Живая Этика - «Надземное» §§ 460-479
Алиса А. Бейли

Живая Этика - «Надземное»

Урусвати знает, что переполнение пространства может дать опасные последствия. Примем это напоминание чисто научно. Можно знать, что даже пересечение радиоволн создает пространственную смуту. Но еще большее волнение будет от непосредственных человеческих восклицаний.

Психиатры должны обратить внимание на психические эпидемии. Нужно исследовать, при каких массовых психических проявлениях будут и соответственные следствия. Не следует приписывать возникновение психических эпидемий лишь одержанию. Но, конечно, организм, пространственно отравленный, будет легко принимать и одержание.

Обратите внимание на выражение — отравленный, оно особенно выражает сущность эпидемии. Нужно, чтобы врачи поняли, как зарождается химизм, который отразится на состоянии организма. При этом очень важно изучать, какие массовые движения наиболее способствуют этому заболеванию?

Можно распознать, что нередко наибольшие взрывы менее опасны, нежели так называемые брожения. Не забудем, что могут быть времена хуже войны. Когда Мы напоминаем об этом, Мы имеем в виду отравление пространства. При каждом брожении образуются газы, но смятение людское может создавать очень сильную отраву, и никто не подумает, что люди и будут породителями разрушения.

Прошло время, когда называли какую-то отвлеченную психологию, теперь поняли, что она есть самая реальная лаборатория, где изготовляются яды. Но могут быть созданы и благие лекарства. Только нужно приложить мышление к добру.

Мыслитель понуждал граждан, чтобы они сделались добрыми, и познание жизни станет панацеей.

Урусвати знает, что качество действия зависит от воодушевления деятеля. Теперь нужно размыслить — найдено ли научное определение качеству воодушевления? Мы не говорим о желании или о старании, или вдохновении, Мы хотим утвердить смысл воодушевления.

Мы знаем, что оно отражается на ауре и зажигает ее, но ученые не могут еще понять, какие нервные центры являются наиболее деятельными при порывах воодушевления. При каждом труде может возникать это возвышенное напряжение. Древние называли это состояние приветом божественным, только оно может сообщить каждому труду сияние совершенствования.

 Могут сказать, что такое устремление к совершенствованию присуще высшему творчеству во всех областях, такое определение будет условным. Мы утверждаем, что каждый труд должен сопровождаться воодушевлением, ведущим к совершенствованию. Мастер любого ремесла знает, что даже каждодневная работа может быть направлена к постоянному совершенствованию. Побеседуйте с лучшими мастерами, и они подтвердят, что качество работы может быть непрерывно повышаемо. То же скажем и Мы о Наших трудах; лишите Нас воодушевления, и все ритмы труда нарушатся.

Урусвати знает, как выражается такое нарушение ритма. Не требуется, чтобы вмешались какие-то темные силы, достаточно, чтобы луч собеседника оказался негармоничным, и ритм будет нарушен. Нелегко настроить ритм, для этого нужно вызвать особую деятельность некоторых центров. Но такое спешное воздействие может иметь и физические следствия. Так мы опять приходим к тому, что настало время, когда деятельность нервов должна быть изучаема. Рефлексология дала толчок к дальнейшему исследованию, но без понимания психической энергии не могут произойти нужные выводы.

Мыслитель советовал замечать всякие нарушения ритмов и помнить, какие телесные признаки они вызовут.

Урусвати знает, как болезненно отражаются дисгармонические токи. И самовосстановление равновесия тоже является следствием многих болевых ощущений. Так, можно вспомнить, как страдал Наш Брат К., когда Он ощутил воздействие злобных и невежественных посылок. Он менее почувствовал бы эти влияния, если бы пространственные токи не были тогда тяжки.

Мы уже говорили об эпидемии воспаления слизистых оболочек, такое явление тоже нужно отнести к воздействию токов, но усиленному земным смятением; Мы сказали это слово, чтобы указать главную причину.

