Страх
Это одно из самых распространенных проявлений астральной энергии и стоит на первом месте, потому что образует для огромного большинства Стража Порога и является также, по большому счету, основным астральным злом. Каждому человеческому существу известен страх, и диапазон вибраций страха варьируется от инстинктивных страхов дикаря, основанных на его незнании законов и сил природы, его ужасе перед темнотой и неизвестностью, до таких преобладающих в наше время страхов, как страх потерять друзей и любимых, здоровье, деньги, популярность и так далее до финальных страхов стремящегося: страха перед неудачей, корни которого в сомнении, страха перед окончательным ничто или полным уничтожением, страха смерти (который он разделяет в равной мере со всем человечеством), страха великой иллюзии астрального плана, фантасмагории самой жизни, а также страха одиночества на Пути и даже страха самого Страха. Этот список можно было бы продолжить намного дальше, однако его достаточно, чтобы указать на широкую распространенность страхов различных видов. Они определяют большинство ситуаций и отравляют многие счастливые моменты. Они низводят человека до робкого, запуганного атома чувствующей жизни, устрашенного грандиозностью проблем существования, сознающего свою как человека недостаточность для того, чтобы совладать с ситуациями, и неспособного оставить страхи и сомнения позади и наследовать свободу и жизнь. Подчас страх настолько его угнетает, что он боится даже своего рассудка. Эту картину нельзя описать слишком черными красками, поскольку страх — это доминирующая астральная энергия в настоящее время и восприимчивое человечество слишком легко ей поддается.
Вы спросите, каковы базовые причины страха? На этот вопрос, даже если вернуться достаточно далеко назад в эзотерическую историю Солнечной системы, нет вразумительного ответа. Только продвинутый посвященный может понять эти причины. Корни страха — в основе самой материи; страх является, преимущественно, продуктом, или следствием, принципа ума, результатом ментальной активности. Тот факт, что страху подвержены птицы и животные, придает всему предмету более широкую основу, чем если бы то был просто человеческий недостаток и результат функционирования человеческого ума. Дело не в том, что человек обладает анализирующим умом; если бы он правильно использовал свой рассудок, он мог бы искоренить страх. Истоки страха в том, что называется космическим Злом; это громко звучащая, но мало что сообщающая фраза. Истоки его в самой материи и во взаимодействии пар противоположностей — души и материи. Чувствительные души животных и людей подсознательно ощущают такие факторы, как:
- грандиозность и, следовательно, ощутимое давление Целого;
- давление всех остальных жизней и существований;
- действие неумолимого Закона;
- ощущение заточения, ограниченности и вытекающей из него недостаточности.
Эти факторы, вытекающие из самого процесса проявления и возрастающие в своей силе с течением веков, являются причинами всех сегодняшних страхов и ужасов, в первую очередь чисто психологических, а не просто инстинктивных страхов животного.
Более глубокая конкретизация данного предмета не поможет. Какая польза будет от того, что я скажу вам, что страх — это качество зла (или материи), которое фундаментально окрашивает, или характеризует, астральное, или чувствующее, тело нашего Планетарного Логоса? Что вы выиграете от того, что я очерчу перед вами проблему той великой Жизни, Которой мы живем и движемся и существуем, в то время как Она, на Своем Собственном космическом плане, стремится к освобождению и сталкивается со Своими Собственными специфическими проверками и испытаниями? Как найти адекватные слова, чтобы отразить космическую борьбу между Жизнями, настолько безличными и возвышенными по Своему сознанию, что употреблять в отношении Их слова «ее», «она» или «испытания» просто смешно и слова эти не отражают вообще никакого аспекта истины или реальности? Осмысление космического зла, космического продвижения или космических проблем вполне может быть отложено на то отдаленное время, когда стремящиеся примут Третье посвящение, искоренят всякое чувство отдельности и отождествившись с Аспектом Жизни, а не с формальной стороной, окажутся в какой-то мере способными войти в состояние сознания нашего Планетарного Логоса, почувствовать Его судьбу и на мгновение увидеть чудо завершенности.
