Смысл смысла (дневник, 2016-04)
Алиса А. Бейли

Дневник

14.11.2016

Смысл смысла

В самом кратком выражении и в максимально универсальном значении  «смысл» может быть определён как Цель Логоса. В более прикладном, локальном времени и месте реализации этого Смысла можно сказать, что всякое сопутствие этой Цели наделяет осмысленностью труд любого меньшего мыслителя,  всякое же отступничество, сознательное или бессознательное, ведёт к страданию.

Может возникнуть вопрос: каким образом что-то, или кто-то способен противостоять логоической цели, или отступить от неё? В абсолютном и вневременном масштабе противостояние действительно невозможно, но локально и во времени действует оккультный принцип свободы: от любой единицы сознания требуется самостоятельное развитие самосознательного мышления, для чего ей предоставляется свобода в рамках своего меньшего кольца-не-преступи.  В собственных рамках, меньший мыслитель может мыслить в направлении порой полностью противоположном универсальным принципам и законам, выражая экстремальный эгоцентризм,  своеволие, производя работу, имеющею смысл только в пределах его же собственной сферы волеизъявления конкретного ума[*]«...ментальная единица является первым аспектом личностной триады, или человека, функционирующего в человеческом царстве на трех низших планах», и совершено бессмысленную, деструктивную, в масштабе большего целого. В абсолютном же измерении смысл имеет всё, и даже эгоцентричная бессмысленность непросветлённого ума, оправдана логоическим (оккультным) принципом свободы, поскольку ведёт этот ум по пути страданий к расширению от противоречивого обособленного сознания до универсальных масштабов и единогласия.

Субстанция смысла

Практическая возможность представить себе смысл смысла состоит в изучении нашего собственного целеполагания, труда и достижения, индуктивный эмпиризм которых (как сказал бы Френсис Бэкон) обуславливает всякую индивидуальную эволюцию. Чисто философское, умозрительное видение «смысла» определяет его как рационализацию частного в целом, что само по себе уже довольно оккультно, поскольку требует именно эзотерического понимания, где частный смысл осмыслен только в контексте большего целого, и сам-по-себе определён быть не может. Но что есть смысл сам-по-себе, материально? Существует ли он как субстанция или энергия, допускающая взгляд со стороны?

Если коротко, то «Ритуалом и Магией» эзотерически называют манипуляцию именно субстанцией смысла, равно как аналогичным действием является истинное «служение». Слово «манипуляция» тут не имеет негативной современной коннотации «подтасовка», оно буквально подразумевает работу со смыслом как с материей на своём собственном плане. Для примера мы могли бы рассмотреть микрокосмическое соответствие.

Какой ответ на вопрос «что есть смысл?» могла бы найти для себя клетка нашего тела? Определённо, смысл её частного существования и труда внешне полностью обусловлен целью мыслителя в теле. Собственный биохимический смысл клетки обусловлен светом жизни и цели мыслителя, трансцендентного и непознаваемого, но присутствующего в каждой малой клеточной мысли как сопутствующая инициирующая магнетическая сила, интегрирующая и направляющая весь организм.

Что же буквально, субстанционально несёт себя в качестве смысла каждой клетке тела? Генетический код, биохимизм, молекулярные связи, гормоны? Как и в жизни человека, источников смысла много. Последним в иерархии объективных источников смысла на клеточном уровне мы обнаружим электрический нервный импульс. Ещё более тонкое, магнетическое вибрационное воздействие эфирного двойника мы сегодня обнаружить ещё не сможем, только гипотетически, как воздействие ещё более светлой субстанции на более тёмную. Электрический импульс нервных окончаний буквально есть «свет», или вибрация, и в свете этого низшего аспекта электричества скрыт ещё больший свет — цель самого мыслителя, микрокосмического логоса, а в нём ещё больший — Свет Души и т.д. «Смысл» под таким углом зрения предстаёт перед нами как нескончаемая иерархия энергетических уровней нисхождения большего света, или большего огня, в меньший. Символический образ лампочки в голове, выражающий чувство озарения низшего ума светом более высокого смысла, вовсе не случайная аллегория.

  • свет формы в мире символов (феноменальный мир, майя), смысл эволюционирующей материи ,
  • несущий в себе свет и смысл качества, выражаемого формами и наделяющего эти формы субъективным смыслом души,
  • несущий в себе свет и смысл цели — электрический огонь, энергию воли, волевой электрический импульс смысла трансцендентной жизни, скрываемой качественными формами.

