Часть Третья
Примеры из прошлого
ГЛАВА 1
Принцип свободы
Редакционная статья в ноябрьском/декабрьском выпуске журнала Beacon за 1983 г., Lucis Trust Co
В наше время, когда принцип, гласящий, что «все люди (и нации) должны быть свободны в решении и осуществлении своей судьбы», получил почти повсеместное признание, может оказаться затруднительным осознать, что потребность в свободе была мотивирующим импульсом, определяющим поведение людей в течение столетий. Только недавно свобода, как мы ее понимаем, была принята как нормальное, естественное право, на которое можно рассчитывать, которым можно обладать и за которое можно бороться, если оно отрицается. Франклин Делано Рузвельт следующим образом подытожил четыре основные свободы в своем заявлении: Свобода слова и выражения, свобода поклонения Богу, свобода от нужды и свобода от страха «повсеместно в мире».
Борьба за всеобщее соблюдение этих свобод выявляет в человеческой жизни многие другие, требующие внимания и действия от тех, кого они касаются. К этой категории относятся многие хорошо известные «освободительные» движения: негритянское, женское, освободительные движения политически (и экономически) угнетенных народов, живущих в условиях разных форм правления, а также так называемые «борцы за свободу». В каждом из них присутствует центральный импульс к свободе, хотя нередко мотивы носят смешанный характер, и соображения власти и выгоды марают философскую чистоту тех, кто искажает идеал насильственными, часто преступными, методами.
Чтобы избежать ловушек и ограничения идеала свободы опасностями, таящимися в человеческой склонности к заблуждениям, необходимо помнить два связанных между собой принципа. Один из них — чувство всеобщности, знание о человеческом единстве, единстве всей жизни, и уважение к ее сохранению и целостности.
Это должно предотвратить провозглашаемые свободы от превращения во вседозволенность в отношении прав, желаний и благосостояния других людей и прочих форм планетарной жизни. Второй принцип — одновременное развитие чувства ответственности.
Много лет назад королева Нидерландов Юлиана сделала краткое, но сильное утверждение в одном из своих публичных выступлений. Она сказала: «Свобода влечет за собой ответственность». С тех пор многие использовали эти слова и стремились раскрыть их истинный смысл через ответственные действия на благо человека. Воистину сегодня можно легко увидеть на многочисленных примерах во всем мире, что провозглашаемая свобода в любой сфере человеческой жизни, будучи использована эгоистически и материалистически, вызывает анархию и хаос и увеличивает страдания огромного числа людей, многие из которых являются невинными жертвами обстоятельств своего рождения.
Поэтому для сознательного и конструктивного применения в какой-либо сфере человеческой деятельности в мире принцип свободы должен быть неразрывно связан с чувством ответственности и пониманием универсальности всей жизни. Существуют фундаментальные духовные ценности, мотивирующие деятельность членов новой группы мировых служителей.
В основе духовной свободы и принципа свободы лежит аспект Закона Эволюции, с которым ознакомятся эзотерики, Закона Свободы, космического Закона, который в качестве божественного принципа был сфокусирован через солнце Сириус в непосредственный контакт с нашей планетой Земля. Эта таинственная связь и некоторые из ее последствий кратко описаны в трактате Лучи и Посвящения на стр. 416—417. Там сказано следующее: «принцип свободы есть катализирующая энергия, которая может уникальным образом проникать во всю субстанцию. Этот божественный принцип представляет аспект влияния, которое Сириус оказывает на нашу Солнечную систему и особенно на нашу планету. Принцип свободы является одним из атрибутов Божества (как воля, любовь и разум), о котором человечество знает пока очень немного. Свобода, за которую борются люди, является одним из низших аспектов этой космической свободы, связанной с некоторыми великими эволюционными процессами, позволяющими жизни, или аспекту духа, освобождать себя от импульсов, касаний и влияний субстанции. … (принцип свободы) есть то, что лежит в основе всякого прогресса и стоит за ним».
Из сказанного с очевидностью следует, что стремление к свободе является неотъемлемой частью субстанции проводников, используемых каждой душой в воплощении. Оно было постепенно развивавшейся, постепенно проявлявшейся силой в эволюционном процессе на протяжении эонов, неизбежно медленном, с тем чтобы чувство универсализма и развивающейся ответственности могли одновременно раскрыться, дабы гарантировать правильное использование этого Закона на благо всего человечества. Таким образом, то, чему мы сейчас являемся свидетелями, представляет собой скорее вершину проявления в соответствии с Планом, нежели эффектную и нередко разрушительную силу, используемую в отчаянии или под неким подрывным влиянием. Нам сказано, что деструктивный, или негативный, аспект всякого нового влияния всегда проявляется первым, а за ним следуют позитивные и творческие аспекты, когда ответственные служители осваивают подлежащие проявлению принципы.
Все мы нуждаемся в осознании этого, вступая в борьбу с нарастающими кризисами конца эпохи Рыб и готовясь к новому завету Христа.
ГЛАВА 2
Установить правильные человеческие отношения
Обращение на встрече с общественностью в Стокгольме, Швеция, 5 ноября 1982 года, озаглавленное “Будущее человечества и необходимость правильных отношений между индивидами и Нациями”
Судьба людей и наций определяется ценностями,
которыми они руководствуются при принятии своих решений.