Поэтому ограничим наше внимание человеком, а более конкретно, — средним человеком, и проследим, откуда исходят волны страха, постоянно сбивающие его с ног.
1. Страх Смерти...
2.
Страх будущего...
3. Страх физической боли...
4. Страх неудачи...
Страх держит мир в рабстве, и никто не свободен от его воздействия. Для стремящегося и ученика характерны два вида страхов, которые следует особенно хорошо изучить. Страхи, описанные ранее в трактате, и страхи, свойственные, как известно, самому существованию, нам всем знакомы. Они коренятся в инстинктивной природе (экономические страхи, страхи, обусловленные половым инстинктом, физический страх и ужас, страх неведомого, наряду с господствующим страхом смерти, отравляющим столь многие жизни) и представляют собой предмет многих психологических исследований. Их я не буду разбирать. Они преодолеваются жизнью души, по мере того как она начинает охватывать ежедневную жизнь и преображает ее, а также преодолеваются отказом стремящегося поддаваться их любым проявлениям. Первый метод способствует укреплению характера и предупреждает появление новых страхов. Им нет места, если душа сознательно контролирует жизнь и все ее ситуации. Второй нейтрализует старые мыслеформы и приводит, в конечном счете, к их разрушению из-за отсутствия подпитки. Так протекает двойной процесс, инициируя проявление подлинных качеств Духовного человека и все больше освобождая от рабства древних устрашающих концепций. Учащийся обнаруживает, что неуклонно отстраняется от главных управляющих инстинктов, которые до сих пор связывали его с общей схемой элементарной планетарной жизни. Здесь надо отметить, что все основные инстинкты уходят корнями в это специфическое качество планетарной жизни — страх, побуждая к каким-либо действиям. Как известно, психологи насчитывают пять главных доминирующих инстинктов, — мы вкратце их рассмотрим.
Инстинкт самосохранения своими корнями уходит во врожденный страх смерти; благодаря наличию этого страха раса достигла нынешнего долголетия и уровня иммунитета. Науки, занимающиеся сохранением жизни, современное медицинское знание, все достижения цивилизации, обеспечивающие уровень гигиены и комфорта, — все они развились как следствия этого страха. Все направлено на выживание индивидуума, на продление его существования. Человечество выживает как раса и как царство природы, благодаря этому страху и этой инстинктивной реакции человеческой единицы — стремлению к самосохранению.
Половой инстинкт обусловлен, главным образом, страхом разлуки и изоляции, бунтом против обособленности на физическом плане, против одиночества; благодаря этому страху раса развивается, совершенствуются и размножаются формы, через которые раса может проявляться.
Стадный инстинкт легко объясняется подобной реакцией; для обретения чувства уверенности, надежной, гарантированной безопасности — основанной на большом скоплении себе подобных — люди всегда искали общения, собирались вместе для защиты и экономической стабильности. Результатом этой инстинктивной реакции расы в целом является вся наша современная цивилизация; как следствие страха возникли ее гигантские центры, огромные города, густо населенные кварталы, и мы живем в современном стаде, возведенном в энную степень.
Четвертый великий инстинкт — инстинкт самоутверждения — также основан на страхе; он происходит из страха индивидуума, что он не добьется признания, в результате чего лишится многого, что могло бы принадлежать ему. Так с течением времени возрастал эгоизм расы; развивалось чувство стяжательства и способность захватывать («воля к власти» в той или иной форме), и сегодня налицо сильнейший индивидуализм и самоуверенность, чувство собственной значительности, породившие множество современных экономических и национальных проблем. Мы культивировали самоопределение, самоутверждение и своекорыстие, и вот перед нами почти неразрешимая трудность. Но из всего этого возникло и возникнет много добра, потому что ни один индивидуум не представляет никакой ценности, пока не добудет ценности для себя, чтобы затем безоговорочно пожертвовать обретенные ценности на благо целого.
