II. Депрессия или ее полярная противоположность – бурное веселье.
Когда мы приступаем к изучению депрессии, мы рассматриваем явление настолько распространенное, что немногие избегают его атак. Депрессия – как миазмы, как густой туман, обволакивающий человека и не позволяющий ему ясно видеть, уверенно идти вперед и познавать Реальность. Она – часть великой астральной иллюзии; если это понять, становится очевидно, почему она существует, – ведь причина ее является либо астральной, либо физической, и обуславливается или ситуацией в мире, или личной ситуацией. Поэтому следует изучить депрессию индивидуумов и разобрать ее причины.
Причинами депрессии могут быть:
1. Мировое наваждение. Оно ввергает отдельную единицу, свободную от индивидуальных вызывающих депрессию состояний, в пучины мировой реакции. Мировое наваждение с его лишающим жизненности, депрессивным воздействием уходит своими корнями в различные факторы, на которых можно лишь кратко остановиться:
а) астрологические факторы, либо воздействующие на планетарную карту, и, тем самым, на индивидуумов, либо преимущественно расовые. Эти два фактора часто упускаются из виду;
- б) путь Солнца в небе. Его путь на Юг характеризуется пониженной вибрационной активностью, и стремящиеся должны это помнить осенью и в начале зимы;
- в) фаза, когда большая часть Луны темная, то есть период убывания старой и начало зарождения новой Луны. Он, как хорошо известно, влияет на медитативную работу;
г) психологические и массовые затормаживающие факторы, которые, несомненно, вызываются силами, внешними по отношению к планете и планам, чьи намерения непонятны для обычного человечества. Эти силы, воздействуя на человеческую расу, затрагивают самых чувствительных; последние, в свою очередь, воздействуют на свое окружение, и постепенно создается такое состояние, которое охватывает расу или нации на определенный период или цикл лет и приводит к глубокой депрессии и взаимному недоверию. Это является причиной удручающей самопоглощённости, которую мы именуем паникой или волной беспокойства. То, что это состояние может проявиться как военная, экономическая, социальная или политическая активность, что оно может принять форму войны, религиозной инквизиции, финансовой напряженности и взаимной подозрительности, – это уже другое дело. Причины заложены в чертежах эволюционного процесса и определяются, даже если это не осознается, благим Законом.
2. Астральная поляризация. До тех пор пока человек будет отождествлять себя со своим эмоциональным телом, интерпретировать жизнь сообразно своим настроениям и чувствам и реагировать на желания, ему будут присущи моменты отчаяния, тьмы, сомнения, жестокого страдания и депрессии. Все они происходят из-за обмана, наваждения астрального плана, который искажает, переворачивает и вводит в заблуждение. Нет нужды на этом останавливаться. Если и есть один фактор, который осознают стремящиеся, так это необходимость освободиться от Великой Иллюзии. Арджуна знал об этом, но все же поддался отчаянию. И в этот час нужды Кришна не оставил его и изложил в «Бхагавад Гите» простые правила, которые помогают преодолеть депрессию и сомнение. Вкратце их можно изложить следующим образом:
- а) знай, что ты – неумирающий Единый;
- б) контролируй свой ум, ибо через ум можно познать неумирающего Единого;
- в) знай, что форма – всего лишь покров, скрывающий великолепие Божества;
- г) осознай, что Единая Жизнь пронизывает все формы, так что нет смерти, нет страдания, нет отделенности;
- д) поэтому отстранись от формальной стороны и приди ко Мне, обитающему в месте, где Свет и Жизнь. Так оканчивается иллюзия.
Именно астральная поляризация делает человека беззащитным перед своими многочисленными эмоциональными реакциями и волнами различных массовых чувств. Именно по этой причине он вовлекается в водоворот неконтролируемой энергии и неверно направленной эмоциональной силы, которая разряжается мировой войной, финансовой паникой, религиозным фанатизмом или линчеванием. Именно астральная поляризация ввергает его в приступы бурного веселья и ложного счастья, во время которых «обманчивый свет» астрального плана раскрывает перед ним фальшивые источники удовольствия; или же массовая веселость – благодаря чувствительности человека – ввергает его в такое истерическое состояние, которое находит свое выражение в безудержном веселье – противоположном полюсе безудержного плача. Я имею здесь в виду не настоящее веселье или пристойное чувство юмора, а те истерические взрывы веселья, которые так обычны среди простых людей и приводят к утомлению.
