Учитель Илларион «Учение Храма»
Наставление 81 Язык музыкиТот факт, что для любой сколько-нибудь высокой степени достижения в той науке наук, которая весьма приблизительно передается словом «оккультизм», необходимо некоторое знание музыки, является общепринятым, но не все знают, что необходимы гораздо большие познания в музыке, чтобы расшифровать язык символизма, ибо он основан главным образом на звуке. Музыкальная гамма, принятая оккультистом, содержит бесконечное разнообразие нот и звуков — фактически каждую ноту или звук, которую может издавать любая сотворенная вещь или существо. Среди музыкальных нот люди выделили и классифицировали лишь некоторые ноты и их комбинации, тогда как истина такова, что невозможно правильно понять Жизнь, этот величайший Гимн Природы, если упустить хотя бы один тон, или звук, который принято считать резким или диссонирующим или, напротив, нежным и мелодичным для человеческого уха; оба полюса звука необходимы. Звук — музыка — является самым совершенным языком, выражаемым при помощи голоса или инструмента, языком, которому не нужны слова. Это известно многим, и этот язык является первым разделом языка Мистерий. Обычно он используется Посвященными для передачи друг другу важных секретных указаний или сведений, когда иные разделы этого языка, такие, как цвет и речь, были бы недостаточны или неуместны. Кроме Посвященных, только прирожденный музыкант способен выразить или интерпретировать свои или чужие идеи и идеалы, если они рождаются в музыкальных тонах. Множество различных тонов заключено в одной октаве. Все, что требуется для выражения какой-либо одной идеи, находится и выше, и ниже или между нотами общепринятой октавы, состоящей из семи полных тонов, но обычный человек, если даже и слышит эти звуки, не может уловить в них никакого смысла. Каждый из этих двадцати восьми тонов представляет собой полный тон в гамме, которая является связующим звеном между двумя планами, или состояниями, сознания. Мы часто поражаемся, наблюдая понимание между двумя животными, в то время как до нашего уха не долетает ни единого слышимого звука. Сторонний наблюдатель может возмущенно отрицать утверждение о том, что он был не способен услышать звук, явно произнесенный обоими животными, и тем не менее это может быть совершенной правдой, ибо между двумя лошадьми и даже между двумя муравьями постоянно происходит обмен сообщениями в тонах, которые прекрасно слышит и произносит каждое животное или насекомое и которые могут быть доступны тренированному человеческому уху. Когда вы поймете, что кроме семи полных тонов существует бесчисленное множество тонов меньших, которые могут звучать между любыми двумя полными тонами голоса, скрипки или иного инструмента, то сможете получить некоторое представление о той бесконечной вариации тонов, которые используются высокоразвитым человеком или животным для выражения более высоких или более низких идей и мыслей, а так же о той математической точности в долготе ударных, или размере, в выдерживании пауз между этими тонами, во время которых появляется возможность введения световых волн, сообщающих различные качества уже звучащим звуковым волнам. У прирожденного музыканта чувство тонкого восприятия тесно связано с чувством слуха, поэтому он легко поймет, когда Я скажу, что вышеупомянутые звуки, издаваемые животными или насекомыми, передаются и воспринимаются скорее через чувство тонкого восприятия, нежели слуха. Иными словами, лошадь или муравей чувствуют вибрацию мысли, или силу, выражаемую посредством высоких, низких или промежуточных тонов, гораздо острее, нежели сами звуки и тона, хотя последние и производят определенное воздействие на их резонатор — барабанную перепонку уха. Множество неестественных звуков, заставивших страдать среднее ухо человека в течение многих поколений, сделали эту барабанную перепонку у подавляющего большинства человеческой расы грубой и невосприимчивой. Если бы этого не случилось, нынешнее поколение сошло бы с ума намного раньше, чем достигло своей зрелости. Но в процессе приобретения этой естественной защиты люди одновременно понесли и неизмеримые потери, а именно способность слышать и понимать те звуки, которые содержат «открытый сезам» ко многим священным тайнам природы. Если бы более утонченные звуки и тона природы достигали сознания через ухо, то во многих случаях это совершалось бы ценою величайшего нервного напряжения. Если вы попытаетесь проникнуть в безмолвие при помощи одного только чувства слуха, то сможете заметить чисто физическое напряжение, особенно в мозгу. Это напряжение сводит к нулю все ваши усилия, направленные на постижение внутренних феноменов, так как оно вызывает ощущения, аналогичные боли, фиксируя тем самым ваше сознание на физическом плане. И все же если вы хотите вновь обрести утраченное чувство тонкого слуха, вам придется преодолеть эти ощущения; и если вы сможете быть терпеливыми по отношению к самому себе, вы этого добьетесь, настойчиво ослабляя это напряжение и, так сказать, спокойно, без всякого сознательного усилия прислушиваясь к тому, что обычный человек назвал бы «ничто». Но ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах Я не советую вам продолжать эту практику, если вы чувствуете какое-либо напряжение, ибо это приведет к сумасшествию. Правильное произнесение мантрама или Зова Ложи весьма важно. Даже одна фальшивая нота может привести в действие дисгармоничную или разрушительную силу вместо гармоничной и созидательной. Такая фальшивая нота может не только нейтрализовать действие остальных нот, но и вызвать силу, которая породит условия, совершенно противоположные изначальному желанию. Не отнеситесь к этому указанию легкомысленно, если вы надеетесь стать настоящим оккультистом, ибо Я открываю вам еще одну великую тайну Природы; но ключом к этой тайне вы должны пользоваться сами, и пользоваться мудро.
Наставление 82 Мера истиныВпервые вызванная к жизни пробужденной душою и никогда затем не прекращающаяся жажда человеческого сердца ко всякого рода внешнему проявлению в человеческой форме, которое могло бы эту жажду удовлетворить, вот уже многие века делает человека жертвой лукавого умысла его ближних. Неспособности человечества предыдущих веков осознать истину можно найти гораздо больше оправдания, чем для человечества века нынешнего. Именно поэтому столь горькое сожаление вызывает та безумная легкость, с которой беспринципные мужчины и женщины могут сегодня обманывать других — как в отношении своей истинной природы и возможностей, так и в отношении характера своих учений, касающихся строения человека и окружающей его среды. Научные исследования, а также возрождение давно похороненных философских истин пролили свет на природу той материи, из которой физический человек черпает пищу для своего существования. Теперь уже легко доказуемо, что эта материя недолговечна, изменчива и непостоянна. Все, что есть в человеке истинного и неизменного, — это искра Божественности, и пока человек связан условиями материи, он будет оставаться в большей или меньшей степени рабом этих условий. Тем не менее он постоянно стремится к совершенству внутри несовершенного, и когда разочаровывается в одном направлении, то в своем безумном стремлении достичь немедленного удовлетворения тотчас устремляется в другом, так и не усвоив те основы, которые следовало бы извлечь из первого. Но человек никогда не получит никаких познаний ни в одном разделе науки о жизни, пока основательно не выучит своего первого урока. Он сберег бы для себя немало лет, потраченных впустую, он уберег бы других от тех огромных страданий, которые им причиняет, если, изучая природу и строение материи, сумел бы понять, что причина несовершенства, находимая им в ком-то другом (кого он сам воздвиг на пьедестал с целью подражания, а затем решительно сбросил оттуда), заключена не в этом мужчине или женщине, а в самой субстанции проводника, используемого той истинной сущностью, что пребывает в физическом теле, где душа (то есть истинный мужчина или женщина) находится в таком же заточении, как и его собственная душа в его теле. Он понял бы также, что до тех пор, пока материя физического плана остается на её нынешнем уровне вибраций, проявление в этой материи совершенных мужчины или женщины будет невозможно. По мере повышения или понижения вибраций периодически должно изменяться не только индивидуальное тело, но и вся материя, в которой существуют все тела того же плана, прежде чем истинное «Я» освободится от всякого несовершенства. И так как это истинная правда, то можете ли вы обвинять вашего товарища и друга или испытывать недовольство по поводу того, что он не оправдал ваших ожиданий или не удовлетворил