Антахкарана
Алиса А. Бейли

Антахкарана

Путь - радужный мост - построение антахкараны - наука антахкараны

Антахкарана: Путь или мост между высшим и низшим умом, служащий средством сообщения между ними. Она выстраивается самим стремящимся в ментальной материи.

Антахкарана, в конечном счете, заменяет каузальное тело как средство связи между высшим и низшим. От самого каузального тела ученик потом избавляется, когда принимает четвертое посвящение и может создать себе собственное тело проявления.

Только по этому мосту, по этой нити может ученик подняться на ту ступень эволюционной лестницы, которая выводит из трёх миров, соединяет личность с Духовной Триадой и в конце концов приводит Членов Иерархии (по окончании срока Их служения) на Путь Высшей Эволюции. Антахкарана строится стремящимися, учениками и посвящёнными семи лучевых типов и, таким образом, представляет собой сплетённую из семи прядей нить, а её построение становится первым этапом на Пути Высшей Эволюции. Для этого Пути она является тем же, чем опыт, обретённый Жизнью Бога в минеральном царстве, является для этой Жизни, когда в своём развитии она достигает четвёртого, или человеческого, царства.

Человеческая душа (в отличие от души, функционирующей в своём собственном царстве и свободной от ограничений человеческой жизни) большую часть своего существования находится в заточении и контролируется тремя низшими энергиями. Затем на Пути Испытаний начинает всё сильнее активизироваться двойственная энергия души, и человек старается сознательно пользоваться своим умом и выражать на физическом плане любовь-мудрость. Такова простая формулировка задачи для всех стремящихся. Когда в служении начинают сознательно и мудро использоваться пять энергий, между Личностью и Душой устанавливается ритм. Возникает как бы магнетическое поле, и две эти вибрирующие магнетические единицы, или энергетические группирования, проникают в сферу влияния друг друга. На начальных стадиях это происходит редко и случайно, позднее — с большим постоянством, и образуется контактный канал, который в конце концов становится линией наименьшего сопротивления, «путём привычного подхода», как его иногда называют. Так создаётся первая половина «моста», антахкараны. К третьему посвящению этот Путь завершается, и посвящённый может «по желанию уйти в высшие миры, оставляя низшие миры далеко позади, или вернуться и пойти путём, ведущим от тьмы к свету, от света во тьму и из низших миров в сферы света».

Стоит также отметить, что возведение моста, благодаря которому сознание сможет легко функционировать и в высших мирах, и в низших, осуществляется главным образом при наличии целенаправленной жизненной тенденции, неуклонно влекущей человека к миру духовных реалий, а также определённых динамических шагов, основанных на планируемой, точно рассчитываемой по времени, направленной ориентации, или фокусировке. В этом процессе тщательно оценивается успех последних месяцев или лет; так же скрупулезно отлеживается влияние этого успеха на повседневную жизнь и телесные механизмы; целеустремлённо и решительно внедряется в сознание воля-жить как духовное существо, что обеспечивает немедленный прогресс.

У каждого преданного стремящегося построение антахкараны происходит самыми быстрыми темпами. Если работа осуществляется с пониманием и с полной осведомлённостью относительно желаемой цели, и если стремящийся не только осознаёт процесс, но и принимает в нём живое и активное участие, то дело спорится и мост строится быстро.

В связи с построением антахкараны нужно добавить лишь тот важный факт, что чем больше людей добьются соединения высшего и низшего аспектов человеческой природы, тем быстрее пойдет дело спасения мира. Чем старательнее и упорнее будет продвигаться работа, тем скорее Иерархия планеты возобновит Свою древнюю деятельность и вернёт свой статус в мире, тем скорее будут восстановлены Мистерии и мир будет более сознательно жить согласно Плану. Успех любой отдельной единицы семьи человечества на Пути Ученичества сам по себе может иметь сравнительно небольшое значение. Но масса единиц обладает колоссальной мощью. Чтобы ободрить и поощрить вас, я скажу, что сейчас количество учеников в мире быстро растёт. Страдания и беды, понимание и процессы, усиливающие отстранённость и бесстрастие, делают своё дело. Во всём мире то там, то здесь практически еженедельно представители каждой нации переходят с Пути Испытаний на Путь Ученичества. И сегодня это даёт надежду миру. Этот факт указывает на значительное усиление активности Учителей.

