имена: Страж Порога - Обитатель Порога
Страж Порога обычно рассматривается как последнее испытание человеческого мужества или как гигантская мыслеформа, или как фактор, который необходимо рассеять до принятия посвящения. Немногие знают о том, что представляет собой эта мыслеформа, но их определение включает идею громадной элементальной формы, преграждающей путь к священному порталу, или идею сфабрикованной формы, которую может создать Учитель ученика для того, чтобы испытать его искренность. Некоторые рассматривают его как общую совокупность неудач человека, его грешной природы, которая мешает его признанию быть достойным идти Путем Святости. Однако ни одно из этих определений не передает истинную идею реальности.
Хочу указать, что в общем случае эти четыре выражения являются аспектами универсальной ситуации как результата активности человеческого ума во времени и пространстве. Активности УМОВ! Подумайте над этой фразой, так как она дает вам ключ к истине.
Страж Порога — это совокупные иллюзия, наваждение и майя, распознанные физическим мозгом и признанные как то, что должно быть преодолено. Это сбивающая с толку мыслеформа, которая противостоит ученику, когда он стремится проникнуть через накопившееся за века наваждение и найти свою истинную обитель в месте Света.
Все это, естественно, только обобщения и также результат активности аналитического ума, но они способствуют воплощению части проблемы в словах и передаче вашим умам определенной мыслеформы того, что мы далее детально обсудим.
Страж Порога, всегда присутствующий, вовлекается в активность только на Пути Ученичества, когда стремящийся становиться оккультно осведомленным о себе, о своем внутреннем состоянии как следствии своей внутренней иллюзии и астрального наваждения, а также майи, окружающей его жизнь в целом. Теперь, когда он является интегрированной личностью (никто не становится учеником, брат мой, не став ментальным, равно как и эмоциональным, что энтузиасты часто забывают), эти три состояния предстают как целое (с преобладающим влиянием того или иного тела), и к этому целому применяется термин “Страж Порога”. Это в действительности оживленная мыслеформа, воплощающая ментальную силу, астральную силу и жизненную энергию.
Поэтому проблема, стоящая пред вами всеми в этой группе, — это научиться прежде всего:
- Различать эти три внутренних иллюзорных аспекта.
- Видеть, какие условия среды или индивидуальной конституции вызывают эти затруднения.
- Находить эффективные методы прекращения действия этих смущающих и вводящих в заблуждение условий.
Необходимо также помнить, что эти искажающие состояния, находящиеся в каждом из вас, являются средой, посредством которой вы настраиваетесь на мировое наваждение и иллюзию. В системе эзотерического обучения акцент всегда ставился на развитии и раскрепощении отдельного стремящегося. Это, конечно, необходимо, так как масса состоит из индивидуумов, и благодаря устойчивому освобождению от контроля этих внутренних заблуждений наступит окончательное очищение человечества. Поэтому каждый из вас в этой группе должен по необходимости работать отдельно, наедине с собой, и учиться вызывать такие состояния чистоты и истины, которые преодолеют древние ритмы и глубоко укоренившиеся привычки и постепенно очистят ауру.
Как вы, братья мои, поймете из вышесказанного, перед нами огромная проблема, требующая весьма тщательного обращения с собой. Моя задача трудна, потому что я пишу для тех, кто все еще ограничен различными аспектами наваждения, обычно вторичным наваждением и майей. Иллюзия все еще не играет своей полной роли, и Страж Порога редко адекватно распознается. Здесь я напомню вам оккультный факт огромной важности и попрошу вас постараться понять то, о чем я говорю. Страж Порога не возникает из тумана иллюзии и наваждения до тех пор, пока ученик не приблизится к Вратам Жизни. Только когда он сможет уловить неясные очертания Портала Посвящения и случайные вспышки Света от Ангела Присутствия, ожидающего у этой двери, только тогда он сможет понять принцип двойственности, воплощенный для него в Страже и в Ангеле. Понимаете ли вы, о чем я говорю? Мои слова все еще символически воплощают для вас некое будущее состояние и событие. Однако, несомненно, настанет день, когда вы встанете в полной осведомленности между этими символами пар противоположностей, с Ангелом по правую руку и Стражем по левую. Пусть затем вам будет дана сила пройти прямо вперед между этими двумя противниками, которые в течение долгих веков вели войну на поле вашей жизни, и да вступите вы в то Присутствие, где двое видятся одним и ничто не воспринимается, кроме жизни и божества.
