имена: Меркурий - влияние Меркурия - божественный Посланник
Меркурий представляет собой синтез манаса-буддхи, ума-мудрости, который выражает себя через человеческую душу; Меркурий управляет мостом, или антахкараной. В Деве Меркурий достигает полной меры могущества, так как Дева представляет собой интеллектуальный принцип, а скрытый Христос – мудрость, или чистый разум.
энергия 4-го Луча
Меркурий, воплощающий энергию Четвертого Луча, в конечном итоге проводит человека по колесу жизни и посредством конфликта делает его способным достичь гармонии. Меркурий просветляет ум и, как Посланник Богов, служит посредником между душой и личностью. Это посредничество порождает неизбежное противоречие между парами противоположностей и длительный конфликт. В конце концов этот конфликт перерастает в победу и устранение иллюзии посредством просветления низшего ума. В древней оккультной литературе утверждается, что Меркурий и Солнце являются одним. Солнце – символ Сына Бога, посредника между Отцом-Духом и Матерью-Материей. Таким образом, Меркурий ведет Овна к Деве (опять же символически), в которой идея, или Слово, Бога начинает принимать форму, и латентная жизнь приходит в Овне к «кризису часа рождения», предшествующему рождению Христа, рассматриваемого космически, хотя рождение индивидуального Христа происходит в Козероге при завершении необходимого периода созревания.
Меркурий является выражением энергии Четвёртого Луча и, как вам известно, особым образом связан с четвёртым царством природы, человеческим царством. Это эзотерический управитель Овна (поэтому он «вводит в мистерии»), а также экзотерический управитель Близнецов, знака основных противоположностей в отношении человечества, так как этот знак символизирует душу и личность, сознание и форму. Далее, Меркурий — это экзотерический управитель Девы, Матери Христа-Младенца, или формы и того, что в ней обитает. Наконец, он — иерархический управитель Скорпиона, знака ученичества.
Меркурий указывает, что линией наименьшего сопротивления для человечества является гармония через конфликт, ибо Меркурий выражает энергию Четвертого Луча, буддхическую, интуитивную и проявляющую Христа, поскольку Меркурий и Солнце едины.
Человечество – божественный Посланник миру форм; по сути, это Меркурий, несущий свет и жизнь другим божественным проявлениям. Вечным символом этого процесса являются все божественные Спасители мира.
Поставив нас перед выбором и предложив нам благоприятную возможность осуществить необходимые перемены и разрушить то, что сдерживает свободное выражение души, Сатурн отступает, чтобы дать Своему великому Брату Меркурию возможность излить интуитивный и просветляющий свет души на ситуацию, чтобы объяснить нам через наши просветленные умы значение событий и связать старое с новым, прошлое с будущим – светом настоящего.
Отсюда субъективная польза нынешней общей тяги к занятиям медитативными техниками, которая приводит к способности «впечатляться свыше» (в техническом смысле) и просвещаться светом души.
По выполнении задачи Сатурна и Меркурия, в третьем деканате, Венера, олицетворяющая союз сердца и ума, станет провозвестником долгожданной эры любви-мудрости, братства и отчетливо выраженных братских отношений. Благоприятная возможность – Просветление – Братство: этими дарами Шамбала готовится наделить человечество в Эпоху Водолея, и человеку нужно всего лишь быть готовым к ним, принять их и воспользоваться ими. Только будущее покажет реакцию человека.
Меркурий. – Ортодоксальный управитель. Он символизирует многообразные энергии Сына Ума, или Души. Он взаимозаменяем с Солнцем (Сыном) и является Посредником между Отцом и Матерью, Духом и Материей, и в то же время он плод их союза.
Вошедший в полное сознание души человек больше не нуждается в посреднике, он имеет дело непосредственно со своим эманирующим источником. Тогда происходит новая встреча с Меркурием, но под новым именем, на этот раз под именем Солнца, посредником между высшими аспектами – душой и духом, ибо Меркурий и Солнце суть Одно. Как и Меркурий, Солнце-посредник переходит при этом на более высокий план и более не является посредником между двумя различными ступенями сознания, а становится посредником между жизнью и самим сознанием; это существенно иное обстоятельство, затрагивающее высшее понимание.
Меркурий был активен во время индивидуализации, когда открылись «восьмые врата» и произошло одно из главных посвящений нашего Планетарного Логоса; оно и вызвало в человеческом царстве процесс индивидуализации.
1. Ученики на Пути Ученичества находятся под сильным влиянием Меркурия и Сатурна: первый приносит просветление, а второй предоставляет благоприятную возможность.
