Учение Храма. Наставления 51-60
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 51

Самоубийство Души

Самый последний трус в случае крайней необходимости может набраться уверенности и выступить в защиту своей позиции. Но только герой из героев способен спокойно принять упрек и чистосердечно признаться в совершенной ошибке перед теми, чьим добрым мнением он дорожит, а затем, скрывшись из виду, поработать над её исправлением. Именно из таких созидается Царство Небесное, о них пекутся Великие Души, таких притягивают они в свои сферы как можно скорее. Но тот вид мужества и отваги, что проявляют человекоубийцы, или опьяненные денежной наживой, или храбрецы на полях сражений современной действительности, не придает человеку никакой силы и не несет миру никакой помощи.

Пока человек не может смело сознаться в своих неправильных действиях и признать свои ошибки, а вслед за этим так же мужественно принять то прощение или наказание, что были ему предложены, не чувствуя себя при этом незаслуженно обиженным или униженным и потому имеющим причину для вползающей в его сердце ненависти к тому, с кем был несправедлив и кем был прощен, — он недостоин даже развязать сандалии своему прежнему противнику. Его недостойность заключается не в изначальной ошибке; сама по себе она не имеет, относительно говоря, такого уж большого значения, ибо главное не то, что мы совершаем, а то, что мы есть, чем мы стали в результате нашего деяния. Недостойность заключается в основной причине занятой им позиции, ибо за этой позицией скрывается уязвленное самолюбие. Для него в тот момент совершенно неважно, что, быть может, его противник был прав, а он — нет; возможность далеко идущих последствий его ошибки кажется ему едва ли достойной его внимания; единственное, что имеет для него значение, так это разъедающее пятно, повредившее доспехи его самолюбия.

И поскольку самоотречение является замковым камнем свода человеческого развития, такие люди не допускаются до врат истинного ученичества.

Земля пропитана кровью жертв человеческого эгоизма. Каждый Дэва, каждый Спаситель, каждый истинный Учитель, который когда-либо прикасался к человеческому сознанию, прилагал отчаянные усилия, умоляя своих слушателей во имя милосердия к себе же самим сокрушить демона эгоизма, влекущего их к погибели. Все крепче и крепче становятся удушающие объятия этого демона в нынешнем веке; все глубже и глубже проникают его ядовитые когти в души людей; все громче и громче раздаются вопли его жертв, — вопли, дошедшие ныне до самых небес и требующие воздаяния. И — увы! — все стремительнее и стремительнее приближается великий день расплаты. И тогда последует эра переустройства, придет тот день, когда человек за одну только отвергнутую им некогда возможность охотно отдаст все, чем владеет на земле.

Вместо того чтобы стать живым подобием великого Идеала, запечатленного в его уме на заре мира, человек впал в рабство гораздо более худшее, нежели то, которое когда-либо знавал на земле самый презренный раб. И ты, о мужчина, не могущий простить человека, тобою же оскорбленного и униженного! И ты, о женщина, из прихоти порвавшая струны сердца другой, что стояла на пути твоего успеха; или той, что превзошла тебя в каких-нибудь мелочных притязаниях и которую ты ненавидишь, потому что боишься; или той, которая не позволила тебе грубо вторгаться в тайники своей души! Не обманывайте себя! Не мужчину и женщину вы ненавидите — но Бога! Вы разжигаете пламя, которое истребит жниво ваших же жизней. Вы роете ямы, в которые сами же упадете, ибо «знаете, что творите». И вы не сможете больше прикрывать наготу вашей собственной жестокости, ваших недостойных желаний или вашего честолюбия одеянием неведения.

Сами небеса содрогаются от тягости горестных мучений тех, кто страдал и кто страдает ныне, силясь запечатлеть на зеркале ваших умов эту непреложную истину. Слыша или читая о подобных мученичествах, вы обсуждаете основные аспекты этих печальных историй, грамматическую конструкцию предложений, в которых они выражены, а затем отбрасываете все это и продолжаете жить так, будто никогда о них и не слышали. Высеченные временем вокруг ваших глаз и ртов складки расскажут истину даже самому поверхностному наблюдателю; колючая, жестокая искра в глубине ваших глаз; постоянно сжатые в кулак пальцы; беспокойные движения тела — все рассказывает ту же самую историю.

Достаточно хорошо зная о безграничной мощи мысли, о силе личного влияния, вы все же говорите: «Но почему я должен стараться обрести качество самоотречения, если я окружен свидетельствами отъявленного эгоизма в других?» Увы, вы не видите, что человек стоит сейчас на распутье, приблизившись к высшей точке развития животного естества. Ныне эгоизм достиг своего апогея, и человек должен или скатиться назад, к своим прежним, грубым животным инстинктам и привычкам, или же пересечь мост, разделяющий животное и человеческое царства; ибо, за редким исключением, человек пока еще не достиг в своем развитии истинно человеческого состояния. Камни, из которых строится этот мост, и есть камни жертвенности, камни бескорыстных усилий, и вы не сможете перейти этот мост до тех пор, пока не сделаете из самого себя еще один камень, что послужит опорой для другого, идущего за вами странника.

Ни один человек не может совершить путешествие в истинно Человеческое Царство, перейдя через этот мост, и вернуться назад к прежним условиям тем же самым человеком. Перемена, происходящая в его жизни, подобна той перемене, которая следует за переходом через еще более длинный мост смерти, когда человек встречается лицом к лицу со своей собственной душой. Ноты Песни Жизни, звучащие в мелодии ветра, играющего в ветвях лесных дубов, не похожи на те низкие тона, что доносятся до вашего слуха из великих пространств травяных прерий, и все же это та же самая песня. Но в звучании песни вашего сердца при совершении какого-либо бескорыстного поступка очень мало сходства с хриплыми, квакающими звуками, исходящими из того же сердца при эгоистичном действии.

Вы, быть может, полагаете, что эгоизм — это какой-то вид движения, неопределенное качество, нечто нематериальное, ненаучное, что рассеется в пространстве с оставлением физического тела. Вы не осознаете, что форма энергии, называемая нами эгоизмом за неимением более подходящего термина, является антитезой Беспредельного Самоотречения, истинного «Я». Там, где один все отдает, другой все поглощает; и в этом стремлении взять он притягивает и объединяет все злобные элементарные силы негативного полюса жизни, убивает и душит в своих смертельных объятиях все живое. Самоубийство телесное является незначительным по сравнению с самоубийством души, а непрекращающийся эгоизм и есть, вне всяких сомнений, такое самоубийство души. Зная это, стоит ли удивляться, что бесчисленное множество мужественных и самоотверженных душ проявили великое самоотречение, пожертвовав своей жизнью ради того, чтобы научить людей этому в высшей степени великому уроку самоотверженности.

 

Наставление 52

Астральные отбросы

Тем, кто полагает, что уже открыл тайны Вселенной, и перед кем жизнь не ставит больше никаких вопросов, кто, к своему собственному удовлетворению, уже очертил границы всей материи, силы и сознания; тем, кто вследствие самопотворства и бесчеловечности выжег тот жизненный эфир, что истекает через каждое нервное окончание органов чувств, чтобы затем вновь появиться — уже без облекающей его оболочки — в соответствующих эфирных проводниках сенсорных импульсов астральных тел нормально развитых человеческих существ, — тем мне нечего сказать. Но для озаренных, для тех, кого коснулись божественное вдохновение и восторг познания, для смиренных искателей ключей к тайнам, что встречают их в жизни на каждом шагу, — для них Я попытаюсь еще и еще раз приоткрыть некоторые страницы великого фолианта Бытия. Ни одна из этих страниц не представляет большего интереса, более глубокой истины, нежели та, на которой записаны рекорды гибельного воздействия на мышление воплощенного человека определенных воплощенных эфирных сил, обитающих на плане кама-рупа. Особенно это касается тех неблагоразумных, высокомерных отрицателей психических феноменов, а также тех своенравных и непослушных учеников первых ступеней оккультизма, которые либо пренебрегают, либо не повинуются настойчивым предостережениям Посвященных Белой Ложи против увлечения непозволительными видами черной магии, такими, как спиритические сеансы, некромантия, обрядовая магия и т.д.

