В качестве членов Иерархии работает большое число существ, которых христиане называют ангелами, а жители Востока — дэвами. Многие из них прошли через человеческую стадию много веков назад и работают сейчас в составе большой эволюции, параллельной человеческой и называемой дэва-эволюция. Эта эволюция среди прочих факторов включает строителей объективной планеты и силы, создающие через посредство этих строителей все формы, знакомые и незнакомые. Следовательно, сотрудничающие с Иерархией дэвы имеют дело с аспектом формы, тогда как другие члены Иерархии занимаются развитием сознания внутри формы.
Люди и дэвы (дэв мы отличаем от меньших Строителей) образуют ДУШУ Небесного Человека. Другие жизни образуют его ТЕЛО, и именно тело и Душу мы рассматриваем в данных двух разделах нашего трактата об ОГНЕ. Одна группа проявляет огонь материи, а другая — огонь ума, так как дэвы олицетворяют активный универсальный ум, в то время как человек считается манасическим в ином смысле. Человек строит мосты в сущности, дэвы — в материи.
Дэвы – это жизнь, которая производит связность формы. Дэвы – это слитый воедино Третий и Второй аспекты, и их надо рассматривать как жизнь всех дочеловеческих форм.
Другой факт, на который также следует обратить внимание, – это тесная связь между всеми этими эволюциями природы, от Солнца в небесах до самой скромной фиалки, осуществляется через дэва-эволюцию, которая служит передающей преобразующей силой во всей Системе.
Дэвы, за исключением тех великих дэв, которые в предыдущих циклах прошли через человеческое царство и сейчас принимают участие в эволюции человека, не являются самосознательными. Они растут и развиваются благодаря чувствованию, а не благодаря способности к сознательному мышлению. Человек, однако, растет благодаря расширению самосознательной реализации, самоинициируемой и добровольной. Это линия устремленности и сознательного усилия, и она — самая трудная линия развития в Солнечной системе, так как идет не по линии наименьшего сопротивления, а направлена к посвящению и наложению более высокого ритма. Дэвы следуют линии наименьшего сопротивления и стараются постичь и ощутить в максимальном приливе чувства (чувствительности) вибрацию вещей, каковы они есть. Поэтому их метод есть постоянно увеличивающаяся интенсивность чувствования текущего момента, а не, как у людей, постоянно усиливающееся пренебрежение видимой стороной вещей, или материальным аспектом, которое ведет к стремлению достичь и включить в свое сознание субъективную реальность, или духовные вещи, в отличие от объективной нереальности, или материальных вещей. Дэвы стремятся чувствовать, тогда как человек стремится знать. Поэтому для дэвов таких расширений сознания, которые мы называем Посвящением, не существует, за исключением тех продвинутых существ, которые, пройдя через человеческую стадию, и чувствуют, и знают, и которые по эволюционному закону постоянно увеличивают объем своих знаний.
Эти «дэвы в сомкнутых рядах» являются агентами божественной энергии, которая осуществляет цели Божества на физическом плане. Они действуют только на эфирных уровнях — либо на нашем физическом плане, либо на космических эфирных уровнях. Таким образом, их активность протекает в сфере майи, которая представляет собой эфирный план, как мы обыкновенно понимаем его, или же на планах Духовной Триады. Они не действуют ни на трёх грубых физических уровнях, ни на астральном и ментальном планах, ни на высшем или логоическом плане. Они лишь присутствуют там, но неявно, или латентно, и не активно. Они представляют собой важную «движущую силу» в проявлении, которая организует субстанцию и управляет множеством жизней и существ, составляющих формы, через которые Бог выражает божественность. В каком-то смысле они являются воплощением божественной цели на планах Монады или Триады, как совокупность энергий эфирного тела человека является результатом его внутреннего управления и причиной его внешнего проявления. Для того, чтобы лучше понять функцию дэва-сил, человеку нужно как-то понять функцию сил собственного эфирного тела, свойства которых, в свою очередь, являются следствием достигнутого им уровня — уровня, демонстрируемого астральной (эмоциональной) и ментальной составляющими его природы и активности, которые демонстрируют уровень его развития.
Дэвы суть агенты божественной воли, будучи следствием точки достижения нашего планетарного Логоса в той мере, в какой Он существует вне семи планов сферы нашего существования, космического физического плана. Они обусловлены Его космическими астральным и ментальным проводниками. В определённом смысле они суть агенты Универсального Ума, хотя и не ментальны в нашем понимании. Иногда их рассматривают как слепые силы, но лишь потому, что они черпают вдохновение с уровней божественной осведомлённости, не доступных человеческому сознанию, каким бы высоким оно ни было и как бы широко не понималось.
