имена: временной фактор
Фактор времени вводит нас в заблуждение; мы ошибаемся, когда пытаемся определить точные временные пределы; в эволюции всё прогрессирует путем слияния, беспрерывного взаимоналожения и взаимопроникновения. Только широкие обобщения и фундаментальные аналогии возможны для среднего учащегося. Как только он пытается составлять таблицы и вдаваться в подробности, он вступает в сферы, где ему суждено ошибаться и брести сквозь туман, который в конце концов поглотит его.
Фактор времени. Специфическое назначение Солнечной системы — постепенная эволюция определённого Плана, возникающего в Уме Логоса и осуществляемого медленно и циклически. Этот процесс занимает три гигантских периода времени:
- Период формирования, когда выстраивается форма.
- Период использования, когда центральная Жизнь обитает в форме, оживотворяет ее и работает через нее.
- Период растворения, когда форма лишается жизни, разрушается и рассеивается.
На первой стадии акцентируется и имеет большее значение то, что осязаемо и связано с объективностью. На второй стадии главным становится проявление жизни внутри формы, или проявление субъективного сознания, и становится очевидным качество, или психэ, мыслеформы. На заключительной стадии мыслеформа, исполнив свою миссию, переходит, разделяясь, в базовую двойственность, и стремление воли, или энергии, которая как единство стоит за двойственностью, выразить себя через эту форму прекращается. Объективная жизнь (духовная жизнь, если речь идет о космических мыслеформах, манасическая жизнь, если конструируются солнечные мыслеформы, и элементальная жизнь, если выстраиваются человеческие мыслеформы) уходит, и форма распадается.
Во всех этих случаях очевидно то, что только изучая развитие качества мыслеформы можно понять, каково её предназначение. Только когда постигаются эманации, создающие мыслеформу, становится возможным распознать суть её миссии. Это фундаментально верно для всех форм. Когда исследуются сравнительно маловажные формы, подобные тем, что конструируются в наше время человеком, их функции могут быть легко раскрыты, и опытному ясновидящему каждая форма открывает –
- своим цветом,
- своей вибрацией,
- своей направленностью,
- своей ключевой нотой
— природу своей внутренней жизни, качество своей вибрации и суть своей цели. Суммирование этих пунктов делает понятным и само предназначение формы.
Все откровения проникают в сознание расы сначала в своей самой низкой и материальной форме, поскольку «подъём знания к мудрости» всегда является ключом к прогрессу; поэтому, экзотерическая психология и экзотерическая, мирская астрология должны были предшествовать откровению об их смысле. Необходимо явить природу формы и сделать её привычной для человека, прежде чем открывать ему смысл, лежащий за формой.
Вы можете спросить, какова причина такой последовательности? Могу привести вам одну из многих, которая должна убедить вас, если вы немного поразмыслите и задействуете интуицию. Способности души понимать и размышлять полностью развиты. Однако души, ориентированные на воплощение и на волю-к-жертве, пока не располагают в трёх мирах необходимыми формами, адекватно выражающими знание души на своём собственном плане и уровне осведомлённости. Если бы внутренний смысл внешних символических форм существования был воспринят неподготовленной формой (аппаратом отклика души в трёх мирах, который в случае человека включает неразвитую и неподготовленную нервную систему, систему желез внутренней секреции и мозг), естественно последовало бы разрушение формы энергией души и сокрушение низшего выражения. Именно здесь можно увидеть значение и цель фактора времени и осмысленно его использовать, но это требует весьма определённого развития эзотерического чувства. Есть и другие причины, но достаточно и этой. Таким образом, в эволюционном процессе есть прежде всего форма, которая постепенно подготавливается, приспосабливается, выравнивается и ориентируется в течение невообразимо длительного периода. Всё время, пока эта активная форма постоянно совершенствуется и становится всё более отзывчивой на окружающую среду и контакты, за ней стоит медленно пробуждающееся сознание. Это мыслящая, интуитивная и любящая душа укрепляет свой контроль над аппаратом отклика, пользуется каждой возможностью при любом прогрессе формы и задействует все доступные энергии ради продвижения великой работы, предпринятой ею по Закону Жертвы.
Двойственная жизнь ученика задействует такие факторы, как тройственная личность (с осмысляющим или наблюдающим сознанием, концентрирующимся или фокусирующимся в мозге), душа, представляющаяся поначалу конечной целью достижения, но позднее считающаяся просто системой или совокупностью объединённых духовных свойств, и низший аспект Духовной Триады, абстрактный ум. Ученик видит, что, если он способен достичь непосредственного слитного сознания всех трёх, то это значит, что он уже достиг его, и ему ясно также, что это относится и к построению антахкараны. Тому, кто только ступил на Путь Ученичества и определяет своё место в Ашраме, все эти факторы кажутся одинаково трудным предприятием, требующим приложения всех его способностей.
