Душа
Алиса А. Бейли

Душа

Эго - Высшее Я - Солнечный Ангел

«Материя является проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа является проводником на более высоком плане для проявления Духа. И эти трое являются Троицей, которая синтезирована Жизнью, пронизывающей их всех...»

«Тайная Доктрина», т.1, с.80

Во все века душа была предметом дискуссий, споров, попыток найти ей определение. Она вызывала и вызывает острый интеллектуальный интерес и является неисчерпаемой темой всех религий и направлений философии. Из одного этого мы можем заключить, что душа, похоже, является фактом природы, ибо свидетельства тысяч должны иметь реальное основание. Если исключить все выводы, основанные на видениях и переживаниях истериков, невротиков и вообще людей с патологическими отклонениями, остаются свидетельства и системы выводов, оставленные здравомыслящими уважаемыми мыслителями, которые нельзя отрицать и которые, безусловно, заслуживают признания со стороны человечества...

Некоторые определения души следует здесь привести. Они отобраны из огромного числа определений. Показательно, что определения и толкования души удивительно сходны между собой...

Во всей вселенной именно душа является сознательным, чувствительным элементом божественного плана — душа как анима мунди, мировая душа, оживляющая все формы жизни ниже животного царства; душа как животная душа, насыщающая тела всех животных и физические тела людей; душа как человеческая душа, дальнейшее расширение того же чувствительного фактора, но усиленного принципом самосознания, или сфокусированной личной чувствительности ко всем дочеловеческим выражениям души, а также осведомленностью (сознательной или бессознательной) о бессмертной, божественной душе; душа как Эго, или как духовная душа на собственном плане, источник сознания для трёх миров эволюции, а также цель всех современных эволюционных процессов.

...душа присутствует в каждой человеческой форме, используя низшие аспекты человека просто как проводники выражения. Цель эволюционного процесса состоит в том, чтобы углубить и усилить контроль души над своим инструментом. Когда этот процесс завершен, мы имеем божественное воплощение.

...развитую и координированную совокупность низших аспектов мы называем Личностью. Это единство включает ментальное и эмоциональное состояние существа, витальную, или жизненную, энергию и физический аппарат отклика; они “маскируют”, или скрывают, душу. Согласно восточной философии, эти аспекты развиваются постепенно и последовательно, и только по достижении достаточно высокой степени раскрытия для человека становится возможным координировать их и затем объединить в сознании с пребывающей внутри душой. Позже устанавливается контроль со стороны души и постепенно нарастающее проявление природы души. Иногда это символически изображается как возгорание света в лампе. Сначала лампа не освещает, но постепенно свет начинает ощущаться и становится ярче, пока не раскрывается смысл того, что сказал Христос: “Я свет миру”, повелев Своим ученикам: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели”.

...когда в соответствии с Законом Перевоплощения жизнь души приводит личность к такому состоянию, что последняя представляет собой интегрированную и координированную единицу, между ними начинается более интенсивное взаимодействие. Оно достигается посредством самодисциплины, активной воли к духовному Бытию, бескорыстного служения (ибо именно так выражает себя душа, обладающая групповым сознанием) и медитации. Вершиной этой работы является сознательная реализация единения, или, в христианской терминологии, искупления.

Эго — это великий солнечный ангел, который является средством выражения для Монады, или чистого духа, подобным тому, каким личность является для Эго на низшем уровне. С точки зрения человека в трех мирах, Эго, или Солнечный Владыка, — существо вечное; оно существует в течение всего цикла воплощений, так же как личность существует в течение крошечного цикла физической жизни. Тем не менее этот период существования лишь относительно постоянный, и наступает день, когда жизнь, выражающаяся через посредство Эго, Мыслителя, Солнечного Владыки или Манасадэвы, стремится освободиться даже и от этого ограничения и вернуться в источник, из которого она вышла.

Учащимся следует учитывать, что, с точки зрения Логоса, Солнечные Ангелы на ментальном плане (пятом подплане Космического физического плана) находятся в физическом воплощении, и их положение квалифицируется как «второе падение». «Первое падение» относится к принятию формы из космической эфирной материи, как в случае с Небесными Людьми, прототипами человеческих Джив. В этом последнем случае используемые тела именуются «бесформенными» (с нашей точки зрения), будучи «жизненными телами», оживотворяемыми космической праной. В случае нас самих и остальных групп, формы состоят из субстанции трёх низших планов (тех, которые Логос не считает принципами), то есть, из материи, ещё отзывающейся на вибрацию предыдущей системы. Это означает, что четыре низшие Иерархии – это связующее звено между жизнью прошлого и будущего. Они суть настоящее. Они не завершили свои контакты с активным интеллектуальным принципом предшествующей кальпы и потому должны продолжить их в нынешней. Они проработают эти контакты в нашей системе; четыре станут тремя и составят три более высокие арупа Иерархии следующей системы.

Душа, принцип индивидуализма, отражение в микрокосме божественного намерения, являющегося — символически говоря — для всего монадического выражения тем, что «находится посреди», инструментом истинной чувствительности, отзывчивости, духовной составляющей центра солнечного сплетения, который находится посреди между тем, что над диафрагмой, и тем, что под ней.

Вопрос 1. Что такое душа? Можно ли дать ей определение? Какова ее природа?

Здесь я дам лишь четыре определения, которые заложат основание для всего дальнейшего изложения.

