Живая Этика - «Надземное»
Урусвати знает самооправдание людей, что по причине земных дел они не могли удосужиться для высоких общений. Но сравним самые важные земные дела с искрами малейшего озарения. Посмотрим на расстоянии нескольких десятилетий и найдем, что земные дела стерлись, затуманились, между тем как озарение осталось отчетливо и даже ярко выросло в прекрасное утверждение. Такое сравнение между земными делами и озарением может показать, где истинные ценности. Не будем очаровываться, что люди легко поймут такие ценности, но все-таки каждый человек хранит в сердце прекрасный миг высшего общения. Но насколько это чувство усиляется, если человек имеет таких друзей, которым он может доверить свое высшее чувство. Может получиться как бы мегафон, и среди обобщенных устремлений очистится окружающая атмосфера. Так люди поймут, которые дела наилучшие. Пусть также найдут равновесие между земным трудом и проблесками озарения. Не будет противоречия между указанием о напряженном труде и мгновениями озарения. Каждый знающий мгновения озарения понимает, что они безвременны и достигаются не умствованием, но чувством, которое расцветает при ярком достоинстве труда. Простая истина, что труд есть молитва, не всегда доступна людям, потому можно совершить доброе дело, твердя эту истину. Учитель пусть обладает несколькими ремеслами, чтобы среди умных упражнений вдохновлять и к высшему качеству мастерства. Мыслитель настаивал, чтобы ученики избрали какое-нибудь ремесло и умели в нем находить совершенствование. Урусвати знает, сколь необходимо пресекать всякие недоумения. Мы упоминали о пранаяме, но в то же время указывали на естественные пути восхождения. Не будет ли в этом противоречия? Поясним — Мы не отвергаем пранаяму и даже указываем на полезность ее. В некоторых случаях пранаяма будет как лекарство для организма. Мы постоянно советуем легкую пранаяму. У нас дыхание есть важный процесс, но во всем естественная пранаяма будет наилучшим решением. Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная пранаяма ответит современному положению вещей. Могут сказать, что ораторы часто употребляли такой метод. Но редко они действовали сознательно; между тем именно сознательность преобразит каждый вздох. Таким образом, возражатель поймет, что известное качество пранаямы Нами весьма утверждается, но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены. Также должны быть обновлены и кастовые воззрения. Некогда в глубочайшей древности такие ограничения мудро предусматривались, но эволюция совершила много оборотов, и мудро будет переоценить жизненные условия. Пусть не явится препятствием предрассудочное мышление. Мыслитель учил, что на Земле не может быть рабского состояния, иначе природа людей не была бы божественной. Урусвати знает, что каждое событие является звеном длинной цепи причин и следствий. Обычно под событием понимается нечто важное с земной точки зрения, но каждое обиходное проявление подлежит такому же закону. Кто может решить, где произойдет зарождение великих событий? Расширенное сознание помогает оглянуться, чтобы усмотреть истоки событий. Такое чувствознание важно приобрести, чтобы не рассудком, но скорым чувством постичь путь событий. Невозможно, чтобы люди длительно раздумывали над происхождением каждого бытового явления, но путь жизни нужно осознать. Только в таком осознании истоков придет и естественное предвидение. Такие звенья уже скованной цепи нужно научиться предвидеть. Не говорю о ясновидении, которое доступно лишь немногим, но имею в виду естественное предвидение, основанное на причинах как близких, так и дальних. Пусть не думают, что естественное предвидение легко достигается, но светоч позволяет смотреть как назад, так и в перед. Прошлый путь уже знаком по многим приметам, но будущий может явить очертания совсем незнакомые, и как путник разберется в них? Мы уже не раз говорили о естественном чувствознании, пусть общение с Нами поможет такому естественному продвижению. В таком движении пусть будет понято, что некоторые обиходные явления гораздо значительнее так называемых мировых событий. Мыслитель указывал, что каждый человек бывает двигателем самых замечательных событий, но редко осознает такое мгновение. Урусвати знает не только космическую радость, но и космическую печаль и космическую тревогу. Космос живет, и проявления