схема, цепь
Те, кто читали теософские сочинения, легко вспомнят о цепочке семи глобусов, описанных как поле человеческой эволюции. Эти семь глобусов даны в наших Пуранах как страна из семи островов, Сваптадвипа-медини. Эти семь островов, или глобусов земной цепи, располагаются, как утверждают, на четырех планах бытия. Первый и седьмой находятся на первом плане; второй и шестой на втором плане; третий и пятый на третьем плане. Глобус номер четыре является балансиром между первым и седьмым, а значит полем битвы между божественными и грубыми элементами составного человека. Эти четыре плана представляют принципы низшего кватернера:
Линга Шарира, Нефеш, или Прана, Кама и поворотный пункт — Манас. Поскольку Манас является поворотным пунктом данного цикла, Е.П.Б. рассматривала его в двух аспектах — высшем и низшем. Высший Манас достигает духовных высот и исследует их, низший Манас одушевляет низший треугольник, дополняющий воплощение. Поэтому Манас является полем битвы сил, содержащихся в микрокосме; это Бхаратакханда наших пуранистов. Стадия эволюции, которой мы достигли, служит самой начальной точкой великой борьбы.
Внутри каждой планетарной схемы находятся семь цепей, то есть семь планетарных центров, а внутри цепи — семь глобусов, то есть центров цепи. Впрочем, учащимся лучше не изучать глобусы с точки зрения центров, пока их знание о тайне, стоящей за плотной физической субстанцией, не станет шире, иначе они впадут в заблуждение. Чем ниже пытаешься провести соответствие, тем больше вероятность ошибки. Соответствие должно быть в качестве и в выражаемом принципе, а не в форме.
Какова связь между (схемами \ планетами \ цепями):
- а) Десятью планетными схемами?
- б) Семью священными планетами?
- в) Семью цепями схемы?
- г) Семью глобусами цепи?
- д) Семью кругами глобуса?
- е) Семью коренными расами и семью подрасами?
Этот вопрос затрагивает огромное количество материала, и поэтому мы можем получить о нем только самое общее представление.
Тема эта настолько обширна, а входящие в нее разделы настолько большие, что мы сможем сейчас добиться ясности, только если сосредоточим внимание на общих концепциях, оставив более подробное освещение второстепенных пунктов на будущее...
Ученик побуждается к размышлению над семью глобусами цепи, частью которой он является, хотя и частью микроскопической. Предмет исследования для него — глобусы, рассматриваемые во времени, и их взаимодействие друг с другом; он изучает роль, которую каждый из них играет в великом цикле Небесного Человека. Например, в нынешней земной цепи, которая имеет к нам непосредственное отношение, четвертый глобус представляет первостепенный интерес, поскольку он — проводник на Физическом плане для Небесного Человека в плотном объективном воплощении. Тем не менее нельзя забывать, что, несмотря на то, что Он проявляется объективно, Он воплощает в совокупности и цепь, и схему. Изучающий лучше поймет это, если примет во внимание, что:
- Схема, в ее совокупности, соответствует Монаде, или монадическому аурическому яйцу, применительно к человеческому существу и к его сорока девяти циклам.
- Цепь[134] , в ее совокупности, соответствует эгоическому телу человеческого существа, каузальному телу с его семью большими циклами, упомянутыми ранее, намеки на которые даны в некоторых оккультных книгах.
- Глобус с его семью расами соответствует конкретному ряду воплощений, связанных с каким-либо человеком, воплощенным или развоплощенным, ибо не все глобусы находятся на физических уровнях.
- Физический глобус в цепи соответствует конкретному физическому воплощению человека. Планетарный Логос обретает физическую форму в своей планете и является ее жизнью, осуществляя свои цели.