Поскольку всякое проявление — это воплощение в форме космической концепции, ее разработка, доведенная до конкретного очертания, то манас, или интеллект, является базовым фактором этого процесса и средством, при помощи которого осуществляется связь между абстрактным и конкретным. Уже осознано, что это верно в отношении человека, но это же верно и в отношении Космических сущностей. По мере того, как человек продвигается к сути этой тайны, он начинает осознавать, что цель эволюции заключается для него в сознательном строительстве канала между уровнями, являющимися для него планами абстрактного, или идеального, и конкретными планами, на которых функционирует обычный человек. Этому соединительному каналу давались неточные названия, но буквально он является самим «ПУТЕМ». Человек выстраивает его:

  • Посредством сознательно применяемого манасического принципа.
  • С помощью процесса преодоления кармических ограничений трех нижних планов.
  • С помощью метода подчинения материи, или Личности, рассматриваемой как «не-Я»;
  • С помощью постепенного, поэтапного расширения своего сознания до тех пор, пока оно не включит в себя планы, которых оно стремится достичь, демонстрируя истину, утверждающую, что для того, чтобы проложить Путь, человек должен сам стать этим Путем; а также утверждаясь в оккультной истине, что антахкарана сама по себе является всего лишь иллюзией. Поразмышляйте над этим, это приносит озарение имеющим глаза, чтобы видеть.

Антахкарана в настоящее время строится всеми насыщенными душой личностями (или бессознательно сооружается всеми, кто борется за достижение духовной ориентации и духовной позиции) и быстро становится мощным кабелем, составленным из многочисленных нитей живого света, сознания и жизни; эти нити соединяются и сплавляются так, что поистине никто не может сказать: “Моя нить, или мой мост, или моя антахкарана”. А такое, по невежеству, часто происходит. Все насыщенные душой личности создают единую антахкарану человечества, которая объединит в нерушимом единстве три аспекта, или энергии, Духовной Триады и три аспекта насыщенной душой личности в трех мирах. Со временем, фраза “жизнь в трех мирах” перестанет употребляться; люди будут говорить в таких терминах, как “жизнь в пяти мирах проявленного Царства Бога”. Думайте, если можете, такими терминами уже сегодня и начинайте улавливать до некоторой степени значение истины, воплощенной в этих словах.

Понимание символизма антахкараны содержит в себе ненужную тенденцию усложнять понимание ее подлинной природы. Могу ли я вам напомнить, что так же, как душа не является двенадцатилепестковым лотосом, плавающим в ментальной субстанции, но является в действительности силовым вихрем двенадцати энергий, удерживаемых вместе волей духовной единицы (Монадой на ее собственном плане), так и антахкарана не является совокупностью энергетических нитей, медленно ткущихся личностью, вдохновленной душой, и встречающихся с соответствующими нитями, исходящими из Духовной Триады; в действительности это просто состояние осведомленности. Эти символы являются правильными и живыми формами, созданными силой мысли ученика, но — во времени и пространстве — они не существуют. Единственно подлинным существованием является Монада на ее собственном плане, активная, выражающая Воля в проявлении и, в свою очередь, активная Любовь при установлении отношений, а также, равным образом, активный Интеллект при использовании двух более высоких энергий. Не следует забывать, что энергия интеллекта, сфокусированная в уме, является инструментом, или внедряющим агентом, двух других монадических энергий.

Е.П.Б. учила, что антахкарана является в первую очередь каналом энергии, связующим формы и их силы со своим первоначальным источником, и что через ментальный план (с его тремя аспектами ума) проходит нить жизни, связывающая Монаду, душу и личность в одно живущее целое. Поэтому, говоря технически, нет нужды в так называемом мосте, за исключением одного важного фактора: существует, со стороны насыщенной душой личности определенный разрыв в сознании между низшим умом и абстрактным умом. Высший ум (будучи низшим аспектом Духовной Триады) может рассматриваться как дверь, допускающая насыщенную душой личность в более высокую область контакта и осведомленности. Но опять-таки — как вы хорошо можете видеть — в таком описании нет ничего кроме символизма. Нет двери, есть просто символ, указывающий средство доступа.