В настоящее время, как это было и в соответствующие периоды более ранних цивилизаций, появился целый класс авантюристов, которые навлекли и продолжают навлекать дурную славу на некоторые аспекты Религии Мудрости благодаря так называемым исследованиям её приверженцев и их легкомысленному и поверхностному отношению к тайнам природы, которые они совершенно не способны постигнуть. Но даже если умом они и в состоянии что-то понять, то при этом слишком грубы и безнравственны, чтобы установить необходимые духовные и ментальные соотношения, которые только и могут дать им верный ключ к этим Тайнам. Так, вторгаясь в запретные области, они извлекают оттуда лишь распадающиеся скелеты — остатки и отбросы из лаборатории природы, — подсовывая их своекорыстным и любопытствующим подстрекателям в качестве истинных откровений духовной жизни и мощи.

Каждое разоблачение, каждое усилие поставить таких людей перед судом общественного закона, каждое разбитие чаши с вином жизни, разрушение интеллекта или иные следствия неповиновения Божественному Закону дают определенному разряду светских людей всего лишь еще один повод для издевательской критики и плоских шуток. Им и в голову не приходит, что за каждым таким происшествием стоит страшная трагедия — трагедия, к которой они причастны куда более, нежели полагают, и если бы они это осознали, то содрогнулись бы от ужаса. Ибо все эти случаи грубого нарушения божественного закона обусловлены главным образом их бездумным поощрением, их снисходительностью и поддержкой тех, кто на начальной стадии этого безумия совершил эти преступления против Святого Духа.

Чтобы заполнить часы безделья каким-нибудь щекочущим нервы развлечением или выведать о потаенных вещах, позволяющих угадать место на скачках, удовлетворить развратные желания или сорвать куш в биржевой игре, — тайком и у всех на глазах используются услуги предсказателей судьбы, спиритистов, гипнотизеров и прочей шелухи, которая некогда была человеческими душами. Все это развращает и разрушает мозги тех слабых душ, что бьются за то, чтобы удержаться в этом мире вещей и заработать на жизнь для себя и своих близких. Удивительно ли, что они хватаются за этот, сулящий легко достижимую выгоду способ использования своей недоразвитой психической силы, если пример тех, кто научил их стремлению к превосходству, всегда перед ними? Пускаясь по этому пути, они даже не осознают, что если будут уличены в своих слабо скрываемых попытках наживиться на своих ближних, то, в свою очередь, станут объектами презрения, унижения и насмешек со стороны тех, кто в действительности ответствен за их падение. Велик грех обоих, и таково же — сравнительно с их грехом — будет и наказание. Немного серьезного изучения принципов Религии Мудрости дало бы всем вышеназванным лицам возможность правильно определить причину и следствия такой катастрофы и пробудило бы искреннее сострадание в не иссушенных самоугождением сердцах.

Ни один человек не может совершить резкий скачок с одного полюса жизни на другой. Чтобы святой превратился в грешника и vice versa, требуется весьма длительный период времени, а также воздействие значительных психических и ментальных сил. Всякий сенситивный психик мог бы поведать вам, что в самом начале своей медиумистической карьеры его сердце было исполнено чистейшими желаниями и образами любви, стремлением к благотворительности и служению на пользу всему человеческому роду. И это было бы истинной правдой, ибо та самая сила, которой они были одарены (или прокляты), была приобретена ими в результате их устремления и усилий, направленных по верному пути.

За падение многих чувствительных людей ответственны ортодоксальные представления о небесах и аде. Они напитали их умы верой в то, что всякий план бытия, который производит или воспроизводит то, к чему страстно устремлял их смертный инстинкт — удовлетворение чувственных желаний и вожделений, неизбежно должен принадлежать небесам, а все, что вызывает отвращение и страх, — аду. Им не приходило в голову, что могут существовать промежуточные планы жизни, в которые отображаются первичные формы того, что было или могло бы быть земными удовольствиями и удовлетворениями чувств, — образы, исполненные жизнеспособности; воплощенные формы, существующие лишь как безответственные силы и лишь до тех пор, пока не исчерпается присущая им энергия. Но пока эта энергия остается, они следуют зову тех, чья воля может управлять их движением, и как только индивидуальная воля получает удовлетворение и её энергия отзывается, продолжают блуждать в астральном пространстве, нередко пользуясь умственной сферой какого-либо воплощенного человека лишь как почвой для наслаждения. Эти ученики могли бы также узнать о существовании бесчисленного множества человеческих обломков, выброшенных из жизни вследствие самоубийства, убийства или насильственной смерти, разъяренных от своих тщетных попыток удовлетворить личное желание и полностью зависящих от воплощенных сензитивов в том, что касается его удовлетворения, и они все нашептывают и нашептывают в ухо слабого существа: «Сделай это, и мощь и богатство будут твоими», «Сделай то, и все царства мира будут принадлежать тебе». Все та же старая и вместе с тем вечно новая история. И наконец, такие ученики могли бы увидеть, как хитроумно и настойчиво искушаются эти несчастные жертвы, как они пристращаются к совершению дел, которых их души гнушались в прежние дни.

И что, кроме жалости, могут испытывать сердца истинно Великих и Благих по отношению к этим упомянутым Мною человеческим обломкам?

Что, кроме сострадания и глубокого сожаления, может быть в сердцах «Тех, Кто знает» по отношению как к искусителю, так и к искушаемому — ко всем жертвам этой величайшей из всех трагедий? Ах, вы сами не знаете, что творите, слепые лидеры незрячих, упорствующие в своем невежестве руководители и управители закона человеческого! Да укроет вас всех под своею сенью, подобно крыльям могучего орла, безграничное милосердие!

 

Наставление 53

Развитие воли

Принятие Истины массами, сколь бы ни препятствовали этому, неохотно признавая или же утаивая Истину различные толкователи, может быть предметом глубокого интереса лишь для тех хранителей её сокровищ, чьи первые усилия найти ей выражение отсылают нас на много веков назад и кто в отличие от современных толкователей и якобы открывателей Истины не ищут за свои труды ни признания, ни награды. Я намеренно сказал «якобы открыватели», ибо Истина никогда не была открыта человеком; истина открывается, или разоблачает себя сама, перед серьезным и бескорыстным искателем в частной области его исследований. Она всегда с нами, всегда здесь и была здесь всегда. Просто материальная пленка сходит с ментального глаза человека, готового к восприятию истины, в результате воздействия присущей ей силы на эту «пленку», которая до этого ограничивала его возможности наблюдения. Еще никогда истинность всего вышесказанного не была так очевидна, как в настоящем веке.

Новообращенные в Религию Мудрости прошлых веков символически отображали факты, касающиеся строения материи, в псалмах, прозе и поэзии. Их повторяли и читали повсеместно, и хотя многие относились к ним с насмешкой и пренебрежением, все же некоторые принимали эти символы и находились под их влиянием.

Когда Белая Ложа дала миру «Тайную Доктрину», то в одном этом бесценном труде было собрано воедино все, что мир когда-либо знал, и все, что он когда-либо узнает в настоящей Манвантаре о первопричинах и фундаментальных принципах всех степеней материи в пределах познаваемого человечеством в его нынешнем состоянии. Это достаточно огульное утверждение, но тем не менее оно истинно; и в этом может убедиться каждый серьезный ученик, изучающий «Тайную Доктрину». Но эти великие истины не могут быть раскрыты массам, пока уровень развития, достигнутый человеком, не будет достигнут всеми степенями субстанции-материи, с которыми эти массы отождествляются. Вероятно, многие и не заметили, что между недавним переворотом в цветочной, фруктовой и зерновой индустрии, случившимся в результате замечательного скрещения жизненных токов, и значительно ускорившимся развитием ментальной и психической силы в человеке существует особая связь. Однако за этим стоит нечто большее, чем простая связь. Развитие того и другого класса живых существ обязано действию одного и того же закона, выполняемого одними и теми же порядками жизни и совершенного в течение одного и того же периода времени.