вашего желания, которое может быть исполнено лишь в условиях материи высших вибраций? И на каком основании можно уверовать в то, что какое-то высшее, совершенное существо, созданное из субстанции иного, высшего плана жизни, нежели тот, в котором пребывает сам человек, может неограниченно долго существовать в более низкой форме материи? Не учит ли вся природа обратному? Существует лишь один-единственный способ, которым могут быть связаны высшие и низшие планы и состояния жизни, а именно путем воссоздания моста, разрушенного при разъединении духа и материи. Мост этот должен быть построен самим человеком из субстанции его собственного физического тела и низшего манаса; но это тело, то есть вышеупомянутый мост, даже правильно построенный, сможет устоять не ранее, чем его ТЯЖЕСТЬ (его давление) не будет уменьшена до минимальной степени, — в противном случае он разрушится и провалится в бездну. Иными словами, человек должен строить его добротным и крепким своими собственными неустанными усилиями, используя в качестве инструмента самопожертвование и устремление, и пока этот мост находится еще в процессе созидания, он должен уменьшать вес каждой образующей его молекулы ценою победы над своим эгоизмом и низшими желаниями. Когда этот мост будет построен, лишь тогда, в назначенный день сможет он достигнуть его середины. Там он и встретит Ждущего его — к Кому так стремилось его сердце и Кого тщетно искал он среди себе подобных. Быть может, он никогда более не встретит Его в этой своей жизни, но это и не нужно, ибо он уже увидел и убедился, и будет рад возвратиться к оставленному им берегу Космического потока, чтобы помочь своим братьям, обнадежить их и научить строить собственные мосты. Однако это отнюдь не означает его освобождения от законов, управляющих материей, ибо этого никогда не произойдет до тех пор, пока он остается в её царстве; это также не означает, что он стал совершенным. Он всего лишь узнал путь освобождения, научился идти этой стезей, и открыл свое ухо звукам того голоса, который с этих пор может слышать и узнавать всегда и всюду, — голоса его Возлюбленного. С этих пор он уже никогда больше не осудит ни одно человеческое существо, ибо тот не может отобрать у него то, чего не заработал; он также не сделает из себя объекта для зависти своих собратьев и не преградит им пути, давая почувствовать, что, достигнув более высокого уровня, нежели они, он уже не ощущает ни своего родства с ними, ни зависимости от них. Мы часто приходим в замешательство при виде какой-то неожиданной черты или действия, совершенного человеком, которого весьма уважаем и ставим очень высоко. Но вот он совершает какой-либо поступок или проявляет черту характера, которая, как прежде нам казалось, совершенно ему несвойственна. Мы часто не в состоянии понять, как можем мы созерцать какое-либо ужасное зрелище с таким хладнокровием или переносить очень сильную боль, легкие приступы которой довели бы нас раньше до безумия. Мы удивляемся, как может мягкосердечный от природы человек на поле битвы впасть в такую ярость, что исступленно жаждет разить и убивать каждого солдата-противника, до которого только может дотянуться его рука, и при этом без всякого угрызения совести; или как так может случиться, что в определенные периоды времени ни голод, ни эпидемии, ни все остальные виды человеческих бедствий не вызывают у нас ни одного импульса сострадания. В Космическом сознании существует такая точка, преодолеть которую эго не может без полного изменения положения молекул особого мозгового центра тела, которым оно пользуется. Это та точка, где встречаются крайности, и где в сознании индивидуума ужас и боль претворяются в радость или безразличие, и наоборот. Это изменение обязано действию закона милосердия, ибо мозг человека устроен так, что не может вынести вибраций выше определенной степени. Когда эта степень достигается, то действие, так сказать, меняется на обратное и на поступающие запросы отвечает уже полюс, противоположный тому, что действовал ранее. Если бы этого не было, то каждая молекула вовлеченного в действие мозгового центра вышла бы за свою орбиту и исчезла с нашего смертного горизонта; ибо та самая динамическая энергия, что проявила свою активность в чувстве, в такой же степени активна в каждой клетке протоплазматической материи физического плана, из которой состоит этот мозговой центр. Это есть энергия Фохата, энергия, стоящая за каждой взрывной силой в проявлении. Определенный аспект действия вышеупомянутого закона как раз и приводит к описанным выше удивительным результатам. Когда поймут, что физический человек и его низший разум не осознают некоторых действий, способных привести к таким неожиданным изменениям в его природе, то станет очевидным, что физический человек, во-первых, не может отвечать за эти изменения и, во-вторых, не должен быть осуждаем другими, столь же подверженными таким же изменениям.
Наставление 83 Действие и противодействие силКомментируя Наставление, озаглавленное «Тайны Пространства», Учитель сказал: «Утверждаемая здесь истина займет свое место среди научных фактов не ранее чем в конце этого цикла. Я имею в виду только что начавшийся цикл в сто лет. Эфир оккультиста признан теперь наукой, а точнее, используется как гипотеза, на которой строятся её теории эфирных, или астральных, феноменов. Подобным же образом наука признает еще нечто такое, что подтвердит истинность других вещей, о которых Я сейчас сказал. Пройдет не так много лет, и великие землетрясения откроют многое из сокрытого сейчас на этом глобусе; и эти открытия опровергнут немало из того, что сейчас признается наукой за истину. Эти землетрясения произойдут в различных частях земного шара; некоторые из них в этом штате, другие в иных местах страны. Мы долго сдерживали силы, стремящиеся к раскрытию тайного пути через океан или, точнее, под океаном. Приближается время, когда Мы более не будем в состоянии удерживать их из-за циклических причин. Этот путь будет найден, но, когда это произойдет, его открытие будет полезно лишь для подтверждения истинности того, о чем Я вам сейчас сказал; ибо, зная, что это должно произойти, Мы сейчас заняты построением обходного пути, который будет отвечать всем нашим замыслам. Но старый путь мы все же оставим на своем месте — там, где он может быть впоследствии найден (чтобы не повредить тем, кто до сих пор использовал его для скорого передвижения). Нам требуется полчаса вашего времени, чтобы перейти с одного континента на другой, но вы не должны забывать, что Мы используем такую форму энергии, которую вы еще не в состоянии осознать». Дано 7 января 1907 года «Каждый правящий аспект Иерархии, каждый индивидуум, который в каком-либо смысле является частью этого правящего аспекта, неизбежно встречает в сердцах тех, кто по иерархической линии стоит ниже его, на его противоположном полюсе, — бунт и протест. Я имею в виду то, что каждый человек, занимающий в каком-нибудь отношении правящее положение (неважно, насколько мягкосердечен он может быть в действительности, как глубоко жаждет любви и признания со стороны своих братьев и сестер; неважно даже и то, насколько он доброжелателен по отношению ко всему миру), пробуждает в каждом, находящемся ниже него на Космической шкале вибрации страха, ненависти или протеста. По этой причине из всех людей он более всего достоин сочувствия, ибо почти всегда остается непонятым. Если вы проследите историю жизни каждого великого короля, правителя, президента и вообще жизнь всех представителей высшей власти, то почти неизменно вы обнаружите, что, несмотря на страх и повиновение своих подчиненных, они редко бывали любимы ими; и это правило одинаково справедливо как для высших, так и для низших классов жизни. В большинстве случаев вы найдете около них одного или, самое большее, двух настоящих искренних друзей или любящих сердец, и это все, на что они могут рассчитывать среди несметного числа тех, кто их окружает. Отчасти это происходит по причине, которая многим неизвестна. По той причине, что возникла с началом эволюции материи. Одна-единственная клетка является началом всех органических форм материи. Эта клетка разделяется и образует другие — либо почкованием, либо вытягиванием, либо делением — и в конечном счете образует целое скопление атомов. В каждом случае внутри этой первичной клетки поначалу действует выталкивающая сила; действие этой силы по самой своей природе является действием позитивным и произвольным и неизбежно должно возбуждать в других клетках негативную силу противодействия правящей клетке, даже если та до этого времени была латентной. Я прошу вас внимательно отнестись к этому факту по целому ряду причин».
