Учение Храма. Наставления 231-240
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 231

Непознаваемое

Многие из величайших умов всех времен, в своем стремлении разрешить мучительный вопрос о тайне Бога, или Непознаваемого, ввергались в пучину атеизма и отчаяния, когда они окончательно убеждались в тщетности упования на знание, накопленное людьми за предыдущие века. Полная невозможность добиться разрешения этой тайны за счет одного только интеллекта, в то время как неослабное внутреннее побуждение толкает человека на непрестанные поиски ответа, вполне способны вывести его ум из равновесия. И спасти от подобной участи может лишь признание факта, что человек обладает еще не развитыми чувствами, которые, если верить закону аналогии, и явятся теми средствами, при помощи которых все его необъяснимые желания и импульсы будут когда-нибудь удовлетворены.

Ничто так не возмутит человека этого типа, как объявление о приезде рекламирующего себя «адепта» и «учителя», обещающего привести своих последователей не только к вратам духовного знания, но и еще дальше — к тому, что обычно именуется «непознаваемым», причем без особых на то усилий с их стороны.

Начиная с того момента, как людям были открыты первые прозрения Пророка этой расы и до сего времени не иссякает поток фальшивых сообщений о приближающемся низвержении некой оккультной силы огромной мощи, или приходе Ангела, или Аватара, с целью поднятия вибраций нашей планеты.

Настоящей расе было сказано, что если отдельные её единицы хотят извлечь пользу из прихода Аватара, то им надлежит подготовить свой ум и тело для приема и последующего использования тех сил, которые будут распространяться Аватаром, и такое сообщение должно было способствовать развитию тех принципов, качеств или чувств, которые одни только и позволяют ощутить воздействие этих сил, или узнать Того, о котором пророчествовали.

Как только оккультная и мирская история сообщают какие-нибудь факты, содержащие подобные пророческие высказывания древних провидцев, тотчас же появляется целый класс псевдопророков, самозваных адептов и учителей, открыто заявляющих о том, что они способны привести своих последователей через познание великих тайн жизни к полному отождествлению с Богом, в коем заключается все знание. Они, похоже, имели, к несчастью, доступ к древним рекордам или системам, описывающим некоторые методы приобретения сверхъестественных сил, и эти методы позволяют им привлекать любопытствующие и алчущие души и удерживать их до тех пор, пока их жертвы, к ужасу своему, не уразумеют, что ни на шаг не приблизились к обещанной цели. Такие учителя никогда не предписывают той предварительной работы, от которой всецело зависит продвижение по линии оккультизма, ибо подобное обучение, необходимое для этой цели, требует гораздо больших жертв, времени и усилий, нежели те, на которые способен и такой учитель, и заурядный ученик. Следовательно, такой ученик неизбежно оказывается в положении пытающегося изучить высшую математику без предварительного ознакомления с основами арифметики.

Человек всегда пытается подняться к Богу любым иным путем, но только не тем, который предписан самим Богом и который он не принимает до тех пор, пока отчаяние и разочарование не приведут его назад, к исходной точке, когда, в случае его благоразумия, те опустевшие участки своего мозга, из которых были изгнаны их истинные и долговременные обитатели, он предоставит воздействию таких простых вещей, как вера и преданность; когда он начнет понимать, что может взойти к Богу, лишь тогда, когда сам станет Богом.

Никакой Спаситель, никакой Учитель или Адепт, живущие на небесах или на земле, не могут повести человека по пути, ведущему к богам, дальше того предела, который определяет его собственная воля. Все, что может сделать Учитель, это указать ученику, как он может получать необходимую для этого странствия духовную пищу, а также дать ему посох знания, чтобы тот смог защитить себя от тех враждебных сил, которые неизбежно встретит на своем пути; после чего он должен отойти в сторону и ждать. Все остальное зависит только от самого человека.

Как правило, поднимающийся по этому пути интуитивно ощущает, что все вышесказанное есть истина. И все же при первом же возвещении о каком-то новом религиозном веянии, при первом же взгляде на какие-нибудь блуждающие по дорогам искания огни он оставляет надежную и безопасную тропу и бежит за обманщиком, никогда не задумываясь над тем, что этот соблазн в действительности является испытанием его способности идти по верному пути до конца и быть достойным получить посох знания. Ни один, кто, «положивши руку свою на плуг», оглядывается на работу соседа на своем поле, не заслуживает того усилия, которое в противном случае могли совершить для его пользы Учителя.

Это отнюдь не значит, что ему следует отказаться от своего права изучать или исследовать интересующие его области жизненного опыта, но лишь означает, что, если только он способен рассуждать здраво, то должен осознать абсолютную невозможность вознести свое сегодняшнее ничтожное разумение на одну высоту с Разумом Божественным, а следовательно, и всю тщетность своих попыток утвердить обладание космическим сознанием. И тогда он признает свою ограниченность и больше не захочет попадаться на удочку какого-либо так называемого адепта или учителя, обещающего обучить его способам достижения беспредельной мудрости и знания, будучи связанным узами материи, ибо это означало бы, что на нынешней ступени своей эволюции он мог бы познать Бога de facto.[45]Фактически (.ют.)

