имена: цивилизация - смерть цивилизации - перевоплощение цивилизации
Кульминация любой цивилизации, с ее специфическими нотой, качеством и дарами последующим поколениям, отражает духовное намерение и (присущее массам) одно из посвящений. История будет когда-нибудь трактоваться и писаться на основе хроники посвятительного роста человечества, а прежде мы должны составить историю, трактующую развитие человечества под влиянием великих фундаментальных идей. Такова ближайшая историческая задача.
Культура любого периода есть всего лишь отражение творческой способности и четкого сознания посвященных этого времени — тех, кто знает, что он посвященный, и осознает, что допущен к непосредственной связи с Иерархией. В настоящее время оба слова: цивилизация и культура, — не используются нами правильно, в их истинном смысле.
Цивилизация — это отражение в массе людей какого-то конкретного циклического влияния, ведущего к посвящению. Культура эзотерически связана с теми представителями цивилизации, кто специфически, точно и с полностью пробужденным сознанием самостоятельно проникает во внутренние сферы мыслительной активности, которые мы называем творческим миром. Именно эти сферы ответственны за внешнюю цивилизацию.
Цивилизация — это реакция человечества на цель любого конкретного мирового периода. В каждой эпохе в идеализме расы должна доминировать определенная идея. В атлантические времена преобладала идея преимущественно чувственного религиозного идеализма, или мистицизма, выражавшаяся в понятиях приближения к ощущаемому, но невидимому божеству, идея выражения способа чувствования. Тогда жили необыкновенно сенситивные расы, состоящие из наций и групп, трудившихся над развитием чувствующей природы, порой сознательно, но чаще бессознательно. Отношение друг к другу как индивидуумов, так и наций, было главным образом чувственным и эмоциональным; представителям современной арийской расы их состояние сознания (не могу сказать: ума) чрезвычайно трудно уловить или интуитивно постичь ввиду того, что начинает действовать ум. Их отношение к божеству было столь же чувственным, а религиозная активность — мистической, основанной на преданности и лишённой какого бы то ни было ментального понимания. Они были, в сущности, эмоциональны в своих реакциях на красоту, на ужас, внушаемый божественным, на эмоциональные свойства Бога, на ощущение света, на чудо. Таинственность, чувство благоговейного страха, слепое следование за неким признанным “сенситивом”, превосходящим обычное человеческое существо, интерпретация Бога и природы с позиций чувственного восприятия, — всё это составляло основу той древней цивилизации и в значительной степени окрашивало наши теперешние расовые установки, по крайней мере до пришествия Христа, Который произвел огромные изменения в человеческом сознании и возвестил новую цивилизацию. Дети всё ещё атланты по своему сознанию; для них это форма повторения, аналогичная предродовому периоду; то же повторяется на Пути, когда человек вновь развивает мистическое сознание после того, как пробудил свою ментальную природу, но прежде чем раскрыл истинную оккультную осведомлённость, или знание, и реакции высшего ума. Проблема образования состоит в том, чтобы преобразовать атлантическое сознание ребёнка в арийское, или ментальное, сознание. У атлантов не было системы образования, как мы её понимаем. Цари и жрецы интуитивно улавливали, массы повиновались.
В нынешней расе возникает и развивается другой подход к цивилизации. В каждой эпохе некоторая идея функционирует и выражает себя как в расовом, так и в национальном идеализме. Такая базовая установка создала в течение столетий наш современный мир, и он был сугубо материалистическим. Нация сегодня считается цивилизованной, если она открыта ментальным ценностям, требуя в то же время ценностей материальных; если ум (низший ум) — с его памятью, способностями различать и разделять, анализирующими функциями и способностью формулировать конкретные идеи, основывающиеся на материальном восприятии, материальном желании и материальных целях — подвергается тренингу, который создаёт материальную цивилизацию, да и сделал нашу материальную цивилизацию такой, какой она является сейчас. При том, что акцент смещается от чувственного восприятия в сторону ментального отношения к жизни, при желании сделать материальную жизнь гражданина каждой нации доминирующим фактором национального мышления, при том, что раскрытие ума идет в русле материального образа жизни, а наука выявляет только то, что доказуемо, изучая лишь энергии, производящие материальные следствия, стоит ли удивляться, что главная забота современной цивилизации лежит в сфере экономической жизни? Мы погружены в материальные условия, с тем, чтобы накапливать собственность, улучшать положение дел в мире, обеспечивая жизнь на физическом плане и подменяя нематериальное — материальным, духовное — конкретным, субъективные ценности — физическими ценностями. Однако в один прекрасный день истинные ценности должны прийти к выражению.