Страж Порога часто воспринимается как несчастье, как ужас, которого надо избегать, как венец и кульминация зла. Хочу, тем не менее, напомнить, что Страж — это тот, кто, согласно древним Писаниям, «стоит пред вратами Бога», кто живёт в тени портала посвящения, кто воочию лицезреет Ангела Присутствия. Его можно определить как совокупность сил низшей природы, выраженный в личности до просветления, вдохновения и посвящения. Личность на этой стадии исключительна сильна сама по себе, и Страж воплощает в себе все психические и ментальные силы, которые веками раскрывались и пестовались в человеке. Его можно считать потенциалом тройственной материальной формы до её сознательного сотрудничества и посвящения жизни души и служению Иерархии, Богу и человечеству.
Страж Порога — это всё, что представляет собой человек без учёта высшего духовного «Я»; это третий аспект божественности, выраженной в человеческом механизме и через него. В конечном итоге этот третий аспект должен подчиниться второму аспекту, душе.
Обе противоположные силы, Ангел и Страж, сходятся лицом к лицу, и разгорается конфликт. И вновь вы подметите, что это встреча и сражение ещё одной, более высокой пары противоположностей. Итак, продвигаясь к свету и освобождению, стремящийся имеет дело с тремя парами противоположностей.
ПАРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
- На физическом плане................. Плотные и эфирные силы. С ними встречаются на Пути Очищения.
- На астральном плане................. Хорошо известные двойственности. С ними встречаются на Пути Ученичества.
- На ментальном плане................. Ангел Присутствия и Страж Порога. С ними встречаются на Пути Посвящения.
Все вы – давшие обет ученики, и раз это так, то ваша насущная личная проблема (в которой я не имею права, и потому не могу, помогать вам) – избавление от власти, которую над вами может иметь Страж Порога. Следовательно, мы возвращаемся к нашей исходной точке, и теперь в ваших умах возникает вопрос: “Как я могу одолевать Стража и одновременно отказываться концентрироваться на себе и своих проблемах? Вы говорите, чтобы я так не делал, но ведь Страж есть полная сумма всех личностных привязанностей и изъянов, всех сил – эмоциональных, ментальных и физических – которые ограничивают мое выражение как души. Что же я тогда могу сделать?”
Мой ответ таков: Прежде всего, вы должны принять факт существования Стража и затем поместить его на должное место в качестве части Великой иллюзии, великой фантасмагории существования и составной части жизни в трех мирах. Затем вы должны приступить к своей планомерной жизни служения (какой определенный план или планы у вас есть, брат мой?) и действовать так, как если бы Стража не существовало, освобождаясь таким образом в нужное время от всякого личностного влияния и оставляя ум свободным для насущной задачи. Я мог бы сказать и по–другому. Когда ваш интерес к иерархической работе и программе Ашрама, с которым вы связаны, станет достаточно сильным и будет доминировать во всех ваших действиях и всех ваших мыслях (и в бодрствовании, и во сне), тогда вы обнаружите, что хватка Стража будет ослабевать, его жизнь – разрушаться от истощения, а его форма – уничтожаться огнями жертвы. Такова, вкратце, суть дела.
Другой аспект опыта в Скорпионе можно описать такими словами: подведение итогов и переориентация. В Скорпионе из прошлого возникают два чрезвычайной важности оккультных фактора, которые начинают поглощать внимание ученика. Один из них — память, а второй (как следствие памяти) — Страж Порога. Важно отметить, что в данном случае имеется в виду память не как способность ума (что обычно имеется в виду), а как сущностная творческая сила. Фундаментально, она — аспект мысли, а в сочетании с воображением — творческий агент, поскольку мысли, как вам хорошо известно, это вещи. Из древних тайников памяти, из глубоко укорененного прошлого, воспоминание о котором определённым образом сохраняется, из расового и индивидуального подсознания (или устойчивых резервуаров мысли и желаний, внутренне присущих и унаследованных), из прошлых индивидуальных жизней и опыта возникает совокупность всех инстинктивных тенденций, всех унаследованных наваждений и всех ложных стадий мыслительного процесса; их соединение образует некую целостность, которую мы называем Стражем Порога. Этот Страж представляет собой совокупность всех личностных характеристик, оставшихся непобежденными и непокоренными, которые необходимо окончательно победить, перед тем как принять посвящение. Каждое воплощение свидетельствует об определённом прогрессе; исправляются те или иные дефекты личности и достигается реальное продвижение. Однако неукрощённое наследие и древние задолженности ещё слишком многочисленны и велики, и вот — когда установлен адекватный контакт с душой — приходит воплощение, в котором высокоразвитая и могучая личность сама становится Стражем Порога. Ангел Присутствия и Страж Порога встречаются лицом к лицу, и тогда необходимо действие. В конце концов свет личного «я» угасает в сиянии славы, эманирующей от Ангела. Бóльшая слава затмевает меньшую. Однако это возможно только в том случае, когда личность с готовностью входит в связь с Ангелом, осознаёт себя Стражем и — в качестве ученика — начинает битву между парами противоположностей, проходя испытания в Скорпионе. Эти испытания ученик всегда инициирует сам, помещая себя в позитивную, или обуславливающую, среду, где испытания и дисциплина неизбежны.