А. Душу можно назвать Сыном Отца и Матери (Духа-Материи) и, значит, воплощенной жизнью Бога, рождающейся вновь и вновь, чтобы раскрыть качество природы Бога, которое по сути своей есть любовь. Эта жизнь, принимая форму, питает любовь во всех формах и в конечном итоге открывает цель всякого творения. Таково простейшее определение для среднего человека, данное мистическим языком и выражающее истинную основу всех религий. В силу понятных причин оно не полно, ибо не может подчеркнуть следующую истину: то, что можно сказать о человеке, можно также сказать и о космической реальности, и как человеческое явление на Земле скрывает и качество, и цель (в различной степени), так и синтез всех форм или явлений в том единстве, которое мы называем Солнечной системой, скрывает качество и цель Божества. Только когда человек больше не будет обманываться явлением и освободится от покрова иллюзии, он познает качество сознания Бога и ту цель, которую оно раскрывает...

Б. Душу можно рассматривать как принцип интеллекта — интеллекта, который характеризуется умом и ментальной осведомленностью, которые, в свою очередь, демонстрируют способность анализировать, распознавать, разделять, различать, выбирать или отвергать, то есть все, что выражают эти термины. До тех пор, пока человек отождествляется с явлением, эти аспекты ментального принципа навязывают ему «великую ересь разделенности». Именно явление природы формы очаровывает его и полностью вводит в заблуждение. Он рассматривает себя как форму и затем переходит от осознания себя как материальной формы, так как отождествлен с внешним проявлением, к осознанию себя как ненасытного желания. Затем он отождествляется со своим телом желания, со своими инстинктивными потребностями — и дурными, и хорошими — и рассматривает себя как свое настроение, свои чувства и свои стремления, независимо от того, тянут ли они его к материальному миру или в мир мысли и царство души. Его разрывает чувство двойственности. Позднее он отождествляется еще с одним явлением — с ментальным телом, или ментальной природой. Мысли становятся для него столь материальными, что начинают влиять на него и управлять им. Тогда к миру материальных явлений и миру великой Иллюзии он добавляет мир мыслеформ. И, подчиняясь тройной иллюзии, он, сознательная жизнь, стоящая за этой иллюзией, начинает объединять эти формы в одно координированное целое, чтобы лучше контролировать их.

Так Личность души формирует свое проявление. Затем человек подходит к пути испытаний. Он вступает в мир качества и смысла, начинает открывать природу души и переносить основное внимание с явления на качество Жизни, стоящей за этим явлением. Такое отождествление качества с явлением постоянно нарастает на пути, пока их слияние — слияние энергии с тем, на что она воздействует — не станет столь совершенным, что явление больше не будет заслонять реальность и доминирующим фактором станет душа. Сознание теперь отождествляется с самим собой (или со своим Лучом), а не со своим феноменальным явлением. Позднее сама душа будет вытеснена Монадой, которая поистине станет воплощенной целью...

Я пытаюсь различными способами символически рассказать о том, что такое душа. Душа — это сын Бога, рожденный от брака духа и материи. Она является выражением ума Бога, ибо слова «ум» и «интеллект» обозначают космический принцип интеллектуальной любви, любви, которая формирует явление через природу ума и, таким образом, является строителем отдельных форм, или явлений. Через такое качество как любовь душа также вызывает слияние явления и качества, осведомленности и формы.

В. Душа (и здесь слова вносят ограничения и искажения) — это световая единица, вибрирующая на частоте конкретного Луча. Это вибрирующий энергетический центр, находящийся внутри явления, или формы, всей своей лучевой жизни. Она входит в одну из семи групп, состоящих из миллионов жизней, в своей полноте составляющих Единую Жизнь. По самой своей природе душа обладает сознанием, или осведомленностью, в трех направлениях. Ей присуще Божественное сознание, групповое сознание и самосознание. Аспект самосознания реализуется в феноменальном явлении человеческого существа. Групповой аспект сохраняет человеческое состояние сознания, но добавляет к нему прогрессивно разворачивающееся осознание своей лучевой жизни, это осознается, когда есть осведомленность о любви, качестве и духе в их взаимодействии. Божественное сознание присуще душе лишь потенциально, и в его раскрытии заключается для души ее собственный рост вверх и вовне после того, как ее самосознание достигло совершенства, а групповое сознание распознается. Итак, душе присущи три уровня, или явления:

Стремящихся, которые учатся и готовят себя к жизни служения, можно считать достигшими уровня, отмеченного линией. Для правильного видения картины этот знак следует представлять себе в быстром вращении, образующим вращающееся колесо — колесо жизни.

Позвольте мне повторить еще раз:

  1. Душа есть сын Бога, результат объединения духа и материи.
  2. Душа — это воплощение сознательного ума, выражение (если можно так сформулировать) божественной интеллектуальной осведомленности.
  3. Душа — это энергетическая единица, вибрирующая в унисон с одной из семи лучевых Жизней и окрашенная светом конкретного Луча.

Личности души предназначено быть воплощением любви, применяемой интеллектуально и создающей те «привлекательные» формы, которые послужат выражением этого любящего интеллекта. Душа же, в свою очередь, должна быть воплощением божественной цели, или воли, интеллектуально применяемой в великой творческой работе, которая осуществляется могуществом творческой любви...

Г. Душа — это принцип чувствительности, лежащий в основе любых внешних проявлений, пронизывающий все формы и составляющий сознание Самого Бога. Когда душа, погружается в субстанцию как простая чувствительность, она в ходе эволюционного взаимодействия обогащается новым качеством и способностью реагировать на вибрацию и окружение. В этом состоит выражение души во всех дочеловеческих царствах природы.

Когда душа, выражающая чувствительность и качество, добавляет к этим характеристикам способность отстраненного само-осознавания, появляется та самоосознающая сущность, которую называют человеческим существом.

Когда же к чувствительности, качеству и самосознанию добавляется групповое сознание, то происходит отождествление с лучевой группой, и мы видим ученика, посвященного и учителя.