его жизни будут отражаться и среди земных чувствований. Можно ощущать личные переживания, можно тревожиться земными потрясениями, но, кроме того, неизбежны будут чувствования космические. Они не касаются жизни человеческой, они могут не предвещать землетрясений и прочих несчастий планеты, и, тем не менее, чувствования будут отражаться на чутком сердце. Люди обычно не понимают, что их всеначальная энергия беспредельна. Невыразимы земными словами надземные переживания, но они имеют все качества человеческого микрокосма. Значит, можно сказать про Космос, что он радуется или печалуется. Не будет ошибкою понять мысль космическую как нечто чувствующее. И чуткое земное сердце будет вибрировать вместе с великим прибоем и отливом космической энергии. Несомненно, эта энергия одна, но проявления ее настолько разнообразны, что ум человеческий пытается придать каждому свойству ее особые наименования. Можно представить себе, сколько заблуждений возникает от таких самовольных разграничений одной энергии. Совершенно правильно, что отдельные качества энергии обнаруживаются совершенно случайно. Конечно, такая случайность относительна, ибо в Космосе не может быть случайности. Так, можно нередко чувствовать дыхание Космоса. Люди издревле искали ритм дыхания, в этих поисках они пытались приблизиться к великому Дыханию. Учитель должен наставлять, что могут быть чувствования троичные: личные, планетарные и космические. Мыслитель во всем видел единство и троичность. Урусвати знает, что всеначальная энергия тем сильнее, чем она сознательнее воспринимается. Это обстоятельство давало основание называть эту энергию живой или божественной. Человек может действовать посредством всеначальной энергии, если она будет для него непреложной. Люди могут ощущать эту силу, когда они любят ее. Проникновенный врач назначит больному наиболее любимую пищу, то же самое происходит, когда для удачи опыта указывается вещество наиболее любимое. Даже самый простой человек чует внутренне, что ему особенно близко. Можно производить замечательные опыты, сопоставляя пригодные для организма вещества. Можно убеждаться, что сам человек чует, что ему полезнее, но нужно удалять все наносное, иначе пьяницы будут утверждать, что им полезно лишь вино. Для распознавания наклонностей человека нужно иногда прибегать к гипнозу. Человек скажет не только о продуктах ему полезных, но назовет минералы, металлы и растения, ему наиболее нужные. При этом обнаружится поразительная индивидуальность неповторимая. Можно видеть, что человек назовет самые различные предметы, которые могут показаться на первый взгляд взаимоисключающими, но при тончайших химических изысканиях можно увидеть, что некоторые сочетания окажутся полезными. Вообще, основание индивидуальности нужно осознать, особенно в настоящее время. Люди стремятся все уравнять и обобщить, но природа в каждом явлении показывает индивидуальность. Поняв щедрость этой основы можно легко мыслить о естественном продвижении. Можно во всем признать ценность индивидуальности. Все, кто восстает против условности человеческих делений, должны в то же время признать и закон индивидуальности. Нет такого явления на Земле, при котором не было бы яркой индивидуальности. Мы говорили об эктоплазме, которая присуща каждому человеку, но каждое показание эктоплазмы будет индивидуально. То же самое нужно сказать о выделениях тонкого тела. Все существующие насильственные средства скорее будет препятствием, ибо все предписания обычно не считаются с индивидуальностью. Тем более Мы ценим индивидуальное приближение человека к предметам. Мыслитель говорил: «Каждый человек имеет свой путь неподражаемый». Урусвати знает о беспредельности всех мысленных манифестаций, в том числе будет и свободная воля. Люди могут противополагать свободную волю даже космическим явлениям. Не нужно удивляться, если даже закон будет поколеблен усилиями свободной воли, оттого такое множество кармических несчастий. Люди вызывают сильнейшие потрясения, вместо того чтобы следовать космическим путем. Не нужно полагать, что настойчивость свободной воли не затронет гармонию Космоса. Не только затронет, но умножено прогремит по всем сферам. Мудрые древние пытались усовестить людей, рассказывая о богатырях, которые могли говорить с дальними мирами, но сказания оставались сказками. И сейчас, когда век называется