В действительности ученику предписано осознать (с помощью своей группы), что он, в сущности, сам представляет собой аспект Отца, первопричину, творческую волю, дыхание жизни внутри формы. Отчасти это новая установка, которая предлагается ему, ибо до сих пор он главным образом считал себя душой, перевоплощавшейся по требованию желания и удалявшейся при необходимости. И для того, чтобы перенести акцент с формы и сознания на волевой и жизненный аспект, или принцип, требуется групповая жизнь в целом. Когда это начинается, то одно из первых осознаний посвящённого ученика заключается в том, что форма и сознавание им формы с её контактами (так называемое знание) сами по себе породили сильную мыслеформу, которая суммировала в себе всё его отношение к форме, существованию и опыту в трёх мирах, а также к материи, желанию и всему, что он получил от воплощения. И поэтому в его сознании всему этому придаётся преувеличенное значение. Своё отстранение от этой древней мыслеформы — последней формы, которую принимает Страж Порога, — он и называет Смертью. Лишь во время четвёртого посвящения он понимает, что смерть — это не что иное, как разрыв нити, удерживающей его в кольце-не-преступи, в котором он сам себя замкнул. Он обнаруживает, что «последний враг, которого нужно одолеть», окончательно одолевается первым аспектом в нём самом, Отцом, или Монадой (которая изначально и создавала эту форму), Жизнью, Дыханием, побуждающей и направляющей Волей. Именно воля в конечном счёте приводит к ориентации, фокусированию, акцентированию мира форм и главное (вследствие своей связи с миром причин) — мира смысла.
Несколько раз я использовал выражение «изолированная форма», поскольку именно это специфическое состояние изоляции характеризует физическое тело человека (или, в данном случае, любой живой формы), делая его обособленным, единым и временно ведущим собственную жизнь в ответ на передачу жизненности воплощающейся душой. Объединенная сила обособленных изолированных атомов — особенно планетарная структура духа земли — временно подчиняется индивидуальной реакции на планетарную жизнь. Лишь связующие, магнетические качества сохраняются в любой форме активности, действуя совместно с волей-к-жизни духовного человека или любой другой одушевляющей сущности. Это создает согласованную форму, которой не позволяют распадаться два аспекта жизненности: жизненность духа земли и жизненность духовного человека. Так — здесь трудно подобрать слова — соединяются два аспекта жизни и два вида воли, или цели. Высший — эволюционный, низший — инволюционный по природе. И это приводит к конфликту. Один вид энергии эволюционный, другой — инволюционный. Именно эти конфликтующие силы представляют проблему двойственности — двойственности высшего и низшего во множестве различных градаций. Заключительная фаза этого конфликта вспыхивает или, вернее, отрабатывается, когда встречаются друг с другом Страж Порога и Ангел Присутствия. Именно это завершающее событие на пороге освобождения от магнетического контроля субстанции разрешает напряженный конфликт между инволюционной и эволюционной жизнью, между зарождающейся магнетической волей элементальных сил (присущей атомам, из которых созданы все три тела личности) и волей духовного человека.
Подобно тому, как в жизненном опыте отдельного человека наступает момент, когда он начинает ощущать, видеть и осознавать Ангела Присутствия, так и в истории человеческой расы может наступить такое же великое просветление. Откровение бросает вызов стремящемуся. Откровение бросает вызов человечеству. Бог познаваем в человеческом сердце. Бог познаваем в человечестве. Осознание божественности в ее разнообразных аспектах — это, естественно, последовательный процесс, когда каждая стадия и каждая жизнь представляет ученику свое откровение красоты божественности и славу Света в более истинной и ясной форме. Подобным же образом наступают моменты, когда перед стремящимся предстает Страж Порога, бросает вызов его цели и прогрессу и преграждает путь к более полной жизни и освобождению. Страж Порога бросает вызов свободе человеческой Души. То же происходит в жизни нации, расы и человечества в целом.
