Учение Храма. Наставления 181-190
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

 

Наставление 181

Дар исцеления

К сожалению, временами встречаются ученики оккультизма, настолько предубежденные против Библии или многого из того, что в ней содержится, что они не в состоянии оценить того факта, что некоторые из наиболее важных и основных истин Религии Мудрости могут быть найдены именно там, в самых разных изречениях. Среди таких истин есть одна, касающаяся Божественного Исцеления. Изучающие Библию часто называют эту истину одним из даров Святого Духа.

Космическое электричество и Фохат практически идентичны, и, хотя многим это может показаться богохульством, Фохат и Святой Дух в своем действии тождественны.

Сыны Фохата есть Звук, Свет, Пламя, Магнетизм (теплота), Притяжение, Отталкивание и Сцепление. Дары Святого Духа, рассматриваемые как силы, суть не что иное, как вышеупомянутые космические энергии, а мощь, применяемая при лечении болезней при помощи оккультных средств, есть магнетизм. Процесс исцеления в данном случае зависит от способности врача поднять вибрации пораженного органа или части тела посредством взаимодействия магнитной среды — своей собственной и пациента. Поднятие вибраций помогает пораженным клеткам привлечь к себе позитивные силы элементальных созидателей жизненной силы (дживы) и изгнать негативных элементальных разрушителей той же жизненной силы и таким образом излечить болезнь. Этот процесс аналогичен процессу применения электрической силы для запуска бензинового двигателя. Человек, вступивший в союз с позитивными элементальными строительными силами жизни, благодаря настойчивым усилиям и здоровому образу жизни может сознательно направлять магнитную энергию к нужной точке тела другого человека и таким образом пробуждать спящие клетки своей собственной жизненной силой. Он может привести эту энергию в действие каким-либо сочетанием слов (звуком) и волей и таким образом помочь изгнать негативные элементалы из больного органа. Но если ни он, ни его пациент не знают, как или где избавиться от изгнанных элементалов, последние могут вернуться в тело с удвоенной яростью. Но намного хуже, если он не знает ни прошлой кармы той души, из тела которой помог извлечь элементалов, ни основной причины её болезни. В таком случае вред, причиненный как его собственной душе, так и душе пациента, может намного превысить добро, совершенное для тела. Истинно сказано: «Глупцы бросаются туда, где боятся ступать ангелы».

Целители-христиане и ментальные целители, как правило, оправдывают свои действия примерами, данными Учителем Иисусом. Но они не обращают внимания на упоминание об изгнании «демонов», или элементалов, ставших причиной болезни, в стадо свиней, а также не осознают необходимости подобного действия с их стороны, прежде чем пытаться лечить болезни. Кроме того, они совершенно не задаются вопросом, прозвучавшим из уст учеников Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его?», в то время как именно от него зависит их готовность исцелить больного. Вопрос этот ясно указывал на веру Иисуса в карму и перевоплощение, а от полученного на него ответа, очевидно, зависели Его сила или Его готовность исцелять.

Каждый добросовестный и усердный ученик имеет полное право молиться, накладывать руки или каким-то иным образом помогать больному и, делая так, ставить себя в одну линию с теми духовными силами, или существами, которые смогут воспользоваться им в качестве проводника для пробуждения исцеляющих, или созидательных, сил в пациенте. Если он совершает этот акт при устремлении и самоотречении, тогда его личная воля полностью подчиняется Воле Божественной и личная ответственность ограничивается. В таком случае он не руководствуется эгоистическими соображениями и потому безучастен — в высшем смысле этого слова — к результатам своего действия. Он не утверждает и не отрицает причины болезни; не принимает платы за подобную услугу и не пытается сознательно изгнать или рассеять элементальные силы, являющиеся причиной болезни, без знания о том, как от них избавиться. Тот же, кто совершенно игнорирует кармические следствия такого действия или бросает им вызов, уже близко подходит к черной магии.

Человек может свободно применять материальные лекарства природы для лечения болезни, если он пригоден для такого служения и соблюдает надлежащие условия, ибо эти лекарства и подлежащие лечению физические тела принадлежат к одному и тому же плану жизни — состоянию грубой материи. Созидающие и разрушающие элементалы, которые строят и лекарства, и физические тела, находятся и действуют на том же плане жизни, что и вызвавшие болезнь. Они не являются тем, что часто именуется «духовными силами», а потому кармические следствия их применения совершенно иные.

Именно в невежественном применении или злоупотреблении духовными силами для воздействия на материальные следствия заключается вина человека. Как правило, обычный человек совершенно не осведомлен о последствиях такого применения. Учитель может использовать духовные силы для получения должных следствий, ибо он точно знает, до какого предела он может это сделать, соблюдая безопасность как для себя, так и для других. Но ни один Учитель не позволил бы рекламировать себя как Божественного Целителя. Если он и применяет свою мощь, то только лишь потому, что и он, и пациент принадлежат к одной и той же групповой душе, и он был сознательно или бессознательно востребован пациентом для уплаты какого-то кармического долга подобной природы, а потому имеет право применить свою силу при надлежащих условиях и обстоятельствах.

Если учесть, что человеческой природе присущи качества, которые можно преодолеть лишь через горе и страдание, и если согласиться, что существует постоянная необходимость избавляться от упомянутых качеств для продвижения по более высокой линии развития, то нетрудно понять, что лишь Божественное Провидение должно определять, до какого предела будет справедливым облегчить страдание или излечить болезнь в каждом конкретном случае. Но эта самая, столь очевидная необходимость страдания не противоречит еще большей необходимости развития милосердия и всех благих качеств, ибо первое — преходяще, а последнее — вечно.

После всего сказанного становится понятным основное правило оккультизма: «Поступай должным образом, в надлежащее время и в надлежащем месте», равно справедливое как для лечения, так и для всех иных видов действия.

 

Наставление 182

Некоторые тайны света

До тех пор пока изучающий жизнь не примет или, по крайней мере, не допустит того факта, что сознание есть единственная вечная реальность, а все остальное — отражение, иллюзия, он никогда не сможет быть уверен относительно достижений в какой-либо области истинной философии. С каждым поднятием вибрационного пульса мира, который имеет место на восходящей дуге цикла, мышление человека вступает в совершенно новую область приключений. Ученого, изобретателя, политика, социолога — всех влечет какой-то новый идеал, каждого в своей области, и этот новый идеал совершенно неосознанно для каждого из них будет преобладать над всеми другими идеями в их мышлении. Этот идеал является для них новым лишь потому, что человек не может помнить подобных же периодов на восходящих линиях предыдущих циклов, когда тот же самый идеал или какая-то его характерная черта взывал к его сознанию, но не был вполне достижим из-за тех ограничений и требований, что предъявляла ему жизнь в физическом теле в то особое время, а также вследствие действия Божественного Закона, который запрещает какой-либо одной единице расы развиваться слишком быстро, опережая расу, к которой эта единица принадлежит.

Иными словами, существует определенный минимум, которого должны достигнуть все нормальные, разумные единицы расы, прежде чем отдельные её представители смогут достигнуть максимально возможного развития в данном цикле.

Безусловно, не так легко согласиться с тем фактом, что именно сознание — индивидуальность — и есть то, что творит и пронизывает все проявления жизни, ибо самому сознанию кажется, что оно так глубоко погружено в им же созданную материю, что лишь в этой материи может функционировать, используя известные пять чувств.