Если бы существовали такие невероятные создания как «космические пришельцы» и если бы они обладали способностью, которую им приписывают некоторые из сторонников их существования, а именно понимать язык любого, с кем им случилось вступить в контакт, то я бы могла гарантировать, что любой из них был бы поражен и шокирован, прочитав какую-нибудь ежедневную газету, изданную в любой стране мира.
Сегодня новости полны противоречий. С одной стороны, страницы всех газет, а также радио и телевизионные новости заполнены сообщениями о настоящих войнах, кровавых революциях, военных советах, прозрачно называемых министерствами обороны, и о разработке и продаже чудовищного и изощренного термоядерного оружия. С другой стороны, новости изобилуют сообщениями о «мирных» усилиях как в ООН, так и вне ее юрисдикции. Поступает всё больше новостей со всего мира об организованных интерактивных группах, борющихся за мир, — многие из них создаются в среде профессионалов — врачей, адвокатов, ученых, священнослужителей, музыкантов, писателей, а теперь даже среди военных, как состоящих на действительной службе, так и в отставке. Требование мира исходит от каждого элемента человеческого общества. Эти элементы быстро приобретают международный характер, например, существует группа, называемая «Ученые за ядерное разоружение», а также группа «Врачи за социальную ответственность». Я слышала недавно, как канадец, выступавший на конференции в США, заявил, что многие врачи становятся членами этой группы. Это движение быстро расширяется. Существует также группа «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Основателями этой международной организации являются американец д-р Лоун и русский, причем не кто-нибудь, а сам д-р Чазов, личный врач Брежнева! Есть множество других аналогичных примеров. Эти группы профессионалов всё громче заявляют о себе, они координированы, эффективны и хорошо финансируются.
Но к какому выводу пришел бы этот инопланетянин, исходя из описанного выше вопиющего противоречия? Не будучи человеком и не имея человеческого опыта жизни на Земле, он не смог бы найти рационального ответа.
Но мы можем найти, так как мы сами создали нынешнюю ситуацию поляризации и крайностей, а также потому, что решение проблем, которые возникают вследствие разобщенности и эгоизма, создающих неправильные отношения, зависит от сущностной природы самого человечества и от нашей готовности исправить и искупить то, что мы сами испортили, заразили и обесценили. Это нелегко, особенно в свете столь широкого распространения лицемерия и непримиримости, но всё же возможно.
Мне представляется, что существует первая и основная цель, от которой зависят все прочее, а также что ключевая тема, которую мы часто использовали в последние годы, указывает на основной фактор мировой потребности и особенно важна сегодня, а именно, что судьба людей и наций определяется ценностями, которыми они руководствуются в принятии решений.
По существу, все отношения и поступки связаны с принятыми ценностями и стандартами поведения. Никто не ожидает, что все люди многочисленных и разнообразных стран, культур, наций, рас, религий и социальных слоев примут одинаковые ценности и аналогичные модели поведения. Однако в любой культуре, в любых обстоятельствах и в личных стандартах существует выбор между хорошим и лучшим, плохим и худшим. Мы обладаем правом выбора и ответственностью за него. Похоже, мы слишком долго принимали стандарты, ухудшающие качество жизни, подрывающие моральные и этические ценности и всё больше вовлекавшие нас в конфликты с другими людьми, группами, нациями и со всей экологической системой планеты, — и жили в соответствии с этими стандартами. Они продолжали оставаться материалистическими и индивидуалистическими тогда, когда ценности и уроки материализма и индивидуализма должны были быть усвоены и оставлены позади.
Когда сталкиваются разные мнения и ценности, противостояние слишком часто ведет к конфликту, а не к переговорам и примирению, и мы оказываемся втянутыми в болото конфронтации, скорее, в порочный круг, так как ни у одной нации не оказывается достаточно мужества, политической смелости вырваться из него с помощью нового революционного мышления и действия, которое может идти против знакомого и общепринятого течения. Однако если их не обратить вспять, все нынешние тенденции указывают в конце концов на ядерную катастрофу.
Итак, каким образом мы, незначительные люди, не обладающие сколько-нибудь заметным влиянием, можем взяться за эти мировые проблемы в достаточно широком масштабе? Или хотя бы на уровне местных сообществ? Где найти ответ?
Детальные ответы сложны и многогранны. Но даже и в этом случае они сводимы к одному фундаментальному факту, к сущностной природе самого человечества. Это одна из вековых загадок, на которые не существует неизменных и полных ответов и которыми не собирается заняться никакая политическая, экономическая или военная власть, и ни одна из мировых религий, предпочитающих увековечить непознаваемость тайн, которыми они окружили отношения между Богом и человеком, не предлагает удовлетворительных ориентиров.
Психология предпринимает разнообразные попытки ответить на вопрос: «Каков человек, которого Ты (Бог) замыслил?» Однако большинство психологических систем скользит по поверхности, анализирует подсознание и углубляется в него или исследует последствия, а не причины фундаментальных проблем, а потому не способно проникнуть в суть проблемы. То же относится к философии, которая стремится прировнять человека к содержанию его рассуждающего ума. Возможно, сегодня наука подходит ближе к пониманию истинной структуры человека, осознавая, что всё есть энергия и что человеческое существо есть связная, интегрированная, независимая единица энергии, электричества, сбалансированная сложным, тонким, но совершенным образом, так что каждая часть, в новом состоянии, движется во взаимодействии и гармонии со всеми прочими ее частями.
Однако даже это объясняет только физический механизм, воистину всего лишь вершину айсберга, ту часть микрокосмического мира, которую можно увидеть и познать, в то время как всё прочее остается таким же невидимым и загадочным, как всё невидимое.