<…>
г) При четвертом посвящении Меркурий и Сатурн опять вызывают огромные перемены и дают уникальное откровение, однако теперь их влияние весьма отлично от более раннего опыта.
Меркурий, звезда конфликта, является также и главной планетой взаимоотношений, поскольку он направляет и «проектирует» (если можно так выразиться) взаимодействие между Землей и обуславливающими её созвездиями. В случае Близнецов он связывает нашу планету с Девой (Мутабельный Крест), с Овном (Кардинальный Крест) и со Скорпионом (Фиксированный Крест); поэтому его миссия оказывается исключительно важной. Посредством этой взаимосвязи и последующего взаимодействия устанавливается тесная связь между тремя космическими Крестами, благодаря чему определенные фундаментальные зодиакальные влияния — синтезированные и координированные в Близнецах — фокусируются на нашей планете. Это вызывает напряжение, действие и противодействие, а также то состояние жестокой борьбы и трудностей, которое так характерно для нашей планетарной жизни, но которое в конечном счете вызывает пробуждение человечества к полному планетарному сознанию, а в случае Планетарного Логоса — к полному космическому сознанию.
Меркурий даёт быстрый интуитивный ум, который интерпретирует опыт, поощряет рост интуиции и связывает внутреннего духовного человека с внешним человеческим существом так, чтобы гарантировать их будущее единство цели, планов и усилий. Меркурий осуществляет те изменения в ментальном восприятии, которые в итоге делают человечество способным выступать в качестве интерпретатора-посредника между высшими мирами и тремя низшими царствами природы; так он устанавливает тройственную активность того центра в теле Небесного Человека, который мы стремимся воспринять и постичь и который рассматриваем как образующий три фазы ума:
- Абстрактный ум — чистый манас;
- Сын Ума — душа, манасапутра;
- Конкретный ум — ментальное тело,
и их соответствия в субстанции-энергии:
- Правый глаз;
- Левый глаз;
- Третий глаз.
В нынешнем мировом цикле именно Козерог создаёт момент кризиса — кризиса посвящения и кризиса разрушения (связанного в первую очередь с минеральным царством) в сочетании с кризисом ментального восприятия, осаждаемого Меркурием. Это ментальное восприятие вместе со всеобщим участием в «крушении бремени горы кармы» предвещает видение нового дня, которое появляется на вершине горы.
Меркурий
Упоминания в «Тайной Доктрине»
1. «Меркурий только начинает выходить из состояния обскурации.
- а) У Меркурия нет спутников.
- б) Меркурий является семеричной цепью. (Т. Д., т. I, стр. 188, 189).
2. «Меркурий намного старше Земли». (Т. Д., т. I, стр. 180).
3. «Меркурий называют первым среди небесных Богов, Богом Гермесом…, которому приписывают открытие Магии и первое посвящение в нее человека…. Меркурий — это Будх, Мудрость, Просветление или ‘обновлённое пробуждение’ божественного знания». (Т. Д., т. I, стр. 513).
4. «Меркурий является Владыкой Мудрости» (Т. Д., т. II, стр. 31).
5. «Меркурий ещё более оккультен и таинственен, чем Венера. Он:
- а) Тождествен с Митрой.
- б) Вечный спутник Солнца Мудрости.
- в) Водитель, пробуждающий души.
- г) Един с Солнцем. (Т. Д., т. II, стр. 31).
6. «Меркурий исцеляет слепых и возвращает зрение, как ментальное, так и физическое». (Т. Д., т. II, стр. 571).
7. «Меркурий иногда изображают:
- а) Трехглавым, как единого с Солнцем и Венерой.
- б) В виде куба, без рук, так как «могущество речи и ораторского искусства может восторжествовать без помощи рук и ног». (Т. Д., т. II, стр. 572).
8. «Пятая (Арийская — А.А.Б.) раса рождается под знаком Меркурия». (Т. Д., т. II, стр. 32).
9. «Меркурий — старший брат Земли». (Т. Д., т. II, стр. 48).
10. «Меркурий получает в семь раз больше света, чем любая другая планета». (Т. Д., т. II, стр. 570).
11. «Буддхи и Меркурий соответствуют друг другу; они оба желтого, лучисто-золотого цвета. В человеческой системе правый глаз соответствует Буддхи, а левый — Манасу и Венере, или Люциферу». (Т. Д., т. III, стр. 447–448).
12. «Меркурия называют Гермесом, а Венеру — Афродитой; их соединение в человеке на психофизическом плане наделяет его именем Гермафродита». (Т. Д., т. III, стр. 458).