имена: Жизнь-Качество-Явление
Семь Лучей являются первой дифференциацией божественной троицы Духа-Сознания-Формы и составляют всю область выражения проявленного Божества. Мировые писания повествуют нам о том, что взаимодействие, или связь, между Отцом-Духом и Матерью-Материей в конце концов порождает третьего, который есть Сын, или аспект, называемый Сознание. Этот Сын, продукт первых двух, эзотерически определяется как «Тот, Кто был третьим, но является вторым». Суть этой фразы в том, что сначала существовали два божественных аспекта, Дух-Материя, или материя, оплодотворенная жизнью, и только когда эти двое реализовали свое взаимное единство (обратите внимание на неизбежную двусмысленность выражения ), появился Сын. Эзотерист, однако, считает Дух-Материю первичным единством, а Сына — вторичным фактором. Этот Сын, Который есть божественная Жизнь, воплощенная в материи, и Который, следовательно, создает все множество и разнообразие форм, является воплощением божественного качества. Поэтому — ради ясности — мы могли бы использовать слова Жизнь-Качество-Явление как синонимы более привычной троицы Дух-Душа-Тело, или Жизнь-Сознание-Форма.
Я буду использовать слово Жизнь применительно к Духу, энергии, Отцу, первому аспекту Божественности и тому сущностному динамическому электрическому Огню, который производит все сущее и является поддерживающей, порождающей Причиной и Источником всего проявления.
Слово Явление я буду использовать для выражения того, что мы называем материей, формой или объективным выражением. Это та иллюзорная и осязаемая внешняя видимость, которая оживотворяется жизнью. Это третий аспект, Мать, которую осенил и оплодотворил Дух Святой, или Жизнь, объединенная с интеллектуальной субстанцией. Это огонь трения — трения, вызванного жизнью и материей и их взаимодействием, и производящего изменения и постоянные мутации.
Словом Качество я обозначу второй аспект, Сына Божьего, космического Христа, воплощенного в форме — форме, приведенной в существование взаимосвязью духа с материей. Это взаимодействие создает ту психологическую Сущность, которую мы называем Христом. Этот космический Христос явил нам Свое совершенство, насколько оно возможно для человечества, через посредство Христа исторического. Психологическая Сущность может привести к функциональной активности во всех человеческих формах качество, способное «устранить формы» и так сосредоточить все внимание на себе, что в конечном итоге будет считаться главным фактором, составляющим все, что есть. Истина о жизни, качестве и форме наиболее очевидно проявлена для нас в рассказе о Христе из Галилеи. Он постоянно напоминает народу, что Он не то, чем кажется, и что Он не Отец Небесный. И те, кто знает и любит Его, все время обращаются к Нему в терминах качества. Он показал нам любовь Бога и в Себе Самом воплотил не только развитые Им качества семи Лучей, но, подобно немногим сынам Божьим, воплотил основной лучевой принцип Самого Солнечного Логоса — Любовь. Более подробно мы обсудим это при рассмотрении Второго Луча, Луча Любви-Мудрости.
Теперь мы рассмотрим определение слова «качество», которое воплощает второлучевой аспект. Этот второй аспект является обуславливающим Лучом и вторым проявленным аспектом божественности. Это аспект Христа или Вишну, это чувствующее сознание божества в форме. Я уже говорил, что мы будем обсуждать его выражение в мире феноменов, имея в виду мир внешних явлений и материальных форм.
Качество, выявляющееся в процессе проявления под импульсом божественной Жизни, это любовь, которая действует через посредство Закона Притяжения с целью осуществить конечный синтез в сознании. Не будем забывать, что задача нашего нынешнего эволюционного процесса заключается в раскрытии сознательной осведомленности. Весь эволюционный процесс нацелен именно на это.
В конечном счете, качество – это ни что иное, как природа такой осведомленности, отклик в терминах качества на ощущаемый контакт. Благодаря постепенному раскрытию механизма контакта (который сам является продуктом активного качества, определяющего жизнь составляющих форму клеток) диапазон контактов расширяется до бесконечности, и отклик живого существа на контакт становится все более ярким, более осмысленным и синтетически понимаемым. Отклик развивается в двух направлениях:
- 1. Он ведет к освоению реагирующего аппарата и к разумному использованию механизма контакта.
- 2. Он ведет также к пониманию отклика индивидуального сознания на контакт с другим сознанием. Это достигается посредством механизма отклика. Аппарат отклика другого сознания может быть либо более, либо менее развит по сравнению с первым, который осуществляет контакт.
Человек воистину имеет божественную природу, но качество солнечного ангела в течение эволюционного цикла выявляется медленно. Пока оно демонстрируется слабо и лишь от случая к случаю. Хотя вся совокупность особенностей человека в любой жизни окрашена божественным качеством в зависимости от степени эгоического контроля или выражения, на ранних стадиях это качество почти до неузнаваемости искажается субстанцией.