Все человеческое семейство являет собой сегодня чудесный приемник впечатлений, состоящий из мириадов чувствительных механизмов. Эти впечатлительные инструменты способны регистрировать тамасические впечатления, приходящие от дочеловеческих царств, особенно из третьего и первого; они фиксируют раджасические впечатления от всевозможных ментальных источников; они также — гораздо слабее — откликаются на саттвические, или ритмические, впечатления. Впрочем, их отзывчивость на эти высокие впечатления и регистрация ими истины, света и качества, исходящих из наивысших источников, возрастают.
Именно поэтому человеческое царство (великое среднее царство, чья функция заключается в посредничестве между высшим и низшим) является объектом передачи множества божественных впечатлений, доносящих Цель Саната Кумары. Это вы знаете. Я многое рассказал об этом в «Трактате о Семи Лучах», а также в более раннем «Трактате о Космическом Огне». В данных инструкциях я описываю групповые возможности, группы, которые можно обучать регистрировать, получать впечатления от Иерархии. Такие группы могут стать способны призывать Иерархию своим могуществом, если они того захотят. Опять-таки, я рассказываю все это вам, как стремящимся и ученикам, но под иным углом, чем в своих предыдущих писаниях. Ответственность за впечатлительность, телепатическую регистрацию и призывный зов очень велика; этим объясняется содержание изложенного.
В вышеизложенной информации о трех больших планетарных центрах имеем базис для нового грядущего Приближения к Божеству, — оно будет известно как религия Призыва и Отклика. Именно новая Наука Передачи Впечатлений являет собой ту субъективную основу, тот соединительный элемент, что связует вместе всю сферу знания, науки и религии. Все фундаментальные идеи, лежащие в основании этих обширных областей человеческого мышления, исходят с интуитивных уровней; они в конечном счете определяют человеческое сознание, пробуждая в человеке стремление глубже проникнуть в арканы мудрости, чьей подготовительной стадией является знание. Наука Передачи Впечатлений есть образ жизни субъективного мира, что стоит между миром внешних событий (миром явлений и экзотерического выражения) и внутренним миром реальности. Последнее утверждение должно быть хорошенько продумано исследователями оккультного. Впечатления воспринимаются и регистрируются; они дают повод для размышления стремящихся, достаточно чувствительных к ним и достаточно мудрых для того, чтобы отмечать в сознании их излучающий источник. После должной практики период осмысления зарегистрированного впечатления сменяется другим периодом, когда впечатление начинает принимать форму идеи; с этого момента оно проходит известный путь, превращаясь из идеи в идеал, после чего, отзываясь на призыв более конкретных умов, в конце концов осаждается во внешнюю манифестацию и обретает форму. Итак вы видите, что моя задача — ввести учащегося на шаг дальше в мир приема и восприятия, познакомить его с более тонкими касаниями, лежащими в основе концепций, которые считаются весьма туманными и которым мы даем название интуитивных проблесков.
Наука Передачи Впечатлений — если она будет изучаться учениками мира и Новой Группой Мировых Служителей — значительно облегчит утверждение идеалов, которые должны и будут определять мышление Нового Века и в конце концов создадут новую культуру и новую цивилизацию, грядущую на смену нынешней, обеспечивая новое поле выражения для рода человеческого. Фактически эта наука является основой теории взаимоотношений, давая более включающее представление о правильных человеческих отношениях, которое до сих пор — если выразиться одной фразой — ограничивалось желательным идеалом корректного взаимодействия между людьми, между группами и между нациями; оно также ограничивалось сферой человеческого общества и взаимодействия и остается пока объектом надежды и желания. Когда же Наука Передачи Впечатлений будет правильно усвоена и сведена до уровня предмета образования, обнаружится ее тесная связь с возникающим учением о призыве и отклике, и она включит в себя не только правильные человеческие отношения со сверхчеловеческими царствами, но и правильные человеческие отношения с дочеловеческими царствами. Она будет развивать чувствительный отклик всего естественного и сверхъестественного мира на «Того, Кем мы живем и движемся и существуем»; она обеспечит правильные отношения рода человеческого со всеми аспектами и выражениями божественной природы, углубляя субъективные касания и делая объективные манифестации более божественными, более согласующимися с божественной целью. Она инициирует великое смещение человеческого сознания с уровней эмоциональной и физической жизни (где фокусировано подавляющее большинство человечества) на уровни ментального восприятия.
