Монада
Алиса А. Бейли

Монада

 

Монада. Единый. Троичный дух на своем собственном плане. В оккультизме часто обозначает соединенную триаду: Атму, Буддхи, Манас; Духовную Волю, Интуицию, Высший ум или бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах, постепенно прогрессируя в них до человека и далее до своей конечной цели.

Человек по сути своей есть высшая Триада, проявляющаяся через постепенно развивающуюся форму, эгоическое, или каузальное, тело, и использующая низшую троичную личность как средство контакта на трех низших планах. Цель всего этого проявления — развитие совершенного самосознания. Над Триадой находится Монада, или Отец на Небесах, который с физического плана видится человеку как точка абстракции. Монада находится по отношению к нему в положении Абсолюта в том же смысле, в каком недифференцированный Логос относится к троичной Троице, к трем Лицам логоического проявления. Это совершенно точное соответствие.

МОНАДА, МИКРОКОСМИЧЕСКИЙ АБСОЛЮТ
Чистый Дух. Единый и единственный.
МОНАДИЧЕСКАЯ ТРОИЦА
Первый аспект Атма, или духовная Воля
Второй аспект Буддхи, или принцип Христа
Третий аспект Манас, или высший Ум
АСПЕКТ СЫНА В ОБЪЕКТИВНОСТИ
Эгоическое, или каузальное, тело.
НИЗШИЙ КВАТЕРНЕР.
  1. Ментальное тело.
2. Астральное, или эмоциональное, тело.[105]
3. Прана, или жизненная энергия.
4. Эфирное тело.

Две энергии, которые соединяются в человеке, — это два аспекта монады, Единого в проявлении. Монада принципиально проявляется как двойственность и выражает себя как воля и любовь, как атма-буддхи. Эти две энергии, соединяясь с точкой ума, третьим аспектом божественности, создают душу, а затем — материальный проявленный мир. И на планете получают свое выражение воля, любовь и ум, или интеллект, то есть атма-буддхи-манас.

Когда душа в виде сознания и жизни закрепляется в человеческом существе, это существо привносит нечто третье, что присутствует латентно или кармически во всей субстанции — манас, или ум; он был унаследован от прежней солнечной системы, будучи растворен в ее субстанции. В той системе интеллект был раскрыт и сохранен в субстанции, чтобы сформировать основу эволюционного развития второй — нынешней — солнечной системы. Не забывайте, что семь планов нашей солнечной системы представляют собой семь подпланов космического физического плана, и что поэтому дух есть материя в ее высшем выражении, а материя есть дух в его низшем выражении. Жизнь дифференцируется на волю и любовь, великие побуждающие энергии, лежащие в основе всего эволюционного процесса и движущие его к неизбежному завершению.

Атма-буддхи как энергии закрепляются в проводнике души, в эгоическом лотосе, и их совместная активность пробуждает отклик субстанции ментального плана, что заставляет и ее вносить свой вклад. Ее реакция создает то, что мы называем высшим умом, имеющим столь утонченную природу и эманации, что он поневоле должен присоединиться к двум высшим аспектам и стать частью Духовной Триады. Круговорот сил, вызванных действием божественной воли, выражающей божественную цель и единую с Бытием (тождественно, а не качественно), рождает эгоический лотос, проводник той «отождествленной души», выражение которой стало третьим результатом воздействия атма-буддхи на три мира; так получил выражение конкретный ум и человеческий интеллект. Имеется поэтому любопытное сходство между тремя божественными аспектами в проявлении и духовным человеком на ментальном плане. Мы видим такое соответствие:

  • Монада......................... Абстрактный ум.
  • Душа............................ Эгоический лотос.
  • Личность....................... Низший, или конкретный, ум.

Та неуловимая абстракция, которую мы зовем монадой, на протяжении целых эонов, кажется, не имеет никакой связи ни с душой, ни с личностью, перед которыми всегда стояла задача в должное время и соответственно эволюционному требованию достичь полного слияния или единения между собой. Абстрактный ум на протяжении тех же эонов остается таким же непостижимым, и его не способен ни выразить, ни представить себе кама-манасический человек (пользующийся почти исключительно эмоциями и низшим умом), который только потом становится душой и конкретным умом (или тем, кто дает просветление, и тем, кто передает его). Эти соответствия могут оказаться весьма просветляющими, если им уделить должное внимание.