Нелегко восстановить равновесие, когда и сверху и снизу посылается дождь вредоносный. Лечение, прежде всего, требует спокойствия, но иногда оно недоступно. Наш Брат страдал продолжительно, ибо, даже при лучших условиях, спокойствие не могло быть немедленно восстановлено.

У Нас знают эти приступы земных смятений. Каждый из Нас испытал когда-то такие напряжения. Даже обычные токи в таких условиях оказываются чрезмерными, и Мы, по возможности, даже удерживаем такие вибрации, которые могут вредить. Не нужно удивляться, что в такое время не может быть насыщенных проявлений. Нужно беречь организм. Мы можем дать совет — не утомляйтесь и, если чуете приступ сонливости, не насилуйте себя.

Ярое столкновение токов должно отзываться на чутких организмах. Прежде уходили в пустыню, чтобы хотя избавиться от земных смятений, но теперь люди овладели даже воздухом, и токи напряглись. Так, когда Мы говорим о переполнении пространства, Мы имеем в виду не отвлеченность, но земную реальность.

Мыслитель говорил о битве незримой.

Урусвати знает, как тускла жизнь без Учителя. Люди это понимают своеобразно. Очень стараются для утверждения Учителя отрицатели. Каждый отрицатель становится учителем для своих последователей, таким образом, утверждается учитель, и даже противники учительства воздвигают такое же понятие. Не будем настаивать, чтобы все люди мыслили одинаково, но пусть они, каждый по-своему, придут к тем же основам жизни.

Также знаете, что жизнь мертва без героя. Спросите всех жителей Земли — случалось ли, что они не имели перед собою привлекательного образа героя? Каждый школьник признается, что он с детства лелеял в сердце избранника. Яркие деяния утверждали лучшие порывы. Также сознаются, что никто не учил их почитанию героя, но это качество родилось самостоятельно.

Именно основы бытия рождаются самостоятельно, они приходят из хранилища «чаши». Долго они существовали внутри как уроки Тонкого Мира. Нередко люди не умеют выразить словами эти заветы, но все же они живут, и в сужденный час преображают жизнь.

Не уставайте твердить об Учителе и Герое, оба понятия, в сущности говоря, одно и то же. Они ведут за собою к преуспеянию. Они помогают переносить тяжесть жизни. Они будут источником мужества.

Мыслитель говорил: «Учитель есть лучший герой. Его вооружение не ржавеет, не изнашивается. Войско может обратиться в бегство, но Учитель не отступит, дадим Ему венок Героя».

Урусвати знает, что пространственные токи достигают Землю в разных ритмах, так вибрации космические создают особые узоры. Потому не следует думать, что надземные химизмы надвигаются подобно огромным облакам, окутывая Землю как бы туманом. Скорее можно сравнить ритмы химизмов с узорами песка, получаемыми от звуковых вибраций. Этим объясняется, почему люди чувствуют химизм не повально, но в каких-то чередованиях; тем самым затрудняется изучение пространственных химизмов.

Конечно, волны земных газов могут дать хорошие примеры. Часто люди страдают от газов, но находящиеся поблизости не ощущают вреда. Кроме того, каждая пространственная волна воспринимается различно, в зависимости от состояния нервных центров. Например, напряженные центры могут даже притягивать такие волны, ведь напряжение порождает своеобразный магнит.

Когда Мы говорим о необходимости спокойствия, Мы настаиваем на целесообразности. Представим себе человека, нарушившего равновесие, сколько сугубых химизмов он привлечет и сделается центром незримых столкновений. Конечно, до известной степени Мы можем прийти на помощь Нашими вибрациями, но не забудем, что обрушивающиеся химизмы могут быть очень сильны и потребовать мощных воздействий. Для человека будет нелегко оказаться предметом, около которого кипит битва вихрей. Потому Мы часто советуем не огорчаться чрезмерно. Людям может казаться, что произошло нечто непоправимое, но на самом деле это была лишь мимолетная туча. Так, каждое Наше указание есть медицинский совет.