Весь процесс эволюции духовного человека — посредством физического воплощения в течение неисчислимых сотен жизней — является простым расширением сознания и достижением — последовательно и стадия за стадией — всё более вмещающей, или включающей, осведомленности. Следует хорошо это помнить, так как в конце концов символическая картина уступит место реальности. Задача построения антахкараны (и это реальная задача) и создания того, что замостит пропасть, есть в действительности планомерное сознательное усилие по проецированию сфокусированной мысли духовного человека с низшего ментального плана в области осведомленности, которые человек ощущает, но еще не контактирует с ними. Это влечет за собой использование всей осведомленности, уже развитой и уже “просветленной” душой, и (взвешенное и неторопливое) развитие ее в сторону все большей восприимчивости к сфокусированной активности мира высоких духовных реальностей. Это направляет поток сознательной мысли к ощущаемому и теоретически признаваемому миру Учителей, Духовной Триады и, наконец, Шамбалы. Ученики должны помнить, что Высший Путь Эволюции намного проще низшего пути. Поэтому учение о смысле и значении антахкараны — которая является первым творением насыщенной душой личности, действующей как объединенная единица — намного проще, чем учение, относящееся к личности в трех мирах человеческой эволюции.

Процесс построения

Я намерен дать самые практические сведения. Построение антахкараны (сознательно осуществляемое на Пути Ученичества) — это процесс, который проходит согласно испытанным ещё в древности правилам. Следование им обязательно и неизбежно приведёт к нужным результатам. Я мог бы сказать много такого, что не принесёт никакой пользы рядовому стремящемуся, относясь к субъективным реалиям, которые — хотя и существуют и составляют оккультную действительность естественного процесса — пока не могут привести ни к какой практической реализации. Моя задача — так представить этот процесс, чтобы к концу настоящего столетия воспитатели мыслили, говорили и учили в терминах построения моста, то есть, исходя из основных положений, имеющих прямое отношение к теме нашего разговора. Я хочу очень сжато напомнить некоторые из них:

  • 1. Знание-сила проявляется через нити сознания и творчества.
  • 2. Для ученика обе нити представляют собой слияние прошлого знания (нить сознания) и знания настоящего (нить творчества).
  • 3. С обеими нитями тесно связана жизненная нить, или собственно сутратма. Таким образом, у стремящегося более или менее сознательно функционируют атма-буддхи-манас (причём последний является агентом творения).
  • 4. Происходит слияние личности и души, на определённом этапе которого становится очевидной необходимость творчества или творческой активности Воли для соединения Духовной Триады через душу с личностью.
  • 5. Проводимый мост технически называется антахкараной.
  • 6. Этот мост должен быть выстроен стремящимся, фокусирующемся на ментальном плане, так как процесс требует ментальной субстанции (трёх её степеней) и участия всех трёх аспектов ума: постоянного манасического атома, Сына Ума, или Эго, и ментальной единицы.

Учащимся следует понять, что построение антахкараны наряду с прочими факторами способствует превращению человека, как тройственности, в двойственность. Когда задача решена и построение антахкараны закончено — что приводит к совершенному выравниванию между Монадой и её выражением на физическом плане, — тело души (каузальное тело) окончательно и полностью уничтожается огнём Монады, нисходящим по антахкаране. При этом между полностью сознательной душой на физическом плане и Монадой устанавливается совершенное взаимодействие. «Божественный посредник» больше не нужен, и «Сын Божий, Который есть Сын Ума», умирает. «Завеса в храме раздирается надвое сверху донизу», отмечая четвёртое посвящение, приносящее откровение Отца.

Таков окончательный и далеко идущий результат построения антахкараны, в действительности представляющей собой световую линию между Монадой и личностью как полным выражением души — между духом и материей, между Отцом и Матерью. Это свидетельствует о том, что «по плечам материи дух поднялся» в то горнее место, откуда изначально вышел, накопив опыт, обретя полноту знания и получив всё, что способны дать жизнь в материальной форме и сознательный опыт. Сын выполнил Свою задачу. Достигнута цель Спасителя, или Посредника. Единство всего сущего стало для сознания реальной действительностью, и дух человеческий с полным правом и пониманием может заявить: «Я и Отец — одно».