Наставление 84 Матери младенца ХристаОдно из величайших таинств жизни, а именно основополагающее единство всех вещей, частично открывается и познается человеком, глубоко сконцентрировавшим на каком-либо увлекательном предмете свое внимание и тем самым освободившимся от рабства плоти. Ибо в этом сосредоточении физические и мысленные ограничительные линии, выстроенные опытом жизни, исчезают одна за другой, пока наконец не теряется всякое ощущение внешних вещей, и сознание вместе с мыслью, на которой оно сконцентрировано, на какое-то время становится всем, что существует. Эго (мыслитель) и мысль заполняют все пространство, и время перестает существовать для сознания. Так как подобное переживание может испытать каждое нормальное человеческое существо, отсюда следует, что должно существовать некое состояние сознания, в котором царит неразделенность; то состояние, что сравнимо лишь с самим пространством, в котором все вещи движутся и имеют свое бытие. Весьма существенно, чтобы вы осознали и приняли истины, лежащие в основе вышеупомянутого утверждения. В противном случае тот новый свет, который Я хочу пролить на предмет, пробудивший одновременно и глубокие раздумья, и подозрение и даже презрение в самых разных умах, только увеличит кажущуюся сумятицу невероятных или безумных выводов в отношении того, что, сделавшись сегодня при покровительстве науки предметом широкого мирового признания, не стало бы снова серьезно обсуждаться. И тем не менее для каждого мыслителя предмет этот является вопросом первостепенной важности. Я имею в виду один из предметов оккультных наук, точнее говоря, одну его сторону, или аспект, а именно явную невозможность для многих серьезно принять бесчисленные притязания разных лиц во всех частях света на божественное водительство и наделенность авторитетом и властью. Я говорю о женщинах, считающих себя будущими матерями Младенца Христа; о мужчинах и женщинах, утверждающих, что они являются перевоплощениями Иисуса, исполнителями Его заповедей или проводниками Его силы. Тот факт, что в этих притязаниях может быть хоть сколько-нибудь достойная внимания доля истины, открыто высмеивается всеми, кто в это не верит, и вместе с тем раболепно принимается последователями таких претендентов. И все же за всеми подобными заявлениями скрывается истина — основополагающая реальность, невыразимо прекрасная для многих и очень важная для всех. Каждому истинному ясновидцу или посетителю астрального плана иногда даруются видения, звуки и слова, которые в своей красоте и величии далеко превосходят все, что может вообразить себе менее одаренный человек. Эти лица могут также иметь видения и слышать звуки невыразимого ужаса, превосходящего все виденное и слышанное ими ранее. Те же самые переживания, видения и звуки (прекрасные или ужасные) будут столь же доступны внутренним чувствам любого другого мужчины или женщины, которые сознательно или бессознательно развили в себе определенный мозговой центр. Существует, похоже, ошибочное представление, широко распространенное даже среди психиков, что каждому новому наблюдателю астральных феноменов открываются новые видения или звуки. Так как внутренние планы жизни взаимосвязаны, то каждый, кто их прозревает, становится все более и более осведомленным относительно единства всякого сознания на этих планах. Индивидуальность человека не утрачивается, однако каким-то непостижимым образом душа до некоторой степени отождествляется с индивидуальностью каждого увиденного ею существа или предмета. К примеру, глядя на прекрасный астральный цветок, человек отождествляется с этим цветком и знает о нем все: как он появился на свет, как он живет теперь и что произойдет с ним в будущем. Сообщаясь с другими, он понимает, что понятия «я» или «ты» не относятся к нему или кому-то еще индивидуально. Следовательно, когда употребляются эти слова — либо при непосредственном сообщении, идущем от высших существ, либо они случайно услышаны человеком, как это бывает во сне, — то для того, кто незнаком с вышеупомянутой важной истиной, ничего иного не остается, кроме как поверить, что он или она указаны лично и что его (или ее) самым тесным образом касается какое-либо обещание или утверждение (например, о рождении Младенца Христа или о даровании какого-либо высокого звания). Конечно же, этот факт будет обнародован и воображаемыми матерями подобных детей, и мнимыми высокими лицами, ибо в глубине сердца каждого нормального человеческого существа всегда лежит желание личного признания и любовь к власти; но все надежды на исполнение подобных желаний умирают мучительной смертью. Однако, каждый истинный оккультист — Я в этом совершенно уверен — со Мною согласится. Сам Иисус сказал: «Я приду снова». Книга Откровения полна обещаний для верующего и суровых предупреждений для утратившего веру. И если мысленные картины, сложившиеся в уме тех, кто знаком с несколькими из этих обещаний или предупреждений, явно совпадают с тем, что они видят или слышат, веря при этом «своим собственным глазам и ушам», то что еще остается обычному психику, кроме как воспринять все буквально? А как только это произошло, чисто человеческое желание и свойственное человеку самомнение привяжут его (или ее) к этой уверенности. Принимая во внимание вышеупомянутую важнейшую истину, стоящую за всеми иллюзиями подобного рода, нет ничего удивительного в том, что какая-то женщина может принять универсальное обещание на свой счет, ибо в конечном счете каждая женщина, рождающая ребенка, и в самом деле дает жизнь Младенцу Христу. Иисус сказал: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны воедино». И до той степени, до какой такое дитя несет в себе природу Христа, оно и является Младенцем Христом; и, сознательно или бессознательно, такая предполагаемая мать знает в сердце своем, что она носит в себе Божественное Дитя. Каждый в глубине своей души думает, что он был рожден или ему следовало родиться для того, чтобы стать лидером, мудрым наставником, ученым или каким-либо еще достойным внимания человеком. А если он видит или слышит подтверждение этому в обращенных к нему астральных видениях или речах, то даже лютый зверь не сможет вырвать у него уверенности в том, что те, кто не оценил его, кто не принял его притязаний, просто слепцы. Поскольку все это истинная правда, то не стоит ли нам проявить немного больше терпимости к тому, что мы считаем странностями или же мошенничеством? Готовы ли мы допустить факт возможного видения или слышания провидца, а также постараться осознать, что именно великое желание Материнского сердца мира снова и снова возвращает на землю Спасителя людей, водителя народов? Важно не то, КАК он приходит, но само Его появление на фоне сегодняшней мерзости запустения и отчаяния. Нужда в Нем велика, а нужда человека, какая бы ни была, когда достигает самой высшей своей точки, удовлетворяется Богом. Не имеет никакого значения, кто и какова та женщина, которую кармический закон определяет в качестве проводника для рождения великой Души — Аватара — на физическом плане. И то, что так много неясного окружает рождение Иисуса, а также то, что оказалось возможным бросить недостойную тень на личность Его Матери и личность Его ближайшего друга-женщины — Марии Магдалины, должно было бы открыть христианам глаза на очень важный факт. Если бы для воплощения какой-либо Великой Души было существенно, чтобы проводник, дающий Ей рождение, был, что называется, чистой женщиной, то Учителя Белой Ложи давным-давно сделали бы этот факт неоспоримым. В случае же с Иисусом Их молчание доказывает, что не следует придавать этому слишком большого значения. Кармический закон — закон космического права наследия — прежде всего остального решает, кому выпадет такая честь. Я упоминаю об этом лишь для того, чтобы подчеркнуть значение Моего предыдущего утверждения о том, что не столь важно, как или через кого появится на физическом плане следующий Великий Аватар. Существенно лишь одно, — чтобы Он наконец достиг этого плана. Но упаси Бог, чтобы какая-нибудь бедная самообольщенная женщина воспользовалась этим утверждением в защиту половой распущенности. Мне не хватит никаких слов, чтобы поведать вам о размерах того зла, что уже совершено невежественными или развращенными мужчинами и женщинами, использующими свои ограниченные познания о Космических истинах для деградации своих собратьев. Никто из обычных мужчин или женщин нынешнего века не может распознать возможности создания проводника для воплощения Аватара. Знание о такой возможности в случае с какой-либо женщиной может быть получено лишь от Посвященного гораздо более высокой степени, нежели те, что встречаются на обычных жизненных путях. Только он может сообщить ей эту весть, и то лишь в промежутке между завершением одного Мессианского цикла и началом другого. Однако все женщины должны жить ожиданием возможности создать поддержку и духовную пищу для воплощающихся эго этого века, ибо это под силу лишь женскому аспекту жизни, и насколько им удастся выполнить эту задачу, настолько они и являются матерями Младенца Христа.
