имена: Агни
Мы изучаем Агни, Который есть Владыка Огня, Создатель, Охранитель и Разрушитель; мы изучаем сорок девять огней, через которые Он проявляется. Мы имеем дело с солнечным огнем самим по себе, с сущностью мысли, с согласованной жизнью всех форм, с сознанием в его развивающемся аспекте, или с Агни, совокупностью Богов. Он — Вишну и Солнце в Его славе, Он — огонь материи и огонь ума, соединенные и сплавленные, Он — интеллект, пульсирующий в каждом атоме, Он — Ум, побуждающий систему, Он — огонь субстанции и субстанция огня, Он есть Пламя, и то, что этим Пламенем разрушается.
Изучающие «Тайную Доктрину» склонны, при поверхностном чтении, рассматривать Агни только как огонь материи, упуская то, что Он Сам есть совокупность всего. Особенно наглядно это обнаруживается, когда они выясняют, что Агни — Владыка ментального плана[180] . Он — оживотворяющая жизнь Солнечной системы, и жизнь эта — жизнь Бога, энергия Логоса и проявление того сияния, что скрывает Центральное Солнце. Только когда он будет распознаваться, как Фохат, то есть энергия материи, как Мудрость, то есть природа Эго и его мотивация, а также как сущностное Единство, тогда можно будет прийти к какой бы то ни было концепции относительно его природы или бытия.
Он не является Солнечным Логосом на Космическом ментальном плане, так как эгоическое сознание Логоса больше, чем его физическое проявление, но Агни есть полная совокупность той части логоического Эго, которая отражается в Его физическом проводнике; Он — жизнь логоической Личности со всем, что входит в это выражение. По отношению к Солнечному Логосу на Его собственном плане, Он является тем, чем является целостная личность человеческого существа по отношению к своему Эго в каузальном теле. Это очень важный момент, который, если над ним медитировать, принесет учащемуся просветление. Именно Его жизнь сплавляет и соединяет тройственную природу Логоса в физическом воплощении. Именно Его связующая сила создаёт из троичной логоической Личности единство. Однако человек способен приблизиться к постижению Его сущностной природы только путем изучения логоического физического проводника — и в этом трудность. Человек способен её понять только благодаря осмыслению Его психической эманации, прочувствовав и увидев её ретроспективно в истории рас. Личность человека открывает свою природу в ходе жизни, его психическое качество раскрывается в течение многих лет и, когда он удаляется из воплощения, о нём говорят в понятиях качества, хорошего или плохого, эгоистического или неэгоистического; эффект его «эманации» в течение жизни — вот то, что остается в умах людей. Только так может выразить себя и логоическая Личность, и наше знание Её природы ограничено малым масштабом нашего видения и осложняется тем фактом, что мы — участники Её жизни и составные части Её проявления.
Только когда мы начинаем функционировать на буддхическом плане, мы в состоянии так или иначе «жить на субъективной стороне природы». Только по мере того, как возрастает наше знание духовной жизни и мы определённо проходим через врата посвящения в пятое царство, мы способны оценить разницу между плотным физическим и жизненным, или витальным, телами. Только когда мы становимся поляризованными в космическом эфирном теле, перестав быть пленниками плотной материальной оболочки (ведь три низших плана — это всего лишь плотное тело Логоса), мы приходим к более полному пониманию психической природы Логоса, поскольку находимся тогда в теле, перекрывающем пропасть между плотным физическим и астральным телами Логоса. Лишь в этом случае мы можем понять функцию Владыки Агни как энергетической жизни космических эфирных уровней, как жизненности Небесных Людей и активности Их оболочек...
Агни — это Фохат, тройственная Энергия (эманирующая от логоического Эго), которая производит Солнечную систему, физический проводник Логоса, и оживотворяет атомы субстанции. Он — основа эволюционного процесса или причина психического раскрытия Логоса, и Он же — та жизненность, что в конечном итоге вызывает божественный синтез, в котором форма приближается к субъективным требованиям и, после сознательного управления и использования, в конце концов, отбрасывается. Такова цель Логоса (также как и человека), достижение которой отмечает окончательное освобождение человека, Небесного Человека и Солнечного Логоса.
