Учение Храма. Наставления 161-170
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 161

Искупление

Искупление греха может быть совершено лишь Христом — Христом, распятым на кресте страдания в течение Маха-Юги — Великого космического века, — на том кресте, что образован пересечением линий материи и духа. Искупление личного греха совершается душою — проводником Христа — в течение земных жизней индивидуального эго почти непрерывно. Когда желание души повиноваться Божественному Закону побеждает желания тела нарушать этот закон с целью чувственного удовлетворения, тогда в низшей природе человека происходит полная перемена. Этот процесс победы и преодоления дает в результате искупление индивидуальной души и примирение её с Богом, со Сверхдушою.

Искупить — значит загладить, стереть, и в этом процессе стирания, или искупления, злодеяния происходит прежде всего нейтрализация токов той силы, которая утвердилась в ауре человека за счет энергии, освобожденной при совершении этого деяния. И подобно тому как один какой-либо ингредиент может совершенно изменить весь характер субстанции, состоящей из нескольких химических элементов, так и действие одного высшего атрибута может нейтрализовать действие нескольких низших качеств в человеческой природе, изменив таким образом весь её характер и, так сказать, переродив этого человека.

Ни один человек не может искупить грех другого человека, но он может оказать ему помощь в тяжелую минуту, так чтобы этот другой смог открыть свое сердце зову своего высшего «Я». Таким образом будут приведены в действие божественные силы, которые в свою очередь повлияют на ауру первого человека, сделав его соучастником в благих действиях тех божественных сил, что были проявлены в результате такой помощи.

Христос, распятый на кресте каждого человека, в какой-нибудь точке своей эволюции должен спуститься в Царство теней (Ад), чтобы вернуть к естественной жизни душу, низвергнутую туда вследствие злодеяний её низшего «я». Иными словами. Божественная Любовь должна дойти до самой глубины сердца человека, чтобы победить и возродить его, прежде чем он сможет понять и осознать чудовищность своих проступков против Божественного Закона и простить себе грехи, совершенные против себя самого; ибо для полноты искупления необходимо прощение.

 

Наставление 162

Свежий воздух

Всякий, кто изучает жизнь и различные её аспекты, не может не заметить циклического действия каждой её фазы. В области права, в этике, политике и религии любое действие и противодействие происходят циклически. Так, законы, установленные в один период, отменяются или не признаются в период последующий. Одна школа в медицине или стиль в архитектуре, один метод образования, одна мода уступают дорогу другой, чтобы через определенное время вернуться вновь уже в несколько ином виде. Время провозглашения реформ в области этики сменяется безразличием и распущенностью, а затем снова возвращается волна чрезвычайной добродетели. И сколь бы простой и неприметной ни казалась глазу наблюдателя какая-либо фаза жизни, в любом случае её возникновением, угасанием и новым появлением управляет циклический закон.

Прошло сравнительно немного времени с момента мирового признания значения свежего воздуха в лечении и предупреждении болезней, и вот уже новые открытия в науке зовут к пересмотру некоторых общепризнанных идей; а когда более новые теории завоюют почву и страх перед действием нечистого, лишенного жизненной силы воздуха уменьшится, тогда другие средства от тех болезней, которые, как предполагается в настоящее время, излечиваются лишь свежим воздухом, будут найдены, чтобы, в свою очередь, уступить дорогу следующим. Но мудрый человек не поддастся напору этой возвратной волны, ибо за видимой истиной позднейших научных открытий, а точнее сказать — над ними, — стоит истина духовная, которая может быть познана при наблюдении закона аналогии. И она будет признана гораздо более надежной, нежели любые открытия современной науки.

Как профилактические, так и лечебные свойства чистого, свежего воздуха зависят прежде всего от содержащейся в нем влаги, действующей как проводник для одной из наиболее утонченных сил природы. Влажность является результатом комбинации водорода, азота и кислорода; первичная основа этих газов суть магнетизм и теплота. В перегретом воздухе влажность уменьшается, а магнетизм и электрическая теплота, от которых зависит вся физическая жизнь, в значительной степени подавляются. Достаточно понаблюдать за высыханием каких-либо материальных предметов в перегретом помещении, чтобы получить некоторое представление о действии перегретого воздуха на человеческое тело. Избыток влаги выступает на поверхности тела, и даже если он не проявляется в виде пота, то при надлежащих условиях может быть видим как непрерывное испарение мельчайших частиц — проводников магнитной энергии, — через которые кожа и слизистые оболочки теряют сам жизненный принцип, повышая таким образом восприимчивость тела к болезнетворным микробам и постепенно подавляя силу его сопротивляемости.

Жизненный принцип — это утонченная электрическая сила, за счет которой поддерживаются магнетизм и теплота тела, а водород и кислород соединяются и превращаются в жидкости организма. Когда воздух нагрет выше нормы или испорчен (а это неизбежно означает, что либо изменяется температура тела, либо ему наносится вред в результате вызванной перегревом повышенной активности вышеупомянутых живых микроорганизмов), то тормозится процесс рассеивания шлаков, оседающих в мозге и крови в результате естественного сжигания в крови вредных элементов и их побочных продуктов, и, следовательно, эти шлаки не могут быть удалены из организма. Их отложения иногда столь велики, что заметны даже невооруженным глазом тому, кто научился их различать.

Физических следствий чрезмерной жары и тяжелого воздуха очень много, но все же имеется еще более важное следствие, которое не так-то легко изменить или уничтожить, как это возможно в случае с воздухом.