Мыслитель говорил: «Чем же отблагодарим Незримых Врачей?»

Урусвати знает, что истинная преданность добру рождается сердцем, но не рассудком. Кроме того, нужно понимать это сердечное устремление не как отвлеченность, но как реальность. Но как же можно внедрить в сознание, что преданность добру есть основа жизни? Человек должен осознать, что добро полезно не только миру, но и ему лично.

Пусть люди вспомнят разные отступничества от добра и поищут причины. Прежде всего, они найдут, что отступники не верят в непрерывность жизни. Они будут надеяться, что их мрачные проступки умрут вместе с ними. Они очень боятся смерти и в боязни ищут удлинения земной жизни. Но если они заглянули бы в Мир Тонкий, они оценили бы пользу добра. Они скажут: «К чему эти призраки Тонкого Мира? Мы предпочитаем заплатить ученому, чтобы он продлил нашу жизнь здесь, где можно погружаться в веселье и распутство».

Явление мрачных отступников озабочивает людей, расположенных к добру. Постоянно можно слышать, что люди не знают, как поступить с такими отступниками. Но посмотрим, что человек приносит из Тонкого Мира? Он приносит тройное наследие: прежде всего, кармическое, свое наследие; затем атавизм предков; и, наконец, приобретенное в Тонком Мире. Такие приобретения могут быть и светлые, и темные. Можно рассматривать, как человек сложил свое бытие, но если все три обстоятельства мрачны, то и воздействие будет бесполезно. Также нужно исследовать причины, и можно видеть, как отступники представляют из себя космический сор.

Мыслитель говорил: «Пусть Зевс соберет молнии свои, чтобы очистить Землю от сора».

Урусвати знает, как часто искажаются Наши даже самые простые указания. Вот Мы говорили о необходимости бережного осмотра доспеха наших друзей и о заботливой помощи в случае нужды; казалось бы, совет совершенно простой, но люди выводят из него осуждение близкого. Но где завелся червь осуждения, там нельзя ждать урожая.

Теперь проследим различие между осуждением и справедливым судом. Каждый понимает, что могут быть такие преступления, когда суд суровый неизбежен, но под житейским осуждением нужно понимать поверхностное и вредное слово.

Нередко люди в осуждении пытаются заставить кого-то поступить, как им хочется. Люди не хотят понять, что каждая птица имеет свою песню. Можно убить такого певца, но невозможно заставить его выразиться чужим ему звуком.

Очень прискорбно, когда можно видеть, как люди насилуют чужую волю, но еще печальнее, когда такие вторжения происходят около учения добра. Когда Мы говорили о заботливом отношении к доспеху близких, Мы именно имели в виду самое ласковое прикасание, но не болтливое осуждение. Пора усвоить, что невозможно заражать атмосферу непродуманными осуждениями. От них близко стоит и клевета. Каждое уродливое насилие будет препятствием и к сношению с Нами.

Мы говорили о надземных чувствованиях и знаем, как они тонки и способны к дальним передачам. Можно ли допустить грубость в такую Тонкую Обитель? Пусть на приветливости сердца строится обоюдная помощь. Когда люди поймут силу приветливости сердца, они познают еще один путь к Нам.

Мыслитель умел различать приветливость от лукавства.

Урусвати знает, что в высших сферах свободная воля преображается в сотрудничество с космическою мыслью. Люди очень трудно понимают этот процесс. Одни думают, что свободная воля подавляется, другие полагают, что она поглощается. Многоразличны понимания, но весьма редко можно слышать понимание о гармонии, в которой консолидируется мощь мысли. Не может быть там ни рабства, ни насилия, но лишь преуспеяние в беспредельности.