Ангел Присутствия указывает божественную возможность, открывает внимательному ученику следующий шаг к освобождению и проливает свет на ближайшую стадию предстоящего Пути к Свету. То же делает и Аватар, открывая человечеству Освещенный Путь.
Страж Порога — совокупность негативных тенденций, накопленных ограничений и эгоистических привычек и стремлений, характерных для материальной природы ученика. Ангел Присутствия указывает будущую возможность и божественную природу; такова же и функция Аватара. Страж Порога указывает прошлое с его ограничениями и порочными привычками. Ту же функцию выполняют Аватары[*]«Аватары, воплощающие Стража Порога, независимо от того, человеческий ли это Страж Порога, планетарные Силы Материализма или какой-либо аспект Космического Зла...», Которые время от времени появляются как воплощение зла и низшей природы человечества; так происходит из века в век.
Разные циклы жизни ученика представляют разные аспекты “конфронтации”. В одной жизни он может быть полностью занят борьбой со Стражем Порога или переориентацией на Ангела Присутствия и допущением в себя божественной энергии; он может уступить ужасному влиянию совокупности своих порочных материальный устремлений или же может постепенно приближаться к Ангелу Присутствия. Тем не менее — и это чрезвычайно важно — он сам вызывает то или иное из этих проявлений. Так же обстоит дело и с человечеством. Призыв к Душе или материальной природе человечества пробуждает отклик, и тогда может прийти Аватар. Его проявление вызывает магнетический призыв ученика или массовая решимость человечества. В других жизнях ученик может просто колебаться между полюсами своего бытия безо всякого сознательного усилия, прямой конфронтации и ясного понимания цели жизни. То же происходит и с человечеством.
Как бы то ни было, в конце концов наступает жизнь, в которой ученик приходит на очную ставку одновременно со Стражем и Ангелом, что порождает значительный конфликт в его опыте. То же происходит сегодня в мире. Духовное и материальное находятся в состоянии конфликта, и само человечество является полем боя.
Контраст между Стражем Порога и его противоположностью, Ангелом Присутствия
Только сейчас стало возможно рассмотреть в полноте тему Стража и его связи с Ангелом (символический способ обозначить великое взаимоотношение, великую возможность и великий факт манифестации). Только тогда, когда человек является интегрированной личностью, по-настоящему возникает проблема Стража, и только тогда, когда ум приведен в состояние готовности и мыслящее вещество организовано (что и происходит сегодня в довольно большом масштабе), для человека появляется возможность сознательно, а не только мистически, почувствовать Ангела и интуитивно постичь ПРИСУТСТВИЕ. Только после этого встает в полноте вопрос о препятствиях, воплощенных в Страже, об ограничениях, которые он накладывает на духовный контакт и осознавание. Только после этого их можно с пользой обсудить и предпринять шаги в направлении правильного действия. Только когда наличествует адекватное слияние внутри человечества в целом, Страж Порога появляется как интегрированная сущность или проявляется в национальном и расовом смысле, распространяя и оживляя национальное, расовое и планетарное наваждение, поощряя и питая индивидуальные наваждения и делая проблему в целом безошибочно очевидной. Только после этого связь между Душой человечества и порожденными силами его древней и могучей личности может принять масштабы, которые вызовут решительную активность и разумное сотрудничество.
Такое время сейчас настало, и в двух книгах, “Проблемы Человечества” и “Новое Явление Христа”, а также в посланиях к полнолунию Весак и июньскому полнолунию я рассмотрел нынешнюю крайнюю ситуацию, которая сама по себе является гарантией прогресса человечества в направлении предназначенной ему конечной цели, а также причиной главных препятствий для духовной реализации. Разделы, которыми мы сейчас занимаемся, имеют первостепенную важность для всех, кто готовится к посвящению. Я говорю “готовится”, братья мои; я не говорю, что вы примете посвящение в этой жизни. Я сам не знаю, примете ли вы его или нет; решение вопроса в ваших руках и в вашем запланированном предназначении — запланированном вашими Душами. Ваша проблема по существу состоит в том, чтобы научиться управлять Стражем Порога и устанавливать процедуры и процессы, посредством которых может осуществиться интенсивная “активность слияния”. В результате слияния Страж “исчезает и больше не видим, хотя он все еще функционирует на внешнем плане как агент Ангела; Свет поглощает Стража, и — излучающая, но все же магнетическая — эта древняя форма жизни растворяется, затмеваясь Светом, но всё еще сохраняя форму; она остается и работает, но сейчас уже не является собой”. Таковы парадоксальные утверждения “Древнего Комментария”.