Агентом, контролирующим их в проявлении, является тот Энергетический Треугольник, который мы называем «Тремя Буддами Действия». Таким образом, дэвы тесно связаны с третьим аспектом божественности. По сути они образуют «око в Треугольнике» — символ, хорошо знакомый сегодня многим. Они представляют собой активное выражение «Всевидящего Ока». Через их посредство Бог видит, с их помощью Он управляет творческим процессом, направляя через них энергию. Они полностью контролируются тремя Буддами Действия, являющимися космическими Прототипами Владык трёх главных Лучей, но не в обычном смысле, когда Лучи рассматриваются в отношении к человеку. Дэвы соответствуют трём упомянутым Лучам и отвечают за всю проявленную вселенную, но лишь в пределах третьего аспекта, в пределах выражения Универсального Ума.
Они приходят с космического ментального плана, так же как энергия — характерная для второго аспекта — поступает с космического астрального плана. Бог — это ум. Бог — это интеллектуальное функционирование. Бог — это творческая активность. Таковы качества дэва-эволюции. Бог — это любовь. Бог — это взаимосвязь. Бог — это сознание. Таковы три качества эволюции Христа. Эта эволюция протекает в сотворённой сфере влияния третьего аспекта. Бог — это жизнь. Бог — это огонь. Бог — это чистое бытие. Таковы качества аспекта духа, всемогущего аспекта Божества. Все три аспекта фокусируются и находят выход для выражения на уровнях космических эфирных планов и на уровнях эфирных планов, известных человечеству в трёх мирах. Закон Соответствий непогрешим, если понимается и прилагается правильно.
Это широкое обобщение необходимо правильно осмыслить, чтобы точно понять правило для учеников и посвящённых.
Вам говорили, что иллюзия — это особенность, которую должен преодолеть посвящённый, оккультно «ускользая» из трёх миров через ментальный план («Наваждение: Мировая Проблема»). Наваждение, как вам говорят, это особенность астрального плана и должно быть рассеяно учеником, мистически «ускользающим» по Пути Посвящения, подобно тому, как посвящённый (преодолев иллюзию) оказывается на Пути Высшей Эволюции. Майя представляет собой обусловливающий фактор эфирных уровней, который нужно обойти, или преодолеть, испытуемому ученику, «ускользающему» из рабства физического плана. Так он осваивает Путь Ученичества. Эти особенности однако есть лишь реакция человечества на активность эволюции дэвов, божественно и правильно осуществляющих свою задачу проведения божественной воли. Когда сфера их активности затрагивает человеческий интеллект, люди (не преодолевшие иллюзию) «блуждают в полях майи, тонут в море наваждения и поддаются влечению иллюзии».
Настоящее учение, хотя и несколько иначе, представляет вам древнюю проблему двойственности, непременно включающую колоссальную мощь дэва-эволюции. Эта эволюция безусловно воздействует на человечество, и объясняется это тем, что она выражает волевой аспект Шамбалы. По мере развития человеком волевого аспекта он учится вырываться из ауры дэва-эволюции, и главная задача Иерархии (из числа самых основных) заключается в «предоставлении убежища» тем, кто освободился из океана дэва-энергий, в котором поневоле должны двигаться и жить и существовать их проводники, но с которым у них не остаётся точек соприкосновения, когда благодаря собственным усилиям и воле они освободились «от ангелов».
Если бы только человек осознал, что дэвы астрального плана в настоящее время в очень значительной мере управляют тем, что он делает и говорит, а также что цель его эволюции (его ближайшая цель) заключается в освобождении от их контроля, с тем чтобы он, реальное Эго, или Мыслитель, имел преобладающее влияние! Для полной ясности проиллюстрирую этот момент так: малые элементальные жизни, образующие тело эмоций, и позитивная жизнь эволюционного дэвы, связанного (благодаря сходству вибрации) с отдельным человеком и дающего ему астральное тело, обладающее согласованной и позитивной силой, пока осуществляют над ним фактический контроль, и это справедливо для большинства людей. Человек обычно делает то, к чему его влекут желания и инстинкты. Если эволюционный дэва — высокого порядка (как имеет место в случае высокоразвитого человека), вибрация будет высока, а желания и инстинкты хороши и экзотерически правильны. Тем не менее, если человек ими управляется, он всё еще под влиянием дэв и должен освободиться. Если же жизнь дэвы низкого порядка, человек будет демонстрировать злые, порочные инстинкты и низкие желания.