Таким образом, в человеческом существе укоренены две главные энергии: одна неосознаваемая, которой мы даем название присутствие, другая осознаваемая, которую мы зовем Ангелом присутствия. Это душа (солнечный ангел) и монада. Одна олицетворяет монадический луч, а другая — луч души, и обе энергии оказывают активное или тонкое обусловливающее влияние на личность.

Под влиянием Небесного Человека Монада сознательно формирует свое кольцо-не-преступи. С чисто монадической точки зрения здесь её работа заканчивается; позднейшие явления производит жизнь, присущая оформленной таким образом атомной материи. Вращательная жизнь атомов и их взаимодействие, в течение долгих эонов модифицируемое Жизнью планетарной группы или Небесного Человека, вызывают явления различных инволюционных стадий вплоть до того момента, когда некоторые из атомов разовьются до сознания животного человека. В продолжение этого невообразимого периода (применительно к нашей Земной схеме) миллиарды атомных жизней двигались своим чередом, энергетизируемые Жизнью Монады, пульсирующей через монадическое сердце на духовном плане; равным образом они отзывались и на больший ритм Небесного Человека. Именно это вызвало постепенное осаждение и довело животного человека до той стадии, на которой начало ощущаться направляющее вверх притяжение самой Монады. В то же время Монада на своем собственном плане стала отзываться на энергию низшей формы, порожденную самой формой; оба ритма соединились, произошла индивидуализация, и пилигрим проявился в своей истинной природе.

Тогда, в том что касается Монады, начинается жизнь прогресса. Она истинно циклическая, повторяющаяся и спиральная. Поначалу взаимодействие между вращающейся низшей атомной формой и влиянием Монады вялое, медленное и тяжелое, форма замедляет действие Монады, её тяжелая вибрация стремится вытеснять высшую. Когда начинает ощущаться постепенно ускоряющееся движение по спирали, высшая вибрация проявляется, и действие, или движение, становится более уравновешенным и в то же время легким. Так проходят циклы, пока высший ритм, или вибрация, не возобладает настолько, что влияние формы будет сведено на нет, и она, в конце концов, будет отброшена. Одновременно дает о себе знать самый высокий из всех ритм, ведущий к усиленной активности на высших планах и приводящий со временем к отвержению жизни Эго. 

Монада для планетарного Логоса является тем же, что и третий глаз для человека, понимая эзотерически. Это наиболее неясное для всех вас утверждение и оно потребует долгого сосредоточенного размышления и продожительной безмолвной медитации. Видение солнечного Логоса и планетарного Логоса тесно связано с Намерением и Целью и является причиной Плана. Оно, однако, шире Плана и отличается от него. Оставляю данную мысль для вашего рассмотрения и медитации, и могу вас заверить, что вы не легко и не скоро придете к ее постижению.

Такова задача посвящения; треугольник, образуемый процедурой, расположением и задачей, создается, быстро проявляется и затем — в конце посвятительного процесса — исчезает, оставляя, тем не менее, постоянную, новую, духовную и инстинктивную направленность, или склонность, к монадическому восприятию и монадической жизненности.

Поэтому вы отметите, насколько по-новому эта информация — указывающая на позицию третьего глаза во время посвятительного процесса и его новую функцию по отношению к Монаде — проливает свет на работу Монады. Третий глаз, будучи теперь восприимчив к свету из наивысшего источника, прекращает свою направленную вовне активность и функционирует подобно линзе для фокусирования света и достижения наивысшего внутреннего видения, возможного при данной точке эволюции. Все это воплощается в активности, которая для всех (кроме наивысших посвященных) остается весьма таинственной. Однако изучение способа использования третьего глаза при третьем посвящении прояснит то утверждение, что Монада для планетарного Логоса является тем же, чем третий глаз (в своей посвятительной функции) для ученика третьей степени посвящения.

Монада является не только источником света для человеческого семейства, но и приемником Света от троичного Солнца; это линза, через которую Свет солнечного Логоса может притекать к планетарному Логосу, и в этом Свете сохраняется и твердо удерживается Видение, Цель, Воля и творческое Намерение планетарного Логоса.

