имена: Мудрость - знание - понимание - радость
Мудрость это знание, приобретённое на опыте и применяемое с любовью...
Вы могли слышать, что мудрые люди иногда, в час опасности, восклицали: «Радость, радость!» Не могло это восклицание означать лишь самовнушение. Они знали о сокровище радости и как бы хотели занять оттуда воспламенение чувств, необходимых для подвига. Не нужны призраки там, где есть сокровенная связь с Иерархией. Можно занять из Хранилища неисчерпаемые силы, только нужно призвать их пламенно. Никто не может противиться радости подвига. Нельзя покоряться насилию, но радость есть завершение. Так будем растить ее, как ценнейшие цветы, но не умалим ее подозрением, что она есть иллюзия. Нет, мы знаем, как радость звучит трубою Кундалини. Мы не можем часто словами пояснить, отчего возникает эта радость, предвестница, но на легкокрылом луче Иерархии, она посещает нас. Кто знает, из какой Беспредельности звучит призыв к радости? Кто же знает, что уже приблизилось время явления радости? Но закон непреложен, и потому радость есть особая мудрость. Как давно сказано это! Но в движении спирали оно становится реальным и понятным. Также растет и сердце, и сознание, и мудрость огненная. Не видим, как растет трава, но ощущаем след ее. Так же и радость подвига.
“Из лотоса в голове распускается цветок блаженства.
Его ранней формой является радость.
Из лотоса в сердце распускается цветок любви.
Его ранним признаком является мудрость.
Из лотоса в горле возникает цветок живых форм.
Его ранним знаком является понимание Плана”
Нам было бы полезно сначала рассмотреть разницу и соотношение между Знанием, Пониманием и Мудростью. Хотя в обыденной речи они часто являются взаимозаменяемыми понятиями, с технической точки зрения они не одно и то же.
Знание — это продукт Дворца Учения. Оно может быть определено как совокупность человеческих открытий и опыта, всего того, что может быть познано посредством пяти чувств, быть классифицировано, проанализировано и определено при помощи человеческого интеллекта. Это то, в чем мы ментально уверены, то, что мы можем экспериментально проверить. Это свод, или компендиум, искусств и наук. Это всё, что относится к строительству и развитию формальной стороны вещей. Поэтому знание касается материальной стороны эволюции, материи солнечных систем, планет, трех миров человеческой эволюции и человеческих тел.
Мудрость — это продукт Дворца Мудрости. Она связана с развитием жизни внутри формы, с прогрессом Духа через посредство вечно меняющихся проводников и расширений сознания, сменяющих друг друга от жизни к жизни. Она относится к жизненной стороне эволюции. Поскольку она имеет дело с сутью вещей, а не с вещами как таковыми, она есть то интуитивное восприятие истины, независимое от способности рассуждать, то врожденное постижение, что способно отличать ложь от правды и реальное от нереального. Мудрость даже больше, чем это, так как она есть также возрастающая способность Мыслителя все больше проникать в ум Логоса, выявлять настоящую суть этого великого вселенского маскарада, провидеть замысел и всё больше гармонировать с более высоким уровнем бытия. Для нашей нынешней цели, заключающейся в том, чтобы в какой-то мере изучить Путь Святости с его различными этапами, она может быть определена как осуществление “Царства Божьего внутри” и постижение “Царства Божьего вовне” в Солнечной системе. Она может быть также выражена как постепенное слияние путей мистика и оккультиста, воздвижение храма мудрости на фундаменте знания.
Мудрость — это наука Духа, так же как знание есть наука материи. Знание является разделяющим и объективным, в то время как мудрость является синтезирующей и субъективной. Знание разделяет; мудрость объединяет. Знание различает; мудрость сочетает. Что же тогда подразумевается под пониманием?
Понимание может быть определено как способность Мыслителя во Времени усваивать знание в качестве фундамента для мудрости; оно позволяет ему адаптировать вещи-формы к жизни Духа, воспринимать проблески вдохновения, доходящие до него из Дворца Мудрости, и соотносить их с фактами Дворца Учения. Вся эта идея может быть выражена таким образом:
Мудрость относится к единому “Я”, знание связано с “не-я”, тогда как понимание является точкой зрения Эго, или Мыслителя, создающего связь между “Я” и “не-я”.
Во Дворце Неведения контролирует форма, господствует материальная сторона вещей. Там человек поляризован в личности, или низшем “я”. Во Дворце Учения высшее “Я”, или Эго, прилагает усилия, чтобы властвовать над формой, пока постепенно не достигается точка равновесия, когда человек не контролируется ни исключительно личностью, ни исключительно Эго. Затем Эго начинает управлять всё больше и больше, пока во Дворце Мудрости оно не достигает господства в трех низших мирах; тогда внутренняя божественность обретает власть.
Одной из трудностей в связи с принятием новой, более продвинутой позиции по отношению к посвящению, является отбрасывание той идеи, что посвященный всегда знает все, что нужно знать. Вам следует помнить, что знание связано с фактическим миром; оно касается накопленной в веках информации; оно тесно связано с памятью и ее субъективной составляющей — восстановлением прошлого знания. Последнее означает сознательное восприятие вновь всего того, что Эго накопило в результате многих воплощений и многих различных опытов; оно относится к “лепесткам знания” эгоического лотоса и к конкретному низшему уму. Знание это то, что устанавливает эффективную рабочую связь между внешним кругом лепестков, конкретным умом и мозгом. Оно выражает “интеллектуальное оснащение” души в воплощении во время какой-либо одной жизни, имея дело в основном с эфемерным, мимолетным и преходящим. Что является долговечным и продолжительным в знании, так это просто его способность соотносить прошлое и настоящее и таким образом обеспечивать эффективное проявленное существование в сегодняшнем дне.