Аналогично:

  • Личность — свет в трёх мирах для трёх низших царств природы, несущий в себе
  • свет Души — искомое эволюцией качество выражения внутренней Жизни, несущий в себе
  • свет Монады — эволюционную цель, смысл жизни микрокосмического человека.

Причиной нервного импульса является активность и извлекаемый из неё жизненный опыт мыслителя на его собственном плане, на котором он следует своим путём, увлекая за собой миллиарды меньших элементальных жизней сетью эфирного тела. В свою очередь инициирующей причиной этого опыта является ещё большее Бытие, в которое уже сам человек, как клетка логоического тела, вовлечён магнетизмом души.

«Я не в силах передать вам истинную красоту этих идей, но если вы будете держать в уме мысль о смысле как свете жизни, о причине как дыхании опыта, и Бытии как инициаторе всего существующего – тогда, быть может, к вам придет некоторое видение, в сознании возникнет смутное представление, и снизойдет определенная сила постижения»

Алиса А. Бейли «Ученичество в Новом Веке» том II [06-0284]

Астрология смысла

Цикл эволюционного развития, или цикл творческой активности (что одно и то же) могут рассматриваться как последовательные стадии просвещения, где просветленность, достигаемая через трансмутационный процесс, лишь следствие увеличения восприимчивости к смыслу, стимулирующего своей вибрацией и энергией восхождение материи, вплоть до полного отождествления формы и содержания.

Зодиакальный символизм (ключевой в контексте циклов активности любого масштаба) может быть представлен как последовательность стадий призывного просвещения материи светом смысла, и отклика её расширяющейся осмысленности, вплоть до полного преображения. В «Эзотерической астрологии» эта тема поднималась и была предложена интересная таблица «раскрытия и возрастающего сияния света», которую в равной мере можно назвать таблицей раскрытия смысла и возрастания осмысленности, или нисхождения света смысла в тёмные пещеры невежества. Орфейская мистерия.

1. Овен Свет Самой Жизни Тусклая точка света в центре циклического проявления, слабая и мерцающая. Это «прожектор Логоса, ищущий то, что можно использовать» для божественного выражения.
2. Телец Проникающий Свет Пути Луч света, изливающийся из точки в Овне и открывающий область, контролируемую светом.
3. Близнецы Свет Взаимодействия Пучок лучей света, открывающий то, что противостоит, или фундаментальную двойственность проявления, связь духа и формы. Сознательный свет этой связи.
4. Рак Свет в форме Рассеянный свет самой субстанции, «тёмный свет» материи, упоминаемый в «Тайной Доктрине». Это свет, ожидающий стимуляции от света души.
5. Лев Свет Души Отраженная точка логоического, или божественного, света. Свет, рассеянный в Раке, фокусируется и в конце концов становится точкой.
6. Дева Смешанный двойственный свет Видны два света: один яркий и сильный, свет формы; другой слабый и тусклый, свет Бога. Этот свет характеризуется усилением одной его части и убыванием другой. Он отличен от света в Близнецах.
7. Весы Свет, движущий к покою Этот свет колеблется до тех пор, пока не достигается точка равновесия. Он характеризуется восходящим и нисходящим движением.
8. Скорпион Свет Дня Это место, где встречаются три света: свет формы, свет души и свет жизни. Они встречаются; они смешиваются; они поднимаются.
9. Стрелец Луч направленного сфокусированного света В нём точка света становится лучом, открывающим больший свет впереди и освещающий путь к центру света.
10. Козерог Свет Посвящения Это свет, который очищает путь к вершине горы и производит преображение, открывая восходящее солнце.
11. Водолей Свет, который светит на землю через море Это свет, всегда сияющий во тьме и очищающий своими целительными лучами то, что должно очищаться, пока не отступит тьма.
12. Рыбы Свет Миру Это свет, открывающий свет самой жизни. Он навсегда кладет конец тьме материи.

 

Три упомянутых аспекта света: свет формы, свет души и свет жизни — могут рассматриваться как аспекты смысла.

  • Средний человек живёт в свете формального смысла, огонь трения освещает тусклую пещеру первобытного обособленного ума, желания и нужды существования телесных оболочек обуславливают все смыслы ментально-пещерного человека.
  • Солнечный свет мира наделяет смыслом мышление ученика, позволяя видеть целое и осмысливать своё место в общей схеме.
  • Незримый свет Логоса движет мышление Учителя, которое нельзя назвать мышлением в обыденном значении слова.