Наставление 85 Воля и ЗаконНыне завершается очень важный цикл — последний из семи меньших циклов (по семь лет в каждом), образующих в совокупности большой цикл в сорок девять лет. В течение этого последнего семилетнего цикла были достигнуты лучшие результаты по линии индивидуального психического развития, особенно среди сознательных учеников Белой Ложи, в сравнении с любым другим аналогичным периодом текущего цикла в две тысячи лет. Эти результаты обязаны настойчивой работе указанных учеников над обретенной ими не так давно силой равновесия, которая позволила им сохранить уравновешенное состояние ума в то время как Беспредельностью был задан ключ более высокой и сильной вибрации. В течение этого времени многие вещи и условия, развившиеся в предыдущих циклах, изменялись и приспосабливались к этому более высокому вибрационному ключу, готовясь тем самым к будущей деятельности. Двадцать один год назад из сорока девяти учеников, разбитых на семь групп (по семь человек в каждой), расположенных в разных точках западного полушария, было всего три ученика, достаточно сильно укрепленных внешне и внутренне, чтобы выдержать воздействие оппозиционных сил этого века и таким образом помочь Ложе Посвященных образовать в их непосредственной близости устойчивые аурические центры, используемые Посвященными в качестве связующего узла между тремя или даже более планами. Двое из них уже покинули физический план; третий оставит его в не столь отдаленный день. Но их жертвенность и бескорыстие, их осмысленный труд на благо человечества позволили Посвященным образовать девять подобных аурических центров, через которые могут быть посланы и получены силы, предоставляющие Посвященному субстанцию для построения и поддержания в период предшествующей физическому рождению беременности огромного количества проводников — астрально-ментальных тел, способных выдерживать вибрации вновь воплощающихся эго, более старших и более опытных, чем воплощенные ныне. Для непосвященных образование девяти аурических центров, которые к тому же неосязаемы простыми физическими чувствами, покажется не столь важным. Но для «Тех, Кто знает» это величайшее событие настоящей Манвантары, ибо оно означает, что перед человеческой расой открылись невиданные дотоле горизонты, и какова бы ни была цена в смысле материальных потерь, выигрыш будет неизмеримо большим. Польза для личных учеников Учителей от достижения более высокой космической позиции вышеупомянутыми Тремя и Девятью прямо пропорциональна Их новому положению. Каждое продвижение человека по космической шкале продвигает и всех тех, кто следует за ним на той же шкале и в том же циклическом круге, и, следовательно, влечет за собою изменение как их внешнего положения, так и внутреннего окружения. Свободная воля, как один из факторов человеческой жизни, является общепризнанным фактом, несмотря на склонность некоторых верить в доктрину фатализма. Но трудность в согласовании этих двух противоположных представлений, то есть в определении, сколь много правды содержится в каждой из них, была до сего времени непреодолима по той причине, что ключ к этой тайне был утерян. Теперь же он найден и предоставлен вам под названием Циклического Закона. Личная свободная воля является божественной прерогативой человека, но Воля, управляющая действием Циклического Закона, много мудрее, мощнее и обладает гораздо большим знанием. И эта Воля предопределила, что первый принцип, или воплощенная вещь или создание одного циклического круга, должен быть последним в следующем циклическом круге космической спирали, простирающейся от физического плана до духовного; и что второй по линии никогда не сможет занять место первого, пока тот не перейдет на следующий, более высокий виток спирали или же не отступит на ту последнюю позицию в круге, на которой находился во время перехода. Поэтому, независимо от того, до какой степени свободная воля человека может проявляться в личных делах, его положение в циклической спирали определяется Высшей Волей. Тем не менее — и это самое важное — сфера действия человеческой воли в предоставленной ему области столь велика, что нет никакой несправедливости в том, что с первого взгляда может показаться деспотическим контролем. Ибо накопленная прошлая карма определила каждую душу именно на то место, которое она занимает на космической шкале, каким бы ни оказалось её положение в жизни; более того, коль скоро все человечество, связанное с какой-то одной душою в том временном цикле, в котором она развивается, есть отдельные части, или души, одной и той же Групповой Души, управляющей этим циклом, то карма этой души должна неизбежно переплетаться с кармой всех остальных её частей, или душ; следовательно, все они должны быть в значительной степени подчинены Воле этой Групповой Души. Если кто-то преодолел низшие, наиболее серьезные кармические препоны, возникающие перед всеми людьми, то на спиральной линии он неизбежно должен занять первое место. Это происходит исключительно благодаря действию того же самого закона, который заставляет каждую легкую субстанцию подниматься к поверхности субстанции более плотной, — если только они не разделены третьей субстанцией того же происхождения, но непроницаемой для обоих. Это же действие закона побуждает Божественную Волю различать низший, более плотный аспект материи, отделяя его от более высокого аспекта, то есть физическое от духовного, посредством введения третьего аспекта — человеческой души, вместилища свободной воли в человеке, определяя в то же время положение каждой души на линии циклического развития на всех этапах её эволюции. Я несколько отклонился от Моего первоначального утверждения, чтобы пролить некоторый свет на тот процесс, благодаря которому те трое и те девять учеников достигли более высокой стадии развития, нежели их прежние сотоварищи. Первые трое из упомянутых Мною, своим переходом в более высокие группы учеников открыли путь для изменения положения, а значит и окружения и возможностей тем, кто следовали за ними в этой линии. И уже в большей степени, нежели в предыдущих циклах, сразу по три индивидуальности, непосредственно следовавшие за каждым из них, смогли воспользоваться этим изменением; ибо в любой циклической спирали каждый внешний виток имеет больший охват вокруг центральной точки. Следующий сорокадевятилетний цикл даст уменьшение числа достигших подобных ступеней вследствие закрытия линий грядущих циклов в большой, или мировой, спирали. Но в то же время более высокая эволюция различных степеней силы и субстанции, составляющих окружение нынешних рас человечества, даст возможность для продвижения на более удаленных, внешних линиях гораздо большему числу людей, которые таким образом будут подготовлены к более высоким позициям на более широких (имея в виду их охват) линиях следующего циклического витка Божественной Воли. Я выделяю и развиваю эту тему положения в циклической линии по многим причинам и прежде всего с тем, чтобы развеять то чувство уныния, которое часто охватывает учеников, лишая их жизненной энергии, когда они осознают врожденную слабость человеческой воли в её сопоставлении с так называемой «Волей Бога». Мы стараемся направить вас к осознанию того, что Божественная Воля, управляющая циклическим законом, отнюдь не противоположна воле человеческой в смысле её неизбежного действия. Божественная Воля стремится привести все временно разобщенные воли к той точке, где они смогут осознать тот факт, что Воля может быть лишь одна, и эта Воля есть Добро, или Благо. Необходимо лишь разумное наблюдение над производимыми этой Волей феноменами, чтобы пробудить в человечестве стремление приложить свои усилия к гармонизации ныне дисгармоничных низших элементальных сил, которые явно диаметрально противоположны этой Единой Воле. Вторую причину, хотя первая и содержит её в себе, Я могу пояснить более подробно. Большинство людей борются за место или положение того или иного рода лишь ради самого положения, но если бы они смогли уразуметь все то, что заключено в словах «самые малые из сих — мои ученики», сказанных Иисусом, то они смогли бы признать всю тщетность такой борьбы, когда она совершается только ради личного удовлетворения. Любое положение, имеющее хоть какое-то значение, как по материальной, так и по внутренней линии, само находит мужчину или женщину, которые его заслужили; и делает это благодаря действию циклического закона. И именно «самые малые из сих» получают такое признание, ибо имеют сердце ребенка, которое безоговорочно повинуется тем, кто имеет кармическое право на такое повиновение, и благодаря которому «эти малые» действуют сообща с Божественным Законом. В сердце ребенка все разделяющие линии, то есть ограничивающие силы рушатся. Дух очистил душу, а душа очищает тело. В такой жизни уже совершилась перемена, которая обратила действие силы, ранее выражавшейся в отталкивании; теперь это уже сила притяжения, которая собирает и соединяет на высшем плане всю троицу: тело, душу и дух; и положение такой сущности на космической шкале утверждается на все времена.
