имена: правильная мотивация - мотив
Пришло время, когда должен быть осознан первый и основной принцип истинного эзотеризма, определяющего всех работников Иерархии: Правильный Мотив.
Пришло время, когда основным качеством ашрамной работывпервые признано Бескорыстное Служение.
Пришло время, когда люди должны повсеместно осознать, что вхождение в Ашрам Учителя зависит от Разумности, правильного мотива и служения.
Когда эти три фактора присутствуют в любом человеческом существе, Учителя знают, что в их распоряжении хороший материал для обучения. Сегодня в мире огромное количество таких мужчин и женщин, и в них заключена главная надежда на будущее.
Человек в трёх мирах сознательно или бессознательно повторяет логоический процесс и становится творцом, работая в субстанции с помощью фактора своей позитивной энергии. Он изъявляет волю, он мыслит, он говорит, и возникают мыслеформы. Атомная субстанция притягивается к творцу. Крошечные жизни, образующие эту субстанцию, выстраиваются (энергией мыслителя) в формы, которые сами по себе активны, оживлены и могущественны. То, что человек строит — творение либо благотворное, либо вредоносное в зависимости от лежащего в основе желания, мотива, или цели.
В предстоящий период глубокого размышления о Шамбале вы будете рассматривать всю тему Воли (в ее различных аспектах), Цели (как она осуществляется на планете) и воли (как она обусловливает человеческое существо). Это выведет на передний край вашего сознания различные связи, существующие между различными аспектами воли: связи вашего индивидуального своеволия с насыщенным любовью планом души и с божественной Волей; вашей духовной воли — с групповой волей, групповой воли — с Иерархией, и иерархической воли — с волей Шамбалы. Таковы некоторые из идей, которые могут управлять вашим духовным мышлением, созерцанием и медитацией до тех пор, пока вы вновь не получите от меня письма. Вы найдете все эти рассмотрения в высшей степени практическими. Немедленно возникает вопрос мотива, так как последний находится в основании воли весьма любопытным образом: мотив “субстанциирует” цель, или «находится в ее основе». Поэтому должны быть рассмотрены ваши личные мотивы в жизни и служении и их связь с мотивом души. Результатом всего процесса мышления будет подчинение ваших мотивов мотиву души, что приведет к упрощению вашей жизни и поднимающему раскрытию более широкого видения, проникающего в Шамбалу. Шамбала и простота, воля и мотив — станут направляющими потоками мысли, которые вынесут вас на собственный путь, ближе к моему Ашраму, ближе к моему сердцу (здесь я говорю как с любовью, так и технически), ближе к человечеству.
Обращу ваше внимание на принципиальный настрой, необходимый претендующему на статус посвящённого: непоколебимое намерение, идущее от чистого разума и осуществляемое духовной активностью. Эти слова легко написать, но что конкретно они говорят вам? Попробую пояснить. В основу своего настроя тот, кто проходит подготовку к посвящению, должен положить правильный духовный мотив, то есть основанную на понимании реализацию волевого аспекта божественности, или Монады. Это подразумевает растворение его личностного своеволия в жертвенной воле души, а затем и откровение божественной Воли. Об этой Воле никто, кроме посвящённых, не имеет ни малейшего представления. Во-вторых, такой настрой способствует развитию духовного восприятия и интуитивного понимания, в результате чего прекращается активность низшего или конкретного ума, низшего личностного «я», а аспект знания души отступает перед ясным, чистым светом божественного понимания. Когда начинают задействоваться оба эти фактора, на физическом плане начинается подлинно духовная активность, мотивируемая из высокого источника Монады и осуществляемая чистым интуитивным разумом.
Очевидно, что эти высшие духовные способности могут появиться, только когда начнёт исполнять свою роль связующая антахкарана. Поэтому я и даю учение о строительстве этого радужного моста.
Зло само по себе — лишь иллюзия, поскольку зло — это использование мотива и имеющейся возможности личностным эгоизмом и обособленностью. Из правильного мотива и тех же обстоятельств может проистечь благо.
Мотив и творческая мысль определяют магнетическую силу любого индивидуума, группы или центра. Определите свой мотив; следите, чтобы групповой идеал и групповая любовь доминировали; используйте мастерство в действии; это будет включать правильную предварительную медитацию плюс правильное мышление; тогда вы будете находить то, что должно соответствовать вашей потребности.
Интегрированная личность, не обладающая духовной задачей, мистическим чувством, реальной силой интуиции и внутренним восприятием, никогда не может “творить добро”, как говорите вы на Западе. Но мистик, ученик и интуитивный стремящийся подобен дому, разделившемуся в самом себе. Энергия человека протекает в двух направлениях. Что требуется, так это осознание того, что — при наличии правильного мотива и истинной духовной отдачи — достижение на физическом плане в избранной области выражения есть духовное достижение, которое, следовательно, возможно.
Как это может быть сделано? Тремя средствами, мой брат, и я указываю их вам для вашего рассмотрения в порядке значимости...
Скорость, с какой он — на Пути Ученичества — может привести в действие Закон Отвержения, определяется двумя условиями. Первым является качество его мотива. Только желание служить может обеспечить необходимую переориентацию и принятие нового образа жизни. Второе — это его готовность любой ценой быть послушным свету внутри и вокруг него. Служение и послушание суть великие методы избавления, которые вводят в действие Закон Отвержения и помогают стремящемуся достичь страстно желаемого освобождения. Служение избавляет его от уз собственной жизни мышления и необходимости самоутверждения. Послушание собственной душе интегрирует его в более обширное целое, где его собственные желания и влечения отвергаются в интересах более важной жизни человечества и Самого Бога. Бог — это Великий Служитель, выражающий Свою божественную жизнь через Любовь Своего сердца к человечеству.