Стремясь хоть как-то понять суть работы по построению антахкараны, в качестве предварительного шага стоит рассмотреть природу субстанции, из которой сознательный стремящийся должен построить «мост из сияющего умственного вещества». На востоке это «умственное вещество» называется читтой. Существует она в виде субстанции трёх типов, которые имеют общую основу, но обусловлены разными качествами. Согласно фундаментальному закону нашей Солнечной системы, а следовательно, и опыта нашей планетарной жизни, субстанция, через которую выражает себя божественность (во времени и пространстве), кармически обусловлена. Она заключает в себе качества и аспекты, являющиеся продуктом предыдущих проявлений того Бытия, Которым мы живём и движемся и существуем. Этот факт, стоящий за проявлением той Троицы или Триады Аспектов, которые знакомы нам по всем мировым религиям, имеет принципиальное значение. Выглядит эта Троица следующим образом:

Использует сутратму: 1. Аспект Отца. Аспект Воли. Цель. Это лежащий в основе План Бога. Основная Причина Бытия. Жизненная цель, мотивирующая эволюцию. Нота синтетического звука.
Использует нить сознания: 2. Аспект Сына. Аспект Любви. Мудрость. Понимание. Сознание. Душа. Качество чувствительности. Природа отношений. Способ эволюции. Нота притягательного звука.
Развивает творческую нить: 3. Аспект Матери. Умственный аспект. Святой Дух.

Интеллект субстанции. Природа формы. Отклик на эволюцию. Нота Природы.

Ментальный план, в котором должен быть построен мост, подобен большому потоку сознания или сознательной субстанции, и через этот поток должна пройти антахкарана. Эта концепция и заключена в данном учении и символизме Пути. Чтобы вступить на Путь, человек сам должен стать этим Путём. Радужный мост, этот Светлый Путь, он должен создавать из субстанции собственной жизни, и ткёт и закрепляет её, подобно пауку, ткущему нить, по которой может передвигаться. В построении моста участвует каждый из трёх его божественных аспектов, а время строить приходит, когда его низшая природа:

  • 1. Ориентируется, упорядочивается и становится способной к творчеству.
  • 2. Распознаёт контакт с душой и реагирует на её контроль.
  • 3. Впервые ощущает впечатления от Монады, что становится возможным при:
    • а. Подчинении «воле Божьей», или большему Целому.
    • б. Раскрытии внутренней духовной воли, преодолевающей любые препятствия.
    • в. Сотрудничество с целями Иерархии, интерпретирующей волю Бога, выражаемую в любви.

Антахкарана — это продукт совместных усилий души и личности, сознательно работающих вместе над созданием этого моста. Его завершение приводит монаду в совершенное сопряжение с её выражением на физическом плане, посвящённым во внешнем мире. Третье посвящение становится венцом этого процесса, протягивающего линию прямой связи между монадой и низшим личностным «я», а четвёртое посвящение позволяет посвящённому полностью реализовать эту связь. Теперь он может утверждать: «Я и Отец — одно». Именно ради этого и происходит распятие, или Великое Отречение. Не забывайте, что распинается именно душа, и «умирает» именно Христос, а не человек, не Иисус. Исчезает каузальное тело, и человек обретает монадическое сознание. Душевное тело не имеет больше никакого полезного назначения и более не нужно. Не остаётся ничего, кроме сутратмы, наделённой качеством сознания — сознания, которое, хотя и погружено в целое, но сохраняет свою идентичность. Ещё одним его качеством является способность творить, благодаря которому сознание может по желанию фокусироваться на физическом плане во внешнем теле, или в форме, создаваемой волей Учителя.

Сама по себе антахкарана, дополняемая выстроенным учеником мостом, является средством окончательного отделения, или великого удаления. Именно антахкарана занимает посвящённого при четвёртом посвящении, называемом иногда Великим Отречением — отречением, или удалением, от формальной жизни, как личностной, так и эгоической. После этого посвящения ни один из упомянутых аспектов больше не в силах удерживать Монаду. Рвётся сверху донизу «завеса храма» — завеса, отделявшая Внешний Двор (жизнь личности) от Святого Места (души) и от Святая Святых (Монады) Иерусалимского храма. Не сомневаюсь, что и смысл, и аналогии вам понятны.

