Формы (от форм атомов до тела Эго, от формы цветка до гигантского планетарного или солнечного лотоса) выстраиваются потому, что существуют Иерархии как совокупности жизней-семян, дающих импульс, предоставляющих модель, или образец, и обеспечивающих– самим своим существованием – целостное разумное основание всему, что есть на всех планах.
С этим законом (Распада) тесно связан Третий Луч, луч адаптации, или активности. Именно благодаря активности (или адаптации материи к потребности) возникает форма. Посредством активности она выполняет своё предназначение и, благодаря самому процессу адаптации, становится совершенной формой. После достижения совершенства форма постепенно утрачивает свою полезность. Она кристаллизуется, разбивается, и развивающаяся жизнь уходит, чтобы найти для себя новые формы, обладающие бóльшими возможностями и адекватностью. Так происходит в жизни перевоплощающегося Эго, так происходит в кругах и расах человечества, в Солнечной системе и во всех космических процессах.
Помните, что с точки зрения эзотеризма все формы в трёх мирах материальны в отличие от форм двух высших миров Духовной Триады.
Рассматривая вопрос приспособления формы к вибрации, или построения проводника, который будет пригодным инструментом для Духа, следует иметь в виду, что:
- Тип формы определяется качеством пребывающей в ней жизни.
- Эти качества – совокупность атрибутов божественности, которые этой жизни удалось раскрыть.
- Этих качеств, как можно было предположить, – семь.
- Они также делятся на две группы: на те, что относятся к низшим принципам и которых поэтому четыре; и на те, что связаны с высшими и средним принципами и которых – три.
Это верно для всех людей, для Небесных Людей и для Солнечного Логоса, и между проявлением трёх высших принципов человека (которые, можно считать, демонстрируются в совершенном Адепте, Бодхисаттве) и проявлением трёх высших принципов Солнечного Логоса, которые демонстрируются в трёх главных аспектах, имеется таинственная аналогия. Они образуют единый принцип, демонстрируемый тремя способами. Так же обстоит дело и с непроявленной Монадой (непроявленной – с точки зрения низшего человека). Эта Монада может – на определённой, очень продвинутой стадии эволюции, намного превышающей стадию Адепта, – иметь своё одновременное тройственное проявление и выражать себя как Учитель в трёх мирах, как Бодхисаттва на своем собственном плане и как освобожденный Дхиани Будда; тем не менее, все три будут Одним, результатом великой духовной вибрации и будут исполнять тройственную работу, которая (с точки зрения трёх миров) может показаться работой трёх отдельных великих Существований. Они – формы трёх монадических «одеяний», которые единая Монада носит одновременно, как человек – три своих тела, функционируя в каждом из них по отдельности.[320]
Экзотерическая наука выявляет и исследует аспект активности феноменальных форм, и все множество школ человеческой мысли, раздвигающих своими изысканиями рамки человеческого знания, заняты тем же. С их помощью мы все лучше понимаем интенсивную активность любой формы каждого царства природы и каждого атома и клетки этой формы. Наука вела нас от одной вершины достижения к другой, и сегодня мы погрузились в мир энергий. Нас учат представлять себе мир вибрирующих точек силы, из совокупностей которых состоят все формы жизни и которые демонстрируют нашему изумленному и потрясенному интеллекту планетарную жизнь как полную сумму всех известных форм. Каждая форма – это целая вселенная, и все эти формы – живые единицы, вибрирующие божественной активностью. Эту активность мы и называем «энергией» и не в состоянии пока проникнуть глубже. Энергия – это жизнь, но энергия – это также и смерть. Активность можно распознать и в органической, и в неорганической материи – в неизмеримом множестве атомных жизней, входящих в состав соответствующей структуры и находящихся в непрестанном движении. Колоссальное число живых структур встроено в еще более обширные и объемлющие формы, – и все это тоже находится в непрестанном движении. Эти большие структуры, в свою очередь, оказываются вибрирующими организмами. Таким образом, сознанию человека открываются все те же жизнь и активность, движение и энергия, и всегда – связанность, предопределенность цели, расширяющийся синтез, План и Воля. И все это открывает нам наука, так как научное знание является показателем отклика человека через коллективный реагирующий аппарат человечества в целом на механизм осведомленности той большей Жизни, в которой мы живем и движемся и существуем – планетарного Логоса нашей Земли.
Реальности вечны и бессмертны; формы временны и эфемерны; Душа постоянна и бессмертна; форма изменчива и обречена на смерть. Эволюционные процессы оказывались в прошлом и окажутся в будущем успешными в порождении форм и в доведении их до зрелости и смерти.