Ныне на земле воплощено несколько даровитых умов, великих душ, через которые работает Белая Ложа, чтобы осуществить эти изменения в растительном и человеческом царствах. Особая группа душ, о которых Я говорю, воплотилась 50-75 лет назад. Их личные усилия прекратятся в пределах следующих двадцати пяти лет, и в этот период кульминационная точка их работы проявится в новой подрасе как человеческого, так и растительного царств. Все здесь сказанное Мною в равной степени справедливо и для других подразделов проявленной жизни, но обсуждение этих вопросов отняло бы больше времени и усилий, нежели Я могу сейчас уделить. Поэтому оставим их на будущее.

Человечество en masse подходит сейчас к иному аспекту своего достояния; и именно этот аспект налагает на него огромную ответственность за надлежащее использование тех сокровищ Мудрости, что были унаследованы им в результате многовековых трудов и жертвы. Изобретение за изобретением дает в руки человеку средства, с помощью которых он может исследовать скрытые причины видимых следствий. И ни в какой другой области не проявляется это столь очевидно, как в области взаимодействия, движения и сочетания Огненных жизней.

Хотя научные исследования уже показали, что вся материя, в том числе и огонь, состоит из атомов, но тем не менее атомное строение сознания, то есть высшего огня, и его неотделимость от всей остальной материи еще не установлены. Каждый лайя-центр,[24]В оккультизме — точка, в которой вещество становится однородным и неспособным взаимодействовать или дифференцироваться. (Примеч. ред.) каждый атом представляет собою самосознающую жизнь, составную часть более сложной и более совершенной жизни; настолько более великой, нежели он сам, с внутренней точки зрения, насколько верблюд больше муравья с точки зрения внешней. И все же окончательное раскрытие глубин материи все еще не достигнуто и предстоит в весьма отдаленном будущем, не поддающемся временному исчислению.

Человек вполне способен при помощи механических средств хотя бы приблизительно оценить суммарное количество энергии, производимой всеми волнами Тихого океана, но никакими методами и никакими средствами ему не измерить ту огромную энергию, что хранится в атомном центре, в одной-единственной огненной жизни. Если вы сможете принять такое утверждение, то получите некоторое представление о колоссальных возможностях роста.

Поскольку центр огненной жизни проявляет в большей степени характер позитивного, а не негативного электричества, то его первый покров — слизистая оболочка — проявляет в большей степени характер негативного электричества; иначе субстанция, из которой состоит эта слизистая оболочка, не могла бы быть переведена из одного плана жизни в другой. Именно временное нарушение равновесия, изменяя характер субстанции, заставляет её проявляться; и первое её проявление в форме начинается в промежуточном состоянии, между физическим и астральным планами.

Похоже, обычному исследователю в этой области не приходит в голову, что различие между человеческим и земным электричеством заключается в том, что огненные жизни последнего лишены той слизистой оболочки, которая и отличает их от первых. Они еще не столь развиты и не смогут обрести этих защитных покрытий, пока не соединятся с другими в более сложные организмы, в живое органическое тело. Человеческая воля должна преодолеть эти защитные оболочки, прежде чем она сможет управлять заключенными в них огненными жизнями и, как следствие, личной волей людей. Иначе обстоит дело с Божественной Волей: все вещи и все жизни рождаются подчиненными ей, и пока человеческая воля не откажется от рабского подчинения своему «я» и не отождествит себя с Волей Божественной, она не будет иметь силы проникнуть через эти слизистые оболочки. Опыт как будто противоречит сказанному Мною; но в случаях гипноза, осознает это оператор или нет, происходит подобное временное объединение, и одна из самых серьезных опасностей гипноза заключается в том, что это объединение не постоянно, и резкий переход из одного состояния в другое оказывает воздействие гораздо более сильное, нежели циркулирующий в нервах жизненный эфир может вынести, без того чтобы не разрушились клетки мозга, через которые он должен выполнять свои функции. Пытаясь проникнуть через слизистую оболочку огненных сущностей с помощью сверхусилий концентрации, человеческий ум часто не выдерживает такого напряжения. Клетки мозга разрушаются, и оператор, претендующий быть проводником божественного, предоставляется на милость безответственных сил, в чьи владения он невежественно вторгся; в результате чего возникает болезнь или безумие.

Постепенно, шаг за шагом, приоткрываются эти великие истины, но пока исследователь ограничивает свои изыскания лишь одной областью знаний, исключая все другие, он обречен на неудачу.

 

Наставление 54

Карма: действие и противодействие

Бросьте камень в неподвижную гладь пруда, звук — в безмолвный океан эфира, мысль — в спокойный ум человека, и вы нарушите условия равновесия определенной области, или сферы, субстанции, в результате чего возникнут постоянно расходящиеся круги волн, чье движение не прекратится, пока они не достигнут пределов этой локальной сферы. По достижении этих границ направлявшая эти волны энергия тотчас возвратится к тому центру, из которого они начали свое движение.

Что же касается зароненной в ум человека идеи, то последующие мысли, которые по возвращении волн Манаса целым роем посетят этот индивидуальный ум, будут искаженными отражениями первоначальной идеи. Подчас эти образы не узнаются и самим мыслителем из-за того, что он не вполне осознал потенциальные возможности этой идеи, когда она явилась ему впервые.

Возвратные волны звука, посланного некогда в эфир, несут с собой соответствующие образы, изломанные геометрические формы, дисгармоничные или минорные аккорды, как будто бы не узнаваемые тем, кто породил этот звук, оттого что он почти ничего не знал о действии освобожденной им энергии.

Каждое хорошее или дурное действие, совершенное человеком, порождает результат соответствующей значимости, так как освобожденная при этом энергия изливается вовне, в океан праны — жизненной силы. И подобно тому как изображение человека или предмета, находящегося в центре, отбрасывает свой искаженный образ на каждую волну взбаламученного пруда, так и каждый поступок человека отбрасывает определенное отражение на волны праны в пределах определенного радиуса. Может казаться, что эти отражения не имеют никакого сходства с центральным объектом или индивидуумом, но Мудрец или Провидец безошибочно разглядит и их первопричину, и их конечное следствие.

Если бы вы могли правильно читать отражения добрых дел, то они повели бы вас многими кружными путями, через многие народы и страны — назад к тому, кто совершил эти дела; и это так же верно, как и то, что завтра на вашем горизонте взойдет солнце. Вы не можете поднять пальца, породить какую-либо мысль или произнести какой-нибудь звук, без того чтобы не нарушить равновесия мира и до известной степени Вселенной. И гребень образовавшейся волны непременно возвратится к вам в виде награды или же наказания за совершенное действие.

Закон этот можно проследить на примере всех преступлений. Преступник, скрываясь, неизменно оставляет свое отражение, а также отражение своего действия в виде некоего образа на каждом отпечатке ноги, на каждом последующем действии. И лишь из-за того, что сыщики рода человеческого не обладают должной мудростью, чтобы читать эти знаки, которые оставляет за собой преступник, он ускользает от преследователей.

Вы можете дать нуждающемуся человеку монету — и, может статься, никогда не свяжете этот скромный дар с предложением величайшего дара, который только может находиться в распоряжении нации. Но если побудительная сила совершенного вами поступка была достаточно высока и если получатель принял ваш дар ради наивысшей стоящей перед ним цели и употребил его с максимальной пользой, то порожденная таким образом триединая энергия разольется волнами, на которых будут запечатлены образы благих следствий этого действия, и возвратные волны неизбежно возместят вам ваш дар, умножив его во сто крат.

