луч

Так продолжается до тех пор, пока «страдание» (о котором говорил Будда) и кристаллизация форм (7-й луч) не доведёт активность точки ума до необходимого уровня сознательности и третий луч не синтезирует четыре.

Творческий судный день

В этой же точке (№3) на плане ума «в середине пятого круга» человечество встретит глобальный кризис, когда часть умов, которая не откликается на восходящую манасическую энергию (линия 3 > 1) и предпочитает оставаться во власти нижнего треугольника материальных сил, будет отделена от единиц восходящего движения, составляющих планетарную антахкарану.

В оставшихся кругах новая цивилизация будет строиться уже при полностью функционирующих вершинах двух треугольников — реального и нереального. Планетарная антахкарана позволит человечеству действовать интуитивно, конструктивно и перспективно на пути к конечному синтезу.

Техника осаждения текста

Ментально поляризованные стремящиеся психологически чаще боятся конкретизировать абстракции, особенно в тексте, поскольку необходимая для такого выражения материя речи крайне тонка и подвижна, и её верхними регистрами трудно манипулировать без соответствующего навыка, в то время как низшие уровни ума настолько плотны, что всякий творческий импульс тут гаснет в косности языка и двусмысленности. Мистикам и идеалистам избавиться от рефлексии по поводу своего несовершенства помогает изрядная доля ослеплённости идеалом и однонаправленность внимания, но чем выше ментальное различение — тем сильнее критицизм и чувство неудовлетворённости от результата. Это действительно проблема, поскольку чувством этим управляет личность, а её контроль крайне искусен в методах, в силу опыта, она предпочтёт отказаться от действия, ведущего к неудовлетворительному результату, сохранив при этом цельность существующего положительного самомнения. В подобной рефлексии возникает торможение на пути.

Алиса Бейли в своих книгах задала довольно высокий стандарт повествования, с полностью отсутствующей астральной составляющей, в синих и серо-голубых тонах, что стало совершенной неожиданностью для кама-манасической публики, привыкшей к некой драме, эпичности или образности откровений. Но работа Алисы, как известно, не была её индивидуальной инициативой, в то время как для учеников задача осложнена необходимостью самостоятельного абстрагирования, самостоятельной проработки и содержания и формы.

Абстрагирование и осаждение текста является одной из самых действенных и доступных практик строительства антахкараны, тройственный цикл такой работы, например, является техническим методом написания данного Дневника. Эзотерическая тематика вовсе не обязательно должна быть содержанием такого рода абстрагирования, ведь «эзотерическое» — это относительное понятие (о чём забывают), и для мыслителя «эзотерическим» является всё непознанное, у каждой единицы сознания свой уровень эзотерических изысканий.

Три круга

Работник сознательно вступает в цикл активности только в точке №3 (рис. 1.1, 2.1), там где абстрактное течение смысла достигает физического мозга в виде некой идеи или образа — основы для дальнейшей проработки. Солнце пересекает Тропик Рака и входит в крещение водами Иордана. До этой точки энергия уже прошла путь от инициирующего источника, поскольку призывная медитативная активность работника возымела действие.

Это важный момент, поскольку мы не рассматриваем работу кама-манасического ума на начальных эволюционных этапах творчества, когда лампочки идей зажигаются в головах по непонятным для мыслителя причинам, замыслы реализуются инстинктивно в силу возникающих личных желаний (отражения на астральном плане мыслеформ души). Ученик так не работает, вернее — этой стадии развития не соответствует эпитет «ученичество». Ученики в меру сил и наклонностей пытаются понять и применить к себе «медитацию», практическая суть которой в достижении низшим умом, «магнетическим центром» (рис. 1.1), той направленности и той притягательности, которая могла бы вызвать отклик свыше. Это не значит, что ученик должен получить этот оклик во время медитации, это значит, что медитация является методом тренировки, позволяющим достигнуть нужной отзывчивости, а ученик должен жить, работать и искать во всём лучшего применения лучших принципов — ничего нового.

