Живая Этика - «Надземное»
Урусвати знает, как много полезных записей можно найти вне государственных книгохранилищ, в семейных архивах. Большое заблуждение думать, что государственные хранилища могут исчерпать весь материал, оставшийся в рукописях. Такое же заблуждение полагать, что огромное количество напечатанных книг покрывает наиболее важные вопросы жизни. Наоборот, можно утверждать, что самые важные записи остались неизданными или погибают в семейных подвалах. Устрашающа мысль, что множество человеческих неповторяемых достижений гибнет. Следует начать охранять частные архивы, но это начинание не легкое. Невозможно предположить, что всегда будут особенно интересны архивы людей известных, могут быть самые замечательные записи среди неизвестных обывателей. Они могли быть свидетелями очень поучительных явлений, они могли слышать от старших поколений утверждения, которые даже не были повторены потомками. Никому не приходило на ум печатать такие записи. Также много хроник пропадает в монастырях и в разных конгрегациях. Очень велико количество уже пропавшего, но многое еще зарыто в пыли. Не должны люди говорить, что они не имеют сведений по различным вопросам, они должны чувствовать, как многое заботливо записано и лежит в темницах. Пусть каждый отнесется внимательно, когда он слышит о записях, кем-то хранимых. Многие блестящие мысли были погребены от скромности и от лености. Также и среди книгохранилищ найдутся не разобранные свертки рукописей. Мыслитель поощрял в своих учениках желание охранить семейные записи. Урусвати знает, с каким трудом сопряжен разбор семейных архивов. Сведения, наиболее значительные, могут быть упомянуты небрежно, имена, самые известные, могут быть помянуты условно или буквами, или прозвищами. Наконец, все изложение может быть составлено в условном стиле. Последнее случалось нередко из опасения преследования, потому некоторые архивы, которые считаются изученными, на самом деле содержат много незамеченного. Такие архивы, как Шуазёля, Гете, Строганова, содержат немало полезных сведений. Такие данные особенно показательны для внутренней жизни Нашего Братства. Нужно благодарить Адемар за оставленные записи, без них многие страницы деятельности Сен-Жермена не были бы оповещены. И кто-то будет изумляться, к чему понадобились записи Адемар, когда Мы могли пояснить все еще полнее? Но люди ценят показания их современников, и такие записи будут в глазах человечества доказательством гораздо более действительным, нежели Наше анонимное извещение. Также нужно изучать записи арабские и записи Ирана, там можно найти свидетельства путешественников, так можно понять, почему Мы так часто говорим о сотрудничестве. Повествование, повторенное в разных веках лицами историческими, дает самое реальное свидетельство. Удивительно, как проникали сведения о Братстве в неожиданные страны. Можно найти их в Ирландии, в Норвегии, в Испании, туда несли сведения мореходы с Востока. Пусть исследователи не пресекают пути свои. Находки могут быть неожиданными. Мыслитель поучал не отчаиваться: «Ищущие, не можете знать предела нахождений». Урусвати знает, что главная основа Нашей внутренней жизни есть упражнение мышления. Заблуждается, кто полагает, что после известного уровня мышление не может быть развиваемо. Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто полагает существование в каких-то праздных шествиях; труд во всем, так же и в устремлении мышления. Сожалеем о тех, кто воображает, что ему незачем мыслить. Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум. Они возникают из хаоса и тают так же быстро, как хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование, явленное в мышлении. Вы хотите узнать о Нашей Внутренней Жизни. Хотя токи приносят самые разнообразные земные события, но и среди таких смятений Мы находим время помыслить. Для мыслеобразов не требуется продолжительного времени, их четкость достигается постоянным упражнением. Такие упражнения в совершенствовании не требуют определенного настроения. Когда сущность устремлена к Общему Благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом направлении. Устремление может быть сурово или радостно, или постоянно сожалительно и сострадательно, это будет как бы ключом мышления, но четкость образа зависит от запаса психической энергии. Некоторые полагают, что Нам нечего заботиться об этом запасе, глупцы не понимают, что