Кризис
Алиса А. Бейли

Кризис

кризисы ученика - мировые кризисы - психологические кризисы - точка напряжения - конфликт

Распознавая решающие жизненные кризисы, ученик обретает силу выстаивать в одиночестве и отстраненности, а посредством способности быть отстраненным он получает силу божественного Наблюдателя и не отождествляется с обстоятельствами. Одна из вещей, что проявятся в течение грядущего столетия, – это лучшее понимание Закона Циклов. В конце концов будет постигнут жизненный ритм с его высокими моментами, с его часами тьмы и депрессии (я говорю не в терминах эмоциональной реакции, но о моментах смены установки и позиции), и его трудными паузами, во время которых обычная легкость понимания отсутствует, и оно достигается посредством рассуждений. Для людей Шестого Луча особенно полезно овладевать Законом Циклов и ритмического роста, поскольку таким образом их предрасположенность к фанатической, яростной активности может усмиряться мудрым следованием жизненному ритму.

Кризис вызывается определенным навыком ума, развитым в проводнике, и преодолевается — со временем — только с помощью другого навыка и ритма духовной составляющей человеческой природы. Кризис вызывается установлением определённого объективного ритма и преодолевается выработкой определённого субъективного ритма; последнее даёт человеку возможность успешно пройти через кризис и сосредоточиться на благоприятной возможности. Пожалуйста, помните об этом…

Не избегайте этих кризисов, сколь бы трудными и тяжелыми они ни казались. Они действительно трудны. Не забывайте, что склонность бросать вызов кризисам давно выработана в сознании человека. Кризисы «привычны человеку», если можно так выразиться. Они всего лишь точки испытания силы, целенаправленности, чистоты мотива и намерения души. Их преодоление пробуждает уверенность и значительно расширяет сознание. Они воспитывают сострадание и понимание, поскольку боль и внутренний конфликт, порожденные ими, привлекают ресурсы сердца и потому никогда не забываются. Они передают свет мудрости в сферу знания и тем обогащают мир.

По мере того как человек-личность, человек-ученик и человек-посвященный постепенно вступает в поток жизни, шаг за шагом приходит и откровение, раскрываясь от одной великой фокусной точки к другой, пока не остается больше ничего, что должно быть открыто.

Во всех этих духовных точках кризиса, или точках благоприятной возможности для видения, нового духовного прозрения и откровения (так как это то, чем точки кризиса являются в реальности), мысль о борьбе, о приложении усилий – первое, что должно привлечь внимание. В этой связи я использовал слова “стадия проникновения”; мысль, передаваемая ими посвященному пониманию, означает расширение борьбы, которую неофит ведет за достижение внутреннего контроля и, затем, за использование ума в качестве прожектора для проникновения в новую область осведомленности и распознавания. Не забывайте, что к распознаванию относятся, кроме всего прочего, правильная интерпретация и правильное отношение к тому, что видится и воспринимается. Всякое откровение включает в себя концепцию “целостного видения”, или синтеза восприятия, и тогда приходит распознавание того, что видится и воспринимается.

  1. Все психологические проблемы универсальны и никто не уникален в этом. Представление об уникальности нередко только ухудшает положение из-за тенденции к обособлению и ощущения одиночества. При этом личности придаётся слишком большое значение, с чем безусловно нужно бороться.
  2. Кризис – это прогресс и возможность, а не несчастье и неудача. Пациенту (могу я так называть его?) надо понимать, что своего нынешнего эволюционного уровня раса достигала именно через такие кризисы. Так же прогрессирует и индивидуальная человеческая единица. В конце концов, психологические кризисы указывают на прогрессивное движение по Пути, заставляя совершать усилия и в то же время давая ощущение обретения и свободы после их преодоления, разрешения и устранения.
  3. Способность добиться нужной интеграции и положить конец циклу ощущения двойственности заключена в самом человеке, потому что:
    • а. Беспокойство, отсутствие координации, боль и страдание суть симптомы устремления, возможно, несознаваемого, но от того не менее реального. Они вызваны реакцией аспектов интегрированных на тот аспект, который к интеграции только стремится.
    • б. Аспект, непосредственно ожидающий интеграции, принципиально более влиятелен, нежели низшие, ждущие своего часа аспекты, так как последние негативны и восприимчивы, а тот, что должен быть осознан и признан, – позитивен и динамичен. Этим и объясняется дискомфорт.
  4. Решение проблемы следует искать в присущем человеку – созданию, наделённому воображением, – умении действовать «как если бы». С помощью творческого воображения может быть построен мост между низшим и высшим аспектами. «Каковы мысли, надежды и желания его, таков и он». Это констатация непреложного факта.