А когда к чувствительности, качеству, самосознанию и групповому сознанию душа добавляет сознание синтетической божественной цели (называемой Планом), мы видим то состояние бытия и знания, которое характерно для всех, кто стоит на Пути Посвящения, и в котором пребывают разноуровневые Жизни, от продвинутого ученика до Самого планетарного Логоса.

Но не забывайте, что несмотря на все эти различия мы говорим об одной и той же единой Душе, которая действует через проводники с различными способностями и разной степенью чистоты и ограниченности, так же как человек представляет собой единое существо, которое действует то через физическое тело, то через астральное или ментальное тела, а иногда сознает себя высшим «Я» — весьма редкое и необычное для большинства явление...

Тонкая связующая душа, являющаяся результатом соединения духа с материей, есть сущность, независимая от телесной природы и образующая (при отделении от физического) эфирное тело, двойник, как его иногда называют, или копию физического тела. Это совокупность душ атомов составляющих физическое тело. Это истинная форма; это принцип связности каждой формы.

Применительно к человеческому существу душа — это принцип ума с двумя его возможностями, или ум, выражающий себя двояко. Оба вида возможностей вырабатываются и становятся органичной частью оснащенности человеческого тела, когда оно адекватно очищено и достаточно развито. Это:

  1. Низший конкретный ум, ментальное тело, «читта», или умственное вещество.
  2. Высший духовный, или абстрактный, ум.

Эти два аспекта души, два ее фундаментальных качества создают человеческое царство и позволяют человеку соприкасаться как с низшими царствами природы, так и с высшими духовными реалиями. Первое качество, ум в его низшем проявлении, потенциально присуще каждому атому каждой формы в каждом царстве природы. Это часть телесной природы, ее суть и потенциал, и это основание братства, абсолютного единства, универсального синтеза и божественной связности в проявлении. Второй, высший аспект, есть принцип самоосведомленности, и в сочетании с низшим аспектом он порождает самосознание человеческого существа. После того как низший аспект проникает в формы дочеловеческих царств и насыщает их собой, он своим воздействием производит в них надлежащее утончение и активизирует их дремлющую чувствительность, отчего вибрация усиливается настолько, что притягивается высший аспект и происходит слияние, или единение. Это как бы более высокий вариант первоначального соединения духа с материей, в результате которого возник мир. Так начинается существование человеческой души и ее долгий путь. Теперь она становится отдельной сущностью.

Словом «душа» обозначается также совокупная психическая природа — витальное тело, эмоциональная природа и умственное вещество. Однако на человеческой стадии душа представляет собой нечто большее. Это духовная сущность, сознательное психическое существо, сын Божий, обладающий жизнью, качеством и явлением — уникальным проявлением во времени и пространстве трех выражений души, которые мы только что описали:

  1. Души всех атомов, которые составляют осязаемое явление.
  2. Индивидуальной души, или той тонкой гармоничной совокупности, которую мы называем Личностью, состоящей из тонких тел: эфирного (или жизненного) и астрального (или эмоционального) тел и низшего ментального тела. Эти три проводника у человечества те же, что и у животного царства, если иметь в виду жизненность, чувствительность и потенциальный ум; у растительного царства, если иметь в виду жизненность и чувствительность; и у минерального царства, если иметь в виду жизненность и потенциальную чувствительность.
  3. Души как духовного существования, или единства жизни и качества. Когда происходит единение трех вышеназванных душ, создается человеческое существо.

Таким образом, человек представляет собой соединение, или слияние, жизни, качества и явления, или духа, души и тела посредством осязаемой формы.

Человеческая душа (в отличие от души, функционирующей в своём собственном царстве и свободной от ограничений человеческой жизни) в продолжение большей части накопления опыта находится в заточении и подчинении у низших энергий. Позднее, на Пути Испытаний, двойная энергия души становится всё более активной, и человек старается сознательно использовать свой ум и выражать любовь-мудрость на физическом плане. Такова простая формулировка задачи всех стремящихся. Когда начинается сознательное и мудрое использование этих пяти энергий в служении, между личностью и душой устанавливается ритм. Возникает как бы магнитное поле, и обе вибрирующие магнетические единицы, или сгруппированные энергии, начинают взаимопроникновение в поле влияния друг друга. На первых порах это происходит редко и случайно, но затем всё чаще, формируя контактный канал, который в конечном итоге превращается в линию наименьшего сопротивления, «путь схождения», как её иногда эзотерически называют. Так возводится первая половина «моста» – антахкараны. К третьему посвящению этот путь закончен и посвящённый может «вступить по своей воле в высшие миры, оставляя низшие далеко позади, или вернуться и ступить на путь, ведущий от тьмы к свету, от света во тьму и из дольних, низших миров в сферы света».

Так двое становятся одним, и достигается первое великое согласие на пути возвращения. Но впереди вторая стадия пути, приводящая ко второму, ещё более важному соединению, дающему полное освобождение от трёх миров. Необходимо помнить, что душа в свою очередь представляет собой союз двух энергий с энергией духа, по отношению к которым три низшие энергии являются отражением. В ней синтезированы энергия самой Жизни (демонстрирующейся в мире форм в виде жизненного принципа), энергия интуиции, или духовной любви-мудрости или понимания (демонстрирующейся чувствительностью, чувством, астрального тела) и энергия духовного ума, отражением которого в низшей природе является ум, или принцип интеллекта в мире форм. Это те три энергии, что в теософской литературе называются атма-буддхи-манасом. Они составляют высшую тройственную комбинацию, которая отражается в низших трёх и фокусируется через тело души на высших уровнях ментального плана перед «материализаций в воплощении», как это эзотерически называется.