Претензии на обладание таким знанием и способностью передавать его другим всегда были той приманкой, что предлагается в каждом веке братьями тьмы бедному, невежественному, изголодавшемуся душою человечеству. Но будь способность человека к рассуждению достаточно развита, ему было бы нетрудно представить, насколько бесплодны его усилия достигнуть намеченной цели под таким руководством, однако самомнение или духовная слепота делают его жертвой коварства и хитрости обманщиков.

Каждая великая религия имеет свою легенду о Люцифере, Сатане, падшем ангеле, изгнанном с небес за дерзкую попытку доказать свое равенство с Богом. Личное знание Бога утверждает равенство с Ним, ибо только равный может знать кого-то другого, будь это Бог или человек.

Псевдооккультисты, претендующие на разрешение любых тайн Вселенной, слишком осторожны, чтобы выражать свои притязания простым, понятным невеждам языком, ибо это достаточно быстро отрезвило бы даже дикаря. Как правило, они преподносят свои утверждения под прикрытием некоторых восточных или иных мистических формул, ловко манипулируя понятием «космическое сознание» либо подобным ему, двусмысленным, или вмещающим все их посулы термином. Однако, имей они хотя бы некоторое представление о том, что так вольно именуется ими «космическим сознанием», они должны были непременно знать, что человек не смог бы просуществовать на физическом плане и часа, если бы он в действительности достиг такого состояния, ибо, повторяю, достигнуть космического сознания буквально означает стать сознательно единым и равным с Богом.

Не довольствуясь нормальным и естественным ростом в осуществлении или понимании абсолютного совершенства по линии, указанной Богом, — линии любви, сострадания и жертвы, человек, никогда не знавший, что в действительности означает слово «любовь», отвергает этот путь, называя его простой сентиментальностью или чем-то ненужным, что необходимо искоренить, прежде чем будет возможно получить истинное представление о Боге. Именно здесь лежит самый большой камень преткновения на пути духовного развития во всех случаях. Вы можете заметить, что отрицание высшей любви — сострадания — является тем камертоном, по которому обычно ударяет псевдооккультист. Он либо поучает, что такая любовь должна быть уничтожена in toto, либо возводит на её трон животную страсть, учреждая для своих последователей культ зверя в человеке. Разница между тем и другим невелика, ибо в обоих случаях конец одинаков.

Когда ученик, будучи вынужден принять решение, оказывается в затруднительном положении, не зная, как отнестись к заявлениям какого-нибудь разрекламированного учителя, или же сталкивается с мистерией указанного выше характера, то, если он будет опираться на этот фундаментальный, всемогущий и непреложный принцип, о котором Я говорю, и поверять им любое сделанное ему предложение, его не смогут увести далеко в сторону, ибо рано или поздно любой проводник сатанинской силы выдаст свою позицию через одну, а то и обе вышеописанные ложные предпосылки.

Человек, утверждающий, что любит Бога, в то время как каждый его поступок свидетельствует о явной ненависти к своим собратьям, являет собою любопытное зрелище для ангелов. Человек, объявляющий об обладании высшей созидательной мощью, Крийяшакти, и не проявляющий в своей жизни высшей — всеобъемлющей — любви, тем самым причисляет себя к категории фальсификаторов. Человек, которого можно склонить к совершению бесчестного поступка, не сможет укрыться в одежды Истины. Тот, кто не обладает истинным смирением, вселенской добротой, подлинным чувством справедливости и мудростью, не сможет высоко держать голову в присутствии Учителей, выказывая свои притязания на ученичество. Человек, не желающий и не способный пожертвовать своей жизнью и всем, что имеет, для блага расы, к которой он принадлежит, никогда не сможет повести эту расу вперед.

Потребовались миллионы лет, чтобы развить проводник, через который сознание эго может функционировать в той степени, что позволяет ему стать самосознательной сущностью, то есть осознать себя как эволюционный фактор, способный достигнуть освобождения. Так что же заставляет вас верить, что достаточно всего лишь нескольких лет или даже месяцев, чтобы завершить цель эволюции — объединить свое сознание с сознанием Космоса?

 

Наставление 232

Связь между Учителем и учеником

Умами некоторых студентов оккультизма овладела одна ложная идея, которую следует искоренить, прежде чем разочарование и сожаление не вторглись между их самыми искренними устремлениями и объектами этих устремлений. Я имею в виду отождествление какого-либо члена Внутренних Ступеней Храма или любого другого подобного общества с иными организациями подобного характера, но находящимися под руководством других учителей. Следует понять, что это заблуждение не возникло бы в результате простого отождествления с какими-то другими обществами на одном лишь физическом плане — с этой точки зрения подобное действие может быть даже желательным. Но оккультный закон, запрещающий принятому ученику внутренней ступени Храма отождествлять себя с другими обществами, основан на хорошо известном электрическом действии пересекающихся токов. Магнитные токи между разными учителями могут быть в полной оппозиции, в то время как на внешних линиях эти две личности могут быть и ментально и физически созвучны и благорасположены друг к другу. Пересекающиеся токи, возникающие в магнитных полях, могут противодействовать друг другу, а иногда и полностью пресекать действие ищущей свое выражение энергии, ставя барьер на пути магнитного тока, идущего от одного или обоих учителей, и даже оказывать неблагоприятное воздействие на всех тех, кто находится в тесной связи с последними, и тем самым препятствовать действию еще более высоких сил.