Полное осознание этой истины придет лишь тогда, когда у человека начнет открываться шестое чувство, что сейчас происходит у отдельных высокоразвитых единиц нынешней Коренной расы. О следствиях первого трепета жизненной силы в дотоле атрофированных центрах мозга таких людей можно судить по тому, что в последней половине прошлого столетия и в начале нынешнего были сделаны гигантские шаги во всех областях жизни, как материальной, так и психической и духовной. Умственные сферы, что были запечатаны предрассудками и невежеством, открываются при помощи соответствия и аналогии, применяемых для расширения и дополнения результатов исследований, проведенных при помощи микроскопа, телескопа, спектрального анализа и т.п. Одни только микроскопические исследования уже позволили сделать немало замечательных открытий, касающихся мельчайших форм жизни.

Сравнительно большие пространства между клетками, молекулами, атомами и электронами, обнаруженные благодаря последним исследованиям, дали основания для принятия гипотезы о возможном существовании миров, населенных мириадами сознательных жизней, классифицированных в настоящее время как микробы, бактерии и т.д., и даже еще более малыми формами. Аналогия и соответствие дают мыслителю возможность сделать вывод, что если эти меньшие пространства населены мельчайшими формами жизни, то и более обширные области населяют иные формы жизни, соответственно большие по размеру — те существа, для сознания которых бесчисленные макроскопические формы жизни, видимые человеческому глазу, могут соответственно казаться микробами. Эти новые открытия науки связаны с фактами, которые уже немало веков известны Учителям Мудрости; многие из этих фактов стали известны Их ученикам гораздо раньше, нежели тем ученым, что в настоящее время занимаются такими исследованиями. Однако существует непреодолимый барьер между открытиями обычного ученого и учениями Учителей, и этот барьер есть та самая точка, где встречаются дух и материя и «где один должен исчезнуть, чтобы дать место другому». Учитель утверждает, что точка эта находится на атомном уровне жизни; иными словами, ни атом, ни электрон не являются материей в строгом смысле этого слова, но Умом и Душою, совершенно необычными формами жизни (внутри которых нет места «микробам» науки), хотя в то же время именно из них сознание создает и строит форму. Учитель также утверждает, что все формы как больших, так и меньших миров, постулируемых сегодня учеными, в сущности также создаются и оживляются сознанием. А так как и атом и электрон находятся вне области плотной материи и не подлежат действию управляющих ею законов, то их непосредственное наблюдение и контакт с ними возможны лишь посредством внутренних чувств — чувств души.

Одно из весьма интересных открытий знаменитого ученого-микробиолога состоит в том, что самым крайним пределом, позволяющим наблюдать жизнь микроскопических существ, является 1/140000 дюйма. Такое ограничение связано с преломлением лучей. Это значит, что луч света, проходя через линзы микроскопа у его оси, огибает объект и воспринимается глазом так, будто объекта не существует.

Однако, хотя это и не означает, что за этим объектом не стоит организованной жизни в мельчайших её проявлениях, оккультист знает о существовании таких лучей света, которые не отклонились бы и в гораздо более мощном микроскопе и потому оставили бы предмет видимым для глаза, если бы тот смог вынести такой свет. Эти лучи света, передаваемые непосредственно из Центрального Духовного Солнца через солнце нашей Солнечной системы, недоступны физическому зрению. Такой свет был бы видим благодаря психическому зрению. Когда такие лучи света преломляются, то есть отклоняются от объекта, это означает, что при таком преломлении открывается окно в астральный план, через которое человек мог бы видеть астральный образ каждого материального объекта на пути луча, будь наше физическое око сконструировано по-иному.

До тех пор пока ученый не сможет принять того факта, что свет, исходящий от видимого солнца, в действительности является лишь отражением определенных лучей гораздо более могущественного Центрального Солнца, его исследования в этом направлении будут неудовлетворительными. Подобно тому как какой-либо сильный химикат можно безопасно применять по отношению к какой-нибудь форме плотной материи, но следует разбавить, чтобы не нанести ущерба человеку, а если это ребенок, то разбавить еще более, так и энергия Центрального Солнца выявляется посредством известных лучей пропорционально характеру притянутой им массы, — будь то солнце, мир или какой-то человек. С развитием шестого чувства сознание будет иметь проводник, благодаря которому человеческое эго сможет раскрыть многие тайны света и без помощи микроскопа или какого-то другого материального посредника. Человеческий глаз к тому времени вполне разовьется и будет иметь все, что требуется от микроскопа. Тогда человек сможет заглянуть в те вышеупомянутые, созданные отклонением лучей света окна, непроницаемые для него в настоящее время.

Ум человека обычно настолько связан его теориями о строении материи, что для него весьма затруднительно принять тот факт, что на самом деле материя не имеет существования bona fide.[37]Здесь в значении «подлинный»

 

Наставление 183

Жизненные искры

Дифференциация электрической энергии, по отношению к которой последний её исследователь применил термин «ион», чтобы отличить её от других дифференциации той же космической энергии, и «искры» оккультной науки тождественны. В то время как современная наука склонялась к тому, чтобы принять многие оккультные истины по крайней мере как гипотезы, лишь отдельные её служители были способны применить на практике приобретенные таким образом теоретические знания. Применить же более тонкие силы в манипуляции с материей до какой-либо ощутимой степени будет невозможно до тех пор, пока работники в этой области науки не смогут убедиться в существовании промежуточных форм энергии между плотной материей — проводником этих форм — и теми формами энергии, которые приближаются к высшим полюсам проявленной жизни, или к манасической энергии.

В то время как та степень электрической энергии, которую оккультист называет Манасом, или способностью к формированию и восприятию мыслей, применяется в пределах её собственной сферы действия — на ментальном плане, никто из известных ученых этого века не нашел способа направить её действие таким образом, чтобы она проявилась в форме видимых или слышимых феноменов; также не нашлось ни одного ученого, способного отнестись с доверием к утверждениям тех оккультистов, которые заявляют, что они могут произвести такие действия сами или же видели, как они производятся. Однако, пока не будет достигнуто знание, что такие видимые или слышимые феномены можно продемонстрировать для чувств, до тех пор не будет возможным выделить ион и доказать реальность его существования, а также возможность применения иона и некоторых иных форм той же энергии в производстве этих внешних феноменов. Чтобы осуществить это на деле, совершенно необходимо применить манасическую энергию за пределами её собственной области действия, то есть с видимыми и слышимыми результатами воздействия на плотную материю, так как человек еще не развил чувств, позволяющих ему ощутить те естественные явления, что постоянно происходят в тех областях, или планах, субстанции, в которых каждая такая форма, или степень, электрической энергии особенно активна.

Человек может соединять составные элементы, химические вещества и реактивы, а также иные формы субстанции, которые уже созданы природой. При абсолютно точном соблюдении надлежащих условий тепла и влажности он может преуспеть в создании какого-либо живого существа, но следует запомнить: все, что он практически может сделать, — это создать условия, при которых ранее созданные элементы, химические вещества и т.д. будут продолжать развиваться. Основные жизненные силы, активные в каждом атоме и молекуле, уже находились в соединяемых им материалах, и в действительности он даже и не приложил руки к созданию этих основных материалов. Если бы он был способен взять всего одну молекулу из всех собранных им форм субстанции и при этом был достаточно осведомлен, чтобы создать точно такие же условия, какие применяет природа при развитии искр жизни, то от этой единственной молекулы развились бы все прочие составные молекулы, необходимые для формирования такого же тела, как и то, созданию внешней формы которого он способствовал. Однако природа пошла бы еще дальше, ибо в то время как человек остановился на создании формы, она из этой самой молекулы образовала бы органический проводник, через который могла бы действовать электрическая энергия Манаса. И то, что можно было бы назвать рудиментарным мозгом, проявилось бы в форме, развившейся от той самой единственной молекулы. Но природа не могла бы совершить ни одного из этих чудес, если бы не было той основы жизни, или «искры», что находится в самом центре каждого атома, из которых эта молекула состоит.