Мы могли бы подразделить этот процесс на три периода:
- Первый. Период, когда огонь материи (тепло матери) укрывает, питает и вынашивает вплоть до рождения младенческое Эго. Это период чисто личностной жизни, когда доминирует третий аспект и человек пребывает за завесой иллюзии.
- Второй. Период, когда Эго, или субъективная жизнь внутри формы, проходит через определенные стадии раскрытия, достигая всё более полного сознания. Это период эгоического развития и производится оно через постепенное слияние и соединение двух огней. Это жизнь служения и прохождения Пути.
- Третий. Период, когда само эгоическое сознание уступает место духовной реализации, и огонь Духа соединяется с двумя другими.
Поначалу личность играет роль матери, или материального аспекта, по отношению к зародышу внутренней жизни. Затем Эго проявляет свою жизнь внутри личностной жизни и порождает сияние, которое всё «более и более светлеет до полного дня»[*]Библия, Притчи, 4:18
«Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.». В этот совершенный день откровения становится видно, что же есть в сущности человек, и Дух внутри раскрывается. Можно рассмотреть этот процесс и с точки зрения христианства, поэтому апостол Павел излагал оккультную истину, провозглашая факты о рождении Христа в сердце и возрастании высшей жизни за счет низшей. Этому можно учить и оккультным, а не мистическим методом, через распознавание (наукой) всё большей активности постоянных атомов (силовых центров оболочек, или субстанции), раскрытия эгоического лотоса и пробуждения его лепестков, и конечного откровения драгоценности в лотосе.
Всё, что может быть сказано о человеке, применимо и к Логосу — в невообразимо большем масштабе. По мере того, как человек раскрывает законы существования своих собственных материальных оболочек, законы субстанции, он познаёт природу огней внешнего человека, или Фохата, оживотворяющего логоический проводник; огни же его собственных оболочек — это аспекты Агни как огня материи. Когда он узнаёт природу сознания и законы психического раскрытия, он изучает природу жизненности субъективного человека и законы сознательного бытия, тем самым постигая Агни, Который проявляется как Свет и Бесстрастное Сияние, излучающиеся через проводник. Позднее (так как ещё не время), когда он придет к пониманию природы своей Монады, духовной, или сущностной, жизни, которая развивает сознание посредством оболочек, он откроет природу Агни, являющего Себя как чистое электричество. Даже если это пока невозможно, тем не менее, указание направления исследования и осознание того, что в конечном итоге будет достигнуто, может побудить человеческие умы повернуться к изучению реального и истинного.
Во всех соображениях, касающихся данных энергий, следует помнить, что эти энергии приходят к нам через или, вернее, образуя, тела определенных жизней, которых мы называем дэвами, — большими или меньшими группами дэв. Таким образом, мы постоянно работаем в телах, состоящих из этих жизней, и потому влияем на них. Те, кто изучил «Трактат о Космическом Огне», найдут полезным выделить следующие моменты:
1. Низшие типы дэв, или строителей, на эволюционном Пути — это фиолетовые дэвы; далее идут зеленые и, наконец, белые дэвы. Все они управляются четвертой особой группой. Они контролируют экзотерические процессы, процессы существования физического плана.
2. Не следует, однако, забывать, что на низшей ступени лестницы эволюции располагаются другие группы жизней, ошибочно именуемые дэвами, которые работают в соответствии с законом и контролируются высшими сущностями. Это, например, более плотные формы газообразной жизни, часто называемые саламандрами, элементалами огня. Они находятся под прямым контролем Владыки Агни, Владыки ментального плана; в нашем ментальном веке элемент огня, как никогда раньше, входит в механику жизнедеятельности. Исключите все технологии, где используется теплота, и вы остановите нашу цивилизацию, вам придется отказаться от всех транспортных средств и способов освещения, вы ликвидируете все производство. По существу эти огненные жизни содержатся во всем, что горит, и в тепле, которое поддерживает всю жизненную структуру на земле и вызывает процветание всего живущего.
3. По Закону Соответствий ментальный план аналогичен третьему подплану физического плана, плану, на который сейчас начинает проникать наука. Главным выражением ума в материальном мире является то, что мы называем нашей научной цивилизацией.