Как уже было отмечено, закон аналогии может вооружить разумного человека критерием познания, недоступным тем, кто не осведомлен относительно действия этого закона. Вы, несомненно, знакомы со следствиями воздействия чрезмерной жары на ум. Мыслительный процесс весьма затрудняется даже в период естественной жары, и во многих случаях возникает нечто вроде коматозного состояния. Ментальные тела подвергшихся подобному воздействию лишаются их жизненного принципа, более тонкой формы энергии, которая, в свою очередь, является основой телесной теплоты и магнетизма, лишившись которых тело ослабевает. Сознательное помещение тела в условия, которые его обессиливают и приводят к болезни, является своего рода самоубийством. Таким образом пресекается естественное воздействие души — проводника духа — на ментальное тело, и человек, его тело и душа, в той или иной степени выводятся из строя.

Вы можете сказать, что подобные результаты могут быть получены и другими средствами, но, уверяю вас, сходные эффекты вызываются сходными средствами, сколь бы отдаленными друг от друга ни казались их первопричины. Кровь, как проводник жизненного принципа, для своего очищения непременно нуждается в проводнике более тонких сил — воздухе, равно как и сами эти тонкие силы нуждаются в проводнике для передачи своего воздействия. И от какой бы формы болезни или вреда ни страдало тело, выздоровление зависит от той степени чистоты, которая поддерживается в крови.

Неумеренный гнев, ненависть и все их дьявольские порождения также перегревают кровь и создают условия для тела и духа, подобные тем, которые возникают в плохо проветриваемых или перегретых помещениях.

 

Наставление 163

Звуки и видения

До тех пор пока не станет возможным выразить в словах некоторые из наиболее важных особенностей оккультных исследований, умы неопытных учеников по-прежнему будут смущаемы ложными толкованиями или неясными утверждениями самозваных, вводящих в заблуждение учителей. Только высокоразвитый, опытный оккультист может понять, насколько трудно описать те планы материи и энергии, которые не имеют соответствий на плане грубой материи. Такой оккультист находится в положении музыканта, пытающегося передать словами хотя бы какое-то представление о звучании тонов более высоких или низких вибраций, нежели может слышать человеческое ухо. Когда эфирные вибрации, производящие звук, возрастают до уровня вибраций, производящих свет, они могут быть проявлены при помощи электрической энергии. Но если кто-то попытается сформулировать понятие о промежуточных между звуком и светом вибрациях, он встанет в тупик перед фактом невозможности продемонстрировать это явление на материальном плане естественным или механическим путем. Тем не менее эти промежуточные вибрации, или планы, — отчасти звук, отчасти свет — столь же реальны и необходимы для всей структуры Мироздания, как и более высокие вибрации.

Для неопытного психика чрезвычайно трудно распознать или даже определить, откуда исходят звуки и слова, произносимые на промежуточных планах и улавливаемые психическим слухом. Если только инструмент или голос не будет хорошо знакомым, то слова и фразы можно легко перепутать с теми, что были произнесены другими лицами на других промежуточных планах, но не на том, откуда долетели первые звуки. Именно это обстоятельство и влечет за собой те ложные впечатления, которые имеют место у тех, кто часто слышит отдельные фразы посредством психического чувства слуха — совершенно здравые, ясные и понятные высказывания сменяются бессмысленными словами, странное звучание которых не имеет никакой связи с ранее услышанным. Вполне естественно, что такие опыты вызывают у непросвещенного человека уверенность, что он страдает галлюцинациями или иными умственными расстройствами. Но если бы он знал, что такие феномены совершенно естественны, то был бы избавлен от подобного беспокойства. Ведь он находится в положении человека, который, сидя в одной комнате, пытается уловить детали какой-то истории, доносящейся из другой комнаты, где несколько человек рассказывают совершенно разные истории. При таких обстоятельствах он сможет уловить лишь случайные фразы из того рассказа, который хотел бы услышать; а в промежутках между этими фразами его слух наполнится многими, совершенно различными голосами и звуками, и все они, смешавшись, поставят его в тупик. Опытный оккультист по качеству энергии, освобождаемой в тех звуках, что достигли его внутреннего слуха, точно бы определил, на каком расстоянии он находится от говорящего и при каких условиях были произнесены эти слова. Чтобы не потерять связи между теми фразами, которые он хотел услышать, вмешательством силы воли он мог бы совершенно исключить звуки, идущие с иных планов.

Неопытные психики часто совершают одну печальную ошибку в отношении увиденного и услышанного. Учителя ортодоксальных религий обычно ссылаются, самое большее, на три плана существования, называемые ими: Земля, Небо и Ад, тогда как в действительности существует сорок девять планов и подпланов. Согласно распространенному убеждению, любая фраза, воспринятая психическим слухом живущего на этой земле человека (если только она не является результатом начинающегося безумия), должна приходить либо с Небес, либо из Ада.

Предыдущая иллюстрация, в которой человек слышит голоса разных рассказчиков и старается определить слова, сказанные одним голосом, — в равной степени применима и к частным разговорам, улавливаемым психическим слухом, когда оба — и говорящий и слушающий — находятся на земном плане. Между двумя лицами, одновременно живущими на земле, может быть поддержана внутренняя беседа, ни одного слова из которой не будет услышано другими.

Обычно не принимается в расчет, что различные эфирные вибрации звука и света воздействуют на различные органы зрения и слуха. Сенсорные центры астрального и кама-манасического тел воспринимают видения и звуки, невидимые и неслышимые для соответствующих центров физического тела. Неожиданный импульс к какому-то действию на физическом плане нередко вызван внушением, зарегистрированным в каком-либо внутреннем центре и отраженным на соответствующий центр физического тела, в то время как сам человек может даже не подозревать о его источнике.

Обычному неподготовленному человеку кажется, что ему нечему учиться в этой сфере, или же он оказывается слишком ленив или слишком критически настроен, чтобы подвергнуть себя той суровой дисциплине, которая весьма необходима для получения реальных достижений; поэтому он продолжает изо дня в день созерцать, как его с трудом завоеванные нахождения одного дня отрицаются новым жизненным опытом для следующего.