Во всяком случае, одним из достижений космологического века является то, что наряду с исследованиями и достижениями конкретной науки, физики, тихо и без шумихи родилась новая наука — наука посвященных. Это наука тех, кто познал на личном опыте, что каждое человеческое существо является заключенной в форму искрой Бога, частицей единой Жизни (Бога), воплощенной в ментальной, эмоциональной и физической субстанции. Насыщение материи живой энергией Божественности частично преследует цель накопления опыта, но в сущности — искупления, или освобождения, субстанции, или материальности, нашей планеты через использование совершенно иной шкалы ценностей или состояния сознания, прилагаемого к проблемам человеческих отношений и переустройству мира.
Эта новая наука известна под разными именами. Ее истинное название — наука посвященных, так как посредством серии расширения сознания, вызывающего освобождение и достижение более полной осведомленности и более широкого поля знания и света, имманентный Бог в каждой форме жизни достигает господства над формой, освобождая тем самым ее атомическую материю. Эти расширения сознания и вхождения в больший свет называются посвящениями, так как они дают возможность войти в до того неизвестные состояния сознательной осведомленности. Однако они являются посвящениями вследствие выбора, усилия и роста понимания в каждом индивиде. Они не «даруются» кем-либо вне личного «я» как награда, признание или как вхождение в какой-либо до того закрытый или тайный орден.
Другие названия этой науки — «эзотерическая наука» и «наука освобождения». Это именно наука, так как способ достижения ее целей хорошо известен многим, кто на протяжении столетий «наносил на карту» этот путь, обеспечивая руководство и технические приемы, которые мы можем усвоить, проверить и применить к самим себе и которые работают. Законы и Принципы, лежащие в основе эволюционного процесса на данной планете, вечны и могут быть проверены, несмотря на то, что способ проявления этих Законов и Принципов в повседневной жизни должен меняться в соответствии с изменениями в человеческом сознании и с переменами в проблемах и взаимоотношениях между людьми и в мире. Утверждается, что для Эпохи Водолея это следующие Законы и Принципы:
- Закон Правильных Человеческих Отношений.
- Принцип Доброй Воли.
- Закон Группового Усилия.
- Принцип Единодушия.
- Закон Духовного Сближения.
- Принцип Сущностной Божественности.
В сущности, есть одна всеобщая цель, приложимая к каждому аспекту эзотерической науки. Ее можно сформулировать в нескольких словах, хотя могут потребоваться столетия на ее достижение. Эта цель состоит в том, чтобы каждый индивид «прошел пути людей и познал путь Бога» на личном опыте. Иными словами, цель — привести трансцендентного Бога в Его вселенной и имманентного Бога в человеке в полностью сознательные, живые, творческие взаимоотношения сотрудничества. Так можно начать вносить свой вклад в планетарную эволюцию, становясь сотрудником Бога, нашего Планетарного Логоса.
Если так, и если искупительная, или освобождающая, эзотерическая наука посвященных соответствует действительности, то можно сделать несколько логических выводов, два из которых следующие:
- поскольку существует одна сила жизни, Бог в нас, одушевляющая и наполняющая энергией все формы во всех царствах природы, включая человеческое, тот факт, что мы являемся единым человечеством, населяющим один и тот же мир, получает гораздо более прочный и глубокий фундамент, нежели просто факт нашей физической — экономической и материальной — взаимозависимости, а также
- что должны существовать царства природы, лежащие выше, или за пределами состояния сознания человеческого царства, подобно тому как существуют дочеловеческие царства: животное, растительное и минеральное. Именно из «сверхчеловеческого» царства приходят человечеству технические приемы науки посвященных.
Основной фокусной точкой передачи человечеству знания, любви и мудрости является пятое царство, центр, расположенный непосредственно впереди нашей нынешней стадии раскрытия и осознанности. Вероятно, это пятое царство лучше известно как царство душ или, согласно христианской терминологии, царство небесное. Именно в это состояние полной душевной осознанности, не ограниченной несовершенством наших личностей, в конечном счете ведет нас наука посвященных, постепенно и в течение длительного периода времени. Членами пятого царства являются все те освобожденные человеческие существа, которые избавились от контроля личности, очистили и тем самым искупили, или освободили, ту часть планетарной субстанции в своих существах, за которую они несут ответственность, и которые функционируют в полном сознании как представители имманентного Бога в самих себе. Иначе говоря, в них установлен баланс и созданы взаимоотношения между Богом и Человеком. Это воистину библейская история о блудном сыне, который оставил «дом отца своего», уехал в далекую страну, где познал пустоту и разочарование жизнью, лишенной духовных ценностей, и в конце концов решил вернуться к источнику своего бытия. Это духовное путешествие каждого из нас.
Всё дело в том, что это сознательное путешествие, сознательный выбор, который все мы делаем на определенной стадии развития. Путь возвращения долог и требует много жизней; он труден, и требует постоянной бдительности, самодисциплины и самопожертвования. Однако, когда в нас оживает достаточный элемент света души и любви, импульс к добру и воля любить и служить человечеству становятся столь сильными, что трудности личного «я» опускаются ниже порога сознания, и с этого момента движение ускоряется, жизнь служения становится более радостной и эффективной в своей полезности и процесс посвящения набирает темп.