Инстинкт исследования, в свою очередь, основан на страхе перед неведомым, однако из этого страха — в результате многовековых исследований — возникло наше современное образование, культурные традиции и вся структура научного поиска.
Эти основанные на страхе тенденции послужили (поскольку человек божественен) колоссальным стимулятором раскрытия всей его природы и вывели его вперед на его нынешний уровень широкого понимания и полезности; они привели к нашей современной цивилизации со всеми ее недостатками, но и со всеми проявлениями божественности. Из этих развившихся до предела инстинктов и в результате их трансмутации в высшие соответствия пышно расцветет цветок раскрывающейся души. Хочу отметить следующее:
Инстинкт самосохранения находит свое завершение в обретении уверенности в бессмертии, и работа спиритуалистов и исследователей в области психики на протяжении веков — это способ достижения такой уверенности, гарантирующий ее обретение.
Половой инстинкт в итоге находит свое логическое завершение в стремлении к достижению сознательной связи между душой и телом. Это ключевая нота мистицизма и религии, и сегодня, как и всегда, он является выражением Закона Притяжения, сначала побуждая к соединению на физическом плане, а затем находя свое завершение (для человека) в осуществляемом сознательно возвышенном соединении между позитивной душой и негативной восприимчивой формой.
Стадный инстинкт обретает свою божественную завершенность в пробужденном групповом сознании, которое сегодня демонстрируется в общей тенденции к единению, к всестороннему повсеместному сплочению и слиянию. Он выражается в способности мыслить понятиями интернационализма, универсальными концепциями, которые в конечном итоге приведут к всеобщему братству.
Инстинкт самоутверждения, в свою очередь, дал нашей современной цивилизации ее крайний индивидуализм, культ личности, привел к созданию эталонов и почитанию героев. В результате он приводит к утверждению «Я», божественного внутреннего Правителя, и из нашей новейшей науки психологии возникнет знание об утверждающемся и господствующем духовном «Я», что и приведет в конце концов к проявлению царства душ на земле.
А как преображается инстинкт исследования? После его трансмутации в божественное изыскание, после его преобразования благодаря применению света души в исследуемой сфере, человечество перейдет во Дворец Мудрости, таким образом оставив позади опыт Дворца Знания. Наши большие центры образования станут школами развития интуитивного восприятия и духовной осведомленности.
Читателям рекомендуется тщательно изучить следующую таблицу:
Инстинкт |
Соответствие |
Метод |
1. Самосохранения |
Бессмертие |
Спиритуалистическое исследование |
2. Половой |
Духовный союз |
Религия Единение Мистицизм |
3. Стадный |
Групповое сознание |
Братство |
4. Самоутверждения |
Утверждение «Я» |
Психология |
5. Исследования |
Интуиция |
Образование |
Итак, донимающие человечество страхи, уходя своими корнями в инстинкты, оказываются на самом деле божественными качествами, которые неверно используют и которыми злоупотребляют. Если же они правильно понимаются, используются и трансмутируются знающей душой, они ведут к достижению осведомленности, являются источниками роста и тем, что сообщает дремлющей душе — во времени и пространстве — необходимый импульс, толчок, стремление к прогрессу, которое вело человека вперед, начиная с пещерной стадии и доисторического цикла, через долгий период истории, и которому сегодня можно доверить с возрастающей скоростью вести его вперед, поскольку он уже достиг интеллектуального понимания и может с полным знанием дела способствовать прогрессу.
Учащимся необходимо глубже осознать, что весь этот процесс божественен, и что так называемое зло — это всего лишь иллюзия, неотъемлемая часть двойственности, в свое время или вне времени уступающая место божественному Единству. Зло обусловлено неправильным восприятием и ложной интерпретацией того, что воспринимается. Достижение истинного видения плюс правильное понимание приносят освобождение от инстинктивных реакций и вызывают ту внутреннюю отстраненность, которая позволяет человеку быть свободным в царстве Божьем.