Когда современные психологи полнее постигнут творческую цель человечества и возьмутся за более конструктивное развитие творческого воображения и тренировку направляющей воли, будет достигнуто многое.

Ученик сам создает свои кризисы; если его жизнь лишена кризиса (на вашей стадии развития), это означает, что ученик стоит на месте. Это означает, что его работа такого рода, что не оказывает никакого воздействия на окружение и тех, кто с ним связан. Поэтому, она не имеет ценности. Необходимость для вас состоит в том, чтобы стоять в своем кругу жизни подобно центру покоя, но пусть это будет покой, достигаемый укрощением возмущения, а не покой стоячей воды.

Иерархия утверждает, что точки кризиса в эволюционном процессе осуществляют намерение и демонстрируют успех. За точками кризиса всегда следовали “точки откровения”, и именно этими точками откровения мы сегодня заняты.

В жизни каждого ученика, особенно того, кому предстоят определенные большие расширения сознания, наступает точка кризиса. В этой точке кризиса принимаются – добровольно или вынужденно – решения; приняв их, ученик затем встает в точку напряжения, когда решение принято и следующий шаг, который необходимо предпринять, проясняется в его ментальном восприятии и влияет на его отношение к будущему. Когда работа периода напряжения выполнена, наступает то, что мы можем назвать точкой выхода. Это выход из одного поля опыта, в то же время вход в другое поле опыта.

В жизни учеников всегда имеется два главных кризиса: прежде всего, это кризис благоприятной возможности и его мудрое распознавание. В какой-то момент каждый ученик встречается с решающим выбором, который в итоге приводит к раскрытию сути его жизненного служения. Обычно это имеет место в возрасте между двадцатью пятью и сорока годами, по большей части в районе тридцати пяти лет. Здесь я не говорю о том выборе, который должен осуществить каждый дееспособный и здравомыслящий человек, решающий вопросы работы, места жительства и спутников жизни. Я говорю о свободном выборе после того, когда эти меньшие выборы уже позади. Такой выбор стоял перед вами в ваши ранние годы. Кризис возможности всегда относится к жизненному служению. Это так, несмотря на карму или окружающие условия. Это не выбор личности, основанный на выгоде или мирских мотивах, необходимости или чем–то другом. Это выбор, основанный на связи души с личностью, и стоит лишь перед учениками.

Второй кризис – это кризис выражения. Он обычно наступает в более поздние годы жизни ученика и касается его стабильной жизненной тенденции. Этот кризис подвергает испытанию все, во что ученик верит, на чем он стоял и за что боролся в течение всего своего жизненного периода. Это всегда тяжелое и горькое испытание, потрясающее самые основы его жизни. Для готовящихся к посвящению оно особенно острое. Внешне условия испытания могут казаться не более тяжелыми, чем испытания и трудности, досаждающие другим людям, но как я указывал выше, они возникают на всех планах сразу. Тем самым всегда задействуется энергия души, что усиливает отклик каждого индивидуального тела в низшем человеке, а также личности в целом, то есть интегрированного человека. Стадия восприимчивости, которая достигнута каждым учеником в отношении своего окружения, своих близких и своего служения в высшей степени усугубляет его трудности.

Я хотел бы начать эту инструкцию с простого утверждения относительно задачи, в решение которой вовлечены все ученики Учителей по всему миру и которую вы должны сознательно рассмотреть. Это задача противостояния Стражу Порога в своей собственной, а также в групповой жизни, и затем – овладев этой точкой силы – встречи со Стражем от имени человечества, помогая таким образом человечеству победить это древнее зло. Выполнение данной задачи предполагает наличие кризиса в вашей жизни и в жизни человечества. Управление кризисом является отличительным признаком ученика; каждый встреченный и правильно использованный кризис создает (как только трудность оккультно оказывается “под пятой”) позицию, исходя из которой может быть обретено расширенное видение и новое знание. При этом от Ангела Присутствия может прийти трансмутирующий свет, обеспечивая таким образом необходимые результаты.

