авторитет - авторитарность - догма - послушание
Владыка Будда сказал
что мы не должны верить в то, что сказано, лишь потому, что так было сказано; не должны верить традициям только потому, что они переданы из древности; верить слухам как таковым; писаниям мудрецов по той только причине, что их писали мудрецы; мысленным образам, полагая, что нас вдохновил некий Дэва (то есть, считая, что они вызваны духовным вдохновением); умозаключениям, которые мы вывели из каких-то случайных предположений; не должны верить в то, что по некой аналогии кажется нам непреложным; мы не должны верить, основываясь только на авторитете наших наставников или учителей. Но мы должны верить, если писание, доктрина или сказанное подтверждаются нашим рассудком и сознанием.
«Поэтому, – говорит он в заключение, – я учил вас не верить просто потому, что вы услышали нечто, но верить только тогда, когда это подтверждается вашим сознанием, а затем действовать в соответствии с этим, и с усердием».
– Тайная Доктрина III, 401
Пусть каждый читатель «Трактата о Космическом Огне» придерживается этой позиции.
Алиса А. Бейли
Наваждение Авторитета – это в большинстве случаев массовое наваждение. Оно коренится в массовой психологии и является одним из признаков того, что человечество все еще находится на младенческой стадии, на которой людей охраняют от самих себя навязыванием некоего правила, свода законов, авторитарного диктата, исходящего от государства, олигархии или от индивидуальной диктатуры. Судя по всему, это ограничивает род человеческий набором заданных форм и регламентирует деятельность людей, подчиняя их определенному режиму жизни и работы, который навязывается и упорядочивается подпиткой комплекса страха, неистовствующего в человечестве в наше время; этот страх – один из наиболее мощных источников наваждения. Возможно, у нас есть все основания рассматривать его как источник любого наваждения на нашей планете. Страх породил те условия, которые привели к наваждению на астральном плане, но не к иллюзии на ментальных уровнях сознания.
Когда наваждение авторитета переносится в область духовного сознания человека, возникают такие ситуации как эпоха инквизиции в ее наихудших формах, эпоха авторитета церкви с акцентом на организации, правлении и наказании, или на неоспоримом господстве какого-нибудь учителя. Высшие формы наваждения авторитета проявляются как признание права на власть Солнечного Ангела, Души, или Эго. Между этими двумя крайностями, отражающими младенчество расы и свободу, которая придет, когда большая часть рода человеческого достигнет свободы Души, лежат многочисленные типы и виды промежуточных реакций.
В духовных делах имена, личности и голос внешнего авторитета не имеют большого значения. Только то, что подтверждается внутренним распознаванием и внутренней расположенностью, является надежным руководством.
Идея авторитета. Она привела к различным формам патернализма — политического, образовательного, общественного и религиозного. Это может быть отеческий патернализм привилегированных классов, старающихся улучшить жизнь тех, кто от них зависит (и они это во многом делают); патернализм церквей, религий мира, выражающийся как авторитет духовенства; или патернализм учебного процесса.
Важно только само учение. Лишь аспекты истины, которые я вам предлагаю, имеют значение. Лишь та помощь, которую я могу оказать вам, а также духовная и ментальная стимуляция с моей стороны существенны для вас. Тренировка интуиции для распознавания духовной истины должна быть целью ваших усилий. Само учение, а не учитель, должно быть для вас авторитетом; авторитет стал камнем преткновения для многих школ. Есть только один авторитет — бессмертная душа самого человека, и только этот авторитет следует признавать.
Cейчас на земле происходит событие, по-своему такое же важное и значительное, как кризис атлантической эпохи, когда физическое, жизненное и астральное тела были скоординированы и сформировали функциональную единицу. Тогда стала применяться «йога преданности», или Бхакти йога, для обучения стремящихся того времени...
В те времена к участию в мистериях и работе допускались только те, кто чувствовал внутри себя тягу, стремление к мистическому видению, кто глубоко любил и был предан духовному идеалу. От них не требовалось обладание активным, живым умом, и их интеллектуальные способности были практически на нуле. Они нуждались в авторитетах, которым им нравилось подчиняться; они учились через церемониал; они были преданы Великим, имена и фигуры Которых стояли за занимающими должности в экзотерических ложах. Ум не задействовался. Это надо помнить. Личностей не было.
В настоящее время в мире наступил другой великий момент кризиса. Я имею в виду не нынешние мировые условия, а состояние человеческого сознания. Ум достиг функционального могущества, личности стали скоординированными. Три аспекта человека соединились; стала возможной еще одна формация, или представительство, от Иерархии адептов. На физическом плане без какой-либо экзотерической организации, церемониалов или внешней формы интегрируется – безмолвно, постоянно и, набирая мощь, – группа мужчин и женщин, которая в конечном счете придет на смену предыдущему иерархическому усилию.