И все-таки время от времени находится по-настоящему усердный ученик, который способен уловить наполовину открывшуюся оккультную истину и применить её в качестве ключа, чтобы открыть более широкую перспективу знания, что приведет его к стопам великого Учителя. И для такого, как он, «путь» будет открыт.

 

Наставление 164

Крест равновесия

Вы не стали бы осуждать человека, который не может поднять парализованную руку, чтобы защитить себя, как не осудили бы и умственно неполноценного, неспособного дать правильную оценку словам предостережения. Так зачем же раздражаться и осуждать психически парализованного или неуравновешенного человека, который упорно высмеивает символические знаки, привлекаемые быстрыми темпами вибраций современной жизни из внутренних сфер, или игнорирует послания Старших Братьев, принесенные с болью в душе и по велению высшего закона? И зачем делать предметом насмешек слова того человека, который внимательно вслушивается в эти сообщения, но неверно истолковывает или искаженно понимает их из-за того, что психические центры его мозга недоразвиты либо, напротив, развиты чрезмерно; иными словами, чьи психические и физические чувства не находятся в точном соответствии, или не сбалансированы, и который вследствие этого чересчур обостренно воспринимает все психические феномены?

Абсолютно уравновешенные мужчина или женщина — из ряда вон выходящее явление в настоящее время, и если вы хорошо знаете себя, то согласитесь, что это совершенная правда и в отношении вас, и вашего ближнего, разница будет лишь в степени. Этот недостаток равновесия обусловлен нездоровыми или неправильно развитыми органами чувств.

Даже при поверхностном наблюдении вы не можете не заметить, что существует большой класс людей, которые раздраженно отмахиваются, издеваются и смеются или, напротив, приходят в дикое возбуждение, слыша предсказания грядущих событий, и пытаются напугать всех, с кем входят в контакт, чтобы заставить принять их точку зрения на предвещаемые события. Все эти люди совершенно упускают из виду ту пользу, которую можно извлечь из разумного и спокойного рассмотрения и анализа минувших событий и знаков настоящего времени. И священная, и мирская история полны свидетельств о тех кульминационных пунктах в делах нации и всего мира, которые случаются на этой планете через определенные промежутки времени, благодаря действию циклического закона. Повторение таких кульминаций точно в момент окончания определенных эпох, несомненно, дает основу для уверенности, что те же самые события должны происходить по завершении подобных периодов и в будущем. Это и есть разумное основание для честной и непредубежденной проверки таких сообщений, о которых Я упоминал, какими бы на первый взгляд неразумными и преувеличенными они ни казались, — то основание, что дает ключ к их правильной интерпретации.

Природа в своих действиях не совершает огромных скачков от одной формы жизни к другой. Истинный рост есть рост медленный, и характер великих кризисов и кульминаций в прошлом является надежным критерием для суждения о них в будущем.

Тот факт, что по окончании цикла один большой континент был погружен в глубины океана, а другой поднялся из этих глубин, наводит нас на мысль о размерах предсказанного бедствия, которое должно случиться по завершении другого цикла той же продолжительности. Знание великого закона противоположностей должно указать и на характер такого бедствия; например, водная катастрофа, произошедшая по окончании одного цикла, дает уверенность ожидать, что следующий период такой же протяженности закончится огненным бедствием. При знании символизма и закона циклов каждое событие — личного, национального или мирового значения, материальное или духовное — может быть с определенной уверенностью предсказано, и, следовательно, к нему можно подготовиться.

Закон всех законов — закон равновесия — наиболее важный как среди духовных, так и физических законов. Это непреложный и самый мудрый закон. На нем зиждется фундамент всей проявленной жизни. Он является первопричиной и конечным следствием закона противоположностей — закона, управляющего полом и всеми противоположными силами. Без его действия не может быть ни духовной, ни психической, ни материальной жизни в форме.

Крест равновесия представляет собою высшее достижение, расцвет, конечное единство всего разнообразия жизни; он означает, к примеру, исчезновение пола в бесполости, победу человеческой души над всем тем, что препятствует её эволюции. Когда полное понимание всего того, что может символизировать крест равновесия, осеняет центр образного мышления обычного человека, тогда устанавливается связь между этим центром и тем центром мозга, через который действует божественная сила интуиции, и тогда же начинают проясняться смысл, способ проявления и неизмеримая важность действия закона противоположностей.

Главное, что приходит в такие моменты жизненного опыта человека, — это осознание абсолютной необходимости дойти до такой точки развития, где он уже не может быть поколеблен ни мнением, ни опытом, ни желанием какого-либо иного существа, как проявленного, так и невидимого. Он приходит к осознанию необходимости формирования определенного плана или цели жизни, а также к мысли о невозможности изменить этому плану или отклониться от него. В дальнейшем он узнает, что существует и другая, не менее важная точка развития, которую необходимо достигнуть, ибо без неё первая может превратиться в постоянное проклятие вместо благословения, каковым она должна быть согласно Божественной цели.

Вам, детям Моим, детям одного со Мною естества, Я говорю снова и снова: трудитесь всем сердцем для достижения мощи равновесия. Никогда не забывайте, что не может быть такого подъема, который бы не начинался с более низкого уровня, и именно этот уровень содержит в себе и энергию, и импульс для восхождения. Используйте это преимущество такой энергии всякий раз, когда этот низкий уровень дает о себе знать, вместо того чтобы позволять себе опускаться еще ниже. И тогда вы будете подниматься, достигая все более и более высоких вершин. Крест равновесия станет венцом познания и мощи, и, когда такое равновесие будет обретено, это будет означать завоевание и удержание последней точки достижения.

 

Наставление 165

Безумие — обратная сторона гениальности

Обычно считается, что гениальность каким-то таинственным образом сродни безумию, хотя промежуточные уровни между ними в обычном понимании этих терминов, а также разделяющая их линия могут быть истолкованы по-разному. Но если к любой встающей перед человеком проблеме применить закон равновесия, что можно сделать и в случае этой проблемы, то можно достигнуть по крайней мере частичного её разрешения.