Наши усилия выразить хотя бы отчасти идею о четверояком существовании эго на четырех планах жизни не всегда заканчиваются успешно, а потому Мы можем лишь снова и снова пытаться сделать это, пока Наша цель не будет достигнута. Многословные рассуждения еще более запутывают суть вопроса и нередко весьма затемняют то, что на самом деле является очевидной истиной.

Жизнь и действие эго на четырех низших из семи уровней сознания; формы, через которые это сознание функционирует; состояния материи, содержащие в себе эти формы, а также движение (или время), управляющее проявлением и исчезновением форм в одном или во всех этих состояниях материи, — вот те основные факты, которые единственно могут помочь понять процессы появления и исчезновения астральных и физических тел из поля зрения в сознании друг друга.

Для начала представьте себе качание маятника часов, пружина которых заведена точно на 24 часа. Спираль пружины, приводящая маятник в движение, соответствует фохатической энергии, выявленной на Век, соответствующий упомянутым 24 часам. Эта энергия приводит в действие и поддерживает в движении всю субстанцию, которая ранее покоилась во сне в продолжение Ночи Времен, и перемещает её в ритме и времени, в точности соответствующих движению часового маятника. (Мы сейчас не принимаем в расчет три высших из семи состояний сознания.) Затем представьте, что существуют четыре градации этой субстанции и каждая из них является более утонченной, более разреженной и более эластичной, нежели предыдущая, если мы возьмем точку отсчета от физического плана (либо наоборот, если начнем отсчет от плана манасического).

Именно на этих четырех планах, или состояниях субстанции, эго, то есть непроявленное духовное «Я» трех высших из семи принципов, должно действовать на протяжении каждого Века, когда циклический закон — маятник часов жизни — раскачивает эту субстанцию вокруг центральной точки в течение одного Великого века, с тем чтобы оно могло получить непрерываемую индивидуальную жизнь, когда стрелки часов завершат свои круги, то есть когда закончатся семь Великих веков.

Чтобы обеспечить себя индивидуальной формой, через которую можно действовать на всех планах и во всех областях жизни, эго должно развить отдельный проводник из каждого состояния субстанции — акашической, эфирной, астральной и физической, которые в совокупности образуют сложный план манифестации. Можно упростить эту сторону вопроса, если воспользоваться более привычными терминами, пытаясь запомнить это наиважнейшее положение. Электрический, атомный, молекулярный и клеточный уровни материи в физической науке весьма сходны с ранее приведенными дифференциациями науки оккультной.

Если читатель сможет принять ту истину, что одна Вселенная существует внутри другой и каждая из них состоит из субстанции точно такого же разряда вибраций, которым были даны вышеупомянутые названия, и что в совокупности они и образуют внешнюю Вселенную, воспринимаемую нашими физическими чувствами, то это поможет в создании гипотезы, способствующей пониманию того, что именуется иногда «лестницей жизни», по ступенькам которой странник, или индивидуальное эго, спускается, а затем вновь поднимается к духовной жизни.

Ибо каждое индивидуальное эго должно создать для себя из субстанции каждой Вселенной форму, или проводник, в котором и посредством которого оно сможет жить, приобретать опыт и в конце концов управлять субстанцией каждой Вселенной. Например, если эго хочет иметь индивидуальное сознательное существование на всех четырех планах, то оно должно развить одну форму из электрической субстанции, другую — из атомной, еще одну — из эфирной и далее — форму из молекулярной жизни нашей внешней материальной Вселенной.

Однако на своем подъеме с нижней ступени этой лестницы оно утрачивает сознание каждой Вселенной как отдельной и объективной области жизни, удерживая лишь то, что было приобретено из опытов, пройденных в теле, построенном из субстанции этой Вселенной.

Когда на этой лестнице эго делает последний шаг вверх, оно утрачивает всякое чувство обособленности. Прежние четыре Вселенные с их разобщенными формами более не существуют в его сознании, но оно удерживает все, что через них принес ему опыт.

 

Наставление 184

Отрицание Бога

Самый закоренелый материалист или атеист в глубине души знает, что он совсем не такой, каким предстает в глазах других людей. Он либо создал ментальный образ, наделив его негативными качествами материи, и старается убедить других, что он и есть этот образ; либо спекулирует на слабости тех неуемно любопытных, которые вечно ищут что-нибудь неестественное в природе или в человеке. Материалист bona fide, который действительно не верит в Божественное, является абсолютной невозможностью во Вселенной, ибо она создана Богом, в Боге и из Бога, каким бы именем, формой и естеством ни наделил бы Его человеческий ум.

По самой своей природе человек должен иметь Бога, и не имеет значения, будет ли этот Бог Высшим Существом, солнцем, образом, сотворенным его собственными руками, или идеальным, совершенным человеческим существом. Первый же вопль пробужденной к свету души — был ли он заглушен ужасом перед неизвестным или прозвучал громко в мольбе о защите, утешении или помощи в часы нужды, — это вопль бессознательного признания Бога. Возможно, что этот вопль был выражением восторга перед необычайной красотой или величием, перед проявлением феноменальной силы, но какова бы ни была побудительная причина, это вопиял Бог в нем самом, взывающий к Богу, создавшему его, взывающий о возвращении в Сад Эдема, то есть в состояние равновесия и совершенства, из которого человек был изгнан Божественным Законом, с тем чтобы вернуться в облачении бессмертия.

Любая неудовлетворенная жажда любви, преданности, истины; любая волна восхищения перед красотой, в какой бы форме эта красота ни проявлялась; каждое устремление к силе, могуществу, желание увековечить свое собственное мастерство — является уже наполовину осознанным обращением к Богу, в которого, согласно его заявлениям, не верит материалист. Но его неверие — это отрицательная вера; и любое его усилие, направленное на то, чтобы доказать свое неверие другим, в действительности заставляет его сделать еще один шаг по пути к окончательной — положительной — вере и признанию Божества.

Выпады, проклятия и поношения атеиста или его молчаливое презрение к тем, кто громко проповедует свою веру в Бога, в действительности исходят из бунта против поруганного Бога в нем самом. Человек, верующий в Бога, но теряющий свою веру из-за зла, творимого кем-то другим, совершает ошибку. Это не вера покидает его; его временные сомнения вызваны частичным оцепенением одного из центров мозга вследствие его грубого употребления. Подобно тому как часть руки или ноги может онеметь от повторных внешних ударов, так и этот центр не отзывается на зов внутреннего человека. Но такое повреждение центра нельзя считать необратимым. Либо в смертный час, либо при какой-то неожиданной великой радости это оцепенение пройдет, и человек с удивлением обнаружит, что произносит нечто вроде: «О мой Господь и мой Владыка» или «Благодарю Тебя, Господи!»

