Логоические аспекты - Троица - Личность Логоса - Тримурти
Воля Отца, Духа, или Жизни — стремиться к удовлетворению желания. Мать, или материя, удовлетворяет это желание и притягивается Отцом. Их взаимный отклик инициирует творческую работу, и рождается Сын, наследующий от Отца импульс желания, или любви, а от Матери – тенденцию к активному созданию форм. Так язык символов повествует о появлении миров форм и поступательном процессе удовлетворения желания духа через эволюционную работу. Таким образом, два главных Луча Воли и Любви дают два основных свойства божественной природы, скрытые за всеми мириадами форм. Требуются эоны, чтобы эти две энергии устойчиво доминировали во всем явлении, ведя созданные миры к полной демонстрации божественной природы. Это касается и богов, и людей.
Но точно так же, как Отец наделяет Сына божественными качествами воли и любви, так и Мать многим также наделяет его, увеличивая изначальную двойственность и добавляя (к уже имеющимся качествам) качество, присущее самой материи, — качество, или Луч, Интеллектуальной Активности. Этот третий из божественных атрибутов и завершает, если можно так сказать, оснащение явленных форм, предрасполагая все творение к интеллектуальному определению истинного назначения желания и осмысленному применению методов построения форм для открытия божественной цели. Познающий (человек) является хранителем той мудрости, которая позволит ему продвигать божественный план и привести волю Бога к исполнению. Поле познания устроено так, что оно вибрирует с разумным откликом на медленно открывающуюся волю. Само же знание — это то, что знает свои собственные цели и достигает их в процессе экспериментирования, ожидания, накопления опыта, проверки и достижения успеха, который приводит к окончательному переходу в другой мир. Подобные слова служат синтетическими символами, с оптимальной краткостью передающими космическую историю.
Итак, три Луча: Воли, Любви и Интеллекта формируют явление, наделяют его качеством и — благодаря жизненному принципу, который является фундаментальным аспектом единства — обеспечивают непрерывность роста до того времени, когда воля Бога проявит себя как могущество, привлечет к себе желаемое, мудро переживет постепенно растущую удовлетворенность и разумно применит обретенный опыт для создания форм более восприимчивых, прекрасных и более полно выражающих качество жизни.
Надлежит тщательно усвоить, что проявление деятельности всех Трех Логосов есть выражение ума некой Космической Сущности. Точно таким же образом, семь Планетарных Сущностей, семь Небесных Людей, – это семь Логосов (а также – космических Существ), которые в своей совокупности образуют Тело Тройственного Логоса. Таким образом, перед нами:
- Недифференцированный Логос – Космическая Сущность.
- Логос, троичный в проявлении:
- а) Космический Владыка Воли, Могущества.
- б) Космический Владыка Любви и Мудрости.
- в) Космический Владыка Активного Интеллекта.
- Тройственный Логос, семеричный в проявлении, то есть семь Планетарных Логосов.
Каждая из этих космических Сущностей является по своей основной сути Огнем; каждая проявляется, как огонь, тройственным образом. Космический Владыка Активного Интеллекта, если рассматривать его с точки зрения космической эволюции, более развит во времени, чем два его Брата. Он – жизнь материи, ее скрытый внутренний Огонь. Это его огненная сущность лежит в ядре Солнца, планеты и человеческих материальных форм. Он – сумма Прошлого.
Ныне Владыка Космической Любви ищет союза со Своим Братом и в данной точке времени воплощает все Настоящее. Он – сумма всего воплощенного; Он – сознательное Существование. Он – божественный Сын, и Его жизнь и природа развиваются через каждую существующую форму. Владыка Космической Воли содержит будущее в своих планах и сознании. Все трое – Сыны одного Отца, все трое – аспекты Единого Бога, все трое – Дух, все трое – Душа и все трое – Лучи, эманирующие из одного Космического Центра. Все трое – субстанция, но в прошлом один Владыка был старшим Сыном; в настоящем вперед выдвигается другой Владыка, а в будущем – выдвинется третий. Но это верно лишь во Времени. С точки же зрения Вечного Сейчас, ни один из них не более и не менее велик, чем другой, ибо последние будут первыми, а первые – последними. Вне проявления нет времени, и нет состояний сознания, существующих вне объективности.