А как быть с теми двумя видами страха, которые имеют особое отношение к стремящемуся? Как быть со страхом общественного мнения и со страхом неудачи? Это два могучих фактора в жизни служения, которые становятся препятствиями для многих.
Те, кто начинает работать в сотрудничестве с Планом и усваивает смысл служения, склонны опасаться критики и неверного толкования того, чем они занимаются; или же они становятся жертвой иного страха, что то, что они делают, не сможет понравиться, не будет по достоинству оценено и понято. Они требуют признания, хотят нравиться и жаждут похвал. Они измеряют успех массовостью отклика. Они не выносят, если их мотивы неправильно воспринимаются или недооцениваются, в таких случаях они яростно бросаются в объяснения; они несчастливы, если их методы, состав их группы, способ их служения оказываются под огнем критики. Они подвержены ложным стремлениям к массовости, к власти и к догматизму. Если то, что они делают, не соответствует стандартам или представлениям той группы умов, которая их окружает или больше всего их привлекает, они чувствуют себя несчастными и часто изменяют свои планы, свою точку зрения, снижают уровень своего служения до соответствия окружающей массовой психологии или до уровня представлений влиятельных советчиков.
Настоящий ученик обладает видением. Он стремится тесно соприкасаться со своей душой, чтобы, не теряя контакта, постараться сделать это видение реальностью; он намеревается добиваться того, что с мирской точки зрения кажется невозможным, зная, что осознанное нужно воплотить, не думая о целесообразности и без излишней адаптации к взглядам мирских практичных советчиков. Общественное мнение, советы тех, чье поведение определяется скорее Рыбами, чем Водолеем, тщательно и взвешенно обдумываются, и если становится ясно, что совет является разделяющим, направлен на нарушение гармонии, не основан на братской любви и понимании, он моментально отвергается. Где налицо постоянное критическое отношение к другим работникам в поле мирового служения, где обращают внимание только на ошибки и проявления эгоизма, приписывают неправильные мотивы и ожидают зла, туда настоящий стремящийся не позволяет себя втянуть, продолжая спокойно следовать своим путем.
Реальная проблема, как вы понимаете, заключается в достижении абсолютного бесстрашия. Любой страх, сомнение и беспокойство придется искоренить. Если вы в состоянии это сделать, развитие внутренней точки контакта и знание того, как пробиться к источникам вдохновения, возрастут с удивительной быстротой. Слишком многие перекрывают себе источники информации своей неконтролируемой эмоциональной природой. Астральное тело можно научиться контролировать. Как?
1. Прямым запретом. Этот способ может успешно применяться начинающими, однако, он не лучший. Он сказывается на физическом теле, приводит к закупорке астрального тела и к такому же состоянию эфирного проводника. Он часто вызывает головную боль, засорение желчных протоков и прочие недомогания.
2. Прямой реализацией непосредственно стоящих задач и осознаванием того, что с учеником Учителя не происходит ничего, что не могло бы привести к большему знанию, развитию и большей полезности в служении. Страх у многих основан не на робости (парадоксальное заявление!), а, как правило, на ментальном состоянии, таком как гордость. У тех, кто начинает поляризоваться в ментальном теле, страхи соединены с интеллектом. Поэтому их труднее преодолеть, чем страхи человека, поляризованного в астральном теле. Последний может воспользоваться своим интеллектом для искоренения страха в астральном теле. Ментальным типам людей приходится взывать непосредственно к Эго, так как всегда нужно призывать высшее, чтобы справиться с низшим. Отсюда необходимость всегда сохранять канал чистым. Не давите свой страх. Вытесняйте его динамическим могуществом замещения. Это приводит к моему третьему совету, а именно: учащиеся в группе должны лечить привычку страха —
3. Прямым методом релаксации, концентрации, успокоения и «промывания» всей личности потоком чистого белого света. Это делается следующим образом:
Скажем, вы находитесь в состоянии паники; вас одолевают очень неприятные предположения; ваше воображение слишком разгулялось, и ваш ум усиливает это буйство. Не забывайте, что страхи эмоционального человека слабее, чем ваши. Обладая мощным ментальным телом, вы облекаете свои реакции страха в сильно активизированную ментальную материю, что порождает могущественную мыслеформу, которая циркулирует между вами и пугающим вас событием. Осознав это, продолжайте стремиться к спокойствию. Расслабив свое физическое тело, постарайтесь, насколько можно, успокоить свое астральное тело и стабилизировать ум. Затем, визуализируя себя (личность), душу и Учителя — Его как вершину треугольника — целенаправленно спустите вниз поток чистого белого света и, пропустив его через свои низшие проводники, сметите, смойте все, что вам мешает. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока не почувствуете, что достигли того, что вам нужно. Поначалу вам, может быть, придется проделывать это многократно. Позднее достаточно будет одного раза, а затем весь этот процесс станет ненужным, потому что вы достигнете победы.