Но помните: именно от высоты мотива, цели и применения зависит, насколько велик будет круг, описанный освобожденной вами энергия, какой высоты достигнут волны и сколь велика будет сумма возвращенного вам долга.

 

Наставление 55

Символ змия

Люди всегда пытались проникнуть в глубинную тайну, скрывающуюся за антагонизмом человека по отношению к ползающим тварям — невзрачным червякам, безвредным, а нередко даже и полезным маленьким змеям, — испытываемым им, когда эти твари нечаянно заползают на голое тело. Другие создания могут вызвать в человеке страх; он может отпрянуть, пораженный ужасом, от медведя или тигра; он может испытывать неприязнь, недоверие или же быть совершенно равнодушным ко многим другим животным, но, если бы они случайно коснулись его тела, он не почувствовал бы того глубокого отвращения, которое возникает от соприкосновения с какой-либо ползающей тварью. Для такого чувства существует глубокая, далеко уходящая причина. Она так же глубока и широка, как две грани существования — жизнь и смерть, а начало этой антипатии восходит к самому началу жизни человека как сознательного существа. В словах Иеговы о предстоящей вражде между семенем женщины и семенем змия заключалась великая истина, и вместе с нею была провозглашена война между Белой и Черной Магией на одну Манвантару.

В известном смысле все ползающие твари именуются одним словом — «змея». В эзотерическом аспекте «змий» символизирует высшую точку развития человеческого существа, в экзотерическом же он является символом низшей точки его развития.

Здесь, как и во всех иных подразделах Космоса, проявляется действие двух полюсов манифестации. Чем дальше продвигается человек, тем более будет возрастать его антипатия к пресмыкающимся — скользким, прячущимся, уползающим тварям, ибо пропасть между его высшей и низшей природой постоянно расширяется; и до тех пор, пока он навсегда не расстанется со своим низшим «я», обретя над ним полный контроль, чары этого низшего «я», со всеми его искушениями и соблазнами, будут постоянно усиливаться, а битва — становиться все упорнее.

Когда «пята жены сокрушит главу змия», то есть когда негативный аспект вечно женственного — душа — войдет в контакт с позитивным — головой, низшим разумом, то есть мужским аспектом материи, один из двух близнецов должен исчезнуть; и исчезнуть должен именно последний, ибо, когда это произойдет, наступит конец Манвантары, и Душа и Разум станут едины.

Ползущие по телу человека червь или змея не вызывают какого-либо особого страха в его мыслях. Как сказано ранее, это совершенно иное чувство: человек под действием силы этого отторжения мгновенно, почти конвульсивно вздрагивает, и в результате такое создание яростно сбрасывается с того места, куда оно забралось. Подобное действие этой силы отталкивания есть лишь слабое проявление той же силы, когда она порождается «пятою женщины» и исторгается из неё в результате взаимодействия сил притяжения и сцепления. При контакте с подобным созданием активность жизненного эфира, циркулирующего в нервах кожи, мгновенно усиливается; и тотчас после того, как желание освободиться от «противной твари» достигает мозга, последний отдает приказ мышцам руки, и та повинуется.

Встречаются, правда, и «исключения, подтверждающие правило» в лице людей, которые, как ни странно, любят змей. Такие люди нежат и ласкают эти создания, демонстрируя, к великому удивлению окружающих, свое умение управлять ими. И если подобное чувство симпатии искренне, оно вызвано одним из двух: либо человек настолько привык к змеям вследствие постоянного контакта с ними, что сумел побороть естественное чувство антагонизма, и сила, символизируемая «пятой женщины», развилась в его теле в таком избытке над силою, символизируемой «главой змия», что жизненный эфир не отвечает более возбуждением на их касание; либо человек подпал под контроль какого-то черного мага, вследствие чего полностью изменилась вся его природа и он оказался во власти тех, кто управляет подразделом жизни, к которому принадлежат эти пресмыкающиеся твари и которое соответствует плану низшего астрала.

Змий (согласно ортодоксальной концепции — Искуситель, или олицетворенное зло) был понят весьма неправильно. Он является самым совершенным символом двух полюсов жизни. В высшем значении он представляет собою Стража Порога, и долгие века «Нагами» (то есть «Змеями») именовались Посвященные высокой степени, в чьи обязанности входили всевозможные испытания кандидатов на вступление в какую-либо степень Ложи. Если такой кандидат терпел неудачу, то сила, ответственная за его испытание, естественно, рассматривалась им как нечто злое, особенно в тех случаях, когда ученик еще не достиг той ступени развития, которая позволила бы ему увидеть стоящие за этим испытанием справедливость и милосердие. Сила молчания, мудрость, уединение, сбрасывание покрова, умение облекаться в различные формы — все это в некотором роде сближает змей и Посвященных, а также объясняет, почему змий символизирует высший полюс бытия. Присущее им ограничение низшим уровнем жизни, их хитрость, коварство, носимый ими яд, способность напасть из-за спины и т.п., — все это символизирует привычки и свойства, ассоциируемые с природой черного мага. Вот почему змий оказался столь подходящим символом для обоих полюсов жизни.

 

Наставление 56

Созидание в единстве и триединстве

Я обращаюсь к вам, пытаясь внушить мысль о важности объединенного действия, но при этом обнаруживаю, что во многих случаях вы почти или даже совсем не имеете понятия о его основных принципах, и поэтому мало цените результаты объединенного действия в любой сфере ваших устремлений, а также его воздействие на ваше собственное как внутреннее, так и внешнее развитие. Те, кто уже достиг среднего уровня знаний в этом предмете, возможно, не найдут ничего особенного в последующем resume фактов, касающихся эволюции. Но для тех, кто до сего времени просто не имел возможностей изучить его путем сознательного применения изучаемого, Я надеюсь более ясно выразить вкратце идею действия законов эволюции и инволюции, рассчитывая на помощь их собственной интуиции.

Для начала представьте себе все пространство состоящим из бесчисленных миллиардов бесконечно малых жизней разнообразных степеней потенциальности числа и формы, пребывающих до поры до времени в состоянии бездействия и покоя. Каждая из этих степеней в начале Великого мирового периода должна получить эволюционный импульс, для того чтобы завершить развитие составляющих её жизней через проявление и раскрытие заключенной в них потенциальной энергии, которая фактически является их основой. Благодаря этому импульсу эти жизни прорываются сквозь сжимающую и окутывающую их ауру эфирной силы (являющуюся мостом между двумя состояниями сознания) и тем самым продвигаются из внутренних планов пространства во внешние.