3. Ослабленное состояние физического тела. Оно объясняется разными причинами, такими как:
- а) истощение эфирного, или жизненного тела;
- б) физическая болезнь, либо врожденная, либо привнесенная из другой жизни, случайная или обусловленная неверными эмоциональными реакциями, либо появившаяся как результат мировой кармы, например, эпидемия;
- в) атмосфера. Это иногда упускается из виду, однако состояние атмосферы, климат, давление, влажность или сухость, жара или холод оказывают определенное психологическое воздействие.
После размышления вы поймете, что все второстепенные и временные причины депрессии и ее противоположности могут быть отнесены к одной из этих трех групп, а если определена причина, способ лечения становится очевиден.
Я более или менее подробно разобрал первые два проявления астральной силы – Страх (страх смерти, будущего, страдания, неудачи и многочисленные меньшие виды страха, которым подвержено человечество) и Депрессию, поскольку оба эти проявления страха в нынешнем веке и цикле представляют собой Стража Порога для человека. Оба они свидетельствуют о чувствительной реакции на психологические факторы и их нельзя пытаться преодолеть, используя другой фактор, такой как бесстрашие. Их нужно преодолеть всеведением души, воздействующей через ум, – а не всемогуществом последнего. В этом заключен оккультный намек. Я не буду разбирать остальные перечисленные факторы, такие как желание счастья, желание удовлетворения животных потребностей и желание освобождения, так как они не представляют для большинства такой проблемы, как первые два. Можно было бы подробно описать все эти проявления и их причины, однако, когда страх и депрессия будут преодолены, раса обретет свое наследие счастья, истинного удовлетворения (всего лишь символами которых являются вышеперечисленные стремления) и освобождения. Давайте сначала займемся фундаментальными видами зла. Как только они будут побеждены, все, что останется – это правильная ориентация и поляризация в душе.
Далее мы рассмотрим преодоление неправильных вибраций астрального тела и использование астральной энергии в правильном направлении.
Мы подробно разобрали предмет астрального, или чувствующего тела, а также различные неправильные проявления, которыми оно заявляет о себе. Человечество вибрирует, в основном, тем или иным из этих способов, и чувствующее тело среднего человеческого существа едва ли когда-нибудь свободно от какого-либо настроения, страха, волнения. Это обусловило такое состояние, что центр солнечного сплетения ненормально развился. У основной массы человечества сакральный центр и центр солнечного сплетения управляют жизнью, и поэтому желание материального существования и сексуальной жизни так тесно связаны друг с другом. Солнечное сплетение у животного является мозгом, оно управляет всеми инстинктивными реакциями, но оно не так тесно связано с чисто сексуальным выражением, как у человеческого существа. Когда мозг станет чувствительным к пробуждающемуся уму и не будет так всецело поглощен механизмом, регистрирующим чувственные впечатления, мы будем иметь ту ориентацию, которая, в конечном счете, поднимет сознание в центры, находящиеся выше диафрагмы. Солнечное сплетение снова вернется к своей прежней функции – быть направляющим агентом чисто инстинктивной животной жизни. Для продвинутого ученика мира солнечное сплетение – это, в основном, орган психической чувствительности, который останется таковым, пока высшие психические силы не сменят низшие и пока человек не станет функционировать как душа. Тогда чувственная жизнь опустится ниже порога сознания.
Хочу в нескольких словах высказать предупреждение, а также подытожить сказанное.
Во-первых, не держитесь за форму, какой бы она ни была. Все формы – только эксперименты, и все они достигают момента, когда решается вопрос: либо быть им отброшенными, либо далее оживотворяться.
Во-вторых, помните, что все личности (включая вашу собственную) согласно закону имеют свои периоды прилива и отлива. Периоды отлива, когда они случаются у тех, кто занимает высокое положение, иногда вызывают оцепенение у тех, кто находится под их влиянием и при этом внимает своей личности, а не внутреннему Богу в собственном сердце.
В-третьих, усвойте также, что аналогично тому как в индивидуальной жизни наступают периоды, когда видение затемняется, дорога теряется и звезды поглощаются мглой, такие же периоды бывают и у групп. Однако не сомневайтесь, что после того, как долина пересечена (это относится ко всем стремящимся и всем по-настоящему духовным группам) открывается и покоряется Гора Посвящения; после затемнения приходит видение, а после ночи наступает день. В больших циклах, влияющих на космические группы, это тоже имеет место; в меньших циклах, контролирующих расы, происходит то же самое, и тот же закон управляет всеми меньшими группами вплоть до групп крошечных жизней, которые правят в проводниках человека, – это требуется подчеркнуть.
