имена: равновесие - срединный путь - срединность
Урусвати знает мощь равновесия. В разные века люди называли равновесие — «Срединный Путь», «Золотой Путь», «Весы Мудрости», «Великий Ритм», «Надземное Дыхание». В то же время, невежды уверяли, что равновесие есть ничто иное, как равнодушие. Впрочем, даже понятие Нирваны не избегло различных злотолкований. Люди не умели понять, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение; такова же судьба и ложного толкования равновесия. Между тем, именно теперь Мир нуждается в Весах Мудрости.
Нужно признать, что ярая ненависть может опрокинуть корабль человечества. Нужен мудрый кормчий не только в земном Мире, но и в Надземном. Но откуда же придет понимание равновесия, если в школах не будет изучаться наука мышления? Дети должны распознавать, где требуется равновесие, а где его сестра — справедливость. Напрасно люди полагают, что справедливость есть понятие условное — у каждого своя справедливость и свое добро — такое заблуждение может причинить непоправимый вред. Справедливость и добро являются понятиями неопределенными, но нужно заглянуть в сущность сознания, чтобы почуять нерушимые Основы Бытия. Можно заглянуть в глубины сердца лишь при истинном равновесии. Оно не будет так называемым спокойствием, ибо равновесие есть прозрение и напряжение всех энергий. Так не забудем равновесие, как верного моста к Миру Надземному.
Мыслитель советовал: «Сотките крылья равновесия, тогда не упадете в бездну».
Медитация производит четыре действия:
- Она позволяет человеку контактировать с Эго и выравнивать три низших тела.
- Она приводит человека в состояние равновесия, которое не является исключительно восприимчивым и негативным или полностью позитивным, но ставит в точку баланса. Так создается благоприятная возможность для Эго, а позднее для Учителя, нарушить равновесие и настроить стабильную вибрацию на более высокую ноту, чем прежде; заставить сознание вибрировать с другой, большей скоростью и вознестись (если можно так выразиться) на периферию троичного Духа. При постоянной практике точка равновесия постепенно смещается все выше и выше, пока не приходит время, когда нижняя точка притяжения при колебании и урегулировании находится не в физическом, не затрагивает эмоциональное, не соприкасается с ментальным (минуя даже каузальное тело), и человек отныне поляризован в духовном сознании. Это знаменует четвертое Посвящение; после этого Посвящения Адепт сам строит для Себя тело проявления, свободно творя его, — ведь в Нем нет ничего, что бы создавало для использования в трех мирах тело, которое развивалось бы по Закону Причин.
- Она стабилизирует низшие вибрации на подпланах эмоционального и ментального планов. Она инициирует работу настройки «я» на вибрации третьих подпланов каждого из трех низших планов, пока эти подпланы не будут взяты под контроль. После чего должны быть синхронизированы вторые подпланы. Человек в этом цикле достигает вершины личностного достижения, обладая способностью вибрировать и сознательно двигаться на четвертых подпланах. Четвертые подпланы физического, эмоционального и ментального планов (если они взяты под контроль, выровнены и функционируют совместно в одном и том же воплощении) можно назвать планом совершенной личности, в прямом смысле слова и с точки зрения трех миров. В данном воплощении человек достигает самого полного выражения своего низшего «я» — физически совершенного, эмоционально насыщенного и ментально развитого. После чего начинаются переход к более высокой вибрации, отклик на Высшее «Я» и настройка Личности, или мажорной терции, на доминирующую квинту Эго.
- Она способствует смещению поляризации с одного из постоянных атомов Личности на соответствующий атом духовной Триады. Позднее я поясню это подробнее.
Во время этого периода «Энергия циркулирует». Устанавливается постоянный ритмический отклик на мыслительную энергию души, и, образно говоря, имеет место непрерывная циркуляция силы между тем центром энергии, который мы называем душой на ее собственном плане, и тем центром силы, который является человеческим существом. Энергия проходит по «нити», которая называется сутратмой, и устанавливает вибрационную связь между мозгом и душой.
Здесь можно дать интересную информацию, поскольку я стараюсь в данных инструкциях прослеживать аналогию между различными аспектами божественности, как они выражаются и в человеке, и в макрокосме, Небесном Человеке.
Древняя йога времен Атлантиды (которая дошла до нас не полностью и известна как учение о йоге центров) передает нам знание о том, что отражением сутратмы в человеческом организме является позвоночник с его тремя нервными каналами. Левый канал называется «ида», правый — «пингала», центральный канал — «сушумна». Когда отрицательные и положительные силы тела, которые проявляются через нервные пути иду и пингалу, уравновешены, эти силы могут подниматься и спускаться по центральному каналу в мозг и из него, без помех проходя через центры вдоль позвоночника. В этом случае имеем совершенное выражение души в физическом человеке.
