«...Агни – источник всего, что дает свет и тепло. Есть много разновидностей Агни (огня), но «какими бы ни были другие огни, они всего лишь отпрыски Агни, бессмертного» (Риг-Веда, L, 59 I). Первичное деление Агни троично. «У Агни, – говорится в Вишну Пуранах, – три сына: Сучи, Павамана и Павака» (I, X). Сучи означает Сауру, или Солнечный огонь; Павамана означает Нирматхану, огонь, производимый трением, таким как трение двух кусков дерева, а Павака означает вайдьюту или огонь небесного свода, то есть огонь молнии, или электрический огонь.

Могу вкратце сообщить, что источниками этих трёх огней являются три главные божества, о которых говорится в Ведах, а именно: Сурья, солнце, представляющее солнечный огонь, Индра (иногда Вайю), божество, производящее дождь и представляющее огонь небесного свода, и Агни, представляющий земной огонь, огонь, производимый трением (Нирукта, VII, 4). Напомним, что все три – лишь дифференциации единого Агни, который, в свою очередь, есть эманация Высшего Единого. Из приведенного в Вишну Пуранах аллегорического описания Агни читатель может обнаружить, что тот является сыном Брахмы, рожденным из его рта.

Каждая из трёх форм Агни имеет свои многочисленные разновидности. Солнечный огонь бывает нескольких видов сообразно природе лучей, испускаемых великим светилом. – «Теософист», VII, 196.

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net