Естественным законом положен определенный предел той степени развития, которая возможна для человека в течение некоего периода времени. Если этот предел превышается — каким-то мозговым или телесным центром, — то нарушается равновесие между составными частями, и тогда чрезмерно развитый центр становится центром ненормальным. В таком случае имеет место некоторая степень безумия, которая определяется мерою потери, понесенной другими составными частями ума или тела в зависимости от конкретного случая. Ни одна составная форма материи, ни одно создание, принадлежащие к одному Лучу, или групповой душе, не могут перейти точку развития, назначенную эволюционным законом для материи или разума всех созданий этой групповой души на определенный период, без того чтобы в конечном счете не понести ущерба.

Продолжительность такого периода определяется силою устремления, которая задает первый импульс в направлении конкретной цели. К примеру, пребывающая в каком-либо дереве элементальная душа, принадлежащая к определенному семейству деревьев, не может изменить форму и характерные признаки этого дерева или переместить его эволюцию в какое-либо иное царство природы в течение назначенного природным законом периода для совершенствования этого вида деревьев, без того чтобы не нарушить эволюционный закон.

Если бы она смогла это сделать, то некогда нормальное дерево стало бы уродом — ни деревом, ни каким-либо иным созданием природы. Но если этого элементала вдохновлял высший идеал и его собственное развитие шло соразмерно с развитием этого дерева, то в начале следующего эволюционного цикла, когда всей группе в целом (той группе, к которой принадлежал и элементал и дерево) будет дан новый вибрационный импульс, его потенциальные силы, освободившись, будут всецело направлены на достижение желаемых изменений естественным, а значит, более приемлемым путем. И тогда вместо падения по шкале жизни получится подъем.

Те же самые законы действуют и в случае гениальности, которая является результатом чрезмерного развития какого-то одного мозгового центра. Во время какого-нибудь из предыдущих циклов воплощения душа такого человека должна была развить слишком самонадеянное желание или устремление в каком-либо направлении, в результате чего в последующей инкарнации было нарушено равновесие всех мозговых центров проводника, ибо один центр развился чрезмерно, тогда как другие были истощены. Следует помнить, что сканды — следствия действий — не умирают вместе с телом. Они ожидают душу на её обратном пути из Девачана и отождествляются с новой личностью. И здесь, как и во всем, можно отметить необходимость культивирования мудрости и знания, и вследствие этого власти над принципами желаний; иными словами, необходимость развивать силу подчинения Божественной Воле, выраженной в эволюционном законе.

Заповедь «не укради» обращена прежде всего к человеческой душе, ибо эта душа может совершить кражу, побудив какой-либо центр мозга к сверхъестественной активности за счет другого центра или даже целой группы центров. Здесь же можно найти и объяснение тому, кажущемуся слишком суровым наказанию, что полагалось ворам в древние времена, — вплоть до смертного приговора. Душа, упорствующая в ограблении других центров мозга в пользу одного-единственного, лишая их необходимой для развития силы, буквально добивается уничтожения тела, ибо в конечном счете смерть есть не что иное, как разъединение атомов, органов или состояний сознания.

Безумие, будучи негативным полюсом здравого ума, вызвано главным образом недостатком или потерей равновесия, следующего за перегрузкой какого-нибудь одного центра мозга вследствие неестественного увеличения силы в тот период, когда для нормального развития всех центров была полезна лишь определенная её степень. И эта утрата равновесия оказывается в той или иной степени гибельной для организма в целом.

 

Наставление 166

Представители Ложи

(Следующие строки являются ответом Учителя на вопросы, касающиеся Представителей Ложи):

Вас спрашивали, почему Вы, а также другие, кто был поставлен в прошлом в положение, подобное Вашему, вынуждены были бороться с демонами бедности, нездоровья, клеветы и поношения.

Существуют три причины, основанные на карме, перевоплощении и компенсации.

1. Чтобы достичь состояния психического и духовного развития, позволяющего совершать необходимый труд, человек должен был пройти через каждую фазу зла в течение многих земных жизней и преодолеть ее, создавая таким образом карму, которая должна быть искуплена. Эта карма не может искупиться полностью до тех пор, пока не исчезнет необходимость в манифестации во плоти. И чем ближе этот период освобождения, тем более жестокой становится битва между добром и злом, ускоряя, таким образом, изжитие прошлой кармы.

2. Самозащита является господствующей силой до тех пор, пока душа не озарится откровением о единстве жизни. После этого главенствующей целью становится ответственность за других и непрестанный труд для них. Но с принятием на себя этой ноши ответственность разделяется, и тем, кто помогает творить добро, дается возможность заплатить некоторую часть своей прошлой кармы.

3. Представители Ложи не встречаются среди физически совершенных, богатых и могущественных мира сего. Их время еще не настало. Они являются «пробными камнями» для тех, кому они посланы в помощь, а также должниками перед еще не искупленной кармой. Они пока не являются Учителями, но продвинулись намного дальше на пути к Мастерству, нежели большинство человечества.

 

Наставление 167

Конденсация и диффузия материи

Способ и процесс вычерчивания архитектором плана какого-либо дома на бумаге аналогичен тому методу, посредством которого природа вычерчивает и фиксирует изображение, или форму, человека, животного, растения или минерала на эфирной субстанции мира или системы миров.

Инструменты, используемые для этого в одном случае, весьма отличаются по своему характеру и форме от тех, что применяются в другом, однако, если бы мы были способны ощутить основной характер субстанции, применяемой при черчении рисунка, мы бы обнаружили, что он одинаков в обоих случаях.

Всемирный разум поистине является архитектором, где бы ни проявлялись его дифференциации — в природе или же в человеке. Основа субстанции, применяемой и в простом механическом акте, и в природном процессе запечатления плана или прообраза, произведено ли оно на эфире или бумаге, есть собранная праническая энергия, проводник Света.