Пятое царство природы известно также как духовная Иерархия планеты. Это иерархия, поскольку в ее рамках существуют различные стадии эволюционного раскрытия, представленные в этом царстве, как и в самом человечестве. Фактически сознания в Иерархии варьируют от ступени только что принятого ученика, вступившего в контакт с душой, на ее периферии до уникального состояния сознания самого Христа, центра и «сердца любви», фокусной точки приема энергии в Иерархии.
Пятое царство природы является также планетарным сердечным центром, поскольку преобладающим качеством энергии, фокусируемой им, является энергия чистой любви, качество и сущность самой силы жизни. Служащие в ней полностью освобожденные человеческие существа известны как Учителя Мудрости и Владыки Сострадания, поскольку они стали мудры и сострадательны, избавившись от человеческой разобщенности и эгоизма. Они заняты правильным эволюционным развитием и правильными отношениями человеческого и дочеловеческих царств природы, а также глобальными проблемами восстановления мира и правильных отношений между людьми и народами мира. Они представляют собой практический, чрезвычайно активный и абсолютно преданный центр света и энергии, вполне современный и устремленный вперед, а отнюдь не группу нелепых, неопределенных, капризных или авторитарных типов, какими их нередко изображают те, кто претендует на постоянный контакт с ними и на право интерпретировать их пожелания и указания, поступающие в бесконечной серии сообщений. Они ищут творческий разум и любовь в учениках, занятых практической работой. Им не интересны верующие и последователи или, как было сказано, «глупые овцы и неразумные святоши». Им нужны инициативные и ответственные сотрудники и работники. В настоящее время их внешние контакты с человечеством ограничены. Они действуют невидимо, запечатлевая в умах учеников видение будущего и План для человечества в широком общем смысле, План света и любви, который ученики должны выразить совершенно самостоятельно согласно текущей ситуации и необходимости.
Тем не менее предполагается, что некоторые члены Иерархии готовятся опять вернуться в физическую форму, чтобы способствовать ускорению перехода в новую эпоху. Они будут действовать безо всяких претензий, не будучи узнанными большинством человечества. Когда произойдет эта экстернализация, появятся также новые учебные эзотерические школы, посвятительные школы, предназначенные для расширения сознания, которое приведет к различным посвящениям, возможным для человечества. Значительная часть современного эзотерического учения, например, относительно души и строения человека, будет усвоена обычными учебными планами, и новое эзотерическое учение будет открыто через два уровня школ — подготовительный и продвинутый. Похоже, что эти два уровня школ, коих должно быть шесть, функционируют взаимосвязано. Хотя они и называются подготовительной и продвинутой, ни одна из них не выше и не ниже другой, они функционируют в полном взаимодействии. Возможно, вам будет интересно узнать, что одна из подготовительных школ будет основана в Швеции, а ее более продвинутый аналог — в России, — в соответствии с развертывающимся Планом для человечества.
План для человечества — непосредственная забота духовной Иерархии планеты. Со стороны Иерархии этот План представляет собой энергетическую формулу — план любви и света, выражающий могущество воли к добру для всего мира в целом. На нас, людях, лежит ответственность за то, как мы интерпретируем и используем эти энергии любви и света, — мы свободны действовать по собственному выбору. Сегодня, в сущности, План означает, что, благодаря нашей способности вносить духовные ценности сотрудничества и щедрости в разделенный мир и эгоистический материализм, любовь и единство, лежащие в основе событий нашего времени, могут обрести большее влияние в определении пути продвижения вперед.
Мы уже разумны в строго материальном смысле; теперь мы становимся творчески разумными в более духовном смысле, по мере того как План, свет души, проникает в наше сознание. Любовь, необходимая для трансформации интеллекта в мудрость, полностью высвобождается откликом на душу и Иерархию, откликом любви и служения всему человечеству, любовью ко всем формам жизни, в которой присутствует одна и та же искра божественности, одна и та же сила жизни. Любовь — это синтезирующий фактор, а правильные человеческие отношения являются любовью в мировом масштабе.
Эта любовь активно присутствует в таких странах, как, например, ваша собственная Швеция, а также Швейцария, которые благодаря нейтралитету и вмещению способны оказывать служение другим странам во времена кризисов, а это существенно важно и указывает на духовную ответственность. Швеция щедро дарила миру свою любящую душу через блестящее служение многих из своих сынов и дочерей, особенно через двух или трех из них, например, через Дага Хаммаршельда, чьи обращения к Генеральной Ассамблее Объединенных Наций я несколько раз слышала. Я имею в виду также двух замечательных людей, Гуннара и Альву Мюрдаль, а также Ингу Турссен, чью речь в ООН я недавно слышала, когда она сделала основное обращение на конференции, получая в то же время премию мира от Духовного Института Мира. Эти люди представляют душу своей нации и говорят от ее лица. Подобно индивидам, нации откликаются на принцип души в зависимости от состояния своего духовного раскрытия. Все нации несут ответственность, вносят свой вклад в служение и имеют свое предназначение в отношении всемирного сообщества наций. Поскольку все мы несовершенны, безусловно, может присутствовать элемент своекорыстия в служении. Тем не менее, это пример, который может вдохновить всех нас, если мы стремимся перевести духовные ценности и внутреннее духовное единство в способ установления правильных международных отношений.