Если правильно воспринять эти пояснения, возникнет некоторое понимание того, что имеется в виду, когда говорится, что дэва-эволюция — это «параллельная эволюция» по отношению к человеческой. В трёх мирах эти две линии эволюции идут параллельно друг другу и не должны сознательно соединяться. На планах Триады они известны как единство, порождающее Божественного Гермафродита, или Небесного Человека, причем самосознательные человеческие единицы воплощают три аспекта божественности, в то время как сознательные дэва единицы воплощают божественные атрибуты. Эти две эволюции, соединяясь, образуют тело проявления, центры и субстанцию Небесного Человека. Велика эта мистерия, и пока человек не узнает свое место внутри сознательного целого, ему лучше воздержаться от своего мнения относительно её значения.
Всегда следует помнить о том, что дэвы — это качества и атрибуты материи, активные строители, сознательно или бессознательно работающие на каком-либо плане. Здесь я хочу указать на то, что все дэвы высших уровней Ментального плана, например, а также системных планов, начиная с высшего Ментального и до Логоического (Божественного плана, плана Логоса, иногда называемого Ади), сознательно сотрудничают и занимают высокое положение в Системе, аналогичное всем рангам и степеням Иерархии, начиная от посвященного Первой степени вплоть до самого Господа Мира, хотя саму эту высшую должность они занять не могут. Ниже этих уровней — там, где происходит соприкосновение с конкретным, мы видим дэв меньших степеней, работающих бессознательно, за исключением тех, которые являются сознательными силами и сущностями и занимают высокое положение, а именно:
- а) Раджа-Владыка плана;
- б) Семь дэв, работающие под его началом и являющиеся сущностями, насыщающими материю семи подпланов.
- в) Четырнадцать представителей Лучей, которые циклически обретают и теряют могущество в зависимости от того, приходит или уходит Луч.
- г) Четыре дэвы, которые являются представителями четырех Махарадж (Владык Кармы) на плане и фокусными точками кармического влияния в отношении человека. Четыре Махараджи — это распределители кармы Небесных Людей, а следовательно клеток, центров и органов их тел; однако вся система работает через представителей разных степеней. Этими агентами кармы управляют те же законы, что и для системных и космических Владык Кармы, и во время проявления какого-либо плана они, например, являются единственными из Сущностей в форме, которым позволено выходить за «кольцо-не-преступи» данного плана. Всем прочим проявленным на плане единицам приходится перестать использовать проводник, через который они функционируют, прежде чем перейти на более тонкие уровни.
Нам предстоит разобрать значительное число таблиц, потому что всё, что имеет смысл и возможно сделать в настоящее время, — это дать некоторые факты, названия и контуры, которые могут быть продемонстрированы лишь через Закон Соответствий. Ключ к пониманию всегда даётся этим законом. Базовая дифференциация в Солнечной системе следующая:
Агни | Электрический огонь | Дух | Центральное Духовное Солнце | Энергия |
Сурья | Солнечный огонь | Вишну | Сердце Солнца | Свет |
Брахма | Огонь трения | Физическое видимое Солнце | Фохат |
- Как электрический огонь Логос проявляется в виде семи аспектов Воли, духовного импульса, или цели.
- Как солнечный огонь Он проявляется в виде семи Лучей, или в виде Света Мудрости, Сознания, излучающегося через форму.
- Как огонь трения Он проявляется в виде семи Сынов Фохата, семи великих огней, или активной теплоты интеллектуальной субстанции.
Эти три аспекта Бога Огня и огня Бога — три Сущности логоической Троицы, и каждая из Них, в Свою очередь, проявляется через семь других Сущностей, составляющих Их совокупное проявление.
Семеричный электрический огонь. Семь видов духовного существования, или семь Духов перед Престолом в Своей сокровенной сути; динамическая сила, или воля, лежащая в основе всякого проявления. На своём собственном плане Они образуют своеобразную логоическую «Драгоценность в Лотосе» и, следовательно, непостижимы для нашего понимания в настоящей Солнечной системе, поскольку Они раскрываются не ранее, чем «Сын становится совершенным», или когда логоическое сознание полностью пробуждается. Эзотерически Они — «Духи Темноты».
Семеричный солнечный огонь. Семь Небесных Людей, полная совокупность Света, семь Лучей проявления Духовного Солнца. Во времени и пространстве эти семь Лучей Света становятся девятью (три главных, из них третий проявлен, как семь), являясь таким образом девятью лепестками логоического Эго, проявленного в Своем физическом проводнике. Эзотерически они — «Сыны Света».