Плотная материя, рассматриваемая с высоты Бытия, не более чем отбросы, исторгнутые из духовной субстанции при её нисхождении с плана чистого духа. Хорошо известен тот факт, что атомная основа всех молекул материи, которые формируют физическое тело, каждые семь лет заменяется, обновляя внешнюю оболочку этих молекул, или, иначе говоря, эпидермис.

Точно так же происходит и периодическое замещение элементов в оболочке каждого атома низшего астрального тела. И в процессе каждой такой смены происходит либо расширение и диффузия, либо конденсация и утончение этой среды в зависимости от того, происходит ли эта перемена в эволюционный или же в инволюционный период цикла манифестации, что справедливо для всей плотной материи. Эти изменения, совершаемые благодаря заключенной в этой среде пранической силе, получают направление, определяемое воплощенными эго данного периода. В течение эволюционного периода сброшенный проводник, или субстанция, достигает низшего разряда вибраций и становится материей на физическом плане. В настоящий мировой период отбросы субстанции высшего плана стали материей нашего нынешнего физического мира посредством действия законов расширения и диффузии.

То, что Я сейчас сказал, никоим образом не противоречит Моим предыдущим словам относительно отражения, ибо именно посредством отражения материя, или субстанция, одного состояния переходит в другое. Определенная часть субстанции вашего физического тела используется энергией света каждый раз, когда образ вашего тела отбрасывается на какую-либо отражающую поверхность, и это отражение сохраняется определенное время после того, как форма, отбросившая отражение, уже отклонилась от этой поверхности.

Сила, при помощи которой Посвященный может формировать и видоизменять свое астральное тело, выделяя его частично или полностью из тела физического или же втягивая обратно, была приобретена им благодаря его опыту в отношении феноменов света и звука. Первоначальный прообраз сохраняется в аурической сфере его эго от начала и до конца всей Манвантары, в течение которой оно периодически воплощается.

Этот прообраз первоначально был создан по образу и подобию Бога, и этот же прообраз, говоря иносказательно, отпечатался на каждой дифференцированной частице субстанции, как бы мала она ни была.

Из субстанции, заключенной в его аурической сфере, эго должно построить необходимый аспект, или часть, этого исходного прообраза, который нуждается в совершенствовании в соответствии с той расой, царством природы и периодом времени, в котором эта конкретная часть прообраза может быть развита.

Воплощенные эго текущей Манвантары через долгие века, прошедшие в течение их нисхождения в материю, постепенно воссоздали субстанцию, то есть материю, пригодную теперь для использования на восходящей дуге того же цикла манифестации. Иными словами, действие эволюционной энергии побуждает к обновлению, или к изменению субстанции духовного и астрального проводника этих эго в течение каждого периода их нисхождения от духа — чистой энергии; и эта субстанция постепенно становится достаточно уплотненной и грубой, чтобы принять свойство животного, растительного или минерального царства.

По окончании эволюционного периода происходит обратное и в действие вступает инволюционный аспект той же энергии — силы сжатия и утончения, — и так продолжается до настоящего времени. Так будет происходить до достижения высшей точки дуги восхождения, вершины спирали круга — материя будет продолжать сжиматься и утончаться, а потому терять свои плотные качества. Эти процессы будут продолжаться до тех пор, пока не будет израсходована инволюционная энергия у вышеуказанной верхней точки, после чего упомянутый первым процесс расширения и диффузии начнется снова, и тогда вступит в силу более высокий оборот космической спирали, то есть новая Манвантара.

В течение инволюционного периода субстанция, сброшенная атомной основой материи, как уже указывалось ранее, не расширяется, как это было перед тем, а сжимается. Воссозданная таким образом астральная субстанция становится легче, тоньше и эластичнее. Элементалы, образованные из этой субстанции, с течением времени становятся более активными и устойчивыми, и в такой период результаты их влияния на человеческую расу выражены ярче, ибо они гораздо труднее поддаются обузданию.

Это отчасти объясняет тот факт, что чувственные импульсы и соблазны совершать крайности во всех областях жизни, заметные в человечестве в инволюционные периоды, проявляются гораздо сильнее и намного труднее поддаются контролю, чем в периоды эволюционные. Исследования докажут вам, что чувственные импульсы и действия людей даже несколько столетий назад были проще по характеру и замедленнее в исполнении, а замыслы — более солидными по форме, нежели подобные проявления у современных людей. Все это происходит, главным образом, под влиянием изменения характера и субстанции ратей элементалов, воплощенных в астральной субстанции всех царств природы, с тех пор как начался текущий инволюционный период.

Как правило, чьи-нибудь рассказы о видении астрального посетителя не вызывают особого интереса. Вера в реальность такого феномена быстро улетучивается из сознания слушателей, если только она вообще была туда допущена. А тот, кто видел его, скоро забывает об этом или утрачивает веру в реальность своего видения, если только он не обладает способностью делать эту форму видимой физическому зрению. Если бы процесс подобной визуализации был понят и допущен как научная возможность, то сама вера в эту возможность весьма бы помогла сделать такие феномены обычными. Ведь силы и методы, используемые природой для расширения и диффузии духовной энергии в первом, то есть эволюционном периоде круга манифестации, в действительности сохраняются в эго человека. Высокоразвитый Посвященный уже освободил эти таящиеся в нем силы и поэтому может по своей воле сжимать или развертывать астральные молекулы, которые являются проводниками атомной основы, или искрами, как они названы в восточной философии. Он может таким образом сделать свое духовное тело — Нирманакая — видимым даже физическому зрению, равно как и астральную форму кого-либо другого, кто находится с ним на одной и той же линии, или кругообороте, жизни, если это будет необходимо, хотя и не сможет удерживать эту форму проявленной сколь угодно долго. Однако при этом он не может управлять самим эго этой формы без его согласия. Эго формы, вызванной к подобной манифестации, будет в это время оставаться в покое в своей сфере жизни, а это значит, что подобное действие будет не более значительным, нежели попытка оживить картину и тем самым обнаружить присутствие живого человека.