энергетическим, люди по-прежнему не придают значения мощи мысли. Можно радоваться, если в университетах начинают работать над мысленными передачами, но, к сожалению, эти исследования сводятся к некоторым механическим приемам, из которых не может произойти просвещения человечества о значении мысли как об энергии самой тончайшей. Нужно, чтобы познание мысли помогло и дисциплине свободной воли. Нужно понять, что целые планетарные события зависят от ярости необузданной свободной воли. Вот Земля переживает Армагеддон, но и в этом бедствии свободная воля имеет значение. Не могут Силы неземные сотворить такое бедствие без долгого участия человечества. Прошу обратить внимание на эпидемию психического безумия. Нельзя приписывать происходящее отдельным лицам, нужно осознать, что народы способствуют мировым потрясениям. Не следует полагать, что события сами родятся и сами умрут. Может быть, сейчас произрастут семена посевов, совершенных около двух тысяч лет назад — так бережно хранит пространство явление мысли. Мыслитель указывал, что люди могут познать свои обстоятельства, заглянув в хранилище очень древнее. Урусвати знает, что даже в Тонком Мире проявляется свободная воля. Лишь в высших сферах такая воля сгармонизирована с психической высшей энергией, — так получается истинное сотрудничество. Но в средних и низших сферах часто чуется единоборство, существа не желают признавать целесообразности закона бытия. Особенно плачевно наблюдать, как жители пытаются избежать воплощения. Они прекрасно знают, что при их кармическом грузе они уже не могут продвинуться в Тонком Мире, но они предпочитают даже некоторое смущение, чтобы только не предпринять нового земного пути. Мы называем их состояние смущением, но можно было бы назвать явлением мучения. Никто не мучает их, но даже в низких слоях уже ощущается невозможность продвижения. Такое противодействие свободной воли доказывает, что во время земной жизни не расширилось сознание и не было влечения к познанию Космоса. Конечно, кроме того, не было любви к Иерархии. Нужно очень понять это условие. Люди много говорят о любви и преданности; но на деле их не обнаруживают. Люди часто говорят об Учителе, но не прилагают усилий соединить прочную связь. Мы не говорим, что люди должны возложиться на Учителя. Наоборот, Мы советуем лучшую самодеятельность, но внутри сердца будет теплиться лампада любви. Только тогда засветится ответный Огонь. Объясняйте как хотите, хотя бы электрическим током, но ток истинной любви будет проводом прочным. Также и настоящее доверие вырастает лишь из любви. Мыслитель твердо верил, что любовь есть дар божественный. Урусвати знает, что для высоких Общений нужно спокойствие. Возмущение вод требуется для некоторых проявлений, но, если кто хочет изучать глубину колодца, он должен иметь спокойную поверхность и незагрязненную воду. Часто люди недоумевают — какое спокойствие возможно при смятении Мира? Но Мы имеем ввиду спокойствие сознания, которое, если достигнуто, то уже не нарушимо. Человек может возмущаться внешними центрами, он может словесно негодовать, но его сознание остается ясным. Нелегко достичь этого состояния, оно не придет от механических приемов. Можно ритмами затушить внешний пламень, но непоколебимость сознания рождается от связи с Высшим. Нужно беречь каждую искру сознания, вокруг него будут бушевать яростные вихри. Придут такие искусители, которых даже не представить человеческому воображению. Они не терпят ясности сознания. Для них каждое расширенное сознание будет преткновением на их мрачном пути. Но можно ли пожалеть, что расширенное сознание является мишенью для темных сущностей? Наоборот, можно лишь радоваться, что сущности мрака будут спотыкаться об ясное сознание. Кто раз познал спокойствие расширенного сознания, тот может вообразить бури космические, которые все же не нарушат Мироздания. Пусть эти слова напомнят о Нашем спокойствии, которое основано на долгом опыте, при этом насущным значением является и сотрудничество. Оно подкрепляет каждое продвижение. Слышите ли говорю о сотрудничестве? Каждое нарушение его будет служением тьме. Слышите ли, что каждое сослужение с тьмою будет разрушением? Так помните о Наших Башнях, где светит Очаг Сотрудничества. Мыслитель говорил: «Каждый человек окружен сотрудничеством». Урусвати знает, что Башня Чунг является средоточием трех