Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите», стр.133 - 143
Алиса А. Бейли

Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите»

XI

Дорогие собратья!

1. Из того, что вы услышали в прошлое воскресенье, вам должно быть понятно, по крайней мере, отчасти, что образ жизни, рекомендованный человеку, желающему соответствовать высотам духовного совершенства, найти истину и пребывать в ней, как Шри Кришна, всегда предполагает труд для других и деятельность по направлению колеса человеческих судеб. В то же время нужно оставаться совершенно свободным от наслаждений и страданий, которыми карма испытывает обычное человеческое существо. Как вы знаете, я назвал такую жизнь яджнической, поскольку это жертвенная жизнь одного ради многих в сочетании с жертвой личностью ради индивидуальности, поскольку последняя возвышеннее и находится в союзе с вселенским единством, Логосом, или Ишварой. Первая жертва — одного ради многих — побуждает учащегося всегда трудиться для человека ради искупления его от скорби. Вторая жертва — личностью ради индивидуальности — побуждает к отказу от наслаждения мирскими вещами и к пользованию ими только для исполнения своего долга в отношении других. Третья жертва — индивидуальностью ради Логоса — это дхианическая попытка возвыситься до единой истины, что приводит к кульминации нераздельности одного Эго от многих других Эго, оставшихся во тьме, и нераздельности его от духовного Солнца истины, ударяющего лучами своей славы прямо в его лицо через вуаль авьякты. Как красиво сказано в Библии, человеческое Эго в данном состоянии подобно открытой лампе. Эта лампа испускает не только лучи плоти, но и лучи ментального света, дабы просветить все человечество и послужить каналом Алайи, как сказано в «Семи Вратах». Лучи ментального света помогают всему человечеству развивать и расширять ум, поэтому такая лампа становится одним из вечных мировых браминов. Она дает свет миру и ничего не берет взамен из того, что может дать мир. Это вайрагья. В этом состоянии происходит отказ не только от мирских вещей, но и от нирванического блаженства, сущность которого — амброзия, которой наслаждаются дэвы. Человек становится совершенным саньясином.

Это кристаллизованная эссенция джняны, это Бодхисаттва. Это венец человеческой эволюции, символизируемый уравнением 2 = 1 + 1, ибо два — всего лишь единица, проявленная как два. Все единицы во Вселенной соединены духом координации, безличным духом, называемым изначальным Пурушей, или непроявленной мыслью. В этом состоянии единства и все же множества пребывает Шри Кришна, живущий во всем так же, как и все живет в нем. Если я не ошибаюсь, данное состояние описывается в теософских трудах термином Нирманакайя. Итак, три упомянутые жертвы являются всего лишь тремя аспектами яджны и совместно образуют истинную Йогу — единственное средство, благодаря которому человек может возвысить Себя. В Индии говорят, что волшебные растения растут прямо на улицах и никто их не узнает. По-моему то же самое применимо к Йоге. Оккультный мир кажется помешанным на Йоге. Индус, воспитанный старой школой в ложных представлениях о том, что физическое служение Учителю поднимет его на пик золотой горы, вздыхает: «О! Где тот Учитель, которому я мог бы послужить, чтобы он бросил благосклонный взгляд на такого беднягу, как я!» Он думает, что Йога — это фокус, который Учитель открывает лишь тем, кто буквально ему прислуживает. Американцы и европейцы тоже по-своему заблуждаются на этот счет. «Дайте больше переводов о йогическом образе жизни!» — просят они. Они даже не подозревают о великолепном изложении золотых истин Йоги, уже имеющихся в американских и европейских книжных магазинах. Все истины Раджа Йоги, необходимые истинному теософу, есть в двух работах: «Законы Ману» и «Бхагавад-Гита», не говоря уже о трудах Е.П.Б.

2. Шри Кришна назвал процесс яджнической жизни, который он описал Арджуне, Йогой (1-я шлока 4-й главы). Фактически, Йога и Яджна очень тесно и даже неразрывно связаны, хотя в настоящее время люди склонны разделять их. Слово «йога» происходит от корня «йуж», «объединять», и означает акт объединения.