Эта реальность человеческого единства и отношений со всеми формами жизни во всех царствах природы является, вероятно, самой значительной проблемой современности. Как эта субъективная реальность может стать объективным свершением? Как мы можем решить свои многочисленные проблемы рас, территорий, милитаризма, терроризма, агрессии, экономики, религий, культуры и политического эгоизма, каждая из которых связана с фундаментальным чувством отдельности, пока мы реально и практически не признаем фундаментальное духовное единство? Эта глубинная реальность духовного единства утверждает, что в конечном счете все сепаратистские действия имеют эффект бумеранга, что выражение ненависти и узкого эгоизма, наносящее ущерб другим, заключает совершающего его в сотворенную им же темницу и в конце концов отзывается ему его собственной потерей, — поскольку в единой духовной структуре, характеризующей нашу планету, все мы выигрываем и прогрессируем вместе или вместе терпим поражение. Это один из пока не усвоенных уроков, с которыми нам пришлось иметь дело с момента появления на планете человечества как расы, как планетарного энергетического центра. Мы всё еще оцениваем потери и достижения не в категориях ценностей и принципов, а лишь в категориях вещей и желаний — власти, престижа и собственности. Я хочу привести вам цитату из одной из книг Алисы Бейли: «Во всемирном масштабе мировой ученик, человечество, находится сегодня на грани побуждения и совместного осознания до сих пор не достигнутого единства; на это событие указывают рост духа интернационализма, вмещающая позиция науки и распространение глобального гуманитарно-благотворительного движения».
Нас просят «работать агрессивно ради единства», чтобы устранить агрессивные последствия разобщенности и эгоизма. Работать «агрессивно» — значит работать с увлечением и решимостью, с видением перспективы и инициативно, без разочарований и срывов — иными словами, полностью подчинив наши нормальные личностные реакции задаче души по созданию единства и установлению правильных человеческих отношений в своем окружении, каково бы оно ни было. Это именно то, чего от нас хотят. Все мы находимся в разном положении в жизни, у нас разные профессии и разное призвание. У нас разные возможности выразить то, что мы знаем и во что верим, а также действовать на основе ценностей, которые мы разделяем и принимаем. Это обширное разнообразие, охватывающее весь спектр человеческого сознания, очень ценно для исполнения Плана. Принятие на себя личной ответственности за введение новых ценностей и откровение человеческого единства в любых обстоятельствах и в любом месте гарантирует успешное выполнение божественного Плана.
Лучшие ценности, которыми можно жить, и сознательный выбор, касающийся этих ценностей, всегда начинается на индивидуальном уровне. Как люди, как человеческие существа глубоко связанные со всем человечеством, мы влияем на структуру целого тем, как мы думаем и как поступаем. В конечном счете не достаточно одной озабоченности, необходима приверженность. Позиция, выражаемая словами «всё зависит от меня», — это здоровая позиция при условии, что она не сопровождается большим самомнением. Сегодня в мире есть сотни тысяч, если не миллионы, учеников, устремленных и мужчин и женщин доброй воли, работающих на пределе своих возможностей, и именно они могут, приложив еще немного усердия, которое каждый всегда способен сделать, преобразовать человеческую позицию, повлиять на решения людей и перевести мир на новый путь правильных человеческих отношений, ведущий к миру на Земле.
Слишком мало? Может быть, но это знаменитое путешествие длиною в тысячу миль началось с первого шага много, много лет назад, и за столетия был достигнут прогресс несмотря на кажущееся ухудшение кризисной и конфликтной ситуации. Эти кризисы усугубляются, когда духовные энергии вступают в конфликт с реакционным материализмом, а кризисные точки — это моменты несравненных благоприятных возможностей. Сейчас душа человечества лучше контролирует свой инструмент, чем даже сто или двести лет назад, и это продолжающийся духовный опыт — прорастание. Будучи однажды достигнут, рост поддерживается, продолжается и никогда не теряется. Мы можем добавить нечто к тому, что достигнуто нашими собственными усилиями. Мы можем действовать и мы можем служить; мы не должны проповедовать и мы не можем учить — разве что собственным примером. Мы можем буквально революционизировать свое окружение позицией своего ума и сердца, ценностями которые мы принимаем и которыми мы живем, а также нашими личными обязательствами перед всей человеческой расой по исполнению Плана для человечества. Всё это можно суммировать словами хорошо известного утверждения, Мантрама Единения:
Сыны человеческие едины, и я един с ними.
Я стремлюсь любить, а не ненавидеть;
Я стремлюсь служить, а не требовать должного служения;
Я стремлюсь исцелять, а не ранить.
Пусть страдание принесет должную награду света и любви.
Пусть душа контролирует внешнюю форму,
Жизнь и все события
И выведет на свет Любовь,
Которая лежит в основе современных событий.
Пусть придет видение и прозрение.
Пусть откроется будущее.
Пусть проявится внутреннее единство и исчезнут внешние расхождения.
Пусть возобладает любовь.
Пусть все люди любят.
ГЛАВА 3
Христос как Он есть — Высший Духовный Руководитель
Речь на семинаре “Новое явление Христа” в Нью-Йорке, 12 декабря 1981 г.
Сегодня мы проводим этот семинар, потому что новое явление Христа неминуемо и потому что эта идея сопровождается огромным количеством наваждений, иллюзий и ложных претензий. Если в сегодняшней дискуссии и медитации мы прорвемся через наваждения и иллюзии, окружающие Христа и Иерархию, и откроем реальность Христа «как Он есть» в Его планетарном служении, мы прольем свет на всю ситуацию и создадим мыслеформу, более соответствующую истине.