В действительности каналы позвоночника являются аналогией сутратмы, связующей физического человека с душой, так как по сутратме, в свою очередь, передается положительная энергия духа, отрицательная энергия материи и уравновешивающая энергия души, причем достижение равновесия между ними — это нынешняя задача человечества. В период последующих посвящений позитивное воздействие духовной энергии приходит на смену уравновешивающему действию силы души, но это дальнейшая стадия, которая пока не должна занимать стремящегося. Пусть он найдет «Благородный Средний Путь» между парами противоположностей и тогда обнаружит, что силы, которые он использует на физическом плане, проходят по центральному нервному каналу позвоночника. Это произойдет, когда передача света и истины в физический мозг через центральный канал связующей сутратмы действительно начнет проходить, принося явную пользу. Идеи и концепции, поступающие (говоря символически) через отрицательный сутратмический канал выражают благие намерения, но им недостает силы, и они не реализуются. Они эмоционально окрашены и им не хватает той организованной, четко проработанной формы, которую может дать чистый ум. Идеи и концепции, поступающие через положительный канал (образно говоря), вызывают слишком быстрое осаждение и мотивируются личностной амбицией властвующей ментальности. Ум всегда эгоистичен, самоцентрирован и выражает личностную амбицию, которая содержит в себе зародыш собственного уничтожения.
Однако, когда используется сутратмическая сушумна, центральный канал и его энергия, душа, как магнетический интеллектуальный создатель передает свои энергии. Тогда планы могут разрабатываться в соответствии с божественной Целью и осуществляться созидательная деятельность «в свете». Точка эгоического и лунного контакта всегда излучает точку света, как мы усвоили из Правил Магии; она имеет свой фокус в той точке сутратмы, соответствием которой является свет в голове стремящегося.
31. При фиксации внимания на канале, или нерве, расположенном ниже горлового центра, достигается уравновешивание противоположностей.
Голод и жажда являются двумя аспектами желания; первый из них, голод, — позитивный, мужской и схватывающий; а второй, жажда, — негативный, женский и воспринимающий. Эти два слова — всего лишь символы двух великих импульсов, составляющих сексуальный импульс. Когда эти импульсы подвластны и контролируемы, энергия центра, стимулирующего органы воспроизведения, может быть перенесена вверх, в горло, и голод и жажда, в эзотерическом смысле, берутся под контроль. Следует помнить, что эти два слова являются аналогиями на физическом плане великим парам противоположностей, которые должен уравновесить Йогин и которые он уравновешивает, когда солнечное сплетение выполняет свою высшую функцию.
Этот уравновешивающий процесс должен быть доведен до завершения на астральном плане, или плане желаний, в астральном теле стремящегося. Вот где находится великое поле битвы, столь прекрасно символизированное для нас в человеческом теле, с тремя его высшими центрами, с его фокусными точками низшей энергии и великим срединным центром, солнечным сплетением, олицетворяющим астральный план и его работу. Теперь должно быть ясно, почему две Сутры читаются здесь как одна: ведь они относятся к выполнению одной работы.
Достигнув определенной степени равновесия, стремящийся продолжает совершенствовать этот стабилизирующий процесс и приобретает способность держаться твердо и неподвижно, сохраняя непоколебимое равновесие между парами противоположностей. Нерв, называемый «курма-нади» («черепаший канал»), является физическим соответствием точки достижения стремящегося. Он держится прямо и непоколебимо перед вступлением на Путь; он находится в той точке своей эволюции, где может «выскользнуть вверх» и функционировать в голове.
Черепаха с древнейших времен служила символом медленного творческого процесса и длинного эволюционного пути, который проходит Дух. Отсюда и уместность этого термина, применяемого к тому центру, который считается низшим из трех главных центров и который представляет Творца, божественный аспект Брахмы; Бога, Святого Духа, с Его функцией энергетизатора материи, или тела.
В тот момент, когда человек подразделяет свою жизнь на троичности (что он неизбежно должен сделать, так как он имеет дело с парами противоположностей и отождествляет себя с одной из них), он поддается наваждению обособленности. Возможно, эта точка зрения поможет или же останется тайной, так как секрет мирового наваждения скрыт в мысли, что такое троичное подразделение скрывает тайну творения. Сам Бог создал пары противоположностей — Дух и материю — а также средний путь, который есть путь аспекта сознания, или аспекта Души. Глубоко задумайтесь над этой мыслью.