Они не признают никаких авторитетов, за исключением авторитета собственной души, никакого Учителя, за исключением группы, которой стараются служить, и человечества, которое глубоко любят. Они не отгораживаются никакими барьерами и отличаются широкой терпимостью, здравой ментальностью и чувством пропорции. Они открытыми глазами смотрят на мир людей и узнают тех, кого могут вдохновить и по отношению к кому могут занять положение, какое занимают Великие, вдохновляя, обучая и помогая...
Члены этой группы работников Нового века будут, однако, обладать некоторыми общими характеристиками. Они не будут навязывать догм и делать акцент на каких-либо доктринах или авторитетах. Они не будут заинтересованы в росте своего личного авторитета и не будут опираться ни на какие традиционные авторитеты: ни религиозные, ни научные, ни культурные и ни на какие-нибудь другие навязываемые формы истины. Будут признаваться разные способы, продвигающие к восприятию реальности, и каждый волен будет выбирать свой собственный. Никакой дисциплины не будет налагаться этими работниками на тех, кто стремится с ними сотрудничать. Они будут считать, что не имеет особой ценности представление какого бы то ни было человека или лидера о том, как единицам в его конкретной сфере деятельности надлежит жить и работать, медитировать и питаться. Члены этой новой группы работают эзотерически с душами, и им нет дела до частностей личностных жизней тех стремящихся, которых они стараются вдохновить.
авторитет Истины
Концепция единодушия (или единогласия), которая была представлена Советской Россией, полностью противоположна истине. Идея ее правителей заключается в том, что истина устанавливается концепцией, идеей, трактовкой и решением группы могущественных людей, и этой истине послушные массы демонстрируют должную преданность. Это в корне неверная концепция, и ни один член Новой Группы Мировых Служителей не отнесется к ней с уважением; все они будут бороться с таким порабощением человеческой души до последнего вздоха. Истинное единодушие является свободным решением в ответ на представление истины, которое максимально приближено к постигнутой реальности. Поэтому именно в правильном формулировании истины заключается безопасность для всех людей. Это неизбежно включает в себя глубоко духовное представление сущностных фактов. Принцип одновременности является здесь вспомогательным, поскольку взаимное распознавание идентичного подхода к истине неизбежно способствует согласованной деятельности.
Все дело в том, брат мой, что в обоих случаях побуждение к активности происходит в самом индивидууме, и здесь нет внешнего авторитета. Единственным признаваемым авторитетом является истина, как она проявляется в человеческом сознании в том или ином мировом или историческом цикле. Сегодня распознается больше истины (а также, в сущности, и отвергается), чем в любое другое время человеческой истории. Люди достигли такой точки эволюции, что способны пoзнавaть истину, представленную должным oбpaзoм, напрямую, так как конкретный человеческий ум теперь гораздо отзывчивее на абстрактную истину и, тем самым, на последующее эволюционное представление этой истины. Именно против этого бьются Тоталитарные Силы, несознательные (и я имею в виду именно это, брат мой) агенты Черной Ложи. Они не победят, они не могут победить и в перспективе, так как человеческий дух вечно здрав и чист.
Из мешанины идей, теорий, спекуляций, религий, церквей, культов, сект и организаций появляются два главных направления мышления: одно, которому, в конце концов, предстоит умереть, и другое, которому предстоит развитие и рост и которое, в свою очередь, даст рождение тому максимальному (для нас) выражению истины, которое будет удовлетворять на протяжении следующего века и приведет человека к вершине Храма и Горе Посвящения. Эти два направления представлены следующими группами:
1. Теми, кто обращен назад к прошлому, кто привержен старым путям, древним теологиям и реакционным методам неприятия при поисках истины. Это люди, признающие авторитет: авторитет пророка, библии или теологии. Это те, кто предпочитает послушание навязанному авторитету — добровольному послушанию просветленной душе. Это сторонники церкви и правительства, отличающиеся чистой преданностью и любовью, но отказывающиеся признавать тот божественный интеллект, которым они одарены. Их преданность, их любовь к Богу, их требовательная, но отстаивающая заблуждения совесть, их нетерпимость делают из них всецело преданных людей, которые, однако, ослеплены собственной преданностью и ограничивают собственный рост своим фанатизмом. Они в большинстве своем принадлежат к старшему поколению, и надежда для них — в их преданности и в том, что сама эволюция приведет их во вторую группу.