миров. Такое единение возможно, ибо некоторые Учителя находятся в земном теле, но могут выделять тонкое существо, другие же пребывают в тонком теле, но могут легко приближаться к плотному миру. Можно понять, как нужно соблюдать гармонию вибраций, чтобы такое единение могло состояться. Невозможно представить, насколько нужно охранять всю окружающую атмосферу, чтобы ничто постороннее не могло усугубить смятение токов. Люди стремятся найти Башни, но они не понимают, что такое их вторжение может быть бедственным. Нужно при обычных земных условиях хранить единение, чтобы дать хотя бы приблизительное подобие Нашего единения. Пусть люди возрадуются, зная, что где-то существует как бы лестница миров. Уже одно это сознание будет мостом к продвижению. Пусть неумелый проповедник советует забыть о высшем единении. Не будет полезным такое сведение к земному плану. Каждое ограничение есть закрытие дверей и лишение свежего воздуха. Даже в самом убогом обиходе люди мечтают о расширении возможностей, но может ли прожить человек, не подняв глаз к звездам и ни разу не подумав о Беспредельности? Пусть неумный проповедник похищает лишь для себя преимущества достижений высших, но будет день, когда его спросят — по какому праву он лишал своих ближних мечты самой прекрасной? Если люди уже знают о Мирах Тонких, то неминуемо они помыслят о высшем пределе. Никто не сможет лишить людей того, что они уже предчувствуют. Не умно пытаться закрыть дверь, когда ключ от нее уже в руках гостя. Мыслитель указывал, что человек должен познавать мир божественный. Урусвати знает некоторые аппараты, которые Мы употребляем для сосредоточения посылаемых токов. Вообще можно везде применять аппараты, если они могут способствовать сохранению психической энергии. Можно действовать и без вспомоществования, но пусть всюду соблюдается начало бережливости. Кроме того, бывают такие напряженные мгновения, когда необходимо противопоставить спешную струю энергии. Люди иногда чуют такие напряжения, но редко могут решить, откуда идут главные волны. Мы постоянно указываем на единение как на основу сотрудничества, но иногда вы могли заметить особую настойчивость на единении — много причин к тому. Может быть, угрожает разъединение, но не меньшая причина в том, что требуется энергия, сознательно объединенная. Когда паук нападает, тогда нужно внимание. Увертливый скорпион требует соединенных усилий. Часто люди теряют равновесие, когда слышат об опасности. Опасаясь одной, они сами вызывают десять иных. Но при опыте люди поймут, что опасность прежде всего требует равновесия. Когда путника предупреждают об опасности, только немногие отнесутся разумно. Но робкий путник будет перечислять всякие опасности и внушит себе небывалые затруднения. Но истинный боец соберет все свои силы, чтобы отразить все возможные препятствия. Он знает, что опасность может быть и снизу, и сверху, и со всех сторон, но это не устрашает его. Наоборот, напряжение всех сил наполняет его радостью. Великое чувство — радость готовности! Беспредельно такое сияющее чувство, оно озаряет всю ауру и преумножает силы телесные. Сильна мать, спасающая своего ребенка. Также силен готовый отражать все препятствия. В такой полной готовности потребуется соединение нескольких энергий. О таких чрезвычайных соединениях Мы и говорим, но люди не любят указаний о чрезвычайных опасностях. Пусть от ранних лет воспитывают в чувстве полной готовности — такое чувство будет победою над самостью. Мыслитель совершал долгие путешествия с учениками. Он спрашивал их — взяли ли они с собою лучшее оружие? Они недоумевали — какое? Но Он отвечал: «Самое удобное для путешествия — полная готовность». Урусвати знает, что древние пословицы часто давались как научные изречения. Только со временем они утеряли внутреннее значение и стали повторяться как внешние кратчайшие формулы. Так, сказано — «сон подобен смерти», и никто не подумает, что в этом скрывается великая истина. Именно так называемая смерть вводит человека в Мир Тонкий, но и каждый сон есть прикасание к Миру Тонкому. Можно назвать многие стадии такого состояния, но в каждом из них человек приобщается к Тонкому Миру. Некоторые посылают свое тонкое тело для хождений не близких, другие лишь слегка касаются области Тонкого Мира. Врачи правильно замечают, что сон есть отдых. Ученик должен знать, что каждое приобщение к