С помощью приведённой таблицы каждый читатель сам может попытаться определить своё положение на световом колесе, если в качестве излучающего света жизни взять, например, интегральный смысл исследуемого нами Учения Вневременной Мудрости, а в качестве отражающего света формы — свет собственного понимания этого Учения, освещающий личную повседневность. При взгляде с высоты Учения, каждый стремящийся и ученик может быть обнаружен в определённой стадии понимания, соответствующей определённому зодиакальному знаку, кресту, стихии. Если такое соотнесение слишком абстрактно (а оно абстрактно) — можно взять любой конкретный, пройденный и уже полноценно абсорбированной собственным опытом цикл познания (в профессии, например), и отследить как «тусклый свет» искомого в начале  —  в финале стал светом жизни искателя, отождествлённого с субстанцией смысла, абсорбировавшего этот нисходящий свет и трансмутировавшего свою восходящую форму.

«Следует постоянно помнить о том, что в основе всего нашего планетарного замысла лежит великое понятие СВЕТА. Полное выражение совершенного СВЕТА, в оккультном понимании, — вот всепоглощающий жизненный замысел нашего планетарного Логоса»

«Лучи и Посвящения» [18-0142]

Рассматривая и изучая великую астрологическую мистерию и Науку Треугольников под углом смысла — смысла формы, на инволюционном обороте колеса, и смысла смысла на эволюционном — можно найти много новых связей и соответствий, невидимых под иными углами зрения.

Человек часто задаётся вопросом «в чём смысл жизни?», при том, что почти никогда не проясняет сам для себя истинный масштаб той жизни, смысл которой он пытается понять. Жизнь протекает перед глазами чередой неразрывных событий, конца и края которым не видно, в то время как на внутренней стороне всякая форма выражает собой цепь различных по масштабу существований, цепь различных по качеству света смыслов, связанных и взаимозависимых таким образом, что высший смысл никогда не может проявиться до реализации низшего. Универсальный оккультный ответ на застарелый вопрос о смысле жизне, возможно, таков: смысл жизни в максимальной синхронизации огней. У среднего мыслителя сегодня такой синхронизации нет, в сознании доминирует низший аспект мышления, вступая в постоянные конфликты с высокими смыслами, или ценностями, выразить и понять которые он не в силах.

В контексте трёх огней можно обозначить и три аспекта осмысления:

(3) «Знание» (в формальном смысле «знакомство со знаком), «информированность» —корпускулярное, символическое значение функции смысла, запечатлённое памятью мыслителя.  Третий аспект смысла — массовое сознание, или «некритичное мышлению», как это называют современные социологи, отделяя мыслящих интеллигентов от «толпы» по способности различать и критиковать различия. Значения символов буквальны, формальны, однозначны (один знак – одно значение) связаны в жёсткие логические конструкции, проявляя аналогию твёрдого агрегатного состояния сознания. Низший, тёмный, 7-й подплан мышления. Закон Экономии. Овен >>> Рак

(2) «Понимание» — жидкое состояние сознания, характеризуемое подвижностью (текучестью) ума и как следствие способностью воспринимать определённый диапазон волновой функции истинного смысла, матрицу плотности, спектр разных значений за одним знаком, контекст и направление течения мысли, критический настрой как возможность выбора смысла. Такое полуотождествление отличает интеллигенцию от массы инстинктивных мыслителей. Закон Притяжения и Отталкивания. Лев >>> Скорпион

(1) «Знание» (в сущностном смысле «знакомство со значением), «интуиция» — отождествление мыслителя с волновой функцией смысла, просветлённость. Первый аспект смысла, или истинное значение. Закон Синтеза. «Мышление» Посвящённых, кавычки которого обозначают отсутствие собственно мышления, или «служение» в сущностном смысле слова, в смысле светопроводность через светопроницаемость.  Стрелец >>> Рыбы.

Принцип неопределенности смысла

В планетарном масштабе источником Света Жизни,  Смысла Жизни, Энергии Жизни, Жизни вообще (это всё синонимы) является центр, называемый Шамбалой. Интересно, что если слово SHAMBALA можно перевести (через этимологию букв) примерно как: распространение дыхания жизни в материю через создание и (эволюционное) продвижение форм. Определённо, что в масштабе планетарного кольца-не-преступи Шамбала является суммой всех смыслов. Для отдельного и ограниченного во времени и пространстве мыслителя, такого как человек, вопрос восприятия этих смыслов встаёт точно так же, как и вопрос сознания вообще, со всей определённой неопределённостью.