Но тот факт, что такое действие само по себе возможно для человека, совершил бы революцию в современной науке, ибо он неопровержимо бы доказал существование четвертого измерения, которое в настоящее время является весьма спорным предметом.

Утверждаемые Мною истины будут доказаны учеными другого века, ибо сжатие и утончение материи происходит сейчас столь стремительно и методично, что в тех областях, где произошли заметные изменения в строении материи, непременно будут проведены наблюдения, доступные человеческому глазу при помощи микроскопа. Всеобщее признание установленных таким образом фактов должно будет покончить с существующей ныне неуверенностью относительно продолжения жизни после изменения, именуемого смертью.

 

Наставление 168

Закон ритма

Мысль о взаимосвязи закона ритма с законом циклов вряд ли приходит в голову среднему мыслителю, но тем не менее оба они являются старшими сыновьями-близнецами единого Отца-Матери — Мирового Движения. Каждая вибрация материи четырех царств природы подчиняется строгому ритму в своей бессознательной преданности Божественному Закону. Как бы ни были малы атом, молекула, клетка субстанции или элемент силы, побуждающая их к внешнему проявлению фохатическая энергия вызывает в них колебательное движение — из стороны в сторону, вовнутрь и вовне, — точно в такт колебаниям их первичного центра. Если этот такт не соблюдается, то изменяется структура вовлеченной в этот процесс силы или субстанции. Когда частота этих колебаний становится выше или ниже определенного, положенного им уровня, то развиваются неестественные в отношении этого объекта условия. Например, если бы человек смог ускорить общее движение всех клеток сердца более положенной им степени, то такое сердце, насколько это касается физических чувств, совершенно бы исчезло из физического тела. Если же движение этих клеток, наоборот, замедлить, то результат будет столь же ощутимым. Только вместо того, чтобы проявиться психическим чувствам на высшем астральном плане, как было бы в первом случае, сердце ощущалось бы этими чувствами на плане низшего астрала. То же самое справедливо и для каждого атома материи.

Основное различие между циклическим законом и законом ритма заключается в различии направлений, или курсов, по которым конкретная энергия или объект устремляются для достижения намеченной цели. Циклический закон направляет определенные формы энергии и материи по кругу; закон ритма заставляет различные виды материи совершать колебательные движения и устанавливает этому движению определенные границы. Циклический закон направляет энергию в нужные каналы кругового движения; закон ритма направляет течение силы и субстанции внутри этих каналов.

Лучшую иллюстрацию действия закона ритма мы имеем в музыке. Циклический закон управляет темпом; закон ритма управляет длительностью пауз между нотами. Циклический закон определяет продолжительность жизни человека; закон ритма управляет качествами, активными в паузах между определенными изменениями в этой жизни, например, между детством, юностью, средним возрастом и старостью. Ритмический закон управляет дыханием путем воздействия на клетки дыхательного центра, заставляя их двигаться взад и вперед. Циклический закон управляет течением элементов воздуха, вдыхаемого легкими, а также движением кровяного потока, входящего и выходящего из сердца; и он исполняет это так же совершенно, как направляет курс планет по орбите вокруг солнца.

Эти немудреные иллюстрации действия двух великих универсальных законов могут смутить молодых учеников, но, лишь представив сложную истину в конкретных примерах, возможно продемонстрировать её человеческому уму в той форме, что доступна для понимания, а значит, и применения в разрешении некоторых тайн строения материи, как с эзотерической, так и с экзотерической точки зрения. Дыхание продвинувшегося неофита сознательно и разумно регулируется для достижения определенной цели благодаря его знанию действия ритмических законов. Когда природа циклического и ритмического законов освоена даже в незначительной степени, то становится менее плотной завеса тайны строения субстанции-материи четырех низших из семи планов жизни.

Слегка окрашенный сок сахарного тростника имеет мало сходства с твердым коричневым сахаром, полученным при кипячении. Консистенция сока постепенно изменяется в зависимости от интенсивности и времени воздействия тепловых вибраций. Различные планы материи являются различными степенями конденсации эфира, этого универсального мирового сока, преобразованного посредством сорока девяти огней в более плотные или более тонкие формы, также подчиненные циклическому и ритмическому законам, подобно объектам приведенных выше иллюстраций.

Вы можете найти и другие, более точные иллюстрации тех же самых истин в разных литературных источниках, но под покровом литературных прикрас и технических терминов они сообщат вам то же самое.

Своему собственному сознанию нетрудно безоговорочно доказать замечательное воздействие постоянно применяемой установленной формы ритмического дыхания на чувство тонкого восприятия и при этом получить некоторое представление о воздействии, производимом ритмом на Вселенную, постоянно ощущающую этот ритм каждым атомом своей формы.

Независимо от длительности звука между ним и другим звуком того же происхождения обязательно существует пауза. Если вы обладаете достаточно острым чувством зрения, то вы увидите вспышку света, тотчас следующую за звуком и заполняющую эту паузу. Эти вспышки света содержат ключ к действию закона ритма. Способность оценить мощь энергии света, излучаемого в этом процессе, и по этим данным определить точные паузы, то есть правильные ритмические вибрации, дает опытному оккультисту огромные преимущества перед остальными людьми.

 

Наставление 169

Четвероякая волна движения материи, силы и сознания

Если видения и звуки астрального и надастрального планов и не отрицаются полностью материалистом, то все же, будучи тайной, оспариваются, и так будет до тех пор, пока наука не сможет понять, каким образом они возникают и производятся и каково их назначение.