гармония энергии должна быть оберегаема. Один может медленнее восстановить запас психической энергии, другой может успеть это быстрее, кому-то достаточно закрыть глаза и глубоко вздохнуть, чтобы восполнить понесенный ущерб. И Мы должны восполнить Наш запас, отрицать это было бы ненаучно. Иногда вы не получаете скорого ответа, в этот час могут происходить самые спешные события, но, может быть, происходит восполнение запаса психической энергии. Будем обо всем мыслить человечно и не ошибемся. Микрокосм поймет состояние Макрокосма. Так и о Нашей Внутренней Жизни мыслите человечно. Во всех помыслах сохраните красоту образа и сумейте полюбить образ труда на Общее Благо. Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны». Урусвати знает, что состояние полной дозорности тоже есть одно из оснований Нашей Внутренней Жизни. Не думайте, что такой дозор будет чем-то сверхъестественным. Люди нередко отличаются особою чуткостью. Они имеют тонкий, настороженный сон и улавливают сотрясение воздуха. Такое происходит без всяких длительных подготовлений, психическая энергия работает самостоятельно, когда она не обременена внешними условиями. Но если энергия работает при бессознательном к ней отношении, то насколько проявляется она при сознательном и устремленном труде над нею. Прибавьте еще длительность Нашего существования, и можете представить себе, как прогрессируют многие качества. Люди утверждают, что бессменный напряженный дозор должен быть чем-то несносным, но такое опасение не основательно. Любой деятель, имеющий способности, не считает такой труд несносным. Он настолько привык к нему, что не сможет пребывать без него. Также и высокая чуткость, развитая разумно, не может отяготить нас. Она становится естественной, особенно когда и сон становится очень кратким. Лучше даже назвать такой сон отдохновением. Не всегда отпускаем тонкое тело, чтобы сознательность не покидала. Если Мы хотим выйти в Тонкий Мир, тогда Друг принимает на себя дозор, он же наблюдает и за телом, чтобы не допустить нежелательных токов. Так, вы видите, что дозор при наличии некоторых аппаратов есть неотъемлемое условие Нашей Внутренней Жизни. Мыслитель поучал: «Пусть каждый пытается развить в себе чуткость, он может тогда преуспевать стократно». Урусвати знает, что некоторые стороны Нашей Внутренней Жизни подвергаются неправильному толкованию. Так, говорят, что Мы оказываем преимущество тем, кто встречался в прошлых жизнях с Нами. Люди по неведению считают это несправедливым, но сами они предпочитают иметь сотрудниками тех, в ком они могут быть уверены. Они желают, чтобы их окружали уже испытанные сотрудники. Никто не будет называть такой выбор несправедливым, это — человеческая сторона. Но, кроме того, не забудем о гармонии, которая необходима для сотрудничества. Немало времени требуется, чтобы сгармонизировать нервные центры. Нам нужны согласные устремления, чтобы по возможности не расходовать энергию бесцельно. Но кто же может лучше способствовать общей работе, как не лица, уже когда-то к ней приобщавшиеся? Ясно, что Мы избираем доверенных деятелей из тех, кто уже потрудился на Общее Благо. Мы помогаем тем, кто несет особое поручение. Это вполне справедливо, ибо вокруг таких посланников сгущается много тяжких токов. Многие хотят избавиться от таких деятелей и если бы могли, то уничтожили бы и Нас. Но нельзя сказать, что Мы ограничиваемся лишь старыми друзьями, входы сотрудничества открыты, но лишь испытанные деятели умеют понять, что значит доверие, великое доверие до конца, несмотря ни на что. Такие условия сотрудничества не навязаны, не приказаны, но познаются опытом. Также лишь опыт показывает, в чем заключается Наша помощь. Близорукие не признают ее, ибо судят от себя, от своего кругозора. Мыслитель утверждал: «Высшая Помощь так прекрасна, что лишь возвышенный ум понимает ее красоту». Урусвати знает, что некоторые впадают в такое заблуждение, что даже заподозревают Нас в самости. Такое заблуждение основано на том, что, по словам обвинителей, Мы помогаем лишь там, где Нам выгодно. Кроме того, Мы не оказываем помощи людям, которые желают ее получить, и, наконец, Мы помогаем не в том виде, как люди себе представляют. Такие обвинения нередко произносятся громко, но еще чаще мысленно. Люди не желают понять, что помощь возможна на основе космических и кармических законов. Также люди не желают признать, что