4. Агни правит на ментальном плане и господствует также на третьем подплане эфирных планов. Он — Владыка пятого, или ментального, плана, считая сверху вниз, если использовать символическую терминологию. В настоящем мировом цикле Агни доминирует, хотя Индра — Владыка буддхического, или интуитивного, уровня — осуществляет более тонкий и постоянно усиливающийся контроль. Все человечество стремится к четвертому плану, объединяющему три высшие и три низшие плана, хотя в нынешнее время план ума, или огня, наиболее важен.
5. Следует помнить, что аналогично тому, как в конкретных воплощениях люди сфокусированы или поляризованы в разных телах — иногда в астральном, иногда в ментальном, так в наше время можно констатировать, что наш Планетарный Логос сфокусирован в Своем ментальном теле. Было сказано, что Он стремится к Четвертому Космическому посвящению, которое делает возможным достижение нами четвертого посвящения, потому что Он продвигает нас вместе с Собой и на нашем специфическом уровне мы развиваемся как клетки Его Тела.
6. Со временем Индра обретет контроль, и наступит век воздуха. Все более и более, по мере проявления Буддхического принципа и достижения единства, мы будем видеть проявления века воздуха. Подтверждение этого можно видеть в постепенном освоении человеком воздуха. В эзотерическом смысле все в будущем станет легче, более утонченным и более эфирным. Я тщательно выбираю слова.
7. «Бог наш есть огнь поядающий» относится, в основном, к Агни, контролирующему фактору нашей эпохи. Дэвы огня будут играть все более важную роль во всех земных процессах. Им предоставлена работа по подготовке наступления Нового Века, появления нового мира, новой цивилизации и нового материка. Последний великий переход проводился под управлением Варуны.
8. Агни контролирует не только огни земли и управляет ментальным планом, но и конкретно связан с работой пробуждения священного огня, Кундалини. Обратите внимание на аналогии. Большая часть пятой коренной расы, возможно, три пятых, приблизилась к Пути Испытания, и с наступлением Нового Века и приходом Христа в должное время и в Его собственном месте (отметьте осторожность моего заявления; догматические утверждения в понятиях человеческого конкретного ума нежелательны) многие найдут возможным совершить необходимое сверхусилие, которое позволит им принять Первое Главное Посвящение. Они начнут переходить с пятого на четвертый план. Владыка Огня успешно выполнит свою специфическую работу для данного цикла, пробудив огонь Кундалини в массах тех, кто готов. Этот процесс начнется в нашем столетии и будет активно продолжаться на протяжении тысячи лет.
Относительно духов огня (если их так можно назвать) известны некоторые факты. Основной факт, который следует здесь подчеркнуть, это то, что АГНИ, Владыка Огня, управляет всеми элементалами и дэвами огня на трех планах человеческой эволюции — физическом, астральном и ментальном, и управляет ими не только на нашей планете, именуемой Земля, но и на трех планах во всех частях Системы. Он — один из Семи Братьев (если использовать выражение, привычное изучающим «Тайную Доктрину»), каждый из которых воплощает один из семи принципов и которые являются семью центрами в теле Космического Владыки Огня, которого Е.П.Б. называет «Фохатом». Он — тот активный огненный Интеллект, который является основой внутренних огней Солнечной системы. На каждом плане правит один из этих Братьев, трое же старших Братьев (ибо всегда различаются три, а потом семь, которые в конечном итоге вливаются в эти три) правят на первом, третьем и пятом планах, или на планах Ади, Атмы[22] и Манаса. Здесь очень важно помнить, что они являются огнем, рассматриваемым в его третьем аспекте, — огне материи. В сумме своей эти Семь Владык составляют сущность Космического Владыки, называемого в оккультных книгах Фохатом.[23]
Это справедливо в том же смысле, в каком семь Чоханов[24] со своими группами учеников образуют сущность или центры в теле одного из Небесных Людей, одного из Планетарных Логосов. Эти семь Планетарных Логосов, в свою очередь, составляют сущность Солнечного Логоса.
Каждый из семи Владык Огня[25] дифференцируется на многочисленные группы огненных сущностей, от Дэва-Владык плана до малых саламандр внутренних горнил. На данной стадии нашего обсуждения мы не будем разбирать огненные сущности высших планов, а лишь кратко перечислим некоторые из наиболее известных групп в трех мирах...