Однако ключ к такому пониманию может найти каждый вдумчивый и усердный ученик жизни. Этот ключ содержится во внимательном наблюдении за действием закона соответствия.

Современная наука теперь признает один факт, доказанный древней наукой уже многие века назад. Факт этот заключается в том, что субстанция и сила могут быть переведены из одной точки пространства в другую посредством движения эфирной или атмосферической волны. Когда-нибудь будет признан и доказан и другой факт, а именно, что феномены астрального зрения и слуха управляются тем же самым законом, который управляет феноменами зрения и слуха на физическом плане, и что они передаются сходными способами — то есть эфирными волнами. Если кусок тяжелого металла бросить в воду, он опустится на глубину, соразмерную его весу и плотности, и может быть выброшен на берег лишь волной значительной силы. Но если в ту же воду бросить кусок дерева, он прибьется к берегу, гонимый легкой волной или зыбью, но не погрузится на глубину, если только не пропитается водою.

Отражение — тень или образ, — отброшенное на волны эфирного океана каким-либо предрешенным действием или же мыслью, принимает определенную форму в определенном слое субстанции. И от плотности и формы, иными словами, от степени энергии и силы концентрации, ответственной за её создание, будет зависеть, на каком из четырех планов, или состояний, субстанции в конечном счете найдет место это отражение, а сила его импульса определит, как долго оно останется зафиксированным на этом плане. Циклический закон, управляющий каждой волной материи, силы и энергии и, следовательно, движением волн эфира, предписывает, что под действием закона повторения отражение первого отражения — исходной отброшенной формы — в свою очередь должно быть отброшено на гребень каждой исходящей или входящей волны, в зависимости от того, идут ли эти волны по направлению к эфирному плану или от него. Иными словами, эта форма повторится и в субстанции других уровней каждого из трех планов, приближаясь к физическому, манасическому или эфирному планам или же удаляясь от них.

По мере развития психического зрения и слуха становится возможным до некоторой степени сознательный контакт с этими отраженными формами, когда, образно говоря, стрелки вселенских циклических часов доходят до того самого часа и минуты, когда было совершено исходное действие, или, иными словами, когда энергия, освобожденная при совершении этого действия, снова достигает подобной степени мощи.

Чтобы как-то это упростить, можно сказать так: форма и следствия действия, совершенного сегодня в определенный момент или час, могут быть воспроизведены во внутренних чувствах действующего лица завтра, в следующем году или сто лет спустя в соответствующий час, год или столетие иного цикла; и каждый раз импульс к повторению этого действия будет увеличиваться в силе. Обладающий психическим зрением может наблюдать сцены или слышать язык, абсолютно незнакомые ему в часы бодрствования. Он может никогда больше не услышать и не увидеть повторения этого видения или звуков в одном жизненном цикле, но если бы пробудилась память его души, то те сцены и слова, которые он видел и слышал, оказались бы ему очень знакомы. Он узнал бы, где и когда впервые встретился с данными людьми, то есть вспомнил бы увиденное или услышанное. Перед внутренним взором ясновидца может появиться видение сцены, предмета или лица через двадцать четыре часа после того, как эта сцена, предмет или лицо наблюдались на физическом плане. Возможно, что некоторые из деталей, характерных черт или предметов могут измениться или появятся какие-то новые детали. В таких случаях имеет место смешение двух различных сцен или наложение одного циклического события на другое. Не поддающийся описанию характер деталей или нелепые, а то и ужасные, извращенные формы, столь часто наблюдаемые психиками, являются результатами именно таких циклических наплывов одного события на другое, словно вошли в соприкосновение различные сцены на гребне двух или более волн. В известном отношении такие сцены можно сравнить с теми сложными изображениями, которые получаются на одном и том же негативе, использованном одновременно для снимка двух или более разных лиц.

Все эти факты могут сбить с толку какого-либо новичка в оккультизме, особенно если его философия долгое время подвергалась насмешкам его друзей. Но вдумчивые и серьезные служители этой науки найдут в предшествующих параграфах немало ключей к языку символизма, природа которого никогда еще не раскрывалась ни одному из обществ западных учеников. В частности, Я говорю о «четвероякой волне движения материи, силы и сознания», объясняемой здесь до некоторой степени.

Меня спрашивали, почему ночные видения так часто бывают воспроизведениями дневных сцен, когда, казалось бы, для этого нет никакой причины или смысла. Вышеупомянутый циклический закон управляет действием субстанции астрального плана точно так же, как и плана физического. Сознание видящего отождествляется до некоторой степени с увиденной днем сценой или объектом, и в полудреме или во сне он видит их астральный образ внутренним зрением.

Каким образом такие сцены или объекты могут стать символами для личного применения, является тайной до тех пор, пока ученик не осознает, что отождествление его сознания с объектом наблюдения в часы бодрствования создает определенную астральную связь между ним и этой сценой, и поскольку каждая вещь или объект проявленной материи имеют определенное соответствие с любой другой вещью и объектом, то с этим видением приходит к нему и определенная связь. Он вступает в магнетическую связь с этой сценой или объектом в момент отождествления с ними в процессе наблюдения или контакта.

Непременно будет установлено, что вес, то есть характер и мотив действия, определяет глубину, то есть то место или план, где воплотятся следствия причины, или этого действия, и куда должно будет подняться сознание эго, чтобы видеть их, или, иначе говоря, пожинать плоды своей деятельности.

Привлекая ваше внимание к этим до сих пор скрываемым деталям, Я хотел прежде всего помочь вам понять, что высота и глубина, вес и плотность не ограничиваются лишь феноменами физического плана, и что, следовательно, субстанция и сила внутренних планов не более иллюзорны, нежели материальные объекты. То, что на физическом плане именуется весом и плотностью предмета, увеличивается или уменьшается в зависимости от степени вибраций его основной массы. Тень есть такая же материальная вещь, как и отбросивший её предмет, но по своим свойствам она приближается к материи четвертого измерения пространства, не имеющей ни веса, ни плотности в том смысле, в каком эти термины обычно понимаются на плане грубой материи.