Жизнь ученика продвигается вперед благодаря моментам кризиса. Эти кризисы происходят по двум причинам:

  1. По причине усиления устремления, если ученик все еще находится на Пути Испытаний, или же усиления просветления, если ученик приближается к Пути Принятого Ученичества или уже стоит на этом Пути.
  2. По причине достижения более устойчивой позиции отстраненности, основанной на сознательном личностном отречении, правильной ориентации личности на душу (которая есть первый Учитель, Свет Жизни) и иерархию Служителей. Они, в силу этого, будут способствовать возрастанию могущества контроля души – Того, Кто не знает привязанности и Кто пребывает в единстве со всеми душами во всех формах.

Такие моменты кризиса и повышения интенсивности внутренней жизни, дополненные самоотречением, были вашим уделом в течение ряда лет, не так ли, мой брат? Они привели всю вашу личность к позиции отказа, или удаления, от всего чувственного и искреннему движению в направлении мира реальности. В вашей жизни, со времени прихода в нынешнее воплощение, у вас было четыре таких главных момента – каждому из них предшествовал период однонаправленного устремления, болезненного и часто мучительного отстранения от всего, что дорого личности. Каждый из них вызвал последующую реакцию, когда, казалось, все погружалось во тьму, монотонность и суровая борьба были странным и нежеланным результатом принесенной жертвы и распознанной высокой точки просветления.

Для вас, как и для многих учеников, в данном жизненном цикле урок состоит в том, чтобы продвигаться вперед несмотря на активность пар противоположностей, не обращая внимания на реакции чувств и стоя свободным и бесстрашным независимо от вида опыта – будь он высокого уровня и приносящим духовное удовлетворение, или же чередой однообразных событий, когда ничто не приносит радости и есть только страдание, страх и неопределенность. Вы должны учиться продвигаться вперед в точностимежду пар противоположностей, говоря себе: “Я не есть это, я не есть то, я есть вечное Я”.

Как я уже указывал ранее, имеется семь великих кризисов в связи с человеческим существом на пути эволюции; они отмечают ранние, промежуточные и завершающие стадии его роста. Следует иметь в виду, что эти кризисы проявляются через обуславливающие влияния семи великих созвездий. Кратко рассмотрим их. Это:

КРИЗИСЫ ДУШИ

Кризисы Качества Созвездия Крест
1. Кризис Воплощения Индивидуализация Рак Кардинальный
2. Кризис Ориентации Обращение колеса Овен Кардинальный
3. Кризис Посвящения Расширение Козерог Кардинальный
4. Кризис Отречения Распятие Близнецы Мутабельный
5. Кризис Битвы Конфликт Скорпион Фиксированный
6. Кризис Рождения Посвящение Дева Мутабельный
7. Кризис Горящей Тверди Освобождение Лев Фиксированный

а. Точки кризиса

Как человек по мере приближения к цели посвящения (которую мы зовем пятью Посвящениями) проходит в своей жизни через пять точек кризиса, так и процесс присвоения форм в трёх мирах включает пять аналогичных точек кризиса, три из которых наиболее важны: первый, третий и пятый. Когда (говоря, опять же, символически) душа под влиянием божественного импульса приходит в воплощение и усваивает расовый опыт с тем, чтобы развивать некоторые проявленные качества, она переживает пять точек кризисов. Я говорю о человечестве в целом, о выражении им так называемого «человеческого состояния сознания», а не об индивидуальной душе, если позволителен столь некорректный термин. Эти пять кризисных точек отмечают переход жизни души из одной расы в другую. При этом всякий раз имеет место расовое раскрытие и более-менее осознанное присвоение расой ещё одного проводника выражения. Следующая таблица показывает присвоения, отмечающие пять расовых кризисов:

  1. При лемурийской цивилизации — присвоение физического тела с его пятью чувствами.
  2. При атлантической цивилизации — присвоение астрального тела.
  3. В нынешнем арийском мире — присвоение ментального тела с последующим интеллектуальным раскрытием.
  4. В будущей расе — сознательное присвоение и интеграция тройственной личности.
  5. В последней расе — самое полное выражение души и её проводников с определённой степенью духовного проявления.