Теперь вы понимаете, почему Знающие мира всегда подчеркивали двойное действие ума, воспринимающего высшие впечатления и ментально оформляющего необходимые мыслеформы. Тренированный ум схватывает мимолетное впечатление, ментально его конкретизирует, производит требуемую форму, а последняя, если она правильно создана и ориентирована, в конечном итоге доводит до экстернализации зарегистрированное впечатление, которое от интуитивной формы переходит на ментальный план. Вам ясно, почему ученики и мировые работники обязаны функционировать как УМЫ, как восприимчивые познающие существа и творцы в ментальной материи. Все это связано с рассматриваемой Наукой Передачи Впечатлений. Вы видите: весь данный процесс углубляется в медитации, так что стремящийся способен быть чувствительным к впечатлениям, будучи (поскольку он ориентирован на мир идей и осведомлен об утонченности аппарата, требуемого для регистрации «осеняющего облака познаваемого») охранен от чувствительности к импульсам, приходящим от других умов, ориентированных на добро или на зло, от мысленных потоков со стороны того, что находится в процессе оформления, так же как и от мощного притяжения, влечения эмоциональных реакций, реакций желания астрального плана, того эмоционально поляризованного мира, где он физически проживает.
И еще большее понимание придет, если вы осознаете тот факт, что Наука Передачи Впечатлений связана с активностью головного центра, как опорного центра для антахкараны, и что центр аджна задействован в оформлении регистрируемого интуитивного проблеска (в виде осознания ментальной мыслеформы и реакции на нее) и его последующем спуске в виде идеала в мир людей. На начальных стадиях и до третьего посвящения Наука Передачи Впечатлений способствует установлению чувствительного канала (призывного) между Духовной Триадой (временно выражающей себя через абстрактный ум и душу, или Сына Ума) и конкретным умом. Этот ментальный треугольник является отражением во времени и пространстве Монады и двух высших аспектов Триады и повторяется (после процесса призыва и последующего процесса отклика) в другой триаде: триаде низшего ума, души и жизненного тела. Когда между низшим и высшим умом устанавливается правильная устойчивая связь, активизируется низшая, задействованная в Науке Передачи Впечатлений, триада: головной центр, центр аджна и горловой центр.
Я дал интересное краткое описание техники энергетизации центров человеческого тела. Напоминаю: то, что верно для индивидуального ученика, должно быть и является верным для великого ученика — Человечества, всего человеческого семейства. Это верно и для всех трех планетарных центров: Шамбалы, Иерархии и Человечества. Название Наука Передачи Впечатлений дано процессу установления требуемых отношений между всеми этими единицами жизни. Название Техника Призыва и Отклика дано способу, или методу, осуществления желаемых отношений. Название Творческая Работа дано результатам обоих упомянутых процессов. Три аспекта Техники Призыва и Отклика, с которыми должен работать средний ученик, — это постройка антахкараны, правильное использование низшего ума с двумя его высшими функциями (устойчивое удержание ума в свете и создание желаемых мыслеформ) и процесс осаждения, посредством которого впечатление получает в конце концов возможность принять осязаемую форму.
В изложенном я дал много пищи для размышления о телепатических возможностях; все это входит в тему мирового служения, поскольку предназначено для широкомасштабного расширения человеческого сознания — одной из главных задач Новой Группы Мировых Служителей.
Расширяющиеся области сознательного взаимодействия
Тренинг, которому Учителя в Ашрамах подвергают Своих учеников, имеет одну главную цель: повысить, развить и научить их использовать в служении свою врожденную, природную чувствительность. Давайте при обсуждении материала откажемся от надоевшего слова «вибрация», пользуясь вместо него более простым и понятным словом «толчок». Отклик на толчок — это то, что мы все регистрируем. Пять наших чувств открыли для всех пять обширных сфер, откуда приходят толчки; они нам так хорошо знакомы, что отклик наш следует автоматически и регистрируется бессознательно, если только мы не планируем какое-нибудь предприятие и не устремлены в каком-нибудь направлении. Мы аналогично так же автоматически откликаемся и на эмоциональные стимулы, кроме того, раса быстро (очень быстро) нарабатывает способность к ментальной телепатии. Некоторые начинают работать и с духовной телепатией. Немногим удается нечто большее, чем случайные соприкосновения с тем, что исходит из высшего источника, да и ощущения их обычно смешаны с личностными реакциями.