Среди этих степеней потенциальных элементальных сил есть те, что известны нам как свет, тепло, электричество, магнетизм, которые в любом Великом мировом периоде всегда проявляются первыми. Теперь представьте себе это потенциальное пространство in toto,[25]В целом (лат.) как единую, самосознающую Сущность с почти не ограниченными мощью, разумом и возможностями, которая в начале нынешнего Мирового периода одним великим импульсом (желанием) приводится к проявлению подобной мощи и одним протяжным вздохом — «единым движением массы» — пробуждает множество разнообразных степеней движения и вибраций составляющих её жизней, или атомов, — тех различных степеней лайя-центров, которые сохраняют свое существование от одной Манвантары до другой. Этот импульс, что порожден силой Фохата, потенциального Звука, побудительной силы Космоса, сам по себе является мощью, которая подчиняется лишь высшему закону, а именно закону Тяготения (Гравитации), чья великая тайна в действительности есть духовная мощь, проявленные аспекты которой суть силы (Боги) — Притяжение, Отталкивание, Сцепление, Растяжение, Протяжение и Поглощение. Эти шесть аспектов, или модификаций, Тяготения создают, контролируют и разрушают (инволюируют и эволюируют) все формы силы и энергии, проявленные на внешних планах пространства и материи. Затем вообразите, что все это потенциальное пространство, или Сущность, разбивается на волны и струи звука, в то время как каждый лайя-центр этой массы отвечает на такой призыв, выявляя свою собственную ключевую ноту и поддерживая тем самым вибрации, или ключевые ноты, этих звуковых волн в течение определенного периода времени. Благодаря этому каждая индивидуальная степень развивающихся лайя-центров сохраняет определенный темп массового движения и при помощи порожденной таким образом энергии создает определенную сферу влияния — орбиту. Размер этой орбиты определяется размахом и мощью силы, порожденной в момент взрыва. Объединение индивидуальных центров таких степеней лайя-центров (или атомных центров) в различные по форме, весу и плотности образования осуществляется за счет действия закона сродства (одного из аспектов силы притяжения) в определенном порядке согласно числу. Сначала посредством тех же процессов расширения и взрыва развивается Огонь (Пламя), затем Вода, Воздух и Земля, и, наконец, обретают проявленное бытие минеральные, растительные и животные зародыши жизни. Самые высокие вибрации развивает Огонь, атомные центры которого, собираясь вместе, проявляются сначала как солнца, сверкающие собственным внутренним светом и освещающие темные пространства в каждой индивидуальной ауре, где оплодотворенная негативная сторона жизненного принципа стягивает воедино и опекает лайя-центры, которые в конечном счете проявятся как вода.

Подобно тому как должны взорваться, чтобы проявиться, все лайя-центры, должны с течением времени взрываться и огненные центры, составляющие массу таких солнц. И тогда их пылающие фрагменты, или жизни, разбрасываемые в пространстве, становятся центрами притяжения для других странствующих меньших жизней, которые объединяются с большими и ассимилируются ими. Тепловыми волнами, порожденными пламенем, притягиваются из пространства пребывающие в нем во взвешенном состоянии воды, которые оседают на пылающие массы и благодаря последующему взрыву вызывают освобождение потенциально заключенных в них газов. Эти газы, пронизывая и наполняя собою пылающие массы, окружают их воздушными подушками. От союза Огня, Воды и Воздуха и от порожденных в результате этого союза взрывов образуется осадок, именуемый нами элементом Земли; а от соединения этих четырех элементов за счет аналогичного процесса расширения и взрыва входящих в состав указанных элементов жизней по тем же самым законам, что управляют действием первичных звуковых волн, развивается субстанция, именуемая в науке «протоплазмой», из которой и образуются все живые формы.

Убедившись, что вся материя развилась изнутри вовне, обычный человек без особых затруднений примет мое объяснение и, к своему собственному удовлетворению, получит некоторое представление о последующем действии вышеупомянутой субстанции.

С проявлением указанной субстанции Ничто становится Всем в зародыше. Дух и материя встречаются. Но с завершением первой половины Великого мирового периода человек, достигший к тому времени своей высшей точки развития как человек, вновь должен стать Богом. Однако в процессе этого повторного становления Богом он слишком склонен к забвению своего Божественного прообраза; забывая, что он является всего лишь атомом в субстанции Бога и влюбившись в свой личный образ настолько, что тот становится главным предметом его забот и поклонения, он теряет память о Лике своего Отца, о красоте и благости своей Матери. Подобно кораблю во время шторма, бросает его из стороны в сторону, пока наконец в результате долгих страданий не откроется его внутреннее зрение, чтобы увидеть протянутую ему нить жизни. Эта нить подается высшим «Я», когда субстанция-материя достигает своих предельных вибраций как материя. Если бы не воплощение высшего разума (духовных эго в телах, созданных, как описано выше), то в этот момент материя, изначально наделенная лишь низшим разумом (инстинктом), не смогла бы удержаться в состоянии таких высоких вибраций и вернулась бы к своему первобытному безусловному состоянию, а человечество, в том виде, в каком мы его знаем сейчас, не могло бы существовать.

Как два треугольника, столкнувшись вершинами и войдя друг в друга на определенном расстоянии, могут образовать шестиконечную звезду, так встречаются и соединяются в человеке дух и материя: обособленные и отличные друг от друга, но все же образующие единый организм. Таким образом духу дается необходимый для проявления в материи проводник, который позволяет приобрести знание своих возможностей в форме. Когда материя достигает своей наивысшей возможной степени вибраций в человечестве, процессы и законы эволюции становятся обратными; происходит постепенное обращение двух полюсов универсальной жизни, за которым следует такой же период инволюции, продолжающийся в течение второй половины Великого мирового цикла. Первое и последнее необходимое условие инволюции есть постепенное уменьшение и понижение энергии вибрирующей ключевой ноты, то есть степени массового движения, что была основополагающей и утверждающей мощью эволюции; иными словами, достижение могущественной силы Безмолвия; сохранение и концентрация всех форм энергии, подготавливающие звучание иной, более высокой ключевой ноты Нового века; ибо работа эволюционных сил всегда совершается по спирали, а не по замкнутому кругу.

Наиболее высокоразвитые единицы нынешних рас уже достигли той ступени знания, которая позволяет заложить фундамент для приобретения подобной мощи. Когда все более явными предстают конечные причины и следствия эволюции, то все их усилия, касающиеся саморазвития, должны быть направлены по линии конденсации, концентрации и сохранения этой мощи. И вот тут-то становится более очевидным значение самоотречения личности, или альтруизма. Нет более важных нахождений в науке, нежели те, которые укажут на его необходимость, ибо альтруизм — это отнюдь не сентиментальная добродетель, но абсолютно необходимое условие саморазвития.

Когда какая-либо группа из трех или более человек достигает состояния полной гармонии во всех своих действиях — той точки, где достигается кооперация их воли и усилий; точки, где как теоретически, так и фактически они могут жить и действовать в соответствии с их высшими идеалами блага и служения друг другу, — это означает, что они достигли состояния, в котором они могут стать активным проводником духовных сил, порождаемых гораздо более великими сущностями, нежели те, чье величие они могли осознать когда-либо прежде. И если они становятся таким проводником, то индивидуальная эволюция каждого из них продвигается вперед огромными шагами. Как было сказано, вершины двух треугольников — духа и материи — встречаются и переплетаются. Каждый такой индивидуум с течением времени становится Спасителем всех тех, кто пока стоит ниже него на лестнице эволюции. И тогда широко открывается путь к проявлению своей божественной природы, и вместо медленного и болезненного продвижения, вместо того чтобы тащиться и ползти, как это было до сих пор, он идет вперед и вверх семимильными шагами, ибо он «входит в свои истинные владения» и обретает власть над скрытыми силами Вселенной. Каждое ваше сознательное усилие для достижения в жизни и действии такого триумвирата, о котором Я вам сказал, продвигает вас еще на один шаг к этой столь желанной цели; и каждый раз, когда вы упускаете возможность согласованного действия, вы отбрасываетесь на такое же расстояние назад.

Зная истинность и справедливость каждого представленного здесь положения; зная, что как Мое собственное, так и ваше личное развитие всецело зависит от вашего признания и следования указанным Мною законам, стоит ли удивляться, что я вновь и вновь повторяю вам Мои доводы и просьбы прислушаться и последовать им? Ведь никакие иные пути и методы не смогут ускорить ваше эволюционное продвижение.