Это относится к страхам, связанным с личностью. Вы задействуете аспект любви, наполняя себя любовью и светом. Обоснованные страхи, связанные с обстоятельствами предстоящей работы и осознанием материальных препятствий к ней, должны искореняться несколько иначе. Здесь пользуйтесь следующим методом:
- Успокойте физическое тело.
- Успокойте временным запретом астральное тело.
- Соединитесь с Эго и обдумайте наилучший способ разрешения проблемы. Исчерпав все высшие рациональные методы и ясно увидев ход своих действий, затем –
- Повысьте как можно сильнее свои вибрации и призовите с интуитивных уровней добавочный свет на проблему. Если ваша интуиция и рассуждение приводят к гармонии и, тем самым, указывают выход, то продолжайте. Как оккультный факт, не подлежащий обсуждению, вы знаете, что сейчас не может случиться ничего, что не привело бы к лучшему. Вы уверены в том, что вас ведут, и тот, кто способен прозревать конец с самого начала, не делает ошибок.
Третий вид страхов, с которыми стремящиеся сталкиваются все больше и больше по мере возрастания в силе и полезности в служении, основан на осознавании сил, работающих против Плана и мешающих исполнению предстоящей работы. Имеют место оккультные атаки, и оккультные силы злобно ополчаются против стремящегося; они могут заявлять о себе в том или ином из проводников и в редких случаях — если стремящийся достаточно значителен — во всех сразу. Иногда такие атаки направлены против индивидуального работника, иногда против групп работников. Чтобы им противостоять, примените первый способ со следующими добавлениями и изменениями. Соединитесь, либо как индивидуум, либо, представив себя в единой группе с собственной душой и с Ложей Учителей, не только со своим Учителем, но со всем Братством, для которого вы работаете. Затем, когда вы достигли спокойствия, визуализируйте тех Учителей, о которых вы знаете, и, поднимая свою вибрацию еще выше, соединитесь, насколько возможно, с Чоханами, Христом и Ману, в соответствии с направлением — религиозным или политическим — в котором вы работаете и в котором последовала атака. После чего через эту связующую цепь и через все проводники пропустите поток фиолетового света. Способ этот следует применять только в случае крайней необходимости. Причина осторожности заключается в эфирном проводнике, который исключительно сильно реагирует на фиолетовый цвет.
Помня об этих мерах предосторожности, вы можете смело встретить вибрацию страха и в итоге устранить ее. Страхи работника делятся на два вида: во-первых, страх того, что принесет будущее, и, во-вторых, сомнение относительно результативности его усилия. У большинства людей присутствуют оба вида сразу. Большинство стремящихся не имеют принципиального сомнения относительно конечного результата, но они иногда сомневаются относительно текущих результатов и сходят с пути устремления, зная — и правильно зная — что он приводит через испытания и одиночество к Стопам Иерофанта. Не меньше их мучают тревоги и высокие вибрации, которые, судя по всему, исходят из высоких духовных источников. Сильные вибрации поступают со все возрастающей частотой, и по мере эволюции расы вибрации будут усиливаться, поэтому к реакциям на них придется мудро адаптироваться.