Таким образом получаем в жизни индивида пять кризисных точек, связанных с целым: первая стадия (называемой индивидуализацией) в Лемурии, третья стадия в нашей расе и конечная стадия «в конце времен». Стадии занимают столь длительный период и столь тесно взаимосвязаны, что одна стадия, или период, делает возможной другую и только аналитический ум видит или ищет различия между ними. Отражение этого пятеричного опыта в каждой индивидуальной жизни осуществляется в следующем порядке в жизни среднего мыслящего стремящегося, созвучного современной цивилизации и пользующегося её преимуществами и образованием.

  1. Присвоение физической оболочки, происходящее между четырьмя и семью годами, когда душа, до этого времени только осенявшая, овладевает физическим проводником.
  2. Кризис отрочества, когда душа присваивает астральный проводник. Этот кризис не распознается широкими массами, и лишь средний психолог по временным отклонениям от нормы смутно догадывается о нём. При этом видны лишь следствия, а не причина.
  3. Аналогичный кризис между двадцатью одним и двадцатью пятью годами, когда присваивается умственный проводник. При этом может начаться регистрация эгоических влияний и в случае продвинутых людей часто так и случается.
  4. Кризис между тридцатью пятью и сорока двумя годами, когда устанавливается сознательный контакт с душой; тройственная личность начинает отзываться, как единица, на импульсы души.
  5. В оставшиеся годы жизни взаимодействие души со своими проводниками должно расширяться, что приведет к следующему кризису между пятьюдесятью шестью и шестьюдесятью тремя годами. От этого кризиса зависит будущая полезность субъекта: будет ли Эго продолжать использовать свои проводники до старости или же произойдёт постепенное удаление обитающей внутри сущности.

За многие века в истории жизни любой души имеет место немало сходных кризисных циклов, но с позиции более высокого видения пять главных кризисов прослеживаются очень чётко.

Одним из способов схематичного отображения истории жизни души в архивах Учителей (в нынешнем планетарном эксперименте) являются диаграммы, отражающие эти кризисы – расовые и индивидуальные. Иногда, в случае более продвинутых стремящихся, отображаются и важные физиологические кризисы.

Теперь мы обратимся к Великой Точке кризиса, с которой сталкивается ученик, пытаясь разрешить последнюю пару противоположностей, предшествующую Главным посвящениям – противостояние личности и Ангела ПРИСУТСТВИЯ. Нет нужды определять два аспекта природы ученика по причине их очевидности. Вам говорили и вы знаете, что Страж Порога – это полностью развитая личность, совокупность всего прошлого и суммарное представление на физическом плане всех нерешенных проблем, всех невысказанных желаний, всех скрытых характеристик и качеств, всех этапов развития мысли и личностной воли, всех низших потенций и древних привычек любого из трех тел (как дурных, так и хороших). Все это, во всей своей совокупности, выводится на поверхность сознания и там подвергается такому воздействию, что эти факторы теряют свое контролирующее влияние. Тогда ученик становится свободен и может принять последние посвящения. Данный процесс не завершается одной конкретной встречей двух антагонистических сил. Это тройственный процесс, охватывающий каждый их трех периодов до первых трех посвящений, или, с точки зрения Иерархии, до двух посвящений порога и Первого Главного посвящения, Преображения.