Так пока обстоит дело, и до третьего посвящения эти факторы, их сознательное слияние и сознательное распознавание божественных планов осведомлённости, выход на которые они дают ему, составляют задачу ученика и всецело занимают его. Помимо соответствующих распознаваний ему придётся расширять способность работать на задействованных уровнях сознания, всегда помня о том, что план и состояние сознания — синонимы и что он прогрессирует, познаёт, строит антахкарану, обучается как работник Иерархии в Ашраме, осваивается с открывающимся новым духовным окружением, расширяет свой горизонт, укрепляется на Пути и живёт на физическом плане жизнью здравомыслящего человека в мире людей. Он не выказывает никаких странностей, но ведёт себя как человек доброй воли, благожелательный, всегда добрый и следующий неизменному духовному намерению. Достаточная ли это цель для ученика? Не кажется ли она почти невыполнимой? Можете ли вы взяться за такое предприятие и справиться с ним?
Несомненно можете, так как вступает фактор времени и ученик волен подчиниться его влиянию, особенно на начальных стадиях ученичества. Сначала, как правило, он так и поступает, поскольку пока просто не может иначе, однако скорость, или саттвический, или ритмический, характер духовной жизни в конце концов изменяет такое положение и тогда в своей работе он сознаёт время лишь постольку, поскольку оно затрагивает других людей и его товарищей на физическом плане.
Поначалу он медленно реагирует на то, что чувствует или видит на тонких планах или плане души, ведь требуется время, чтобы с высших уровней довести до физического мозга контакты и обретённое знание. Обнаружив это, он стремится преодолеть сознание времени, и таким образом, говоря символически, делает первый шаг на пути вневременности. Он также обретает способность работать быстрее и с большей ментальной координацией, чем человек среднего интеллектуального развития. Так он узнаёт, что ограничения времени привносятся мозгом, и учится преодолевать их и работать так, чтобы за то же время делать больше, чем возможно для среднего человека, несмотря на все его усилия. Преодоление времени и демонстрация духовной скорости указывают на то, что интегрированная жизнь личности замещается двойственной жизнью ученичества, ведущей, в свою очередь, к ещё большему синтезу и более высокой интеграции.
Двойственная жизнь, которую ведут все ученики, способствует также быстрой ментальной интерпретации, существенно важной для разумного восприятия феноменальной жизни различных высших планов и состояний сознания. Не забывайте, что все наши планы суть подпланы космического физического плана и потому имеют феноменальную природу. При прикосновении к ним и их регистрации знание о них передаётся физическому мозгу через ум, а это всегда должно сопровождаться правильной интерпретацией и правильным распознанием «вещей, как они есть». И здесь не-ученик и психик совершают ошибку, почти всегда давая принципиально неправильную интерпретацию, и требуется время (составляющее цикл ограничения), чтобы точно распознать и осмысленно истолковать то, с чем соприкоснулось воспринимающее сознание. Когда фактор времени уже не играет роли, принимаемые мозгом интерпретации становятся безошибочными. Здесь я дал вам главную часть информации.
Ясно поэтому, что на ранних стадиях процесса посвящения посвящённый и присутствующие Учителя отмечают фактор времени. О том, насколько медленно информация с плана посвящения поступает в физический мозг, можно судить по тому, что очень немногие стремящиеся и ученики сознают тот факт, что уже приняли первое посвящение — рождение Христа в пещере сердца. А то, что они уже приняли это посвящение, подтверждается тем, что они сознательно идут по Пути, их любовью к Христу — как бы они ни называли Его — и их старанием служить и помогать своим собратьям. Их, однако, удивит, если сказать им, что первое посвящение у них уже позади. Это всецело обусловлено фактором времени, который не позволяет им правильно «пройти через» прошедшие события, а также ложным смирением (насаждаемым христианской церковью, пытающейся держать людей в подчинении с помощью идеи греха) и нетерпеливо рвущимся вперёд, беспокойным сознанием среднего стремящегося. Когда обретается истинная перспектива и уравновешенная точка зрения и в их понимание начинает проникать осознание Вечного Настоящего, тогда прошлое, настоящее и будущее теряются в сознании включающего момента, который ЕСТЬ. Тогда оканчиваются ограничения времени и отвергается Закон Кармы, в настоящее время тесно связанный с прошлым и будущим. Двойственная жизнь ученика при этом заканчивается, уступая место космической двойственности Учителя. Учитель свободен от ограничений времени, хотя не свободен от ограничений пространства, ибо пространство это вечная Сущность.
