Личность, подобно шкатулке, скрывающей драгоценность, таит внутри себя ту точку света души, которую мы называем светом в голове. Эта точка света находится в мозгу, но обнаруживается и затем используется только тогда, когда развит и функционирует высший аспект личности, ум. Тогда достигается объединение с душой, и душа функционирует через низшую личностную природу.
Душа скрывает внутри себя «драгоценность в лотосе», то свойство динамической энергии, которое является проявленным атрибутом монады, называемым волей. Когда душа раскрывает все свои способности и может включать в свое сознание все, что мы называем «мириадами форм, которые принимает Бытие», тогда, в свою очередь, становится возможным высшее, или более вмещающее состояние, и на смену жизни души приходит жизнь монады. Последняя включает в себя способность знать, любить и участвовать в планах Жизни, обладающей способностью включать в радиус своего сознания не только совокупность всех жизней и сознаний, входящих в Жизнь Логоса нашей планеты, но и все жизни и сознания в пределах нашей Солнечной системы. Природу этой осведомленности можно постичь лишь человеку, достигшему знания души. В настоящее время велика нужда в специалистах в области жизни души, в группе мужчин и женщин, которые, осуществляя великий эксперимент и переход, добавляют свои свидетельства к истинности утверждений мистиков и оккультистов всех времен.
Одна из фундаментальных концепций, усваиваемая всеми магическими работниками, заключается в том, что и воля, и желание — это силовые эманации. Они различаются в качестве и вибрации, но по сути это энергетические потоки; один, будучи центробежным, образует начальный вихрь, или центр активности, а другой, будучи центростремительным, является главным фактором для наращивания материи в форму вокруг центрального вихря. Интересным примером этого факта служит формирование эгоического лотоса, при котором волевой аспект образует «драгоценность в лотосе», или внутренний центр электрической энергии, а аспект желания, или любви, образует сам эгоический лотос, или форму, скрывающую центр. Аналогия такого процесса сохраняется при любом формостроительстве — для богов, людей и атомов. Солнечная система (с высших космических планов) видится как огромный синий лотос, и то же самое наблюдается при изменении масштаба вниз по шкале; даже крошечный атом субстанции можно рассматривать таким образом. Разница между всеми этими лотосами заключается в числе и расположении лепестков. Солнечная система — это в буквальном смысле двенадцатилепестковый лотос, каждый лепесток которого образован сорока девятью меньшими лепестками.
Как мы уже говорили, эгоический Лотос находится на третьем уровне ментального плана. Учащемуся следует представлять его себе в следующем виде:
В самом центре, или сердце, лотоса заключена сверкающая точка электрического огня бело-голубого оттенка (драгоценность в лотосе), окруженная и полностью скрытая тремя плотно сомкнутыми лепестками. Вокруг этого центрального ядра, или внутреннего пламени, расположены девять лепестков рядами по три, что составляет три ряда. Внешние лепестки образованы из субстанции Солнечных Ангелов, как и центральные три. Эта субстанция не только является чувствительной, как и субстанция форм в трёх мирах и лунных тел — она обладает дополнительным качеством, «принципом Я», или самосознанием, которое позволяет духовному единству в центре обретать знание, осведомленность и достигать самореализации...
Ко времени Третьего посвящения происходит удивительная трансформация. Внешняя сфера начинает переливаться всеми цветами радуги и имеет большой радиус; потоки циркулирующей в ней электрической энергии становятся столь мощными, что выходят за периферию сферы, напоминая лучи солнца. Девять лепестков полностью раскрыты, образуя изящную оправу для центральной драгоценности, их великолепный оранжевый оттенок теперь расцвечен многими цветами, цветами доминирующего эгоического Луча. Треугольник в основании становится ярче и сверкает, три его вершины являют собой сверкающие малые огни, представляющиеся взору ясновидящего семеричными световыми вихрями, свет которых циркулирует от вершины к вершине быстро движущегося треугольника.
Ко времени Четвертого посвящения треугольник настолько активизируется, что больше похож на стремительно вращающееся колесо. У него появляется аспект четвертого измерения. Три лепестка в центре раскрываются, являя «сияющую драгоценность». При этом посвящении действием электрического Жезла Могущества Иерофанта три огня мгновенно стимулируются нисходящим потоком электрической, или позитивной, силы от Монады, и их ответная вспышка даёт то слияние, которое разрушает всю сферу, рассеивает всякую форму и порождает тот миг равновесия, или паузы, когда «элементы поглощаются пылающим жаром»...
Центры — это в действительности «точки пересечения» энергий, образующих в эфирном теле семь треугольников, или трансформированных точек. На взгляд Шамбалы центры в человеческом существе напоминают треугольник с точкой в центре.
На взгляд Иерархии картина несколько иная. Налицо семь центров в виде лотосов с разным числом лепестков; однако всегда присутствует и виден треугольник в самом сердце лотоса; всегда есть треугольник со своей точкой связи, — мы даем ему название «драгоценность в лотосе». Итак, имеем следующую символическую картину лотоса, и вам ее полезно внимательно изучить.