На физическом плане Солнечной системы наблюдается тот же процесс, что и в физическом теле человека, или в его плотном проявлении. В случае человека четвертый подплан является фокусом позитивной силы. На этом плане находятся эфирные центры человека, которые в эволюционном процессе и в работе направления силы имеют такое же значение для его физического тела, какое имеют группы Эго на ментальном плане для плотного физического тела Логоса. Это глубокий оккультный намек.

В словах «прана» и «эфирное тело» (или жизненная сила и форма) имеем ключ к тайне солнечных и лунных Питри и намек относительно места физического тела во всеобщей схеме.

Солнечные Питри и дэвы находят свое наиболее адекватное силовое выражение через человека – со всем, что включается в это понятие. Они – источник его самосознания, и именно их воздействие на негативный аспект порождает человеческое Эго (в большом масштабе, если рассматривать их в совокупности как космическую силу); именно их воздействие на негативный, или материнский, аспект порождает на космических уровнях Самосознательное Единство, Солнечного Логоса, функционирующего через Свой физический проводник. С христианской точки зрения, бóльшие Строители – это Святой Дух, или сила, осеняющая и оплодотворяющая материю, тогда как негативные, или меньшие, Строители соответствуют Деве Марии.

Для человека Солнечные Ангелы, Агнишватты, производят объединение духовной Триады, или божественного «Я», с Кватернером, или низшим «я». Для Логоса, солнечного или планетарного, они обеспечивают условия, при которых эфирное тело и плотное физическое тело становятся единицей.

Они демонстрируют особый тип электрической силы. Их работа — смешивать и сплавлять, и, кроме всего прочего, они — «трансмутирующие огни» системы, агенты, которые проводят жизнь Бога через свои тела пламени по мере её нисхождения из высшего в низшее и, снова, по мере её восхождения от низшего к высшему. В своих наивысших группах они связаны с той частью логоического головного центра, что соответствует сердцу, и в этом — ключ к тайне кама-манаса. Камические ангелы оживотворяются из «сердечного» центра, а манасические ангелы — из логоического головного центра через точку внутри этого центра, связанную с сердцем. Эти две преобладающие группы составляют совокупность кама-манаса во всех его проявлениях. Существуют три группы Солнечных Ангелов, все они связаны с аспектом самосознания, все они соединены с пятой спириллой логоического постоянного атома и энергетизируются ею, и все работают как единица.

Одна группа, наивысшая, связана с головным центром Логоса — солнечного или планетарного. Она работает с манасическими постоянными атомами и выражает волю-быть в плотном физическом воплощении. Её могущество чувствуется на атомном и втором подпланах. Она — субстанция и жизнь этих планов. Другая группа определённым образом связана с каузальными телами всех Эго и имеет первостепенное значение в нынешней Солнечной системе. Она исходит из сердечного центра и выражает его силу. Третья группа, соответствующая горловому центру, демонстрирует свое могущество на четвертом подплане через ментальные единицы. Она — совокупность способностей Эго к зрению, слуху и речи (звучанию) в строго оккультном смысле.

Когда прозвучало СЛОВО, породившее в Триаде желание самовыражения, а звук низшего проявления смешался с ним и возвысился до Небес, как говорится об этом в оккультных книгах, тогда пришел отклик от некоторых родственных созвездий. Это высвободило энергию, которая устремилась в Солнечную систему, неся с собой тех Солнечных Ангелов, которые «покоились в Сердце Бога, пока не настал час». Их появление на ментальном плане привело к объединению Духа и материи, которые породили самосознательную Индивидуальность, Эго. На космических уровнях аналогичный процесс происходит с такими величественными Индивидуальностями как Солнечный Логос и семеричные Жизни.

Проявление Эго на ментальном плане (или каузальное тело) — не результат энергии, эманирующей из постоянных атомов как ядер силы, но результат различных сил и, в первую очередь, групповой силы. Это проявление отмечено преимущественно действием внешней силы, и причина его теряется в тайнах планетарной кармы.

Душа представляет собой пока что неизвестную величину. Ей по-настоящему нет места в теориях академических научных исследований. Её существование не доказано, и даже самые открытые умы в среде традиционной науки рассматривают её лишь как возможную гипотезу, которой недостает очевидности. Она не признана как факт в сознании расы. Лишь две категории людей принимают её как факт: одна — это легковерные, неразвитые, простые люди, которые, будучи воспитаны на священных писаниях мира и религиозно настроенные, без сомнений принимают религиозные постулаты — такие как наличие души, Бога и бессмертия. Другая — это малая, но неуклонно растущая группа Знающих Бога и реальность. Это те, кто знает душу как факт своего собственного опыта, но кто не в состоянии убедительно доказать ее существование человеку, признающему лишь то, что способен познать, проанализировать, подвергнуть критике и испытанию конкретный ум.

Невежественный и мудрый представляют в этом вопросе две крайности. Между ними те, кто не является ни абсолютно невежественным, ни интуитивно мудрым. Эта та масса образованных людей, которые обладают знанием, но не пониманием, и которым предстоит еще научиться различать между тем, что может быть познано рациональным умом, тем, что может быть увидено умом, и тем, что способен сформулировать и познать лишь высший, или абстрактный, ум. Последний в конце концов преобразуется в интуицию, представляющую собой «познающую способность» интеллектуально развитого практического мистика, который, ставя эмоционально-чувствительную природу на место, использует ум в качестве фокуса и смотрит через этот объектив на мир души.

Согласно эзотерическому представлению (и это тесно перекликается с христианскими доктринами), душа — это посредник между монадой и личностью. Та же идея встречается во многих других религиозных представлениях, где, например, Будда показан посредником между Шамбалой и Иерархией, когда Он выступает в этой роли раз в год. Сама же Иерархия является посредником между Шамбалой и Человечеством. Эфирный план (под ним я имею в виду космический, планетарный и индивидуальный эфирный проводники) является посредником между высшими планами и плотным физическом телом. Вся система оккультного или эзотерического откровения основана на этой удивительной доктрине взаимозависимости, планомерного и организованного сознательного соединения и передачи энергии от одного аспекта божественного проявления к другому.