Но когда мы слышим эти простые истины и призывы служить брату своему и слушаться своей души, это звучит столь привычно и неинтересно, что едва ли может вызвать значительный отклик. Вот если бы нам сказали, что такая-то форма медитации, такая-то практика дыхания и регулярная концентрация на таком-то центре избавят нас от колеса жизни и позволят отождествиться с духовным «Я» и миром его бытия, то мы охотно и с радостью согласились бы на это. Если же нас — в терминах оккультной науки — убеждают служить и проявлять послушание, нам становится неинтересно. Однако служение является самым эффективным способом пробуждения сердечного центра, а послушание столь же действенно вызывает отклик обоих головных центров на воздействия душевной силы, объединяя их в единое пространство душевного распознавания. Как плохо понимают люди могущество своих побуждений! Если побуждение к удовлетворению желания представляет собой основное побуждение жизни человека в форме, то побуждение служить является таким же основным побуждением души в человеке. Вот одно из важнейших положений данного раздела. Это тяготение пока редко удовлетворяется. Тем не менее, признаки его наличия есть всегда, даже у самых неприятных типов. Оно активизируется в моменты высокого предназначения, в критических ситуациях или при величайших трудностях. Сердце человека живо, но часто спит.
Служение обычно считается в высшей степени желательным, но редко сознаётся, насколько тяжело оно по своей сути. Приходится отдавать очень много своего времени, жертвовать собственными интересами и идеями, очень много и напряжённо трудиться, поскольку требуются намеренные усилия, сознательная мудрость и способность работать без привязанности. Нелегко рядовому стремящемуся выработать подобные качества, тем не менее сегодня тенденция служить проявляется в мире подавляющим большинством людей. Таков успех эволюционного процесса.
В служении часто прослеживается попытка навязать окружающим точку зрения несущего это служение, ибо то, что претендующий на статус служителя полагает хорошим, истинным и полезным, непременно должно быть хорошим, истинным и полезным для всех. Служением считается то, что делается для бедных, страждущих, больных и несчастных, поскольку мы думаем, что хотим помочь им, не сознавая, что предлагаем помощь главным образом потому, что нам же самим не по себе из-за их горестных обстоятельств и мы стараемся улучшить их, чтобы вновь чувствовать себя спокойно. Акт помощи в первую очередь избавляет от страдания нас, даже если нам не удается полностью избавить от него или хотя бы облегчить положение самих страдающих.
Часто служение оказывается признаком делового, сверхактивного темперамента или самодовольной позиции, побуждающих его обладателя энергично изменять ситуации, делая их такими, какими они, по его мнению, должны быть, тем самым побуждая других соглашаться с тем, что служитель считает нужны делать.
Или, опять-таки, служение может быть следствием фанатичного желания следовать по стопам Христа, великого Сына Божьего, Который «ходил, благотворя», оставляя нам пример для подражания. Таким образом, люди служат ради послушания, а не из спонтанного сострадания к нуждающимся. Поэтому, служение их лишено своего главного качества, и изначально не выражает ничего, кроме каких-то жестов. Также служение может быть следствием глубоко затаённого желания духовного совершенства. Оно считается одним из требований ученичества, то есть, чтобы стать учеником, необходимо служить. Теория верна, но отсутствует живая суть служения. Идеал хорош, правилен и похвален, но за ним стоит абсолютно негодный мотив. Кроме того, причиной служения может быть всё шире распространяющаяся мода или обычай заниматься каким-либо видом служения. Эта тенденция набирает силу. Каждый активно участвует либо в движениях за благоденствие, либо в филантропических мероприятиях, либо в работе Красного Креста, либо в повышении образовательного уровня, либо в улучшении удручающего состояния мира. Служить в какой-нибудь области модно. Служение даёт ощущение могущества; служение приносит друзей; служение есть форма групповой активности и часто даёт гораздо больше служителю (в мирском смысле), чем тем, кому он служит.
И всё же, несмотря на все эти проявления неправильной мотивации и ложного устремления, то или иное служение постоянно и охотно осуществляется. Человечество приближается к правильному пониманию служения.
Учащиеся изумились бы, увидев свои мотивы такими, какими видим их мы, ведущие работу на субъективной стороне существования. Смешанный мотив преобладает повсеместно. Чистый мотив встречается редко, и там, где он есть, всегда налицо успех и достижение. Чистый мотив может быть исключительно эгоистическим и личностным или бескорыстным и духовным; что касается стремящегося, то его мотив находится между двумя этими полюсами. Однако величина потенции будет соответствовать искренности намерения и чистоте замысла.
Учитель Учителей сказал: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Произнесенные Им слова излагают принцип, лежащий в основе всей творческой работы, и мы можем связать идею, которую Он облек в слова, с символом, описанным ранее в данном Трактате. Сила, свет, жизненность и проявление! Такова верная последовательность.
Поэтому понятно, почему проявленная единица, человек, призывается быть активным в своих поисках и культивировать устремленность. Когда его устремленность становится достаточно сильной, он призывается научиться «устойчиво удерживать свой ум в свете». Когда он научится делать это, он обретает силу и то чистое око, которое раскрывает славу внутренней божественности. Однако пока он не прошел этот процесс развития, ему нельзя доверить силу.