В конечном счете вся материя и сила есть замедленное движение. Но поскольку сознание человека приковано к материи различных степеней движения масс материи, то для того, чтобы освободиться от внешних ограничений и достигнуть более широкого сознания, человеку необходимо понимать причину и следствие, способ совершения и назначение этого движения.

 

Наставление 170

Двенадцать врат

Читая описание Храма, построенного Соломоном по плану, данному в деталях Иеговой, материалист вряд ли задумается о тайне Двенадцати Врат. Для него они представляются лишь входами в здание, но для изучающего оккультизм это как бы двойники, или соответствия, входов в живой Храм — человеческое тело, а также в более великий Храм на внутренних планах — Храм Вселенский. Каждая деталь Храма содержит ключ ко всем тайнам того раздела жизни, который она представляет, и ни одна из них не вызывает столько интереса, сколько эти Двенадцать Врат.

Эго входит в первые три из Двенадцати Врат посредством грубой материи, формы и низшего разума. Через многочисленные воплощения, фактически до того периода, когда устанавливается связь с душой, то есть с Высшим Разумом, Странник Времен постепенно проходит через трое первых Врат Вселенского Храма. Перевоплощающаяся монада прокладывает себе дорогу через три царства природы одним только своим инстинктом до тех пор, пока её форма не будет одушевлена в Третьей коренной расе человечества, когда уже в качестве законченного человеческого существа человек сможет вступить в следующую триаду Врат. Вместе с утончением тела, развитием мышления и души, прохождение в эту следующую триаду врат делает его пригодным к Служению в Храме. Первый период этого Служения включает развитие дотоле не проявленных качеств: устремления, терпения и преданности.

Через третью триаду Врат в каждой Расе проходят лишь «немногие», или Подготовленные, ибо они являются учителями масс, и так должно быть, пока не наступит цикл, в котором возможность войти в эти врата получит все Освобожденное Человечество. Эта счастливая возможность станет частью наследства Шестой коренной расы. «Они будут теми, кто прошел через великие скорби», великие испытания и одержал победу.

В последние трое Врат вступают лишь Совершенные — Учителя высших ступеней Жизни, высокоразвитые прародители Седьмой коренной расы. Это те Врата, через которые проходят Божественные Строители Миров.

Все вышесказанное является лишь весьма схематичным очерком этого обширного предмета. Но что более всего касается вас и всего человечества, так это последние врата второй триады Врат, через которые вы в настоящее время пытаетесь пройти. Но, к несчастью, вы, похоже, слишком нагрузили себя всяким хламом, который нужно отбросить, или трансформировать, прежде чем вы сможете свободно пройти через эти Врата. Пока вы еще точно не знаете, что именно нужно отбросить, и полагаете, будто кое-что из этого хлама вам еще понадобится по другую сторону Врат, а потому затрудняетесь оценить его должным образом. Вам следует научиться давать правильную оценку вещам. Вы должны уразуметь, что нет необходимости выбрасывать не только любые полезные вещи, но нужно трансформировать и хлам, преобразуя его так же, как химик преобразует грубую материю, чтобы получить какую-нибудь особую субстанцию, необходимую ему для какой-либо определенной цели.

«Ничто не создается без Бога», и именно Бога вы должны искать и находить в том хламе, и когда вы в этом преуспеете, то его масса настолько изменится в своем объеме и свойствах, что вы не встретите никаких затруднений при прохождении через Врата. И, пройдя их, вы почувствуете, что вполне готовы к необходимому Служению.

Эти Двенадцать Врат имеют определенное соответствие с Зодиаком и с каждым годовым циклом. Апрель, май, июнь соответствуют первым трем Вратам; июль, август, сентябрь — вторым трем; октябрь, ноябрь, декабрь — третьим; январь, февраль и март соответствуют трем последним. Пользуясь терминами времени, сейчас, с началом января, вы находитесь у входа в последние из второй триады Врат. Те прекрасные решения, которые приняты в результате внутреннего понимания новой ступени, нового импульса, данного жизненным силам, — есть, образно говоря, билет души на вход в те самые последние (если говорить о годовом цикле времени) Врата. Возможно, что для некоторых из вас они откроются на этаже Залы Посвящения Великого Храма, на каждой стороне которой стоит один из четырех Престолов четырех Учителей самых высоких степеней. Каждый из этих Престолов объединяет в себе мощь, заключенную в каждой триаде из двенадцати внешних Врат.

Когда Странник Времен приближается к Сердцу Вселенной — к математической точке, — он убеждается, что все внешние формы жизни проявляются, сгущаясь, соединяясь и концентрируясь; затем они снова, как указывалось ранее, превращаются в свои первичные элементы, и силу для такого превращения дает Опыт.

Опыт эго, приобретенный им через все его инкарнации в преходящей форме, дал ему силу, которая позволила пройти Врата Храма и заслужить вечную жизнь в форме. Когда какая-либо часть человечества успешно проходит одни из внешних Врат, то среди тех, кто уже пересек мощенный плитами пол Великой Залы Посвящения, царит великая радость.

Многие примут эти утверждения чисто символически, но есть и такие, кто знает, что Я говорю правду; кто ЗНАЕТ, что этот Великий Храм существует, и кто радуется вместе с Учителями при начале каждого нового жизненного цикла, который открывает новые горизонты для развития человеческой расы, пусть даже этот цикл должен начаться при столь неописуемо тяжких условиях, что могут потрясти воображение человека. Но после урагана раздастся тихий и нежный Голос, провозглашающий мир для всех созданий; тяжкие родовые муки предшествуют появлению Новой Жизни.

 
bugfixer invisible agent