Помните, что душа, в свою очередь, есть объединение трёх энергий, которые отражаются в низшей троице. Это синтез энергии самой Жизни (которая демонстрируется в виде жизненного принципа в мире форм), энергии интуиции, или духовной любви-мудрости, или понимания (демонстрирующейся в виде чувствительности и чувств астрального тела) и духовного ума, чьим отражением в низшей природе является ум, или принцип интеллекта в мире форм. Эти три составляют атму-буддхи-манас теософской литературы — ту высшую тройственную комбинацию, которая отражается в низших трёх и фокусируется через душевное тело на высших уровнях ментального плана перед нисхождением в воплощение, как это эзотерически называется.

В КНИГАХ

«Письма об оккультной медитации»

«Трактат о космическом огне»

Эгоический Лотос и Центры
Эгоический Лотос

«Трактат о Белой Магии»

«Эзотерическая психология»

«Эзотерическое целительство»

Душа как Посредник, или Средний Принцип.

Существует две точки видения, с которых должна постигаться природа души: с одной изучают аспект души в четвертом царстве природы, то есть человеческом, а с другой — в дочеловеческих царствах природы, которые, надо помнить, являются отражениями трех высших.

Необходимо усвоить, что душа материи, Анима Мунди, — это обладающий чувствительностью фактор самой субстанции. Именно отклик материи всей Вселенной и внутреннее свойство всех форм, от атома физика до Солнечной системы астронома, обуславливает интеллектуальную активность, которая, несомненно, видна во всем. Ее можно назвать энергией притяжения, связностью, чувствительностью, жизненностью, осведомленностью, или сознанием, но, возможно, самое просветляющее определение это то, что душа представляет собой качество, проявляемое каждой формой. Это то тонкое нечто, которое делает один элемент отличающимся от другого, один минерал от другого. Это неосязаемая сущностная природа формы, которая в растительном царстве определяет, должна ли появиться на свет роза или цветная капуста, вяз или кувшинка; это вид энергии, который делает различающимися между собой разные виды животного царства и делает одного человека отличным от другого своей внешностью, природой и характером. Ученые свели в таблицы, исследовали и проанализировали формы, дали названия элементам и минералам, формам растительной жизни и различным видам животных; структура форм и история их эволюционного прогресса изучены; заключения и выводы сделаны, однако решение проблемы самой жизни до сих пор ускользает от мудрейших, и пока «ткань жизни», или жизненное тело, лежащее в основе любой формы и связующее каждую часть формы с любой другой ее частью, не будет признано фактом природы, эта проблема останется нерешенной.

Возможность определить, что такое душа, можно рассматривать как более осуществимую, чем возможность определить, что такое дух, благодаря тому факту, что много людей в то или иное время уже испытали на собственном опыте просветление, раскрытие, подъем и блаженство, и убедились, что существует состояние сознания, настолько отличающееся от обычного, что оно поднимало их в новое состояние бытия и на новый уровень осведомленности. Это то, что переживается и испытывается, и вызывает такое психическое расширение, какое на протяжении веков отмечали все мистики и о котором Св. Павел рассказывал, что он был «восхищен до третьего неба» и слышал там то, что человеку излагать не дозволено. Когда и слышание, и видение на этих уровнях вызывают регистрируемое переживание, получается оккультист плюс мистик.

1. Душа, макрокосмическая и микрокосмическая, мировая и человеческая, эта та сущность, которая проявляется, когда духовный аспект и материальный аспект соединяются друг с другом:

  • а) поэтому душа — это не дух и не материя, а связь между ними;
  • б) душа — это посредник между этой двойственностью; это средний принцип, связующее звено между Богом и Его формой;
  • в) поэтому душа — другое название принципа Христа,как в природе, так и в человеке;

2. Душа — это притягивающая сила сотворенной Вселенной и (во время функционирования) скрепляет все формы вместе, чтобы через них могла проявляться, или выражаться, Жизнь Бога:

  • а) поэтому душа — это формостроительный аспект и тот притягательный фактор в каждой форме во Вселенной, планете, в царствах природы и в человеке (соединяющем в себе все аспекты), который вызывает к жизни форму, дает ей возможность развиваться и расти таким образом, чтобы служить более подходящим обиталищем для внутренней жизни, и который продвигает все Божьи создания вперед по пути эволюции через все царства природы по направлению к конечной цели и славному завершению;
  • б) душа — это сила самой эволюции, и именно ее имел в виду Св. Павел, когда провозгласил: «Христос в вас, упование славы».

3. Душа проявляется по-разному в разных царствах природы, однако функция ее остается той же самой, имеем ли мы дело с атомом субстанции и его способностью сохранять свою подлинность, форму и присущую ему активность, или с формой одного из трех царств природы, сохраняющей свою целостность, обладающей своими характерными чертами, ведущей собственную инстинктивную жизнь и продвигающейся как одно целое по направлению к чему-то более высокому и лучшему. Поэтому:

  • а) душа — это то, что придает отличительные свойства и обеспечивает различные проявления формы;
  • б) душа воздействует на материю, вынуждая ее принимать конкретные очертания, отвечать на определенные вибрации и создавать те специфические феноменальные формы, которые мы классифицируем в мире физического плана как минеральные, растительные, животные и человеческие, а для посвященного — и некоторые другие формы.