гармоническое объединение требует значительного времени и обоюдных устремлений. Люди кричат о помощи, не дав себе труда подготовить путь к ней. При болезнях к Нам обращаются обычно, когда организм непоправимо нарушен. Надо слышать все тайные и гласные обвинения жестоким Лентяям, не желающим уделить часть своей неисчерпаемой энергии. Так шепчут люди, о Нас знавшие, они слышали о целесообразности и соизмеримости, но эти понятия для них остаются отвлеченными. Иногда не знающие о Нас менее вредоносны, нежели те, кто безответственно заражает пространство. Учение достаточно указывает, насколько разумно должна быть распределяема энергия. Она не должна расходоваться во вред множеств обстоятельств. Так, Наша Внутренняя Жизнь имеет многие стороны, которые могут быть улучшены при разумном людском сотрудничестве. Мыслитель просил учеников, чтобы они поступали целесообразно: «Научитесь пустить стрелу в середину цели». Урусвати знает, что внутренняя жизнь Деятелей основана на многих дисциплинах. Самодеятельность, мужество, целесообразность, неутомимость, милосердие, уважение Иерархии и многие другие дисциплины развиваются прилежно и сознательно. Нельзя представить себе разумную жизнь, если она не охранена от беспорядочных проявлений. Деятели знают, что каждая дисциплина принята ими добровольно, и не пожалеют они о трудах, на себя возложенных. Они понимают, что самодеятельность должна быть развита до крайней степени. Прежде чем обратиться к Руководителю, каждый деятель спросит самого себя — не может ли он еще что-то совершить самостоятельно? Также и все прочие дисциплины могут быть развиваемы в любых условиях жизни. Люди это не могут понять, ибо они воображают Деятелей как царственных богачей и не понимают, что мы проходим все трудности жизни и на них укрепляемся. Лишь немногие согласятся испытать полноту земного пребывания, ибо намного превзойдут горести, происходящие от людского неведения. Но Деятели знают, что каждая дисциплина необходима для продвижения. Лучше принять полную ношу, нежели сновать по тому же пути. В Учении ясно сказано задание Деятелям, и каждый может решить, которая дисциплина необходима ему. Наша Внутренняя Жизнь полна суровой дисциплины. Мыслитель настаивал, чтобы ученики полюбили дисциплину, без нее нельзя укрепиться в действии. Урусвати знает, что в мире все неповторяемо. Закон един, но воздействия его на материю производят неисчислимые сочетания. Человечество делится на два определенных типа: один чует это неповторяемое богатство Космоса, и другой, для которого все неподвижно, однообразно и не имеет ни значения, ни красоты. В последнем виде человечества найдете эгоистов, которые сами себя ставят превыше всех великих проявлений Природы. Но некоторые аппараты, которые приняты и у Нас, показывают несказуемое разнообразие энергии и субстанции материи. Маятник жизни принадлежит к таким аппаратам. Он может применяться для показания качеств психической энергии, для исследований почвы и для передачи мыслей. При последнем опыте можно видеть, что мысль ударяет по психической энергии и действует с большою скоростью. Некоторые полагают, что маятник выражает их собственные мысли, это может казаться от того, что посланные мысли уже отражаются на сознании, но, во всяком случае, такая передача показывает, как мысль претворяется в физическую энергию и дает замечательные, разнообразные показания. Некоторые аппараты требуют передачи каждой буквы и нуждаются в участии нескольких лиц, так они уподобляются физическому телеграфу. Но мы говорим сейчас о мысленной передаче, так можно судить о процессе формирования мысли. Уявление разнообразия можно видеть при показании психической энергии. Только чуткий глаз различит показания самых индивидуальных особенностей. Мыслитель уже в своих записях указывал на неисчислимые особенности душ человеческих. Урусвати знает, что жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют продвижению человечества. Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания — значит, в мире неблагополучно. Учения общественные указывают на основы продвижения и нигде не найти восхваления четырех названных пороков, около всех указаний отмечается одно и то же восхождение человеческого сознания. Самые крайние учения не превозносят ложь. Но ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям. Даже некоторые философические общества рассуждают о высших предметах и немедленно после предаются самым позорным порокам. Нужно посмотреть в корень общественной болезни. Только оздоровление внутренней жизни поможет повысить и общественные проявления. Так, кроме научного познавания, кроме кратчайших восторгов, приносимых искусством, нужно мужество, чтобы улучшить внутреннюю жизнь. Мужество развивает и терпение. Человек, терпеливый по природе, будет мужественен и вынослив. Нужно противопоставить хаосу лучшее проявленное, которое живет в нас. Только такой самодеятельностью можно восходить беспрестанно. Люди боятся слова «нравственность», но охотно рассуждают о нравах, точно такие понятия не имеют одного корня. Но нрав не изменится без воздействия всей внутренней жизни. Мыслитель поучал: «Нравы народов сложат историю человечества. Пусть эти огни светло пламенеют». Урусвати знает о симпатиях и антипатиях, возникающих в человеческих отношениях. Часто люди не могут даже различить причину таких нарастающих чувств. Поверх кармических и физических причин должно быть еще нечто, полагающее грань между людьми. Она, эта грань, существует, и не что другое, нежели психическая энергия, является причиною. Можно заметить, что люди, обездоленные психическою энергиею, начинают ненавидеть тех, кто обладает ею в высокой степени. Люди не знают этого закона, они ищут причину ненависти среди всевозможных условий. Но и зависть, в большинстве случаев, тоже основана на завидовании о психической энергии. Мудро наблюдать различные типы людей. Помимо расовых и классовых различий нужно усмотреть нечто международное. Различие качеств психической энергии лежит как меч между человечеством. Люди не признают причину, породившую в них ненависть и зависть. Они и не могли бы пояснить причину, ибо этот тип людей обычно вообще не знает о психической энергии. Для них эта энергия есть пустое отвлеченное понятие. Но к ним особенно приложимо прозвище нищих. Каждый завистник, клеветник, ненавистник прежде всего — нищ. Он лишил себя высшего накопления. Он и в прошлом также не озаботился узнать об основах Бытия. У Нас с болью наблюдают, как вредят и себе, и другим такие нищие. И невозможно дать им облегчение, для них каждый дающий уже ненавистен. Мыслитель знал таких непримиримых завистников. Он говорил о них: «Посмотрите, как сгорбил их груз ненависти». Урусвати знает, что одержатели особенно не выносят большего запаса психической энергии. Они, как стрелы, отскакивают от прочного щита. Тем сильнее бывает их злоба, и одержимые устремляют ненависть даже против своей пользы. Можно часто наблюдать, как одержимые поступают вопреки здравому смыслу, лишь бы изрыгнуть зло. Нужно понять, как много таких злодеяний, которые совершаются, чтобы ублажить невидимого злодея. Люди называли их демонами, но проще назвать их отбросами. Нельзя предполагать, что для одержания требуются какие-то мощные демоны. Каждый земной преступник непременно стремится стать одержателем и тем питать свою неизжитую ненависть. Нужно признать, что не только малодушные, но и все предающиеся сомнению легко становятся добычею одержателей. При таком заболевании человек не знает сам, что он делает, и посторонние изумляются скорой перемене лица. Но будет время, когда научные аппараты покажут двойственность таких опасно больных. Много исторических событий произошло под одержанием — не забудем это. Мыслитель говорил: «Иногда кажется, что вместо архонтов говорят какие-то призраки, любя пищу кровавую». Урусвати знает, что некоторые радикальные деятели живут ретроградно. Значит, они не деятели, но временные вредители. Личный пример требуется, как в распространении высшей Истины, так и в любом обиходе. Мы можем произнести понятие терпения или мужества, или милосердия, если мы сами имели отвагу проявить такие качества. Мы можем поискать в прошлом, могли ли мы быть героями и страдальцами? — только тогда мы можем утверждать эти основы земного бытия. Но в поисках прошлого не нужно ограничивать себя лишь каким-то всенародным великим деянием. Можно находить великолепные свидетельства и среди повседневной жизни, и каждый день можно преобороть внутренний хаос и приручать дикого зверя. Нужно ценить каждый отличный поступок. Не только всенародный подвиг, но и достижение, внешнее незаметное, может служить овладением лучшею степенью. Уже говорил, что трудно судить, где граница великих и малых деяний. Поистине, так называемое малое деяние может заложить