имена: Атмический план - Атма - Духовная Воля - Нирвана
Космический физический план | |||||
---|---|---|---|---|---|
1. | Ади | Божественный | Атомный подплан | 1-й космич. эфир | ЛОГОС |
2. | Монадический | Акаша | Субатомный | 2-й космич. эфир | МОНАДА |
3. | Атмический | Духовный | Сверхэфирный | 3-й космич. эфир | ЭГО |
4. | Буддхический | Интуиция | Эфирный | 4-й космич. эфир | |
5. | Ментальный | Ум | Газообразный | арупа уровни (бесформ.) |
|
рупа уровни (формы) |
ЛИЧНОСТЬ | ||||
6. | Астральный | Эмоции | Жидкий | ||
7. | Физический | Тело | Плотный физический |
Атма, как все вы знаете, означает «Я», или Эго, то есть индивидуализированный центр сознания, вокруг которого собираются и оформляются все мирские переживания и опыты в их двойственном аспекте субъективного и объективного. Это как бы один из фокусов, излучающих лучи света для освещения космических вод, в которых эти лучи собираются и посылаются обратно. В теософской литературе распространены термины «самосознательная индивидуальность» и «высший Манас». С этой точки зрения вы увидите, что высший Манас является наиболее важным принципом, или центральной осью строения человека, его истинной душой.
Это нить, которую нужно схватить и удерживать тому, кто желает познать истину и поднять себя из обусловленного состояния. Могут возразить, что Атма представляет собой 7-й принцип теософской семерки и что Манас находится по шкале куда ниже. Простой ответ на это состоит в том, что 7-й принцип является конечным состоянием, которого может достич «Я» после пересечения океана обусловленного существования, или сансары. Возвращаясь к лотосу Йогина Брахмы: он представляет собой корень всех манасических сил Природы и потому является сердцем всей Природы. Вы найдете, что в каждом воплощении Вишну — в форме коня, карлика, человекольва и т.д. — Брахма занимает место сердца. Содействовать трудам этого Йогина во всей его манвантарической программе означает следовать доктрине сердца, идя к тому, чтобы стать невоплощенным брамином, живущим в локе света и исполняющего обязанности Йогина в круге времени. На теософском языке это означает стать боддхисаттвой, сыном Дхиани, или, на санскрите, брамином, сыном Брамы, лотосового Йогина.
Первые три плана Космического физического плана — Логоический, Монадический и Атмический — являются планами самыми главными. Это базовые планы, из которых эманируют четыре вторичных плана. Говоря другими словами, первые три Космических эфира в буквальном смысле воплощают те три Сущности, что известны нам как Махадэва, Вишну и Брахма. В подобном смысле эта Троица обретает наиболее полную объективность и в трех физических эфирах. Низшие четверо проявляются в ходе эволюции, однако затем в конечном итоге синтезируются в высшие три. Следует также помнить, что параллельно всем процессам, проходящим на главных планах, на всех семи планах Солнечной системы идет процесс, связанный с электрическими явлениями в эфирной материи. Это можно наблюдать, например, на Ментальном плане применительно к Человеку. Теоретически можно легко представить абсорбцию каузальным телом всех обретенных способностей и прекращение, в результате этого, всякой вынужденной объективности в трех мирах по окончании периода синтеза. На других планах это не так очевидно. На Буддхическом плане Строители находящиеся на эволюционной дуге, или большая часть дэва-эволюции, проходит аналогичный синтез. На физическом плане происходит таинственный синтез, связанный с «духом Земли», или Планетарной сущностью, и первые три эфира связаны с ней определенным, пока мало понятным образом.
Должен быть пробуждён отклик божественной воли, отражением которой является аспект ума, а тенью — мозг (или феноменальное явление). Это приводит к функциональной активности на физическом плане того, что в теософской литературе именуется Атмой, или первой качественной дифференциацией монадической Жизни. Данное качество часто называется духовной волей.
Высшим аспектом абстрактного ума является атмический план. Полезно осознать субстанциальную природу обоих этих уровней сознания. Именно в субстанции атмического плана зарождается активность, способная впечатлять абстрактный ум, который тогда становится местопребыванием сознания духовного человека; последний в то же время продолжает активно владеть своей личностью и пользоваться конкретным умом; однако астральная чувствительность начинает опускаться ниже порога сознания, присоединяясь к великому множеству инстинктов и инстинктивных реакций, которыми обладает человеческое существо и которые дают ему осведомленность обо всем, что существует в трех мирах, включая три дочеловеческих царства природы. Именно этими возвышенными управляемыми инстинктами пользуются Учителя и ученики, чья задача — наблюдать за эволюцией форм жизни в дочеловеческих царствах.