Учитель занят не временными неудачами, а контролем души и намерением, а также привычностью отклика стремящегося на энергию души, когда эта энергия применяется. Имея в распоряжении стабильный контроль души, внимающую послушную личность, последовательное и терпеливое усилие в обоих направлениях — души и личности (и это пример призыва и отклика) — Учитель может начать тренировать группу.
С точки зрения физического плана данный процесс неизбежно медленный, но на внутренних планах — где временной фактор не является управляющим — это не имеет ни малейшего значения. Учитель мыслит в терминах циклов, а не в терминах индивидуальной жизни. Поскольку вы пока не можете так делать (разве что теоретически), это недоступно вашему пониманию. Например, опыт, неудачи и достижения учеников в моем Ашраме видятся мною в терминах циклов в одну тысячу лет. То, что вы делали в этой жизни — кроме того, что имеет исключительно важное значение — скорее всего мне совершенно неизвестно; если я сочту необходимым узнать детали, то могу это сделать, и я делаю так в тех случаях, когда результаты какой-либо деятельности откликаются в моем Ашраме или сказываются на большой части учеников.
В сознание стремящегося, независимо от того, является ли его целью Путь Ученичества или же один из семи Путей, уводящих от познанного планетарного опыта, обязательно проникают два фактора:
- а) двойственное восприятие: того, что уже достигнуто, и того, что находится впереди и должно быть достигнуто;
- б) распознавание событий, которые, будучи пережитыми, сплавят эти два в одно главное событие; поэтому, в действие вступает фактор времени. Однако, это не то время, которое обусловлено восприимчивостью человеческого мозга, а время, представляющее эволюционные продвижения, имеющие результатом достижение совершенства, хотя и всегда относительного.
Я часто говорил вам, что время есть последовательность состояний сознания, регистрируемых человеческим мозгом. Поэтому оно является физическим событием. Однако, кроме этого определения есть реальное, или истинное, время, о котором посвященный становится все более и более осведомленным. Мало внимания уделяется великому Закону Кармы с точки зрения времени; но именно он определяет последовательность эволюции, эволюционного прогресса, период кармических распознаваний и завершение кармического цикла.
Всегда трудно передать правдивую концепцию Кармы, поскольку она преимущественно касается циклов и последовательности мировых событий. Поэтому многое предстоит сделать по сведению вместе времени и сознательного распознавания.
В этой связи посвящение можно определить как событие, содержащее в себе три распознавания:
- а) распознавание окончания цикла событий, то есть взгляд на прошлое;
- б) распознавание начала возможного и даже неизбежного цикла, то есть предвидение;
- в) принятие посвящения, или распознавание того, что оно происходит, то есть позиция, имеющаяся в настоящем.
Эволюционный прогресс — от века к веку — представляет собой неуклонное созревание и развитие человеческого ума, с которым может работать Учитель. Следовательно, стандарт ученичества также неуклонно повышается. Это само по себе требует нового подхода, более широкого представления истины и допущения большей свободы действия со стороны ученика. Фактор времени тоже стал использоваться по-иному. В прежние времена Учитель давал Своему ученику намек или вопрос, над которым следовало размышлять и медитировать; или же Он мог указать на необходимость изменить некоторый привычный ход мыслей. Потом ученик уходил — иногда на годы или на целую жизнь –и размышлял, раздумывал, пытался изменить свои установки без какого-то особо ощутимого давления. Сегодня, в наше стремительное время, когда требование помощи человечеством столь велико, намек уступил место объяснению, а ученику доверяется информация, ранее утаиваемая. Теперь он считается достигшим в своем раскрытии той стадии, на которой может принимать собственные решения и быстро переходить к делу, если он так решил.
Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость, прежде всего, указывает на неуменье пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию. Мы уже говорили о лжецах сроков, крадущих чужое время, теперь скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни. Они заняты, как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны, как индюки, ибо пересчитывают количество смрада куренья; они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть для них самое существенное. Они бесплодны так же, как и воры чужого времени. Следует исключать их из новых построений. Для них можно оставить переноску кирпичей.
Мы знаем много трудящихся, которые найдут час для самого важного; им не кажется, что они заняты. Нескупой на труд щедро получит. Это качество вмещения труда необходимо для расширения сознания. Можно ли чем-либо заменить радость роста сознания?