В течение многих жизней ученик обитал на пороге. Он сам является Стражем. За медленно открывающейся дверью он ощущает Жизнь, Энергию, Духовное воплощение и факт присутствия Ангела. Между ним и этой дверью находится пылающая твердь – место огненного очищения; он видит его и знает, что должен его пересечь, если хочет пройти в дверь. Он должен ответить на вопрос: достаточно ли сильна его воля для того, чтобы подчинить свое личное “я” огням окончательного очищения? Личное “я” сейчас очень высоко развито; оно полезный инструмент, которым может пользоваться Душа; оно – хорошо обученный агент служения – по существу, часть адекватного и полезного оснащения. Однако у него есть свои слабые точки, которые в любое время могут стать точками кризиса. У него есть и свои сильные точки, которые могут быть относительно легко трансмутированы в точки напряжения; в целом, это надежный инструмент, и он сможет хорошо послужить. Можно ли и нужно ли пожертвовать им, с тем чтобы (эзотерически говоря) его жизнь ушла и на ее место пришли бы посвящение и преданность? Это трудная проблема для учеников, нелегко постичь ее эффективный практический смысл. Только троекратным успешным пересечением места огненного очищения разрушаются все препятствия к свободе воли. Отношение между Ангелом и Стражем может быть разрешено и приведено к полному выражению только посредством Воли. Здесь я имею в виду Духовную Волю и три ее аспекта, которые необходимо активизировать прежде, чем вступит в действие Воля Божественная. Ученик приводит в столкновение свои два аспекта совершенно сознательно, с явной целью и посредством планомерного действия Воли, и этот волевой акт создает точку напряжения в “центре места огненного очищения, где могут сойтись двое”, как сказано в записях из древних Архивов.

Главной ключевой нотой каждого отдельно взятого планетарного посвящения вплоть до самого высокого являются отношения. Мы не знаем, какие ещё качества могут открываться Посвящённому на других путях, но конечной целью всякого устремления на нашей планете является установление правильных отношений между человеком и человеком и между человеком и Богом, между всеми выражениями божественной жизни, от самого крошечного атома и до беспредельности.

С точки зрения нашей планетарной эволюции, нет ничего кроме любви, ничего кроме доброй воли и воли-к-добру. Сегодня всё это уже есть, и в настоящее время их истинное проявление ближе, чем когда-либо прежде в человеческой истории.

Прогрессируя от одного этапа к другому, от кризиса к кризису, от точки к точке, от центра к центру жизнь Бога оставляет за собой всё бóльшую красоту, переходя от одной формы к другой и от одного царства к другому. Одно достижение ведёт к другому, как низшие царства привели к возникновению человека и как (в результате его борьбы) возникнет и царство Божие. Формирование этого царства — вот к чему в действительности идёт сегодня род человеческий, и все проходящие в человечестве живые процессы готовят каждого отдельно взятого его представителя к вступлению в это царство. Знание о возможности более высоких проявлений, чем даже царство Божие, может вдохновлять, но и только. Проявление же на Земле Царства Божьего, подготовка стези для его великого Зачинателя, Христа, и содействие экстернализации Иерархии на Земле это вполне достаточная задача для всех и каждого из нас, то, во имя чего стоит жить и трудиться, о чём стоит мечтать и к чему стремиться.

Когда-нибудь история процесса эволюции будет написана посвящённым великой Белой Ложи — с точки зрения её точек кризиса и соответствующих точек напряжения. Двойственное действие этих точек позволяет живым формам выходить в более широкие области сознания. Каждое царство природы само можно считать точкой напряжения в сфере Бытия планетарного Логоса и каждое — во времени и пространстве — находится в процессе формирования тех точек кризиса, которые способствуют значительному (и часто внезапному) продвижению по Пути Эволюции. Человечество как точка планетарного кризиса превращается сегодня в такую точку напряжения, которая очень скоро сможет продвинуться к закону, культуре и цивилизации Нового Века. И параллельно этому происходит обучение индивидуального стремящегося.

Способность страдать, эта отличительная особенность человечества, представляет собой характерную сознательную реакцию на среду четвёртого, человеческого, царства природы. Она связана со способностью мыслить и сознательно сопоставлять причину со следствием. Этот процесс нацелен на то, о чём сегодня невозможно даже мечтать, и под этим, брат мой, я имею в виду именно то, что сказал. Такой способности отзываться через боль (в понимании человека) нет ни в одном из дочеловеческих и сверхчеловеческих царств, так же как не было её в предыдущей солнечной системе и не будет в следующей. Она связана с одним из аспектов творческого интеллекта, с тем его аспектом, или особенностью, что свойственен только человечеству.