- Коренная раса — это просто аналогия «семи ролям» (как выразился Шекспир), которые играет крошечное существо — человек. В коренной расе Небесный Человек просто проживает свою жизнь, нарабатывая определенный опыт в великой работе развития буддхи, или совместного действия (так как буддхи — это объединяющий принцип групп). В процессе такого проживания и развития он обеспечивает своей вибрационной мощью развитие всех клеток своего тела. У человеческого существа клетки тела (материальные клетки) — это инволюционные жизни, оживленные Третьим Логосом, сотрудничающим со Вторым Логосом. У Планетарного Логоса клетки тела — эволюционные жизни (дэва и человеческие единицы), оживленные жизнью Второго Логоса в сотрудничестве с Первым Логосом и пользующиеся активностью Третьего Логоса для целей проявления.
После данных пояснений изучающему станет понятнее место, которое земная цепь и глобус занимают в эволюции Планетарного Логоса Земной схемы.
Колесо поворачивается, вовлекая в объективность один из семи своих глобусов, то есть осуществляет проявление на Физическом плане той великой Сущности, Чья жизнь оживотворяет всю схему. Следует усвоить, что подобно тому, как человек ограничен своим физическим телом и оказывается не в состоянии выразить через него весь объем своего эгоического сознания, так и Небесный Человек, принимая плотный физический проводник в какой-либо цепи, также ограничен и неспособен полностью выразить через глобус всю красоту своей Жизни и великолепие своего проявляющегося Сознания.
Одна из тайн посвящения связана с пониманием циклов и их продолжительностью; в этой связи следует оценить приводимые ниже термины, распознать продолжительность этих циклов, а их противоположности (промежуточные пралайи) — должным образом осмыслить. Только тогда человек может считаться настоящим оккультистом.
а) | 100 лет Брахмы | Оккультное столетие. Период Солнечной системы. |
б) | Год Брахмы | Период семи цепей применительно к семи планетарным схемам. |
в) | Неделя Брахмы | Период семи кругов одной схемы. Он относится к цепи. |
г) | День Брахмы | Оккультный период круга |
д) | Час Брахмы | Относится к процессам, происходящим в период между цепями. |
е) | Минута Брахмы | Относится к планетарным центрам и, следовательно, к эгоическим группам. |
ж) | Момент Брахмы | Относится к эгоической группе, её отношению к целому. |
Таковы бóльшие периоды времени, и когда их значение будет постигнуто, откроется многое из того, что сейчас непонятно.
Надлежит помнить, что подобно тому, как планы Солнечной системы имеют различное назначение, вибрируют на различные тона и служат своим особым целям, так и глобусы выполняют аналогичную функцию.
- а) Глобус 1 – это глобус максимального разрежения и зарождения. Это начальный глобус проявления.
- б) Глобус 2 – это первая оболочка, в которую облекается Небесный Человек.
- в) Глобусы 3, 4, 5 – те, через которые Он демонстрирует владение манасическим принципом.
- г) Глобусы 6, 7 – те, через которые он проявляет буддхи через формы, созданные манасическим принципом.
То же, проецируя на больший масштаб, можно утверждать и относительно цепи.
В связи с семью схемами продвинутый изучающий может также обнаружить интересное соответствие глубоко оккультной природы. Есть две схемы, которые можно считать преимущественно архетипическими, каузальными, или находящимися в разрежении; три, на которых проявлен манас, и две, на которых через посредство манаса демонстрируется буддхи.
Сыны Ума, как ранее упоминалось, различаются тремя качествами материи, поэтому существуют так называемые:
- Сыны саттвического ритма,
- Сыны подвижности,
- Сыны инерции.
Эти качества являются характеристиками трёх главных Лучей и трёх Лиц Божества; они – качества сознания: материального, интеллектуального и божественного. Они суть преобладающие характеристики цепей, одной из которых является наша Земля.
Земная Планетарная Схема: | |
---|---|
Первая цепь | Архетипическая |
Вторая цепь | Саттвический ритм |
Третья цепь | Подвижность |
Четвертая цепь | Инерция |
Пятая цепь | Подвижность |
Шестая цепь | Саттвический ритм |
Седьмая цепь | Совершенство |