Троичность пар противоположностей и узкий путь равновесия между ними, Благородный Средний Путь, есть отражение на астральном плане активности Духа, Души и Тела; Жизни, Сознания и Формы, трех аспектов божественности — все они в равной степени божественны.
По мере того как стремящийся учится освобождать себя от наваждений, к которым мы прикоснулись, он открывает другой мир тумана и мглы, через который, как кажется, пролегает Путь и сквозь который он должен пройти и освободить себя от наваждений Пути. Что это за наваждения, братья мои? Изучайте три искушения Иисуса, если вы хотите ясно знать, что они представляют собой. Исследуйте действие, которое оказывают позитивные школы, ставящие акцент на божественности (материально примененной), на мысль мира; изучайте неудачи учеников, происходящие от гордыни, комплекса служителя и любых многообразных искажений реальности, с которыми сталкивается человек на Пути, которые сдерживают его прогресс и которые наносят ущерб его служению. Отметьте для себя спонтанность жизни Души и не омрачайте ее наваждением эгоистично истолкованного высокого устремления, центрированности на себе, принесения себя в жертву, внутренней агрессии и самоутверждения в духовной работе — таковы некоторые наваждения Пути.
Циклический прилив и отлив
Теперь разберем слова
«воды отливают и приливают»
С пониманием закона циклов мы обретаем знание базовых законов эволюции и приходим к осознаванию ритмичной работы творения. Также мы обретаем равновесие по мере того, как анализируем собственные жизненные импульсы, — так как им тоже свойственны прилив и отлив, — и периоды света сменяются периодами тьмы.
Мы ежедневно становимся свидетелями символического события, когда та часть мира, в которой мы живем, открывается яркому свету Солнца, а затем возвращается в успокаивающую темноту ночи. То, что это явление так хорошо нам знакомо, заставляет нас упускать из виду его символическое значение и забыть, что согласно Великому Закону периоды света и тьмы, добра и зла, исчезновения и возникновения, продвижения к просветлению и очевидных срывов во тьму характеризуют рост всех форм, развитие рас и наций и создают проблему для стремящегося, который нарисовал себе картину постоянного пребывания в просветленном состоянии, когда все темные места преодолены.
У меня нет возможности рассмотреть в данных инструкциях прилив и отлив божественной Жизни и то, как она проявляется в различных царствах природы и в эволюционном росте человечества, в опыте рас, наций и семей. Но я постараюсь более детально разобрать тему циклического опыта души в воплощении, обозначив очевидные приливы и отливы ее раскрытия.
Жизнь стремящегося начинает повторять ранние циклы. Он начинает страдать от внезапного возбуждения своей физической природы, когда его вдруг охватывают древние желания и вожделения. На смену этому может прийти цикл, когда физическое тело ощущает отток жизненной энергии и ослабевает, поскольку перестает быть объектом внимания. Этим в большей мере объясняются частые болезни и недостаток жизненности у многих наших самых ценных работников. Тот же процесс может затронуть эмоциональное тело, и периоды экзальтации и высочайшей устремленности сменяются периодами глубочайшей депрессии и отсутствия интереса. Прилив может перейти на ментальное тело и вызвать цикл интенсивной умственной деятельности. Тогда постоянная учеба, глубокие размышления, жажда исследования и непреклонное интеллектуальное устремление характеризуют ум стремящегося. Им на смену может прийти цикл, когда любая учеба противна и ум кажется абсолютно неразвитым и инертным. Думать трудно, и ум охватывает ощущение бесполезности мышления. Стремящийся решает, что быть гораздо лучше, чем делать. «Оживут ли кости сии?» спрашивает он и не имеет ни малейшего желания их оживлять.
Любому настоящему искателю истины знаком этот переменчивый опыт, и он зачастую считает его грехом, состоянием, с которым нужно решительно бороться. И тогда наступает самое время понять, что «средняя точка, где ни сухо, ни мокро, должна стать опорой для его ног».
Это символический способ выразить, что ему нужно осознать два момента.
- Что состояния чувств абсолютно несущественны и не свидетельствуют о состоянии души. Стремящийся должен сосредоточиться в сознании души, отказаться воспринимать влияния переменчивых условий, которым он еще, по всей видимости, подвержен, и просто «утвердиться в духовном бытии», а затем «сделав все, пребывать».
- Что достижение равновесия возможно только там, где чередование было правилом, и что циклические прилив и отлив будут продолжаться, пока внимание души будет колебаться между тем или иным аспектом формы и истинным Духовным человеком.