Огонь Духа – это сущностный огонь Первого Владыки Воли плюс огонь Второго Логоса Любви. Эти две космические Сущности соединяются, сливаются и проявляются как Душа, пользуясь для проявления помощью Третьего Логоса. Три огня соединяются и сливаются. В нынешнем четвертом круге, на нашем четвертом глобусе нашей планетной схемы огни Третьего Логоса интеллектуальной материи отчасти сплавляются с огнями Космического Ума, проявляясь как Воля, или Могущество, и оживотворяя Мыслителя на всех планах. Цель их взаимодействия – совершенное проявление Космического Владыки Любви. Над этим следует поразмыслить, поскольку это открывает тайну.
Соединение трех огней, слияние трех Лучей и взаимодействие трех Логосов имеют целью (в данное время и в нашей Солнечной системе) развитие Сущности Космического Владыки Любви, Второго Лица логоической Троицы. Ранее было не так, позднее будет не так, но сейчас это именно так. Эти Трое, если рассматривать их на Космическом ментальном плане, образуют ЛИЧНОСТЬ ЛОГОСА и видятся функционирующими как одно целое. Отсюда тайна (признанная как факт, хотя и нераскрытая) избыточного тепла, оккультно выражаясь, астрального, или центрального, тела троичной личности. Оно оживляет физическое тело и управляет им, и в большинстве случаев господствуют именно его желания; оно демонстрирует во времени и пространстве соответствие временного единства Духа и материи, огней космической любви и материи, соединенных вместе. Подобная аналогия обнаруживается при рассмотрении природы тепла нашей Второй Солнечной системы.
К схеме II: Три Излияния. На диаграмме «символы трех Аспектов (Логоса) помещены вне времени и пространства, только их потоки влияния нисходят в нашу систему планов... Они представляют в соответствующем порядке то, что обычно называется тремя Лицами Троицы... Видно, что от каждого из них излияние жизни, или силы, проецируется на нижние планы.
Первое по порядку из излияний — это прямая линия, нисходящая от Третьего Аспекта; второе, являющееся левой частью овала, — это поток, который нисходит от Второго Аспекта, пока не достигнет самой низшей точки материи, после чего вновь поднимается по правой стороне, пока не достигнет низшего ментального уровня. Заметим, что в обоих этих излияниях божественная жизнь по мере спуска в материю становится все более затемненной и завуалированной, и наконец в самой нижней точке мы почти не в силах распознать в ней божественную жизнь; однако, когда она проходит надир и поднимается вновь, то все сильнее проясняется. Третье излияние, нисходящее из наивысшего Аспекта Логоса, отличается от других в том, что никоим образом не затемняется материей, через которую оно проходит, но сохраняет свою девственную чистоту и первоначальное сияние. Заметим, что это излияние опускается только до уровня Буддхического плана (четвертого плана) и что связь между двумя оформлена в виде треугольника в круге, представляющих индивидуальную Душу человека – перевоплощающееся Эго. Третье излияние представлено здесь треугольником, а второе – кругом...» (Ч. Ледбитер, “Христианская вера”, стр. 39, 40).
Проникающий принцип манаса, окрашивающий как аспект воли, так и аспект желания, вызывает большую путаницу у изучающих, и достичь ясного понимания можно, только если осознать, что:
- Первое. Всякое проявление эманирует или электризуется с Космического ментального плана.
- Второе. Универсальный Ум, или Божественный Мыслитель, является тем интеллектуальным Принципом, который проявляет себя как Воля-быть, Желание или Любовь-к-Бытию, и та Активная интеллектуальная целеустремленность, которая оживотворяет Солнечную систему.