Столь необходимая магнитная связь между Учителем и учеником может быть таким образом частично или полностью прервана помимо их воли и даже несмотря на их крайние усилия установить гармоничные отношения. Учитель действует не только как отец семьи, но и является для ученика таким Отцом, если оба они принадлежат к одной групповой душе. Подобно тому как ребенок не может поменять своего собственного физического отца, передав его обязанности какому-либо другому человеку, так и ученик не может, пусть даже временно и бессознательно, отказаться от своего Учителя-Отца, просто передав его обязанности другому и принимая от этого другого различные предостережения, указания и советы. Известно, что даже доброе намерение не может воспрепятствовать действию закона, запрещающего неестественные отношения, а такое отождествление является неестественным с точки зрения групповой души. Это может показаться притянутым за волосы для тех, кто не в состоянии ощутить действия внутренних сил, но тем не менее это настолько истинно, что многие ученики, несмотря на свои самые лучшие намерения, совершенно утратили свое место и силу и сами себя на время разжаловали до ранга внешних ступеней Ложи, пытаясь служить двум Учителям противоположных степеней, прежде чем они овладели способностью разумного выбора.

И огонь, и пламя ценны, но пламя может поглотить субстанцию, в которой сокрыта высшая форма огня.

При условии, что предшествующее обучение имело надежный и заслуживающий доверия источник, ученик должен быть способен интуитивно почувствовать, даже если никакие внешние средства не подсказывают ему этого, когда он приближается к демаркационной линии — точке раздела между одной и другой групповой душой. Предварительные инструкции, даваемые всеми истинными Адептами Ложи, почти идентичны по цели и содержанию, хотя их фразеология и язык могут быть различны, пока вступает в силу их осуществление Великой Белой Ложей. С того периода, когда ученик более не нуждается в устных и письменных инструкциях, изменяются методы его обучения — он переходит под более непосредственное личное руководство Учителя-Отца того раздела групповой души, к которому он кармически принадлежит. Магнитные токи последней могут быть более высоких или более низких вибраций, согласно тому положению, которое занимает групповая душа на шкале жизни, но в любом случае они отличаются друг от друга, и это различие является весьма существенным для ученика, который стоит на пороге изменения своего негативного положения в позитивное отождествление с Учителем.

 

Наставление 233

Земное электричество

Земное электричество представляет собой сочетание находящихся в равновесии ионов лучистой энергии и электронов магнитной энергии. Когда они вибрируют одновременно, не происходит никакого внешнего проявления — ни огня, ни пламени, ни тепла. Но если электроны магнитной энергии преобладают над ионами лучистой энергии, может быть генерирован электрический ток, сохраняющийся до тех пор, пока находится в движении якорь динамо-машины, за счет чего может поддерживаться и огонь, и пламя, и тепло. Именно ускоренное движение якоря динамо-машины прерывает аккумуляцию лучистой энергии и освобождает порожденную в этом процессе форму электрической энергии. Если это движение остановить, то прекращается и движение электрического тока.

Следует понять, что вышесказанное относится лишь к тому, что может быть названо земным электричеством. Чтобы получить представление о действии электричества на внутренних планах, — ибо проявленная на плане грубой материи энергия является всего лишь одним из аспектов энергии более тонкой, — мы должны устремиться за пределы манифестаций электричества, производимых внешними способами.

Электричество живой материи физического тела является проявлением жизненной силы — праны. Если вибрации электронов крови или какого-либо органа или иной части тела были изменены в сравнении с их нормальной частотой, вызывая таким образом болезненное состояние этой части тела, то очевидно, что следует восстановить исходную частоту вибраций, чтобы вновь вернуться к нормальному состоянию. Так как все формы материи являются формами живыми и подчиняются одним и тем же законам, то человеку когда-нибудь придется научиться изменять вибрации каких-либо ненормальных состояний в любой форме материи при помощи утонченных сил природы, подчинив их воле, разуму или какому-либо механическому инструменту, аналогичному в своем действии человеческому телу, через которое приводится в действие ментальная или духовная энергия разума и воли.

 

Наставление 234

Вибрации, или синопсис Творения

Космические центры, или принципы Атмы, Буддхи и Манаса, — первые три манифестации Божественной Сущности, материализованы мощью Фохата, или Космического Электричества. Иерархия Дхиани-Будд и Дхиан-Коганов — великих Духовных Сущностей, Созидателей Формы — управляет различными видами вибраций.