Как сердце является центральным органом человеческого тела, так и йогин удерживает в своем сердце центральную позицию во Вселенной и свою индивидуальность. Индивидуальность, или сущность высшего Манаса, является осью человеческой конституции, или центром, вокруг которого, как я уже говорил, оборачиваются две полусферы высшего и низшего существования. Для йогина сердца они являются небесным куполом и земной бездной, поэтому его йога двухсоставная. Он соединяется с высшим в дхиане, а с низшим — в действии. Слово яджна происходит от корня «ядж», «служить», и служение это двухсоставное, причем служение высшему происходит через служение его выражению — низшему. Такова Брамарпана-карма, столь неверно понимаемая ныне, ибо Браме приписывают личность; но, как хорошо сказано в поговорке: «Подающий бедному угождает Господу». Вы, мои дорогие друзья, еще не можете слишком часто и слишком много думать о благородной идее Брамарпана-кармы, поскольку, если нашей стране вообще суждено подняться во всех смыслах этого слова, мыслящие сыны нашей земли должны уловить аромат этой центральной сущности сознания и жизни и заполнить страну непрерывными волнами деятельности. Нет никакой пользы от агитации — политической, общественной и интеллектуальной, если она не основана на фундаменте самой сущности нравственности, Брамарпана-жизни, а если сердца слишком слабы и полны желаний, как это, прошу прощения, имеет место сейчас, все реформы преждевременны, ибо они породят ужасных бессердечных детей, которые могут лишь умножить несчастья мира. Брамарпана-карма построена на трехсоставной жертве (о которой я уже упоминал) и является ключевой нотой Бхагавад-Гиты. Поэтому Гита адресована всем мыслящим умам и вызывает похвалу даже у христианских падре. Впрочем, похвала эта довольно абсурдная: они считают Гиту ответвлением Библии. Гита проникнута нотой бескорыстного служения Богу и человеку, поэтому некоторые люди стали говорить, что Гита станет новой Библией мира. Как бы там ни было, только философия Гиты может соединить вместе нелюбящих и препирающихся членов человеческого семейства и помочь им начать жить в мире и братской любви.

3. Вернемся к нашей основной теме. Шри Кришна говорит, что Йога, которой он учит Арджуну, была самой древней заповедью миру. Она дана самим Кришной, Владыкой Йоги, как его называют пуранисты, и последовательно передавалась от одного раджариши к другому. Они правили Землей тысячи веков назад, и изначальная Йога исчезла во тьме времен вместе с ними. Господь Кришна говорит о самой древней версии доктрины Йоги и особо рекомендует ее вниманию Арджуны, так как согласно Шри Кришне и всем остальным индийским наставникам и традициям древнее намного ценнее современного. Такое отношение к древней мудрости будет совершенно понятным, если вы взглянете на мир и эволюцию сточки зрения древних. Если современная цивилизация с ее мышлением и философией охватывает сравнительно недавний период времени, то пуранисты-философы связаны с такой глубокой древностью, что это даже трудно представить. Их мысль связана со временем, в котором мы живем, серией кривых линий, сливающихся воедино и образующих единый грандиозный поток времени. Истинную философию можно уподобить Солнцу, отражающемуся в каждой капле потока с чистотой истинного света, который отличается, тем не менее, по своей природе от воды, образующей отражающую поверхность. Но кристально чистые воды этого потока, мчащиеся с горы, вбирают по пути к океану все больше примесей. Так и поток человеческой жизни, физической и ментальной, начав свое движение в начале юги, возбуждается камически и затмевается духовно на последней стадии своего движения — Кали-юги, порождающей наихудшие типы людей и последовательно испытывающей силу духовных работников, тем самым давая им возможность подняться на более высокие планы жизни, ибо, как сказано:

— «Именно Кали-юга порождает людей, преданно служащих господу Нараяне».

Это изречение не раз использовалось неправильно; люди оправдывали им свои странности, но, как я уже указывал, оно связано с законом отношения противоположностей. На ранней стадии нашей юги чистота и невинность в большей степени отражали требования брахмачарьи, а власти небесные обитали на Земле вместе с людьми и передавали им начальный эволюционный импульс движения в правильном направлении. Я думаю, что господь Кришна имеет в виду именно этот период. Икшваку является главой линии раджариши солнечной линии, описанной в санскритских писаниях. Икшваку и другие цари-посвященные после него подчинялись своему великому Гуру, Ману, потомку Вивасванта, или Солнца.