Этого аспекта не было в предыдущей солнечной системе, в которой функционировали иные аспекты творческого ума. В нынешней же Солнечной системе этот латентный аспект получил развитие и превратился в фактор, действующий в субстанции человеческих тел, с помощью которых человеческая душа накапливает опыт. Он хранит тайну красоты проявления, и его первое выражение можно увидеть в творческом совершенстве некоторых видов искусства, которыми занимается человек и только человек. Ни какое другие царство природы, кроме человеческого, не творит форм и не создает гармонических сочетаний цветов и звуков. Все виды такого творческого искусства являются результатом эонов конфликтов, боли и страданий.

Подготовка Учителя перед принятием решения состоит в том, что Ему приходится принять в Своём Ашраме принципиальные решения, связанные с мировой работой и распространяющиеся на всех в Его Ашраме. Подготовка начинается после допуска Его на проходящий каждые семь лет конклав Учителей, где принимаются решения, затрагивающие все формы жизни всех царств трёх миров и касающиеся их эволюционного прогресса. Этот прогресс обсуждается на общих собраниях всей Иерархии раз в сто лет, где затем выносится решение о том, какая форма кризиса, на каком уровне сознания и при участии какой группы жизней должна быть осуществлена и представлена человечеству, хотя этот кризис неизбежно затронет и остальные царства природы. Необходимость планирования кризисов объясняется тем, что их преодоление ускоряет определённые осознания. Не забывайте, что человечество растёт через осмысление пережитых кризисных моментов. Моменты кризиса, обусловленные прошлой кармой, достигнутой точкой в эволюции и действием в трёх мирах соответствующих лучевых сил, начинаются по общему решению конклава Учителей.

Эти решения не ущемляют свободной воли человека, так как Иерархия не хочет влиять на отношение человека к кризису и, оккультно выражаясь, пока человек принимает решения, Её «внимание намеренно направлено на другое». Таким образом, весомость Её рассуждений не влияет на человеческий ум. Когда кризис в полном разгаре и человечество начинает предпринимать какие-то действия, Учителя, работающие через Свои Ашрамы, направляют всё Своё внимание на оказание максимальной помощи всем, кто пытается правильно ориентировать человечество, — то есть относительно немногим среди бесчисленных миллионов несведущих.

Очевидно, что Принцип Конфликта тесно связан со смертью. Под смертью я разумею уход от влияний формы: физических, эмоциональных или ментальных; прекращение контакта (временно или навсегда) с физической формой, астральным наваждением и с ментальной иллюзией; отвержение Майи, как называется тот всеобъемлющий эффект, под власть которого подпадает человек, погружённый в любого рода материализм и потому порабощённый (с точки зрения души) жизнью в трёх мирах. Именно Принцип Конфликта, скрытый в каждом атоме субстанции, вызывает, прежде всего, собственно конфликт, затем отречение и, наконец, освобождение; войну в той или иной форме, затем отвержение и, наконец, свободу. Совершенно ясно, что этот принцип тесно связан и с законом Кармы. Именно об этом принципе говорит г-жа Безант в одной из своих книг, утверждая, что субстанция, из которой состоят все формы, уже с самого начала творческого процесса затронута кармой. Часто звучащая мысль о том, что смерть есть великий Освободитель, несёт в себе глубокий оккультный смысл. Это означает, что благодаря Принципу Конфликта создались условия, освобождающие аспект духа (временно или навсегда) из заточения в той или иной формальной жизни, индивидуальной или групповой.

Все вы, как ученики и стремящиеся, способны заметить действие этого принципа, в собственной жизни наблюдая следствия напряжений и ударов, точки кризиса и напряжения, возникающие в результате конфликта между душой и личностью. Конфликт всегда предшествует отречению, и только при этом четвёртом великом духовном кризисе конфликт, как мы понимаем его, прекращается. В сферах существования без формы, где живёт и движется и существует Иерархия, конфликт, который позволил человеку развить способность выбора, основанного на различении, сменяется кризисами решения — не того решения, которое основано на различающем восприятии правильного и неправильного, духовности и материализма, но кризисами решения, основанного на восприятии Плана, сотрудничестве с Целью и предотвращении зла.

Изменено 10.12.2017 12:41
bugfixer invisible agent