Семеричный огонь трения. Семь братьев Фохата. Семь проявлений электричества, или электрических феноменов. Это семь Раджа-Владык, или Дэв, семи планов; это семь Огней, или семь состояний активности, через которые выражает себя сознание. Это проводники сознания и семь вибраций. Эзотерически они — «Братья энергии».
Потому очевидно, что полная совокупность логоического проявления, как оно наблюдается во времени и пространстве, это:
Семь Духов — | семеричная воля |
Семь Лучей — | семеричное качество, или психэ |
Семь Дэва-Владык — | семеричная форма |
Последняя группа являет собой буквально семь спирилл, или силовых вибраций, внутри логоического физического постоянного атома. Над этим следует тщательно поразмыслить. Семь Лучей — это полная сумма психической природы Логоса, излучающейся через Его физическую форму — семь Его качеств, совокупность выражения Его желания, или природы любви. Семь Духов — это полная сумма Его аспекта Воли-быть, синтетическая Жизнь Его совокупного проявления, то, что обусловливает существование формы и её эволюцию, пока логоическое Эго стремится к физическому выражению.
Развивая эту аналогию в направлении более высоких планов и, таким образом, учитывая сходство между микрокосмическим и макрокосмическим развитием, имеем:
1. Семь Духов, которые обретают Свое изначальное побуждение:
- а) На Космических низших ментальных уровнях;
- б) В логоической «Драгоценности в Лотосе»;
- в) На Космическом атмическом плане.
2. Семь Небесных Людей, которые находятся на линии силы, идущей:
- а) С Космического астрального плана;
- б) Из логоического девятилепесткового лотоса;
- в) С Космического буддхического плана (семь Риши Большой Медведицы).
3. Семь Сынов Фохата, чья жизненная сила эманирует:
- а) С Космического физического плана;
- б) От логоических постоянных атомов (внутри каузального тела);
- в) С Космических высших ментальных уровней.
И тем не менее, эти три — лишь выражения Единого Существования, поскольку за Логосом в физическом воплощении стоит логоическая Монада, выражающая Себя через логоическое Эго и его отражение — логоическую Личность.
Все эти духовные Сущности являются самосознательными Индивидуальностями, и «Огненные Жизни» — это реальные, сознательные, полные жизни Существования. Так мы видим, что Логос проявляется как Единство, но это Единство троично; видим, как тройственное Единство дифференцируется в семь великих Жизней, Которые содержат в Себе все меньшие жизни.
Учащиеся должны четко различать между центрами и остальным телом, когда они исследуют конструкцию тела Солнечного или Планетарного Логоса.
Центры соединены, или связаны, с сознанием и составлены из самосознательных единиц — человеческих Монад. Остальное тело составлено из дэва-субстанции, однако вместе эти две составляющие образует единство. Поэтому дэва-единицы намного превосходят числом человеческие, и кроме того, дэва-субстанция — женская и негативная, тогда как человеческая Иерархия — мужская. Позитивная активность центров воздействует на негативную дэва-субстанцию, выстраивает её и насыщает энергией. Это верно для Солнечного Логоса, Планетарного Логоса и человеческого существа.
Здесь имеется возможность прояснить то, что очень часто упускается из виду в том тумане, который окружает данный предмет. Человеческие и дэва-единицы на восходящей дуге, которые являются клетками тела Небесного Человека, входят в состав центров, а не остальной клеточной жизненной субстанции Его проводников. У человека тело состоит из материи, которая применяется для различных целей, однако образует некое целое. В этом целом некоторые области являются с точки зрения энергетизирующей силы более жизненно важными, чем другие. Так к примеру, по силовой ценности можно сопоставить область сердца с областью икр. Сущность – человек – пользуется обеими, но сердечный центр имеет первостепенную важность. Так же обстоит дело и с Небесным Человеком. Две великие Иерархии – дэва и человеческая – суть силовые центры в теле Планетарного Логоса; прочие эволюции инволюционной природы, имеющиеся в схеме, и остальная активная субстанция глобусов со всем, что в них содержится, образуют остальные части Его тела.
Возможно, некоторое представление о том, что я пытаюсь сообщить, может быть получено из следующей иллюстрации. Оккультная Иерархия занимается раскрытием девятилепесткового Лотоса в Небесном Человеке и в человеке (у первого это делается в силу обратного действия Космического физического плана на Космический ментальный), тогда как великая дэва Иерархия занимается постоянными атомами, эгоическим телом и развитием спирилл. Так мудрый учащийся может увидеть и понять функцию Агничайтанов самых низших топок — в макрокосмическом и микрокосмическом масштабе.