Однако (что весьма интересно и примечательно) сейчас человечество впервые осознает этот процесс. Оно впервые предпочло наблюдать за происходящим и соотносить его с опытом и средой. Размышление, анализ и выражение различных точек зрения происходят в широком масштабе в каждой стране с различными последствиями, в зависимости от темперамента, традиций, развития и образования.
Любая жизнь — это вибрация, а результат вибрации — форма, плотная или тонкая, все утончающаяся по мере восхождения. По мере того как пульсирующая жизнь прогрессирует, скорость ее вибрации изменяется, и в этом изменении вибрации заключается тайна разрушения и строительства форм. В нынешней эре Четвертого круга формы бывают четырех родов:
1. Форма Личности, тот проводник из физической, астральной и ментальной материи, который обеспечивает контакт в трех мирах. Она выстраивается в каждой жизни, причем ключевая нота ее вибрации закладывается в жизни, предшествующей нынешней. Такая форма оказывается адекватной для среднего человека и служит ему до самой смерти. Человек, вступающий на оккультный путь, начинает с имеющегося в наличии проводника, но в течение воплощения выстраивает для себя все более новый и лучший проводник, и чем более он развит, тем сознательнее работает. Отсюда происходят беспрестанная сумятица чувств и частые недомогания начинающего в оккультной жизни. Он чувствует Закон, понимает необходимость повысить свою ключевую ноту, но часто начинает с ошибок. Он принимается по-новому выстраивать свое физическое тело диетой и дисциплиной, вместо того, чтобы работать изнутри наружу. Тщательной дисциплиной ума, управлением мыслительной материей и трансмутацией эмоции определяется проявление на физическом плане. Добавьте к двум перечисленным факторам чистоту на физическом плане, имея в виду пищу и образ жизни, и в течение семи лет человек может выстроить для себя три новых тела вокруг постоянных атомов.
2. Форма Окружения. Это по-настоящему эволюционная проработка инволюционной групповой души. Она связана с нашими контактами, не только внешними, но также и на внутренних планах. В результате сходства вибраций появляется связь. Поэтому когда человек повышает свою вибрацию, начинает строить по-новому и, как следствие, изменяет свою ключевую ноту, это приводит к диссонансу с его окружением и последующему разладу. Так, согласно Закону, к искателю Мистерий и исполняющему Закон всегда приходит период одиночества и печали, когда рядом нет никого и оставаться одному — его участь. В меньшей степени это приходит ко всем, а для архата (или посвященного четвертой степени) полное одиночество является характерной чертой. Он стоит посреди между жизнью в трех мирах и жизнью в мире адептов. Его вибрация до посвящения не синхронизирована с вибрацией ни той, ни другой группы. По Закону он одинок. Однако это лишь временно. Если окружение удовлетворяет — это тревожный факт, он свидетельствует о застое. Исполнение Закона вызывает разрыв.
3. Форма Приверженности. Да, именно это слово я имею в виду, так как оно выражает абстрактную идею. Любой человек на любом уровне имеет свою приверженность, то, во имя чего он живет, во имя чего — в неведении ли, в знании или в мудрости — исполняет Закон настолько, насколько в состоянии его постичь. Приверженность может быть чисто физической, она может быть сосредоточена в плоти, может выражаться в страсти к золоту, в обладании конкретными вещами. Он нацеливает все свои энергии на получение конкретной формы и благодаря этому учится. Он может быть привержен чисто астральным целям: любви к жене, ребенку, семье, расовой гордости, любви к популярности или того или иного рода страсти, — им он посвящает все свои энергии, используя физическое тело для удовлетворения астрального желания.
Форма его приверженности может быть еще более высокой: любовь к искусству, науке или философии, религиозная, научная или художественная жизнь, — им он отдает свои энергии, физическую, астральную и ментальную, и всегда это форма приверженности. Всегда вибрация соразмерна цели, находит цель, достигает ее и распадается. Страдание сопутствует любому разрушению формы и смене ключевой ноты. Множество жизней тысячелетиями растрачивались на низшие вибрации. По мере эволюции развитие ускоряется, и ключевая нота меняется от жизни к жизни, тогда как на ранних стадиях одна ключевая нота, или тон, могла звучать несколько жизней подряд. По мере приближения к Пути Путь Испытания оказывается усеянным многими разбитыми формами, и все меньше и меньше требуется времени на смену ключевой ноты; часто за одну жизнь человек повышает свою вибрацию несколько раз. Итак, убедитесь, насколько жизни стремящегося, если он прогрессирует с нужной скоростью, свойственны непрестанное движение, бесконечные перемены и дифференциации, постоянные выстраивание и ломка, планирование и разрушение планов. Это жизнь нескончаемого страдания, частых столкновений с окружающими обстоятельствами, многочисленных завязываний дружбы и расхождений, беспрестанного изменения и последующей мучительной боли. Идеалы достигаются только для того, чтобы пришло понимание, что они — лишь станции на дороге к высшему; видения видятся только для того, чтобы смениться другими; сны снятся только для того, чтобы их осознать и забыть о них; друзья появляются для того, чтобы их любить, но, двигаясь дальше, оставить их позади, с тем, чтобы они позднее, пусть и не так быстро, последовали по стопам борющегося стремящегося; все это время выстраивается четвертая форма.