Также люди нелегко усваивают, что свободная воля существует и в Тонком Мире. Люди не желают признать, что Тонкий Мир есть как мир плотный, но в ином измерении. Те, которые и в земной жизни уже постигли дисциплину и имеют понятие о гармонии, могут применить эти достижения в Тонком Мире немедленно после перехода. Такое понимание называется благими крыльями, ибо оно способствует быстрому продвижению.

Но не часто люди запасаются в земной жизни такими крыльями, обычно они переходят с необузданною волею и с ненасытными желаниями. Люди не собрались во время земной жизни подумать о дальнейшем пути. Они довольствуются чужими формулами, которые с течением времени окаменевают, но ни в семье, ни в школах не говорят о жизни будущей. Напротив, такой разговор показался бы непозволительным. Семейные не считают возможным говорить о переходе в Мир Тонкий, а в школах такой предмет послужил бы к увольнению учителя. Так, вследствие невежества и ханжества люди предпочитают оставаться во тьме.

Не много тех, которые умеют говорить о высоком назначении человека. Уже с первых дней земной жизни человек должен под давлением быта забывать о своих тонких проблесках.

Можно легко представить себе, как преобразится жизнь, если будет правильно понято задание бытия. Можно представить, сколько нерешенных проблем будет легко решено, когда люди поймут, к чему они должны устремляться.

Мыслитель указывал, как долго человечество будет блуждать во тьме вместо познания смысла бытия.

Урусвати знает, что при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение дается не без причины на определенном языке. Можно исследовать все Учения от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения.

Иногда полагают, что Поучение дается на том языке, который ближе получателю, но такое пояснение недостаточно. Нужно наблюдать причины во всей их полноте. Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности.

Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Так, язык, на котором дается Учение, — своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность.

Немало времени требуется, чтобы сложить кристалл сущности народа. При многолюдии трудно бывает распознать, где показывается истинная природа народа. Неопытному наблюдателю могут показаться поверхностные черты и затемнить сущность. Потому Мы так советуем научиться терпению и наблюдательности, чтобы после не жалеть о легкомысленных суждениях.

Люди привыкли судить легкомысленно, они надеются, что никогда не поздно изменить решение. Но изменить решение очень похоже на измену, иначе говоря, на свойство, которое Нам особенно отвратительно. Не может быть легкомыслия там, где обсуждается психология целого народа и значение целой эпохи.

Могут сказать — нелегко усмотреть глубину реки при бегущих волнах. Но для этого даются Наставления, которые касаются самых разнородных сторон бытия, не случайный сборник речений, но мозаика всей жизни. Пусть путник изберет, по каким камням перейти реку.

Мыслитель говорил: «В реке много бродов, помоги, Муза, найти их».

Урусвати знает, что воображение порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится наблюдательности и подвижности, он соберет в «чашу» сокровища жизни, которые преобразят его будущее существование.

Но не забудем, что под воображением могут пониматься и другие явления. Человек может отображать и действительность Тонкого Мира, которая встает перед ним в это мгновение. Люди менее всего допускают это. Они забывают о нескончаемом разнообразии Тонкого Мира. Он постоянно влияет на человек, и впечатлительные организмы могут воспринимать по своему развитию многое, творимое в надземных сферах.

Люди не должны приписывать лишь себе восприятия, могут быть к тому невидимые пособники. Таким образом, воображение будет весьма сложным совпадением многих условий. Уже знаете, насколько важно развитие воображения в земной жизни. Многие вообще не понимают, что есть воображение. Они признаются, что не имеют в себе возникающих образов. Они скажут, что лишь художники обладают фантазией, но положительные граждане должны уберечься от такого легкомыслия.

Они не понимают, что воображение есть открытое окно к Прекрасному, которое усовершенствует жизнь. Когда же, наконец, наука двинет человечество к здравому суждению, тогда можно поставить знание на новое основание.

Каждое явление подлежит научному исследованию, но если сам исследователь оказывается без воображения, то как же может он пользоваться научными аппаратами?