Мудрость является отличительной чертой посвященного, и он обладает ею, даже если его знание мировых деталей — исторических, географических, экономических и культурных — оставляет желать много лучшего. Ученики в Ашраме Учителя обеспечивают Его тем знанием, которое Ему может потребоваться, поскольку они привлечены из разных культур и цивилизаций, и среди них можно в любой момент набрать полную сумму человеческого знания. Этого не следует забывать. Учитель Мудрости всегда знает, куда обратиться за знанием. Знание и интеллектуальность, или ментальная поляризация, не должны смешиваться в ваших умах. К вышесказанному могу добавить, что знание относится к уже постигнутому и эффективному на физическом плане и в трех мирах; мудрость имеет дело с присущими способностями и возможностями духовного выражения. Знание может быть выражено в концепциях и наставлениях; мудрость раскрывается посредством идей, которым (очень часто) мощно противостоит немалая часть мирского знания. Как вы хорошо знаете, конкретный ум зачастую тормозит свободный поток сходящих с интуитивных уровней идей; этим свободным потоком новых идей посвященный в основном и занимается, потому что именно идеи, их правильная интерпретация и применение определяют будущее человечества и планетарной жизни.
Расширения, которые приносит успешная медитация, не обязательно должны протекать в рамках признанной религиозности или так называемого оккультного откровения. Человек может достичь того же и в избранной им сфере деятельности, поскольку не бывает ни деятельности, ни профессионального призвания, ни умственного занятия, ни какого бы то ни было состояния, которые не могли бы дать ключ от двери в более широкий желанный мир или привести на вершину горы, где раздвигаются горизонты и даётся более широкое видение. Человек должен понять, что избранная им школа мысли, его призвание в жизни, его личная направленность составляют лишь часть большего целого и что перед ним стоит задача сознательной интеграции своей незначительной жизненной активности в мировую активность.
Вот что за неимением лучшего слова мы называем просветлением. Всякое знание есть форма света, поскольку освещает дотоле закрытые зоны осведомлённости. Всякая мудрость есть форма света, поскольку открывает мир смысла, стоящий за внешней формой. Всякое понимание есть возжжение света, поскольку он открывает причины, порождающие окружающие нас внешние формы (включая наши собственные), и обусловливающие мир смысла, который они выражают.
Когда сердце наполнено любовью, а ум наполнен мудростью, никогда не совершается то, что может в перспективе причинить вред другим. Под этим я подразумеваю не само действие, а его плоды. Решение может быть принято, линия поведения — выдерживаться (и это решение может быть правильным), но окончательные условия не могут быть гармонично отрегулированы до тех пор, пока не возникнет субъективная свобода от страха, не созреет сердце, полное любви, и не появится то любящее понимание, которое и есть подлинная мудрость. Что бы ни делал бесстрашный, мудрый и любящий человек, следствия его действий будут непричиняющими вред и производящими благо.
2. Любовь-Мудрость. Это, по существу, раскрытие сознания целого. Мы называем его групповым сознанием. Его первым выражением является самосознание, то есть постижение душой (в трёх мирах человеческой эволюции) того, что человек — это Три в Одном и Один в Трёх. Поэтому человек может реагировать на группы жизней, которые составляют его собственное малое феноменальное проявление; самосознание представляет собой, следовательно, стадию на пути к групповому сознанию и является сознанием Настоящего.
Посредством образования самосознание должно раскрываться, пока человек не уяснит, что его сознание является составной частью большего целого. После чего он связывает себя с групповыми интересами, деятельностью и задачами. Последние становятся, в конце концов, его собственными, и он приобретает групповое сознание. Это любовь. Она ведет к мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. Интерес к себе превращается в групповой интерес. Такой должна быть главная задача всякого истинного образовательного начинания. Любовь к себе (самосознание), любовь к окружающим (групповое сознание) переходят, наконец, в любовь к целому (Божественное сознание). Таковы ступени.
Всё еще будучи по преимуществу сознающим себя и центрированным на себе, человечество рассматривает План как Божественный План для человека, однако по мере роста и развития семенных групп узость этого частичного видения станет всё более очевидной. План Бога всеобъемлющий, и Его цели включают все формы жизни и отношения между ними. Это качество семенных групп описывается в современной эзотерической литературе как любовь-мудрость (природа сердца и высший разум) — это описание относится к будущим группам. Однако это не та любовь, которую обычно имеют в виду, и не мудрость в человеческом определении. Она свободна от эмоций и астрального качества, характерных для жизни солнечного сплетения, которой живёт большинство людей. Эзотерически и в действительности, Любовь представляет собой восприимчивое понимание, способность распознавать то, что породило существующую ситуацию и, следовательно, свободу от критики. Она включает то благотворное безмолвие, которое несет на своих крыльях исцеление и которое выражает себя только тогда, когда отсутствует запрещающий аспект безмолвия и человеку более нет необходимости приглушать свою низшую природу и голоса своих собственных идей, чтобы отождествиться с тем, что должно любить. Можете ли вы понять красоту этой концепции и постичь природу этой безмолвной глубины истинного понимания?
Мудрость — это сублимация интеллекта, но она требует также сублимации высшего и низшего аспектов разума. Это слияние интуиции, духовного восприятия, сотрудничества с Планом и спонтанной интеллектуальной оценки того, с чем вступил в контакт, и всё это в слиянии с Любовью, о которой я говорил ранее, плюс то эзотерическое чувство, которое должно быть раскрыто до того, как сможет произойти Второе посвящение. Я особо обращаю ваше внимание на это обстоятельство. Старайтесь понять и воспринять тонкие свидетельства эзотерического чувства, призывая высшую чувствительность.