Человек, приучивший свой ум к неверию чтением атеистических трудов или поддавшись влиянию так называемых «свободомыслящих» — а в действительности самых жалких рабов, ослабил свою волю, полностью подчинив её силе отрицательных мыслей и внушений. Такой человек заслуживает гораздо большего сожаления, нежели все остальные люди, ибо он вступил на тропу, ведущую к погибели. Вне Бога нет жизни, и человеку предоставлен свободный выбор — хочет ли он в конечном счете обрести жизнь или смерть.

Признание и принятие высшего «Я», приходящее к изучающему философию после того, как он прошел период, называемый им атеизмом, есть следствие попытки души привести низшее «я» к близкому общению с Божеством, ибо Бог и высшее «Я» едины. Терминология, применяемая по отношению к высшему «Я» различными толкователями религии и философии, дала повод к большой путанице.

Если бы ученики могли запомнить одну великую истину, это пронесло бы их невредимыми через многие стремнины сомнения и неверия. Истина эта состоит в том, что самое высокое понятие любого человеческого ума есть понятие о каком-либо одном или нескольких аспектах Божества. И не имеет особого значения, называет ли человек эту идею Богом, Брахмою, Иеговой или же высшим «Я», — в любом случае это есть признание Высшего, куда бы он его ни поместил — внутри ли, снаружи своего физического «я» или же и там и там. Это высшее «Я» знает, ибо оно и есть Знание, когда и какой Его аспект нуждается в познании. Чем совершеннее это познавание, тем полнее отождествление, или единство, человеческой воли с Волей Высшей и тем более мудрости, знания и мощи получает индивидуальное эго. Чем скорее человек осознает, что во Вселенной существует лишь одна активная Воля — Воля Бога и что от правильного употребления этой Воли зависят его сила и мощь, тем скорее он придет к обладанию своим божественным наследством.

 

Наставление 185

Кому ты хочешь служить?

На протяжении двадцати столетий снова и снова, из уст в уста, письменно и в символах повторяются отрицаемые бесчисленным количеством людей всех стран и наречий пламенные слова Того, Кто знал, о чем Он говорил: «Вы не можете служить Богу и Маммоне». Но даже и теперь истинный смысл этих слов так и не понят никем, кроме немногих избранных на земле. Люди относят их к одним лишь средствам обмена, к золоту и серебру, к стадам, землям и домам, где Маммона утвердился лишь во владениях человеческих. Но Тот, Который произнес эти слова, вкладывал в них гораздо более, нежели то, что ныне подразумевается человеком под материальным богатством. Маммона! Зверь! Воистину, в настоящей эпохе эти слова взаимозаменяемы, и слово «зверь», означающее низшее «я» человека, соответствует тому, что Великий Учитель подразумевал под Маммоной. Человек не может служить зверю внутри себя и в то же самое время своему высшему «Я», своему Богу.

Демон убил бы высшее «Я», имей он силу.

Лжец, предатель, убийца — вот лишь немногие синонимы эгоизма и похоти: таково это низшее «я», искуситель странника, отправившегося на поиски пути Мощи.

Если человек хочет достичь звезды, он должен идти одинокой дорогой. Звездный путь есть путь одиночества. Воистину, благословен нашедший хотя бы одну душу, которая, несмотря ни на что, пойдет рядом с ним по тому же пути. Но, увы, слишком часто он проходит мимо такой души, не замечая её и, может статься, с холодным презрением. Вожделение или невежество останавливает его на самом пороге достижения, в то время как он, внимая искусителю, старается взобраться на ступень выше того, чем он по существу является. Но он не сможет сделать этого и потому должен ждать, пока не будет выковано другое звено между звеньями той цепи, что соединила бы его с его другим «я». Или, найдя это другое «я» и отправившись дальше по пути, он встречает пробудившегося ото сна демона в виде земной власти или гордыни, и вот уже звериная мощь, мощь Маммоны одолевает его и вновь сбрасывает с пути.

Этот зверь встречает, или подстерегает, человека во время каждой его остановки на Пути. И до тех пор пока его ноги не будут обуты в сандалии Самопознания; пока его руки не будут опираться на посох «истинного Беспристрастия», не сможет он безопасно и уверенно пройти по Пути к дому Отца своего и услышать, как Тот скажет ему: «Хорошо сделано, сын Мой, Зверь убит».

 

Наставление 186

Эгоизм versus эгоцентризм

Разве семя растения пытается сформировать листья, чтобы привлечь из воздуха необходимые элементы для питания корней или цветения и произвести новые семена, прежде чем оно выпустит стебель, поддерживающий эти цветы и листья? Разве разумные родители заставят ребенка пройти курс колледжа ранее, нежели разовьется его ум и он сможет понять хотя бы один предмет этого курса? И все же многие люди пытаются достигнуть столь же неразумной, непрактичной и неестественной цели, какой была бы цель такого семени или таких родителей. Подобные действия привели бы к результату, противоестественному по следующим среди многих других соображениям: во-первых, из-за отсутствия функций, посредством которых необходимое питание — физическая или ментальная энергия — могло бы доставляться извне, чтобы дать возможность раскрыться оболочке этой клетки или молекулы и позволить тому, что в ней сокрыто, выйти наружу; во-вторых, из-за отсутствия возможности поддерживать рост того, что выйдет наружу, до тех пор пока не будет осуществлена божественная цель этой клетки, заключающаяся в развитии нового семени или клеток.

Если бы можно было достичь любую из этих целей, то в результате получилась бы чудовищная аномалия, неспособная к исполнению Божественного предназначения. И ни в каком другом случае эта истина не является столь очевидной, как при чрезмерно развитом эгоцентризме в характере мужчины или женщины. Семя, лежащее в основе качества эгоцентризма, есть «эгоизм», или индивидуальность, несмотря на общепринятое определение этого слова, ибо эго есть духовное семя индивидуума, сознание «Я есмь».

Качество Смирения имеет некоторое соответствие со стеблем растения или со стволом дерева. Это совершенно незаметная сила, являющаяся истинной поддержкой и основой питания для более явных черт личности. Истинное смирение абсолютно необходимо для духовного роста. Чрезмерно развитое качество эгоцентризма и соответственно недоразвитое качество смирения всегда очень заметно в лидерах толп. Недостаток истинных знаний, бессистемное чтение, посещение определенных лекций и курсов интеллектуальной гимнастики — все это воспитывает в таком вожде ярый эгоцентризм. Нормальное развитие и правильное соотношение эгоизма и смирения — при прочих равных условиях — подготовляет к истинному водительству, но такой человек обычно не спешит провозглашать себя лидером. И если только от других не исходит определенного призыва, он избегает всего, что может способствовать его выдвижению в первые ряды. Его осознание своих собственных недостатков настолько остро, что оказаться вышестоящим в глазах своих собратьев для него действительно тягостно.

Эгоцентрик имеет шанс отпереть шкатулку с Божественными драгоценностями и оценить стоимость сокровищ внутри её не более чем цыпленок может оценить стоимость подноса с драгоценностями в окне ювелирного магазина.