В продолжение темы «неопределённости сознания», всю совокупность энергии Шамбалы во времени и пространстве можно обозначить как волновую функцию смысла, где каждый конкретный мыслитель может быть назван квантом мышления. К механике осмысления, как и к механике сознания, применимы аналогии квантовой механики.

Волновая функция смысла не односложна, она состоит из многих «слов», в проявлении и на нынешней стадии эволюции она выражена суммой вибрационных активностей лучей, где каждый луч может быть назван потоком смысла, коим он и является, если под «смыслом» подразумевать не привычное нам «значение символа», но душевное качество, которого должна достигнуть телесная форма, для полноценного выражения  духовного значения. В этой связи нужно вспомнить, что «мир символов», «мир смысла» и «мир значений» — это три синонима трёх отделов семеричной эволюции.

Например:

  • колесо — символ, форма, существительное, третий аспект
  • округлость — смысл, качество, прилагательное, второй аспект
  • катить — значение, жизнь, глагол, первый аспект

На нынешней стадии эволюции волевой аспект «смысла жизни» ещё не проявлен, и не будет проявлен, его мы обсуждаем только на меньшей аналогии. «Катить» сегодня нечего и некуда, между тем как объективная работа идёт непосредственно над «колесом», качество округлости которого несёт в себе совокупная лучевая вибрация — волновая функция смысла — осаждаемая в иерархический план и символизируемая внешней активностью человечества. Истинное назначение, или цель этого «колеса» скрыто от всех мыслителей за пределами Шамбалы. Текущие цели, чертежи и планы строительства «колеса» воспринимаются и осаждаются Иерархией. Форму колеса выстраивает Человечество. «В действительности же посвящение — это осознание целей, проводимых в жизнь Шамбалой», и «Шамбала является хранителем божественной цели».

Чтобы стремление к «осознанию целей» для учеников не превратилось в идею фикс — а такая тенденция почти неизбежна на ранних стадиях, когда вопрос «понимания» длительное время стоит острее, чем вопрос непосредственно смысла, что порой ведёт к оригинальным последствиям, — необходимо научно и рационально рассмотреть принципиальную неопределяемость священного смысла в пределах непосвящённого сознания. С одной стороны это очевидно, но с другой заводит в тупик в контексте продвижения по Пути, усыпанном так называемыми «тайнами посвящения», которые, как всем известно, скрывают себя сами, будучи светом такой интенсивности (смыслом такого масштаба), воспринять которую ученик ещё не в состоянии. Все известные современной науке «законы природы», например, присутствовали в природе и в каменном веке, ни от кого себя не скрывая, но в материи первобытных мыслителей не было ещё достигнуто той интенсивности меньшего огня ума, которая позволила бы увидеть эти «тайны» воочию. Ньютоновы яблоки смысла падали на головы без принципиальных последствий. Миллионы лет свет смысла проникал в материю, трансмутируя и преображая, вызывая к жизни не только нового человека, но и множество вспомогательных форм своего выражения: символьные системы, речь, знаки, технологии — создавая условия для ещё большего интегрального выражения смысла ещё большей энергоёмкости, силы и эффективности.

Ученики должны научно понять и принять естественную и неизбежную ограниченность понимания, ограниченность как принцип развития, неопределенность смысла как парадоксальную твёрдую основу определенности пути познания, фокусируемого в пределах смысла уже достигнутого, через практику превращая его из формального знания в сущностное качество, и уже потом воспринимая через это качество искомый, ещё больший смысл. Если этот полный рабочий цикл «пахтания океана» застаивается в точке абстрактной умозрительной теории, что случается довольно часто, — продвижение к большему свету и смыслу становится невозможно. Вопрос «что есть смысл жизни» — это оккультный оксюморон, поскольку «что» обозначает форму, в то время как ещё не существует такой формы,  которая могла бы выразить Свет Жизни, и потому любой смысл является относительным, а любой мыслитель пребывает не только в неопределённости сознания, но и естественной неопределенности смысла, у которой между тем есть свой масштаб и предел познавания, понимания, осмысления и доступной активности. Ученик работает в этом пределе, и только потому выходит за него.