Бездушные существа всем известны. Это не символ, но химическая действительность. Могут спросить — воплощаются ли они в этом плачевном состоянии? Вопрос покажет незнание основ. Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдет в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес Природы. Вовсе не требуется при расточении Агни совершать какие-то зверские преступления. Мы достаточно из разных Учений знаем о преуспеяниях даже разбойников. Обычно расточение Агни совершается в буднях и в сумерках духа. Крошечными действиями останавливается нарастание Агни. Нужно понять, что Благодать Агни естественно нарастает. Но когда тьма покрывает усовершенствование, тогда Огонь незаметно, но химически доказано, уходит из негодного вместилища. Прекрасен закон вечного движения, или эволюция или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощенному иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. Прекрасен закон, даже вопреки Кармы наделяющий каждого путника Светом. Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить Сад Огненный. Пусть эти первые цветы будут невелики. Пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления. Какое множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира еще не покинули мозг и сердце! Также может начаться и расточение, если почва растения оказалась гнилой. При таком бедствии можно много помочь или, как давно сказано, одолжить Огонь. Это одолжение происходит тоже на самых крошечных действиях. Итак, уже трижды напоминаю о крошках. Из этих искр растут огромные Огни.
Агни и Три Огня
При изучении проявления Агни в Солнечной системе следует помнить, что мы рассматриваем здесь Его сущностную природу в качестве побуждающего огня. Мы видели, что Он — троичная логоическая Личность, но Он — троичный Логос в субъективном смысле, а формальный аспект — лишь дополнительный. Возможно, таблица поможет прояснить это положение.
Таблица V. АГНИ — ВЛАДЫКА ОГНЯ
Аспект | Огонь | Результат | Субъективное проявление | Источник энергии | Объективное проявление |
---|---|---|---|---|---|
1-й Воля | Электрический Огонь | Активность Духа | Единая Жизнь. Единство. Духовное. Динамическое. Связность. Синтез. | Центральное Духовное Солнце | Солнечная система (эфирная и плотная) |
2-й Любовь-Мудрость | Солнечный Огонь | Активность Сознания. Эго. Жизненность. Магнетизм. | Семь Небесных Людей. Семь Лучей. Семь типов Ума. | Сердце Солнца. | Семь Лучей, проявляющихся через семь планетарных схем. |
3-й, Активность | Огонь Трения | Активность в материи. Атомная жизненность. Энергия. | Семь огней. Акаша | Физическое Солнце | Семь планов |
Каждый из этих трёх аспектов Единого Огня, проявляющегося как Творческий Огонь, Охранительный Огонь и Разрушительный Огонь, должен изучаться как электрическое явление в аспектах света, пламени и теплоты; электричества, сияния и движения; воли, желания и действия. Только так может быть постигнута истинная природа Агни. Как логоическая Личность Он демонстрируется через троичность оболочек, образующих единство, и только благодаря этому становится очевидно, почему на данной стадии эволюции материальный аспект учитывается больше всего.
Вся система есть физическая оболочка Логоса и, следовательно, больше всего поддается познанию, — ведь Логос центрирован пока в Своих космических оболочках и может раскрыть Себя только через их посредство.
Правильное понимание тайны электричества придет к человеку лишь после того, как он изучит и познает себя как тройственный огонь, проявленный во множестве аспектов.
Хочу подчеркнуть, что Владыка Агни являет свою огненную жизнь на атомном подплане каждого плана; Он являет себя как солнечный огонь на втором, третьем и четвертом подпланах, а как “огонь трения” — на пятом, шестом и седьмом подпланах. С точки зрения Микрокосма, Искра в Пламени, человек, демонстрирует себя как электрический огонь на Втором плане, или во Втором Космическом эфире; как солнечный огонь — на Третьем, Четвертом и трех высших подпланах Пятого плана и как огонь трения — на низших подпланах Пятого, а также на Шестом и Седьмом планах.
Можно сказать, что на каждом плане имеется:
- а) Электрический огонь, который демонстрируется как основное состояние на высших трех планах.
- б) Огонь трения, как наиболее значительный фактор на низших трех планах.
- в) Солнечный огонь, проявляющийся как сияние в результате их соединения на центральном плане.