Дэва-субстанция бывает многих видов, и возможно, последующий процесс может стать понятнее, если мы сообщим, что с разрушением формы меньшие строители и дэвы возвращаются в свою групповую душу. Некоторые из них, те, что формируют тела четвертого царства природы и потому представляют собой наивысший тип субстанции, через который может проявиться сознание в трёх мирах, находятся на пути к индивидуализации, — они ближе к человеческой стадии, чем субстанции трёх остальных царств. Они занимают в дэва-эволюции место, аналогичное тому, которое занимает человек, приближающийся к Пути, в человеческом царстве (заметьте — я говорю «царстве», а не «эволюции»). Целью дэв (которые ниже Солнечных Питри по своему рангу) является индивидуализация; их цель в том, чтобы стать людьми в некотором будущем цикле. Цель человека в том, чтобы получить посвящение, или стать сознательным Дхиан Чоханом, чтобы в некотором отдаленном цикле совершить для человечества той эпохи то, что Солнечные Питри сделали для него, и обеспечить людям возможность самосознательного выражения. Цель же Солнечных Питри, как ранее упоминалось, состоит в том, чтобы стать логоическим Лучом[258].
Следует помнить, что дэвы, которых мы рассматривали ранее — это источники импульса и те, кто манипулирует энергией соответствующего уровня на своем собственном плане. Поэтому с ними должны быть связаны приёмники силы, или то множество элементальных жизней, которое образует сумму материи плана. На волнах энергии, импульсом Дыхания и в результате вибрационного действия они встраиваются во все формы, известные нам на физическом плане. Потому в связи с проявлением на физическом плане дэвы могут быть разделены на три группы:
- Передатчики воли Бога, инициаторы активности в дэва-субстанции. Это — бóльшие строители, организованные в различные группы.
- Манипуляторы инициированной энергией. Это мириады работников, манипулирующих силой, которые в свою очередь передают импульс элементальной сущности, или эссенции. Это строители меньшей степени, но и они находятся на эволюционной дуге, как и первая группа.
- Приёмники силы, совокупность живой субстанции плана. Эти жизни пассивны в руках строителей большей степени.
В связи с этим учащимся следует помнить, что все плотные физические формы, будь то дерево, животное, минерал, капля воды или драгоценный камень, сами представляют собой элементальные жизни, сформированные из живой субстанции с помощью живых манипуляторов, работающих под руководством сознательных архитекторов. Тогда сразу же станет очевидно, почему не представляется возможным хоть как-то систематизировать эту особую низшую группу. Прекрасный алмаз, величественное дерево или рыба в воде — это, в конце концов, всего лишь дэвы. Именно распознавание этой сущностной жизненности и составляет основной факт всякого оккультного исследования и секрет всякой благотворной магии...
Царство птиц особым образом связано с дэва-эволюцией. Это мост между эволюцией дэв «в чистом виде» и двумя другими проявлениями жизни.
- Первое. Некоторые группы дэв, желающие перейти в человеческое царство, могут, развив определенные способности, сделать это через царство птиц; так же могут поступать и некоторые дэвы, желающие установить контакт с человеческими существами. Намёк на эту истину имеется в христианской Библии и христианских религиозных представлениях об ангелах, или дэвах, как о существах, имеющих крылья. Подобных случаев немного, поскольку обычный для дэв метод заключается в последовательном продвижении к индивидуализации через расширяющееся чувствование. Однако в отдельных случаях, которые всё-таки имеют место, дэвы проходят несколько циклов в птичьем царстве, выстраивая отклик на вибрацию, которая в конечном счете направит их в человеческое семейство. Таким образом они осваиваются с использованием грубоматериальной формы, минуя ограничения и нечистоту, свойственные животному царству.
- Второе. Многие дэвы, стремясь стать манипулирующими жизнями, выходят из группы пассивных жизней через царство птиц и, прежде чем стать феями, эльфами, гномами или другими подобными духами, проводят определенное число циклов в царстве птиц.
Почему имеют место оба упомянутых факта, для неискушённого читателя останется неочевидным, да и истинная связь между птицами и дэвами не будет в точности осознаваться изучающим оккультизм, если только он не передастся размышлению о «птице, или лебеде, вне времени и пространства» и о той роли, которую птицы играют в мистериях. В этом ключ. Кроме того, он должен помнить тот факт, что всякая жизнь любого уровня, от Бога до самого незначительного из меньших дэв, или строителей, должна в то или иное время пройти через человеческое семейство.