Неопределённость обусловлена с одной стороны непрерывностью энергии Чистого Бытия, а с другой стороны — дискретностью познающего принципа мышления (ума как агента разделения, «убивающего реальность»). До посвящения мышление всегда неполноценно, «греховно» (имеет погрешность). По достижении микрокосмическим мыслителем макрокосмических масштабов — само мышление (в этих пределах) прекращается, оно уступает место настоящей интуиции, или «прямому соединению способности познавать с объектом познания».

«У того, чьи вритти (разновидности субстанции ума) полностью контролируются, возможно состояние отождествления и сходства с тем, что осознается. Познающий, знание и поле познания становятся едины, подобно тому как кристалл вбирает в себя цвета того, что отражается в нем»

Алиса А. Бейли «Свет Души» (Йога Сутр Патанджали) [19-0091]

Мыслитель не мыслит, но становится самим смыслом, осознанным в пройденной сфере опыта, и перед ним открываются новые горизонты неопределённости осмысления.

На пути к посвящению, понимание зависит и от суммы качественных и от количественных характеристик механизма восприятия, будь то физический мозг, астральное или ментальное его соответствие.  Как качество видения света в фотоаппарате зависит от количества и чувствительности пикселей матрицы, так понимание — способность откликаться и регистрировать свет смысла — зависит от аналогичных факторов, если не проводить, конечно, слишком буквальных параллелей.

Квантовому  пониманию в физике соответствует «матрица плотности». Ни один символ не может на данный момент эволюции выразить смысл, или состояние бытия полноценно, как неполноценно фотографическое отражение света жизни. Ещё раз приходится напоминать, что не существует никаких однозначных значений ни у какого символа, поскольку смысл символа есть непрерывная волновая функция, а вид символа есть ограниченная корпускулярная форма в координатах пространства.

Ширина сознания в буквальном квантовом смысле обозначает качественно-количественную ширину этой «матрицы», а следовательно и качество восприимчивости к состоянии бытия, скрывающемуся за любыми символами.

Может быть обозначена  следующую зависимость смысла от масштаба времени (t) понимания:

  • t = 0 у смысла есть только объективное выражение, корпускулярное, «координаты», чистая феноменальность: слово как текст, без этимологии и без звука; предмет как форма, без функции и без функционирования. Понимание полностью формально, бессодержательно.
  • t = ∞ у смысла есть только субъективное «выражение» — Бог, чистая ноуменальность, «чистая волновая функция», «Голос Безмолвия». Понимание полностью неизъяснимо.

Между двумя этими крайностями расположены все возможные масштабы сознания и понимания, узкие смыслы, и широкие взгляды, расширяясь на всех уровнях от мельчайшего атомного кольца-не-преступи, до созерцания Света Жизни высочайшим  Нирманакайя.

Ширина поля познания, как уже говорилось, может быть соотнесена с квантовой моделью матрицы плотности, где «понятливость» индивида напрямую зависит от характеристик этой условной матрицы, развиваемой в цикле перерождений как качество восприимчивости постоянных атомов, личности, души.

На самой ранней стадии мышление индивида практически однобитное, без подробностей и нюансов. Он отличает день от ночи, холод от жары, голод от сытости, на более тонкие смыслы его восприимчивость не хватает. По мере накопления опыта, развивается и масштаб его понимания, в сознании появляются нюансы и оттенки смысла, которые всегда излучаются светом жизни, стимулируя субстанцию к развитию, но которые ранее были неразличимы.

На картинке схематически изображены две объективные матрицы плотности, отражающие субъективную волновую функцию, или два масштаба мысли, реагирующих на вибрацию смысла.

 

Левая матрица объективно является более посвящённой, более приближённой к реальности. Как планы и подпланы на самом деле есть «состояние сознания, а не место», так и эволюция есть лестница повышения понятливости, отзывчивости к смыслу. Это относится ко всей субстанции вообще. То, что в физическом человеческом теле за понятливость отвечает исключительно мозг — это временная иллюзия, связанная с внутренней эволюцией самого человека. В мозгу сегодня локализуется самая отзывчивая на энергию эфирных импульсов субстанция, но подобная отзывчивость в итоге распространиться на весь проводник. Распознавание, которого циклическим воздействием добивается вибрация смысла от материи — это качество «одно из самых важных в языке оккультизма».

Внутри локальной эволюции ученичества так же можно выделить три стадии раскрытия осмысленности, три круга, три креста, от крайней неопределенности до полноценного понимания.