Тонкому Миру уже будет отдыхом для плотного тела. Таким образом, врачи правы, когда определяют внешнее значение сна. Но это внешнее не поясняет внутреннего, самого главного смысла. Пусть люди запомнят, что каждый сон приобщает их к Тонкому Миру, тому миру, в который человек пытается не верить. Яркие воплощения считаются проделками медиумов, но Мы сейчас напоминаем не о феноменах, но об естественном состоянии, близком каждому человеку. Когда люди усвоят мысль о назначении сна, они будут замечать многие подробности. В рассуждении о значении сна некоторые впадают в такое заблуждение, что полагают, что сон может быть ненужным. При некоторых болезнях сон исчезает, но ведь такое состояние мучительно и губительно. Правильно, что на высотах сон значительно сокращается, но он не теряется. Люди должны понять, что при посещении Тонкого Мира могут быть встречи и с тонкими телами еще живых людей. Часто люди думают, что они имели сновидение, но в действительности они встретились с живыми тонкими телами. При этом можно заметить, что эти встречи происходят уже под знаком понимания условий Тонкого Мира. Так, самые невоздержанные люди оказываются рассудительными и самыми приятными в обмене мнений. Сами они в земной жизни никогда не допустят, что имели столь широкое суждение, в лучшем случае, сохраняют малые осколки своих встреч, но в существе своем они все же выносят новое понимание вещей. Такие уроки, выносимые из Тонкого Мира, оказывают большую пользу в разных случаях жизни. Но такие приобретения могли бы значительно усилиться, если бы люди, отходя ко сну, сознавали, что они прикасаются к великому Тонкому Миру. Пусть люди, хотя бы внешне, усвоят такие повседневные приобщения, и тогда Тонкий Мир начнет приближаться. Нередко человек удивляется, что видел во сне и живых, и мертвых, но в этом нет ничего поражающего, ибо тонкое тело может проникать, не требуя ни времени, ни пространства. Так, советуем превратить сон в изысканное хождение по высшим областям, но не следует насиловать свою тонкую энергию. Нередко человек не удерживает в памяти проявлений, бывших с ним в Тонком Мире. Пусть и такое состояние протекает естественно, но все-таки помните, что во время сна прикасаетесь к Тонкому Миру. Мыслитель говорил: «Нам дано каждую ночь совершать прекрасные пути». Урусвати знает, что люди принимают разные механические меры для сохранения памяти. Люди изобрели особую науку — мнемонику. Люди разделили память на многие виды и предлагают заучивать многие страницы, чтобы развить мускульную мозговую крепость. Но они забывают о самом главном, что преображает сознание человека: они позабыли, что неослабная память о самом любимом оказывается наиболее верным средством. Нужды нет, что мелкие факты не будут отягощать сознание, прежде всего нужно помнить о самом главном, что избрано человеком как ведущее понятие. Когда человек научится постоянно помнить о своем конечном устремлении, он получит и лучший вид памяти, который назовем синтетическим. Такое сосредоточие обострит и нервные центры. Казалось бы, этот совет очень прост, стоит лишь сосредоточиться, но ведь, прежде всего, нужно уметь избрать, на чем или на ком сосредоточиться. Можно назвать Нашу сестру, которая непоколебимо несет в себе память о самом любимом, — значит, такое достижение возможно и среди земных смятений. Пусть подумают люди, что верный якорь может спасти корабль даже в бурю. Никто не понуждает к такому сосредоточению, но природа человеческая сама направляет к наиболее верному средству. Мыслитель неотступно думал о Музе, им избранной. Он не скрывал, что в дни потрясений он твердо стоял благодаря Той, которая была его оплотом. Урусвати знает, что каждый приходящий приводит с собою многих жителей Тонкого Мира, это не одержание, но лишь созвучие аур. Конечно, жители Тонкого Мира и без того толпятся вокруг нас, но каждое привхождение привлекает и свою свиту. Нежелательно, чтобы эти новые гости начали ссориться с обычными жителями, но особенно благодатно, когда все сливается в один согласный хор. Каждое такое усиление немедленно привлекает и высоких посетителей. Не будем понимать сказанное как сказку новую, лучше приложим к этим несомненным фактам Наше научное понимание. Пусть доказательства будут от противного, но никто не может доказать, что все данные о Тонком Мире невозможны. Пусть найдут новые доводы, чтобы