Дэвы шестого физического подплана могут быть разделены на три группы, а те — снова на семь и на сорок девять; таким образом, они соотносятся со всеми группами в Солнечной системе. Эти группы (в своей сущностной природе) отзываются «на то, что вверху, больше, чем на то, что внизу», — оккультное выражение сокровенной связи между дэвами огня и дэвами воды, а также отрицание тесной связи между дэвами воды и землёй. Если говорить оккультно, то дэвы воды приходят к освобождению благодаря действию дэв огня.
Дэвы воды находят свой путь служения в великой работе питания всей растительной и животной жизни на планете. Их цель — вступить в ту высшую группу дэв, которую мы называем газообразными, или огненными, дэвами. Последние в результате действия своего огня на воды производят ту последовательность испарения, конденсации и заключительного осаждения, которая — происходя постоянно — питает всю жизнь на земле. Поэтому работа психических законов любви может вновь и вновь наблюдаться как в дэва-царстве, так и в человеческом: сначала удаление, или обособление, единицы от группы (называемое в человеке индивидуализацией, а в водном царстве — испарением), затем конденсация, или слияние единицы с новой, более высокой группой. Мы называем этот процесс конденсацией для дэв вод и посвящением для человека; далее следует жертва группы человеческих или дэва-атомов на благо целого. Так закон служения и жертвы управляет вторым божественным аспектом во всех его больших и малых разновидностях. Таков закон. Однако в человеческом царстве, хотя любовь и является исполнением закона, достигается это на пути боли и страдания, и каждый истинный любящий служитель человечества распинается на кресте, пока в нём не возобладает шестой принцип, а шестой тип материи в его теле не подчинится полностью высшей энергии.
У дэв любовь является исполнением закона без боли или страдания. Она для них — линия наименьшего сопротивления, ведь они — материнский аспект, женская сторона проявления, и им легко отдавать, питать и заботиться. Поэтому дэвы вод изливают себя в служении растительному и животному царствам, и всё удерживающее их на шестом подплане будет в конечном счете преодолено в трансмутирующих огнях. Посредством оккультной «дистилляции и испарения» эти дэвы в конце концов образуют часть газообразной огненной группы, превратившись в те огни, что являют собой основу божественной алхимии.
Говоря в общем, следует помнить, что земные дэвы самой плотной материи становятся в ходе эволюции дэвами вод и в конечном итоге находят свой путь на астральный план, или космический жидкий подплан. Дэвы вод физического плана благодаря служению находят свой путь на газообразный, а затем и на космический газообразный подплан, становясь дэвами ментального плана. Этот процесс буквально и оккультно является трансмутацией желания в мысль.
Газообразные дэвы становятся в конце концов дэвами четвертого эфира, а оттуда в течение долгих эонов находят свой путь в космический четвертый эфир, буддхический план...
Пять Постулатов
Постулат I. Всякая материя — это живая материя, или жизненная субстанция дэва-сущностей. Например, если рассматривать определенный план и формы, выстроенные из субстанции этого плана, — то все это материальная форма, или оболочка, Великого Дэвы, который является сущностью, стоящей за проявлением, и Душой этого плана.
Постулат II. Все формы, вибрирующие на какой-либо ключевой ноте, производятся строящими дэвами из материи своих собственных тел. Дэв называют великим Материнским аспектом, поскольку они создают форму из своей собственной субстанции.
Постулат III. Дэвы — это жизнь, которая производит связность формы. Дэвы — это слитый воедино Третий и Второй аспекты, и их надо рассматривать как жизнь всех дочеловеческих форм. Таким образом, маг, трансмутирующий в минеральном царстве, работает практически с дэва-сущностью в ее самой начальной форме на восходящей дуге эволюции и должен помнить о трех обстоятельствах:
- а) Об эффекте обратного притяжения инволюционных жизней, стоящих за минералом, то есть, по сути, о своей наследственности.
- б) О семеричной природе конкретной группы дэв, которые в оккультном смысле составляют его существо.
- в) О следующей переходной стадии, растительном царстве, или об оккультном влиянии второго царства на первое.
Постулат IV. Все дэва-сущности и строители на Физическом плане особенно опасны для человека, так как они работают на эфирных уровнях и являются, как я указывал ранее, передатчиками праны, или жизненной, оживотворяющей субстанции, и следовательно, направляют на неведающих и неосторожных огненную сущность, которая сжигает и разрушает.
Постулат V. Дэвы не работают, подобно индивидуальным сознательным единицам, над осуществлением самостоятельно выдвигаемых целей, как это делает человек, Небесный Человек или солнечный Логос (рассматриваемые как Эго); они работают в группах, подчиняющихся:
- а) Изначально присущему им импульсу, или латентному активному интеллекту;
- б) Приказам, отдаваемым большими Строителями;
- в) Ритуалу, или принуждению посредством цвета и звука.