Поэтому для необходимого проецирования накопленных энергий, организованных творческим воображением и приведённых в точку максимального напряжения фокусированием ментального импульса (аспекта воли), ученик прибегает к ресурсам своей души, которые хранятся в том, что технически называется «драгоценностью в лотосе». Это точка закрепления Монады, точка, о которой нельзя забывать. Те аспекты души, которые мы называем знанием, любовью и жертвой и которые являются выражением каузального тела, представляют собой лишь результат этого монадического излучения.

Значит, прежде чем построить настоящий мост и «спроецировать его по восходящему пути, чтобы обеспечить уверенное продвижение усталому страннику» (как гласит «Древний Комментарий»), ученику придётся развить реакцию на закрытый бутон лотоса или драгоценность в центре открытого лотоса. Такая реакция появляется у него, когда лепестки жертвы эгоического лотоса начинают контролировать его жизнь, когда его знание претворяется в мудрость и когда возрастает любовь к целому. И всё это дополняется «способностью к отречению». Три эти эгоических качества, проявляясь более-менее ярко, вызывают увеличивающуюся активность в самом центре душевной жизни, в сердце лотоса.

Наука Антахкараны имеет дело со всей системой входящих энергий, с процессами их использования, трансформации и слияния. Ещё она имеет дело с исходящими энергиями, их отношением к окружению, и является основой науки о силовых центрах. Входящие и исходящие энергии образуют в конце концов две большие энергетические станции, из которых одна характеризуется могуществом, а другая любовью; обе содействуют просветлению индивидуума и человечества в целом через посредство Иерархии, состоящей из индивидуумов. Такова, по существу, Наука Пути.

Таким образом, антахкарана — это нить сознания, интеллекта и агент отклика во всех чувственных реакциях. Интересный момент, который следует подчеркнуть и иметь в виду: данная нить сознания сплетается душой, а не монадой. Мировая Душа протягивает свою тонкую, как паутина, нить чувствительного сознания ко всем формам, всем клеткам тела, всем атомам. Человеческая душа, солнечный ангел, повторяет этот процесс по отношению к своей тени и отражению — личности. Это является частью творческой работы души. В свою очередь, человек тоже должен стать творческим в ментальном смысле и обязан повторить процесс, ибо микрокосм во всем подобен макрокосму. Поэтому посредством нити жизни душа созидает и воспроизводит личность, чтобы через неё функционировать. Потом, в ходе постройки антахкараны, душа прежде всего нарабатывает чувствительность внизу, на физическом плане, а затем — через медитацию и служение — ликвидирует разрыв между тремя ментальными аспектами. Так она достраивает путь возвращения к Центру, который должен протянуться параллельно пути исхода.

Можно утверждать, что по завершении строительства антахкараны каждый из трех аспектов Духовной Триады найдет свою точку контакта в эфирном механизме посвященного, действующего на физическом плане. Тогда посвященный являет собой сплав души и личности, через который может протекать полная жизнь монады.

  1. Головной центр становится точкой контакта для духовной воли, Атмы.
  2. Сердечный центр становится проводником духовной любви, Буддхи.
  3. Горловой центр становится выражением универсального ума, Манаса.

Мост, который требуется возвести, часто называется «радужным», потому что включает в себя цвета всех семи Лучей. Если говорить конкретно с позиции ученика, то выстраиваемый им между личностью и Духовной Триадой мост состоит из семи энергетических волокон, или семи силовых токов. Ученик использует все семь Лучей, добившись простоты в обращении с ними, поскольку (в длительном цикле воплощений) его личность вновь и вновь переходила с одного Луча на другой, неоднократно побывав на каждом из них. Но в конце концов доминирующее положение занимает его душевный Луч, и в радужном мосту «звучит вибрация его лучевых цветов, выделяется нота его Луча». Всё человечество в целом выстраивает единый мост, состоящий из множества индивидуальных мостов множества учеников. Поэтому в конечном счёте он формируется из семи волокон, или энергетических потоков, семи эгоических групп (по одной группе каждого лучевого типа). В его построение вносят свой творческий вклад все человеческие существа, достигающие стадии контакта с душой. Преобладающие у них световые волокна сливаются в единое целое, а меньшие волокна затмеваются сияющим светом семеричного моста, который человечество когда-нибудь непременно закончит.