  • Книжничество — 3-й аспект. Память. В этом круге мыслитель восприимчив к мудрости в её символьной форме, к информации, текстам, словам, догматическим утверждениям, буквальным прочтениям, фактам и авторитетам. Это «рассеянный свет» смысла, «свет в форме», сфокусировать который не удаётся. Мыслитель движется от частного к большему и потому тонет в море разнообразных символов, определений, положений, утверждений, противоречий, мнений и собственных предпочтений.
  • Ученичество — 2-й аспект. Медитация. Во втором круге мыслитель выходит на «свет дня» и ранее сугубо теоретические, формальные смыслы он начинает применять на практике собственной жизни, обретая для себя качественные значения символов. Он стремиться к посвящению в свет реального смысла, и для него всё более понятна становится формула «посвященный знает, потому что он работает». Так же для него становится понятно истинное направление течения света смысла, выраженное в формуле правильного эзотерического мышления: «от большего целого  к частному»
  • Посвящённость — 1-й аспект. Служение — проведение света смысла. Стоять спиной к свету. Не искать смысла, но быть смыслом. «Откровение приходит через меня, о Владыка Жизни. Но я его не вижу».

Для контраста: примером 7-го аспекта понимания, примером символьной системы, полноценно выражающей смысл, являются так называемые машинные языки, языки программирования, языки ритуала и магии. В субстанциональном смысле эти языки так же манипулируют электричеством, более ничего не производят.

свет смысла

Антахкарана

Даже в пределах трёх миров, в сфере активности низшего ума, нисхождение света смысла является довольно запутанным процессом, не случайно утверждается, что человек реально знает намного больше, чем может зафиксировать физическим мозгом. Вибрация смысла должна преодолеть путь от ментальной единицы на четвёртом эфире ума (в случае развитого мыслителя) до физического мозга, по пути преломляясь, искажаясь и рассеиваясь в низшей ментальной материи, плохо структурированной и неорганизованной у среднего мыслителя; в астральном тумане и собственном сильном сиянии астрального атома, затмевающего своим светом (парадоксальное выражение) свет мысли; и даже после этого, когда луч смысла достигает физического мозга через «круговорот эфирных сил», многое (сегодня) зависит от способности этого мозга откликаться на абстрактный импульс смысла.

Для раскрытия способности к отклику в человеческой культуре развиты многочисленные области тренировки и активности, создающие необходимое напряжение, как вертикальное так и горизонтальное (между полушариями). Вполне оправданно всю цивилизацию интерпретировать как тренировочное пространство, воспитывающее восприимчивость мыслителей к Свету реального смысла. Когда этот Свет воссияет — люди сами увидят, насколько в неадекватном, сюрреалистичном и непрезентабельном виде они жили, к каким пустотам стремились и каких пустот достигали.

Для современной расы вершиной восприятия смысла является ментальная единица, при условии что «Пятая спирилла в двух низших атомах усиливает свою вибрацию. Как нам известно, в ментальной единице имеется только четыре спириллы, и в тот момент, когда она полностью активизируется, становится возможной координация антахкараны». Активизация пятой спириллы в астральном и физическом атоме автоматически инициирует кризис ума, поскольку в ментальной единице спирилл всего четыре, и конкретный ум уже не может полноценно управлять достигнутой точкой эволюции низшей природы. Человек больше не может довольствоваться тем формальным «знанием» которое ранее его удовлетворяло. Это знание не несёт в себе ответов на новые вопросы, а новизна вопросов обусловлена абстрактной активностью 5-й спириллы астрального и эфирного атома, привносящей  впечатления и вибрации буквально превышающие понимание, порождая некоторые сверхестественные и необычные феномены в жизни, которые не редко становятся отправной точкой для пути. За неимением 5-й спириллы в низшем уме, мыслитель вынужден сперва инстинктивно, а потом всё более осознанно искать Свет Души.

С точки зрения психологии это важный момент, кризис возникновения реальной личности, и все изучающие эзотерическую психологию должны в нём разобраться как следует. Эгоический Лотос — источник «Света Души» и более высокого смысла — находится на пятом (если считать снизу) подплане ментального плана. Ментальная единица (основа конкретного ума) — на четвёртом подплане. На первом, атомном подплане находится манасический атом Триады, связь с которым устанавливается посредством души как опоры моста антахкараны (символически). То есть, имеют место всё те же три огня, три аспекта манаса, три света смысла:

  • 3-й аспект — ментальная единица, огонь трения, конкретный ум,  формальный смысл, информация, мир символов
  • 2-аспект — Эго, солнечный огонь, эгоический ум, качественный смысл, мир смысла
  • 1-й аспект — ментальный постоянный атом, электрический огонь, универсальный ум, реальный смысл, мир значений.