Одним из примеров чрезмерно развитого эгоцентризма может служить болтун, собравший на углу улицы толпу и критикующий правящие власти. Скорее всего он никогда и не слышал ни о политической экономии, ни об истории наций, ни о действии циклических законов или о неизбежных следствиях кармического закона; и его можно припереть к стенке его собственной некомпетентностью или же беспечностью. В результате его исступленной болтовни и вздора многие люди, возможно, будут доведены до бешенства, но вместо попытки найти какое-либо действенное средство от того, что может быть ментальной или нравственной болезнью, он призывает толпу выместить свое чувство на каком-либо человеке, который занимает влиятельный пост, но который, по всей вероятности, является такой же жертвой обстоятельств, окружения и неправильных методов воспитания и образования. Можно привести еще более знакомую ситуацию из повседневной жизни. Эгоцентрист — глава семьи, неспособный утвердиться среди сослуживцев, но убежденный в том, что он является неверно понятой и недооцененной жертвой их невежества, превращает свой дом в место мучений для жены и детей. Он изводит их своей суровой властью, постоянными притязаниями на их доверие, нескончаемой критикой их слов или поступков, напоминанием об их мнимых слабостях, а также пугает их теми несчастиями, что падут на их головы из-за недостатка уважения, почитания и внимания к его персоне. На самом же деле его семья постоянно наблюдает его ничтожность в сравнении с другими, недостаток самоконтроля и весьма узкие представления о многих вещах. Все это настолько очевидно, что, несмотря на действительную к нему любовь, в его домашних постепенно поднимается такое чувство презрения к его ограниченности, такое неуважение к его наказам и запретам, что в конце концов в их душе рождается что-то близкое к ненависти, побуждающее убежать как можно дальше и больше никогда его не видеть.

Давая эти иллюстрации, Я отнюдь не имел в виду отнести свои замечания или аргументы к одному только мужскому полу, ибо они одинаково относятся и к женщинам и становятся с каждым днем все нужнее, так как те, будучи совсем неподготовленными, постепенно занимают позиции, принадлежавшие ранее одним мужчинам. Некоторые качества, которые особенно активно проявляет именно этот пол, делают женщин — глав семей и различных предприятий — трудновыносимыми для тех, кто находится у них в подчинении. В особенности это касается мелкой зависти друг к другу, которая у мужчин встречается довольно редко. Мужская зависть, как правило, имеет более широкое поле приложения. Но все эти явления лишь примеры. То же, на что Я стараюсь обратить ваше внимание, — это умение оценивать характер по достоинству, вместо того чтобы уступать негативным силам переоценки или недооценки, не попытавшись вывести надлежащей оценки истинного положения кого-либо на шкале жизни. Эта способность не может быть приобретена до тех пор, пока самодовольство и эгоцентрическая гордыня преобладают над качествами, позволяющими вынести честное и справедливое суждение. Существует только один способ достижения этой цели — воспитание привычки искать и находить великое и совершенное в наималейшем, как в искусстве, науке, природе, так и среди скромных, незаметных, держащихся в стороне людей и вещей жизни.

Когда вы полностью осознаете ту глубокую истину, что невидимая молекула может состоять из бесчисленных меньших частиц, вы отнесетесь с большим уважением к тем вещам, которые ныне сокрыты от вашего взгляда, ибо каждый такой подраздел способен к порождению энергии несравненно большей мощи, нежели та, что порождается всей массой, частью которой он является. Атом обладает мощью, вполне достаточной для того, чтобы свести наш мир с его орбиты, если бы способность и умение управлять им были во власти человека, чья троичность действия — желание, воля, ум — оказалась бы достаточно развита, чтобы пробудить эту энергию от полусознательного состояния и направить её движение.

Придет время, когда человек не будет более зависеть от многих грубых форм энергии, которые сейчас значительно ограничивают его действия. Настанет день, когда он узнает, что многие слои, или уровни, материи, пока не позволяющие ему проникнуть в сердцевину какой-либо формы жизни, в действительности являются иллюзиями и что те можно развеять средствами, которыми он обладает, однако не может применить по причине их простоты, а также его нынешнего пренебрежения к тем качествам, которые единственно позволяют осознать и применить эти средства.

Мужчина или женщина, которые льстят вам, ублажают ваше тщеславие и восхваляют вас не по заслугам, являются вашими наихудшими врагами, ибо — сознаете вы это или нет — они раздувают уже существующую в вас гордыню и самомнение и тем самым приуготовляют путь к утверждению вашего низшего «я».

Постарайтесь честно и прямо заглянуть себе в душу, чтобы осознать качества, принадлежащие вашему низшему «я», и обрести над ними контроль. Конечно, эта задача быстро не решается, но ведь для её выполнения вы имеете Вечность. Потому не допускайте того, что может удержать вас от первого шага, иначе даже эта Вечность будет слишком коротка.

 

Наставление 187

Диссонанс

При изучении музыки в Штаб-квартире обсуждалась тема диссонанса, которая вызвала такой глубокий интерес, что было сочтено целесообразным пролить как можно больше света на этот вопрос. Поэтому, когда представилась возможность, Учителю были заданы следующие вопросы, на которые Он последовательно ответил в виде наставления, полностью приведенного здесь вместе с комментариями Главного Хранителя.

1. Что такое диссонанс?

2. Имеет ли он полярность?

3. Каково его воздействие на качества?

4. Является ли он в конечном счете добром или злом?

____________________________

Диссонанс задает ключевую ноту для разъединения атомов конкретной субстанции. Божественный Закон применяет силу диссонанса для того, чтобы превратить одно состояние субстанции в другое. Полного понимания явления диссонанса вы сможете достигнуть лишь путем изучения его естественных воздействий на объективные формы, на людей и предметы. Именно в зависимости от целей, для которых он применяется, определяются его благие или вредные аспекты, а также воздействие на различные качества.

Диссонанс превращает гармонию в неблагозвучие, любовь — в ненависть, мир — в битву. Гармония в музыке может убаюкать ум и тело ложным чувством безопасности, диссонанс же, напротив, побуждает их к действию. Конечный результат такого действия может быть как совершенно нежелательным, так и прямо противоположным, поэтому вы не можете с успешностью определить, что содержат в себе диссонанс, гармония или же дискорд — добро или зло.

Диссонанс — это сила, то есть переход одного состояния энергии в другое. Гармония — это состояние сознания. Диссонанс может превратить дискорд в гармонию, но так как дискорд также может быть состоянием сознания, то он в значительной степени подвержен влиянию диссонанса.

Дойдя до конца своей гаммы, то есть конца триединого действия, диссонанс может изменить направление своего действия на противоположное; позитивный аспект его действия может заявить о своей цели и вернуться к своей исходной точке. И тогда с этого момента он может превратить дискорд в гармонию, гармонию — в любовь, а любовь — в единство, завершив таким образом линию его применения в течение объективного цикла.

Не имеющий тона сам по себе, он может быть применен в качестве ключа к какому-либо тону или ноте. В определенные периоды Манвантары, когда особенно активен положительный аспект силы, разрушительный и разлагающий аспект действия разрывает, так сказать, свои оковы и устремляется в те фазы, или планы, Вселенной (или какого-то из её миров), которые достигли своего апогея — высшей точки спирали развития; и тогда Божественный Закон использует диссонанс, чтобы разложить на части старые формы, что происходит до тех пор, пока не наступит новый период цикла спирали, во время которого действие снова сменится на противоположное, направленное на реконструкцию и интеграцию той самой первичной материи, в которой это действие совершается, той материи, которая, став к этому моменту изменчивой и подвижной, устремляется из этого состояния к созданию определенных форм.

Сам по себе диссонанс ничего не означает. Он может быть проявлен лишь при его применении. Данный период этой Манвантары предоставляет поле действия для вырвавшихся на свободу сил дезинтеграции, и диссонанс играет колоссальную роль во всех областях жизни и деятельности.