Ранее я дал вам определение природы Стража по возможности в простых понятиях. Сейчас я хочу разработать несколько пунктов и сделать несколько утверждений, которые — ради ясности и для вашего более быстрого постижения — мы представим следующим образом:
1. Страж Порога — это, по существу, личность; это интегрированное единство физических сил, жизненной энергии, астральных сил и ментальных энергий, составляющих общую совокупность низшей природы.
2. Страж принимает форму, когда сознательно и под впечатлением Души происходит переориентация человеческой жизни; после чего личность в целом теоретически направляется к освобождению в служении. Проблема состоит в том, чтобы сделать теорию и устремление фактами опыта.
3. В течение долгого периода времени силы личности не образуют Стража. Человек не находится на пороге божественности; он сознательно не осведомлен об Ангеле. Его силы находятся в зачаточном состоянии; он работает в своем окружении бессознательно, по-видимому, являясь жертвой окружающих обстоятельств и своей собственной природы и находясь под действием соблазна и побуждаемый желанием активности и существования на физическом плане. Однако, когда жизнь человека направляется с ментального плана, плюс желанием или амбицией, и если он руководим в достаточной мере ментальным влиянием, тогда Страж начинает принимать форму как объединенная сила.
4. Стадий, на которых Страж Порога распознается, подчиняется дисциплине различения и, в конечном счете, берется под контроль и покоряется, три:
- а) Стадия, на которой личность доминирует и направляет жизнь, амбиции и конечные цели человеческой жизни. Тогда главенствует Страж.
- б) Стадия углубления раскола в сознании ученика. Страж, или личность, побуждается двигаться в двух направлениях: одно — погоня за личными амбициями и желаниями в трех мирах; другое — попытка Стража (отметьте это утверждение) встать на пороге божественности перед Порталом Посвящения.
- в) Стадия, на которой Страж сознательно стремится к сотрудничеству с Душой, и, хотя все еще сам по существу образует барьер для духовного прогресса, на него все больше и больше влияет Душа, а не низшая природа.
5. Когда достигается окончательная стадия (которой многие сегодня достигают), ученик с большим или меньшим успехом прилагает усилия к тому, чтобы сделать Стража устойчивым (благодаря умению “держать устойчиво ум в Свете” и контролировать низшую природу). Таким путем постепенно приходит постоянная текучая изменчивость Жителя; его ориентация на реальность, прочь от Великой Иллюзии, становится эффективной, и Ангел и Страж постепенно приводятся в тесную связь.
6. На ранних стадиях усилий и попыток контроля Страж позитивен, а Душа — негативна в своей активности в трех мирах человеческого устремления. Затем наступает период колебания, ведущий к жизни равновесия, на которой ни один из аспектов не доминирует; после чего баланс меняется, и личность становится устойчиво негативной, а Душа, или Психе, становится доминирующей и позитивной.
7. Астрологические влияния могут мощно воздействовать на такие ситуации и — говоря в общем и в рамках определенных эзотерических ограничений — необходимо отметить, что:
- а) Лев управляет позитивным Стражем.
- б) Близнецы управляют процессами колебания.
- в) Стрелец управляет негативным Стражем.
Необходимо добавить, что три знака — Скорпион, Стрелец и Козерог — приводят в конце концов к слиянию Стража и Ангела.
8. Луч Души контролирует и обуславливает активность Ангела и тип его влияния на Стража. Он воздействует на Карму, времена и периоды.
9. Луч личности управляет Стражем на всех ранних стадиях и вплоть до того времени, когда Луч Души начинает устойчиво создавать растущий эффект. Этот Луч личности, как вы знаете, является комбинацией трех энергий, которые создают четвертый, или личностный, Луч посредством своей внутренней связи в течение долгого периода времени.
10. Поэтому пять типов энергии, на которые я указал вам как на важные в ваших собственных жизнях, давая указания относительно природы ваших пяти контролирующих лучей, управляют также связью между Стражем и Ангелом как в индивидууме, так и в человечестве в целом. Это Лучи физического тела, астральный Луч, Луч ума, Луч личности и Луч Души.
11. Лучи, которые управляют человечеством и обуславливают нынешнюю мировую проблему, следующие:
а. Луч Души — 2-ой — человечество должно выражать Любовь б. Луч личности — 3-ий — развитие Познания для трансмутации в Любовь-Мудрость в. Луч ума — 5-ый — научное достижение г. Астральный Луч — 6-ой — идеалистическое развитие д. Физической Луч — 7-ой — организация. Бизнес
Луч Души управляет в течение полного периода жизни. Лучи личности приведены выше для Эпохи Рыб, которая сейчас начинает уходить; однако они определенно обуславливали человечество.