опрокинуть все сведения, накопленные в течение тысячелетий. Мы не ожидаем слепую веру и потому готовы принять вызов любых отрицателей, но просим их действовать научно. Невозможно огульно отрицать без научных доводов. Пусть отрицатели научатся привести такие данные, которые покажут невозможность Наших сведений о Тонком Мире. Пусть этот диспут не напоминает спор об обитаемости дальних миров. Неубедительно, если возражатели скажут, что, по их мнению, лишь Земля обитаема. Никто не удовлетворится таким плоским утверждением. Наоборот, каждый предполагающий обитаемость или наполнение пространства может привести на помощь физические законы. Не много труда потребуется, чтобы доказать присутствие микроорганизмов, и от них можно протянуть нить к Макрокосму. Не думайте, что такое сопоставление примитивно, прежде сообразите, сколько людей никогда не заглядывало в микроскоп и телескоп. Не будем в этом обвинять бедных селян, лучше посчитаем между избранниками народов. Нужно подивиться, сколько невежества найдется на городских башнях и на базарах. Можно назвать эти сборища рассадниками невежества. Можно предпочесть беседу с селянами, нежели пройти мимо убийственно невежественного суждения горожан. Так пусть отрицатели запасутся научными доводами. Мыслитель предлагал согражданам для каждого решения найти научное основание. Урусвати знает, что люди постоянно рассекают целостные, неразъединимые понятия; такое насилие свидетельствует о невежестве. Понятие эволюции разделяется на материалистическое и идеалистическое, но можно ли настолько искажать величественное понятие эволюции и лишать ее приложения к жизни? Слышите ли Наши сожаления, когда единство нарушается? Пусть врач представит себе человека, состоящего лишь из мускулов или только из нервов, — такой организм не может существовать. Но можно ли представить себе эволюцию лишь материалистическую или только идеалистическую? Ни та, ни другая не жизненны. Только полная эволюция всех понятий может преображать жизнь. Это не назовем синтезом, ибо синтез предполагает сложение некоторых частей, но в случае эволюции не будет механического сложения, — мускулы и нервы эволюции представляют один организм, Уродливо будет вообразить, что организм может жить, лишенный одного из двигателей. Потому в истории человечества можно проследить, как недолговременны были даже расцветы государств и народов. Пока не будет найдена гармония всех основ эволюции, до тех пор человечество будет хромать. Также рассмотрим, правильно ли понимается понятие материализма и идеализма. Найдем, что оба они толкуются неправильно. Когда люди знают, что материя есть и дух, и каждое их состояние есть лишь проявление той же всеначальной энергии, то каждая попытка разъединить будет убога. Материя является понятием условным в руках невежд. Так же точно идеализм есть лишь пустое знамя в руках неразумных. Пусть не умаляют великую эволюцию, пусть призовут все науки, чтобы рассуждать основательно. Лишь при научном методе люди признают значение эволюции. Мыслитель говорил: «Граждане, зачем вы подвязали одну ногу? — Не годится на долгий путь». Урусвати знает, что каждое человеческое действие может быть обращено во зло. Старинные врачи, совершая исцеление, добавляли: «Пусть это добро не обратится во зло». Так, можно привести много примеров, когда бедствия происходили из самых добрых побуждений. Можно сказать, что поселянин, которому приказано думать лишь о вооружении, не может достаточно мыслить о пашне и о посеве. Учитель должен пояснить, что и добро имеет много степеней. Не будет человек стремиться к добру, если оно может порождать зло. Но как же быть, чтобы избежать сравнительно малого зла? Опять мы придем к чувствознанию. Мы будем знать, что темные могут до известной степени извратить самое доброе намерение. Мы не огорчаемся тем, что где-то наше добро будет искажено. Мы взвесим, когда добро даст лучший урожай, и не будем плакать, что где-то оно было искажено. Только в соизмеримости можно найти оправдание действию. Не забудем, что тьма может покрыть даже очень светлые огни, но солнце заходит лишь, чтобы взойти. Так каждое космическое явление дает понятие о человеческом труде. Не нужно помыслить, что конец настанет, ибо нет конца; радость порождается из беспредельности. Мыслитель утешал учеников тем, что радость беспредельна. Урусвати знает, как много