зерна самые превосходные. Мы знаем, о чем говорим. Люди называют такие продвижения испытаниями, но не лучше ли назвать их совершенствованием? Зачем плакаться об испытаниях, когда можно ликовать о совершенствовании и преуспеянии. Мыслитель побуждал учеников, чтобы они хотя бы в чем-то преуспевали каждый день. Урусвати знает, что зачаток болезни знаменательнее, нежели последствия. Предупреждаем о зачатке, ибо впоследствии уже невозможно помочь, но зачаток очень поддается мысленному лечению, говорю о психических и телесных заболеваниях. Особенно полезно, когда несколько мыслей соединены в одном направлении. Заболевший нередко и не подозревает о возможности заболевания. Полезно, если сознание его открыто и не противится благодатным посылкам. Поэтому так необходимо чутко прислушиваться к пространственным посылкам. Не нужно впадать в ханжество и воображать несуществующее, но все же пусть сознание будет на страже. Печально наблюдать, как люди вспоминают о возможной помощи, когда она уже бесполезна. Много примеров, когда люди могли быть излечены, но их сознание противилось и отталкивало руку помощи. Люди, даже мало знакомые с законами психической энергии, иногда бессознательно способствуют полезным воздействиям. Мы радуемся, когда хотя бы бессознательно человек попадает на правильный путь. Нужно очень осторожно обращаться с такими несознательными людьми, их легко можно отвратить, но легкое дружественное касание может открыть их запечатанную сокровищницу. Нужно не только терпение, но и великая снисходительность. Это качество поможет во всем и также в мысленном лечении. Добрый врач знает, как заботиться и чем помочь больному. Мыслитель убеждал врачей, чтобы они поняли, как их сердце и воля являются лучшими лекарствами. Урусвати знает, что качество снисходительности толкуется превратно; его понимают или как высокомерие, или как попустительство. Так как оба понятия позорны, то и само понятие снисходительности не употребляется в хорошем значении. Но Мы его употребляем как одно из качеств человечности. В общежитии оно оказывается обоюдным. Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания. Люди иногда выказывают эти благие качества сознательно, но чаще того они выказывают снисходительность по доброте, не придавая значения таким улыбкам. В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит все старание, чтобы внести знание по человечности. Мы уже давно говорили о беседах по сознанию, такие беседы по сознанию можно назвать человечными. Нас спрашивают о Нашей Внутренней Жизни, — она человечна и основана на великом терпении. Не заподозрите Нас в гордыне, когда говорю о великом терпении. Оно должно быть большим, испытанным и основанным на человеколюбии. Нельзя, чтобы в обиходе люди могли легко преуспевать в терпении. Наполненность пространства не способствует приобретению терпения. Немало токов препятствует людям, которые о них даже понятия не имеют. Мы знаем, насколько трудна земная жизнь. Заблуждается, кто по неведению считает жизнь легкой. Но мудро установлено переходное состояние, истинная закалка клинка духа. Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. Нелегка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Но следует сажать их преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад. Так Мы перечисляем основы Нашей Внутренней Жизни. Если в ком есть желание и твердость приложить их, пусть будет так. Чем напряженнее час, тем большая заслуга совершенного действия. Мы не скрываем о сложности основ жизни, и в этом доверии обоюдно укрепляется человечность. Мыслитель понимал, как много препятствий на пути человека. При столкновении он шептал: «Обойди этот камень». Урусвати знает, что человек является вместилищем всего сущего. От зачатков всех болезней до высших трансцендентальных возможностей он может вызвать в себе. По своему допущению он может вызвать любую болезнь, но он же может естественно приобщиться к Высшим Силам. Только нужно человеку понять его неразрывность со Вселенной. Несчастья происходят, когда люди забывают о своих возможностях. Но они забывают об этом слишком часто, потому и бедствий слишком много. Никакая специальная наука не может заменить осознание о назначении человека. Соединительное звено миров — человек. Он не должен забывать это свое назначение. Удел его велик во всех областях труда. Он не может уклониться от даров, ему предоставленных, иначе