4. Утверждение, что Ману рожден от Солнца, вызвало немало насмешек у немыслящих индусов. Поэтому необходимо сказать, что под словом «солнце» древние философы подразумевали не шар пылающий материи, а то, что в теософских трудах называется солнечным ангелом. Солнце они именовали, самосветящимся, а Е.П.Б. называла его линзой, через которую непроявленный свет, насыщающий миллионы солнечных систем, улавливается проявленной формой, чтобы служить средством развития нашей Солнечной системы. Солнечная сущность (эссенция), которую мы воспринимаем в виде света, является седьмым аспектом проявленного света и наивысшим аспектом того, что мы можем считать физическим проявлением. Поэтому солнечные ангелы — это сущности высокого духовного порядка, обладающие утонченным сознанием, соответствующим материальной субстанции, в которую они облачены, чтобы соединить эту информацию с уже сказанным, вы можете рассматривать солнечных ангелов как образующих совместно господа Браму лотосового острова. Ангелов называют по-разному: планетарные духи, асуры и т.д., и чтобы иметь правильное представление об их природе, вы можете считать их занимающими то же положение по отношению к духовно возрожденному и освобожденному миру браминов, или Нирманакайя, как последние, в свою очередь, относятся к обычному человечеству.

Ангелы были браминами в предыдущих Махаманвантарах, проведя громадные периоды времени в трудах и страданиях, чтобы обрести мудрость. Поэтому после периода Махапралайи они возродились как ангелы из беспредельного чрева Адити под действием кармического импульса. Эти ангелы были первыми выдохнуты непроявленным Логосом, или Шри Кришной, и на заре творения получили от него наставление в йогической жизни, так что вполне естественно, что Шри Кришна говорит о том, что учил их. Далее, Шри Кришна, как и все сущее, может символизировать четыре различные мантры священного слога ОМ. Он — непроявленный Логос, вселенское сердце. Он — совокупность солнечных ангелов духовно, или существование Нирманакайя психически, или человеческий высший Манас физически. Обратившись к Гите, вы можете установить и другие его формы. Солнечные ангелы вдохновляют Нирманакайя и раджариши, поэтому в Гите говорится о том, что Солнце учило Ману и раджариши. Опять-таки, имя «Ману» указывает либо на все мыслящее человечество, либо на центральную фигуру адепта, существующую на психическом плане и дающую закон человеческому существованию вплоть до плана человека на время особого цикла, длительностью от 1 юги до 71 юги, что составляет малую манвантару, упоминаемую в Пуранах.

5. Изучение Гиты получает дополнительное значение, если мы отождествим Арджуну и Кришну с принципами, именуемыми в теософии как низший Манас и высший Манас. Это аспекты одного и того же, о чем и упоминает Шри Кришна в 10-й главе, говоря, что Он и Арджуна принадлежат к Пандавам. Причина, по которой Шри Кришна обучает Арджуну йогической доктрине, заключается в том, что Арджуна — его бхакта, или человек, преданный его служению. Принцип низшего Манаса, с которым отождествлено большинство людей, способен воспринять йогическую доктрину как реальность, но ее полное осознание доступно лишь тому, кто постоянно предан своему Учителю и чей ум постоянно устремлен к своему родителю, высшему Манасу.