Если помнить эти факты и размышлять над ними, то можно прийти к определенному пониманию роли, которую дэвы играют в трансмутации. Особенно важно в данном случае место, которое в этом процессе занимает огонь, поскольку оно отчетливо выявляет разницу в методах обеих школ.
В трансмутационном процессе, осуществляемом Братством, внутренний огонь, оживотворяющий атом, форму, или человека, стимулируется, разжигается и усиливается до тех пор, пока он (благодаря собственной внутренней мощи) не сжигает свои оболочки и не исходит в виде излучения из своего «кольца-не-преступи». Это интересно наблюдать во время заключительных Посвящений, когда каузальное тело разрушается огнем. Внутренний огонь сжигает все, и высвобождается электрический огонь. Таким образом, истинный алхимик в будущем будет в любом случае стараться стимулировать радиоактивность элемента или атома, с которым он работает, и сосредоточит свое внимание на положительном ядре. Путем повышения его вибрации, его активности, или позитивности, он добьется желанной цели. Учителя делают это же, активизируя человеческий дух, совсем не касаясь его «дэва»-аспекта. То же основное правило будет применяться как к минералу, так и к человеку.
Процесс, который осуществляет Темное Братство, совершенно обратный. Оно сосредотачивает свое внимание на форме, старается расшатать и сломать эту форму, или комбинацию атомов, с тем, чтобы выпустить центральную электрическую жизнь. Они добиваются этого результата внешними средствами, используя разрушительную природу самой субстанции (дэва-сущности). Они сжигают и разрушают материальную оболочку, пытаясь захватить летучую сущность, высвобождающуюся при распаде формы. Это мешает эволюционному плану высвобождающейся таким способом жизни, откладывает достижение ею цели, нарушает определенный ход развития и ставит все участвующие факторы в трудное положение. Перед жизнью (или сущностью) ставится преграда, дэвы работают разрушительно, не принимая участия в осуществлении Плана, а Черный маг находится в опасности по Закону Кармы и вследствие материализации своей собственной субстанции благодаря сродству с Третьим аспектом. Черная магия подобного рода прокрадывается во все религии, через метод разрушения формы с помощью внешних средств, а не путем освобождения жизни благодаря внутреннему развитию и подготовке. Этот метод создает пороки Хатха-йоги в Индии и аналогичных методов, практикуемых в некоторых религиозных и оккультных орденах на Западе. Все они работают с материей на каком-либо плане в трех мирах, и ради добра совершают зло; и те, и другие контролируют дэв и совершают попытки достичь специфических целей посредством манипуляции материей формы. Иерархия работает с душой внутри формы и создает разумные, самостоятельно порождаемые, устойчивые результаты. Всегда, когда внимание сосредоточено на форме, а не на Духе, возникает склонность к поклонению дэвам, к связи с ними и к Черной магии, поскольку форма состоит из дэва-субстанции на всех планах.
Во всех соображениях, касающихся данных энергий, следует помнить, что эти энергии приходят к нам через или, вернее, образуя, тела определенных жизней, которых мы называем дэвами, — большими или меньшими группами дэв. Таким образом, мы постоянно работаем в телах, состоящих из этих жизней, и потому влияем на них. Те, кто изучил «Трактат о Космическом Огне», найдут полезным выделить следующие моменты:
- Низшие типы дэв, или строителей, на эволюционном Пути — это фиолетовые дэвы; далее идут зеленые и, наконец, белые дэвы. Все они управляются четвертой особой группой. Они контролируют экзотерические процессы, процессы существования физического плана.
- Не следует, однако, забывать, что на низшей ступени лестницы эволюции располагаются другие группы жизней, ошибочно именуемые дэвами, которые работают в соответствии с законом и контролируются высшими сущностями...
Человек – это завершающая эволюция в трёх мирах, так же как Небесные Люди – в высших четырех.
В трёх мирах эти эволюции – дэва и человеческая – параллельны. Они имеют множество различных уровней, и из них человеческая нам, естественно, ближе, хотя обе они развиваются благодаря взаимодействию друг с другом. В четырёх высших мирах эта двойственность видится как единство и рассматривается лишь как аспект синтетической эволюции Небесных Людей. Было бы интересно хоть немного понять точку зрения тех великих Дэв, Которые сознательно сотрудничают с Планом эволюции. У них есть собственный способ выражения этих идей при помощи цвета, который можно услышать, и звука, который можно увидеть. У человека происходит обратный процесс: он видит цвета и слышит звуки. Здесь содержится намёк на необходимость символов, так как они — знаки, которые доносят космические истины и инструкции и могут одинаково пониматься продвинутыми представителями обеих эволюций. Ранее указывалось (и об этом следует помнить), что:
- а) Человек демонстрирует аспекты божественности. Дэвы демонстрируют атрибуты божественности.