Эта первая группа и выполняет работу кристаллизации, которая приведет к полному уничтожению старых форм; ее задача так конкретизировать старые истины, чтобы ум расы мог очиститься, чтобы стало очевидно, что существенно, а что не существенно, чтобы фундаментальные идеи так контрастировали с догмами, чтобы стало видно то, что лежит в основе, а вторичные, незначительные убеждения отвергались, так как только основополагающее и причинное будет цениться в грядущем веке.
2. Вторая группа представлена пока еще очень незначительным, но неуклонно возрастающим меньшинством. Это та внутренне связанная группа любящих Бога, интеллектуальных мистиков, знающих реальность, которые не принадлежат ни к какой религии или организации, но которые считают себя членами универсальной, единой Церкви и «членами друг друга». Они есть в каждой нации, расе и народе; у них разного цвета кожа и разные школы мысли, но все же они говорят на одном и том же языке, учатся с помощью одних и тех же символов, прокладывают один и тот же путь, отвергли одни и те же несущественные вещи и выделили одну и ту же суть из существующих верований. Они узнают друг друга; они выражают одинаковую преданность духовным лидерам всех рас и одинаково свободно пользуются Священными Писаниями друг друга. Они образуют субъективную основу нового мира; они формируют духовное ядро грядущей мировой религии; они демонстрируют принцип братства, который, в конечном итоге, спасет мир.
Что представляет собой оккультное послушание, которого, как предполагается, может ожидать Учитель? Сегодня Учителя имеют дело с высокоментальным типом ученика, который верит в свободу человеческой воли и сознания и с негодованием отвергает любой так называемый авторитет. Мыслящий человек не станет соглашаться с каким-либо ущемлением своей свободы, и в этом он фундаментально прав. Он протестует против вынужденного подчинения. Сегодня это аксиома. Помимо этого фундаментального вопроса возникают меньшие, которые я хочу упомянуть. Должен ли ученик повиноваться малейшему намеку, который может дать Учитель? Должны ли приниматься каждая просьба и каждое предложение? Должно ли все, что говорится Учителем, приниматься как истинное и непогрешимо верное? Ошибается ли ученик, отказываясь (если это так) признавать точку зрения Учителя и Его утверждения? Будет ли факт достижения стадии Принятого Ученичества ограничивать его свободу мнения или выбора, сдерживать его суждения и делать их просто частичной копией мысли Учителя?
Требуемое послушание — это подчинение Плану. Это не послушание Учителю, чтобы ни говорили по этому поводу оккультные школы старого стиля. Послушание, которого от вас ждут, базируется на вашем растущем распознавании Плана для человечества, по мере того как он возникает в вашем сознании посредством процесса медитации и определенного служения, основанного на растущей любви к своим ближним.
Требуемое послушание — это подчинение личности душе, по мере того как знание души, свет души и контроль души становятся все более могущественными в реакциях ума и мозга ученика. Вся проблема оккультного послушания не возникала бы вовсе, если бы связь между душой и личностью, или между учеником и Учителем была бы полностью и правильно установлена. Вопрос целиком возникает из-за слепоты ученика и отсутствия у него знания. По мере того как связь становится более надежной, никаких фундаментальных расхождений мнений не возникает; цели души и личности соединяются и сплавляются; задачи, стоящие перед учеником и Учителем становятся идентичными, а групповая жизнь обуславливает служение, осуществляемое ими обоими. Так что, данный вопрос нашептывают именно ограничения ученика, а также его страх, что слишком многое может спрашиваться с него Учителем и его собственной душой. Разве не так, брат мой? Именно привязанность к вашим личностным интерпретациям, желаниям и идеям побуждает вас нарушать слово, или обещание, послушания. Именно ваша любовь к себе и собственной точке зрения — буквально и фактически — заставляет вас опасаться слишком быстрого согласия с известными предложениями Учителей. Я хотел бы напомнить вам, что предложение — это и все, что Учитель когда-либо делает ученику, несмотря на то, что Он может также делать позитивные утверждения относительно человеческих дел. Эти утверждения могут быть полностью верными; однако, неофит обычно слишком слеп или обусловлен своей собственной индивидуальной точкой зрения, чтобы принять их. Послушание может осуществляться лишь тогда, когда имеет место развитое понимание и вмещающее видение, или восприятие; если этого нет, вопрос этот решится с течением времени.
Учителя вознаграждают не похвалой, не поглаживанием по голове, не словесным выражением благодарности. Они заняты тем, что из обыкновенных мужчин и женщин делают знающих и учителей:
- обучая их познавать себя;
- освобождая их от слепой веры авторитетам тем, что пробуждают в их умах интерес, желание исследовать и затем указывают (не более того) направление, в котором следует искать ответ;
- создавая им условия, которые вынуждают их стоять на собственных ногах и полагаться на собственные души, а не на какое бы то ни было человеческое существо, будь то любимый друг, наставник или Учитель Мудрости.