«Нам хорошо известно, что основная функция медитации заключается в приведении низшего инструмента в такое состояние восприимчивости и вибрационного отклика, чтобы Эго, или Солнечный Ангел, могло использовать этот инструмент и достигать определенных результатов»

Алиса А. Бейли «Трактат о Космическом Огне» [03-0998]

Цель «медитации» не столько в получении чего-то «сверху», сколько в отвлечении низшего ума от привязанности к «низшим делам», вплоть до полной смены поляризации. Пока этого качества нет — впечатления ума будут астральными, они вполне пригодны для создания, например, художественного текста, если такого рода творением сегодня ещё можно удовлетворить что-либо. Мы же рассматриваем технику осаждения абстракций с ментального плана, инстинктивно или сознательно, но ей следуют все работники слова.

Как и логоическое проявление, полноценный цикл включает в себя три круга конкретизации, тут просматривается аналогия «трёх систем», последовательное раскрытие «трёх огней». Манасическая энергия «трижды циркулирует», прежде чем создаваемая форма достигнет полноценного выражения.

1-й круг

«Жертву жертве пожертвовали боги
Таковы были первые обычаи»
Риг Веда I.164, Гимн загадка

  • (3 > 4) Воображаемый образ, запечатлённый интеллектуально, проходит первую стадию проработки на пути инволюции — падения в первичную форму выражения, дифференцируясь на базовые концепции, линии смысла, ключевые формулы и т.п. Единый абстрактный образ разделяется на части, «приносится богами в жертву» будущей форме выражения.
  • (4 > 2) Эти части, на пути первичного воплощения идеала, привлекают к себе коренную, непросветлённую материю мысли (речи). Воплощение на этой стадии как правило несовершенно и схематично, за внешними чертами ещё только проглядывается конечная цель. Работник идёт по пути от общего к частному. В зависимости от уровня работника, в этой первичной материи может присутствовать как множество примесей (ментальных или астральных), так и множество уже готовых решений, рабочих и вполне пригодных для конструирования. Всё зависит от квалификации.
  • (2 > 3) Художник отходит от холста, берёт паузу между вдохом и выдохом, смотрит со стороны, соотносит пропорции эскиза с абстрактной «натурой».

Эта пауза соответствует прайлайе между циклами, она является пассивной только с точки зрения внешней активности, в то время как осуществляется «перенос силы с одного направления на другое», и эта та активность, которая не фиксируется в сознании мозгом. Момент довольно странный, созерцательный и трудно поддающийся описанию.

Средний мыслитель на этой стадии и заканчивает, не зная ни начала, ни конца происходящему. Для ученика в этот момент начинается невидимое, но самое интересное — строительство антахкараны, восхождение материи к богам, при условии, конечно, что боги примут жертву, придут вкусить её — откликнутся, привлечённые дымом жертвенного костра на востоке, предоставят энергию духа для последующих действий. Эта «энергия» опять же может оказаться чисто астральной силой желания самого работника, по крайней мере, пока он сам не научится различать источники впечатлений по их плодам.

2-й круг

Более опытные специалисты в работе с текстом (а таких сегодня всё больше и больше) знают, где случается вдохновенность экспромтов, а где необходимо отложить материал на время и посмотреть со стороны. Продолжительность паузы между кругами трудно определить, всё зависит от индивидуальных условий, глубины абстрагирования, навыков, масштаба темы. Слишком «долгий ящик» может погасить огонь, и этот алхимический процесс, требует порой изрядной интуиции.

Во втором круге первичный текст может быть полностью уничтожен, это не обязательно и в любом случае лишь видимость, поскольку реальная работа происходит на 4-м эфире ума, но объективно нередко случается почти полное уничтожение первого творения и переписывание заново, хотя это и условная новизна.