Вы заметите также, что Первый Луч Воли, или Могущества, пропущен, как и Четвертый Луч Гармонии через Конфликт. Этот Четвертый Луч всегда активен, так как он контролирует особым образом Четвертую Творческую Иерархию и должен рассматриваться как образующий базовый Луч личности Четвертой Творческой Иерархии. Луч, который дан выше, это преходящий, временный Луч меньшего воплощения.
12. В быстро наступающей Эпохе Водолея Страж Порога будет представлять слегка отличные личностные силы:
а. Луч личности — 5-ый — основной и определяющий б. Луч ума — 4-ый — творческое действие в. Астральный Луч — 6-ой — обуславливающее побуждение г. Физической Луч — 7-ой — привходящий Луч
13. Каждый великий цикл Зодиака по своей природе есть воплощение человеческого семейства, и каждая великая раса является до некоторой степени подобным событием, однако последняя важнее, когда дело касается человеческого понимания и сознания. Аналогия состоит в немногих важных воплощениях жизни Души в противовес многим неважным и быстро меняющимся воплощениям. Воплощений, важных по сути, три: лемурийская, атлантическая и арийская раса.
14. Каждая раса порождает свой собственный тип Стража Порога, с которым сталкивается в конце духовного цикла (не физического, который кристаллизуется), когда достигается зрелость и когда для продвинутого человечества становится возможным определенное посвящение.
15. Когда расовое воплощение и зодиакальный цикл синхронизируются (что случается не всегда), наступает значительное и важное фокусирование внимания Стража на Ангеле, и наоборот. Именно это происходит сейчас в конце эры Рыб, когда арийская раса достигла зрелости и относительно высокого уровня развития. Ученичество — вот показатель зрелости, и именно зрелому развитию соответствует Страж. Арийская раса готова к ученичеству.
16. Развитие чувствительности в индивидууме и в расе указывает на неизбежность признания Ангела с обоих углов видения и на безотлагательность благоприятной возможности. Такая благоприятная возможность для активного слияния никогда ранее не была столь реальной, как сейчас.
17. Линии разграничения, существующие между осознанными сферами влияния Стража и Ангела, более отчетливы, чем когда-либо ранее в истории расы. Человек знает отличие правильного от ошибочного и должен сейчас выбрать путь, по которому необходимо идти. В атлантическом расовом кризисе (который был также полным человеческим кризисом), история которого увековечена для нас в “Бхагавад Гите”, Арджуна — символ тогдашнего ученика и мирового ученика — был откровенно обескуражен. Сейчас ситуация иная. Ученики мира и мировой ученик сегодня видят спорные вопросы вполне ясно. Победит ли целесообразность? Будет ли Страж принесен в жертву Ангелу с любовью и пониманием? Такова главная проблема.
Я попрошу вас, мой брат, делать два дела: изучать вышеприведенные идеи в свете нынешнего мирового кризиса и в свете своей собственной духовно-личностной проблемы.
Продвинутое человечество стоит, как Страж, на самом пороге божественности. Ангел стоит в ожидании, погруженный в ПРИСУТСТВИЕ, но все же готовый принять в себя Стража. Человечество продвинулось в сознании до самых границ мировых духовных ценностей и Царства Света и Бога. Ангел “пришел на Землю” в ожидании признания — события, символом и предвестником которого было пришествие Христа две тысячи лет назад. С такой ситуацией связаны все продвинутые стремящиеся. Она может быть вашей. Эта ситуация также касается человечества в целом и приближающейся Иерархии. Сознание человечества с высшей и духовной точки зрения функционирует сегодня благодаря постоянно растущему отряду мировых служителей, мировых стремящихся и мировых учеников, и имя им Легион.
Человечество сегодня является Стражем, в то время как Иерархия Души есть Ангел, а за ним стоит ПРИСУТСТВИЕ самой Божественности, которую интуитивно постигает Иерархия, а человечество смутно ощущает, но производит таким образом тот троичный синтез, который является божественным проявлением в форме.
У всех трех есть могущественные эманации (хотя эманация ПРИСУТСТВИЯ через Шамбалу мудро сдерживалась с тех пор, когда человеческая раса пришла в существование). У всех трех есть аура, если вы предпочитаете ее так называть, и в трех мирах в настоящее время аура Стража все еще самая могущественная, подобно тому как в жизни стремящегося его личность все еще является основным предрасполагающим фактором. Именно эта могущественная человеческая эманация образует главное наваждение в жизни человечества и индивидуального ученика. Это синтез наваждения, слитый и смешанный благодаря Лучу личности, но осажденный благодаря действию устойчиво влияющего Луча Души. Это тень или искажение реальности, воспринятой сейчас впервые в широком масштабе расой людей и рельефно высветившейся благодаря Свету, который сияет из Ангела, передатчика энергии от ПРИСУТСТВИЯ.
