имена: безличность - отстранённость
Мы решили, что необходимую групповую работу, а также учеников, которых предстоит отобрать для тренировки, должны прежде всего отличать четыре качества. Это Восприимчивость, Безличность, Психические Способности и Ментальная Поляризация. Я не упоминаю об устремлении, неэгоистичности и желании служить. Они — фундамент и неотъемлемые компоненты; там, где их нет, бесполезно предлагать тот тип помощи, который мы хотим предоставить.
Безличности, особенно для людей высокого уровня интегрированности, достичь особенно трудно. Существует тесная связь между безличностью и отстраненностью. Обдумайте это. Множество выношенных идей и представлений, с трудом завоеванных качеств, заботливо взращенных добродетелей и впечатляюще сформулированных убеждений восстают против безличности. Ученику трудно — в начале процесса тренировки — твердо придерживаться своих идеалов и упорно добиваться собственной духовной интеграции, оставаясь, в то же время, безличным по отношению к другим людям. Он ищет признания своей борьбы и достижений, он жаждет, чтобы свет, который он зажег, вызывал реакцию у других, он хочет, чтобы о нем знали как об ученике, он стремится показать свою силу и высокоразвитую любящую природу с такой стороны, чтобы вызвать восхищение или, по крайней мере, бросить вызов. Но ничего не происходит. На него смотрят как на человека, который ничем не лучше всех остальных его собратьев. Поэтому жизнь вызывает у него неудовлетворение.
Подобные истины самоанализа редко рассматриваются или формулируются кем-либо из вас, поэтому (стремясь вам помочь) я формулирую их для вас и вынуждаю вас их рассмотреть. Мыслящим, интеллектуально развитым людям нелегко смотреть на других, тесно связанных с ними людей, которые подходят к жизни и проблемам совершенно не так, как они, — как-то неумело, нелепо (с точки зрения ученика), допуская очевидные и серьезные ошибки в суждениях или в технике. И все же, мой давний собрат, откуда такая уверенность, что правы именно вы и что верна именно ваша точка зрения? Возможно, ваш взгляд на жизнь и ваша интерпретация ситуации требуют перестройки, а ваши мотивы и позиции могли бы быть более возвышенными или чистыми. Даже если они — для вас — это то высшее и лучшее, чего вы способны достичь в настоящее время — идите своей дорогой и позвольте брату идти своей. “Лучше собственная дхарма, чем дхарма другого”. Так выражает эту истину “Бхагавад Гита”, говоря ученику о том, чтобы он занимался своим собственным делом.
Позиция невмешательства и отказ критиковать никоим образом не препятствует служению друг другу или конструктивным групповым отношениям. Она не отрицает выражение любви или удачное групповое сотрудничество. Во всех групповых отношениях всегда есть широкие возможности для практики безличности. В каждой группе обычно есть человек (возможно, таких несколько), который представляет собой проблему — как для себя, так и для собратьев по группе. Допустим, вы знаете, кто из ваших коллег по служению является испытанием для своих собратьев. Допустим, вы в состоянии ясно видеть, что именно является групповой слабостью и кто удерживает группу от более возвышенной деятельности. Это хорошо и на благо при том условии, что вы продолжаете любить, служить и воздерживаться от критики. Неверная же позиция заключается в том, чтобы упорно стремиться исправить вашего брата, упрекать его или пытаться навязывать ему вашу волю или точку зрения, хотя всегда вполне законно высказывать идеи и давать предложения. Группы учеников — это группы свободных и независимых душ, жертвующих своими личными интересами ради служения и добивающихся того внутреннего соединения, которое будет сплавлять группу в инструмент служения Человечеству и Иерархии. Продолжайте заниматься вашей собственной дисциплиной души и оставьте ваших собратьев заниматься своей.
Безличность. Есть ли что-то еще, что я мог бы сказать на эту тему? Вы должны научиться смотреть на то, что говорится или предлагается любым собратом в группе, с тщательно развитым полным “божественным безразличием”. Отметьте использование слова “божественное”, так как оно содержит ключ к требуемой позиции. Это нечто иное, по сравнению с безразличием беспечности, безучастности или безразличием психологически наработанного “пути бегства” от того, что неприятно; не является это и безразличием превосходства. Это то безразличие, при котором принимают все, что предлагается, используют то, что полезно, учатся тому, чему можно научиться, не позволяя вмешиваться в этот процесс личностным реакциям. Это нормальное отношение души, или “я”, к “не-я”. Это избавление от предубеждений, всех узких предвзятых идей, личностных традиций, привычек, влияний или менталитета. Это процесс отстранения от “мира, плоти и дьявола”, как говорится в “Новом Завете”.
Ученик служит; он пишет и говорит; его слова и влияние воздействуют на массы, пробуждая их к активности — часто положительной и духовной, иногда отрицательной, антагонистической и опасной. Ему поэтому приходится иметь дело не только со своими собственными реакциями на то, что он делает, но также, в общем и специфическом смысле, иметь дело с массами, над которыми он начинает приобретать влияние. Это нелегкая задача, особенно для неопытного исполнителя Плана. Он колеблется между ментальным планом, на котором обычно старается функционировать, и астральным, где сфокусированы массы людей, а это ввергает его в мир наваждений с присущими ему опасностями. Он сознательно выходит к тем, кому стремится помочь, иногда как душа (при этом часто подвергая своих слушателей избыточной стимуляции), а иногда как личность (и тогда он питает и усиливает их личностные реакции).