Во втором круге, следуя тем же путём но на более высоком витке спирали, композиция проявляется уже полностью и от общего к частному она прорабатывается мелкими деталями. Специфика этого круга в том, что в нём усиливается, а к финалу уже и действует, закон второго Аспекта — закон Притяжении и Отталкивания. Опыт первичного творения позволяет работнику выявить более качественный смысл прорабатываемого образа, и первичная материя речи начинает прорабатываться качественно, эволюционировать, подниматься на более высокий уровень. Второй круг самый важный и продолжительный, в нём создаётся основное содержание.

Специфика оккультного текста

Cпецификой оккультного текста является его двухмерность и монохромность, если говорить символически. Оккультный текст (как и научный) всегда «супрематичный», «конструктивистский». За исключением некоторых «иллюстраций» (таких как «Древний Комментарий», например) основной текст остаётся «черно-белым», вернее «монохромным», в зависимости от темы или работника, из-за влияния лучевых вибраций. Интересно, что такие тексты как «Древний комментарий» и «Станцы» супрематичны не только по содержанию, но и по форме, выражая в тексте практически чистый, геометрический символизм, и этот «жанр» (если так можно сказать) в живописи появился параллельно с изданием книг по новейшему эзотеризму. Всякая форма искусства проходит путь от примитивизма, через натурализм и классицизм к абстракционизму. В этом можно последить прохождение точки эволюции через определённые планы и подпланы расширения сознания. В данном случае мы обсуждаем не что иное, как абстракционизм (не путать с фантастикой) в тексте. Оккультный текст абстрактен, и это его ключевая отличительная черта, мыслитель так же проходит путь от примитивов через буйство форм и красок к простоте на восходящей спирали эволюции, извлекая из эволюционного цикла новое качество. Это внутренняя простота, простота Большего Целого, а не внешний примитивизм. «Посвящение есть упрощение».

Речь не идёт о стилистике текста, стиль — это второй формальный аспект, из стиля самого-по-себе можно создать только иллюзию содержательности. Горизонтальное измерение двухмерного текста отражает аспект формы, или Брахмы, вертикальное — второй Аспект, аспект сознания. В обычных текстах фокус внимания находится на стороне формы, описываются феноменальные явления, и потому в экзотерических текстах помимо третьего измерения (создающего пространство, локализацию, объёмность) присутствует ещё и время. Учение же Вневременной Мудрости не случайно называется именно таким образом, предлагая и стандарт повествования и определённую фундаментальную простоту, сложность которой обусловлена только её абстрактностью, а не собственной внутренней формой. В науке существует множество кратких формул, абстрактное содержание которых при этом составляет трудность, но это не сложность самих формул, это трудность конкретного мыслителя на его пути достижения синтетического видения внутренней природы вещей. В оккультной науке этот путь называется антахкарана.

Причиной двухмерности является природа второго плана и вторых подпланов, в данном случае мы говорим про второй подплан ума, с уровня которого черпается эгоическое вдохновение. Второй план и подплан, как известно, — это место где впервые «распознаются две вибрации», где проявляются (говоря символически) «арканы», «тайны бытия», «слова могущества» — геометрические фигуры Плана Великого Архитектора Небес, макросы будущего бытия. Двое становятся тремя (1,2,1+2) и возникает первый треугольник — первичная плоскость. Это самый высокий уровень для ментального распознавания, чем ниже план распознавания — тем конкретней содержание, на самом низшем уровне ментальности (седьмом подплане ума) текст формируется методом «что вижу — то пою», без какой-либо осознанности, содержание равно форме. В финале манасического развития мыслитель достигает похожего, но зеркального состояния, где форма равна содержанию, и потому чаще такая форма сегодня звучит как молчание, не имея материи для выражения.