Идеалом является достижение такого состояния сознательного контроля, когда человек способен по своей воле фокусироваться в сознании души или фокусироваться в формальном аспекте, причем каждый раз фокусирование внимания будет осуществляться ради осознанной конкретной цели, достижение которой делает необходимым такое фокусирование.
Первое, что осознает стремящийся — это двойственность. Малоразвитый человек осознает синтез, но это синтез его материальной природы. Высокодуховный человек также осознает синтез, но это синтез в его душе, которая обладает единым групповым сознанием. А посредине находится несчастный стремящийся, более всего остального сознающий двойственность и мечущийся туда и сюда между двумя полюсами. Его первый шаг к цели — осознать пары противоположностей и необходимость выбора между ними. Благодаря свету, который он обнаружил в себе, он сознает темноту. Благодаря добру, которое его притягивает, он видит зло, которым является для него линия наименьшего сопротивления. Благодаря страданию он может визуализировать и осознавать блаженство, рай и ад становятся для него реальными. Благодаря активности притягивающей жизни души он распознает притяжение материи и формы, и вынужден признать, что они обе побуждают его к действиям и притягивают его. Он учится чувствовать себя «подвешенным между двумя мощными силами», и, как только двойственности осознаны, он медленно, но верно начинает понимать, что решающим фактором в борьбе является его божественная воля, противопоставленная его эгоистической воле. Таким образом, двойственные силы играют свою роль до тех пор, пока они не станут восприниматься как два больших потока божественной энергии, влекущие в противоположных направлениях, после чего он осознает оба пути, о которых упоминается в данном правиле. Один путь ведет назад в тоскливую страну перевоплощения, другой ведет через золотые врата в град свободных душ. Один, следовательно, инволюционный и погружает его в глубины материи; другой освобождает его от оков телесной природы, подводя в конце концов к осознанию своего духовного тела, через посредство которого он способен функционировать в царстве души.
Позднее (когда стремящийся становится истинным, давшим обет, чела) один путь узнается им как левый путь, а другой — как путь правильной активности. На левом пути он становится искусным в черной магии, которая представляет собой развитие только сил личности, подчиняя их эгоистическим целям человека, мотивами которого являются интерес к себе и мирские амбиции. Все это ограничивает его тремя мирами и захлопывает дверь, ведущую к Жизни. На правом пути он подчиняет свою личность и упражняется в магии Белого Братства, всегда работая в свете души с душами во всех формах и игнорируя амбиции личностного «я». Четкое различение обоих путей открывает то, что в некоторых оккультных книгах называется «узким, как лезвие бритвы, Путем», который пролегает между двумя путями. Это «Благородный Средний Путь» Будды, проходящий по тонкой демаркационной линии между парами противоположностей, между двумя потоками, которые человек научился распознавать, — один восходит к райским вратам, другой спускается в преисподнюю ада.
Применяя два своих главных оружия — различение и бесстрастие — стремящийся нарабатывает то качество, которое в данном правиле называется «жизненным могуществом». Так же как глаз является инструментом для выбора маршрута движения на физическом плане и обладает, кроме того, собственной силой, позволяющей ему притягивать и создавать свой собственный язык знаков, так же жизненное могущество заявляет о себе в стремящемся. В итоге оно активизирует третий глаз, и так достигаются сила и ясное видение, которые предопределяют правильный выбор и быстрый прогресс на пути. Нам говорят, что могущество растет, или развивается, в безмолвии и только тот, кто способен найти центр покоя внутри своей головы, где встречаются пути телесных сил и вливающихся духовных потоков, может правильно практиковать истинные различение и бесстрастие, которые приводят контролируемые астральное и ментальное тела под руководство души.
После чего он в состоянии понять, что такое «вибрирующие полюса», и достигает той точки равновесия, которая является результатом их взаимодействия и вибрации.
Чувствование двойственных сил и четкое различение обоих путей приводят к росту жизненного могущества. Первое проявление жизненного могущества позволяет стремящемуся достичь точки равновесия и стать на той вершине, на которой «делается выбор»...
Сам Благословенный заповедал Путь Срединный, на котором проявляется истинная бережность к всеначальной энергии. Наша Обитель живет законом Срединного Пути. Каждый, кто желает мыслить о Нашей Обители, должен спросить себя — понимает ли он красоту Срединного Пути? Никогда разрушение и безобразие не войдут в круг Срединного Пути. Основа полагается на лучшем, на лучших, для лучшего. Так Срединный Путь ведет лучших по лучшему полю. Самый труд не выйдет за пределы гармонии и тем приблизится к основанию Тонкого Мира.