В-четвертых, не позволяйте себе впадать в уныние.
Уныние появляется по трем причинам. В основном оно объясняется снижением жизненности телесного организма. При этом астральное тело предъявляет слишком высокие требования к физическому, и старание откликнуться и ощущаемая неспособность сделать это должным образом создают одну из причин появления уныния. Последнему часто подвержены те из вас, кто обладает тонко организованным физическим проводником. Средство от этого вида уныния очевидно, не так ли? Отдых и расслабление все выстраивают по-новому и дают время природе все урегулировать. Солнце тоже вливает новые силы, насыщая праной, – это надо учитывать. В конце концов, обычный здравый смысл является необходимым условием, а также понимание того, что человек должен выполнять ту работу, которая соответствует его возможностям, а не надрываться, видя большую потребность в ней. Помедитируйте над этим.
Другой причиной уныния является чрезмерное развитие конкретного ума, который, в свою очередь, предъявляет слишком высокое требование к эмоциональной природе, и, далее, опять же к физической. Слишком развитая способность всесторонне обозревать предмет, слишком неадекватное понимание мировой потребности, слишком быстрое постижение множества выводов в связи с каким-то конкретным делом вызывают мощную вибрацию астрального тела. Это ведет к расшатыванию физического проводника, и ощущаемый результат мы называем унынием. Именно здесь желательно культивировать чувство пропорции, развивать способность мудрого урегулирования и добиваться ментального равновесия. Исцеление заключается в осознании того, что время, вечность, эволюция (называйте, как хотите) реализует Замысел и что всё не зависит от индивидуального усилия. Мудрые души могут ускорить благую работу, но все же результат предрешен. Если мудрые души не будут задействованы, всё равно сила эволюции всё осуществит, хотя и более медленно. Не забывайте этого, и если на вас нападает уныние из ментальных источников, успокойтесь, настройте себя и в созерцании постарайтесь прочувствовать конечное достижение этого великого фактора – Времени.
Третья причина находится в более оккультной сфере и обусловлена уравновешиванием пар противоположностей. Когда маятник отклоняется – что он должен делать и делает – к тому, что мы называем тьмой, злом, нежелательным, это вызывает в тех из вас, кто ориентирован к свету, напряжение, которое выражается в дискомфорте во всех телах и особенно сильно ощущается физическим телом как депрессия. Чем более чувствительно ваше тело, тем больше ваш отклик на этот вид искушения. Это один из тех моментов, которые особенно мешают стремящемуся. Это делает его негативным и восприимчивым к формальной стороне, что понижает его вибрацию. Это препятствует его продвижению, и в результате страдает его служение миру. Чтобы избавиться от уныния не нужно культивировать сильную противоположную вибрацию, а нужно мудро использовать ментальное тело, и, логически рассуждая, найти причину таких состояний, корни которых либо в вашей собственной личности, либо в вашем окружении. Так достигается уравновешенность. Средством от уныния является также признание Времени как всеобщего целителя. Средством является и успокоение конкретного ума, последующее его соединение с душой, через душу – с эгоической группой, а затем – с Учителем. Никогда не забывайте, что контакт с Учителем достигается именно в таком порядке, и что тот, кто все больше и больше подчиняется водительству души, является тем, кто все больше и больше входит в сознание своего Учителя.
После того как с бескорыстным намерением была установлена связь с Учителем, принимается взвешенное решение постараться приложить максимум усилий к тому, чтобы работать с абсолютным бесстрастием и без всякого желания видеть результаты своего труда. Процесс этот, если ему следовать долго и терпеливо, приведет, в конечном счете, к достижению такой невозмутимости, которую ничто не сможет нарушить...
Результат повышения вибрации у вас, стремящихся, может также проявиться разными путями. Он может выразиться в телесной усталости, и с ней придется справляться не столько посредством сна и отдыха, хотя и они нужны в правильной пропорции, сколько переменой вибрации, развлечениями и весельем. Во-вторых, он выражается часто в глубокой депрессии, в сильной сердечной подавленности, когда смотришь в будущее. Как бы то ни было, смотрите в это будущее, помня, что то, что несет будущее, нам пока не открыто, но что «вечером водворяется плач, а на утро радость». Он выражается также в повышении чувствительности астрального тела, которую, возможно, еще труднее выносить. С ней индивидууму придется справляться, насколько это в его силах, имея в виду данные мною рекомендации. Он выражается и в постоянной стимуляции атомов различных проводников и их совокупной стабильной вибрации, что постепенно приближает к цели, хотя стремящийся может этого не осознавать.