Манасический атом (на первом подплане ума) является проводником интуиции (буддхи), потому практика интерпретации символов является одной из ключевых в развитии интуиции, поскольку это форма выражения самая абстрактная и ближайшая к универсальному смыслу (универсальный = единый, недифференцированный). Каждый универсальный символ несёт, или синтезирует, в себе множество смыслов. В речи такими символами являются буквы. Каждая буква выражает одну из первичных, базовых дифференциаций энергии в форме. На данной стадии мы обсуждаем работу со словами — менее универсальными, более детализированными формами выражения, которые тоже неоднозначны и вуалируют истину не меньше, чем её открывают, а иногда и больше. Качество, количество, последовательность и связность слов является объективной проблемой текста.

Оккультный текст получается плоским, двухмерным, он не содержит «выпуклых выражений», «объёмных фраз», «красного словца» и много того, что свойственно художественной или мистической литературе, описывающих аспект Брахмы и феноменальные явления во времени. По этой же причине такой текст менее всего популярен среди современных читателей. Бесцветность обусловлена отсутствием астральной составляющей, поскольку квалификация работника подразумевает высокую степень прозрачности астрального тела. Остаётся только оттенок, как разный цвет кристаллов окрашивает белый свет. Если же кама-манасические реакции личности проникают в субъект повествования — внешний текст сразу же теряет оккультное качество, а следом угасает и огонь содержания, остаются только огни оболочек — психоментальный портрет самого автора, оттиск его лица.

Во втором круге (и это ключевой момент работы) мыслитель начинает понимать о предмете повествования больше, чем он знал о нём (как казалось) в самом начале. Имеет место результат так называемого «опыта» — полноты попытки. Как следствие он учится быть безличным проводником абстрактного смысла, отмечая и отсекая тот известный род низшего «умствования», когда конкретный ум доминирует над содержанием, и работник теряет контроль над смыслом. Во втором круге работник становится уже исследователем, вооружённым законом Притяжения и Отталкивания, выбирая одни линии смысла и отклоняя другие, расставляя одни акценты и скрывая другие.

Как уже говорилось, из одного «аркана» проистекает множество смыслов, а второй круг соответствует жидкому состоянию материи и потому именно тут в текст может проникнуть много «воды», поскольку абстракция всегда находится на стороне Большего Целого. Фокусировка в определённых рамках повествования становится обязательной необходимостью, этот навык опять же относится к медитативной практике, это работа различающего ума (точка №3). Без такой фокусировки работник может утонуть. Отсечение лишнего — это одна из ключевых проблем формостроительства, и она касается не столько ликвидации бесформенного, сколько ограничения в форме.

3-й круг

Пауза перед третьим кругом как правило намного меньше, как и сам круг. Работнику остаётся только самостоятельно ознакомиться с содержанием и формой, исправить все формальные (ритуальные) аспекты, «расставить точки над i». Интересно, что буква «i» (фонетически, в любом написании) обозначает «инволюцию», «дифференциацию субъекта». Расстановка точек над «i» означает конец творческого цикла, кристаллизацию под действием 7-го луча, интеграцию Водолея, две волны которого означают финальную сверку абстрактного образа и конкретного подобия, подготовку формы к смерти в Рыбах (с точки зрения творческого процесса), или к жизни (выходу в свет) с точки зрения её собственного объективного существования.

Рекомендации

По понятным причинам, сегодня существует целая субкультура генерации вдохновенных текстов, на фоне этого явления довольно наглядно можно пояснить ту мысль, что работник должен абстрагироваться в той области знания, в которую он в достаточной степени посвящён, а не желает или надеется быть посвящённым. Именно посвящён, а не кажется сам себе посвящённым, как театралы кажутся себе посвящёнными в закулисье. Непосвящённый в тему работник опишет в тексте только множество подробностей своей персональной иллюзии, поскольку форма этой иллюзии будет высшим аспектом его абстрагирования.