Проиллюстрируем природу и назначение диссонанса следующим образом:

Божественный Закон (Бог в действии) повелевает, произнося «Слово Творения», то есть задает ключевую ноту — частоту вибрации. Если этот приказ противоречит существовавшим ранее условиям, а перемена все же должна произойти, то в пределах этой сферы, ограниченной состоянием гармонии и равновесия прежних условий, та самая сила, или энергия, которая служит для совершения этой перемены, оказалась бы негативным противоположением к этому нейтральному и гармоничному состоянию и изменила бы его, превратив в диссонирующее и дисгармоничное.

Божественный Приказ прозвучал бы ключевой нотой для изменения вибрационного пульса этого состояния, то есть понизил бы частоту действующих ранее вибраций, и то, что произвело бы эту перемену, и было бы силой диссонанса. Той самой силой, что была вызвана провозглашением Указа и Божественной целью. Способ и средства исполнения действовали бы одновременно.

В течение того периода каждого Великого цикла, когда сила диссонанса наиболее активна, в искусстве, музыке, литературе, изобретательстве, в национальной и семейной жизни — во всех областях наблюдается усиленная тенденция к ломке старых форм, серьезные разногласия и трения. В религии это проявляется в утрате веры и все возрастающем сомнении, в сфере правления — в массовых беззакониях, а в земной коре — в учащении вулканических и сейсмических явлений.

В иной, последующий период того же цикла все может измениться в противоположную сторону. Будем надеяться, что, осознав разницу между дискордом и диссонансом, человечество научится применять силу диссонанса во благо, а не во вред, как это часто делается сейчас.

Комментарии

Насколько Я понимаю, термины «диссонанс», «гармония» и «дискорд» употреблены здесь в более обобщенном и более широком смысле, нежели тот, в котором они обычно применяются. Слова «диссонанс» и «Сатана» могут быть до некоторой степени взаимозаменяемы.

Люцифер, или Сатана, — светлый ангел, изгнанный с Небес за его гордыню и непослушание, принес человеческой расе горе и страдания. Однако в конечном счете его поступок дал человеку возможность достичь в своем развитии более высокого состояния, нежели это было бы возможно при иных обстоятельствах.

Если принять толкование Учителя о цели и конечном следствии силы, именуемой диссонансом, то эта цель и следствие окажутся практически такими же, как и те, о которых сказано, что они суть цель и конечное следствие действий Люцифера, а именно разложение материи и ломка всех устаревших форм жизни.

Слово «гармония» в обычном употреблении указывает на божественное, или гармоничное состояние, которое может быть уничтожено диссонансом — Сатаной и которое может быть также воссоздано противоположным полюсом той же силы — консонансом — в определенные периоды времени; и это должно быть исполнено посредством самих законов его бытия, ибо Сатана в конечном счете является и добром и злом.

Он (или же диссонанс) изменяет гармоничные условия в жизни людей на дисгармоничные, побуждая их к неповиновению велениям Бога, однако, имея в себе и природу Христа, он должен изменить эти условия на обратные.

В то время как многие противятся идее синтеза Христа и Сатаны, идущей от некоторых более древних философий, для сознания других еще более неприемлема идея удачного противопоставления Богу Сатаны или какой-либо меньшей сущности.

Слово «гармония» в том смысле, в каком оно употребляется в музыке, включает в себя понятия созвучия, консонанса, диссонанса и дискорда, но как показатели космического состояния сознания, энергий, или сил, эти слова не находятся в таком же соотношении друг с другом.

Говоря оккультно, гармония имеет свое соответствие в «Тройном Ключе» — Атма-Буддхи-Манас. Она включает в себя все это, пока не наступит дифференциация. Буддхи-Манас в дифференциации имеет полярности, и консонанс и диссонанс как раз и соответствуют этим полярностям Буддхи-Манаса, причем Буддхи синтезирует, Манас анализирует.

При дифференциации, или проявлении, созвучие и дискорд являются состояниями энергии, или сознания, а консонанс и диссонанс — полярностями силы, применяемой кармическим и циклическим законом с целью приведения субстанции более низких вибраций в гармоничные или же дисгармоничные состояния в зависимости от периодов Манвантары, в которых эта сила применяется божественным законом.

На восходящей дуге каждого цикла будет преобладать положительный полюс — консонанс, тогда как на нисходящей наиболее активен диссонанс.

Хотя Учитель в своем наставлении и не использовал слово «консонанс», совершенно ясно, что оно определяется как «положительный аспект» силы диссонанса. Нужно понять, что Учитель применял эти термины не только в связи с одной музыкой, но в гораздо более широком и высоком смысле.

Главный Хранитель

Дополнительные вопросы, заданные учителю

1. Можете ли Вы подтвердить мои комментарии о диссонансе, чтобы включить их, как часть, в Ваше наставление?

2. Может ли слово «интерсонанс» отразить понятие о вмещении полярностей — диссонанса и консонанса?

Главный Хранитель

Ответы

1. Если ученикам более близка экзотерическая интерпретация слов, описывающих космические силы, нежели данная Вами эзотерическая, то это следует обсудить. Что же касается эзотерической точки зрения, то здесь Вы абсолютно правы.

Данные Мною наставления относительно диссонанса не имели своей целью согласование с терминами музыкальной композиции, но скорее касались космических сил. Тем не менее обычное употребление префиксов «дис» и «кон», разумеется, должно означать противоположности.

2. Ваш брат нашел весьма удачное определение «интерсонанс», указывающее на нейтральную зону между полярностями диссонанса и консонанса. Этот термин приложим к той области Света на внутреннем плане, из которой собственно диссонанс и консонанс дифференцируются, то есть манифестируются, то же касается гармонии и дискорда в Моей интерпретации.

Энергии, проявленные на физическом плане как свет и звук, на плане внутреннем едины.

 

Наставление 188

Война и мир

Шаг за шагом, через невероятные мучения и страдания, человеческая раса эволюционирует, приближаясь к той ступени, когда она уже более не будет допускать отнятия человеческой жизни. И как конечный результат такой эволюции изменятся все уровни материи, составляющие физический план. Но эти изменения не могут завершиться в течение манифестации Пятой расы. Все космические возможности должны сначала возникнуть в уме расы как идеалы. Идеалы всеобщего мира, свободы, любви и гармонии, сформировавшиеся в сознании наиболее развитых её представителей, будут доведены до конца лишь в последующих веках. В наше время, как и во все предыдущие века, конечным результатом жизни и учений Сынов Мудрости являются все те высшие идеалы, каких только может достигнуть человечество, и эти учения всегда даются сначала группе избранных неофитов, или учеников, за век до того, как станет возможным проявить на физическом плане те идеалы, что будут выработаны в результате напряженных усилий такой группы. В сравнении с другими Мессианский цикл отличается более ускоренным ростом и даже осуществлением высших идеалов, что мы сейчас и наблюдаем, ибо в то время как, с одной стороны, происходит резкое возрастание того, что обычно именуется злом, то, с другой стороны, имеет место соответственный рост усилий утвердить добродетель и справедливость во всех сферах жизни. Идеал установления прочного мира между всеми народами Земли, который все активнее завоевывает наиболее прогрессивные умы, является результатом учений одной-единственной группы учеников в течение последнего Мессианского цикла. Однако мир не может быть достигнут до тех пор, пока не будут исполнены веления кармического закона, то есть не будет изжита карма, сотворенная как отрицанием этих учений воплощенными в то время массами, так и их поношением в последующие века.