Наставление 86 ЗаконВосход и закат солнца не вызывают у вас сомнения; не сомневаетесь вы и в действии известных законов, определяющих рождение и смерть, — эти две противоположности, свет и тьму, через которые должна пройти каждая наимельчайшая жизнь в минеральном, растительном и животном проявлении. Вы осведомлены о позитивном и негативном действии всех электрических феноменов; вы знаете, что сон должен следовать за бодрствованием подобно тому как ночь следует за днем. Во всех областях проявленного существования вы видите действие двух неизменных, вечных законов, которые строго управляют всеми вещами и созданиями в пределах сферы, охватываемой вашим сознанием. Вам известно, что они являются двумя крайностями жизни, воплощающими действие закона противоположностей. Представляя себе действие вышеуказанных законов в материальной, видимой жизни, вы практически так же хорошо понимаете, что эти законы столь же всемогущи и неизменны и в сферах высших вибраций, и можете проследить их действие в этих сферах. Зная все это, можете ли вы сознательно закрывать глаза на поощрение чувственной стороны своей природы во всех её крайностях? Или, сталкиваясь с оппонентом в дискуссии о самых высоких и священных функциях в жизни человека — тех самых, развитие которых вывело вас из животного состояния, — можете ли вы оправдывать повторное погружение в те пучины, из которых уже выбрались и в которые бросаются мужчины и женщины, отрицающие саму необходимость и потому отказывающиеся от той единственно возможной защиты и предохранительной меры (как для расы, так и для отдельной личности), что находится на разграничительной линии, отделяющей чисто животное от почти человеческого? Подобно им вы также должны отрицать и отвергать эту защиту, если поддерживаете и поощряете беспорядочное сожительство полов и отрицаете закон Единобрачия. Законы, управляющие вышеупомянутыми состояниями материи, — все те же законы, что так же точны в своем приложении к человеческим чувствам и эмоциям, как и в отношении силы или материи более низких вибраций. И если вы уже дали волю чувству, обычно именуемому любовью, но на самом деле являющемуся вожделением или похотью, то предотвратить проявление его противоположного полюса, ненависти, вы можете не более, чем остановить наступление сменяющей день ночи. Вожделение и похоть точно так же отличаются от любви, как красный цвет отличается от голубого. Если бы чувство вожделения было в действительности тем же чувством, что и Любовь, оно не вызывало бы ни такой реакции, ни чувства пресыщения после его удовлетворения. Ибо в любви обе крайности одной духовной силы, или атрибута, соединяются; и когда эта духовная сила вполне выражена человеческим существом, половое влечение исчезает. Для бесполого Господа не существует предпочтения полов. Аргумент, приводимый в пользу половой свободы, а именно, что в более ранних расах не было контроля над сексуальными импульсами и поэтому они были в лучшем положении, чем последующие расы, — не что иное, как невежество. Если бы все прошлые века сурового послушания законам эволюции с явной целью утончения и совершенствования грубых форм материи дали в результате лишь возвращение вспять, к прежним формам и условиям, из которых они когда-то развились, то каким же фарсом был бы тогда весь этот процесс! В давние времена очиститель серебра должен был сидеть у тигля с расплавленной массой до тех пор, пока не увидит своего отражения в очищенном металле. Очиститель человеческой сущности — эволюционный закон, — совершенствующий грубые формы жизни по совершенному прообразу, должен довести их до такого уровня развития, когда этот прообраз будет отражаться в каждой органической клетке этих форм — при всех условиях и состояниях (материальных, ментальных и духовных), в которых эти формы выполняют свои функции. При этом Огонь, то есть усилие, напряжение и страдание, является тем единственным рычагом, при помощи которого вся эта масса, то есть человеческая раса, может быть извлечена из плавильного тигля человечества. Физическая субстанция должна быть возвышена до состояния света, или субстанции высшего разума, в которой отречение от всякой привязанности к низшим состояниям материи — от страстей — сделает возможным проявление утонченных, усовершенствованных духовных форм жизни. Ни один здравомыслящий человек, будь то мужчина или женщина, не может не согласиться с настоятельной необходимостью изменения существующих законов о браке, если за этой расой человеческих существ должна последовать раса более совершенная. Но отмена законов о браке настоящего времени и сознательный возврат к прежним идеалам, а также принятие законов или, вернее, беззакония, господствовавшего в допотопные времена, могут иметь лишь один результат. Законы, управляющие эволюцией элементальных сил белладонны, или сонной одури, не могут теми же самыми способами и средствами породить розовый куст. Возможно, для его роста потребуется действие тех же самых законов, но процессы роста и формирования, а также необходимая субстанция и энергия должны быть совершенно иного качества. Человечество обретает новую силу и знание лишь продвигаясь вперед, но никак не отступая назад. Сегодня и воспитание, и все усилия, касающиеся супружеских отношений, должны быть направлены в сторону правильного, естественного сочетания и единобрачия, а не беспорядочных связей. Если хороший садовник хочет получить необыкновенно прекрасный цветок определенного вида, он отбирает семена высшего сорта или делает прививку от лучшего образца. И когда наконец он получает желаемый цветок, то старается не смешивать его семян с семенами исходных растений и не делать ему прививки от низших видов растительных форм, если желает сохранить эту новую и необычную разновидность. Ибо один-единственный акт подобного характера означал бы для культивированного таким образом растения возврат к низшему состоянию. Законы, с помощью которых садовник довел свой прекрасный образец до совершенства, — это те же законы, что управляют совершенствованием и сохранением высшего класса жизни, человеческого рода. Если надлежит развиться божественному творению — совершенному человеку, — то будущий его родитель не может обратиться за семенем, то есть за другим родителем, к выродившейся расе, или использовать способы и условия, которые способствовали развитию низшей расы людей. Каждый из родителей должен выбирать себе семя (пару) среди наивысшего типа людей из тех, с которыми он только может контактировать, точно так же следует ему выбирать и самому создавать наиболее благоприятные условия и окружение для новой жизни и будущего развития этого семени. Если сила исходного растения истощена чрезмерным плодоношением или какой-либо болезнью, то садовник никогда не возьмет его семян для опытов или выведения новой культуры. Если человек истощил свои силы случайными половыми связями, лишив тем самым жизненности те клетки, что формируют семя человеческой жизни, лишь ради удовлетворения своего полового влечения (изначально вложенного в человека с целью производства потомства), то, когда придет время встретить человека, с которым можно было бы произвести на свет ту высшую форму жизни, что только возможна для этих двух, соединенных ради созидания индивидуумов, он или она окажутся совершенно неспособными дать необходимую субстанцию, силу и магнетическую энергию для образования требуемого проводника, или тела, в котором ожидающая воплощения более совершенная душа могла бы исполнить свою божественную миссию. Они могут породить множество тел, но уже не способны к созданию такого тела, которое Я имею в виду. Свежесть чувств, магнетические качества, одическую силу, чистую любовь — все, что необходимо для создания высшей формы физической жизни, они уже дать не в состоянии. В настоящем цикле манифестации никакими аргументами ничего, кроме разврата и удовлетворения низшего желания, не сделать из того, что именуется «половой свободой». И если в более высокоразвитой расе естественным следствием такого развития будет и большая степень свободы во всех областях жизни, то там не будет злоупотребления этой свободой, неизбежно возникающего сегодня у подавляющего большинства тех, кто её испробовал. Истинный и законный брак придет на эту землю так же естественно, как день следует за ночью, но лишь тогда, когда люди создадут иные, лучшие условия. Когда это случится, беспорядочные половые отношения будут такой же редкостью, какою в наше время является истинный и законный брак. Поймите, Я отнюдь не настаиваю на продолжении брачных отношений между мужчинами и женщинами, которые не испытывают взаимной симпатии, проявляя неверность или жестокость по отношению друг к другу. То, о чем Я прошу вас, — это более серьезный подход к выбору спутника и использованию всех естественных средств, при помощи которых такой выбор может быть разумно сделан. Неблагоприятные планетарные условия, нечистые мотивы, нездоровое половое влечение — все это ответственно за большую часть несчастливых, противоестественных браков настоящего века. Критиковать закон, требующий единобрачия, только потому, что мужчины и женщины вступают в брачные отношения неподготовленными и, следовательно, непригодными для таких отношений, было бы столь же несправедливо, как критиковать закон тяготения за то, что он не выполняет своего назначения в том случае, если на пути падающего предмета сознательно помещено препятствие. Осуждение единобрачия и практика беспорядочных связей в случае каждого разумного мужчины или женщины, которые достаточно осведомлены о причинах и следствиях непослушания закону, управляющему созидательными силами, сознательно или бессознательно основаны на нездоровом половом влечении. Сегодня человечество развивается под воздействием иного аспекта мирового закона, нежели тот, что управлял его рождением и эволюцией в более ранние века этого Цикла. В то время превыше всего правил закон дифференциации, или разделения, тогда как в нынешней расе главенствует закон объединения, или сочетания. Треугольник вновь находится в процессе превращения в прямую линию, как это и должно быть на заключительных этапах каждого Великого цикла манифестации. И те, кто вкладывают свои последние силы в эгоистичные желания, противодействующие Божественному предначертанию и мощи, неизбежно проигрывают.