- Третье. Махадэва, или Божественная Воля, Вишну, аспект Мудрости, или проявленный «Сын Необходимости», и Брахма, или Активная целеустремленность, представляют собой совокупность интеллектуального сознания и (для проявленной Космической Сущности) являются тем, чем ментальное тело, тело желания и физическое тело являются для человека, Мыслителя в трех мирах, функционирующего в каузальном теле. Не следует забывать, что каузальное тело содержит три постоянных атома, или три сферы, воплощающие принципы интеллекта, желания и физической объективности. И всегда необходимо помнить об аналогии между троичным Логосом и троичным человеком – размышление над сходством между ними даст вам четкое представление. Человек – это единица, функционирующая в каузальном теле. Он является троичностью, которая функционирует, будучи обусловленной: аспектом воли, или ментальным телом; аспектом желания, или мудрости, то есть астральным телом; а также – аспектом активности, или физическим телом. Он электризует, или оживотворяет, все три тела, или аспекта, соединяя их в одно и обеспечивая – посредством Интеллекта, которым он и является, – связность действия, синхронность целеустремленности и синтетическое усилие.
Таким образом становится очевидно, что независимо от угла изучения троичный Логос (или его отражение, Микрокосм) посредством Манасического принципа интеллектуально собирает материю в форму и использует эту форму для воплощения воли, желания и достижения цели внутреннего Существования; этот принцип может быть обнаружен в основе всех трех аспектов.
Нет необходимости перечислять здесь различные троичности, которые могут быть выстроены на основе базового представления о Духе и Материи, связанных Интеллектом. Это уже много раз делалось. Я только хочу подчеркнуть, что основным качеством Логоса является ИНТЕЛЛЕКТ; что он проявляется как Воля, как Желание, или Мудрость, и как Активность; что основание этому создано той работой, которую эта Космическая Сущность совершила ранее, включая сюда и циклы, канувшие в прошлое даже с точки зрения Солнечного Логоса.
Третий Логос
Третий Логос, или Брахма, характеризуется активным интеллектом; его способ действия мы называем вращением, или равномерным кругооборотом материи Системы, во-первых, как огромной совокупности, приводящей в движение материал внутри всего «кольца-не-преступи», и во-вторых, дифференцирующим этот материал согласно семи вибрационным частотам, или диапазонам, на семь планов. На каждом из этих планов процесс повторяется, и материя любого плана внутри «кольца-не-преступи» этого плана выражает себя вначале как совокупность, а затем как семеричная дифференциация. Эта дифференциация материи вызывается вращательным движением и управляется Законом Экономии (одним из Космических Законов), который мы будем обсуждать позже; а пока обратим внимание только на то, что этот Закон может рассматриваться как управляющий фактор в жизни Третьего Логоса. Поскольку:
- а) Цель этого Логоса — совершенное слияние Духа и материи.
- б) Его функция — манипуляция Пракрити, или материей, чтобы сделать ее пригодной, или соответствующей требованиям и целям Духа.
- в) Его способ активности — вращательный, направленный на то, чтобы посредством вращения материи повысить ее активность и тем самым сделать материал более податливым.
Все три аспекта управляются Законом Экономии, который является Законом Адаптации во времени и пространстве, или линией наименьшего сопротивления. Эта линия наименьшего сопротивления есть то, что ищут и чему следуют в материальной сфере существования. Брахма проявляет также и Волю (поскольку Он является целью) и Любовь, поскольку в нашей Солнечной системе Любовь – это линия наименьшего сопротивления. Хотя это оккультное заявление и заслуживает рассмотрения, все же следует помнить, что в первую очередь Он – Активность и Интеллект, имеющие целью адаптацию, и это Его главная характеристика.