Но даже в этом полностью завершённом мосту — в конце мирового цикла — будет преобладать один лучевой свет и цвет: Второго луча, дополняемого Четвёртым. Четвёртый луч образно можно назвать «главным кабелем» для человечества, так как он составляет ноту Четвёртой Творческой Иерархии. Рассмотрим же, наконец, один за другим, все семь лучевых методов...

АнтахкаранаАнтахкаранаАнтахкарана

Каузальное тело, называемое иногда (хотя и неточно) «карана шарира», расположено на третьем подплане ментального плана, низшем из абстрактных планов, том, на котором необходимый «свет для конструирования» порождается Лучом третьего Логоса (поскольку каждый подплан испытывает особое влияние своего Числа, Названия или Владыки). Когда приходит время координирования проводников для буддхи, определенные великие Существа, Владыки Пламени, или Манасадэвы, подчиняясь побуждающей внешней силе, вступают в соединение с материалом этого подплана и оживляют его Своей энергией. Они формируют новый позитивный импульс, который координирует материал плана и обеспечивает временное равновесие сил. Отсюда становится ясным значение выражения о «белизне», или прозрачности, нового каузального тела. Оно остаётся с новорожденным Эго – сначала для того, чтобы нарушить равновесие, а затем, по завершении процесса, восстановить его, произведя форму, сияющую первозданными цветами.

С приходом Манасадэв, цель которых произвести самосознание и воплотить божественных Эго, на этом плане происходят четыре события. Если учащийся добавит к этим четырем то, что уже сообщалось в различных оккультных книгах относительно действия индивидуализации на животного человека и его возникновения как самосознательной сущности на физическом плане, он получит рабочую гипотезу, с помощью которой человек может научно осуществлять свое собственное раскрытие. Эти четыре события перечисляются в порядке их появления во времени и пространстве.

  • Первое. На третьем подплане ментального плана возникают девять определенных вибрационных импульсов, соответствующих пятеричной вибрации Манасадэв в соединении с четверичной вибрацией, поднимающейся снизу и присущей материи этого подплана, пятого – если смотреть снизу. Они производят «девятеричный эгоический лотос», который в это время плотно закрыт – все девять лепестков сложены и прижаты друг к другу. Они вибрируют и испускают «свет», хотя и не особенно яркий. Такие «бутоны лотоса» относятся к той или иной группе соответственно влиянию воздействующих на них пятеричных Дхиани, Которые формируют их из Своей собственной субстанции, слабо окрашивая их «огнем манаса».
  • Второе. В результате манасической активности на ментальном плане возникает огненный треугольник, который начинает медленную циркуляцию между манасическим постоянным атомом, точкой в центре эгоического лотоса, и ментальной единицей, которая появилась на четвертом подплане благодаря врожденному инстинкту, подобному ментальности. Этот треугольник огня, образованный чистой электрической манасической силой, становится всё ярче, пока не создаёт ответную вибрацию как от низшего, так и от высшего. Данный треугольник – ядро антахкараны. Дело высокоразвитого человека – привести указанный треугольник к единству и при помощи высокой устремленности (которая есть просто трансмутированное желание, воздействующее на ментальную материю) обратить его в Путь и тем самым воспроизвести в более высокой синтетической форме предыдущий «путь», по которому нисходящий Дух пришел, чтобы овладеть своим проводником, каузальным телом, и из него работать через низшее личностное «я».
  • Третье. На определенной стадии вибрационной активности, когда в результате работы Владык пламени были созданы тело, или форма, и требующая отклика вибрация, практически одновременно происходит ещё одно событие.

По линии манасического треугольника до точки в самом центре лотоса происходит нисхождение буддхи. Здесь, силой собственной вибрации, буддхи изменяет внешний вид лотоса. В самом центре лотоса возникают еще три лепестка, плотно сомкнутые вокруг центрального пламени и остающиеся закрытыми до тех пор, пока не приходит время открытия «драгоценности в Лотосе». Эгоический лотос составлен теперь из двенадцати лепестков, причем девять представлены на этой стадии в виде бутона, а три полностью скрыты и таинственны.

Изменено 27.08.2018 19:38
bugfixer invisible agent