Наставление 87 Сокровенный языкОдно из правил посвящения в высокую степень Великой Ложи содержит следующие строки: «Это тайна, несущая смерть; замкни уста твои, дабы не выдать её невежде; замкни ум свой, дабы ничто не выскользнуло из него и не вышло наружу». К этому призыву добавлен еще и другой: «Широко раскрой руку твою, дабы кровь, проливающаяся из твоих отворенных вен, могла стекать с пальцев твоих и давать жизнь мертвому. Открой сердце твое, чтобы его сокровенная святыня могла быть отражена на экране мира лучами Центрального Солнца, дабы люди могли знать, что есть язык превыше всех слов». С тех пор как лишенный разума человек был озарен Сынами Света и в человеческой расе проявился высший Манас, тени низшего разума — животные инстинкты — сражаются за возвращение себе прежнего господства, стремясь вычеркнуть все «да не будешь ты» из тех заповедей, которые были даны Сынами Света в качестве заветов высшей эволюции. Известные Десять Заповедей отнюдь не являются изобретением нескольких последних тысячелетий, данным Богом через одного вождя иудейской расы, как это принято думать. Каждый их пункт — это квинтэссенция, итог необозримого по времени жизненного опыта, собранного жившими на Земле бесчисленными мудрецами и пророками и высеченного на «двух каменных скрижалях», то есть на двух легочных долях — воздушных передатчиках — двойном органе, сделавшем возможной человеческую речь. Но существует намного больше таких «да не будешь ты», высеченных на подобных же камнях, или органах, теми же самыми способами, с подобной целью, и теми же мудрецами и пророками в более развитых телах. Среди таких заповедей есть следующая: «Да не возьмешь ты хлеб у детей и не бросишь его псам», что означает: «Да не воспользуешься ты тайнами Посвящения, чтобы выдать их всему миру». Во многих случаях, когда эта заповедь нарушалась, в результате следовала смерть: смерть души равно как того, кто выдал тайну, так и того, кто узнал ее. Ибо, когда определенные великие космические истины передавались неподготовленным — непосвященным, их душа и тело разрушались из-за неспособности держать под контролем порождаемые космические силы. Это объясняется тем фактом, что невозможно было передать им предостерегающие указания и правильные методы управления силами, порождаемыми применением вышеуказанных истин, ибо эти указания и методы могут быть переданы лишь «из уст в уста» Иерофантом определенной степени неофиту той же ступени. И никто из людей или даже богов не решился бы дать подобные указания слабому или недостойному. До окончательного распада такие «мертвецы» становились, более или менее сознательно, проводниками черной магии — облеченными в форму орудиями злобных сил. И в этом веке те же ужасные преступления с их страшными последствиями совершаются гораздо чаще и с большим размахом, чем когда-либо прежде, ибо это есть век Антихриста. На земле нет ни одного места или центра, где в духовные стремления Белой Ложи, направленные на орошение бед человечества, на улучшение существующих условий и духовный прогресс человеческой расы, не вмешались бы сознательные сатанинские сотрудники Черной Ложи, чтобы обосноваться в каком-нибудь мужчине или женщине, которые начинают корыстно или честолюбиво использовать знания, полученные через близкое общение с учениками Белой Ложи — с целью разрушения и разъединения того тела, то есть общества, с которым он или она связаны. Те же силы, те же слабые, неустойчивые, пассивные души — проводники этих сил — и сейчас находятся рядом с вами, как и около каждого центра, где существует звено, связанное с Посвященными, и они исполняют ту же космическую задачу, то есть действуют как пробные камни для испытания отдельных членов данного центра. Во многих случаях такие лица по невежеству убеждены, что «служат Богу», тогда как в действительности они наносят удары по самой основе Веры, Надежды и Мужества. В других случаях они сознательно приносят другим все зло человеческой плоти в виде страданий, потерь и болезней, позируя в то же время как благодетели в своих белых одеждах с черными изнанками. Поэтому Посвященные очень скованы в своих усилиях и часто лишены возможности сообщить те методы, о которых дается намек в вышеупомянутых Правилах. Им не дают «разжать руку, с пальцев которой капли — правила языка Мистерий — могли бы стекать на человечество», то есть достичь людского сознания и дать возможность вновь обрести утраченные ныне силы и привилегии. Разъяснить и научить этому можно лишь на одном этом языке. В каждом из случаев, когда делалась попытка научить этому языку мирян, и даже еще до того, как ими были полностью усвоены самые первые принципы, те, кому было доверено необходимое знание, вынуждены были останавливаться, снова сжимать руку и ждать замещения отступника из семеричной группы, прежде чем они могли продолжать дальше; ибо такая семеричная группа является существенной необходимостью. Иные ученики удивляются, ломая голову над фактом такой остановки, или перемены, по линии эзотерических наставлений, причина которого не может быть сразу раскрыта их учителями без нарушения какого-нибудь из законов ученичества, которым они лично связаны. В таких случаях ученики нередко делают поспешное заключение, что эти учителя не соответствуют своему положению или же достигли предела своих знаний. Вы должны знать это на тот случай, если столкнетесь с подобными вещами, и должны быть готовы «стоять в горниле» бок о бок с теми, кто вынужден выдерживать напряжение таких условий, чтобы тем самым сделать возможным возобновление прерванного курса Наставлений или удержать центр от получивших в него доступ сил зла. Если вы не можете этого сделать, значит, «ваш час еще не пришел». Значит, вы еще не обрели силы «спокойно пребывать на горизонтальной перекладине равноконечного креста, когда его вертикальное копье пронзает ваши жизненно важные центры, чтобы поднять вибрации солнечного сплетения и позволить вам получить в награду распятие». Не доверяйте тем мужчинам или женщинам, что называют себя членами Храма, а после наносят удар в сердце вашего Ордена, — перед вами обязательно соглядатаи Братьев Тьмы. Бегите от тех, кто предлагает вам золото Духовного знания в чаше, сделанной из сердца вашего сотоварища. Кровь вашего собственного сердца постепенно наполнит эту чашу, если вы примете ее. Тот, кто обращается к Братьям Света за благой возможностью, уже в самый момент своей просьбы требует и испытания огнем, то есть испрашивает возможности доказать свою пригодность для жизни на более высоких ступенях. Милосердный закон во многих случаях делает его слепым к своим неудачам; но это будет виной лишь его, его одного, если он не сможет распознать присутствия соглядатая от черного мага в самом центре своего Ордена, когда враг посягает на основополагающий закон Ордена — Нераздельность.