Усмотрим, как вся бытовая жизнь состоит из ряда самых замечательных научных фактов, но их нужно усмотреть. Хорошо, что поняли воздействие микроорганизмов, но забыли о психических проявлениях, могущественно спасительных и разрушительных. Нужно понять эту сторону жизни на научном основании. Наши Башни стоят лишь на познании Природы.

Мыслитель знал, что эволюция возможна, когда познание станет общим, и твердыня ясного воображения будет научно основана.

Урусвати знает о научном значении так называемых талисманов. Мы уже говорили о намагничивании предметов, которое при благоприятных условиях может действовать долго. Но для некоторых все же остается неясным вопрос о судьбе талисманов, попадающих в недостойные руки. Талисман в недостойных руках теряет силу, так же как магнит теряет мощь при неблагоприятных условиях.

Множество людей было сожжено и мучимо из-за талисманов, но теперь наука установила намагничивание предметов. Люди хотят знать, который способ намагничивания лучший? Это воздействие индивидуально: кто делает пассы над предметом, кто полагает его на ночь у изголовья, кто носит его у сердца, кто лишь дотронется и кто только посмотрит. Но может быть намагничивание на расстоянии, но для этого нужно знать предмет, чтобы отчетливо его представить себе.

Также нужно, чтобы предмет находился в одинаковом окружении и чтобы никто не дотрагивался до него голою рукою. Непроводник электричества будет при этом полезен. Уже не волшебство ли? Но такие указания представляют простейшую научную профилактику. Для таких опытов редко достает терпения, но передача энергии есть один из самых мощных показателей. При таких испытаниях можно судить, насколько феноменален дар владения энергией.

В сущности говоря, такой дар не феноменален, но многое зависит от окружающих условий. Из ста семей не более пяти могут похвалиться гармонической обстановкой. Много энергии пропадает при домашних трениях! Усовершенствование домашней жизни должно научить целесообразности. Каждый человек, обладающий запасом психической энергии, должен быть храним заботливо, но человечество об этом даже не думает. Если открыватели вод так ценятся, то и все хранители особой психической энергии должны быть оберегаемы. Каждое растение имеет какое-то целебное свойство, но применение его нужно найти. То же нужно сказать о каждой индивидуальной энергии.

Растительные микстуры могут дать весьма сложные действия. А что же сказать о микстуре человеческих энергий, разве изучаются сочетания их? Для брака требуется медицинское свидетельство, будет время когда потребуется и психическая энергия, и тем разрешится проблема дисгармонии.

Мыслитель говорил: «К чему люди надевают на шею жернов, когда лучше заботиться о крыльях».

Урусвати знает степени сотрудничества. Люди предпочитают низшие степени, ибо в них меньше ответственности; усердие может проявиться лишь относительно, и не нужно утруждаться напряженною находчивостью.

Но трудны людям степени высшие. На них нужно выступать самостоятельно. Нужно уметь распознать единое слово Руководителя. Нужно найти мужество принять в щит многие стрелы — так, чем выше, тем труднее. К тому же человек не может знать, как и где действует его психическая энергия. Нередко может казаться, что ничто не достигнуто, между тем уже происходит многое благодаря его психической энергии.

Не может человек обозреть свой кругозор, нельзя найти все потоки психической энергии, которая в соединении с энергией Учителя действует благодатно. Пусть преданный сотрудник предоставит свою психическую энергию в распоряжение Водителя. Не следует задумываться над путями Руководителя. Такие пути могут быть весьма сложны. Невозможно во время битвы начать рассуждать о мысли Предводителя, можно лишь напрячь все устремление, чтобы сделать лучше. Так, на высших степенях сотрудничества нужно усвоить, что энергия может быть использована гораздо шире, чем можно было думать.

У Нас имеется пример, когда великий вождь одержал победу, но не мог распознать ее. Ему казалось, что его силы разбиты, но на расстоянии он не мог видеть, что враг уничтожен.