 

Наставление 57

Посвящение

Немало было написано о Посвященных непосвященными, а о Великих Мистериях теми, кто совершенно несведущ в этом вопросе. Ничем иным, кроме как духовной слепотой людей посредственного ума, нельзя оправдать их неспособность осознать всю абсурдность какого бы то ни было доверия к этим откровенно противоречивым утверждениям, выдаваемым на потребу ума любопытствующих. Несмотря на тот факт, что в одном абзаце утверждается, что Посвященный должен быть воплощением Истины, Мудрости, Преданности и Силы, следующий абзац может изображать этого Посвященного как раздающего всем, кто ни пожелает, — независимо от их хороших или дурных наклонностей, их неверия или умственного развития, — описание некоторых обрядов посвящения, а то и просто за деньги предлагающего привести к высотам посвящения всякого, кто согласится с требованиями этих обрядов. До тех пор пока человек не доказал, что может сохранять свое тело свободным от греха сладострастия, свой ум — свободным от ненависти к своему ближнему, а душу — способной к верности своему высшему «Я», — он может с такой же уверенностью ожидать осуществления своих стремлений, как и того, что получит солнце всего лишь ради приятной прогулки в лодке. Бесчисленное множество глупцов размышляют над подобной ерундой, отдавая за неё с трудом добытые средства к существованию, и следуют по тропе, проложенной такими же глупыми и безрассудными, как и они сами. Они совершенно игнорируют тот тихий голос, что призывает их остановиться и подумать о той великой пропасти, которая неизбежно должна разделять их, какие они есть сейчас, и тех, кто уже достиг столь неизмеримой в сравнении с ними высоты, что даже если они напрягут свое воображение до предела, то смогут увидеть лишь слабый отблеск присущих этой высоте возможностей; после чего им не мешало бы поразмышлять о том, что могло бы случиться, если бы через лабиринт предшествующих этой высоте эволюционных ступеней взялся вести их развратник, предатель, лгун или богохульник. Ах, дети Мои, не обманывайте себя и не позволяйте другим вводить вас в заблуждение; будьте честны перед своей собственной душой; найдите в себе смелость признать, что, несмотря на ваши божественные возможности, вы еще полны слабостей и порочных желаний, даже если внешне и не поддаетесь им; что все еще носите запятнанные одежды, сотканные вами в течение долгих веков. Будьте достаточно мужественны, чтобы признаться в этой истине самому себе; будьте достаточно смиренны, чтобы осознать свою недостойность, и достаточно собранны, чтобы начать постройку фундамента, на котором вы надеетесь возвести здание, верхний этаж которого будет достигать небес.

Ни один разумный человек не станет с осуждением отзываться о вашем желании и жажде достигнуть таких высот, какие только способен созерцать ваш ум, ибо уже само их созерцание является не только вдохновляющим обещанием, но и дает уверенность в непременном достижении цели.

Не было еще такой группы учеников Белой Ложи, которая была бы допущена к испытанию на более высокую ступень этой Ложи одновременно. Человек приходит в мир один, и уйти из него — дорогой смерти или Посвящения — он также должен один. И та же самая великая сила, что руководила его рождением, должна руководить и его Посвящением, будет ли такое Посвящение осуществлено силой и воздействием Иерофанта той степени, которой этот ученик достиг, или же благодаря его встрече со своею собственной душой на тех высотах, о которых Я говорил. Будьте уверены, ибо Я говорю вам правду, — вы можете быть подведены к подножию великой Лестницы Посвящения одним из тех, кто облечен такой властью, но, когда вы достигнете этой лестницы, вам придется пройти мимо Стража Порога в одиночестве. И если бы вам пришлось пройти мимо него сейчас, пока вы еще обременены своими слабостями, пока еще облачены в истрепанные, грязные одежды, за которые все еще так жадно хватаетесь, то Лестница пошатнулась бы под вашим весом и вы бы погрузились в глубины Царства Теней [в одном из дворцов которого вы сейчас обитаете и совершенно не осознаете этого вашим низшим «я»]. Мое сердце стремится к вам с невыразимой любовью. Я простираю к вам руки с мольбою и прошу не откладывая приступить к заложению этого фундамента. Успешным прохождением этих первых ступеней вы откроете для себя возможность приблизиться к стопам Адоная.[26]Обычно переводится как Владыка. (Примеч. ред.)

Форма, или ритуал, — это всего лишь материальное выражение того, что реально существует в духе, и если вы не достигли осознания этой реальности, то форма ничего вам не даст. Если бы какой-то человек имел бы силу прошептать вам на ухо великое Слово Творения — слово, которое бы сделало вас больше, чем человеком, вы все равно не смогли бы услышать и понять это Слово, пока в вас остается хотя бы малейший след того, что до сих пор закладывало ваши уши и сводило на нет ваше понимание. Не слова и формы, но мысли, воплощенные в дела, соединят вас с источником всей мощи и дадут вам возможность выполнить обязательства, принятые на себя во внешних ритуалах.

 

Наставление 58

Субстанция Бога

Из всех заблуждений, когда-либо порожденных и распространяемых человеком, нет более опасного и порочащего истину, нежели то, за которое ухватились, применяя его к одному из основных принципов оккультизма и пустив в широкий оборот от имени Учителей, многие непросвещенные, самозваные учителя Божественной Истины. Это заблуждение тем более убийственно в своих следствиях, ибо, очевидно выражая общепринятый космический закон, закон противоположностей, оно подчеркивает общеизвестную необходимость подчинения своего низшего «я».

Любовь и ненависть являются двумя полюсами одного универсального закона. Но то, что люди обычно именуют любовью, которая даруется или принимается подавляющим большинством человечества на материальных планах, несет в себе больше природы низшего полюса, ненависти, нежели высшего, любви. Она нередко жестока, эгоистична, бесчеловечна и весьма мало похожа на ту великую Любовь, которую исповедуют Посвященные.

Толкование Посвященным, Апостолом Павлом слов «милосердие» и «любовь к ближнему» дает наиболее совершенное описание проявления её высшего полюса в сравнении с иными писаниями различных авторов на эту тему. Но даже и его интерпретация недостаточна, ибо в ней не упоминается о самой сущности любви, законе притяжения, а также о разнообразных степенях любви, являющихся различными видами вибраций этой единой сущности.

Сейчас Я не ставлю перед собой задачи широко распространяться о научных или универсальных аспектах этого космического закона или о его действии, но лишь хочу попытаться опровергнуть некоторые ложные идеи, проповедуемые псевдопосвященными. Эти люди никогда не понимали сокровенных указаний, даваемых Посвященными своим ученикам в отношении необходимых для ученичества качеств, и как следствие — искажали или неправильно толковали их, причиняя огромный вред тем, кто вручал себя их руководству. Среди наставлений этих лжеучителей не было более губительного, нежели призыв к умерщвлению естественного проявления чувства любви.

Насколько мне известно, немало групп искренних, интеллигентных учеников, находятся сейчас под руководством таких некомпетентных учителей, направляющих каждое их усилие на подавление силы и способности любить, что притупляет их высшую природу и атрофирует те самые органические центры, через которые должен действовать высший аспект закона притяжения, чтобы достичь согласованности духовного и материального планов и таким образом продвинуть эволюцию человека. Иными словами, они разрушают тот мост, через который эго должно переходить от высшего «Я» к низшему и обратно. Тем самым они отдают низшее «я» на милость низших психических элементалов, которые, мстя за подавление физических функций, доставляющих им удовлетворение, в конце концов объединяются и низвергают незащищенное низшее «я» в самый водоворот страстей и самоудовлетворения.

Даже самая низкая вибрация закона притяжения — страсть, если она вполне естественна, выполняет определенную функцию в эволюции тех людей, которые не продвинулись выше первоначальных ступеней жизни и не достигли полного контроля над всеми органическими центрами своего тела. Но, пройдя через такие ступени, человек уже не может вернуться к более низкому уровню, не рискуя всей своей стезей.