Второй Логос
Второй Логос, Вишну, божественный Луч Мудрости, великий принцип Буддхи, стремящийся соединиться с принципом Ума, характеризуется Любовью. Его движение мы можем назвать спирально-циклическим. Используя вращательное движение атомов, Он добавляет к нему собственный вид движения, то есть спирально-циклическое движение, а циркуляция по орбите или сфероидальному пути (который проходит вокруг центрального фокуса по восходящей спирали) приводит к двум результатам:
- а) Он собирает атомы в формы;
- б) С помощью этих форм Он добивается необходимого контакта и развивает полное сознание на пяти планах человеческого развития, постепенно очищая и утончая формы, по мере того как Дух Любви, или Божественное Пламя, спиралеобразно продвигается все ближе к своей цели, и обнаруживает, что эта цель является тем источником, из которого он вышел.
Эти формы составляют совокупность всех сфер, или атомов, внутри Солнечной системы, или внутри солнечного «кольца-не-преступи», а в своих семи главных дифференциациях они являются сферами Семи Духов, или Семи Планетарных Логосов.
Все меньшие сферы, относящиеся по нисходящей градации к этим главным, охватывают все степени проявления вплоть до элементальной сущности на дуге инволюции. Нам следует помнить, что по линии наименьшего сопротивления на Пути Инволюции ощущается главным образом действие Брахмы. На Пути Эволюции ощущается работа Второго Логоса, которая начинается в некой точке времени и пространства, скрытой в мистерии Второй цепи, но ускорение вибрации или объединение двух видов проявления активности — вращательно-спирально-циклического — происходит в середине того цикла, который мы называем Третьей цепью. Иными словами, это соединение активности Брахмы с прогрессом, осуществляемым Вишну. Соответствие этому мы видим в сумме результатов, достигнутых во второй и третьей коренных расах.
Активность Второго Логоса осуществляется по космическому Закону Притяжения. Одно из ответвлений Закона Экономии – это вспомогательный Закон явно выраженного развития, называемый Законом Отталкивания. Космические Законы Притяжения и Экономии являются (с определенной точки зрения) разумным основанием существования постоянного отталкивания, продолжающегося, пока Дух стремится освободиться от формы. Аспект материи всегда следует линии наименьшего сопротивления и отталкивает всякую тенденцию к образованию группы, тогда как Дух, управляемый Законом Притяжения, всегда стремится отделиться от материи при помощи метода притяжения все более адекватного типа материи в процессе различения реального и нереального и перехода от одной иллюзии к другой до тех пор, пока не будут полностью использованы ресурсы материи.
В конце концов Обитатель формы ощущает толчок, побуждение, или притягательную силу Собственного «Я». Перевоплощающийся Джива, например, затерявшийся в лабиринте иллюзии, начинает со временем распознавать (согласно Закону Притяжения) вибрацию собственного Эго, которое является Логосом его собственной системы, его божеством в трех мирах опыта. Позднее, когда само эгоическое тело видится как иллюзия, ощущается вибрация Монады, и Джива, действуя по тому же закону, прокладывает дорогу назад через материю двух планов сверхчеловеческой эволюции, пока не сольется с собственной Сущностью.
Следовательно:
- а) Цель второго Логоса – сознание, достигаемое в сотрудничестве с Третьим Логосом.
- б) Его функция – строительство форм как инструментов для получения опыта.
- в) Его способ активности является циклическим и спиральным; вращение Колеса существования в упорядоченных циклах с особой целью, а также движение сфер материи вокруг фиксированного центра внутри Солнечной системы.
Эти три аспекта деятельности управляются Законом Притяжения, или Законом, регулирующим взаимоотношения, то есть действие и противодействие:
- а) Между Солнцем и его шестью братьями.
- б) Между осуществляющими круговое Вихревое движение семью планами Солнечной системы.
- в) Между всем, что существует в материи всех форм, то есть самими сферами материи, и совокупностью тех сфер, которые составляют другие формы.