Если бы такой привязанности не было вовсе, тогда все йогические, пуранические, ведические и теософские труды были бы совершенно бесполезны. Йогическая доктрина — это, как сказал великий Владыка,, то есть оккультное знание, или, высшее знание. Она адресована высшей части человека, остающейся оккультной (тайной) для того, кто предпочитает низшую проявленную жизнь. По той же причине от человеческого существа обычно остается скрытой память о прошлых воплощениях. Это, конечно, одна из тех многих трудностей, которые вы испытывали на ранних стадиях своего теософского становления. Но все трудности исчезнут, если вы внимательно осмыслите свойства Манаса в его двойственном аспекте: низшем, или земном, и в высшем, или небесном. Низший Манас — это лишь луч высшего Манаса, опущенный в плотскую скинию для просветления человека и наделения его мышлением, желанием, памятью и тому подобными качествами, а наша память — это просто физическая табличка для записей, появившаяся вместе с телом, живущая с ним и умирающая с ним. Но если луч, который дает нам мышление, желание, память и т.д., побуждается искать свой источник, тогда пропорционально своим успехам он будет обретать знание прошлых воплощений, подобных ветвям, отходящим от ствола дерева, то есть от высшего Манаса. Высший Манас — это нить, на которой нанизаны жемчужины воплощений, и пока эта нить не достигнута, память обо всех жемчужинах остается недоступной. Но чтобы достичь этой нити, нужно устремлять ввысь умения низшего Манаса, дабы они проникались свойствами высшего Манаса. Мысль должны стать абстрактной и безличной, уподобляясь парящей в вышине птице бесконечного времени, величественной в своих движениях и обладающей зорким глазом, видящим все, что есть на земле. Если все эти условия выполнены, человек будет способен уловить проблеск жизни до своего рождения. А до той поры жаловаться на неспособность физической памяти воспарять ввысь так же неразумно, как ждать от змеи орлиных полетов в небе. Поэтому Шри Кришна говорит, что он (восседающий на Гаруде, птице времени, как сказали бы пуранисты) способен помнить все свои предыдущие воплощения, столь же многочисленные, как у Арджуны, но Арджуна (окруженный кольцами тьмы) на это не способен.

6. Возникает интересный вопрос: если Шри Кришна — это вечная сущность, лишенная всяких уз, просветленная и свободная от облаков неведения, как он может подчиняться закону рождения и смерти? На это Учитель говорит, что его рождение и смерть в этом мире являются родом майявической иллюзии на плане человеческого существования и испытываются им не так, как они переживаются людьми. Он, без сомнения, является вечносущим Владыкой всех бхут, и все же, как он сам говорит, он удерживает экран Пракрита, отделяющий всех людей от него и рождается в мире силой собственной Майи, которой подвержены все люди. Слово «майя» вам всем необходимо понимать правильно, чтобы вы уловили дух древней философии. Оно образовано из слогов, или ма + йя, «не то». Майя — это сила, заставляющая вещи являться тем, чем они не являются по сути. Это сила иллюзии, которая возникает как следствие ограничений. Согласно древней концепции, истинное единство периодически проявляется как множество посредством силы Майи, сосуществующей с этим единством. Как уже говорилось, единство не может метафизически рассматриваться отдельно от множества, оба способа бытия, как считали древние, взаимно проникают и поддерживают друг друга. Этот многоликий мир не уничтожается однажды полностью, но лишь меняет свой план проявления с более низкого на более высокий. Однако с точки зрения низшего плана такой переход является разрушением. Наивысшей план, доступный мышлению лучших мыслителей нашей Солнечной системы, называется авьякта, или непроявленный, и служит экраном для нашей Солнечной системы. Когда весь мир, как говорится, разрушается в конце великой пралайи, мы должны понимать под этим то, что мир изменил свой план проявления на план авьякты и стал соответствовать законам этого плана. Авьякта, будучи по необходимости объективным аспектом запредельных существований, рассматривается философами-пуранистами как тело запредельной мысли, содержащее в себе потенциальность низшего проявленного мира.

Я сказал «потенциальность», потому что такова наивысшая точка дхианического видения наших мыслителей, которая распознается ими как разреженное поле сознательного света, или высшего недифференцированного света, подобно тому, как скопления звезд в Млечном Пути видятся нашему глазу непрерывным полем свечения.

7. Авьякта также называется Мулапракрити, или коренная Пракрити, являясь отправной точкой всей эволюции. Она содержит потенциально для нас проявленное множество и идентифицируется как Майя Шакти, сосуществующая с силой запредельной мысли. Это определили наши философы, такие как бхагаван Шанкарачарья. В своих комментариях к Бхагавад-Гите он говорит, что Шри Кришна не мог быть рожден как все люди; он явился рожденным силой собственной жизни, направленной на Вайшнави Майю, или субстанцию, которую контролирует мыслящая сущность, называемая Кришной. В этой связи можно добавить еще одно соображение. Как факт нашего опыта, мы пробуждаемся от сна в свежей ауре утреннего Гения, проводим дневное время в бодрствующем состоянии и спим ночью. Затем вновь просыпаемся, вспоминаем все события предыдущего дня и отправляемся трудиться так, как это диктуют обстоятельства и наши устремления. Все мы создания, движимые так называемым колесом дня, Ахоратра Чакра. Мы движемся подобно маятнику из одного крайнего положения в другое и обратно, от отрицательного полюса поля сознания к положительному полюсу, и эти полюса называются нами сном и бодрствованием. Аналогию можно продолжить. Разумно считать, что на этой стороне космического экрана есть не одна сущность, не подчиняющаяся колесу дня на нашем плане жизни. День сущности на более высоком плане может быть целым циклом и множеством подциклов для сущностей на низшем плане, но не должно быть возражений против того, чтобы называть и этот большой цикл днем, поскольку день означает просто перемену в сознании сущности от джагат-сознания до бессознания и обратно в соответствии с законом пассивности и активности, который действует на этом плане.