он будет источником бедствий. Особенно в дни Армагеддона человек должен помыслить о сущности своего здесь пребывания. Он не может отлучить себя от предопределенных возможностей. Никакая внешняя религия не спасет человека, если он ограничивается внешними условностями. Уявление космических феноменов не должно быть забыто. Ученые пусть заглянут за границу случайности. Пусть кто-то начертает связь между настроениями человечества и физическими феноменами. Пусть наука судит о тончайших сочетаниях и соотношениях. Не будем насиловать, но выскажем пожелание, чтобы наука шире осветила сущность человека. Мыслитель знал, что будет время, когда наука заглянет по ту сторону земного существования. Урусвати знает, что большинство людей совершенно не способно для передачи мысли на расстояние. Они даже не представляют себе, что значит сосредоточение мысленное, их мысли подобны бабочкам около огня. Они не хотят представить, что мысли, разбитые обиходными мыслишками, являются какофонией. Они очень возмутились бы, если телеграфист вставил бы среди сообщения свои слова. Они будут негодовать, если среди игры виртуоза кто-то начнет трогать струны. Это будет недопустимо, с точки зрения слушателей. Но если мысли будут прерваны какими-то нелепыми восклицаниями, это не будет осуждено, ибо даже не понимают значения мысли вообще. Но нужно признать, что мысль является основною сущностью бытия. Скажут, что для сосредоточения мысли нужны какие-то особые школы. Вовсе нет. Каждый человек может упражняться на сосредоточении мысли, начиная с простейших предметов. Если заставить себя помыслить четко, хотя бы четверть часа в день, то уже будут добрые следствия. Кроме того, не забудем, что каждую мысль кто-то слышит. Не стыдно ли допускать мохнатое мышление в пространство? Мы очень огорчаемся, когда вместо ясных мыслей до Нас доходят какие-то шершавые обрывки. Даже когда кто-то Нас призывает, и то среди Имени попадают какие-то обрывки. Нужно щадить получателя и пытаться посылать кратко, ясно и без лишних добавлений. Сами решите, что для вас самое главное, и найдите наиболее подходящее выражение. Мыслитель учил: «Если можете самое возвышенное выразить кратко, сделайте так». Урусвати знает, что атлантам было ведомо воздухоплавание. Не покажется ли странным, что после гибели Атлантиды это достижение исчезло? Ведь некоторые оставшиеся атланты могли знать тайну полета. Но вместо того, в летописях мелькнули краткие записи о воздушных кораблях, и затем это открытие было надолго забыто. Малое сведение о Соломоне и его летающем корабле осталось в виде сказки, так же как и сказка о ковре-самолете. Уже много раз человечество мечтало о крыльях, но эти поиски продолжались тысячелетия. Почему человечество должно было лишиться надолго такого преимущества? Но не одно достижение было забыто, как бы отнято. Не могло быть иначе, когда люди забывали о своем коренном назначении. Не нужно удивляться, что и теперь многие нахождения задерживаются. Можно слышать, что нужные записи исчезают, и уже готовое открытие откладывается. Люди готовы верить разным сказкам, но не замечают действительности. Прогресс имеет свои кривые. Пора обратить внимание на волны человеческих достижений. Правильно скажут, что история донесла лишь обрывочные сведения, но и эти краткие намеки помогут вдумчивому исследователю. Мыслитель признавал древность Земли и человека. Он утверждал, что планета пережила много катастроф. Он же писал и об Атлантиде, но люди долго считали это сказкою. Лучшая действительность для невежд — сказка. Урусвати знает, что тонкое тело питается добрыми деяниями. Многие примут это за парадокс или за нелепость. Для них тонкое тело не существует, а понятие добрых деяний весьма относительно. Но, на самом деле, тонкое тело крепнет от всего возвышенного, потому добрые мысли и деяния так полезны. Также искусство приносит мгновения высшей проявленной радости, такая пища для тонкого тела самая питательная. Когда древние речения напоминали о питании воздухом, они имели в виду воздействие добрых сочетаний на тонкое тело. Иные полагают, что тонкое тело нерушимо, и потому никакие земные воздействия не могут нарушить его, но такое толкование не основательно. Тонкое тело есть, все-таки, тело вещественное. Оно может болеть, может укрепляться или даже разлагаться. Оно имеет свою жизнь, иногда она даже не согласуется с плотным телом. Среди разных влияний