Данное утверждение поверхностно и столь обобщенно, что не относится к меньшинству тех, кто все-таки чувствует высшие ценности и работает над тем, чтобы внедрить их в жизнь расы. Эти люди — хранители продвинутых идеалов нынешней цивилизации, но излучаемая ими энергия пока зачастую расходуется на утверждение более конкретных ценностей. Мои замечания не всеобъемлющи, и я не охватываю всех фактов. Может быть, я что–то излишне акцентирую, а может, и нет. Тем не менее факт состоит в том, что обе великие цивилизации, о которых мы в состоянии на самом деле что-нибудь знать — арийская и атлантическая — представляют две крайности или грани, к которым человечество обоих периодов направляло и всё ещё направляет своё внимание.
Атлантическая цивилизация определённо была религиозной по своим установкам; религия была банальностью жизни и разумным основанием всего сущего. Жизнь после смерти была предметом интереса и непоколебимой, несомненной веры. Тонкие воздействия, эманирующие от невидимых сфер, силы природы и связь человека с ними благодаря обостренной чувствительности, вся гамма эмоциональных состояний составляли жизнь расы и окрашивали всё, что относилось или могло относиться к зачаточному мышлению. Результат всего того, что мы унаследовали, когда возникла история, которую мы сейчас имеем (со времён всемирного потопа, когда бы он ни был), можно выразить в таких словах, как анимизм, спиритуализм, низший психизм, сенситивность. Чувство Бога, чувство бессмертия, чувство тонких внутренних отношений, чувство поклонения и чрезмерная чувствительность современного человека — всё это наше выдающееся наследие от цивилизаций, существовавших во времена древней Атлантиды.
На этот базис сейчас налагается прямо противоположное; своей реакцией — нормальной, правильной и развивающей — человек возводит надстройку, когда акцент всё больше ставится на вещественном, материальном и видимом, на том, что можно доказать, диагностировать, проанализировать и использовать для улучшения внешней жизни человека, его материального положения на планете. Обе цивилизации заходили слишком далеко, и обратный ход маятника неминуемо вернет нас к среднему положению, к “благородному срединному пути”. Этот срединный путь, задействующий лучшие, высочайшие идеалы, созданные обеими предшествующими цивилизациями, будет характеризовать наступающий Век Водолея с ее цивилизацией. Такое выражение материального и нематериального, видимого и невидимого, вещественного и духовного всегда было целью и задачей тех, кто постигал истинное значение культуры. Итак, возвращаясь к нашей теме, констатируем: цивилизация характерна для масс и расового сознания, тогда как культура характерна для индивидуума и незримого духовного человека. Поэтому цивилизация, как полнокровное выражение истинной культуры, ещё очень нескоро явит себя в истории развития расы.
Теперь мы можем рассмотреть Седьмой Луч и его связь с нынешней ситуацией так же, как рассматривали Шестой Луч. Благодаря этому у вас появится представление о процессе развития и о том, каких событий можно ожидать в ближайшем будущем. Как вы, наверное, заметили, любой Луч можно рассматривать с двух точек зрения. Прежде всего, его можно изучать с точки зрения энергии, которая всегда взаимодействует с другими энергиями и силами, часто порождает конфликты, и в результате — ситуацию, совершенно отличную от предыдущей. Стадии этого процесса можно кратко описать следующими словами: контакт, конфликт, урегулирование, равновесие (что-то вроде того тупика или статического состояния, к которому пришли в девятнадцатом столетии), поглощение и окончательное исчезновение более слабой уходящей энергии. Такой конец всегда неизбежен, ибо не сами Лучи вступают в конфликт, а задействованные субстанции и формы. Во-вторых, можно рассматривать качество Луча. Оно в действительности является выражением его души и внутренней природы и сталкиваясь с условиями, существующими во время прихода Луча в проявление, совершает три действия:
- Изменяет природу цивилизации и культуру человечества в любой данный период. Именно этим пользуется Иерархия, когда встречаются лучевые энергии. Культура меняется первой, так как все базовые качественные изменения всегда идут сверху вниз и именно интеллигенция первой их чувствует. А последующая смена форм автоматически направляет процесс в обратную сторону. Именно так в ходе эволюции возникают соединительные точки. Когда ученые, исследующие теорию и процессы эволюции, признают Лучи и возьмутся за изучение их взаимодействия, произойдут определенные изменения в их взглядах и будет сделан еще один шаг к истине. Эта же концепция лежит и в основе данного мной учения о Великом Сближении, которое должно произойти (возможно, очень скоро) между четвертым и пятым царствами природы. Динамическим живым ядром пятого царства является Иерархия.