Первый Логос
Первый Логос – это Луч Космической Воли. Его способ активности – продвижение вперед солнечного «кольца-не-преступи» через пространство, и до конца этой Махаманвантары, или дня Брахмы (логоического цикла), мы не будем в состоянии познать Первый аспект Воли или Могущества таким, каким он является в действительности. Он известен нам как воля к существованию, проявляющаяся через материю форм (Изначальный Луч и Божественный Луч), мы знаем, что неким оккультным образом он связывает Систему с ее Космическим Центром. Непостижимым для нас образом Первый Логос проводит влияния других созвездий. Когда Первый аспект будет лучше понят (в следующей Махаманвантаре), будут постигнуты работа семи Риши Большой Медведицы и верховное влияние Сириуса; в нынешнем проявлении Сына, или аспекта Вишну, мы более тесно связаны с Плеядами и их влиянием через Солнце, а по отношению к нашей планете – через Венеру.
Тема Первого Логоса, проявляющегося только в связи с другими двумя Логосами в Системе – глубочайшая тайна, которую не понимают полностью даже те, кто принял шестое Посвящение.
Первый Логос воплощает «волю к жизни», и именно с Его помощью Манасапутры пришли в объективное существование в человеческой и дэва Иерархиях. В нашей Системе слияние Божественного Луча Мудрости и Изначального Луча интеллектуальной материи создает великую двойственную эволюцию; за обеими этими космическими Сущностями стоит другая Сущность, являющаяся воплощением Воли и использующая формы – но только те формы, которые принадлежат Великим Дэвам-Строителям и человеческим иерархиям во времени и пространстве. Это оживотворяющий принцип; аспект воли-к-жизни семи Иерархий. Тем не менее, эти семь Иерархий являются (как говорит Е.П.Б.) семеричным Лучом Мудрости, драконом в семи своих формах. Это глубокая тайна, и единственный способ найти ключ к ней в настоящее время может быть обретен человеком, созерцающим собственную природу в трех мирах своего проявления. Как наш Логос стремится обрести объективность через свою Солнечную систему в ее троичной форме, в которой нынешняя Система является второй, так и человек стремится обрести объективность через свои три тела – физическое, астральное и ментальное. Сейчас он поляризован в своем астральном теле, или в своем втором аспекте, подобно тому, как недифференцированный Логос поляризован в своем Втором аспекте. Как мы теперь понимаем, во времени и пространстве совокупность Джив управляется чувством, эмоцией и желанием, а не Волей, хотя в то же самое время Волевой аспект управляет проявлением, поскольку Эго, которое является источником личности, выражает в проявлении «волю любить».
Трудность здесь заключается в неспособности для ограниченного ума уловить значимость этого тройственного проявления, однако вдумчивым размышлением о Личности и ее отношении к Эго, которое, будучи аспектом любви, в то же время связано и с проявлением аспекта Воли в трех мирах, можно пролить слабый свет на те же проблемы, встающие перед Божеством, распространив их с микрокосмических на макрокосмические сферы.
Аспект Махадэвы, или Первый Логос (воплощающий Космическую волю), управляется Законом Синтеза, Космическим Законом, определяющим тенденцию к единению; только в данном случае это не единение материи и Духа, но объединение семи в три и в одно. Эти три цифры означают Дух, качество, принцип и, в меньшей степени, материю, хотя материя, когда она одухотворена Духом, вполне соответствует всем членам этого ряда. Закон Синтеза имеет отношение к Единому, частью которого является наш Логос, и поэтому этот закон является законом управления, применяемым Единым к Логосу нашей Системы. Это духовная связь, ведущая к вбиранию, или к синтезу, духовных элементов, результатом которого будет их сознательное возвращение (весь смысл заключается в слове «сознательное») к своей Космической Точке Синтеза, или к единению со своим Источником. Этот источник, как мы изучали ранее, – ТОТ, О КОТОРОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО.
Итак, говоря о Первом Логосе, мы можем подвести итог, как мы это сделали в отношении других Логосов:
- а) Его цель — синтез Духов, которые обретают сознание через проявление и нарабатывают качество посредством опыта в материи.
- б) Его функция — посредством Воли удерживать их в проявлении в течение желаемого периода, а затем удалить их и воссоединить с их Духовным источником. Поэтому нужно помнить, что фундаментально Первый Логос управляет Космическими Сущностями, или Сверхсистемными Существами; Второй Логос – солнечными существами; Третий Логос — лунными существами и их соответствиями во всей Системе.