Вибрации этой Божественной Сущности приводят в результате к формированию первичного уровня проявленной субстанции, или состояния, именуемого Акашей. Посредством действия Фохата в субстанции Акаши устанавливаются определенные уровни и состояния. Понижение степени вибраций акашической субстанции приводит к формированию субстанции эфирных планов, а дальнейшее понижение степени вибраций эфирной субстанции приводит к формированию астрального и физического планов субстанции — материи.

Феномен Космического Света есть следствие излучения и вибрации мельчайших частиц электричества, именуемых аурической силой, или электронами. В известном смысле вибрации Космического Света являются творцами всех низших форм субстанции и материи. Поначалу Божественная Сущность проявляется как Звук — Слово, Космическое Электричество, а затем как Свет. Свет и Разум в существе своем есть одна субстанция. Божественная Сущность есть прежде всего дух, проявляющийся как Космический Свет. Аурическая сила образуется благодаря излучению света Центрального Духовного Солнца, света Буддхи, или Высшего Разума.

И лишь когда при разгадке тайны творения человек осознает значение вибраций, он сможет получить синтетическое представление о духовной жизни, проявленной как физическая материя.

Рождение материи происходит в результате постепенного понижения вибраций от духа до материи — уменьшения степени вибраций единого однородного плана, или состояния духа, до материи самых низких степеней вибрации, материи физического и низшего астрального планов бытия. Смерть есть следствие изменения вибраций всей субстанции физического тела. Это изменение приводит в действие силы разложения, и тогда принцип Высшего Разума лишается подходящего проводника для проявления на физическом плане. Причиной изменения вибраций может быть либо болезнь, либо какое-нибудь повреждение. Все, что вызывает изменение вибраций, оказывает соответствующее воздействие согласно математически точному перечню различных разрядов, или степеней, вибраций.

 

Наставление 235

Распознавание ограничений

К наполняющему дни свои ничего не дающими жалобами и сетованиями, а бессонные ночи — страстным устремлением к тому, что не приходит, да и не может прийти, — к тому Я обращаюсь: слушай Меня и запоминай, ибо Я говорю правду. Нет в жизни более великого, хотя, быть может, и не признанного героя, нежели тот, кто, осознав недостатки своего ума, духа и тела, тем не менее с твердой решимостью и без ропота начинает выявлять лучшие из качеств и условий, принадлежащих ему по праву рождения. Уразумев, что широкие потоки между его желаниями и реальными возможностями полны подводных скал, и понимая, что его утлая ладья непременно натолкнется на одну из них, он останавливается у ближайшего берега. Зная, что великий замысел Бога должен быть исполнен в равной степени как на одной стороне жизненного потока, так и на другой, и что видимое различие между двумя берегами существует лишь в человеческом воображении, он принимается за ту работу, которая ему по плечу, и выполняет ее, вкладывая в неё все свое сердце.

Такой человек намного благороднее того, кто, не считаясь ни с чем, преодолевает препятствия, преграждающие ему путь к власти; кто сокрушает сердца и тела, оставляя за собою мерзость запустения на пути к достижению какой-нибудь честолюбивой цели, — и все лишь затем, чтобы наконец понять, что хотя, быть может, он и стал героем для нескольких разрозненных сотен ему подобных, но в собственных глазах оказался самым настоящим банкротом.

Ибо какими бы грандиозными ни были его планы, как бы велика ни была награда, за которую он боролся и которую получил, все это теряет всякую ценность, когда ему приходится оглядываться назад, на жизнь, потраченную на удовлетворение честолюбия. Все, что послано ему в утешение, — это шелуха, оставшаяся после пресыщения пищей, добытой такою ценой; и она окажется слишком грубой и горькой на вкус пред видом разверзшейся могилы.

 

Наставление 236

Внутренние облачения света

Рассмотрим Внутренний Мир Света, по отношению к которому материальный мир является всего лишь отражением — неустойчивым и бледным, как тень, повторением. В этом внешнем мире, как в панораме, живо ощущается чередование этих теней, замутняющее отраженное сознание высшего «Я», то есть искажающее те внешние линии и качества, что соответствуют истинным, внутренним линиям, и так до тех пор, пока отраженное высшее сознание не запутается безнадежно в переплетении обособленных и иллюзорных аспектов материи. И нет иного способа выбраться из этого, кроме как привести в спокойствие внешние вибрации и перенести сознание на Пятый план — первый план Универсальности и Безличия, где линии дифференциации начинают сливаться и все становится Единым.