Следует помнить, что, поскольку различные расы и подрасы могут частично перекрывать друг друга, то же самое происходит и с кармическим законом. Относительно говоря, лишь небольшая доля расовой или национальной кармы полностью искупается в течение того цикла, в котором она зародилась. Результаты как хорошей, так и плохой расовой и национальной кармы, создаваемой в нынешней войне, частично перейдут на некоторые из первых подрас Шестой расы, чтобы быть полностью искупленными её Третьей и Четвертой подрасами, когда наступит другой Мессианский цикл и на человечество падет вся неизжитая карма предыдущих рас. И тогда под испытующими силами той высшей точки развития, какой только может достигнуть раса, произойдет последнее испытание человечества перед обретением им своего Божественного Наследства — Мастерства. Однако возможность избежать действия кармы в настоящем цикле не должна служить для высокоразвитого человека побудительной причиной к тому, чтобы ввязываться в нынешнюю бойню. Вступая в ряды её участников, он должен, если только это возможно, иметь более высокий мотив, нежели желание избежать кармы. Оправдывать войну одной нации с другой, или же человека с человеком, можно лишь в том случае, когда от этого зависят жизнь и безопасность, собственная или чья-то другая, и мотивом является ЗАЩИТА.

Еще не так давно большую часть негативной кармы, за которую теперь расплачивается настоящая раса, можно было погасить иными способами, нежели те, что ускорили современный мировой кризис. Но люди не слушали и не повиновались предписаниям — нет, скорее мольбам Посвященных и Пророков Великой Белой Ложи, звучавшим в предыдущие столетия, а также в тот цикл, который закончился в 1898 году, не оставив кармическому закону иной альтернативы, кроме той, что достигла кульминационной точки в охватившей сегодня весь мир борьбе. Но это не означает, что с высшей духовной точки зрения, с которой дух и материя едины, война всегда оправданна и справедлива. Неофит Белой Ложи должен быть осторожен, он должен четко различать, когда он говорит о своей собственной позиции, а когда — о позиции Храма Человечества. Принимает ли он активное или же пассивное участие в войне, его действия как отдельной личности должны определяться мотивом и долгом, без учета конечных результатов его поступка. И если он убежден, что жизнь и безопасность его народа или другой, изобилующей расами человечества нации под угрозой и его долг принять активное участие в их защите, то его нельзя считать изменяющим принципу, так же как нельзя считать изменником своей расы человека, который видит свой долг в ином направлении. Один человек может быть более великим — в духовном смысле, — чем другой, именно из-за чистоты и бескорыстия своего мотива и тех жертв, которые он, быть может, призван принести. Именно ради своего высшего «Я» должен он устоять или, наоборот, пасть. Но каково бы ни было его личное действие или мотив, побуждающий к действию или же к бездействию, он не имеет права создавать путаницу в основном вопросе, заявляя, что то общество, частью которого он является, общество, основанное на принципе братства независимо от национальности или каких-либо убеждений, не может считаться абсолютно справедливым, если оно не одобряет мотивов его действия или же, в зависимости от случая, бездействия. Он совершенно прав со своей точки зрения, обусловленной тем мотивом, которым он руководствовался; общество же право с точки зрения единого общемирового принципа. Существует глубокая пропасть между общемировым и личным, и поистине мудр тот человек, который может заполнить её тем, что правильно и справедливо с точки зрения духа.

В силу огромной ответственности, принимаемой на себя в вопросе отдачи проводника, связывающего воплощенное эго с миром материи, пытаясь оправдать то, что для его сознания является духовным принципом, мыслящая сущность — человек — должен быть очень внимателен и осторожен. Иначе мыслеволны других людей с такой силой атакуют его мышление, что его обращение к своему высшему «Я» будет скорее вопросом какой-нибудь другой личности (или личностей), нежели собственным, а полученный ответ — непосредственно в словах или же через впечатление — будет в большей степени относиться к тем, кто повлиял на его ум.

Возможность такого влияния во многом зависит от единства человеческой расы, ибо чем ближе к духовным планам, тем более ощутимым становится для души единство расы. Поэтому ответственность человека, добровольно подчиняющегося влиянию других, когда должно быть принято какое-то важное решение, так же велика, как и ответственность того, кто направляет некие мыслеволны, чтобы повлиять на это решение. К примеру, мыслеволны собрания, в случае суда за убийство, могут гораздо сильнее повлиять на вердикт судьи и приговор суда присяжных, чем все свидетельские показания. Негативное состояние, в которое и судья, и суд присяжных неизбежно впадут в результате долгого напряжения, откроет врата для такого влияния. А если к тому же между двумя людьми существует ток взаимного воздействия, то опасность допущения противозаконного влияния возрастает. Поэтому, когда принимается какое-либо важное решение, требуется быть весьма осторожным.

 

Наставление 189

Вселенский Закон

Вселенная расширяется в начале Маха-Юги, или Великого века, под огненным дыханием Духа-Отца и сжимается в конце этого Периода под дыханием Субстанции-Матери. Степень расширения и сжатия задается божественным импульсом, исходящим из центра всей жизни. Каждый атом в каждой Солнечной системе также развертывается и сжимается в соответствующем соотношении в своей сфере действия при восходе и закате солнца, и этот процесс зависит от импульса, исходящего от солнца, когда оно находится высоко над горизонтом, и так происходит в каждой точке каждой планеты, принадлежащей данной Солнечной системе.

Когда человек при помощи искусственного освещения превращает ночи в дни для развлечений или же тяжелого труда, то в результате он неизбежно будет страдать, ибо это противоречит законам природы. При закате солнца физическое тело впадает в той или иной степени в коматозное состояние, так как в его атомах начинает действовать энергия сжатия. И если человек противопоставляет свою волю управляющему движением закону природы в то время, когда его тело подчинено сокращающим силам солнечного цикла, то он выводит все свое тело из состояния гармонии. В таком случае силы притяжения и отталкивания вступают в его теле в борьбу и каждая из них старается одолеть другую. В результате ни одна из них не может выполнить своих естественных функций, вследствие чего растрачивается огромное количество энергии сцепления, или соединяющей силы, исходящей из сердечного центра при естественной циркуляции жизненных токов. Движение жизненных токов, содержащих энергию расширения, затрудняется, и клетки лишаются возможности расти и развиваться, вследствие чего в их ядрах начинаются процессы вырождения еще до того, как завершится жизненный цикл, предназначенный для воплощенного эго.

Те же самые законы управляют всеми формами организованной жизни в большей или меньшей степени, в зависимости от совершенства или несовершенства конкретного организованного общества, создано ли оно божественной или человеческой волей. Если составные части общества — члены какой-то организации, созданной человеком, — ориентируются на ночную, темную сторону своей природы (следствия действия низшего разума с целью воспрепятствовать функциям разума высшего), то дневная, светлая сторона, символизированная организующей центральной точкой общества, соответствующей солнцу, или объединяющей силе и энергии сцепления этой центральной точки, не может более проявлять той же мощи, и энергия расширения этого общества пресекается, а его рост останавливается.