Причина этому проста, посвящение есть в том числе и владение материей, а для первого круга строительства должен быть накоплен субъективный (!) материал. Накопление информации (объективного материала) в лучшем случае приведёт к созданию реферата или сравнительного анализа, что само по себе не плохо, но как творческий процесс почти не имеет творческого усилия и к построению антахкараны почти не ведёт, энергия не покидает нижний треугольник. Субъективный материал накапливается через проживание, кризисы, эмпирическую индукцию стремления. Вдохновенные же астральные сочинения в этом смысле почти полностью беспочвенны, оторваны от реальности и могут позволить себе любую фантазию, как сон наяву. Техника осаждения текста не имеет отношения к одержимостью духами и голосами, наоборот — это полностью сознательная работа, и если работник не видит разумного основания написанному — он, скорее всего, не работник.

Вопрос «с чего начать» тут неизбежен, и труднее всего ответить именно на него, настолько он прост по сути.

«Помните, что никто не может стать учеником, — как понимает это слово Учитель, — если не является пионером»

Глоссарий / Ученик

Как и в аналогии с пианистом, или физкультурником, в ментальном абстрагировании и построении антахкараны должен существовать обязательный элемент преодоления, сверхусилия, при условии, что существует некий фундамент, от которого отталкивается ученик. Для начинающего музыканта или спортсмена таким фундаментом является средняя норма человеческого существования и базовая тренировка, но фундамент для оккультного ученика обязательно и очевидно выше нормы. Можно сказать, что он синтезирует в себе и «пианиста» и «спортсмена» — разные области устремления — и уже отсюда выходит на твёрдую позицию для абстрагирования на плане ума. Этот многогранный опыт выявляет для личности реальность души.

На любом уровне бытия абстрагирование — это выход за пределы текущего кольца-не-преступи. Этого предела сперва нужно достигнуть, достигнуть полноты интенсивности внутреннего огня трения — третьего аспекта. После этого аспект Любви-Мудрости становится движущей силой к расширению сознания. Если же стремящийся пытается преждевременно выйти за пределы ограничений, то всё, что он обнаруживает в попытке абстрагироваться, — эти самые ограничения, кольцо, что и становится причиной всем известных хронических фрустраций или эскапизма. Юного пианиста не удивит его неспособность сыграть сложный концерт, начинающего тяжеловеса не повергнет в уныние недоступная его силе штанга — им очевидны и ограничения и пути преодоления, но стремящиеся эзотеризма движутся к неочевидному, и потому нередко попадают в потенциальную яму чрезмерных и неоправданных желаний, завышенных или заниженных требований, произвола астральной или низшей ментальной природы.

Большая часть индивидуального опыта уже накоплена в цикле перерождений, но даже прирождённый ученик, с достаточной степенью непрерывности сознания, ускоренно проходит через многие из этих областей, оккультно вспоминая «духовные привычки». Для стремящихся в начале пути, как и для юного пианиста, практическая цель более «скучна» и монотонна чем хочется, в череде повторения гамм и упражнений, дисциплин и «обычной жизни», развивающих и закладывающих будущую основу «стабильного духовного ритма». Кама-манасическая тяга к большей содержательности и насыщенности становится проблемой. Высокий идеал отвлекает от куда более «низкой» (но истинно реальной) практической цели.

К сожалению, ученики не всегда ещё являются инициаторами собственной жизненной активности, с детства их направляют по той или иной стереотипичной линии существования, в которой уже всё конкретизировано, потому им трудно обнаружить творческую почву на этих рельсах, найти перспективы для абстрагирования в детерминированных условиях, наоборот — при попытках что-то изменить они сталкиваются с жёсткими ограничениями существующей «системы», но как минимум с этих границ и можно начать путь преодоления, абстрагирования от обыденности, преодоления закона Экономии и эксперимента в области Притяжения и Отталкивания. Всегда есть возможность зажечь «огонь постижения».

«Каждый ученик создает свою собственную горящую твердь, затем он встает на ней и в конечном итоге покидает ее, чтобы встать перед Ангелом Присутствия, у самой двери посвящения. Таковы хорошо известные вам истины Пути, которые не требуют от меня объяснений»

Алиса А. Бейли «Ученичество в Новом Веке т.II» [06-0553]

 

 
bugfixer invisible agent