В этом внутреннем царстве Свет является Одеянием Бога — той Непреходящей Реальностью, которая извечно одушевляет весь внешний свет. Он есть единое, нетканое Одеяние Сверхдуши, вселенская аурическая оболочка, Хираньягарбха,[47]Лучезарное Золотое Яйцо, или Утроба. Эзотерически — светящийся огненный туман или эфирное вещество, из которого создана Вселенная. (Примеч. пер.) или Золотое Яйцо Вселенной, обладающее действенной и потенциальной мощью семя, от которого произошли все вещи и в котором все создания имеют корни своего бытия. Свет должен рассматриваться как сущность, и вы уже знаете, что каждый луч света, который вы видите, является внешним телом высокоразвитой духовной сущности. Свет также является субстанцией-материей высших планов и в то же время одеянием, или состоянием сознания, для тех, кто может достигнуть или вынести его, что, впрочем, невозможно для смертного, который не в состоянии подняться до вышеупомянутого Пятого плана. Каждый, кто увидел бы этот Неизреченный Свет (если бы вообще мог его видеть), воспринял бы его как тьму, забвение и бессознательность; тьму даже большую, чем предстала бы перед преждевременно открытыми глазами новорожденного котенка, если бы тот был внезапно подвергнут воздействию ослепительно сияющего полуденного солнца. Это аналогично тому состоянию пустоты, которое известно оккультисту под названием «глухая стена внутренних переживаний». При контакте с высшими планами при внутренних посвящениях ученик поначалу неизбежно теряет сознание, как при обмороке, ибо его сознание вступает на высший план и пробуждается в нем, что подобно состоянию при умирании тела. По мере духовного продвижения низшее сознание отождествляется с высшими оболочками и после повторных опытов становится с ними единым. Этот процесс означает сознательную взаимосвязь между внешним и внутренним «я» — между Создателем и его творением.

Когда работа Храма еще только начиналась, два лица, находящиеся на физическом плане и установившие эту необходимую взаимосвязь, чьи внутренние и кармические линии были весьма близки Мне, были призваны вместе, и из их аурических оболочек была вызвана к манифестации двойная звезда, то есть фигура, состоящая из пяти фундаментальных внутренних принципов, соответственно, позитивных и негативных. Та взаимосвязь с внутренним «Я», которую установили эти двое, позволила использовать субстанцию Света Пятого плана для постепенного превращения двух пятиконечных звезд в одну шестиконечную, которая одна лишь способна к передаче высших духовных и космических сил. Структурные духовные качества числа и формы основаны на непреложных оккультных законах. Подобно тому как Три превращаются в Четыре, так и Пять, когда они внутренне поляризованы, перестраивают свои структурные качества и превращаются в Шесть, то есть первое космическое состояние на обратном пути к Божественному Источнику.

В существовании этой комбинированной Красной и Голубой Иерархической двойной звезды на внутреннем плане — истинном центре её силы — членам Храма, обладающим интуицией, следует искать ответ на все вопросы относительно будущей работы, насколько это касается связи с силами Ложи. Простой уход внешних проводников с материального плана не лишает статуса и нисколько не препятствует функциям этой двойной звезды. Эта определенным образом построенная конфигурация делает неудачу или замешательство менее вероятными, нежели в случае прежних попыток, и нынешние усилия Ложи, направляемые через Храм, обещают принести много больше на благо человечества в сравнении с теми усилиями, что предпринимались в прошедшие века, а именно: продолжительное, устойчивое благо, не нарушаемое перерывами. Главным образом это обязано основным вышеизложенным фактам: организованности в работе и сильным кармическим линиям, сплетенным воедино, что дало возможность соединиться в этом усилии со многими линиями внутренних и внешних сил, сложенных разными Членами Ложи в их попытках возвысить человечество в прошлые столетия.

 

Наставление 237

Пятое дыхание

В каждой проявленной форме материи, для чего бы она ни предназначалась и ни использовалась, заключен один из семи принципов, качеств и энергий, который является доминирующим фактором при создании этой формы.

Назначение и сфера применения, ради которых задумывается любая форма, определяет, какой из Семи принципов, качеств и энергий должен быть привлечен при её создании Божественными Строителями формы. Поскольку эти семь великих созидательных сил являются основой всей материи, то из этого следует, что материальные формы, изобретенные человеком, подчиняются тому же закону — закону централизованной силы. Например, та форма энергии, что преобладает в управляемом человеком процессе соединения молекул известного вида материи, из которой была образована форма из металла, есть энергия Сцепления. То же самое справедливо и на плане Манаса, где объединяющая сила применяется по отношению к субстанции-материи высших вибраций, и в случае двух или более индивидуальных разумов энергия, доминирующая при их сочетании и объединении, будет той же энергией сцепления.

Теплота, Притяжение и Отталкивание являются первой троицей Духа в манифестации.

Они есть именно три Сына Фохата (Движения), являющегося движущей силой всей Вселенной.

Пятое Дыхание есть пятое из пяти дыханий (вибраций), вдохнувших в манифестацию жизненную силу.

Пятое Дыхание имеет свои соответствия в пятом Космическом Веке, в пятом цикле каждого такого Века, в пятом принципе жизни, в пятом периоде человеческой эволюции, в пятом чувстве человека и вообще в каждом пятом проявлении любого существа или предмета. Мы сейчас в Пятой расе Великого века.

Пятый принцип есть Манас (ментальность), и предостережение относительно действия пятого дыхания означает предостережение, касающееся чрезмерного напряжения высшего разума, ибо силы этой фазы жизни имеют огненную природу и человеческое тело не может вынести их действия, не подвергая опасности свой мозг.