На какой бы космической ступени жизни человек ни находился, какой-нибудь аспект (или вибрация) закона притяжения, — будет ли это любовь к Богу, природе или другому человеку, — должен быть его путеводной звездой на дороге к следующей, более высокой ступени; и так до тех пор, пока он не достигнет такого состояния, где всякая личная любовь поглощается любовью вселенской, пока любовь, образно говоря, не сбросит с себя разные одежды и не станет чистой силой притяжения, перевоплощаясь из раза в раз в каждое живое существо на протяжении следующего периода манифестации. В злоупотреблении и оскорблении Всемогущего и Вездесущего Бога заключается великий грех и препятствие всякому развитию, ибо Любовь и есть Бог, и теперь Я скажу вам, что тот, кто оскорбляет и осуждает другого человека или злоупотребляет своей властью над ним, попирая какой-либо аспект любви, тот навлекает на себя возмездие кармического закона до такой степени, что, поистине, у него бы кровь застыла в жилах лишь при одном его приближении; к несчастью, такие люди слишком легко достигают подобной власти. Одним из качеств любви является смирение. Тот, кто действительно любит, всегда наполнен мыслью о своей недостойности в сравнении с предполагаемыми достоинствами идеала, созданного в его уме, и это ставит его в невыгодное положение. Мысль о своей недостойности такого высокого дара, каким, по его понятиям, должна быть взаимная любовь, порождает следующую: ничто из того, чем он владеет, не является достаточно ценным, чтобы щедро одарить любимого. Тем не менее его дар, который в жизни могут презирать и коим могут даже злоупотреблять, на самом деле является мощью, которая в соответствии с чистотой, силой и бескорыстием этой свободно изливаемой любви увеличивается при злоупотреблении и поругании беспринципным человеком; ибо в то же время духовная сила и духовные сокровища, приобретенные дарителем благодаря такому злоупотреблению его даром, увеличиваются десятикратно. Его бескорыстная любовь ведет его к той высоте, что причащает его к святым. Ему остается сделать не так уж много шагов на своем крутом жизненном пути и он обретет свое вознаграждение в превращении любви и жизни личной в любовь и жизнь вселенскую, если, конечно, будет твердо держаться за свой идеал; ибо и падший идол служит для него ступенькой, чтобы подняться на более высокий уровень, где пребывает его Идеал истинный.

Если бы только люди помнили, что Субстанция Бога есть Субстанция Любви, то их нельзя было бы обмануть никакими благовидными речами. Наибольшее, чем одаряет жизнь, есть бескорыстная любовь, но и она может быть приобретена лишь через огонь отречения. Все сокровища мира не могут возместить утрату способности любить; и когда эта истина будет осознана, вы получите некоторое представление о той безвозвратной потере, которую несет тот, кто в своем упорном стремлении к саморазвитию добивается лишь атрофии тех центров, через которые должна протекать великая космическая сила притяжения, чтобы соединить его с Богом — с высшим «Я», и через которые только и возможно наше развитие.

 

Наставление 59

Трансмутация

Несмотря на все усилия католического духовенства объяснить доктрину пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Учителя Иисуса, простой мирянин испытывает немало затруднений в понимании этого процесса или же в принятии самого факта этого кажущегося чуда.

Поскольку эта доктрина зиждется на действии великого природного закона, а результаты его действия в равной мере касаются как членов Храма, так и любого другого представителя человеческого рода, Я постараюсь пролить некоторый свет на этот вопрос, рассматривая и сам закон, и связанные с его проявлением феномены. Основа всего оккультизма покоится на принципах Желания, Побуждения и Воли. Это три формы энергии, которые в действии становятся Светом, Теплом и Пламенем — Отцом, Матерью, Сыном — Созидателем, Разрушителем и Охранителем.

Чтобы понять высший аспект любой вещи или состояния, мы должны обратить наше внимание на их низший аспект, которым в рассматриваемом случае является физическое тело, будучи негативным аспектом духовного тела — Сына — Христова тела — Охранителя. Чтобы поддерживать и сохранять физическое тело, врожденный принцип желания побуждает животную волю действовать с целью обеспечения его пищей и усвоения необходимого её количества через определенные промежутки времени. Действие этих сил в человеке стало почти автоматическим. Ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову, что, лишив свое тело пищи, он сможет продолжать жить дальше. Но тот факт, что не меньше, чем телу, душе человека также требуется питание через положенные промежутки времени и в достаточном количестве, не всегда признается или принимается, следовательно, в большинстве случаев такое питание оказывается недостаточным и нерегулярным. Результаты такого невнимания нетрудно проследить по лицам и фигурам встречающихся вам людей. С животными дело обстоит совершенно иначе. До тех пор пока они не лишены пищи и воды вследствие тяжелых условий, так называемый инстинкт (человеком уже утраченный) заставляет животное бессознательно использовать силы, соответствующие в человеке желанию, побуждению и воле, и животная душа насыщается почти автоматически. Человек также может привести в действие три указанные формы энергии, если будет начинать каждый прием пищи с сознательно выраженного желания напитать и душу; если, принимая пищу, его ум будет руководствоваться более высоким мотивом, нежели одним лишь животным удовлетворением аппетита; и, наконец, если он завершит трапезу несколькими минутами благодарного молчания и признательности. Пробужденные, эти энергии в сущности дадут его душе пищу, обеспечат её переваривание и усвоение. А пища, принесенная телу, станет в этом случае благословенной и в результате породит наиболее здоровые условия, обязанные установившемуся гармоничному равновесию сил. «Здоровье есть гармония».

Запомните, что не сама грубая пища хранится в этом замечательном вместилище — желудке, — чтобы в конце концов попасть в кровь и тем самым напитать и поддержать жизненные силы тела. Эта пища под действием желудочных соков распадается на составные части, пока, наконец, не освободятся одушевляющие эту пищу огненные жизни, чтобы войти в кровь, предоставив своим оболочкам (отслужившей материи) разделить судьбу всех остальных внешних форм и состояний материи. Каждая из оболочек этих огненных сущностей относится к определенному плану, или состоянию материи, и некоторые из них настолько утонченны в своей сущности, что уже находятся под влиянием воли и ума.

Если желание побудило волю утвердиться в мысли, что определенная часть и степень оболочек этих огненных жизней будет питать душу, и если ум снабдил их движущей силой, заставив уста произнести звуки, которые устремят эту эссенцию в определенном направлении, то ничто уже не сможет сбить её с этого курса. Опять же, те же самые или подобные им силы приводятся в действие Желанием, Волей и Умом, когда мы выражаем благодарность после еды; и тогда процесс переваривания и усвоения предназначенной душе пищи завершается. Не забывайте, что именно эго прежде всего ответственно за принятие пищи в интересах тела физического, а для него не менее важно питание души. Однако Я вовсе не утверждаю, что душа питается только таким образом, ибо, истинно, сказано: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом Божиим». И каждое такое Слово есть Сын Божий, живое создание, ибо лишь жизнь может поддержать жизнь; а так как мертвых вещей не бывает, то душа может насытиться всем, с чем она соприкасается, если она способна искать и находить такую пищу.

Воспринимая слова «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть» в их буквальном, а не переносном, как и подразумевалось, смысле, обычный ортодоксальный верующий не делает никакого усилия для пробуждения духовного Желания, Воли и Ума перед, во время и после принятия пищи. Вследствие этого он лишает регулярного питания свою душу, вынуждая её питаться крохами, что падают со стола богатого, то есть более совершенного человека. Но увы и увы! — даже эти крохи слишком тяжелы для ментального переваривания неподготовленной душой, потому она слишком часто вынуждена поддерживать себя шелухой, жалкими отбросами эгоистичного, себялюбивого, во всем потакающего себе человека мира сего — того, кто растратил впустую бесценную пищу, ибо не имел души, которую нужно питать, и совершенно не заботился о душах других. Ах, как бесконечно жаль, какая вселенская скорбь от всего этого! Колесо мира ежедневно перемалывает пищу, которая могла бы напитать, укрепить и оживить миллионы истощивших себя человеческих душ — подавленных, недоразвитых, измученных, соблазненных, со сломленной волей, — тех, что ежедневно выбывают из воплощения, в то время как для всех в изобилии существует манна небесная, а следовательно, и жизнь.

