имена: духовные люди
Мирской человек озабочен материальными, или объективными, феноменами, тем, что можно увидеть, потрогать, подержать в руках; изучающий же оккультизм занят исследованием субъективной стороны жизни, силами, порождающими всё знакомое нам на земном плане. Эти силы делятся на три главные группы:
- а) Силы, исходящие с ментального плана с двумя его подразделениями;
- б) Силы камической природы;
- в) Чисто физические силы.
Ученик оккультизма изучает их, экспериментирует с ними, манипулирует ими и соотносит их друг с другом. Благодаря обретённому таким образом знанию к нему приходит понимание всего, что может быть познано в трёх мирах, а также понимание собственной природы.
Духовный человек — это тот, кто будучи и мирским человеком, и изучающим оккультизм, пришёл к выводу, что за всеми причинами, с которыми он до сих пор имел дело, стоит ПРИЧИНА, после чего это причинное, или каузальное, единство становится целью его изысканий. Оно — мистерия, которая лежит в основе всех мистерий; оно — тайна, для которой всё до сих пор узнанное и понятое составляло лишь завесу; оно — сердце Неведомого, скрывающее цель всего, что ЕСТЬ, и ключ к нему дается в руки лишь тем возвышенным Существам, Которые — проложив свой путь через многообразную паутину жизни — действительно и поистине знают, что Они — Атма, или сам Дух, и подлинные искры единого великого Пламени.
Непробужденный человек видит форму, наблюдает различные виды ее активности и «судит по явлениям». Пробуждающийся стремящийся начинает ощущать за всеми формами еще не открытую красоту. Пробужденный ученик переносит свое внимание на мир качеств и все больше узнает о цвете, воспринимает новые диапазоны звуков, познает новый для себя развивающийся внутренний аппарат отклика, благодаря которому начинает соприкасаться с незримым, неосязаемым и неоткрытым. Он узнает о тех субъективных импульсах, которые обусловливают качество жизни и постепенно и медленно обнаруживают себя.
Именно к этой нераскрытой внутренней красоте ведет и культивирование добродетелей, рекомендуемое церквями, и использование исходной мысли в медитации, рекомендуемое оккультистами. И то, и другое служит полезным, конструктивным целям. Тот же принцип подразумевается в библейском трюизме «каковы мысли в душе его, таков и он». Духовный человек отличается от того, кто озабочен мирским и материальным, тем, что пытается работать с качественным аспектом жизни, тогда как второй фокусирует свое внимание на аспекте явления. При этом материалистически ориентированный человек может задействовать и задействует определенные качества, но это те качества, которые были развиты в течение эволюционного процесса божественной Жизни, проходящей цикл развития в дочеловеческих и человеческом царствах.
Духовный человек старается реализовать План и отождествиться с божественным Умом в природе. Удаляясь в среднюю точку, он стремится осознать свою божественность, и, сделав это, фокусируется в своей ментальной форме, благодаря которой осуществляется его связь с Универсальным Умом. Он претерпевает ограничение, благодаря которому способен познавать и служить. Он старается затронуть сердца людей и донести до них «вдохновение» из глубины сердца духовного бытия. Он снова утверждает факт своей божественности, и так, благодаря временному отождествлению с телом, характеризующимся чувственным восприятием, ощущениями, эмоциями, он обнаруживает свое единство с чувственным аппаратом божественного проявления, который несет Любовь Бога всем формам физического плана.
Он старается способствовать материализации божественного Плана на физическом плане. Он знает, что все формы — продукт правильно использованной и направленной энергии. Полностью осознавая свое божественное Сыновство и глубоко вникнув умом во все, что этот термин подразумевает, он фокусирует свои силы в жизненном теле, становясь фокусом передачи божественной энергии и, тем самым, строителем, работающим в единстве с созидающими энергиями Космоса. Он спускает энергию просветленной мысли и освященного желания в тело эфира, работая, таким образом, с пониманием и преданностью.
Если представить Манас в виде сферы, то одна половина этой сферы будет находиться под управлением истинного духовного света, озаряемая им, а другая половина — под контролем майявической тени. Поскольку среди людей существуют различные степени истинного манасического развития, мы можем рассматривать эту манасическую сферу как целиком заселенную. Возьмем двух типичных представителей — обычного человека и духовного человека. Духовный человек, обладающий истинным видением, обитает в стране истинного света. Обычный же человек, обладающий майявическим светом в качестве жизни своего существа, находится в стране отраженного света, или майявической тени, как я назвал его. Теперь представим манасическую сферу вращающейся подобно земному шару, что создает эффекты дня и ночи, бодрствования и сна, и вы обнаружите, что манасический день йогина — это ночь обычного человека, и наоборот. То, что для йогина истинный свет и реальность, является абсолютной тьмой для обычного человека, а реальность последнего видится йогину мифом и ложью.