Не забывайте, брат мой, что у каждого ученика есть некоторая главная характерная черта, которая требует трансмутации. Некоторые знают ее и работают с ней; другие же разделяются на две основные группы. Они либо яростно бьются над некоторым общим изменением в себе и таким образом преуспевают в выведении на поверхность своих недостатков; они делают это с такой силой, что временно усложняют свое служение. Или же, во втором случае, они обескураживаются открытием своих слабостей, впадая в депрессию. Они горько сожалеют о наличии такой помехи, и энергия, предназначенная для процессов трансмутации, поглощается их низшей природой, превращаясь в отвращение, жалость к себе или уязвленную гордость. Все это ведет к потере времени и неизбежно производит излишнее акцентирование личности.
Ваши ответы указывают на наваждение, из которого вы должны сразу начать выходить – наваждение депрессии, основанное на неоправданном чувстве духовной неполноценности, не опирающемся на факты. В подтверждение этому прочтите список недостатков, сообщаемый вами. Мой брат, даже если в вашем списке есть доля правды, ваши ответы все-таки остаются неистинными, так как вы опускаете все упоминания и ссылки на другую сторону картины. Вы центрированы своим умом на инволюционных реакциях личностных проводников. Однако вы находитесь – и вам это хорошо известно – в процессе подготовки к определенным шагам вперед по Пути. Ясное видение самого себя необходимо, и на каждом повороте Пути вы должны встречаться с тремя реальностями:
- Малым, или низшим, “я”.
- Стражем Порога – в случаях, подобных вашему.
- Ангелом Присутствия.
Не будьте столь заняты личностным “я”, но чаще ищите общества Ангела, который скрывает и вуалирует (и в то же время открывает) скрытую славу духа. Все ваши недостатки при вас, равно как и недостатки всех, кто на Пути. Многие тратят время, замедляя тем самым свое активное духовное выражение, на ненужный интерес к долгам и ограничениям и слишком интенсивное фокусирование на них. Распознавайте их, брат мой, и затем двигайтесь дальше. Они не все, что вы можете демонстрировать; они не дают полной картины.
Что лежит в основе вашего malaise (как это называется на латыни)? Что приводит к ощущению физического заболевания, мраку и депрессии, которыми вы встречаете мир? Лишь наваждение занятости и поглощенности — или интенсивной поглощенности собой. Если я назову такую позицию “жалостью к себе”, примете ли вы такое название и воспользуетесь ли своим интеллектом для выхода из этого тупика?
Прошедшие шесть месяцев были отмечены паузой, во время которой было немало колебаний. Вы были больше обычного подвержены внешним впечатлениям и меньше фокусировались как душа на тонких планах. Ярко выраженного достижения не было. Но такие паузы неизбежны; нет причины для депрессии, при условии, что паузы не затягиваются, поскольку вы осведомлены об их наличии.
На Пути Испытания наступает сознательно регистрируемое колебание между парами противоположностей, продолжающееся до тех пор, пока не будет увиден и не появится средний путь. Такая активность создает наваждение пар противоположностей, плотное и туманное, иногда окрашенное радостью и блаженством, а иногда – мраком и депрессией, так как ученик колеблется между двойственностями. Это состояние продолжается настолько долго, насколько существует акцент на чувстве – том чувстве, которое проходит диапазон от острой радости, когда человеку удается отождествить себя с объектом своей преданности или устремленности, до депрессии, когда он терпит неудачу в этом деле и поэтому поддается самому черному отчаянию и чувству неудачи.
Я упоминаю об этом, потому что вы должны оценить масштаб задачи, возлагаемой на себя человеком, когда он начинает сознательно избавляться от наваждения и готовит себя к более широкому служению. Он вступает в конфликт со всеми наваждениями плана в целом и склонен поддаваться чувству ошеломленности, осознавая то, с чем он столкнулся. Такова одна из причин глубокой депрессии и тех глубоких комплексов неполноценности, которые приводят некоторых людей к полному опустошению или в конце концов к самоубийству. Собственные наваждения связывают их с национальным или планетарным наваждением и обуславливают их жизненное выражение и мышление. Я прошу вас помнить об этом, имея дело с людьми и видя, что они увязли в своих идеях и неспособны увидеть истину так, как вы ее установили для себя. Они таковы, поскольку их индивидуальные наваждения подпитываются еще большими наваждениями, а справиться с ними им еще не по силам.