Чтобы ясно представить всю картину, полезно очень кратко обсудить четыре вышеперечисленных аспекта центров, или то, что они являют глазам Видящего.
1. Точка в Центре. Это «драгоценность в лотосе», если использовать древнее восточное изречение; это точка жизни, через ее посредство Монада закрепляется на физическом плане; это, стало быть, жизненный принцип всех преходящих проводников: развитых, неразвитых и развивающихся. Данная точка жизни содержит в себе все возможности, все потенции, весь опыт и все вибрации. Она воплощает волю-быть, качество магнетического притяжения (обычно называемое любовью) и активное познание, доводящее жизненность и любовь до полного проявления. Последнее заявление, или определение, имеет огромное значение. Точка в центре в действительности являет собой все, что ЕСТЬ, а три остальных перечисленных аспекта жизни — всего лишь показатели ее существования. Она есть то, что способно удаляться в свой Источник, или привлекать к себе субстанцию слой за слоем; она — причина возвращения так называемого Вечного Странника в Дом Отца после многих эонов накопления опыта, а также то, что экспериментирует, накапливает опыт и проявляется. Она же и то, что вуалируют три остальных аспекта и охраняют семь принципов (в виде проводников). Существуют семь таких «точек», или «драгоценностей», выражающих семеричную природу сознания, и по мере того как они, одна за другой, обретают жизненное выражение, семь подлучей доминирующего монадического луча также, один за другим, проявляются и каждый посвященный-ученик становится (в свое время) Сыном Божьим во всей своей внешней славе.
Приходит время, когда индивидуальное эфирное тело исчезает, теряется из виду, в свете, лучащемся из этих семи точек и окрашенном светом «драгоценности в лотосе» головы, в тысячелепестковом лотосе. Все центры соединяются затем линиями живого огня, и все достигают полного божественного выражения.
Это точка закрепления Монады, точка, о которой нельзя забывать. Те аспекты души, которые мы называем знанием, любовью и жертвой и которые являются выражением каузального тела, представляют собой лишь результат этого монадического излучения.
Значит, прежде чем построить настоящий мост и «спроецировать его по восходящему пути, чтобы обеспечить уверенное продвижение усталому страннику» (как гласит «Древний Комментарий»), ученику придётся развить реакцию на закрытый бутон лотоса или драгоценность в центре открытого лотоса. Такая реакция появляется у него, когда лепестки жертвы эгоического лотоса начинают контролировать его жизнь, когда его знание претворяется в мудрость и когда возрастает любовь к целому. И всё это дополняется «способностью к отречению». Три эти эгоических качества, проявляясь более-менее ярко, вызывают увеличивающуюся активность в самом центре душевной жизни, в сердце лотоса. Следует помнить, что в эгоическом лотосе есть соответствия трём планетарным центрам:
- Шамбала.............. Драгоценность в лотосе
- Иерархия............. Три группы лепестков
- Человечество........ Три постоянных атома в ауре лотоса
Драгоценность в лотосе направляет энергию из Монады, тогда как третий глаз направляет энергию Эго на физическом плане.
Драгоценность в лотосе — это центр силы, соединяющий буддхический и ментальный планы. Когда она обнаруживает своё присутствие, человек может сознательно функционировать на буддхическом плане. Третий глаз соединяет пробуждённого человека физического плана с астральным, или субъективным, миром и позволяет ему сознательно в нем функционировать.
Драгоценность, или алмаз, скрытый в лотосе, — это окно для Монады, или Духа, через которое он смотрит наружу в направлении трёх миров. Третий глаз — это окно для Эго, или Души, функционирующей на физическом плане, через которое она смотрит внутрь в направлении трёх миров.
Драгоценность в лотосе расположена между манасом и буддхи, тогда как третий глаз находится между левым и правым глазом.
Одна из важнейших функций Учителя в нашем цикле (хотя и не во всех циклах) заключается в том, чтобы научить Своего ученика согласовывать все эти факторы, синтезировать их разнообразные способы движения, или выражения, и координировать их так, чтобы вибрация стала однородной. Когда энергия Эго контролирует различные оболочки, или налагает на них свой ритм через их соответствующие главные центры, когда троичный огонь упорядоченным образом поднимается по тройному каналу, а три головных центра объединяются в треугольник, тогда происходит просветление, или воссияние, всей личностной жизни, тьма уступает место свету, Солнце Знания восходит и рассеивает тьму неведения. Малые центры задействуются во внутренней координации оболочки, а главные — в групповой координации, или во взаимосвязи одной оболочки с другой. Человек становится пылающим, сияющим светом, тем, кто излучает свет, горящий изнутри.