4. Форма Каузального Тела. Это проводник высшего сознания, храм пребывающего внутри Бога, который видится исполненным такой редкостной красоты, таким устойчивым и незыблемым, что, когда наступает момент окончательного разлома даже и этого шедевра многих жизней, воистину горькой представляется эта чаша, невыразимо обездоленной чувствует себя единица сознания. Сознавая тогда только присущий Божественный Дух, только Истину Образа Божьего, глубоко, до самых глубин своего существа, осознавая эфемерную природу формы и всех форм, стоя в одиночестве в вихре посвятительных ритуалов, лишенный всего, на что он мог бы опереться (будь то друг, Учитель, доктрина или окружение), пусть Посвященный воскликнет: «Я есть то, что я есть, и нет ничего кроме этого». Пусть он тогда, образно говоря, вложит свою руку в руку своего Отца Небесного и протянет другую, благословляя мир людей, так как только руки, оставившие все в трех мирах, свободны для того, чтобы принести истинное благословение борющемуся человечеству. После чего он выстраивает для себя такую форму, какую пожелает, — новую форму, уже не подлежащую разрушению, удовлетворяющую его нуждам, которую можно оставить или использовать в зависимости от обстоятельств.
Называя осязаемым только то, что мы можем видеть, осязать и с чем можем соприкасаться через посредство пяти чувств, мы поступаем совершенно неправильно. ВСЁ считается принадлежащим миру форм, охватывающему физический план, астральный план и уровни низшего ума. Низший ментальный план включает уровень, на котором находится каузальное тело — на этом плане «плавает лотос любви», как изложено в «Древнем Комментарии». Все, что находится выше на ментальных уровнях вплоть до наивысшего из космических физических планов, является бесформенным. Данный факт необходимо тщательно продумать.
Всякая форма внутри эфирного тела подобна центру планеты или человеческого существа; данное сходство — если исходить из того, что здесь сообщено о человеческих центрах — неоспоримо и очевидно.
Любая форма (образуя совокупность субстанциальных жизней, или атомов) является центром эфирного тела формы, в которую она входит составной частью. В основе ее существования лежит живая динамическая точка, интегрирующая форму и поддерживающая ее сущностное бытие. Форма или центр — большой или малый, человек или атом субстанции — связан со всеми остальными формами и реагирует на энергии окружающего пространства, автоматически воспринимая одни и отвергая другие из-за отсутствия распознавания; он игнорирует или передает энергии, излучающиеся из других форм, тем самым становясь, в свой черед, впечатляющим агентом. Вот когда разнообразные истины смыкаются, сопрягаются между собой, заставляя нас употреблять близкие терминологии с тем, чтобы выражать одни и те же фактические истины, или идеи.
Опять-таки, каждая точка жизни в составе центра имеет собственную сферу излучения, или собственное поле влияния; последнее необходимо определяется типом, природой внутреннего Сознания. Именно магнетическое взаимодействие между множеством гигантских центров энергии в пространстве лежит в основе любых установленных в астрономии связей: между вселенными, солнечными системами и планетами. Имейте, однако, в виду, что именно аспект СОЗНАНИЯ делает форму магнетической, восприимчивой, отвергающей или передающей; сознание варьируется сообразно природе сущности, насыщающей, или работающей через большой или малый центр. Имейте также в виду, что жизнь, протекающая через все центры и оживляющая все пространство в целом, есть жизнь сущности; стало быть, это одна и та же жизнь во всех формах, ограниченная во времени и пространстве намерением, желанием, формой и качеством внутреннего сознания; существуют много разных типов сознания, но жизнь всегда едина и неделима, потому что она — ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ.
Сфера излучения всегда определяется точкой эволюции жизни в форме; коррелятивный, интегрирующий фактор, связующий один центр с другим — это сама жизнь; жизнь устанавливает контакт; жизненность — вот базис любого взаимоотношения, даже если это не очевидно для вас; сознание придает контакту качество и окрашивает излучение. Тем самым мы снова возвращаемся к фундаментальной троичности, я назвал ее в предыдущей книге Жизнью, Качеством и Явлением. Поэтому форма — это центр жизни в составе какого-либо аспекта эфирного тела Сущности, Пространства, если речь идет о живом, одушевленном существовании, таком как планета. То же верно и для всех меньших форм в составе планов.