недоразумений породилось вокруг понятия — мгновенное озарение. Люди часто возомнят, что они уже озарились, когда они почувствовали преходящий восторг. Можно представить себе и мгновенное озарение, но оно будет основано на длительной внутренней работе. Она может быть даже бессознательна, как наследие прошлого, но все-таки она будет происходить и поможет озарению. Под озарением понимается не случайная вспышка, но целая ступень сознания. Люди часто не понимают, что такая ступень может наступить нежданно, как следствие случайного события. Действительно, внешнее событие может дать толчок к раскрытию «лотоса», но сам цветок уже покоился в глубине сознания. Многими трудами был взращен явленный «лотос», но часто люди не замечают, как они возделывают сад прекрасный. Только после усердных посевов может вспыхнуть озарение. Без причин не будет следствия. Также не часто понимают, что есть торжественность. Могут подумать, что такое возвышенное состояние приходит случайно. Нет, оно образуется как следствие долгих помышлений, но когда оно укрепится, человек окажется как бы на прочной ступени. Мы ценим не эфемерные вспышки, но неугасимое горение. Мыслитель учил, что каждому человеку дан светильник. Урусвати знает, что психическая энергия направляет перелеты птиц, также она содействует человеческим объединениям, но нужно помнить о воспитании воли, которая будет лучшим пособием к озарению. Как путеводный факел, вспыхивает озарение и освещает путь, но как воспитать волю? Может быть, посредством сосредоточения и пранаямы? Каждое средство будет полезным, но самая крепкая воля слагается на уроках жизни. Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на самых обычных каждодневных проявлениях. Так укрепляется самая несломимая воля. Плохо, когда человек твердит себе о качестве воли, она должна накопляться внутри психическим импульсом. На каждом труде упражняемся в укреплении воли. На каждой встрече люди показывают уровень волевой. Мысль человека течет по приказу воли, и такое ощущение должно быть открытием врат, но не рабством. Настоящее воспитание воли начинается от первого пробуждения сознания. Человек от ранних дней своей жизни уже чует преимущество дисциплинированной воли. Но не все могут легко преодолеть необузданную волю. Хаос побеждается только осознанием, что эта грубая материя должна быть преображена. Но много воплощений нужно пройти, чтобы самостоятельно понять необходимость преодоления хаоса. Пока человек не искушен опытом, пусть он послушает совет о воле. Он поймет, как воля должна быть усилена или обуздана. Он поймет, что воля поможет ему не оскорбить ближнего. Воля подскажет, когда можно оказать помощь. Через провод воли и Наше руководство поспешит. Воля подобна очищению, когда она направлена к добру. Мыслитель нередко указывал на перелетных птиц и говорил: «Какая прекрасная сила руководит этими путниками». Урусвати знает, что голос сознания иногда называют малым голосом. Такое наименование не отвечает сущности. Также называют его голосом глухим, и это не верно. Также называют голосом глубины, такое определение уже ближе. Но почему избегать самое простое, именно голос сознания? Тогда можно легче понять, что такой приказ сознания имеет как свои прозрения, так и сотрудничество с надземным миром. Можно познавать, что сознание не будет подавлено извне, но оно будет питаться всеми энергиями пространства. Наше руководство не может быть насилием, но оно может питать лучшие силы сознания. Тот, кто понимает значение сотрудничества, может познать, как можно помогать без насилия. Что же делает человек, когда начитает звучит голос сознания? Обычно человек старается всеми средствами заглушить его. Можно утверждать, что голос сознания люди изгоняют как нечто тревожащее. Но пока человек не осознает свой дар, может ли он преуспеть? Часто боятся так называемую совесть. Принято думать, что она говорит лишь после дурных поступков. Какое заблуждение! Совесть или сознание призывает к добру. Но человек, совершая преступление, бывает очень напряжен нервами и так может быть насторожен, что голос сознания зазвучит для него. Не нужно думать, что сотрудничество заключается во взаимном осуждении. Если бы люди могли слышать предупреждения, они избегли бы многих опасностей. Не мал голос сознания, не глух он и не горд своею независимостью. Истинное сотрудничество не считает, от