Возвращение Христа «неизбежно» только в смысле времени Иерархии, которое для нас может быть десятилетиями и столетиями, поскольку мы не обладаем реальной концепцией вечности, отмечаемой небесными часами. Фактически в понятных нам категориях это событие можно обозначить как находящееся в «обозримом будущем». Однако некоторые из нас способны видеть не далее, чем завтра или в будущем году, в то время как другие занимают свой ум и творческое внимание проблемами нового мира в двадцать первом веке, а третьи — двумя с половиной тысячелетиями Эпохи Водолея. Поэтому реальная привязка нового явления Христа во времени остается неизвестной человечеству, мы знаем лишь условия, которые должны преобладать в мире, прежде чем будет возможно закономерное второе пришествие Христа.
В книге Алисы Бейли Новое явление Христа говорится, что если мы будем искать того Христа, каким Он был две тысячи лет назад, мы не узнаем Его, когда Он вернется, чтобы продолжить свою работу в Эпоху Водолея. Это дает нам бесценный ключ, потому что, подобно нам и всем прочим формам жизни, Христос подвержен действию Законов Эволюции и, следовательно, неизбежному изменению и развитию. Нам может казаться, что то, что уже совершенно, не может улучшаться. Однако совершенство относительно, и даже наш Планетарный Логос, наш Бог, развивается на собственном космическом уровне в соответствии со своей ответственностью в рамках солнечной системы и вселенной.
За прошедшие две тысячи лет сознание человечества прошло очевидный и исключительный путь развития; Христос тоже эволюционировал, и потому как Он сам, так и Его деятельность в течение Его следующего воплощения — будь оно коротким или продолжительным — должно будет отражать это изменение в сознании. Когда Он возобновит прямые контакты с человечеством, Он не ограничится какой-то одной малой территорией планеты или функцией учителя, которая, как представляется, была Его основной формой служения в Палестине. Его видение, влияние и деятельность будут иметь планетарный размах и затронут человеческую мысль и все сферы человеческой активности, хотя вполне возможно, что Он сосредоточит основное внимание и энергию в какой-то конкретной области повседневной жизни.
Именно в этом смысле мы должны осознать возросшее сознание Христа в современном мире через могущество Его всемирного влияния и эффективность Его направленных энергий. Нас просят «видеть Христа таким, как Он есть», и в подготовке к Его возвращению обнаруживать Его в своей истинной роли служителя Эпохи Водолея, осуществляющего свое влияние через учеников во всем мире и во всех сферах жизни. Ибо в этой новой планетарной роли в данный драматический поворотный момент истории Он нуждается в сотрудничестве каждого просветленного ума и каждого любящего сердца.
Сегодня многие принимают фундаментальную идею второго пришествия Христа в качестве могущественного фактора, влияющего на человеческое сознание и воздействующего тем самым на человеческое поведение и ситуацию в мире, однако они навязывают Ему ограничения своего ума, отказываясь допустить возможность Его физического бытия как человеческого существа, подобного нам. Тем не менее, мы знаем, что Христос — существо как человеческое, так и божественное, первый член человеческой расы, примиривший в себе двойственность Бога и человека в проявлении. Отсюда Его уникальная роль в планетарных делах. Нам определенно дается понять, что второе пришествие Христа будет включать не только ментальный и эмоциональный планы посредством стимуляции человеческих умов и сердец, но и физический план. Согласно книгам Алисы Бейли, человечество само приняло решение провести мировую войну 1914—1945 годов на физическом, а не на ментальном плане идей и идеологий, чем она могла бы быть ограничена, и это определило решение Христа включить и физический план в сферу активности эпохи Водолея. Мы так часто забываем, не так ли, как взаимосвязана и взаимозависима вся жизнь и насколько наши мысли и чувства определяют исход значительных планетарных проблем, о которых мы даже можем и не подозревать.
Тройственный метод возвращения Христа сообщается нам в следующих извлечениях из книги Лучи и Посвящения, стр. 615-620:
- Первое. Он придет посредством «осенения» и телепатического влияния на умы подготовленных учеников и посвященных. Это будет Его основной работой на ментальном плане и самым эффективным способом Его «духовного вмешательства» в дела мира. Так Он установит аванпосты своего сознания в каждой нации.
- Второе. Посредством стимуляции христовой жизни, или христова сознания, в человеческих массах, что приведет к переориентации человеческого желания на астральном плане, или плане эмоций. Когда добрая воля изливается в сердца людей, они становятся более склонными к установлению правильных человеческих отношений, что является основной задачей тройственной активности Христа.
- И третье. Посредством физического проявления, установив мощную точку иерархической энергии на Земле ранее невозможным способом. Местонахождение этой фокусной точки пока не определено, оно зависит от последствий двух первых стадий, а также от среды, которую он изберет для осуществления своей цели, будь то политика, религия, экономика или социология. Определяющим фактором будет «количество, способности и статус учеников, активных в избранной сфере».
Поэтому давайте по крайней мере допустим возможность пришествия Христа как физической личности, действующей на мировой арене с целью установления ценностей, ориентиров и образа действия Эпохи Водолея.
Это будет означать совершенно новое развитие человеческого и планетарного опыта. В течение многих веков несколько раз аватары воплощались на краткий период времени. Гермес, Кришна, Будда и Христос двухтысячелетней давности — только некоторые из тех, кто принес свет и перемены в мир, проявив один из аспектов божественности в период беззакония и упадка. Однако Христос достиг теперь такого состояния духовного раскрытия, которое впервые позволяет Сыну Божьему явить все три аспекта божественности одновременно: свет творческого разума, раскрытый в прошлом, любовь, основной фактор влияния и энергии, используемый нашим Планетарным Логосом для развития проявленной жизни в настоящее время, и могущество, силу воли-к-добру, мотивирующую всю логоическую активность и наполняющую человеческие души качеством, которое будет явлено в будущем.