Напряжение и нагнетание этих сил во время религиозных экстазов у христиан вызвало немало случаев сумасшествия, так как эмоциональная реакция перевозбудила мозговые центры.

Пятое Дыхание в действительности есть дыхание внутреннее и имеет свой скрытый центр действия в каждой клетке и в каждом органе физического тела, а также во всех соответствующих им внутренних оболочках, или принципах. Этот внутренний центр действия находится там, где концентрируется Акаша. Четыре низших дыхания являются внешними, Пятое является первым дыханием, которое имеет отношение к Универсальному Ритму высшего «Я», или Бога внутри. Иными словами, это есть первый вдох, и его элемент соответствует кислороду на всех планах. На низшем астральном плане это чистый озон, который, как ни плотен в сравнении с высшими аспектами, все же настолько огненный, что физические легкие быстро бы сгорели, если бы вдыхали этот элемент неразбавленным. Сказанное может послужить подсказкой относительно так называемого «дыхания богов» на разных планах бытия. Обладая контролем над Пятым Дыханием, йоги, использующие всего лишь низший астральный его аспект, могут привести себя в состояние так называемого каталептического сна или позволить похоронить себя на многие месяцы, не проявляя признаков внешнего дыхания, после чего без каких бы то ни было последствий восстановить свою чувствительность. В этом случае огонь внутреннего дыхания проникает в дыхание физическое в объеме, достаточном для предотвращения внешнего разложения.

Фохат

Илл. 10 Фохат

На этой иллюстрации показана манифестация фохатической энергии, которая выражается в этой вспышке молнии Tejas Tatva[48]Вечно существующее «То», а также различные принципы в природе в их оккультном смысле. 5 экзотерической и 7 эзотерической философии, соответствующие пяти и семи чувствам на физическом плане. (Примеч. ред.) в действии

«Кружевная красота молнии с поразительной четкостью выявлена на этой фотографии искры в 2 000 000 вольт, полученной во время опытов в Питсфильде (шт. Массачусетс). Вспышка в виде треугольника есть результат разряда мощнейшей накопленной человеком энергии. Его мощность всего лишь в 25 раз меньше мощности разряда настоящей молнии. Вершины этой треугольной искры находятся на расстоянии девяти футов друг от друга. Отдельные нити света, ясно различимые на снимке, были вызваны последующими волнами электронов, порожденными трехфазным переменным током. Человеческий глаз не способен уловить этот «эффект паутинок» при практической демонстрации, поэтому в целях показать эти дополнительные линии использовалась специальная камера, снабженная кварцевой линзой, через которую лучи падали на пластинку. Каждый разряд искусственной молнии сопровождался оглушительным треском и ослепительным сиянием, длящимся долю секунды, пока искра совершала свой прыжок от одной вершины к другой. Удалось произвести даже искусственный дождь».

Все животные организмы обладают четырьмя низшими дыханиями. Минералы не обладают этими внешними дыханиями, но зато имеют пятое, внутреннее. Все изменения, происходящие в минеральных структурах, в действительности являются результатом действия Пятого Дыхания внутри их существа, ибо Пятое Дыхание сопряжено с Акашей, из которой произошли, или были выдохнуты, все вещи. Подобным же образом космический вдох — вдох Акаши — втягивает в конце концов все вещи обратно, или приводит их к первичному акашическому состоянию. Форма, цвет и другие качества минералов, драгоценных камней и вообще всех объектов природы определяются импульсами Акаши. Там, где на первый взгляд ничего нет, часто находятся наиболее драгоценные вещи и силы. Так, некоторые полости в физическом теле, такие, например, как центральный канал спинного мозга и желудочки головного мозга, являются центрами действия низшего астрального дыхания. Импульсы, сосредоточенные в этих областях, стремятся направить физическое внутрь, или вверх, и повысить частоту вибраций внешнего тела, в итоге приближая их к степени вибраций астрала по мере эволюционного продвижения. Знание о Пятом Дыхании — первом внутреннем дыхании — и контроль над ним являются бесконечно важными для каждой души, находящейся на пути, ведущему к Вечному Свету, и принадлежат по праву рождения каждой индивидуализированной душе.

Только научно дисциплинированный ум способен размышлять на тему энергии сцепления согласно её действительному значению в структуре Вселенной, однако понимание её функций в создании формы на всех планах бытия является необходимостью для всех изучающих оккультизм.

Если бы принцип, или энергия, сцепления был упущен среди семи универсальных созидательных средств, или энергий, то и не могло бы быть каких бы то ни было организованных форм. Эта энергия является соединяющей и объединяющей силой между любыми двумя или более электронами, атомами, молекулами и клетками всей первичной субстанции.

С философской точки зрения сцепление есть один из семи Сыновей Фохата — Божественной Воли, проявляющейся как электричество, магнетизм, свет, звук, теплота, притяжение и сцепление.