Монада — это динамическая воля, или цель, открывающаяся лишь после третьего посвящения. Монада — это Жизнь, поддерживающая сила, Владыка твердой и непрестанной преданности делу достижения определенной цели. Душа — это Владыка Любви и Мудрости, а личность — Владыка знания и интеллектуальной активности. Применение такой терминологии подразумевает осознание конечной цели. Однако на нынешнем — промежуточном — этапе это осознание не выражено. Никто еще не добился полноты интеллектуальной активности, хотя когда-нибудь ее достигнет каждый. Никто еще не является проявленным Владыкой любви, хотя люди ощущают ее идеал и стремятся к его выражению. Никто еще не стал Владыкой непреклонной воли, и никто пока не понимает ни плана монады, ни истинной цели, к которой все устремлены. Когда-нибудь это осуществится для всех. Но потенциально каждая человеческая единица объединяет в себе все три аспекта, и однажды явления, называвшиеся личностями и скрывавшие под своими масками реальность, полностью раскроют качества Божества. Когда это случится, цель, к которой стремится все живое, ярко вспыхнет перед пробужденным взором, и мы узнаем истинное значение блаженства и причину ликования утренних звезд. Радость — это могучая базовая нота нашей Солнечной системы.

Эволюцию Монады (энергетического аспекта, который находится на одном из трех главных Лучей) можно грубо разделить на три этапа, ведущих к четвертому.

  1. Осознание низшего единства, представляющее собой единство природы формы. В этом единстве душа настолько полно отождествляется с материальным аспектом, что не видит ничего отличного от него и является формой, не зная себя как душу. Нередко это достигает своей кульминации в какой-либо жизни полного личностного выражения, когда душа всецело поглощена личностными реакциями. Сила и энергичность низшей жизни дает в результате мощное материальное выражение.
  2. Последующее установление различий в сознании до отчетливого понимания двойственности. В этом состоянии человек ясно сознает свою сущностную двойственность. Ему известно, что он есть дух-материя, форма-жизнь и душа в проявлении. На этой стадии, которая длится много жизней и ведет человека по пути испытаний и ученичества до третьего посвящения, центр тяжести (назовем это так) неуклонно сдвигается от формы к душе. Растет понимание того, что существует Реальность, которая включает в себя и, в то же время, устраняет двойственность.

Не забывайте, что вся история эволюции – это история сознания и расширения принципа «роста осведомленности», когда на смену микроскопическим интересам самосознательного человека – поскольку мы ограничимся обсуждением лишь четвертого царства природы – постепенно развивается способность вмещения, которая, в конце концов, вводит его в сознание космического Христа.

  1. Осознание высшего единства заменяет чувство двойственности и на этом финальном этапе исчезает ощущение себя как души и как тела. Сознание отождествляется с одушевляющей Жизнью планеты и Солнечной системы. Переживаемое при этом состояние бытия находится за пределом слов, ума и какой-либо иной формы выражения.

Великий иудейский провидец попытался описать эти три стадии следующими словами: Я Есть; Я Есть То; Я Есть То, Что Я Есть. Он дал простое, сжатое и адекватное выражение, если только наше развитие позволяет нам оценить его. Третья стадия (хотя и понятная) не поддается выражению и намекает на четвертый тип осознания – осознание самого Божества, спекулировать о котором совершенно бессмысленно.

Разные Лучи приходят на сцену, неся с собой единицы, окрашенные этими Лучами. Другие Лучи уходят со сцены, унося с собой единицы другого базового оттенка. В переходный период цвета являют собой самую причудливую смесь, хотя и помогают, приносят пользу, друг другу. Каждый Луч чем-то обогащает прочие находящиеся в это же время в воплощении Лучи, и скорость их ритма слегка меняется. Такое изменение в нынешнем периоде и с точки зрения времени в трех мирах может быть неощутимо малым, но в результате частых встреч и взаимодействий сил и цветов, их постоянного воздействия друг на друга, будет иметь место их взаимное общее выравнивание и сходство вибраций. И вы увидите, что к концу большой маха-манвантары будет достигнут синтез. Три Луча абсорбируют семь и, в конце концов, соединятся в синтетическом Луче.

В микрокосме три Луча Монады, Эго и Личности также доминируют, абсорбируют семь и в свое время соединяются в синтетическом Луче Монады. Аналогия полная.

Эти силы, или добродетели, или влияния (я перечисляю синонимы, чтобы помочь вам правильно мыслить), постепенно — всё с большей легкостью и, обретая всё более совершенное выражение — укореняются в телах личности. По мере своего очищения тела становятся все лучшими приемниками входящих сил, и качество любой конкретной силы — или, наоборот, сила любого конкретного качества — выражается все полнее.