Как правило рядовой человек сегодня – это крепко спаянная функциональная единица. (Это верно для неразвитых масс и для материалистически мыслящих граждан мира.) Он прочно интегрирован физически, эфирно и эмоционально. Его физическое и витальное тела и природа желания (поскольку эмоции лишь отражают те или иные желания) крепко связаны друг с другом. В то же время эфирная интеграция может быть слабой, что выражается в виде пониженной жизнеспособности, отсутствия импульсов желания, неспособности адекватно реагировать на динамические побуждения, незрелости, а иногда навязчивости или одержания. Нередко так называемое отсутствие воли и ярлык «слабовольного» или «бесхарактерного» в действительности не имеют никакого отношения к воле, но являются скорее результатом непрочной интеграции и слабой связи между сознанием и мозгом, из-за чего человек невосприимчив к импульсам желания, которые обычно поступают в мозг, побуждая физический проводник к какой-либо активности.
Воля, которая проявляется, как правило, через программу или план, исходит от ума, а не с уровней осознанных желаний, и программа осуществляется благодаря пониманию направления и твёрдой ориентации воли на исполнение поставленной задачи. Поэтому в таких случаях не воля является причиной трудностей. Проблема объясняется проще и зарождается ниже. Решение при устранении подобных трудностей нужно искать в сфере чисто материальной природы и нередко всё преодолевается повышением физической жизнеспособности и укреплением эфирного тела благодаря солнечному свету, насыщенной витаминами пище и упражнениям, а также правильному лечению и приведению к равновесию эндокринной системы. Многое сегодня делается в этих направлениях, и наименее серьёзные формы эфирных расколов быстро излечиваются. Пониженная жизнеспособность, незрелость, отсутствие интереса к жизни и депрессия из-за слабости витальной связи (столь распространенные ныне) будут встречаться всё реже.
Результатом контакта с новым миром становится иногда радостное волнение и сильное ментальное возбуждение. Нередки случаи депрессии из-за явной неспособности реализовать открывшиеся возможности. Человек видит и знает слишком много. Его больше не устраивают прежние мерки жизни, радости и идеалы. Он прикоснулся к иному и теперь жаждет более масштабных критериев, новых, ярких идей и более объемлющего видения. Его пленил и манит теперь образ жизни души. Но его так или иначе постоянно подводят собственная природа, окружение, оснащённость и возможности, и он чувствует, что не в силах двигаться в этот новый чудесный мир. Он ощущает необходимость — по крайней мере кажущуюся — повременить ещё и пожить в прежнем состоянии ума.
Если говорить обо всем человеческом семействе, то мышление, как мы видим его в современном мире, присуще весьма немногим. Остальные живут чувством, чувственным восприятием и многочисленными аспектами эмоциональности, такими как раздражение, беспокойство, острая тревога, стремление к цели, депрессия, плюс драматическая жизнь чувств и сознание: «Я в центре». Немногие живут в мире мысли, и еще меньше — в мире реальности. Когда это положение исправится, то с повышением интеграции неизбежно повысится уровень здоровья и, как следствие, движение жизненных сил в проводниках будет более свободным.
31. Страдание, отчаяние, неуместная активность тела и неправильное направление (или контроль) жизненных потоков появляются как результаты наличия препятствий в низшей психической природе.
Каждый из этих четырех результатов выражает состояние низшего человека; они отражают следствия неправильной централизации, или отождествления.
1. Страдание – это следствие, вызываемое неправильной поляризацией астрального (эмоционального) тела. Страдание исходит из неспособности правильно сбалансировать пары противоположностей. Оно указывает на недостаток равновесия.
2. Отчаяние – это следствие раскаяния, вызываемого в ментальном теле, и само по себе отличительный признак «духовно непреображенной ментальной природы». Стремящийся представляет то, что могло бы быть, а препятствия все еще одолевают его; он беспрестанно осознает неудачу, и это порождает в нем состояние отчаяния, отвращения к себе, раскаяния и уныния.
3. Неуместная телесная активность. Внутреннее состояние находит выход на физическом плане как неуемная активность, неистовый поиск решения или утешения, постоянная беготня туда-сюда в поисках покоя. В нынешнее время она является главной характеристикой нашей ментальной арийской расы и источником настойчивых, интенсивных усилий, прилагаемых во всех жизненных сферах. Ей в значительной мере способствуют (вследствие ускорения развития ментального тела) образовательные процессы. Большим вкладом образования (в школах, колледжах, университетах и прочих подобных сферах активности) является стимуляция ментальных тел людей. Все это – составная часть великого Плана, направленного к одной цели – раскрытию Души.
