имена: визуализация - воображение
Визуализируя, мы задействуем высшее представление о том, каким может быть Идеал, облачённый в того или иного рода материю, обычно ментальную, так как мы пока не в состоянии представить себе более высокие формы, или типы, субстанции, в которые можно облечь наши Образы. Когда мы создаём ментальную картину, в ментальной субстанции нашего ума устанавливается определённая частота вибрации, которая привлекает соответствующего качества ментальную субстанцию, окружающую ум. Именно воля поддерживает стабильность образа и наделяет его жизнью. Этот процесс происходит независимо от того, способны мы наблюдать его своим ментальным взором или нет. Неважно, способны ли мы видеть её, — творческая работа всё равно продолжается. Судя по всему, когда-нибудь мы сможем наблюдать и осуществлять этот процесс целиком.
Ключом к подлинной медитативной работе любого рода на ее ранних стадиях является способность визуализировать. Это первое, что нужно освоить. Ученикам следует акцентировать этот процесс; в нем, в конечном счете, заключена способность использовать творческие силы воображения вместе с ментальной энергией в качестве средств достижения целей Иерархии и осуществления Божественного Плана. Все новые процессы в техниках медитации (характерных для Нового Века) должны и будут включать в себя визуализацию в качестве исходного шага; причины этого следующие:
1. Визуализация является начальным шагом в демонстрации оккультного закона, гласящего, что “энергия следует за мыслью”. Теоретически это, безусловно, признает каждый, кто интересуется оккультизмом. Одна из задач, стоящих перед учениками, состоит в том, чтобы обрести фактическое знание этого закона. Визуализация образов (которая является частью практической работы многих эзотерических школ) — это просто упражнение для пробуждения способности визуализировать. В работе учеников, тренируемых на посвящение, этот внешний аспект визуализации должен уступить место внутреннему процессу, который является первым шагом к обретению способности направлять энергию. Визуализация образов предназначена для того, чтобы сфокусировать сознание стремящегося внутри головы в средней точке между гипофизом и шишковидной железой. В этой области он “рисует” образы, “изображает” сцены, и таким образом обретает способность видеть — в общем и в деталях — то, чего он хочет и ради чего намеревается работать. Визуализация того, что можно было бы назвать “направляемым процессом”, происходит с помощью более сильного фокусирования непосредственно в области шишковидной железы. Шишковидная железа становится тогда центром магнетического поля, которое активизируется — в первую очередь — силой визуализации. В этой точке ученик собирает энергию, которая затем с намерением направляется к тому или иному центру. Сфокусированная мысль вызывает неизбежные результаты в эфирном теле, и таким способом в действие приводятся два аспекта творческого воображения.
2. Способность визуализировать является формостроительным аспектом творческого воображения. Этот процесс делится на три этапа, до некоторой степени соответствующих творческому процессу, которому следует Само Божество:
- а) собирание энергии необходимого качества внутри кольца-не-преступи;
- б) фокусирование этой энергии силой намерения, то есть в точке, находящейся рядом с шишковидной железой. Тогда энергия становится сфокусированной, а не рассеянной;
- в) посылание этой сфокусированной энергии посредством процесса мысленного представления (а не актом воли, в данном случае) в желаемом направлении, то есть к определенным центрам в определенном порядке.
Этот процесс направления энергии может стать духовным навыком, если ученики начнут практиковать его без спешки и постепенно. Вначале процесс визуализирования может казаться вам трудоемким и не приносящим пользы, но если вы будете настойчивы, то в конце концов обнаружите, что он перестанет требовать особых усилий и станет эффективным. Это один из наиболее важных методов, которыми работает Учитель, поэтому существенно, чтобы вы начали осваивать данную технику. Стадии следующие:
- а) процесс собирания энергии;
- б) процесс фокусирования;
- в) процесс распределения или направления.
Вначале ученик учится делать это внутри самого себя, а позднее овладевает умением направлять энергию (некоторого избранного особого типа в соответствии с требованиями ситуации) к тому, что находится вне его. Этот метод станет, в частности, одной из главных целительных техник будущего. Он также используется Учителем при пробуждении у Своего ученика определенных состояний сознания, но к вам это пока не относится.
3. Способность точно визуализировать это верный способ удостовериться в истинности или ложности. Вам трудно понять это утверждение. Визуализация — это в буквальном смысле построение моста между эмоциональным, или астральным, планом и ментальным уровнем, и, следовательно, она является личностным соответствием построения антахкараны. Астральный план, второй аспект личности, является соответствием формостроительного, второго аспекта Троицы. Творческое воображение “живописует форму” посредством способности визуализировать, а энергия мысли дает этой воплощающей цель форме жизнь и направление. Тем самым устанавливается связь, или выстраивается линия энергии, между умом и астральным проводником; она становится тройной линией энергии, когда душа ученика использует этот творческий процесс определенным планомерным и, несомненно, конструктивным образом.