Антахкарана может быть охарактеризована и как матрица плотности, размер и качество которой позволяет держать ум в Свете, то есть быть осознанным и осмысленным.

Антахкарана — это форма, выстраиваемая в ответ на призывное качество света высшего смысла. В этой связи изучающие оккультизм (и «символизм», как средство развития интуитивности) могут сделать много открытий, если все окружающие их формы, даже самые незначительные, планомерно будут пытаться интерпретировать именно с позиции того качества, вибрация смысла которого, вызвало эти формы к проявлению. Пример с округлостью колеса тут самый поверхностный и простой. Практика распознавания субъективного отглагольного прилагательного, скрываемого за всяким объективным существительным, может сильно прояснить истинную природу «смысла» как универсальной световой вибрации, интегрированной из множества смысловых линий, или «слов могущества».

Из всех форм в трёх мирах, к созданию которых причастен непосредственно человек, антахкарана является самой высшей, синтезирующей всю творческую активность на всём эволюционном пути. Она даже выше мыслеформы личности. «Медитация» является «одной из важнейших строительных техник», а «служение» — проведение смысла в существование — следствием работы этой формы, когда она выстроена. Антахкарана — это буквально проводник смысла, оптоволокно для света смысла жизни.

Постепенное развитие восприимчивости к свету смысла жизни средним мыслителем производится инстинктивно, через существование. Ученики потому и «ученики», что подходят к этой задаче на интеллектуальной научной основе, теоретической и практической. Позже эту основу им заменяет интуиция. Через сознательный творческий процесс, эксперимент и служение, ученики вовлекают материю в сферу собственной активности, трансмутируют её, повышая через этот контакт и собственную квалификацию. Эта активность обеспечивает трансмутационный процесс субстанции во всех телах, позволяя встраивать в них более отзывчивую и просветлённую материю (о чём часто забывают). Ученик не накапливает знания, хотя и этот процесс имеет место, далеко не центральное, центральным же методом ученичества является накопление качества.

«В эзотерическом смысле эволюция означает постоянное повышение восприимчивости к свету и просветлению. Учитель не может обладать всем возможным с экзотерической точки зрения знанием, да это Ему и не нужно, поскольку (после эволюции по линии знания, определённой для Него Его лучевым типом) Он находится на «пути света», и свет, который в Нём и которым Он живёт и движется и функционирует, служит двоякой цели:

С его помощь можно получать любые сведения в сфере знания через откровение об их местонахождении, причём гораздо более буквально, чем вы думаете. (Благодаря этому виду света я, например, нашёл А.А.Б., когда искал секретаря с образованием и восприятием выше обычных, и свет указал на неё под личностным углом в трёх мирах.)

Он также может открывать Учителю то, что ждёт Его впереди и те дальнейшие рубежи осведомлённости, которых, как Он знает, Ему предстоит достичь когда-нибудь.

На самом деле низшие аспекты этого света вырабатываются душой, а высшие поступают от Монады. Принимая пятое посвящение, посвящённый должен продемонстрировать способность без труда обращаться с «доступным светом», для чего ему нужно разработать какой-нибудь новый проект, согласующийся с иерархическим Планом и его собственными лучевыми импульсами. Проект должен иметь как экзотерическую, так и эзотерическую сторону»

Алиса А. Бейли «Лучи и Посвящения» [18-0642]

,

Каждое слово «свет» в этой цитате можно заменить на слово «смысл», и смысл «смысла» станет нагляден. Тот застарелый порок ума, при котором мыслители упорно ищут свой собственный смысл, или устойчиво поддерживают идею существования невероятным образом отдельного от единого Бытия смысла — он существует по понятным для мира символов причинам, для которого свойственны такие произвольные от «знака» слова как: значение, ознакомиться, признать — каждое из которых акцентирует внешнюю, символьную сторону смысла, низший огонь трения и феноменальный уровень осмысленности. Для учеников знаковой логики в принципе недостаточно. Духовное солнце смысла светит для всех, и масштаб этого света превышает все возможности понимания, а специфические различия умов — это лунные различия, различия отзывчивости воспринимающей формы, они не принципиальны, хотя и не могут не учитываться во времени.