Немногие учащиеся смогут вникнуть в символическое значение этого процесса[*]процесс «в результате которого Эго, или душа, притягивает к себе форму, используя для этой цели ментальную единицу и два постоянных атома для закрепления в трёх мирах человеческого опыта...» , если поймут, что на начальных этапах эволюционного пути Монада является источником того выдоха, или истечения, благодаря которому душа появилась на физическом плане; на Пути же Возвращения, на который мы ступаем на последнем этапе, Монада является причиной вдоха, или вдохновения.

В процессе выдоха, выдыхания вовне, божественная энергия определённого типа сфокусировалась в виде центра накопления опыта в такой чувствительной субстанции, которую мы называем высшей ментальной материей. А из него в конце концов сформировался тот аспект человека, который мы называем душой. Душа продолжила начатый монадой, или Единой Жизнью, процесс выдоха, или выдыхания вовне. Выдыхаемая при этом энергия в процессе «присвоения притяжением» качественного материала, или субстанции, образовала центры накопления опыта в трёх мирах. Через эти центры обретается необходимый опыт, интенсифицируется жизненный процесс, становится возможным накопление опыта через контакты со всё более широким окружением, которые при сознательном и самостоятельном осуществлении со временем ведут к успешным расширениям сознания в посвящениях. Так неуклонно раздвигаются границы влияния души...

Этот закон[*]ЗАКОН СЦЕПЛЕНИЯ — второй системный закон является одним из ответвлений космического Закона Притяжения. Интересно отметить, что в нашей Системе Любви этот закон демонстрируется трояко:

На плане Монады — как закон сцепления, закон рождения (если мы вправе употребить этот термин), приводящий к появлению семи групп Монад. Любовь — первопричина, а Монада любви — результат.

На плане буддхи — как закон магнетического контроля. Он проявляет себя как аспект любви-мудрости, озаряющий Эго и в конечном счете вбирающий в себя суть всего опыта, накопленного (с помощью Эго) в личностных жизнях и полностью контролируемого с плана буддхи. Магнетизм и способность проявлять любовь — оккультные синонимы.

На астральном плане — как любовь, демонстрирующаяся через личность. Все ответвления закона притяжения, проявленные в этой системе, демонстрируются как сила, которая собирает, связывает, создает в результате сцепление и приводит к поглощению. Все эти термины приведены для того, чтобы передать общую идею о базовом качестве этого закона

Второй Луч и Второй Закон тесно связаны между собой. Интересно попытаться осознать, что именно на втором подплане монадического плана пребывает большинство Монад. Намного меньшее число Монад — Монад могущества, или воли, — находится на атомном подплане. Их немного и они просто образуют ядро эволюционной подготовки к Системе III, системе могущества. Большинство Монад находится на втором подплане, это Монады любви. На третьем подплане можно обнаружить достаточно большое число Монад активности, но их меньше, чем Монад любви. Они — «неудачи» Системы I.

Как нам известно, между атомными подпланами каждого плана существует прямой канал связи. Такая связь более или менее возможна для каждого подплана и численно соответствующих ему подпланов других планов. Следовательно, имеются прямые и довольно широкие каналы между вторыми подпланами всех планов, позволяющие Монадам любви с особенной легкостью соединяться со всеми своими проводниками, если они состоят из материи второго подплана. После посвящения каузальное тело переходит на второй подплан ментального плана, и тогда начинает устанавливаться монадический контроль.

Монады любви возвращаются (после жизни в трёх мирах и достижения цели) к своему источнику — второму подплану, являющемуся также целью для Монад активности, которые должны развить аспект любви. В пяти мирах человеческой эволюции обе группы Монад должны управлять атомной и молекулярной материей, и делается это посредством полного применения (полного, насколько возможно в нынешней второй системе) аспекта воли, или могущества.

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие  (Волю, или могущество) восхищают его»* . Это не та Воля, которую мы узнаем в заключительной системе, это воля, известная в нашей системе, и она должна в максимальной степени использоваться развивающейся Монадой в её борьбе за контроль над каждым атомным подпланом. Борьба Монад могущества намного интенсивней, и отсюда происходит тот очевидный факт, что люди так называемого Луча могущества переживают подчас тяжелые времена и очень часто не вызывают к себе симпатий. Им приходится встраивать в проводники на всех шести планах аспект любви, который совсем не является доминирующим в их развитии.