При том уровне развития ума, которым обладает современный человек, это правило нельзя разобрать слишком подробно. Тайна — в осознании того, что все осуществляется в божественном сотрудничестве, основа которого — вне Системы. Кроме того, по этой же причине Первый Логос называется Разрушителем, так как Он является абстракцией, если смотреть снизу вверх. Его работа — синтез Духа с Духом, их конечное удаление из материи и соединение с их Космическим Источником. Поэтому Он также тот, кто вызывает пралайю, или распад формы, из которой удалился Дух.
Если мы продолжим эту аналогию и низведем ее до уровня микрокосма, то сможем увидеть некую сходную идею и, следовательно, осознать ее с большей легкостью. Эго (являющееся по отношению к человеку на физическом плане тем же, чем является Логос по отношению к своей Системе) также является оживотворяющей Волей, разрушителем форм, инициатором пралайи и Тем, кто удаляет внутреннего Духовного человека из его тройственного тела; оно притягивает его в самый центр своей малой системы. Эго является сверхкосмическим по отношению к человеческому существу на физическом плане, и с осознанием этого факта приходит ясное понимание истинной космической проблемы, связанной с Логосом и «духами в заточении», как выражаются христиане.
- в) Его способ активности — продвижение вперед; это Его Воля лежит в основе эволюционного развития, и это Он проводит Дух через материю, пока тот не выйдет из материи, достигнув двоякой цели:
Во-первых, — добавив качество к качеству и, следовательно, увеличив свои возможности благодаря опыту.
Во-вторых, — повысив вибрацию самой материи с помощью ее же собственной энергии, так что материя в момент пралайи и обскурации будет иметь две главных характеристики — активность, результат Закона Экономии, и двойной магнетизм, результат Закона Притяжения.
Все эти три аспекта деятельности Логоса управляются Законом Синтеза, который есть закон совместной «воли быть», которая сохраняется не только во времени и пространстве, но и в гораздо более обширном цикле.
Эти предварительные положения были изложены в попытке показать синтез Целого. Употребление слов приводит к ограничению и затемнению идеи; слова буквально затемняют мысли, снижают их ясность и искажают смысл. Легче понять в общих чертах работу Второго и Третьего Логосов (являющихся результатами проявления сущностного Духа), нежели более эзотерическую работу Первого Логоса, которая является работой оживотворяющей Воли.
Если же рассматривать эту тему в терминах огня, то можно, вероятно, выразить ее с несколько иной точки зрения.
Третий Логос — это огонь в материи. Он горит благодаря трению и набирает скорость и вибрацию вращением сфер, поскольку их взаимодействие производит взаимное трение.
Второй Логос — это солнечный огонь. Он образуется соединением огня материи с электрическим огнем Духа, которое производит во времени и пространстве огонь, называемый нами солнечным. Он есть качество пламени, или сущностное пламя, созданное таким слиянием. Соответствие ему можно видеть в излучающем огне материи, например, в эманации Центрального Солнца, планеты или человеческого существа, которую мы называем магнетизмом. Эманация человека, или его характерная вибрация, есть результат соединения Духа и материи и относительной адекватности материи, или формы, его внутренней Жизни. Объективная Солнечная система, или Солнце в проявлении, есть результат сочетания Духа (электрического огня) с материей (огнем трения), а эманации Солнца во времени и пространстве зависят от адекватности материи и формы той Жизни, что внутри них.
Первый Логос — это электрический огонь, огонь чистого Духа. Однако в проявлении Он – Сын, ибо объединение с материей (Матерью) порождает Сына, через которого Он познается. «Я и Отец – одно» — это самое оккультное заявление в христианской Библии, потому что оно утверждает единство не только человека со своим источником, Монадой, через Эго, но и единство всей Жизни со своим источником, Волевым аспектом, Первым Логосом.