4. Качества, вибрации, окраски и свойства всех царств природы — суть качества души, как и скрытые способности, ищущие выражения и демонстрирующие свои потенции внутри любой формы. В сумме своей при завершении эволюционного периода они откроют природу Божественной Жизни и Мировой Души, — той Сверхдуши, которая раскрывает характер Бога. Поэтому:

  • а) душа посредством этих качеств и свойств проявляется как сознательный отклик на материю, поскольку эти качества образованы взаимодействием пар противоположностей, Духа и Материи, и их воздействием друг на друга. Это базис сознания;
  • б) душа — это сознающий фактор во всех формах, источник той осведомленности, которую регистрируют все формы, и той отзывчивости к окружающим групповым условиям, которую демонстрируют формы всех царств природы;
  • в) поэтому душа должна быть определена как тот выдающийся аспект любой формы (появляющийся благодаря соединению духа и материи), который чувствует, регистрирует впечатления, притягивает и отталкивает, откликается или отказывается от отклика и удерживает все формы в постоянной вибрационной активности;
  • г) душа — это воспринимающая сущность, рожденная в результате соединения Отца-Духа и Матери-Материи. Это то, что в растительном мире, например, вызывает отклик на солнечные лучи и раскрытие бутона; в животном царстве это то, что делает возможной любовь животного к своему хозяину, дает возможность охотиться за добычей и жить инстинктивной жизнью; в человеке это то, что дает ему осведомленность о своем окружении и своей группе, позволяет ему жить своей жизнью в трех мирах своей нормальной эволюции в качестве наблюдателя, постигающего, актера. Это то, что в конце концов позволяет ему обнаружить, что эта душа в нем двойственна и что часть его отзывается на животную душу, а часть признает свою божественную душу. Большинство людей, впрочем, функционируют в настоящее время и не чисто животным, и не чисто божественным образом, и поэтому могут рассматриваться как человеческие души.

5. Душа вселенной способна к различению или, вернее (вследствие ограничений формы, через которую душе приходится функционировать), способна к распознаванию при разных скоростях вибрации и на разных стадиях развития. Поэтому природа души во Вселенной проявляется в виде некоторых больших состояний осведомленности со многими промежуточными стадиями, главные из которых можно перечислить следующим образом:

  • а) сознание, или состояние осведомленности в самой материи благодаря тому, что Мать-Материя была оплодотворена Отцом-Духом, и таким образом жизнь и материя соединились. Этот вид сознания присущ атому, молекуле и клетке, из которых составлены все формы. Они образуют формы Солнечной системы, планеты и всего, что находится на планете или внутри нее;
  • б) интеллектуальное чувствующее сознание, то есть сознание, присущее минеральному и растительному царствам. Именно оно ответственно за качество, очертания и окраску растительных и минеральных форм, а также за их конкретную природу;
  • в) животное сознание, осведомленность как реагирование душ всех форм животного царства, ответственная за их различия, виды и природу;
  • г) человеческое сознание, или самосознание, к которому последовательно направляется развитие жизни, формы и осведомленности в трех остальных царствах природы. Этим термином обозначается индивидуальное сознание человека; на ранних стадиях оно больше животное, чем божественное, из-за доминирования животного тела с его инстинктами и склонностями. Е.П.Б. очень точно определяет человека как «животное плюс бог». Позднее оно становится более человеческим, не совсем животным и не совсем божественным, но колеблющимся между обеими стадиями, делая, таким образом, человеческое царство великим полем битвы между парами противоположностей, между силой притяжения Духа и соблазном, или притягательной силой, материи, материнской природы; между тем, что называется низшим «я» и Духовным человеком;
  • д) групповое сознание, это сознание больших совокупностей, которое человек обретает благодаря развитию, прежде всего, своего индивидуального сознания, совокупности сознаний жизней его животной, эмоциональной и ментальной природы плюс искры божественности, пребывающей внутри образуемой ими формы. В результате такого развития появляется осведомленность о своей группе, то есть группе учеников, работающих под руководством своего Учителя, который представляет для них Иерархию. Иерархию можно определить как совокупность тех сынов человеческих, которые более не центрированы в своем индивидуальном самосознании, а достигли более обширного осознавания, осознавания планетарной групповой Жизни. Имеются несколько стадий такого осознавания, расширяющегося на протяжении всего пути от крошечного группового распознавания испытуемого ученика вплоть до совершенной групповой осведомленности Жизни, в Которой существуют все формы, сознания Планетного Логоса, того «Духа перед Престолом», Который проявляется через форму планеты, как человек проявляется через свою форму в человеческом царстве.

Душа, таким образом, может рассматриваться как объединенная чувствительность и относительная осведомленность о том, что скрыто за формой планеты и Солнечной системы. Последние являются совокупностью всех форм, органических и неорганических, как они различаются материалистом. Душа, хотя и составляющая одно великое целое, ограничена, однако, в своем выражении природой и качеством формы, в которую она заключена, и, следовательно, имеются формы, обладающие высокой мерой отзывчивости и проявления души, а также и другие, которые — по причине своей плотности и качества составляющих их атомов — неспособны к осознанию высших аспектов души или к выражению чего-то большего, чем свои низшие вибрации, тон или цвет. Бесконечно малое признается, бесконечно большое допускается;но это пока еще останется концепцией до тех пор, пока сознание человека не станет включающим настолько же, насколько оно исключающе. Эта концепция будет понята, когда осуществится касание Второго аспекта и люди поймут природу души. Также необходимо помнить, что подобно тому как базовая троичность проявления символически выразилась в человеке в виде оживотворяющей его энергии (физической энергии), его нервной системы и его тела, так и душа может быть познана как троичность, более высокое соответствие низшей троичности.