 

Наставление 238

Великое Безмолвие

Тем, кто познал силу Безмолвия, — тем, кто ощутил на себе действие мощнейших жизненных сил, вызывающих трепет пространства, кто погружался в эту абсолютную тишину, когда душа вступала в мыслетоки Беспредельности, теряя чувство времени и пространства, низвергаемая в бездонные глубины или взмывающая к невыразимым высотам, — лишь им одним могут открыться великие тайны жизни.

Все сказанное относительно процессов воссоздания и очищения природы и души Теми, Кто знает, есть не просто слова, ибо такой труд всегда совершается в Безмолвии и во тьме.

Вид одинокой души, заключенной в какую-нибудь ограниченную зону пространства, чтобы в тишине и во тьме проложить путь к своему спасению, для сознания оккультиста уже более не является страшной трагедией или безжалостным актом сверхсправедливого Творца. Такое заточение в действительности есть воплощение милосердия и любви Отца, который знает, что внутри этой души таится семя её очищения, искра от живого Божественного Огня, которая может исполнить свою божественную миссию, лишь будучи заключенной в крепость души и выполняющей свою работу в таком молчании и тьме, в которых должен трудиться сам Бог, чтобы дать рождение своему ростку.

Когда мы осознаем, что даже самая нечистая из той материи, какую мы только знаем, — фекалии животных и человеческие экскременты, — может быть доведена до состояния абсолютной чистоты, подобной чистейшей воде горного ручья, за счет жизненной силы, действующей внутри этой материи и через нее, если поместить её в ограниченное пространство, лишенное света, звука и воздуха; и если при этом мы сможем также уразуметь, что эта жизненная сила есть не что иное, как чистая прана, сама субстанция Бога, то нетрудно будет понять, что даже самое мерзкое и скверное создание имеет в себе зародыш высшего «Я», которому необходимы лишь надлежащие условия — безмолвие и могильная тьма души, — чтобы дать рождение чистой и незапятнанной вечно живущей сущности.

И если для грешных душ нужно чистилище, то чем же еще оно может быть, как не отражением этого великого и священного Безмолвия и Тьмы духовного созидания, то есть такого состояния, в котором эти души могли бы пребывать, пока заключенная в них Божественная Искра не сможет через духовное страдание взбить, растереть и перемешать вещество их низшей природы, так чтобы они освободились от всех нечистот и, облаченные в новые одежды, были готовы еще раз выйти и занять свои места среди сыновей Бога.

Истинно, вы должны полюбить безмолвие и темноту так же, как свет, и всем вашим сердцем стремиться проникнуть в их тайны, входя в их врата всегда со смирением, с сердцами, исполненными терпения, и оставаясь там, пока не будет выявлен тот зародыш мудрости, что сейчас еще спит внутри вас.

Только тогда вы сможете вынести Свет Духа, так чтобы ваши глаза не были непоправимо ослеплены его лучами.

 

Наставление 239

Прикосновение Учителя

Мои дорогие дети!

Я пишу вам это письмо с тем, чтобы его слова могли проникнуть в ваши сердца еще глубже, чем проникли бы лишь через голос B.S.,[49]Голубая Звезда, имя, данное Франчии Ла Дью Учителем. (Примеч. ред.) через которую Я должен говорить с вами. И Я хочу, чтобы вы читали и перечитывали эти слова, понимая, что сама сущность Моей индивидуальности выражена в них.

По мере того как неофит — ученик — человек продвигается по пути эволюции, он бессознательно, шаг за шагом, преодолевает ступени Великой Белой Ложи. Если вы проанализируете свои прошлые жизни, то обнаружите, что они разделялись на периоды не днями и годами, а событиями. Великая печаль, жестокая боль или трепетная радость были вехами, отмечавшими это странствие жизни. Они же были и средствами, расширяющими и раздвигающими умственные и духовные горизонты вашего истинного внутреннего бытия, и каждое из них должно снова и снова повторяться на трех великих планах бытия: ментальном, духовном и физическом. Печаль и страдание пойдут с вами по пути бок о бок, пока не будут побеждены сознательным усилием. И вы уже достигли той ступени, что позволяет приступить к этому. Когда вас охватят печаль или горе, попытайтесь осознать, что они являются частью мирового горя и страдания, как и вы являетесь частью этого мира; и насколько вы преуспеете в их преодолении и подниметесь над ними, ровно настолько же вы измените дисгармоничные условия этого мира и создадите из него лучшее место обитания для детей Бога; то же самое истинно и в отношении всех остальных ограничений материи, силы и сознания.

Как только ваши усилия по преодолению ограничений увенчаются победой, вы сильнее ощутите свое единство с Ложей и Вселенной, и это сознание принесет с собою силу, которая усовершенствует атомы вашего физического тела. Органы чувств начнут утончаться, и вашему зрению и слуху откроются цвет и звук из внутренних сфер.