Данный процесс визуализации и использование воображения составляют два первых шага в деятельности по построению мыслеформ. Именно с этими самостоятельно созданными формами — воплощающими духовные идеи и божественную цель — работают Учителя, и благодаря им обретают очертания иерархические замыслы.
Медитация — это, по сути, Наука Света, так как медитирующий работает в субстанции света. Одна ветвь её переходит в Науку Визуализации, ибо по мере того как свет продолжает приносить откровение, способность визуализировать может возрастать благодаря просветлённому уму, в результате чего позднее можно учить ученика творчеству. Добавим, что постройка второй половины антахкараны (ликвидирующей разрыв в сознании между душой и духовной триадой) называется Наукой Видения, ибо, если первая половина моста строится из ментальной субстанции, вторая его половина строится из световой субстанции.
В медитации, произнося Слово, учащийся пробуждает отклик в главном головном центре, вызывает взаимную вибрацию между ним и физическим головным центром и постепенно координирует силы в голове. Благодаря практике визуализации третий глаз развивается. Визуализируемые формы, а также идеи и абстракции — которые таким образом облекаются в ментальную оболочку и обретают ментальный проводник — оформляются в нескольких дюймах от третьего глаза. Зная это, восточные йоги говорят о «концентрации на кончике носа». За этой вводящей в заблуждение фразой скрывается великая истина.
Поначалу вы едва улавливаете видение, и все же оно начнет материализоваться. Сначала вы обнаруживаете, что способны с ним соприкасаться лишь изредка, так как видение приходит через посредство каузального тела, а пока только немногие умеют удерживать это высокое состояние сознания длительное время. Но борьба за понимание приведет к результатам, и постепенно идея просочится на конкретные уровни ментального плана. Тогда она станет конкретной мыслью, тем, что может быть четко визуализировано и принято за основу мышления.
Теперь вы поняли смысл визуализации. Это, в действительности, эфирное воплощение творческого воображения. Продумайте последнюю фразу.
Ключом ко всей этой эзотерической работе, которую требует Шамбала, является развитие Искусства Визуализации. Визуализация обусловит в человеческом сознании три возможности:
- Построение антахкараны и ясно различимое сияние Триады. Таким будет новое видение — результат развития чувства видения.
- Будут визуализироваться также группы, большие целостности и основные аспекты синтеза, что поведёт к заметному расширению сознания. Так будет раскрываться чувство синтеза.
- Такое обучение будет благоприятствовать всем видам творческого искусства и быстрому развитию нового искусства будущего во всех творческих сферах. Раскрытие чувств видения и синтеза с помощью визуализации будет вести к чувству жизни в форме.
Ученик не достигнет никакого посвящения, пока не возьмётся за сознательное построение антахкараны, устанавливая тесную взаимосвязь между Духовной Триадой и умом как высшим аспектом в трёх мирах. Затем он должен превратить свой физический мозг в средство регистрации на физическом плане, вновь демонстрируя чёткое выравнивание и прямой канал от Духовной Триады непосредственно к мозгу через антахкарану, связывающий высший ум с низшим.
Это требует большой работы и хорошей способности к интерпретации и визуализации. Я тщательно подбираю слова. Эта визуализация не обязательно относится к форме и конкретным ментальным построениям, но связана с образной символической чувствительностью, через интерпретацию отражающей духовное понимание, приносимое пробуждающейся интуицией — агентом Духовной Триады. Это проясняется по мере работы. Человеку, начинающему создание антахкараны, трудно вникнуть в смысл визуализации, так как она связана с растущей отзывчивостью на то, что ему сообщает ашрамная группа, с открывающимся у него видением подлинного божественного Плана и тем, что вверяется ему как следствие, или результат, каждого успешного посвящения. Я предпочитаю слово «следствие» слову «результат», так как посвящённый всё больше сознательно работает с Законом Причины и Следствия на отличных от физического планах. Словом «результат» мы обозначаем действие этого великого космического Закона, демонстрируемое в трёх мирах человеческой эволюции.
Именно благодаря этим усилиям он открывает ценность, способы применения и назначение творческого воображения. Творческое воображение — это всё, что в конце концов остаётся у него от активной, интенсивной и мощной астральной жизни, которую он вёл в течение огромного числа воплощений.