Всякий уравновешенный мыслитель рано или поздно достигает такого качества равновесия, в котором понимает, что своей разумной активностью человек не столько генерирует смыслы, сколько интерпретирует «высший смысл» и адаптирует его к объективному выражению. Как дерево не генерирует энергию, но адаптирует и аккумулирует солнечный свет, привлекая для этой работы низшую материю. Эволюция в таком контексте —  это развитие способности и качества интерпретации Света Жизни — Смысла. В перспективе своей, масштаб и качество групповой восприимчивости позволят «реализовать в сознании духовную поляризацию планетарной жизни» — цель духовной Иерархией нашей планеты.

«Достижение на низшем уровне всегда делает возможным достижение на высшем. Не может быть истинного высшего достижения до тех пор, пока низший отраженный аспект шаг за шагом не будет освоен и не начнет использоваться, превратившись в инструмент более высоких действий»

«Эзотерическое целительство» [17-0511]

Ученики в первую очередь осваивают самих себя, как отражённый аспект души, как инструмент более высоких действий и только тем технически они и отличаются от среднего человека.

Магнетизм смысла

Свет смысла, как и всякое проявление второго аспекта, обладает магнетизмом, который притягивает к себе внимание меньших мыслителей, как песня притягивает слушателей, как идеал притягивает последователей. Эта низшая материя, по мере насыщения светом и смыслом, становится равнодушной — выравнивается, поднимает свой эволюционный статус и откликается на магнетическое притяжение ещё более высокого смысла, на вибрацию ещё более тонкого света, отбрасывая пройденное достижение.

Магнетизм интегрированной личности обусловлен магнетизмом смысла, который она может собой выражать, мощностью света, проводником которой она является. Этим обусловлена та лёгкость, с которой экзотерические группы собираются вокруг магнетических личностей, и та сложность, с которой сталкиваются эзотерические группы при попытке объективизации. В последнем случае между групповыми единицами требуется внутренняя синхронизация и согласование относительно непроявленного магнетического центра, которая (синхронизация) могла бы компенсировать отталкивающие силы. Если у оккультной группы нет общего большего смысла, над проявлением которого они могли бы работать — нет и оккультной группы. Экзотерическим группам, коллективам, этот смысл подменяет «гуру», а работу — культ.

Смысл является субстанцией творчества, магнетизм этой световой субстанции притягивает строителей к образованию всё более и более совершенных форм. Человек, как строитель на своём плане, откликается на магнетизм новых смыслов, в меру мастерства и сил выстраивает в направлении их полноценного выражения всевозможные ментальные формы, которые затем автоматически ищут и находят выражение на физическом плане. Нет ни одной бессмысленной формы. В оккультном смысле нет ничего более бессмысленного, чем идея существования бессмысленной формы, поскольку формообразование есть следствие магнетизма, который есть следствие воздействия  энергии смысла на материю, или можно сказать иначе: модулирование меньшего света большим.

Человеческое творчество настолько неполноценно, насколько неполноценна осмысленность. Современный творец, даже самый признанный массами зрителей, с трудом  понимает, что именно он делает и зачем, хотя он и старается выстроить концепции, удовлетворяющие его непонимание рациональной основой. Сумма этих концепций, сопутствующих им методологий и результирующих «произведений», составляет культурный слой цивилизации. Сами творческие агенты явно или подсознательно понимают, что культура эта далека от идеала, коль скоро она не может отразить и впечатлить окружающих такими смыслами, которые бы изменили качество человеческих отношений, увели эти отношения от всепоглощающей конфронтации. Но тем не менее, всякий творческий цикл (если это не голый формализм) увеличивает способность и понимать и действовать, когда же творческий агент  в трёх мирах — личность — достигает максимального выражения и интеграции с душой: «душа становится сознательным творцом, поскольку третий аспект — развитый и освоенный благодаря опыту в трех мирах за время долгого цикла воплощений — достиг уровня совершенной деятельности».

Только после достижения такой степени отождествления смысла и формы, которая сопутствует интеграции личности и души, магнетическая творческая сила высшего смысла может протекать в объективность полностью конструктивно и качественно, пусть даже эта полнота и относительна, несовершенна на пути выражения ещё Большего Смысла.

«Цели времени и пространства, событий и развития, материи и сознания достигаются и в конце концов заменяются чем-то, для чего мы ещё не имеем термина и о чём не имеем представления. Это то, что начинает проявляться после третьего посвящения, когда аспект Отца «появляется в поле зрения» — я не знаю, как иначе сформулировать это»

«Лучи и Посвящения» [18-0099]

 

 
bugfixer invisible agent