Я посылаю вам это легкое прикосновение любви, дабы вы смогли передать его тем, кто пребывает в нужде. Вы оказались в замечательном обществе, встречаясь друг с другом для обсуждений вопросов жизненной важности. День за днем вы все более и более будете в этом убеждаться. Впереди у вас серьезные испытания в вере и терпении, гонения и испытания ожидают и B.S. Я прошу вас поддержать её и быть верными ей так же, как Мне. Не осуждайте то, что она делает или, на ваш взгляд, не делает, ибо вы можете видеть лишь внешние поступки и действия. Станьте ближе, как можно ближе друг с другом; трудитесь как одно существо, для блага всех.

С любовью доверьтесь Великому Учителю, который, будучи выше, чем ангелы, прошел по земле в бедности и смирении. Погрузите ваши души до самых глубин в великое сердце Отца, биение которого раздается во всех ваших сердцах с каждым их ударом, и помните — Я одно с вами, а не вне вас.

С нежной любовью Я приветствую вас, дети Мои.

Ваш Отец и Брат.

 

Наставление 240

Шестое дыхание

Шестое дыхание является формообразующим принципом, так сказать, сутью абстрактной формы. Это Шестое Дыхание есть то Дыхание, которое Бог вдохнул в человека «из глины» и которое сделало того живым духом. Если бы человек получил только четвертое, или жизненное, дыхание, то материя не была бы одухотворена Божественной Искрой. Шестое Дыхание — дыхание духовное, одушевляющее все проявленные вещи; а его противоположность в материи есть четвертое дыхание, или дыхание рупа, принадлежащее лишь твари, то есть сотворенной вещи, в то время как Шестое Дыхание есть дыхание Творца. Ритмические импульсы Шестого Дыхания, совпадающие с ритмом Великого Дыхания, возбуждают соответствующее желание дыхательной активности в низшем полюсе рупа, и таким образом форма удерживается в манифестации на низших планах. Если бы Шестое Дыхание прекратилось, то все одушевленные и неодушевленные формы исчезли бы с лица Космоса.

Воображение — этот царственный дар души — имеет фокус своей мощи в Шестом Дыхании, которое также является основой Крийяшакти — созидания посредством воли и воображения. В некотором смысле дыхание и желание есть одно и то же. Желание, настроенное на универсальный ритм Великого Дыхания, является всемогущим, но низшие желания не могут вибрировать синхронно с Шестым Дыханием по причине ограниченности материи, ибо сознание рупа на четвертом плане есть всего лишь отражение высшего шестого принципа арупа в царствах бесформенности, потенциально заключающих в себе все формы.

Дыхание создает образы, а рождение образов в свою очередь пробуждает Дыхание. На универсальных планах бытия процесс Шестого Дыхания обширен и не поддается описанию в человеческих понятиях, но тем не менее некоторое представление о нем может быть получено при изучении воздействия желаний эмоциональной сферы человека на низшее дыхание. Все виды эмоций, что относятся к четвертому, или рупическому, состоянию бытия, такие, как радость, печаль, гнев, страх, глубокая концентрация и т.д., влияют на дыхание. Когда проявляются низшие эмоциональные аспекты, дыхательные центры не контролируются.

Дыхание становится глубоким и ритмичным или же поверхностным и прерывистым в зависимости от вида эмоций, поскольку все они принадлежат плану Четвертого Дыхания. Но при контроле Четвертого Дыхания Шестым все эти беспорядочные условия исчезают.

Поэтому при любых нарушающих умственное или эмоциональное равновесие условиях направьте свое сознание вовнутрь, сознательно успокоив дыхание, и попытайтесь найти необходимое соответствие с Шестым Дыханием на его собственном плане силы и сознания. Если это будет выполнено, то немедленным результатом будет состояние равновесия и чувство внутреннего покоя и мира при контроле над внешними условиями. Волнения и эмоции будут все более и более сдерживаться по мере вступления нашего сознания в Центр Бытия, ибо Царствие Божественного Ритмического Дыхания — Небо — находится внутри нас. Дифференциация от центра вовне порождает все более и более широкое движение, которое становится причиной еще большего движения, и так далее, до бесконечности, как это замечено в случае мощных колебаний звезд и планет, пронизывающих глубины пространства. И все же в истинном внутреннем центре этих вращающихся небесных тел и всех живущих на них созданий существует общее место, или план Тождественности. Иными словами, если вы найдете истинный центр чего-либо — души, живого существа, планеты или звезды, — это означает, что вы нашли центр всего. Все дороги ведут к Богу через центры внутри центров.

В состоянии самой глубокой умственной концентрации внешнее дыхание становится спокойным и бесшумным, а при достаточной силе может прекратиться и вовсе, как в случае с йогами, по той причине, что внешний импульс, или желание, перешел через Четвертое Дыхание к Пятому и, возможно, приближается к Шестому. А когда внешнее дыхание соотносится с внутренним, каждый орган, клетка или ткань тела начинают дышать в унисон, ибо имеют в себе соответствие любому другому органу, а каждая клетка содержит в себе некий аналог легких и потенциальный ритм всех Семи Дыханий.

 
bugfixer invisible agent