Таким образом, сегодня, в своей планетарной роли представителя «Отца», Христос объединяет прошлое, настоящее и будущее, целое и часть, Единое и множество, субъективную, духовную жизнь и ее объективное конкретное выражение. Поэтому Христос воплощает сущность и смысл правильных отношений, что является ключевой нотой грядущей эры, поскольку тема ВЗАИМООТНОШЕНИЙ неизбежно является определяющим мотивом нашей планетарной Жизни, с которой отождествляется Христос и которую Он представляет.
Это предполагает уникальную функцию внутри всей планетарной структуры. «Ведомство» Христа — определенный устойчивый центр, «сердце Любви» внутри Иерархии — планетарного сердца. Однако Он представляет и «голову» и «сердце» этого центра, Великого Ашрама Саната Кумары. Он устанавливает выравнивание и точку напряжения внутри Иерархии, которая проводит три аспекта Божественного головного центра, фокусированного в Шамбале чувствительными, отзывчивыми точками, передающими энергию. Его эзотерическое взаимоотношение со всеми формами жизни, и Его отождествление с жизненной энергией, которая оживляет эти формы, активизирует неизменный центр в Иерархии и заполняет пробел в планетарном выравнивании. Это может выполнить только имеющий духовный статус Христа — Богочеловека. Это и есть Его «ведомство» в духовном и субъективном смысле.
Что касается имени «Христос», то это в такой же мере должность, как и должность директора или президента компании, в разное время принадлежащая разным индивидам. Функция Учителя как фокусной точки в центре каждого из сорока девяти ашрамов Иерархии также аналогична функции различных начальников отделов в какой-нибудь организации. Все они — точки приема и распределения энергии в сфере принятой на себя ответственности за подлежащую исполнению работу.
Что же это за внешняя работа Христа в человечестве, как проявляется или будет проявляться Его божественная человечность и как мы можем подготовить себя к тому, чтобы увидеть Христа «таким, как Он есть»?
Одна из выдающихся характеристик любого духовного развития — способность вмещать. Ни одна из ценностей не игнорируется и не отвергается; всё, имеющее значение для эволюции, встраивается в сознание, или в банк памяти, в то время как только вредное, недостойное и ненужное игнорируется и отбрасывается, послужив временным задачам в двойственности человеческого опыта. Это означает, что индивид становится более «духовным», более настроенным на одушевляющий его божественный принцип, он также становится в большей мере человеком, более точным образцом того, кем должно стать освобожденное и просветленное человеческое существо.
В Христе дух и материя сливаются и достигают своей общей тождественности. Следовательно, как совершенный Сын Божий, Христос довел до совершенства также и свою человеческую природу и поэтому, представ взору и слуху всего мира, сможет показать, что значит быть настоящим человеческим существом. Полагаю, что в этом будет заключаться основное различие между жизнью и деятельностью Христа две тысячи лет назад и Его жизнью и деятельностью в грядущей эпохе. В Палестине Ему было необходимо продемонстрировать свою божественность и свое могущество для эпохи Рыб; сегодня нет нужды в чудесах и в проявлениях силы, завораживающих человечество. Мужчинам и женщинам эпохи Водолея Он продемонстрирует свою совершенную человеческую природу выражением воли и цели Бога, символизируя способность современного человечества «восстановить План на Земле». Его пришествие затронет все человечество и повлияет на все человечество, а его сфера служения будет включать мировые дела и глобальные проблемы. Сказано, что основной фокус внимания Христа пока не определен им самим, и выбор зависит не от того, что мы, человечество, можем счесть самой важной сферой тайны и потребности человечества, а от объема подготовительной работы, проделанной в некотором исключительно важном аспекте человеческой жизни, а также от количества подготовленных учеников в этой сфере.
Вопреки популярному убеждению, Христос придет не для того, чтобы исправить наши ошибки и заняться ужасающими последствиями нашей разобщенности и порочного эгоизма. Он вернется не как великий религиозный учитель — мировые религии слишком разделены и раздроблены, чтобы принять вмещение и любовь Христа ко всему человечеству. Он придет, чтобы установить принципы и ценности, а также техники, на которых должна основываться жизнь в эпоху Водолея, и поддержать зарождающуюся ныне тенденцию к правильным отношениям, ведущим к миру на Земле, каковой тенденции предстоит раскрыться в течение наступающего двухтысячелетнего цикла.
Христос будет работать везде, где об этих целях позаботились оптимальным образом. Очевидно поэтому, что Он может проявиться как жизненная сила в любой сфере: в образовании, в любой ветви власти — законодательной, судебной или исполнительной; в бизнесе, экономике, социальной сфере или в религии. Он может иметь черную, коричневую, оливковую, желтую или белую кожу и быть мужчиной или женщиной. Мы пока не знаем. Мы знаем только, что необходима адекватная подготовка к Его предстоящей работе во всех сферах, необходимо создать равновесие в международных отношениях и делах, в экономике и политике, а также в умах людей. Необходимо добиться определенной степени мира во всем мире как доказательства «достигнутой мудрости» в человеческих отношениях и необходимо наличие достаточного числа обученных, преданных и служащих учеников, способных действовать как сотрудники и работники. Это истинное определение новой группы мировых служителей, которые сегодня фактически выполняют роль предтеч Христа.