- Изменяет другие царства природы, порождая определенные качества души каждого царства (ибо у всех разные качества души), и, как следствие, изменяет формы.
- Изменяет типы Эго, или душ, воплощающихся в любой лучевой период. Под этим я подразумеваю, что как в течение завершающегося сейчас периода большинство воплощавшихся душ по своему качеству относились к Шестому Лучу, так в наше время можно ожидать увеличения числа Эго Седьмого Луча. Поэтому приход грядущей цивилизации Седьмого Луча — цивилизации синтеза, слияния и более полного проявления души — и новая стадия, в которую вступает белая магия Иерархии, неизбежны и требуют определенных приготовлений и тренировки.
Вам хорошо известно, что великий Закон Перевоплощения — основной Закон, контролирующий все процессы проявления. Он управляет эзотерическим выражением Солнечного Логоса и человеческого существа, причем целью этого постоянно возобновляющегося процесса является приведение всё более совершенной формы к расширяющемуся служению Души. Впервые с момента своего возникновения род человеческий в состоянии отметить про себя перерождение цивилизации как выражение духовной культуры на определенной эволюционной стадии. Много меньших кризисов, инициировавших племенные, национальные и расовые эксперименты по обновлению формы, имело место и было отмечено определенной группой в составе нации или самой нацией (если она была достаточно продвинута).
Мы готовы признать, что, когда человек завершил свой жизненный цикл и усвоил уроки, которые опыт каждой индивидуальной жизни должен был ему преподать, его физическое тело и внутренний аспект формы (представляющие в совокупности его личностное выражение) должны начать приходить в упадок. Разрушительные начала внутри самой формы активизируются, и в конце концов наступает смерть, освобождающая Жизнь, населяющую тело, с тем чтобы могла быть построена новая и лучшая форма. Мы принимаем это либо слепо, либо разумно, рассматривая смерть как неизбежный, но естественный и нормальный процесс. Однако мы склонны забывать, что истинное относительно индивида истинно также и относительно человечества. Циклы цивилизации, такие как наша современная цивилизация, аналогичны конкретному, индивидуальному человеческому воплощению и имеют начало, период развития и роста, плодотворный период взрослого состояния, затем период упадка, за которым следует смерть, или уход формы.
Формы всегда подвержены нападению. Сильная субъективная воля и духовная отстраненность — два фактора безопасности. Опасность неминуема там, где форма сильнее Жизни. Там, где налицо привязанность к материальному аспекту или организации, духовные ценности теряются.
Сегодня мы являемся свидетелями смерти цивилизации, или цикла инкарнации человечества. Кристаллизация и упадок вошли во все сферы человеческого выражения. Обветшалые религиозные догмы и хватка теологии и ортодоксальных церквей более неспособны удерживать верность могучей внутренней духовной жизни. Человечество глубоко духовно и обладает врожденной религиозностью, однако нуждается в новой форме выражения древних истин. Старые политические школы оказались неадекватными, и новые идеологии свидетельствуют о силе жизни, ищущей более гармоничного выражения. Школы образования достигли поставленных перед ними целей и быстро признаются неспособными удовлетворить запросы взыскующей жизни расы. Повсюду слышится требование перемен и таких новых форм в сфере религиозной, политической, экономической жизни и образования, которые дали бы возможность более свободного и более духовного выражения. Такие изменения быстро приходят и рассматриваются некоторыми как смерть, ужасная и требующая, если возможно, уклонения. Это действительно смерть, однако благотворная и необходимая. Это уход цивилизации, который порождает периодически повторяющийся предупреждающий крик: “Это смерть цивилизации, этого не должно быть”; “Это конец порядка, и старый порядок необходимо спасти”; “Это гибель старых и дорогих ценностей, которой нельзя допустить”.
Однако нам следует помнить, что самая худшая (для человечества) смерть будет иметь место в том случае, если форма цивилизации или телесная форма станет вечной и статичной; если старый порядок останется неизменным и старые ценности не будут преобразованы в новые и лучшие — это воистину было бы катастрофой.