Имеется, прежде всего, то, что может быть названо духовной Волей, — та часть вселенской Воли, которую любая душа способна выразить и которая адекватна цели, побуждающей Духовного человека к сотрудничеству с Планом и Целью той великой Жизни, в Которой он существует. Имеется также второе качество души — духовная Любовь, качество группового сознания, включенности, посредничества, притяжения и объединения. Это первостепенное свойство души, так как только душа обладает им как динамическим фактором. Дух, или Монада — это, в первую очередь, выражение воли наряду с любовью и интеллектом как вторичными принципами; телесная природа, личность, характеризуется, в основном, интеллектом; душа же, в основном, обладает качеством любви, проявляющейся также как мудрость, когда интеллект телесной природы соединяется с любовью души. Следующая таблица поможет прояснить эту мысль.

Монада Воля Цель

  • 1-й аспект Воля, обуславливающая участие монады в достижении вселенской цели.
  • 2-й аспект Любовь, энергия, изливающаяся в душу и делающая ее тем, что она есть.
  • 3-й аспект Интеллект, передающийся через душу и проявляющийся с помощью тела.

Душа Любовь Метод

  • 1-й аспект Воля, находящаяся в латентном состоянии, но проявляющаяся через умственный аспект личности и через Кундалини, которая при правильном пробуждении делает возможным принятие заключительных посвящений в сознание Монады.
  • 2-й аспект Любовь, доминирующая сила жизни души; благодаря обладанию этим качеством и благодаря этому виду энергии, душа может находиться в связи со всеми душами. Через эмоциональное тело душа может контактировать со всеми животными и дочеловеческими душами, благодаря работе на своем собственном плане — с медитирующими душами всех людей, а благодаря принципу Буддхи — со вторым аспектом Монады.
  • 3-й аспект Знание. Этот аспект соприкасается с интеллектом всех клеток в тройственном телесном механизме.

После тщательного изучения вышесказанного становится очевидно, каким образом душа служит посредницей между Монадой и личностью.

Личность, подобно шкатулке, скрывающей драгоценность, таит внутри себя ту точку света души, которую мы называем светом в голове. Эта точка света находится в мозгу, но обнаруживается и затем используется только тогда, когда развит и функционирует высший аспект личности, ум. Тогда достигается объединение с душой, и душа функционирует через низшую личностную природу.

Душа скрывает внутри себя «драгоценность в лотосе», то свойство динамической энергии, которое является проявленным атрибутом монады, называемым волей. Когда душа раскрывает все свои способности и может включать в свое сознание все, что мы называем «мириадами форм, которые принимает Бытие», тогда, в свою очередь, становится возможным высшее, или более вмещающее состояние, и на смену жизни души приходит жизнь монады. Последняя включает в себя способность знать, любить и участвовать в планах Жизни, обладающей способностью включать в радиус своего сознания не только совокупность всех жизней и сознаний, входящих в Жизнь Логоса нашей планеты, но и все жизни и сознания в пределах нашей Солнечной системы. Природу этой осведомленности можно постичь лишь человеку, достигшему знания души. В настоящее время велика нужда в специалистах в области жизни души, в группе мужчин и женщин, которые, осуществляя великий эксперимент и переход, добавляют свои свидетельства к истинности утверждений мистиков и оккультистов всех времен.

Сама душа — главный центр накопления опыта в жизни монады, а низшие тела суть центры выражения в жизни души. По мере непрерывного перемещения сознания человека в более высокие тела, через которые возможно выражение, душа постепенно превращается в главный центр сознательного опыта, а меньшие центры опыта (низшие тела) всё более и более теряют своё значение. Они всё меньше нужны душе для обретения опыта и всё больше — для служения.

Ту же мысль надо ввести в нашу концепцию о душе как о центре сознания. На ранних стадиях эволюции душа использует тела как центры накопления сознательного опыта, и именно они и этот опыт заботят её в этот период больше всего. Но со временем человек всё увереннее сознаёт себя душой, а присущее ему сознание (как душе в трёх телах) ослабевает, пока тела не становятся лишь инструментами контакта, через которые душа поддерживает осмысленные отношения с миром физического плана и ощущений, с чувственными уровнями и с миром мысли.

Монада является источником того выдоха, или истечения, благодаря которому душа появилась на физическом плане; на Пути же Возвращения, на который мы ступаем на последнем этапе, Монада является причиной вдоха, или вдохновения.

В процессе выдоха, выдыхания вовне, божественная энергия определённого типа сфокусировалась в виде центра накопления опыта в такой чувствительной субстанции, которую мы называем высшей ментальной материей. А из него в конце концов сформировался тот аспект человека, который мы называем душой. Душа продолжила начатый монадой, или Единой Жизнью, процесс выдоха, или выдыхания вовне. Выдыхаемая при этом энергия в процессе «присвоения притяжением» качественного материала, или субстанции, образовала центры накопления опыта в трёх мирах. Через эти центры обретается необходимый опыт, интенсифицируется жизненный процесс, становится возможным накопление опыта через контакты со всё более широким окружением, которые при сознательном и самостоятельном осуществлении со временем ведут к успешным расширениям сознания в посвящениях. Так неуклонно раздвигаются границы влияния души. Параллельно активности души протекает и активность в материальной субстанции, неотвратимо приводящая негативный аспект материи, или субстанции, в соответствие с позитивными требованиями души. Проводники выражения, механизм проявления и центры накопления опыта совершенствуются по мере расширения и углубления сознания.

Душа — это та индивидуальность, которая сознаёт время в его истинном смысле и обозревает период проявления в целом, благодаря чему учится соизмеримости, распознанию ценностей и развивает внутреннее чувство синтеза.