Нам известны приблизительные количественные данные относительно Монад:

  • 35 миллиардов Монад любви
  • 20 миллиардов Монад активности
  • 5 миллиардов Монад могущества

– что в сумме составляет шестьдесят миллиардов человеческих Монад. Монады могущества, хотя они и проявлены, пока еще очень редко бывают в воплощении. Большое количество их приходило в воплощение в конце лунной цепи. Они вновь воплотятся, причем в полном составе, в последних двух кругах нынешней цепи

Следует иметь в виду, что эволюция Монады — куда более сложная вещь, чем это представляется по книгам, данным до сих пор публике. Эти книги, в основном, рассматривают развитие сознания и его прохождение через царства природы. Однако были и более ранние циклы, разобраться в которых можно будет только тогда, когда постепенно откроется история и эволюция Планетарных Логосов. Монады — это части Их тел проявления, клетки этих бóльших проводников, так что они оживляются Их жизнью, имеют качества Их природы и различаются согласно Их характеристикам. Поэтому история Монады восходит к предыдущим кальпам. А такая история не может быть открыта, да и никакой пользы такое откровение не принесет. Можно лишь коснуться этого факта и рассмотреть его в общем плане, если мы хотим двигаться в направлении точного знания истинной природы «Я».

Можно считать, что Монада человеческого существа проходит через циклы, аналогичные циклам Небесного Человека. Это, прежде всего, огромный цикл раскрытия, через который проходит «искра». Он охватывает период трёх главных Солнечных систем — предыдущей, нынешней и будущей. В этих трёх системах вся сумма космического Прошлого, Настоящего и Будущего, воплощающих три аспекта божественной Жизни Солнечного Логоса, доводится до точки совершенства в индивидуальной Монаде. Следует помнить, что в нынешней Солнечной системе, например, некоторые этапы развития всего лишь повторяют эволюционные процессы, проходившие в предыдущей Солнечной системе. Ключ к пониманию этого находится в рассмотрении манасического, или умственного, принципа. Солнечные Ангелы, интеллектуальный индивидуализирующий фактор, были (с определенной точки зрения) продуктом предшествующей системы и в настоящей системе только ждали того времени, когда формы трёх царств достигнут точки синтетического развития, которая позволит им (формам) воспринять впечатление и влияние свыше. Эта концепция описывает процесс, аналогичный приходу во времена Атлантиды тех Монад, которые, пройдя индивидуализацию на другой цепи, выжидали в межпланетных пространствах, пока земные условия позволят им занять адекватные формы. Соответствие это неточное, но указывает на истину. Обширный цикл раскрытия (сделавший возможной дальнейшую эволюцию), который предшествовал нынешней Солнечной системе, может рассматриваться как монадическое соответствие космического колеса. Намёк на эту точку развития содержится в следующих словах «Древнего Комментария»:

«Пятый не являлся продуктом настоящего. У каждой из пяти спиц этого колеса был свой цикл развития, и один, в котором они были прочно скреплены в центре».

Циклы Монады аналогичны, хотя и в малом масштабе, циклам той единой Жизни, Которая проходит сквозь все меньшие жизни и оживотворяет их. Некоторые из этих циклов охватывают периоды времени столь обширные и так давно прошедшие, что история их может быть передана исследующим их Адептам только посредством звука и символа. Подробности этого развития скрыты во тьме других кальп, и всё, что можно видеть — это следствия; причина же должна быть признана существующей, хотя и остающейся необъяснимой для нас до тех пор, пока не будут приняты высшие посвящения.

В факте вращения монадического Колеса, охватывающего период трёх Солнечных систем, скрыта тайна монадического своеволия, секрет того, почему некоторые из Монад отказались воплощаться, тогда как другие «пали», последовав, тем самым, нынешним линиям эволюции. Они отказались воплощаться из-за внутренних групповых условий, вызванных эволюционными процессами предыдущих кальп. Следовательно, вопрос о том, что составляет грех и зло, очевидно, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. На наш ограниченный взгляд «грехом» кажется падение в воплощение, но таким же грехом, или своеволием и самоудовлетворением, является  желание остаться, не развиваясь, на высших планах. Однако обе группы следовали закону своего бытия, и разрешение этой тайны скрыто в грядущем.

В эволюции Монады участвуют определённые потоки силы, которые можно считать воплощающими для неё линию наименьшего сопротивления; начиная с низшего, это:

  • а) Эманации растительного царства
  • б) Астральная энергия
  • в) Энергия второго ряда лепестков
  • г) Буддхическая сила
  • д) Активность Второго Логоса, планетарного или солнечного

Естественно, это верно только для нашей Солнечной системы как системы возрождающей любви.

Изменено 31.01.2017 19:07
bugfixer invisible agent