Мыслитель говорил: «Слушайте, пристально слушайте — можете ли знать, где действует ваша сила? Сужденная победа, может быть, уже совершилась, но глаз ваш не умеет охватить ее».

Урусвати знает, что человек иногда не может распознать границу личного и Общего Блага. Рассудок шепчет, что личное противоположно общему, но сердце скажет иное. При дисгармонии может быть противоречие между личным и общим, но можно представить, когда общее станет и личным. Такая гармония требует и созвучия всех окружающих условий.

Кто-то скажет, что такое состояние недоступно при земной жизни. Но можно ли измерить, что возможно и невозможно? Такое произвольное деление будет отвечать лишь краткому текущему мгновению, но непригодно для будущего. В течение одной человеческой жизни можно наблюдать, как резко изменяются условия бытия, что же сказать о веках?

Конечно, любители противоречий найдут, что во многом характер человека мало изменяется, но более пытливые наблюдатели усмотрят, как меняется психология человека, и в такой подвижности скрыт залог будущих преуспеяний. Люди когда-то придут к заключению, что благо едино, и не может быть деления на личное и общее.

Также много недоумения вызывает и так называемое цементирование пространства. Люди представляют себе, что мысли личные будут самостью. Но когда же добрые мысли могут быть в темном разряде самости? Конечно, если человек будет молить о чем-то пагубном для человечества, но такие моления будут лишь загрязнением пространства. Но каждая мысль добра есть уже и личная, и общая. Такими мыслями следует цементировать пространство.

Мыслитель говорил: «Пусть каждый найдет полезную мысль и для себя, и для человечества, ибо тогда его Я станет равно сердцу человечества».

Урусвати знает, что срок пребывания в Тонком Мире зависит от многих причин. Среди кармических условий следует отметить два обстоятельства. Обычно говорят, что кармические сроки не изменяются, но на деле все находится в движении, и среди колес жизни могут быть разные обстоятельства. Одно из них будет ревностное участие в труде познания. Могут быть такие опыты, которые невозможно прервать, и, в таком случае, должно применить закон сообразно с пользою. Также может быть такое сильное желание помочь землянам, что такое стремление отдалит срок пребывания.

Как видите, в обоих случаях ценится самоотверженность. Нелегко помогать землянам, они страшатся такой помощи. Они способны упасть в обморок от первого проявления. Также опыты в Тонком Мире требуют большой дисциплины, и некоторые состояния не легки.

Иногда можно убеждаться, что некоторые жители пребывают долго в Тонком Мире. Нельзя по их природе заподозрить, что они уклоняются от служения. Они трудятся там так, как они не могли бы проявиться на Земле. Закон живет и справедливо оценивает истинные побуждения. Так, некоторые стремятся как можно скорее воплотиться, такой подвиг ценен, но и устремленная работа в Тонком Мире тоже имеет свою причину.

Можно представить, как нужны некоторые деятели в Тонком Мире. Кроме того, некоторые из них не должны принести свои познания на Землю преждевременно, потому они могут с пользою приложить знания в Тонком Мире. Они могут способствовать, чтобы тонкие сферы не загромождались безобразием. На Земле лишь иногда справедливо оцениваются способности человека, но в Тонком Мире такое суждение всегда целесообразно.

Мыслитель знал, что истинное дарование всегда будет оценено, если не на Земле, то в Мире Надземном.

Урусвати знает, что земное долголетие само по себе не показательно. Но, кроме атавизма, могут быть три причины, могущие продолжить жизнь на Земле: первая, когда человек хочет закончить какую-то общеполезную работу; вторая, когда человек стремится помочь кому-то или чему-то; третья является не менее уважительной, когда человек может свидетельствовать о событиях, которые были неправильно освещены. Но во всех трех причинах требуется сознательное, неудержимое устремление.