Со временем он научается — через трудности, связанные с необходимостью сердечного подхода, — твердо стоять в центре, издавая свою ноту, передавая свое послание, направляя энергию любви и воздействуя на тех, кто находится вокруг него, но остается при этом безличным, будучи лишь направляющим посредником и понимающей душой. Такая безличность (которую можно определить как отсутствие энергии личности) порождает свои собственные проблемы, что хорошо известно всем ученикам. В этом они, однако, бессильны, и им остается лишь ждать того времени, когда они смогут дать другим ясное понимание значения и эзотерического смысла правильных человеческих отношений. Проблема тех, кто работает с отдельными людьми и целыми группами, связана, главным образом, с энергией сердца и живительной силой воплощенной в нем жизни. Эта проблема в отношении ученика может создавать определенные физические трудности, на которых в дальнейшем я кратко остановлюсь.
Необходимо трансцендировать личность, прежде чем станут доступными даже ранние стадии постижения этих тайн. Вы ещё не достигли такого состояния, но когда-нибудь неизбежно к нему придёте.
Как только человек достигает безличности и свободы от реакций низшего «я», как только его сознание просветляется ясным светом интуиции, тогда его «окно видения» очищается, и он видит реальность беспрепятственно. Помехи (всегда возводимые самим человечеством) устраняются, и вся жизнь с её формами предстаёт перед учеником в своих истинных взаимоотношениях. Теперь он может понять и даже оккультно «видеть прохождение энергий»
Многие люди проходят сегодня через стадию Принятого Ученичества. Ключевая нота данной стадии, как вы знаете, это установление контакта с Учителем; главной технической задачей Учителя является пробуждение прямого отклика и сознательной реакции ученика. Наряду с этими реакциями, Учитель наблюдает за усилием со стороны ученика быть безличным в своей работе, как с Ним, так и со своими соучениками; безличность есть первый шаг на пути к духовной любви и пониманию. Усилие самых искренних учеников обычно сконцентрировано на том, чтобы любить друг друга, и в этом (если использовать старое сравнение) они ставят “телегу впереди лошади”. Их усилие должно состоять в достижении, прежде всего, безличности в своих делах, поскольку, когда она достигнута, критицизм затихает и любовь может изливаться.
Учитель также наблюдает за усилием со стороны Своих учеников действовать более широко и плодотворно в связи с Его работой в мире людей; Он оставляет им свободу работать так, как они посчитают нужным, однако Он внимательно наблюдает за их усилиями в тех видах активности, которые входят в Его намерение. Для достижения такого жизненного и напряженного усилия необходимо обладать способностью фокусироваться на работе и ее нуждах и развивать способность сотрудничать с теми, кто также вовлечен в подобную работу. Это опять же подразумевает достижение безличности и правильный фокус. Сегодня Учитель наблюдает, насколько ученик отзывчив на нужды страдающего человечества; это включает восприимчивость к боли, которой наполнены мировые события; это требует также “божественного безразличия” к внешним событиям в жизни малого “я” и чувства пропорции, дающего ученику способность видеть свои малые личные дела — физические, эмоциональные и ментальные — в рамках целого. Так мы вновь приходим к безличности — на этот раз безличности в отношении собственных реакций человека.
Данная четвертая стадия доступна лишь тому ученику, который был принятым учеником более чем одну жизнь и продемонстрировал свою способность работать с самозабвением и неутомимым упорством. Требования при этом могут быть изложены следующим образом:
- Ученик преуспел в децентрализации себя и более не является точкой драматического интереса к своей собственной малой стадии. Он уже не озабочен своей чувствительной природой и чрезмерным интересом к себе, столь явным у многих, и более не нуждается в контроле над своими мыслями и стремлениями.
- Ученик может теперь работать безлично, независимо от реакций его личностной природы. Это означает, что его собственные чувства, мысли, симпатии, антипатии и желания не являются более контролирующими факторами; в своей повседневной деятельности и отношениях он обусловлен лишь теми намерениями и видами активности, которые служат благу группы. Он не оставит никакого индивидуума ради группового блага, не оказав этому индивидууму должной помощи и не дав ему возможность понять и установить правильные взаимоотношения; но он не будет колебаться в применении решительных действий в случае необходимости и появления благоприятной возможности...
Некоторые, более сильные и координированные, ощущают давление всей своей личности, их чуткая психическая природа отзывается и на нужду, и на теорию Плана; они осознают свои по-настоящему ценные качества, знают, что им есть, что дать. Однако они еще настолько подвластны тому, что называется личностью, что идеал их служения постепенно и неизменно спускается до уровня этой личности и, как следствие, окрашивается их личностными реакциями, их симпатиями и антипатиями, их индивидуальными жизненными склонностями и привычками. Все эти привычки, в конце концов, закрепляются, и тогда имеем работника, старающегося делать хорошее дело, но портящего все своей неосознанной обособленностью и индивидуалистическими методами. Это означает, что такой работник собирает вокруг себя только тех, кого он может подчинить и кем может руководить. Его группа окрашена не импульсами Нового века, а разделяющими инстинктами работника в центре. Здесь опасность настолько тонкая, что ученику нужно проявлять большую бдительность при самоанализе. Так легко быть очарованным красотой собственных идеалов и собственного видения, убежденностью в правоте собственной позиции, и все это время субъективно лелеять любовь к личной власти, индивидуальную амбицию, подозрительность по отношению к другим работникам и попадать в другие ловушки, подстерегающие неосторожного ученика.
Но если культивировать настоящую безличность, если развивать способность стоять твердо, если разрешать любую ситуацию в духе любви, отказываться от поспешных действий и не допускать обособления, результатом будет рост группы истинных служителей, поиск и объединение тех, кто способен материализовать План и способствовать рождению Нового Века с сопутствующими ему чудесами.