Внутри этого центра есть точка жизни; центр связан со всеми окружающими энергиями и обладает собственной сферой излучения, или влияния, определяющейся природой, или силой, сознания и динамическим фактором мыслительной жизни одушевляющей сущности. Все данные факты требуют вашего самого пристального внимания. Наконец, в каждом центре имеется центральный треугольник энергий; одна из этих энергий выражает одушевляющую жизнь формы; другая выражает качество ее сознания, тогда как третья — динамическая интегрирующая жизнь, сплачивающая форму и сознание в едином жизненном выражении — определяет излучение формы, степень ее отзывчивости на окружающие энергии и общую природу насыщающей жизни, плюс ее творческую способность.
следует указать, что формы неизбежно бывают двух видов, каждый из которых занимает различное место в приведенной ниже схеме:
- Формы, являющиеся результатом действия Третьего и Второго Логосов и их объединенной жизни. Такими формами являются отдельные единицы в растительном, животном и минеральном царствах.
- Формы, являющиеся результатом совместного действия трех Логосов, и к ним относятся исключительно дэва и человеческие формы.
Существует также и еще более простая форма, воплощенная в субстанции, из которой создаются все прочие формы. Эта материя является, строго говоря, атомной и молекулярной, и оживотворяется она жизнью, или энергией, Третьего Логоса.
Формы по существу являются механизмами для развития восприимчивости и осведомленности. Они являются сенситивными машинами, чувствительными к своему окружению, и такое утверждение справедливо по отношению ко всем формам, от кристалла до Солнечной системы. Они создавались в великом процессе удовлетворения желания и обеспечения средствами контакта, которые гарантируют прогрессивное удовлетворение. В человеческой семье в результате этого двойственного взаимодействия Жизни (желающей удовлетворения) и формы (обеспечивающей поле опыта) сознание начинает жаждать любви к бесформенному вместо любви к форме и стремится мудро адаптировать любой опыт к процессу претворения желания в любовь. Следовательно, Луч этот является главным образом двойственным Лучом Самого Солнечного Логоса и, значит, налагает свой отпечаток на все проявленные формы, направляя все сознание во всех формах во всех царствах природы и во всех сферах развития. Этот Луч проводит жизнь через ряд форм, фундаментально побуждая ее искать и достигать блаженства через удовлетворение желания. Это побуждение, а также взаимодействие пар противоположностей вырабатывают многообразные типы сознательной реакции на переживаемый опыт, различные уровни которых мы называем сознанием, животным сознанием и так далее.
Для каждой проявленной формы характерны два процесса:
1. Она вмещает мировую душу, или насыщается ею, в той степени, в какой позволяют ее возможности. Атом субстанции, молекула или клетка — все они имеют душу, но не в той степени, в какой ее имеет животное; животное также имеет душу, но не в той степени как ее имеет Учитель, и так далее вверх или вниз по шкале.
2. Взаимодействие между обитающей внутри формы душой и самой формой приводит к двум следствиям:
- а) чувствительность и качество выражаются в соответствии с типом тела и его точкой эволюции;
- б) насыщающая душа побуждает телесную природу к активности и толкает ее вперед по пути развития, предоставляя, таким образом, душе поле опыта, а телу — возможность реагировать на высшие импульсы души. Так обогащается область выражения, а душа овладевает техникой контакта, что и является ее задачей в любой конкретной форме.
Таким образом, с определенной точки зрения душа представляет собой некоторый аспект тела, поскольку душа есть в каждом атоме в составе всех тел во всех царствах природы. Тонкая связующая душа, являющаяся результатом соединения духа с материей, есть сущность, независимая от телесной природы и образующая (при отделении от физического) эфирное тело, двойник, как его иногда называют, или копию физического тела. Это совокупность душ атомов составляющих физическое тело. Это истинная форма; это принцип связности каждой формы.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на важность того, что делает форма. Именно Форма разрывает связь (именно эта, обычно презираемая, унижаемая и разочаровывающая форма совершает заключительный акт), принося совершенное освобождение. «Лунный Владыка» личности достиг своей цели, и элементы, составляющие три его проводника (физический, астральный и ментальный), вместе с жизненным принципом войдут в атомную субстанцию первого тела проявления некоторой души, собирающейся воплотиться в первый раз. Все это тесно связано со сложной темой постоянных атомов. Этим отмечается момент высокого посвящения Лунного Владыки, когда он разрывает связь и прекращает всякие отношения с доселе насыщавшей его душой. Теперь он не просто тень, но приобрел такие качества, которые делают его «субстанциальным» (в эзотерическом смысле) и новым фактором во времени и пространстве.