И так они стоят — Человечество и Иерархия. И так стоишь ты, брат мой, личность и Душа, свободный идти вперед в Свет, если так решишь, или остаться статичным и неподвижным, ничему не учась и ничего не получая; ты в равной мере свободен вернуться к отождествлению со Стражем, отвергая влияние Ангела, отвергая надвигающуюся благоприятную возможность и отсрочивая — до гораздо более позднего цикла — свой решающий выбор. Это истинно для вас и для Человечества в целом. Будет ли в нынешней ситуации доминировать Третий Луч материалистической личности человечества или его Душа Любви окажется более могущественным фактором, сдерживающим личность и ее маленькие проблемы, ведя ее к правильному различению и признанию истинных ценностей и провозглашая век Души, или иерархического контроля? Это покажет только время.
Теперь мы обратимся к Великой Точке кризиса, с которой сталкивается ученик, пытаясь разрешить последнюю пару противоположностей, предшествующую Главным посвящениям – противостояние личности и Ангела ПРИСУТСТВИЯ. Нет нужды определять два аспекта природы ученика по причине их очевидности. Вам говорили и вы знаете, что Страж Порога – это полностью развитая личность, совокупность всего прошлого и суммарное представление на физическом плане всех нерешенных проблем, всех невысказанных желаний, всех скрытых характеристик и качеств, всех этапов развития мысли и личностной воли, всех низших потенций и древних привычек любого из трех тел (как дурных, так и хороших). Все это, во всей своей совокупности, выводится на поверхность сознания и там подвергается такому воздействию, что эти факторы теряют свое контролирующее влияние. Тогда ученик становится свободен и может принять последние посвящения. Данный процесс не завершается одной конкретной встречей двух антагонистических сил. Это тройственный процесс, охватывающий каждый их трех периодов до первых трех посвящений, или, с точки зрения Иерархии, до двух посвящений порога и Первого Главного посвящения, Преображения.
В течение многих жизней ученик обитал на пороге. Он сам является Стражем. За медленно открывающейся дверью он ощущает Жизнь, Энергию, Духовное воплощение и факт присутствия Ангела. Между ним и этой дверью находится пылающая твердь – место огненного очищения; он видит его и знает, что должен его пересечь, если хочет пройти в дверь. Он должен ответить на вопрос: достаточно ли сильна его воля для того, чтобы подчинить свое личное “я” огням окончательного очищения? Личное “я” сейчас очень высоко развито; оно полезный инструмент, которым может пользоваться Душа; оно – хорошо обученный агент служения – по существу, часть адекватного и полезного оснащения. Однако у него есть свои слабые точки, которые в любое время могут стать точками кризиса. У него есть и свои сильные точки, которые могут быть относительно легко трансмутированы в точки напряжения; в целом, это надежный инструмент, и он сможет хорошо послужить. Можно ли и нужно ли пожертвовать им, с тем чтобы (эзотерически говоря) его жизнь ушла и на ее место пришли бы посвящение и преданность? Это трудная проблема для учеников, нелегко постичь ее эффективный практический смысл. Только троекратным успешным пересечением места огненного очищения разрушаются все препятствия к свободе воли. Отношение между Ангелом и Стражем может быть разрешено и приведено к полному выражению только посредством Воли. Здесь я имею в виду Духовную Волю и три ее аспекта, которые необходимо активизировать прежде, чем вступит в действие Воля Божественная. Ученик приводит в столкновение свои два аспекта совершенно сознательно, с явной целью и посредством планомерного действия Воли, и этот волевой акт создает точку напряжения в “центре места огненного очищения, где могут сойтись двое”, как сказано в записях из древних Архивов.