кого приходит преуспеяние, оно чутко и благодарно примет дар добра. Мыслитель принимал эти дары как пищу духа. Урусвати знает, насколько превратно и неправильно пользуются люди новейшими изобретениями. Вот появляются многие новые фильмы, которые весьма пригодны для снятия тонких сущностей, но мало кто пытается применить такие новые возможности. Иногда можно видеть, что следствия давних снимков были даже лучше. Несомненно, тогда прилагали усилий и терпения больше, чем теперь. Кроме того, исследователи не впадали так быстро в разочарование. Для всех тонких опытов невозможно предвидеть все космические условия. Можно указать, что химизм сильных солнечных лучей будет неблагоприятен, также ураганы и колебания почвы не будет способствовать. Тишина и ровный свет особенно помогают, также могут способствовать гармонии присутствующие и звуки музыки, но все такие условия будут примитивны. Кроме того, несомненно, будут многие тонкие влияния, как полезные, так и противодействующие. Можно знать, что между тонкими сущностями не существует одинаковых воззрений. Они могут быть несогласны с полезностью данных проявлений и пошлют противодействие. Также могут быть и враждебные попытки, которые захотят пресечь сообщения, но терпение и устремленность превозмогают. Также не забудем, что участие женщины дает особый успех тонким опытам. Можно заметить, что то же самое происходит при снимках. Если женщина участвует с плотной или с тонкой стороны, снимки бывают удачны. Мы уже говорили об участии женщины во всех научных опытах. Древние алхимики понимали всю ценность женского сотрудничества, но теперь многие ученые будут отрицать. Тогда вместо прямого женского сотрудничества появится косвенное, но все-таки сама сущность вещей привлечет женщину, и она приложит свою руку к новому открытию. Потому необходимо преобразить положение женщины. Кроме равновесия и полноправия, нужно понять и тонкость женской природы. Было бы печально видеть женщину заместительницей воинов или исполняющей труд грубой силы. Если убеждаемся в присутствии ценной тонкой энергии, то ради целесообразности нужно уметь применить ее. Итак, мы опять придем к истинному сотрудничеству. Мы должны найти должное место каждой способности. Эпоха Матери Мира не есть возвращение к веку амазонок. Предстоит задача гораздо большая, более возвышенная и утонченная. Можно наблюдать, что машины менее устают в руках женщины и растения медленнее увядают. Конечно, говорю не о всех женщинах, но о некоторых, которые являются выражением тончайшей энергии. Всякие такие способности будут приличествовать веку Матери Мира. Область врачевания относится к таким способностям. Еще одно качество будет принадлежать женщине — она будет носительницей высшей степени преданности. Самые высокие истины приходят благодаря женщине. Сама действительность подтверждает эти выводы. Женщина может помочь, чтобы открытия применялись правильно. Мыслитель обращался к своей Музе и тем желал выразить свое почитание тончайшей силы. Урусвати знает, насколько люди предпочитают устремляться к дальним мирам, нежели заботиться о земном положении. Причина понятна — миры дальние безответственны для землян, но обязанности плотной жизни накладывают многие заботы. Никто или почти никто не желает понять, что реальность дальних миров откроется лишь тем, кто изживет земные условия. Без осознания земного назначения невозможно пуститься в надземные пространства. Только через земное совершенствование мы окажемся хорошими путниками к дальним мирам. Так, когда говорим о Надземном, мы должны прежде всего согласиться о нашем земном состоянии. Опять твержу, что не умеющие мыслить о земном не могут правильно устремляться к Надземному. Не думайте, что даже читатели посланных Заветов умеют прилагать их к жизни. Но не будем огорчаться, каждый прошедший много земных путей знает, как накоплялся его опыт. Он, который много усвоил, отнесется милосердно к заблуждающимся. Нужно не забыть, что мы совершенствуемся в каждом проявлении земном в отношении определенных качеств, между тем, многие другие накопления пребывают как бы в состоянии забвения. Потому нередко люди изумляются, видя, как кто-то преуспевает в одном и спит в другом. Только в Тонком Мире вспыхивают и прежние накопления, но и ошибки. Так Мыслитель часто в оправдание кого-нибудь говорил: «Знаем ли, что у него за пазухой?» |