В этом условии не должны участвовать разлагающие обстоятельства, из них первое — страх. Не может быть усердного устремления, если оно разбавлено страхом. Можно химически проследить, насколько страх убивает жизнь. Конечно, и злоба, и зависть, и все прочие темные обычаи разлагают энергию, потому не может человек лишь на словах уверять, что он полон самоотверженности. Нельзя внушить себе самоотверженность, если она не сложена в глубине «чаши». Люди будут уверять, что они ничего не боятся, но сами будут дрожать при первом поводе.

Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. После ученики поймут, как лучшие Деятели доходили до высшей устремленности.

Мыслитель требовал, чтобы ученики хотя бы один день из недели посвящали марафону находчивости. Он знал, что этот доспех понадобится часто в жизни.

Урусвати знает, что иногда даже крупнейшие деятели кончали слабоумием. Можно тому указать исторические примеры. Люди совершенно не могут понять, что ум великий может как-то испариться. Врачи приписывают такое явление некоторым болезням или переутомлению под давлением необычных работ, но, как всегда, при этом забывают главную причину.

Деятель, особо выдающийся, подвергается неимоверным нападениям. Не следует думать, что такие бесчисленные злобные стрелы не приносят вреда. Они не только наносят психические ранения, но, пересекая ауру, они производят несносные вибрации. При защитных ударах происходит ярая битва, но центр ее остается как бы в смерче.

Советуем при таких нападениях, по возможности, менять местожительство. Может показаться невероятным, но вражеские посылки не могут скоро овладеть новым местом. Так и в исторических примерах многое бы изменилось, если бы деятели спешили переменить местонахождение. Но нелегко переменить место и покинуть битву за благо. Никто не согласится как бы отступить и предоставить врагу торжествовать. Никто из окружающих не поймет мудрость решения и обвинит в трусости. Так Аполлоний Тианский не раз был обвиняем в предательстве и изменчивости, когда он чувствовал необходимость запастись новыми силами в дальних странах.

Мыслитель говорил: «Великий отец народа Перикл был расстрелян ядовитыми стрелами. Он не прикрылся щитом, хотя щит есть необходимая часть вооружения».

Урусвати знает, что лишь ярким представлением о будущей жизни можно преобразить земное существование. Некоторые боятся будущего и тем обессиливают себя, другие мысленно толкуют о Тонком Мире и тем самым порождают ложные образы; третьи ведут себя как истинные мертвецы и ни о чем, кроме базарных цен, не помышляют. Но никто не понимает, что даже вековой возраст ведь лишь мгновение в Беспредельности.

Думать о будущем следуем тремя мышлениями. Первое будет, когда человек может выразить думу свою словами, второе мышление уже невыразимо внешне, но оно подобно океанским волнам. Человек бывает потрясен такими приливами, и ему кажется, что он забывает уносимый волнами образ. Наконец, третье мышление весьма глубокое, невыразимое ни словом, ни образом, и только психическая энергия и солнечное сплетение напоминают о происшедшем.

Итак, пусть тремя мышлениями человек представляет себе будущее. Такое представление подобно закидыванию якоря, корабль подтянется к прочному якорю. Также разумный мыслитель направится к желанной цели. Мудрый знает, в чем он может выразить себя с наибольшей пользой. Лишь глупец может мечтать о мишуре преходящей. Даже те, кто в прошлом занимали высокие места, не будут увлекаться внешностью, но помыслят о величии труда.

Нужно научиться мыслить о будущем, точно готовясь немедленно перейти в дальнее странствование, и, в то же время, надо уметь полностью ответить земным заданиям, это и будет целесообразным равновесием.

Много раз Мы поминали о целесообразности, нужно привыкать, что это качество требуется во всех областях жизни. Напоминаем об этом, ибо знаем, как превратно понимается оно людьми. Они полагают, что целесообразность должна быть приложима в каких-то особых случаях. Но нужно не раз повторить, что каждое бытовое явление есть следствие многих причин.