Обращаю ваше внимание на то, что именно на “средней точке Пути” происходит великое подчинение низшего высшему. Оно не происходит, когда ученик пребывает в нерешительности на периферии пылающей тверди или когда он стоит перед дверью, пройдя опыт огненного очищения. Сущностная точка кризиса, вызывающая необходимую точку напряжения, является следствием “призывного решения” личности, которое со временем вызывает “ответный отклик” Ангела. Два эти фактора (не забывай, брат мой, что все это происходит внутри поля сознания ученика) движутся навстречу друг к другу. Они встречаются в центре пылающей тверди, и затем меньший свет личности (истинный свет, присущий ей) поглощается большим Светом Ангела, или Души. Поэтому Ангел “оккультно уничтожает” Стража, который меркнет в сиянии ауры Ангела. Символическое изображение этого мы встречали на картинках в детских книжках, изображающих небеса во время католического праздника Успения Богородицы, когда созвездие Девы меркнет в сиянии лучей Солнца. Здесь присутствуют три фактора:
- 1. Дева.......................материальная форма................ личность............. Страж
- 2. Солнце.................. Духовная природа.................... Душа................. Ангел
- 3. Земля.....................стремящийся............................ ученик
Личность остается; она по-прежнему существует, но прежнего состояния больше нет. Свет Ангела охватывает ее; огненное очищение сделало свое дело, и личность теперь не более чем очищенная оболочка, или форма, через которую могут сиять Свет, излучение, качество и характеристики Ангела. Это слияние двух видов Света, в котором более сильный поглощает менее сильный.
Как это происходит? Я имею в виду не подготовку Стража Порога к этому великому событию и не необозримый период ученичества, подготовки, эксперимента и опыта на протяжении многих жизней, который сделал это событие возможным и успешным. Два аспекта в человеке могут встретиться в полной силе, намеренно и окончательно только тогда, когда иллюзия больше не может контролировать ум, когда наваждение полностью потеряло свою способность вуалировать и силы майи больше не являются препятствием. Различение, бесстрастие и безразличие приводят к их рассеянию с помощью фокусированного Света, силы распределенного Света и направляющей силы его энергии. Только пять факторов контролируют теперь ученика:
- 1. Факт его ученичества.
- 2. Восприятие Ангела, находящегося в динамическом ожидании.
- 3. Призыв Стража Порога.
- 4. Необходимость использовать Волю новым, необычным способом.
- 5. Необходимость пересечь место огненного очищения.
Теперь все проблемы совершенно ясны. Это вопрос времени и решимости. Напомню вам, что во всех этих процессах ученик действует в полном сознании. Он сам кладет начало всем процессам. Не Ангел и не Страж, но именно сам Духовный человек должен приложить Волю и предпринять решительное целенаправленное действие. Если ученик предпринял необходимые шаги и необратимо движется вперед, отклик Ангела будет неизбежным, спонтанным и всеобъемлющим. Непосредственным и нормальным следствием будет полное стирание личного “я” в три этапа. Именно об этом говорил Иоанн Креститель: “Ему должно расти, а мне умаляться”. Когда он произносил эти слова, он говорил как ученик в преддверии Второго посвящения порога. Это оккультное возрастание и убывание изображают нам фазы Луны и, для этой планеты в целом, знак Близнецов, в котором свет одного из близнецов медленно гаснет, а интенсивность Света другого растет.
Какова же судьба ученика после того, как произошло “оккультное поглощение”? Это полный контроль Души, что на практике означает групповую реализацию, групповую работу, групповое служение и, в конце концов, групповое посвящение. Я не собираюсь рассматривать эти события, так как уже уделил им достаточно внимания в других своих книгах. Здесь я кратко рассмотрел влияние на ученика субстанции и субстанциальных сил трех миров и их воздействие на стремящегося. Я не рассматривал проблему наваждения, иллюзии и майи с точки зрения среднего человека. Последний неизбежно погружен в них и проводит всю жизнь под их постоянным влиянием. С их помощью он учится. Он еще не достиг той точки, где он стал бы искать избавления от них, как это делает человек, ступивший на Путь. Поэтому я и рассмотрел проблему с точки зрения учеников и стремящихся.
Для них открывается ПУТЬ, и к ним приходит сознательное распознавание Света. Необходимость в служении мужчин и женщин, свободных от иллюзии и наваждения, никогда еще не была столь насущной и драматической, как сегодня; именно для этих потенциальных служителей этой крайней необходимости я писал эту книгу.
Я буду искренне молиться, чтобы Ангел ПРИСУТСТВИЯ мог дать вам почувствовать свою близость и вдохновлял вас на смелое прохождение через пламя огненного очищения; я глубоко желаю, чтобы факт ПРИСУТСТВИЯ мог стать ощутимым для вас, ведя вас к все большей активности, когда огненное очищение будет пройдено; я желаю всем сердцем, чтобы Свет мог освещать ваш путь и принес надежное завершение трудов и борьбы, характеризующих вашу жизнь. Я призываю вас к еще более активной и настойчивой деятельности.
ТИБЕТЕЦ