Наставление 88 Духовная наследственностьСознание есть основа всей жизни. Все внешние выражения сознания эфемерны, преходящи, иллюзорны. Из семи взаимосвязанных форм, образующих в совокупности проявленное «я» человека, каждая из четырех низших имеет свою прошлую, настоящую и будущую карму, которая теснейшим образом переплетается с кармой остальных форм, а также с кармой расы, семьи, нации, мира и Вселенной, частью которых она является. Каждое из этих четырех тел, или оболочек, как они именуются в Тайной Науке, может быть больным или здоровым, счастливым или несчастным, пребывающим в хорошем или плохом окружении, исполненным энергии или бездеятельным, мудрым или глупым на протяжении какого-то периода времени — в соответствии с той доминирующей кармической силой, которая действует в тот период на этом отдельном плане проявления. Самая низшая форма — физическое тело — кажется иной раз неповоротливым и ленивым без видимой на то причины. Но, быть может, в то самое время другое тело, или оболочка, переживала некую фазу активности, которая в результате отразилась на физических атомах как негативная сила; то есть врата клеток, так сказать, открылись и позволили этой силе просеяться сквозь атомную структуру физического тела, вызвав в нем чувство инертности. Иногда неожиданный приступ неистового гнева, абсолютно необъяснимый в тот момент для всех окружающих ввиду своей явной беспричинности, находит вдруг на человека, приводя в результате к преступлению на физическом плане. Возможно, что в этом случае какая-то другая его оболочка переживала прошлый опыт подобного свойства в то время, когда сильный гнев стал причиной взрыва чувств; или же эта оболочка в своих собственных областях проходила опыт, подобный тому, который переживало в тот момент физическое тело, и сила этого страстного переживания тем самым вовлекла в свой круг другую оболочку и, быть может, даже заставила её совершить преступление. Сознание, будучи в этот момент сфокусировано на физическом плане сильнее, нежели на любом другом, естественным образом помогло проявиться такой вспышке на этом плане, действуя через физические чувства. Каждый план и каждое тело на любом плане является как бы двухсторонним зеркалом. Сознание — Строитель, — существующее как «стоящая в отдалении звезда», в определенные, строго установленные циклические периоды вглядывается в каждое зеркало по очереди. Когда его взгляд сосредоточен на каком-то одном зеркале, оно различает там не только себя, но и свои отражения в окружающих зеркалах, и даже отражения отражений. Оно периодически отождествляет себя с каждым из этих отражений до тех пор, пока не разовьет распознавания. Все эти оболочки в итоге распадаются, возвращаясь к однородному состоянию, — одна за другой в строгой последовательности: сначала физическая, затем астральная, ментальная и, наконец, высший астрал, или душа. По мере того как сознание освобождается от каждой оболочки, оно все более и более сосредоточивается в оставшихся. В конце концов вся сила, знание и мудрость, полученные благодаря опыту во всех этих оболочках, сосредоточиваются в неизменном духовном теле эго — теле Нирманакая, построение которого началось еще со времени первой манифестации материи в начале новой Манвантары. Когда кармический закон вынуждает индивидуальность, или эго, воплотиться, это эго собирает воедино рассеянные фрагменты, сканды, а также устойчивые результаты предыдущих воплощений в своей аурической сфере и заново, одну за другой, строит каждую из своих оболочек и последней — физическую, наделяя её собственным сознанием в процессе этого построения. С образованием физического тела завершается еще один круг индивидуального жизненного цикла. Я даю вам всего лишь нечто вроде иллюстрации, не пытаясь подробно рассматривать действие различных форм, фаз, сил и условий жизни, относящихся к вышеупомянутому процессу, но все же отмечу несколько интересных деталей. Иногда тени (оболочки) одного или нескольких других эго проходят по поверхности одного из зеркал, и в этом случае происходит смешение сознаний индивидуальных эго. Продолжаясь мгновение или более длительное время, такое смешение происходит лишь в том случае, если эти эго тесно связаны узами кармы и симпатии; или, по сути, принадлежат к одному Космическому Лучу. Человек по невежеству называет различные аспекты этого феномена спиритуализмом, сродством, психическим контролем и тому подобными терминами, но в действительности это есть именно действие духовного закона. Это единственно верное основание для брака между душами лишь предвосхищает то, что окончательно станет реальностью при завершении Манвантары, когда в зеркалах — телах, — как средствах для личной идентификации, уже не будет нужды, ибо человеческая раса вновь станет тем, чем она была вначале, — единой сущностью. Вы можете спросить: а как же тогда быть с влиянием планет, наследственностью и т.д.? Но не забудьте, что Я вам уже говорил: этот мир, а также вся Вселенная, которая содержит в себе этот мир вместе со всеми его обитателями, развиваются подобными же соотношениями, и подчиняются одним и тем же законам, которые, в частности, управляют и движением планет. Влияния планет есть все те же проходящие тени, о которых говорилось выше, отбрасываемые на зеркала индивидуального эго. Их воздействие возможно лишь в силу тесной связи, существующей в кармическом и космическом смысле между эго, которые являются, так сказать, источниками света, делающими возможным отбрасывание этих теней. Тени перемешиваются и переплетаются друг с другом, а также с отбрасываемыми на это зеркало мыслеформами, и лишь некоторые эго — в данном случае планетарные правители — имеют силу отделить их одну от другой и поместить на соответствующие им места на шкале жизни. Но так же как смешиваются тени, скользя по поверхности зеркал, так же смешиваются и планетарные влияния и их отражения, отброшенные индивидуальными эго планетарных правителей, оказывая друг на друга влияние согласно действию естественных законов, которые создают и контролируют эти индивидуальные выражения Божественной жизни. И только Мистик, способный наблюдать эти отражения, расшифровать их тайны и вычислить силу и назначение каждого из них в отдельности, сможет справиться с истинным гороскопом человека. Вероятно, и менее развитый человек смог бы составить гороскоп физического тела, но как быть тогда с гороскопами трех остальных тел — астрального, ментального и психического, если вы хотите получить истинный портрет той четвероякой сущности, каковой является человек? Уважающий себя астролог никогда не станет открывать глаза на тайны звезд, относящиеся к внутренним оболочкам, профану, дабы тот не унизил их. Такой астролог знает, что даже попытка этого будет величайшим грехом.
Наставление 89 ХарактерХарактер является основным источником, а также кульминацией каждого успешного усилия, направленного на созидание души; началом и концом всякого индивидуализированного Космического, планетарного и человеческого устремления, направленного на достижение превосходства духа. Не обладание этим основным принципом или его ослабление означают гибель и разложение всякой индивидуализированной формы жизни. Редко кто, даже среди наиболее просвещенного класса исследователей, задумывается над тем, какие методы и какие силы могут строить и укреплять субстанцию характера, а также над тем, из чего в действительности эта субстанция состоит. Взаимодействие Воли и Желания под влиянием определенных стимулов побуждает к ускоренному действию центральный нуклеус эмбриональной клетки; постоянное же повторение этих стимулов может породить клетки, или зачатки, того, что со временем станет органическим центром, питающей основой, быть может, мозга. Этот центр может реагировать лишь на побудительную силу того же свойства, которая образует третью линию этой триады — Действие. Такой стимул первоначально задается вибрационным действием различных качеств, называемых обычно добром, или благом, и существующих в разуме планетарного правителя той планеты, где эта клетка развивается и, следовательно, испытывает на себе силу притяжения диады, или выраженных в ней Воли и Желания. Постоянный контакт и взаимодействие между этими побудительными силами, или основным источником, и клетками мозга с течением времени будет развивать те же качества в большей степени, пока наконец они не проявятся в человеке как то, что мы называем его характером. Слово «характер» обычно отражает смутное представление о хороших или дурных чертах человека, обладание которыми может позволить ему приобрести некоторое положение и влияние в социальной, религиозной или политической жизни, либо, наоборот, воспрепятствовать этому. Но истина заключается в том, что каждый отдельный элемент, каждое качество, входящее в общую сумму, составляющую этот характер, есть результат эонов сознательного, упорного и неослабного усилия индивидуального эго на протяжении своей минеральной, растительной, животной и человеческой жизни. Монада, облекаясь в форму кристалла, попеременно притягивала и отталкивала различные вибрации пранической энергии, и зарождающаяся Воля в конце концов связала образовавшуюся в результате молекулярную субстанцию, придав ей некую фиксированную форму. Она заострила края каждой грани и таким образом создала точки, служащие как для связи с другими подобными формами, так и в качестве оружия нападения и защиты. Эти заостренные вершины кристалла являются в конечном счете основами для других соответственно активных и сильных органических центров и органов защиты и нападения, согласно циклическому развитию того царства природы, в котором эта монада проявляется, и в соответствии с развивающимися в этом царстве стадиями, или родами, жизни. К примеру, такие острия могут развиться в шипы розового куста, рога животного, плавники рыбы, ядовитые железы змеи или же в зубы и когти зверя — его органы защиты и нападения. Каждая из вершин кристалла