Он не будет публично объявлен Христом ни до, ни после Его появления на мировой сцене, и сам Он не будет претендовать на этой звание. Он будет работать как способный просвещенный индивид, обладающий видением и целью, и будет опознан «своими».
Христу будут предшествовать некоторые члены духовной Иерархии, члены некоторых из сорока девяти ашрамов, которые также помогут завершить окончательную подготовку к Его будущей работе. Нам сказано, что эта стадия процесса экстернализации должна завершиться около 2025 года, после чего мы должны быть наготове, чтобы распознать Христа, где бы Он ни предпочел появиться, через Его работу, по Его влиянию в мире и по излучающим и магнетическим проявлениям этого воистину уникального и необычного Богочеловека, которого увидят и услышат во всем мире по радио и телевидению и который пробудит узнавание и отклик со стороны восприимчивых умов и сердец.
Таков Христос «как Он есть», а не каким Он был две тысячи лет назад. Это мировой служитель, духовный руководитель, участвующий в сложных делах нашего современного общества, находящегося в процессе изменения и подверженного кризисам и напряжениям трансформации, которые Христос испытал на самом себе. Он возвращается как представитель великой Жизни, одушевляющей нашу планету, неся с собой Могущество, Любовь и Свет Божественности, полностью адаптированный к человеческой способности принимать и использовать, а также к колоссальным сложностям жизни на Земле в качестве человеческого существа.
Христос — воистину высший духовный руководитель. Нам было бы полезно так сфокусировать свое внутреннее внимание на Нем и на Его миссии, чтобы наши умы и сердца осознали бы Его таким, как Он есть, обеспечив Его тем самым прямым каналом выхода на современную сцену, что гарантировало бы успешное выполнение Его планетарного служения на предстоящие годы. Восстановление и преобразование мира зависит от сотрудничества ответственных мужчин и женщин, работающих с Христом. Мы тоже можем занять свое место в этой группе «Христовых людей». Пусть целью станет узнавание!
В заключение пусть слова Учителя Джуала Кхула укрепят наше понимание неизбежного действия закона:
«Христос приближается к миру в целом, а не только к христианскому миру. Он приближается и к Востоку, и к Западу, предвидя этот «конец времени» с его планетарными катастрофами, необычайными бедствиями, безысходностью и призывом, доносящимся как с Востока, так и с Запада. Он знал, что во время последнего кризиса и напряжения человечество само будет Его торопить. Новозаветная история правдива и достоверна; это человеческие интерпретации вводили людей в заблуждение» (Новое явление Христа, стр. 100)
«Мы теперь достигли точки, когда научно и закономерно установлена неизбежность возвращения Христа; она представляет собой призыв, который Он не может отвергнуть и которому Он должен подчиниться … [Когда] сердца людей, сердце планеты, то есть Иерархия, и сердце Иерархии, Христос, будут находиться в состоянии позитивного контакта, когда этот канал будет открыт и чист, тогда придет Христос. Ничто не может помешать Его явлению…. Будучи эффективно завершено, это соединение создаст чистый канал, путь возвращения, или линию световой, или магнетической, силы между:
- Центром, где Воля Бога Известна, то есть Шамбалой;
- Иерархией, планетарным сердечным центром;
- Христом, сердцем Иерархии;
- Посвященными, учениками и стремящимися, образующими новую группу мировых служителей, желающими воплотить любовь и свет, необходимый сегодня миру;
- Сердцами людей доброй воли, откликающимися на любовь, выраженную через правильные человеческие отношения.
- Фокусной точкой, через которую Владыка Любви будет работать на Земле…. Так от высшего проявления Бога до Его проявления через некую фокусную точку в нашем современном мире создаются «структура сближения» и «путь возвращения», которые приведут к нам долгожданного Христа. Ничто не может остановить или предотвратить Его возвращение». (Адаптировано из: Лучи и Посвящения, стр. 618 — 620)
Эта шестеричная последовательность очень ясно говорит нам, что еще остается сделать с помощью силы и энергии любви. На необходимо больше любви между народами, между нациями — «сердца, открытого миру» — любви, объединяющей великие планетарные центры: Шамбалу, Иерархию и Человечество. Ибо под прямым воздействием силы Шамбалы на человечество в этом веке впервые может быть выражен на Земле второй аспект первого луча Воли, или Могущества (шамбалической силы). Христос, которому помогает Иерархия, является «распределяющим Аспектом и направляющим Фактором» этой силы, силы Воли-к-Добру, и именно эта сила начнет проявляться, когда Он придет. Это истинная причина намерения Христа прийти — проявить мощь и синтез Единой Жизни. Это откроет истинное различие между материальной и духовной жизнью. Это станет очевидным через широкомасштабную демонстрацию человеческой доброй воли, низшего выражения второго луча Любви-Мудрости, подкрепленного Волей-к-Добру первого луча.
Таким образом, многое зависит от понимающего использования силы любви, так как Христос сочетает свою эзотерическую планетарную работу с экзотерическим мировым служением. В будущие годы мы сможем с пониманием и преданно сотрудничать с обоими аспектами функции Христа как руководителя.
«О Владыка Жизни и Любви, мы знаем о нужде. Прикоснись опять к нашим сердцам с любовью, чтобы мы тоже могли любить и давать»
|