именно тонкое тело может отзвучать ранее плотного. Мы говорили о так называемых живых мертвецах. Они успели умереть в тонком теле, хотя плотное еще живет. Психическая энергия находится в таких случаях в ненормальном состоянии. Она почти выходит за тонким телом, но если физическая работа сердца происходит, то и энергия продолжает быть привязанной к разложенной оболочке. Нужно понять, что такие организмы уже не могут творить поступательно и катятся по наклонной плоскости. У Нас называют такие организмы пустыми оболочками. Но не нужно смешивать их с одержанием, которое может происходить при ослаблении тонкого тела, поистине, оно питается возвышенными деяниями. Мыслитель настаивал, чтобы человек обновлял сердце музыкой. Явление музыки понималось как вся сфера Муз. Урусвати знает, как многоцветна Агни-Йога. Внимательный глаз в пламени может различить многие оттенки. Условия окружающие влияют на цвет пламени. Также в различные времена является особая надобность Йоги. Можно увидеть и величие Радж-Йоги, можно заметить сияние Бхакти и узреть напряжение Джнана-Йоги, но можно найти и главную потребу светлой Карма-Йоги. Труд неотступен в дни смуты человечества. Так, среди различных цветов Агни-Йоги найдем стебель Карма-Йоги, на этом основании оправдается человечество. Не будем удивляться, что не всегда давалось предпочтение суровой Карма-Йоге. Иногда ее как бы забывали под впечатлением величия и улыбки других достижений. Мы знаем, что Карма-Йога не может дать таких стремительных достижений, как Бхакти, но труд будет спасительным якорем планеты. Пусть пурпур Радж-Йога величественен и голубое сияние Бхакти прекрасно, но не менее прекрасен синий и фиолетовый Цвет Карма-Йога. Он как бы получил нечто от пурпура и также уплотнил голубое сияние. Труд и величественен, и полон любви. Так в пламени Йоги, названной Агни-Йогой, усмотрим цвета труда. Нужно, чтобы человек глубоко постиг красоту процветания труда. Пусть он смотрит на труд не как на хлеб насущный, но как на спасение планеты. Именно труд сознательный создает целительную эманацию, которая может бороться с отравленными низшими слоями атмосферы. У Нас наблюдают тружеников. Среди них выявляются истинные Карма-Йоги, но часто они не могут себя так назвать, ибо и не слышали о таком слове. Наш друг Иван Стотысячный не ведает такого слова, но он знает труд. Мыслитель учил: «Никакая история не может перечесть истинных тружеников, их список ведется за облаками». Урусвати знает, что каждая Йога требует глубокую дисциплину. Это следует запомнить, ибо некоторые полагают, что различные Йоги не нуждаются в глубокой дисциплине; думают, что имеются легкие и трудные Йоги, и мечтают о наиболее легкой. Внутренняя дисциплина всех Йог одинакова. Напряжение всеначальной энергии должно быть мощно. Оно образует иммунитет, который так нужен при открытии центров. Кто-то назвал Йога человеком с ободранной кожей; сравнение грубое, но не лишенное истины. Действительно, если бы Йог не вырабатывал иммунитета, то он не вынес бы прикасания пространственных токов. Урусвати знает, что некоторые токи дают болезненные, скребущие и даже колющие ощущения. Можно представить себе, что было бы без образования иммунитета! Сейчас кто-то начнет насмехаться, когда скажем, что главным фактором для приобретения иммунитета является добрая мысль. Не может стать Йогом не признающий силу добрых мыслей; они будут лучшим привратником при вступлении в Мир Тонкий. Сколько людей воображают себя йогами, а сами полны злобы! Люди полагают, что внезапное озарение самосильно перенесет их через все препятствия. Озарение может быть внезапным, но для этого требуется большое внутреннее напряжение. Нужно накопить такое состояние. Не скрещивание ног, но сосредоточение доброй мысли скорей поможет. Добровольная каждодневная дисциплина мысли даст лучшие следствия. Мы много раз возвращаемся к понятию добровольности. Она будет самым близким условием дисциплины. Малейшее представление о насилии уничтожает все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует. Дисциплина добра есть саморождающаяся радость. Какой нерушимый иммунитет создается радостью! И спокойствие Йога не от замкнутой невозмутимости, но от внутренней, пламенеющей радости, — таков путь дисциплины. Скажут — как легко! Но они не знают, что радость есть особая мудрость. Мыслитель поучал: «Кто научился радости, тот вступил на путь мудрости». |