первоначально служила своей специфической цели — в соответствии с нуждами, желаниями и волей монады, сосредоточенной и выраженной в центральной клетке этого кристалла. Впоследствии все такие вершины развились в средства контакта и органы защиты и нападения, обычно называемые качествами; проявляемыми в человеке в образе его мышления и действий. В то время как формы таких качеств недоступны человеческому глазу, они различимы внутренним зрением, имея в мозге человека посредников для своего выражения. Когда мозг разрушается, они лишаются возможности какого-либо выражения в форме, и по оккультной фразеологии именуются с того времени Скандами. Эти качества суть краеугольные камни здания, воздвигаемого нами для выражения характера. Если вы не досчитываетесь какого-то одного из основных качеств этого здания, то это означает, что либо вы еще не заработали его в прошлом, либо утратили вследствие злоупотребления, и не будете обладать им до тех пор, пока снова не приложите к тому упорных и неутомимых усилий. Если вам не хватает качества самоконтроля, то никогда не упускайте удобного случая поставить вашу волю в условия, препятствующие подобному контролю. Тысяча неудач не в счет там, где было сделано хотя бы одно успешное усилие. С каждым выдержанным испытанием вы становитесь все ближе и ближе к конечному достижению. Сказанное справедливо и в отношении всех остальных качеств. Привлекайте к себе космические созидательные силы своим сильным желанием. Объединяйте все ваши успехи в одном мысленном образе нужного вам качества, созданном посредством Желания. Никогда не забывайте о той скрытой внутри вас силе, которая когда-то действовала внутри вершин кристалла. Эта же самая сила теперь пребывает в тех качествах, которые образуют характер, а именно: самоконтроль, альтруизм, служение, чистота, вера, правдивость и преданность. Когда эти качества достигнут в вас наивысшей точки развития, вы станете Учителем Белого Братства, но никак не ранее, даже если бы владели всей землей и всем тем, что она содержит и выражает собой. Приближается день признания в полной мере мощи «малых вещей», ибо малые вещи являются основой вещей великих; и направленное должным образом изучение тех же граней кристалла укажет путь к Богам. В вышеупомянутом кристалле вы найдете не только качества, касающиеся воли, но также и все принадлежности, все свойства рода человеческого, ибо уже в самой первой проявленной форме жизненной силы сокрыта мощь этой троицы: Воли, Желания и Действия. Чем сложнее форма, тем сильнее было действие этой мощи и тем большие возможности открываются в будущем. До тех пор пока вы ждете от Меня лишь того, чтобы Я поддерживал ваши собственные мнения, ваши собственные представления о жизни и действии (той жизни и том действии, которых вы пока еще только коснулись), потому что не можете или не хотите повиноваться определенным законам Бытия, подчинение которым увеличило бы силу восприимчивости тех органических центров, через которые только и может излучаться свет истинного знания (и поступая так, вы бессознательно отталкиваете этот свет, обрекая себя на разочарования и огорчения); до тех самых пор вы будете зависеть от всякого колебания мысли окружающих. Мыслеформы, протекающие через ваш ум, сбивают вас с толку относительно самого главного, тем самым делая вас неспособными придерживаться того единственного центра, которому вы должны хранить верность, — именно должны, ибо и карма, и ваши собственные высшие Воля и Желание законно поставили вас в определенное положение по отношению к этому центру. Если вы убеждены, что ваш Учитель-Посвященный знает об излагаемом им и интересующем вас предмете не больше, чем вы сами, и при этом будете считать истинными лишь те умозаключения, что оформились как результат таких же блуждающих мыслей, которые в данный момент просачиваются в ваш ум, то вы ровно ничего не приобретете от его наставлений. Царство Божие внутри вас, оно также и внутри центральной клетки кристалла, и в центре любой вещи или любого условия. Пока вы послушно подчиняетесь этой центральной клетке, вы продолжаете выстраивать высшие качества (подобно тому как строятся вершины этого кристалла) согласно тому же самому закону вплоть до конечного совершенствования формы. Но подобное развертывание духовной субстанции, также как и сама жизнь клетки, зависят от заключенной в каждом её атоме способности противостоять любой внешней силе, стремящейся разобщить эти атомы между собой, — то есть способности сопротивляться той силе разделения, которая стремится помешать осуществлению цели того эго, что управляет этой массой и лишь одно знает геометрическую форму, установленную для какой-либо массы субстанции Божественной Мудростью согласно числу; в равной степени они зависят и от силы непротивления истинно созидательным силам. С человеком происходит то же, что и с клеткой кристалла: сила его развития и роста держится на его способности отождествляться с одним из тех истинных центров, что по прямой линии идут от Дхиан-Когана через планетарного правителя и дальше вниз, через ряды меньших Учителей, вплоть до того составного тела, частью которого он является (эта лишь в определенном смысле линия центров in toto является одним центром); и эта сила зависит от его характера. Без центра выражения невозможно проявление характера; без характера человек был бы всего лишь скоплением неустойчивых сил. Исходя от общего к частному, некоторые учат, что характер строит моральная ответственность, хотя в действительности все обстоит как раз наоборот — именно характер определяет моральную ответственность. Мораль изменчива. Она может быть относительно хорошей или дурной в зависимости от расы, нации, религиозных предрассудков и т.п. Но характер, Я настаиваю на этом, является единственно устойчивой чертой, переходящей из воплощения в воплощение. Он есть, так сказать, основная оболочка эго и неотделим от него.
Наставление 90 Злоупотребление мощьюОт Учителя М. Если среди множества причин, оправдывающих нежелание Посвященных правого пути разглашать глубочайшие оккультные истины относительно применения созидательной мощи, и существует наибольшая, — то это будет отношение подавляющего большинства человеческой расы к женскому полу. Тот факт, что наиболее злобное, жестокое и несправедливое отношение к женщине проявляется именно со стороны женщин, еще больше затрудняет проблему. Ответственность изучающего оккультизм за подобное отношение совершенно не сравнима с ответственностью кого-либо иного, ибо он очень хорошо понимает, что без содействия женского начала мужчина абсолютно беспомощен в своих поисках философского камня — этой утраченной созидательной мощи. И это знание делает его поведение вдесятеро более предосудительным, если он позволяет себе или же потворствует другим в поношении и злобной клевете на женщину, кем бы и чем бы та ни была. Тот, кто учит, что кроме пути совершенной чистоты может быть иной путь к тем высотам знания, на которых становится возможным порождение и использование могущественных созидательных сил, является либо сознательным, либо невежественным обманщиком, и всегда — жалким орудием Братьев Тьмы. И несмотря на то, что каждый истинный ученик оккультизма прекрасно это знает, нередко первое же проявление честолюбия, слабости, раздражения или же справедливой критики в отношении какой-либо ошибки вызывает у этих учеников злобную клевету и ярое поношение женщины, занимающей видное положение в том обществе, частью которого они являются. В любом обществе — религиозном, социальном, научном или политическом — женское начало, этот самый жизненно важный и самый необходимый источник, питающий его рост и развитие (даже если это и незаметно с внешней точки зрения), почти неизбежно является мишенью для самых дьявольских нападок. И так будет продолжаться до тех пор, пока женщина, исключительно ради блага женской половины человечества, не очнется от летаргического сна и не заставит уважать свой пол. В течение нынешней Манвантары мужчина никогда добровольно не уступит женщине принадлежащего ей в этом мире места, пока она сама не займет его благодаря собственной, присущей ей от природы силе; но ей будет не по плечу занять это место до тех пор, пока она может спокойно смотреть на то, как нападают на её сестер; до тех пор, пока она будет без всякого протеста наблюдать унижение своего пола, не делая даже попытки восстановить в правах тех женщин, которых критикуют и часто отстраняют от дел те, кто ищет лишь своего возвеличивания. И дело здесь не в одной только этике. Во всех подобных случаях происходит посягательство или даже нарушение (в зависимости от силы основного мотива) одного из мировых законов, управляющих духовной созидательной мощью. И во всех этих случаях дотоле латентный позитивный аспект созидательной силы пробуждается прежде времени, а затем, образно говоря, его свободное движение преграждается и он отбрасывается назад, на самого себя, порождая взрыв, рассеивающий его силу в разные стороны, вместо того чтобы в союзе с негативными аспектами той же созидательной силы равномерно и естественно развиваться в единую могучую силу. В случае, когда такое развитие происходит, оккультист может концентрацией воли и ума направлять эту силу по линии духовного созидания для развития высших духовных способностей. Потворство тем действиям, о которых здесь говорилось, вызывает на астральном плане явления, сходные с разрядом электрической искры на физическом плане в момент скрещения электропроводов. А освобождаемая в результате этих действий на астральном плане огненная сила проявляется на плане физическом и, подхватываемая страстями, хотя и бессознательно в большинстве случаев, используется уже в низших созидательных функциях. Человечество очень медленно приходит к осознанию истинных причин тех следствий, с которыми постоянно сражается; и более всего оно медлит в своих поисках тех причин, что стоят за проявлениями разрушительных сил Природы. |