Когда выполняется следующий шаг и энергия Монады, сфокусированная через драгоценность, проявляет себя на физическом плане, проходя через тройственный эгоический лотос по каналам, уже использованным Эго, мы видим человека, который «вдохновлён», видим духовного творца, который сам стал «Солнцем Целительного Излучения».
<..>
Нет нужды говорить, что Учителям известны определённые способы работы и мантрические формулы, позволяющие Им (при необходимости) ускорить этот процесс для Своих учеников, но эти способы тщательно хранятся в тайне и используются нечасто. Обычный же метод, долгий и трудный, состоит в том, чтобы сообщить ученику состав его собственного тела, природу оболочек, и функции энергетического аппарата, и предоставить ему самому нащупывать каждый шаг на пути, позволив ему таким образом постепенно осознавать скрытые в нем силы. Ему медленно открывается то, что подразумевается под «тремя временными проводниками» и семью принципами, или качествами силы; благодаря опыту, эксперименту, частым неудачам, редким успехам, зрелому размышлению и самоанализу, а также частым воплощениям он добивается определённого выравнивания в результате самостоятельно предпринимаемых непрерывных усилий. Затем его учат использовать это выравнивание и сознательно манипулировать энергией, так чтобы он мог проявить на физическом плане результаты служения, которые многие жизни казались ему неосуществимой мечтой. Когда же он преуспевает в двух вещах — стабилизации и манипуляции — тогда, и только тогда, ему передаются слова и тайны, проявляющие на физическом плане духовную, или монадическую, энергию посредством энергии души, или эгоической энергии, пользующейся, в свою очередь, энергией материальных форм в мирах, или тем, что называется телесной энергией. Данная стадия описывается следующей мистической, оккультной фразой:
«Когда драгоценность засверкает подобно алмазу под лучами ослепительного солнца, тогда заискрится и засияет её оправа. С возрастанием блеска алмаза загорается огонь, который сожжет всё, что удерживало и ограждало».
...когда, наконец, лепестки раскрыты, они являются передатчиками жизни, или энергии, из трёх источников:
- Низшее «я»... Лунные Питри........ Лепестки знания
- Эго................. Солнечный Ангел.. Лепестки любви
- Монада.......... Отец Небесный...... Лепестки жертвы
Затем появляется возможность воспринять ещё более высокую форму энергии, которая является энергией центра в теле Небесного Человека, или Планетарного Логоса, и использует «Драгоценность в Лотосе» в качестве своей фокусной точки.
С ходом эволюции каждый ряд лепестков активизируется и вращается вокруг центральной Драгоценности, поэтому наблюдается уже не только активность лепестков, не только активность живых точек, или дэва-жизней, внутри лепестков, но также и объединённая активность всех рядов троичного лотоса. На определённом этапе эволюции, перед раскрытием внутреннего скрывающего бутона, три ряда лепестков, рассматриваемые как одно целое, начинают вращаться, и кажется, что весь лотос приходит в движение. На заключительных стадиях внутренний ряд лепестков раскрывается, открывая то, что было скрыто за ним, и начинает вращаться вокруг Драгоценности, но в направлении, противоположном быстрому вращению внешнего лотоса. Причина этого не может быть здесь открыта, поскольку она таится в природе электрического Огня самого Духа.
Сама Драгоценность при этом остаётся оккультно статичной и не вращается. Это точка покоя; она ритмически пульсирует, как сердце человека, и от неё исходит восемь потоков живого огня, которые распространяются до кончиков четырёх лепестков любви и четырёх лепестков жертвы. Эта восьмеричная энергия есть атма-буддхи. Она - то завершающее излучение, которое вызывает конечный распад тела Эго. Лепестки знания, не будучи объектом внимания центрального огня, в должное время прекращают свою активность. Знание заменяется божественной мудростью, и силы лепестков любви также поглощаются. В конце концов ничего не остается, кроме желания «жертвовать», а поскольку этот вибрационный импульс сродни природе живой Драгоценности, он синтезируется в центральной живой единице, и остается лишь Драгоценность огня. Когда все лепестки отдали свои силы в том или ином направлении, процесс раскрытия завершается. Низшие огни гаснут. Центральный огонь поглощён, и сохраняется лишь сияющая точка электрического огня. Тогда, при заключительном Посвящении, наблюдается любопытное явление. Огненная Драгоценность предстает в виде семи внутренних драгоценностей, или в виде семеричной электрической искры, и в ослепительной вспышке вновь поглощается Монадой, или Единым. Этот процесс аналогичен завершению солнечной эволюции, когда перед великой Пралайей вспыхивают семь Солнц.
Все эти способы выражения — только картины, передающие лишь частично представление о красоте и сложности божественного процесса, происходящего и в Микрокосме, и в Макрокосме. Все они ограничивают, схематизируют реальность, но для человека, у которого открывается божественное око, и для того, у кого пробудилась способность высшей интуиции, такие картины служат ключом к интерпретации более высокого порядка. Они открывают учащемуся некоторые идеи относительно природы огня.