Мало-помалу тройственный механизм развивается и растёт знание центра накопления опыта. Сегодня это знание весьма высокого порядка, и мир полон личностей. И в дополнение к предыдущим формулировкам мы можем определить личность как:

  • а. Оснащённость, которая приходит в соответствие с тремя направлениями контакта. Накапливающая опыт душа может теперь начать эффективно использовать свой инструмент.
  • б. Выражение творческих способностей души, готовое претворить знание в мудрость.
  • в. Воплощённая душа, которая уже готова сознательно работать с фактором времени, ибо, научившись работать с фактором окружения, может начать контролировать обстоятельства и окружение с точки зрения времени. Это означает, прежде всего, правильное использование времени и возможностей, а затем утверждение непрерывности сознания.

Следует также помнить, что с точки зрения Монады сама душа по природе своей является формой, хотя это форма несравненно более тонкая, нежели всё, что нам известно в трёх мирах. В приведенных выше ключевых словах содержится также двоякое отречение, ибо сначала душа отказывается от жизни и света Монады, своего источника (символизируемого словами «дом Отца»), и погружается в океан материи; затем, переориентируясь, душа отрекается от жизни формы, личностного центра. Душа отделяет себя (в сознании) от Монады, Единого, и функционирует из своего собственного центра, создавая новые, материальные, привязанности. Затем, после обращения колеса вспять, она начинает отделять себя от личности и воссоединяется в сознании с пославшим ее Единым. Такова кульминация пути Рыб. Владыки Воли и Жертвы погружаются в проявление, жертвуя своим высоким положением и возможностями на более высоких планах проявления, чтобы искупить материю и поднять жизни, которыми она населена (низшие Творческие Иерархии), до Их собственного статуса, поскольку Они образуют Четвёртую Творческую Иерархию.

Душу, или Солнечного Ангела, можно рассматривать как неотрывно созерцающего в трех направлениях:

1. В направлении Света Небесного, той центральной Жизни, или Энергии, которая содержит внутри Себя Цель и План, к которым стремится все Бытие. Я не знаю, как выразить это яснее. Что может представлять из себя эта направляющая сила, какова тайна Самого Бытия — это открывается только при более высоких посвящениях и окончательно осознается только тогда, когда распадается само каузальное тело, Карана Шарира, и устраняются все последние ограничения. Этого направления видения Солнечного Ангела нам пока нет необходимости касаться.

2. В направлении того царства, где господствует Солнечный Ангел, мира душ, или эгоических импульсов, мира иерархической работы и чистого мышления. Это Царство Божие, мир небесного Бытия. Это то состояние, о котором становятся все больше осведомлены ученики, в котором работают посвященные и из которого Учителя разных рангов направляют эволюционный процесс планеты. Оба эти направления, в которых смотрит душа, образуют мир ее духовного опыта и объект ее устремления. Давайте не забывать, что Духовный человек, Солнечный Ангел, также имеет свою конечную цель, и что именно его импульс начинает доминировать после того, как подчиняется проводник в трех мирах. Так же как только полностью интеллектуально развитое человеческое существо может начать сознательно функционировать как душа, соприкасаться с Царством Души, так только полностью активная и господствующая душа, в которой буддхический принцип становится контролирующим, может начать соприкасаться с состоянием чистого Бытия, в котором вечно пребывает Монада, или Дух.

Развитие интеллекта в человеке свидетельствует о его пригодности к работе проторения Пути назад к полному сознанию души. Развитие буддхического аспекта, или аспекта мудрости-любви Солнечного Ангела свидетельствует о его пригодности к дальнейшему продвижению в направлении осведомленности о состоянии чистого Бытия.

3. Третье направление, в котором смотрит душа и в котором она развивает свою способность созерцательного видения — это направление к своему отражению в трех мирах. Целью долгой борьбы между высшим и низшим человеком является сделать низшего восприимчивым и отзывчивым к силам, эманирующим из души, когда душа «созерцает» свой троичный инструмент.

Имеется интересная связь между тремя этими «направлениями созерцания» и пробуждением трех главных центров. На это можно лишь намекнуть по причине трудности данного предмета. Так как много факторов управляют этим пробуждением, каждому стремящемуся придется определить собственный порядок и метод пробуждения...

На собственном плане душа не ведает разделённости, и всеми душевными отношениями управляет фактор синтеза. Душу интересует не только форма, в какой она видит свою задачу, но и качество или смысл, который это видение застилает или скрывает. Душе известен План, известны его форма, основные положения, методы и цель. С помощью творческого воображения душа творит; на ментальном плане она строит мыслеформы и объективирует желание на астральном плане. Затем она материализует свои мысль и желание на плане физическом, прилагая силу, творчески активизируемую воображением эфирного, или жизненного проводника. А поскольку душа является интеллектом, который мотивируется любовью, она (в пределах постижимого синтеза, управляющего всей её активностью,) может анализировать, различать и разделять. Кроме того, душа стремится к тому, что превосходит её, тянется к миру божественных идей и потому сама занимает положение между миром идей и миром форм. В этом заключаются как её трудность, так и её благоприятная возможность.

Таким образом жизнь души утверждается в обусловливающих её факторах. Это значит, что на Пути Ученичества эти факторы начинают играть свою роль в жизни личности. Они должны так обусловить низшего человека, чтобы его жизнь, поведение, желания и мысли равнялись на более высокие импульсы, исходящие от души. Это лишь иной способ описания выражений духовной жизни, которые должен демонстрировать каждый посвящённый.

Монада — это Жизнь, поддерживающая сила, Владыка твердой и непрестанной преданности делу достижения определенной цели. Душа — это Владыка Любви и Мудрости, а личность — Владыка знания и интеллектуальной активности. Применение такой терминологии подразумевает осознание конечной цели. Однако на нынешнем — промежуточном — этапе это осознание не выражено.

См. так же: Агнишватты

Изменено 27.02.2018 19:48
bugfixer invisible agent