4. Неправильное направление жизненных потоков. Следствие, производимое в эфирном теле внутренней сумятицей. Жизненных потоков (для изучающего оккультизм) два:
- а) Жизненное дыхание, или прана.
- б) Жизненная сила, или огни тела.
Именно неверное использование жизненного дыхания (неправильное употребление праны) служит причиной восьмидесяти процентов нынешних физических болезней. Остальные двадцать процентов порождаются неправильным направлением жизненной силы через центры и поражают примерно двадцать процентов человечества, которых можно назвать ментально поляризованными. Ученику-оккультисту, стремящемуся к освобождению, предстоит, однако, найти ключ не в дыхательных упражнениях и не в работе с семью центрами тела. Он будет найден в интенсивной внутренней концентрации на ритмической жизни и в тщательной жизненной организации. По мере того как учащийся будет это делать, координация тонких тел с физическим, с одной стороны, и с Душой, – с другой, приведет в итоге к последующему автоматическому урегулированию пранических и жизненных энергий.
Патанджали указывает, что страдание это является всеобъемлющим, охватывая прошлое, настоящее и будущее:
1. Последствия. Страдание возникает как результат предшествующей активности и является отработкой Кармы, так как оно помогает в урегулировании ошибок, являясь расплатой за них. Улаживание обязательств и долгов прошлого – всегда скорбный процесс. Некоторые события прошлого неизбежно влекут за собой такие нынешние условия, как наследственность, окружение и даже тип тела. В результате и форма проводника, и форма групповых отношений являются болезненными для Души, заключенной в них.
2. Беспокойства. Они относятся к настоящему и иногда переводятся как «опасения». Если учащийся исследует этот термин, то заметит, что он охватывает не только боязнь зла, заключенного в страдании, но также и страх неудачи в духовном росте и в служении. Это вызывает боль и уныние, но в то же время способствует пробуждению Реального человека к осознанию своего наследия.
3. Подсознательные предчувствия относятся к будущему и касаются тех предчувствий смерти, страдания и нужды, которые овладевают столь многими из сынов человеческих. Это страх неизвестности с ее возможными несчастьями, когда мы боимся за себя и за других, и это, в свою очередь, вызывает страдание.
Будьте терпеливы. Долготерпение – одно из свойств Эго. Эго упорствует, зная, что оно бессмертно. Личность приходит в уныние, зная, что время не ждёт.
С учеником ничего не может случиться, кроме того, что есть в плане. Если мотив и единственное устремление сердца направлены на исполнение воли Учителя и служение расе, возникает то, что несет в себе зародыш следующего предприятия и создает условия для следующего шага вперед. Это обстоятельство многое разъясняет, и на него ученик может опираться, если его видение омрачено, вибрация ниже, чем, возможно, ей следует быть, а суждение затуманено миазмами, рожденными условиями физического плана. У многих в астральном теле поднимается то, что базируется на старой вибрации и что в действительности уже не имеет основания; борьба идет за то, чтобы владеть астральной ситуацией, чтобы на место нынешних тревог и беспокойств пришли доверие и покой, а на место яростного действия и противодействия – устойчивое равновесие.
Возможно достигнуть такого состояния, когда ничто не в силах нарушить внутреннее спокойствие; когда ощущается мир, превосходящий всякое понимание, поскольку сознание центрировано в Эго, которое есть сам покой, будучи сферой буддхической жизни; когда царит уравновешенность, так как центр жизни находится в Эго, которое есть, в сущности, само равновесие; когда господствует невозмутимое, непоколебимое спокойствие, потому что божественный Знающий держит бразды правления, не допуская никакого вмешательства низшего “я”; когда достигается само блаженство, основанное не на обстоятельствах трех миров, а на внутреннем осознании существования, независимого от “не-я”, такого существования, когда нет ни времени, ни пространства со всем, что они в себе заключают. Это состояние можно познать после того, как все иллюзии низших планов изжиты, преодолены, трансмутированы и трансцендированы; оно воцаряется после того, как маленький мир человеческих устремлений рассеивается и исчезает, лишившись всякой ценности в наших глазах; оно основано на знании, что Я ЕСМЬ ТО.