8. Я уже говорил, что господь Брама, описываемый в наших Пуранах сидящим на вершине золотой горы и держащим совет со всеми брама-риши, символизирует для наших философов космический принцип, соответствующий в теософских трудах низшему Манасу. Это дух космической идеации, который развивает космический кватернер. Дух идеации подвержен чередованию периодов пассивности и активности, измеряющихся в наших терминах в две тысячи юг. Вы об этом знаете. Если рассматривать данный кватернер (доступный созерцанию наших пуранистов) как достаточно чистый и эфирный, то Йогин Брама — это то же, что Йогин лотосового острова, состоящий из солнечных ангелов и дхиани теософских сочинений. Эти дхиани обитают на самой границе нашей Солнечной системы и находятся в таком же отношении к мировым браминам, о которых я упоминал, как отец к сыну. Поэтому этих браминов называют сынами дхиани. В шрути содержится таинственное утверждение: «Я» — это сын в проявлении», то есть наши древние философы рассматривали отца и сына как мистически соединенных воедино. Ангелы насыщают Махатм, а Махатмы — людей, высшими манасическими лучами и находятся на Вишванара, или джаграт-стороне сознания, а господь Брама, как дух, объединяющий ангелов, очень точно назван нашими мыслителями-пуранистами Великим праотцем. Четвертый, или трансцедентальный, аспект — это господь Нараяна, непроявленный Логос, и никто не знает периода колеса дня, на котором трудится этот Дэва-Дэвашвара. В Бхагавад-Гите Шри Кришна говорит с точки зрения четверичного Вишванары, и вам предстоит определить, где именно используется тот или иной из его четырех аспектов. Для тех из вас, кто изучает психологию, я могу сказать, что эти четыре аспекта обозначаются следующим образом: Владыка времени, Владыка дхианической мысли, Владыка идеации и Владыка формы.

9. Вернемся к рассмотрению юги. Мы можем размышлять лишь о периодах дневного колеса, на котором работают Владыки идеации и формы, поскольку, пытаясь заглянуть дальше, мы будем бродить во тьме, нащупывая секреты, которые открыты только мудрецам-пуранистам.

Ассоциировать ограниченное время с Владыкой времени абсурдно, а связывать его с дхианическими Владыками означает оперировать такими периодами: их день — это Махаманвантара, состоящая из сотен лет Брамы, каждый год по 360 дней, каждый день по 2000 юг, а каждая юга составляет 4320000 обычных лет; но говорят также, что и эти времена слишком малы. День Брамы — период вполне достаточный для наших целей. Интересно рассмотреть вопрос о том, как пуранисты пришли к величине 4320000000 лет для одного такого дня. Вынужен сказать вам, что философия циклов основана на нумерологии — философии чисел, недоступной большинству теософов. Поэтому очевидно, что вы не можете ожидать многого от моих объяснений, и вряд ли они сильно прояснят вопрос о циклических пульсациях времени. Однако я скажу по данному предмету то, что мне удалось извлечь из Пуран, руководствуясь светом трудов Е.П.Б. Но прежде чем сделать это, нужно пояснить природу чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Все это походит на сухую метафизику, но смею уверить вас, что эта сухая корка очень питательна, если ее разжевать. Сначала рекомендую вашему вниманию следующую шлоку из второй песни Вишну Пураны:

«Колесо времени подпирает вечную колесницу Солнца и состоит из субстанции года с тремя в центре, пятью в качестве спиц и шестью в качестве обода».

 

 
bugfixer invisible agent