Не усвоив действия естественного закона или же оставив свое знание под спудом, большинство изучающих философию, посланную Нами на Запад через Е.П.Блаватскую, позволили качествам низшего разума захватить функции и атрибуты разума высшего. Они направили токи подозрительности, эгоистического интереса и раскольнических настроений на главный сердечный центр, то есть на назначенного представителя Посвященных, и лишили её жизненных сил сочувствия, понимания и надежной поддержки, от которых зависело дело её жизни. Что касается самих этих учеников, то она была уже не в состоянии сохранить действие тех токов силы, которые посылались из Белой Ложи для их же пользы, ибо они утратили силу притяжения, привлекавшую к ним эти токи, и подпали под чуждое влияние. Поскольку все это истинная правда, то следует задуматься над тем, что не может быть совершенного постоянного проводника для передачи токов Ложи, пока не будет образовано подходящее ядро из объединенных, строго повинующихся закону людей; нуклеус из учеников, которые должны заботиться о своем собственном развитии и развитии рас Земли, стараясь обуздать вышеупомянутые качества низшего «я», чтобы дать возможность атрибутам высшего разума воздействовать на их естественные, природные силы, и таким образом осуществить расширение общества.

С завершением образования такого общества вопрос о достоинствах, способностях и мощи избранного центра, или проводника, решается сам собой. Общество вне всякого сомнения знает, что оно получило от Посвященных именно то, что ему требовалось, благодаря своему устремлению и преданности, и теперь его развитие зависит от его собственного поведения по отношению к главному сердечному центру.

Отвернувшийся от Е.П.Б. и от её наставничества человек едва ли может стать искренне преданным представителю Ложи и в наши дни, ибо он не сумел бы отработать карму своего оскорбительного поведения за такой короткий срок, все еще будучи воплощенным в теле,[38]Е.П.Блаватская ушла из жизни в 1891 году. В то время, когда давалось это Наставление, многие из её последователей были еще живы. (Примеч. ред.) разве что через такие сверхчеловеческие усилия, на какие обычный человек вряд ли решится. Это и объясняет жалкие неудачи столь многих ранних учеников и их постоянные метания из стороны в сторону.

 

Наставление 190

Некоторые из главных причин неудач в области оккультизма

От Учителя К. X.

Бесспорно, Мы потерпели неудачу в том, что касается успешного создания большого общества в том виде, как оно было задумано Посвященными Белой Ложи, когда Они послали Своего представителя в западный мир.[39]Речь идет о теософском обществе, основанном в 1875 году в Нью-Йорке Е.П.Блаватской по непосредственному указанию Учителей Белой Ложи. Основные цели этой организации Учителя видели в установлении всемирного братства людей без различия расы и вероисповедания, а также в ознакомлении людей Запада с основами эзотерической философии Востока. (Примеч. ред.) Причины этой неудачи были следующие: во-первых, нездоровое развитие не подкрепленного знанием эгоцентризма среди первых последователей Религии Мудрости; во-вторых, значительное увеличение числа подражателей истинных Посвященных и естественная реакция, последовавшая за разоблачением мошенничества таких подражателей; в-третьих, ложные заявления о личном руководстве Учителей со стороны самообольщенных или честолюбивых людей; четвертая причина — неверность клятвам ученичества и вытекающее отсюда презрение со стороны тех, кто прежде считал таких формально признанных учеников примером для подражания; пятая причина — ложные поучения по вопросам пола; и последняя, но отнюдь не маловажная — это армия хвастунов, которые то и дело распространяли известия о личном контакте с Учителями, в которых должным образом превозносилась мудрость и достоинства хвастуна и весьма порицался недостаток духовного понимания у его слушателей. Все это вызвало подозрение по отношению к истинным ученикам Учителей и против них были направлены враждебные токи силы, что свело на нет их напряженные усилия по разъяснению и распространению ценных наставлений Религии Мудрости для претерпевающего тяжкие родовые муки мира.

То, что должно было стать к настоящему времени значительнейшим и наиболее действенным усилием на Общее Благо, превратилось в разнородную смесь малых культов, каждый под водительством какого-либо псевдооккультиста, неспособного к исполнению данных своим последователям обещаний. В редком случае среди этих групп можно было найти подлинного чела Учителей, который старался положить конец преподносимым там эклектическим или глупым учениям. И из всех врагов, окружавших таких истинных учеников, никто не был способен причинить столь много вреда в отношении оккультизма, как вышеупомянутые хвастуны, которые своими притязаниями на высокое развитие и постоянное наблюдение «личного Учителя» возбуждали сильное чувство зависти или же уныния из-за столь очевидной разницы между таким «избранником» и его бывшим учеником, который в конце концов погружался в состояние отчаяния или отвращения ко всему, что носило название оккультизм. Человек, переживший подобное, до конца своей жизни не способен оправиться от шока, потрясшего его внутреннее естество, и очевидное незнание причин отхода прежних последователей является самой безнадежной особенностью заблуждения этих самообольщенных хвастунов.

В каждом религиозном движении существуют лжепророки, обманщики и лгуны, но ни одно из этих движений не предоставляет таких удачных возможностей для хвастовства, как общество изучающих оккультизм.

И если в случае вышеназванных движений истина в конце концов восторжествует и обманутый сможет оценить их по достоинству, то в случае совершенно подавленного и отчаявшегося ученика оккультизма последнему будет весьма трудно оправиться и вернуться к прежнему состоянию уверенности, ибо в его уме будут постоянно прокручиваться заявления хвастунов. Такой ученик достаточно осведомлен о некоторых фактах психического развития, чтобы понять, что подобные притязания в случае с хвастунами иногда могут быть оправданы, но в то же время его высшее «Я» пытается убедить его в их ничтожности. Вследствие этого его ум постоянно пребывает в состоянии смущения и он более не чувствует уверенности в аргументах как с той, так и с другой стороны.

Конечно, Учителям весьма безрадостно сознавать, что лишь немногие остались верны Учениям Мастеров, давших западному миру основные истины Религии Мудрости. Но в то время как во многих случаях имели место неудача и огромный вред, причиненный многочисленным группам людей невеждами и эгоистами, сила главных положений Религии Мудрости, таких, как карма, перевоплощение и Семь Принципов жизни, проникла в мыслительные токи мира, что подтверждается теми переменами, которые произошли в науке, искусстве, литературе и религии. Именно благодаря этому факту было оказано очень сильное противодействие воскрешению в наши дни ортодоксальной философии, воспрепятствовавшее ей дойти до того низменного уровня жестокости, бесчеловечности и откровенного сатанизма, которого подобная же волна достигла в XVII столетии, когда знаменитые «Голубые законы» приговаривали к сожжению подозреваемых в колдовстве, бросали в тюрьмы нарушителей дней отдохновения (субботы) и бесчеловечно относились к женщинам, осужденным за нарушение Седьмой Заповеди, не говоря уже о других бесчисленных преступлениях против человечества. Уже одно это не позволяет назвать работу Посвященных Белой Ложи неудачей, в подлинном смысле этого слова.

Возвращение спиц космического колеса к подобной точке мировой спирали ответственно за ту волну антагонизма, что поднялась в настоящее время против материализма и оккультизма. Того курса, который эта волна принимает, следовало ожидать. Она выполнит свою работу и очистит путь для возвратной волны Религии Мудрости. Тем не менее мир понес значительные временные потери вследствие неспособности многих учеников оккультизма подняться до предоставленных им высот, а их неудача, в свою очередь, намного усложнила задачу для верных и преданных.

 
bugfixer invisible agent