- б) Человек развивает внутреннее видение и должен учиться видеть. Дэвы развивают внутреннее слышание и должны учиться слышать.
- в) И те, и другие пока несовершенны, и результат этого — несовершенный мир.
- г) Человек развивается благодаря контакту и опыту. Он расширяется. Дэвы развиваются благодаря сокращению контакта. Ограничение является для них законом.
- д) Цель человека — самоконтроль. Дэвы должны развиваться посредством подчинения контролю со стороны.
- е) Человек есть врожденная Любовь — Сила, порождающая связность. Дэвы по сути являются врожденным Интеллектом — Силой, производящей активность.
- ж) Третий тип силы, тип Воли, уравновешивающий электрические явления, должен воздействовать в равной мере на обе эволюции и через них, но в одной он демонстрируется как самосознание, а в другой — как конструктивная вибрация.
В Небесном Человеке два этих великих аспекта божественности равно сочетаются, и с течением махаманвантары несовершенные Боги становятся совершенными. Эти широкие, общие характерные черты указываются в той мере, в какой они проливают свет на связь Человека с дэвами.
Здесь нужно подчеркнуть, что хотя нас интересует в первую очередь манас в человеческих клетках тела Планетарного Логоса, мы должны помнить, что в некоторых схемах преобладают дэва-единицы. Хотя с точки зрения человеческого существа никоим образом не считается, что дэвы подпадают под влияние манаса так, как это понимаем мы, тем не менее, если взглянуть на них под другим углом, ониявляются самим манасом, активной творческой силой, Пятой и Шестой Иерархиями в полном проявлении. Нам следует подумать над взаимосвязью (неизбежно тесной) между Пятой Дэва-Иерархией и пятым логоическим принципом, а также усвоить, что (если взглянуть на весь этот вопрос под углом зрения Небесного Человека) дэвы являются составной частью Его природы, а Он является Манасапутрой, творческим Строителем, пятеричным аспектом Брахмы. Совокупность манаса является чистой дэва сущностью, и только когда производится объединение между пятеричным Третьим аспектом и остальными двумя аспектами, появляется то, что мы называем ЧЕЛОВЕКОМ – будь то Небесный Человек или же обычный человек. Дэвы соединяются с остальными двумя факторами, и в результате возникают:
- а) Солнечный Логос;
- б) Небесный Человек;
- в) человеческое существо.
Это – великая тайна, связанная с тайной электричества (или фохатической жизни), о которой упоминает Е.П.Б. Связники, Строители, дэвы – это пылающий огонь, лучащаяся электрическая материя. И только во времени и пространстве, только в ходе проявления и через циклы объективности становится возможно появление такой сущности как человек или может войти в существование Небесный Человек. К примеру, за пределами солнечного «кольца-не-преступи» и в той мере, в какой это относится к нашей эволюции, имеется лучащаяся электрическая субстанция, активный интеллектуальный эфир, одушевленный дэва эволюцией.
Они действуют вслепую, подчиняясь законам космического электричества. (Следует четко различать между космическим электричеством и электрической акашей системы, которая является электрической субстанцией, ограниченной и приведенной в сферу действия другого свода законов благодаря другому фактору – фактору Чистого Духа). За пределами «кольца-не-преступи» находится та абстракция, которую мы называем чистым Духом. Этот «чистый Дух», или абстрактное, сознающее Существо, осознавая Карму, периодически стремится проявиться и воплотить замысел, подчиняясь законам своего собственного бытия, и тем самым побуждается притягивающим качеством Его противоположного полюса (то есть интеллектуальной субстанции) сливаться с ней. Встреча обеих полярностей и точка их слияния создает в космической Вселенной ту вспышку, которую мы называем Солнцем, и приводит к образованию света, или объективности. Таким образом, внутри «кольца-не-преступи» электрический огонь чистого Духа может проявиться только благодаря слиянию, или соединению, с электрической субстанцией, и, следовательно, это ограничивает его в течение эволюции, точнее, в течение большей части этого процесса. К тому же, как бы мало это ни осознавалось, дэва-эволюция управляет большей частью проявления вплоть до начала трансмутационного процесса. Дэвы беспрестанно выстраивают ограничивающую форму.