Если бы человек осознал необходимость периодически насыщать свою душу, установил для этого определенный способ и время, нашел и использовал внешние символы этой пищи и пробудил бы скрытую в звуке энергию путем определенного, выраженного в слове ритуала, то буквально возносил бы сокровище на небеса, помогая создавать то вечное построение, в котором и через которое сможет действовать эго после того, как его внешняя форма обратится в прах.

Некоторые формы пищи и жидкости содержат больше по количеству и лучше по качеству, или степени, огненных жизней, чем другие; среди них пшеница, вино и вода. Они легче разлагаются на составные части и усваиваются, потому эти огненные жизни быстрее и более основательно освобождаются от зависимости от более грубых форм материи и легче поддаются воздействию желудочного сока.

Сказанное Мною может показаться умалением великого духовного идеала, однако Я отнюдь не подвигаю вас к принижению или умалению какого-то одного идеала, но был бы рад помочь вам возвысить все идеалы, а также понять, что естественный закон управляет как духом, так и материей.

Нет более священной функции, нежели снабжение тела пищей, и нельзя представить себе более унизительного процесса, чем простое насыщение желудка ради удовлетворения аппетита.

 

Наставление 60

Идеалы Бога

Какое бы положение ни занимал человек — будь он рабом или хозяином, невоспитанным или утонченным, он всегда имеет свой идеал Бога, хотя, быть может, и не осознанный, искаженный, неправильно понятый или даже осмеянный им. Мы можем не осознавать этого идеала до тех пор, пока какое-то замечательное качество или черта характера в нас самих или в других не пробудят вдруг наше уважение или восхищение, после чего мы начинаем искать проявления этого или подобных ему качеств и в конце концов объединяем все, что смогли заметить, создавая из всего этого идеал, который становится для нас воплощением Силы, Красоты и Добра. Вот этот идеал и есть наше первое реальное осознание Бога. Из уважения и почитания постепенно пробуждается либо страх, либо любовь к этому идеальному Богу, в зависимости от нашей силы и способности соответствовать требованиям, составляющим наше послушание, или от нашего страстного стремления к какому-нибудь выражению любви, которая, как нам кажется, неотъемлема от этого идеала. Другие народы создали своих собственных богов, характер которых по тем или иным причинам не совсем похож на наших, и если они противоречат нашим идеалам, мы тотчас начинаем проводить сравнения, при этом всегда умаляя чужих богов и превознося наших собственных. Некоторые из атрибутов богов древних людей отвечают скорее нашим понятиям о дьяволах, но это и неудивительно, ибо в их религиозных инстинктах преобладал страх.

Некоторые из наших более воинственных собратьев, будучи неспособными честным путем, спокойно аргументируя свое мнение, убедить своих сотоварищей в превосходстве своих богов, полагают, что они могут пытками, обманом и даже выстрелами вбивать свои идеи в сознание оппонентов.

Чрезмерный эгоцентризм мешает многим людям даже попытаться понять идеалы других. Они считают само собою разумеющимся, что чуждые им идеалы богов должны быть ничтожным предметом, судя по представшей перед ними внешней форме поклонения и отказываясь верить, что предрассудки или бессвязное бормотание почитателей таких идеалов могут хоть в какой-то мере творить или представлять заслуживающий внимания великий Идеал Высшей Мощи, Силы и Мудрости. При этом они совершенно игнорируют тот факт, что у упомянутых отправителей культа, в отличие от наших более культурных рас, могло быть гораздо меньше возможностей для развития образной или описательной способности, и что будь мы в состоянии правильно интерпретировать их «незрелые» представления, то нашли бы в них идеал, сходный с созданным нами самими. Не всегда восхищение и восторг перед зрелищем кровавых сцен и проявлением крайней жестокости, столь порицаемых нами в религиях некоторых наций и племен, выражали требования и качества их богов. За всем этим могло скрываться огромное восхищение перед сверхчеловеческой мощью, стойкостью и способностями, которыми они наделили своих Богов и благодаря которым могли быть наказаны их враги и обеспечена собственная безопасность. Когда же восхищение и поклонение перед более благородными атрибутами и качествами уступило место наслаждению от совершения сознательной жестокости, тогда дьяволы похитили одеяние Бога и теперь применяют его в пользу темной стороны жизни.

Если бы мы могли принять тот факт, что каждое благородное, искреннее и доброе качество, атрибут или предмет, который мы способны различить, поистине есть часть Бога, то это помогло бы нам сформировать правильное представление о Божестве.

Некоторые из наших ближних не способны без использования материальных предметов сформировать и удержать в своем уме идеал, дающий им лично какое-либо удовлетворение; и вне всяких сомнений, зарождение идолопоклонства было следствием усилий более просвещенных людей передать идеи о великих космических силах в таких общедоступных формах, которые могли бы удержать внимание менее просвещенных. Но по мере того как человек становился более эгоистичным, а его желание господствовать и управлять менее разумными массами усиливалось, изначально чистое стремление передать знание о действии космических сил выродилось в жажду подчинения себе подобных за счет страха, и, таким образом, появились страшные идолы, олицетворяющие темный, негативный аспект природы; а духовное поклонение, едва проснувшееся в невежественных массах, было намеренно превращено в идолопоклонство. Так утвердилось поклонение твари вместо поклонения самому Творцу всего сущего.

В прошлые века такими материальными предметами почитания были конкретные формы, представляющие такие богоподобные качества, как сверхчеловеческая мощь, талант, сила и мужество, и огромная потребность человека в помощи и поддержке облегчала задачу жрецам и правителям, игравшим на чувстве страха, обогащавшимся за счет предрассудков и суеверия, внедряемых в умы невежественных масс. Одна продажа таких изображений должна была приносить в руки церкви и государства баснословные суммы. Таким образом то, что некогда служило помощью в молитве и концентрации, было проституировано для служения темной стороне жизни.

Основная мысль рассматриваемого нами положения заключается в том, что, несмотря на серьезную деградацию духовных идеалов, факт остается фактом: боги давно забытых рас и боги современные в действительности являются одним и тем же Единым Богом, имя Которому — Любовь. Ибо даже в самых грубых формах идолопоклонства выражалась любовь — любовь к некоторым аспектам того, что было признано как Божество, к тем Его аспектам, которые первоначально привлекали неразвитые души существовавших тогда масс.

Многие интеллигентные и образованные люди современности считают необходимым прибегать к каким-нибудь материальным предметам, чтобы сосредоточить свое рассеянное внимание на вещах внутренних. Римско-католическая церковь, а также некоторые другие религиозные объединения давно признали эту необходимость, и несмотря на то, что во многих случаях священнослужители извлекают из такой нужды большую выгоду, изображения святых, непорочных дев, мучеников, Агнца Божьего отвечают этой разумной цели. Все они не только помогают воображению, но и способствуют сосредоточению внимания и молитве, а также служат образами некоторых желаемых атрибутов и качеств или же каких-то сверхчеловеческих сущностей, выступающих в качестве примера. К сожалению, истинная цель таких материальных образов слишком часто упускается из виду, и сотворенная вещь отождествляется с Творцом.

Наиболее обнадеживающий и ободряющий факт, на который Мы можем указать к удовлетворению всего сущего, заключается в том, что, несмотря на все ложные представления, сознательные извращения истины и умышленное злоупотребление знанием, Любовь должна в конце концов отождествить себя с Любовью; а любовь к прекрасному, к истинному и к могущественному и есть Любовь Бога — сама субстанция Бога; и соответственно силе и мере нашей любви мы отождествляемся с Богом, будут ли предметом нашей любви наши ближние, природа или материальная вещь.

Иисус сказал: «Если вы не любите брата своего, которого вы видите, как можете вы полюбить Бога, которого вы не видели?» Если мы не можем различить и полюбить богоподобные качества в наших братьях-людях, то как можем мы осознать и отождествить себя с индивидуализированной частью того Божества, каким, как мы полагаем, должно быть наше высшее «Я» — Святой Дух?

 
bugfixer invisible agent