Иллюзорны малые и великие деяния. Оценка их скажется не сейчас, но мудрый припомнит свои путевые вехи и целесообразно применить их к будущей жизни. Он знает, что добро неисчерпаемо, а зло конечно. Вы заметили, что иногда Мы как бы не пронзаем злое явление; причина этому двоякая: во-первых, иногда нужно применить Тактику Адверза, а с другой стороны — зло конечно. Злодеи не могут питаться злом в нескончаемости, и можно представить, какое отвратительное зрелище представляют злодеи, которые пожирают самих себя; говорю о земных действиях.

Мыслитель убеждал учеников основываться на добре. Он говорил: «Добро неисчерпаемо, но зло ограничено».

Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим братьям.

Нелегко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.

Можно удивляться, что самое искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.

Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так путь не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться».

Урусвати знает, что человек должен не только уметь взглянуть вверх, но и заглянуть в свои глубины. Второе не легче первого. В глубине «чаши» покоится ветхий аспид, каждое неправильное движение может разбудить его: он наполнит злобою, он лишит силы, он прикроет доброе намерение. С великим трудом может человек избавиться от ветхого спутника.

Но человек может упорно развивать в себе одно качество, которое может противостать аспидовым уловкам. При чистосердечии человек почует меру, после которой наступает царство аспида. Почуя эту границу, человек отложит задуманное действие, а затем встанут и другие знаки. Главное — воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может почуять и тем не дать проснуться аспиду. Лучше быть разборчивым в поступках, нежели потом сожалеть о содеянном.

Мы говорили о сомнительных действиях, следует к этому определению относиться очень осмотрительно. Нерадивый человек, ради лености, вообще признает большинство действий сомнительными. Он не будет слушать голоса сердца, но прикроется лицемерием, чтобы не потрудиться. Каждый знает таких лицемеров, которые произносят великие слова, но под ними скрываются леность и самость. Нельзя вообразить всю глубину лукавства, которая живет под кольцами аспида. Но не эти притворщики пригодятся для истинного труда. О них давно сказано, что произнесение великих слов ничего не стоит, если истина не живет в сердце.

Древняя сказка говорит об аспиде, который питается кровью человеческою — символ, указывающий на проснувшегося аспида, истинно питающегося кровью человеческою. Не забудем, что старинные символы имеют научное основание, так кровопийцы аспиды пожирают свою жертву.

Другое сказание говорит об окаменелом драконе, которые проснулся от маленького камешка, брошенного неразумным человеком. Истинно, от малейшего камешка может очнуться аспид.

Мыслитель говорил: «Ступайте бережно, может быть, мы идем среди спящих змей».

Урусвати знает, что даже самое малое действие бывает сопряжено со многими окружающими условиями; то же лежит и в основании великих действий. Люди мало понимают, что психическое воздействие зависит от многих условий. Особенно люди не желают признать это при врачебных воздействиях.

Люди запускают болезни. Мало того, они окружают больных самыми отвратительными влияниями, и затем требуют немедленного исцеления. Но такие целительные воздействия должны быть сопровождены и созданием соответственных условий. Так называемое чудо не может быть произведено при враждебных условиях. Люди готовы призывать врача с угрозами и с полным недоброжелательством.

Люди не соображают, что даже мощная энергия может быть отравлена и пресечена. Нередко люди зовут врача и за его спиною шепчут слова недоверия. Пусть ученые исследуют, какой процент исцелений при доверии к врачу и как много ухудшений болезней при недоверчивом отношении.

Мы не раз повторяли, что каждое действие должно сопровождаться доброжелательством. Даже обычная домашняя работа будет иметь благое следствие, если она производится с добрыми мыслями. Много хороших действий сокрушилось от раздражения и недобрых помыслов.

Мыслитель особенно уговаривал учеников, чтобы они не окисляли свои добрые намерения.

 
bugfixer invisible agent