Касания души, толчки с ее стороны также становятся довольно распространенным явлением, отсюда необходимость для меня заложить основание дальнейшего знания, объясняющего еще более высокие касания Духовной Триады и открывающего области взаимодействия, известные до сих пор только Иерархии. Я имею в виду данное через группу моих учеников учение об Антахкаране[*] . Все такие расширяющиеся касания вызывают состояния, описываемые двумя словами: «контакт» и «толчок».
- Контакт может быть определен (в нашем контексте) как осознание окружения, сферы, до сих пор неизвестной; того, что каким-то образом принуждается откликнуться; чего-то иного, являющего свое присутствие. Это иное, не то, что воспринимающий обычно ранее ощущал, становится теоретической возможностью, позднее призывается направленным сознательным вниманием того, кто ощутил его присутствие, и, наконец, устанавливается контакт.
- Толчок — это нечто большее, чем простая регистрация контакта. Он переходит в сознательное взаимодействие; с ним передается дальнейшая информация; он — раскрывающий по своей природе, и на начальных этапах может быть определен как гарантия для того, кто на него отзывается, существования новой сферы исследования и духовного предприятия, как показатель наличия той обширной области, в которой сознание может все больше расширяться и глубже воспринимать божественную цель, ожидающую своего все более исчерпывающего познания.
Итак, ученик переходит из распространенной сферы того, что можно назвать обыденным телепатическим восприятием (оно сейчас начинает признаваться наукой), через медленно осваиваемый процесс призыва и отклика, к состоянию сознания, характеризующемуся развитой чувствительностью. Он нарабатывает в себе духовное распознавание, контролируемое, сознательное и направленное к полезным иерархическим целям. В этих словах имеем простейшее определение процесса, технически именуемого Наукой Передачи Впечатлений.
Также нужно запомнить, что эта наука есть базовая Наука Чувствительности, искусство отзывчивости на любые явления, определяющее реакции на все явления космического физического плана, их осознание, регистрацию и отзывчивость на них...
Итак, существуют два аспекта работы, связанной со впечатлениями: один — способность получать впечатления; другой — способность быть впечатляющим агентом. Ученику не разрешается практиковать искусство передачи впечатлений, пока он не станет одним из тех, кто принимает впечатления от Триады, следовательно, впечатления от Шамбалы, будучи в защитной зоне, или ауре, Ашрама, к которому он причастен. Помните о том, что Наука Передачи Впечатлений является, на деле, наукой строительства мыслеформ, оживления мыслеформ и направления мыслеформ; только ученику, прошедшему через процессы Преображения и не являющемуся больше жертвой собственной личности, может быть разрешено вступить в столь опасный цикл обретения могущества. Пока остается малейшее стремление к эгоистическому могуществу, к недуховному контролю, к влиянию на умы других человеческих существ или на группы, ученику — по иерархическим правилам — нельзя доверять сознательное создание мыслеформ с тем, чтобы направлять их на людей и группы для достижения определенных результатов. После же того, как он прошел испытания Посвящения Преображения, ему позволительно этим заниматься.
Наука Передачи Впечатлений составляет подоснову, или фундамент, для практики телепатии. Если бы была проведена проверка во всемирном масштабе, те, кто восприимчив к впечатлениям, распались бы на две группы:
- Те, кто обладает бессознательной восприимчивостью к телепатическим впечатлениям. Они в настоящее время образуют большинство и воспринимают впечатления через солнечное сплетение; при этом мыслеформы исходят из горлового центра впечатляющего агента.
- Те, кто развивает или развил сознательную восприимчивость, когда впечатления воспринимаются прежде всего умом, затем передаются в мозг и регистрируются им. Впечатляющий агент в этом случае работает через центр между бровями, центр аджна.
Первая группа принимающих ориентирована, или фокусирована, на чисто личностном плане. В некоторых случаях люди лишь физически осведомлены о жизненных процессах и некоторых контактах, остающихся для них неосознанными, непроверенными и совершенно неконтролируемыми. Поэтому к этой группе мы должны относить любые медиумические явления, даже наивысшей астральной или духовной природы, плюс сообщения, поступающие, как правило, из прекрасного подсознания среднего человека на Послушническом Пути. Вести от собственной души ученика занимают промежуточное положение между медиумическими и чисто ментальными по своей природе проявлениями.
К последнему упомянутому виду общения добавляются определенные вести, или впечатления, из Ашрама, которые ученик склонен принимать за групповую телепатию, за сообщения души и за непосредственную связь с Учителем — на данной стадии не существующую. Это не страшно, потому что, когда ученик начинает уразумевать определенные различия, новый тип регистрации пробуждает и направляет его сознание.
Этот этап, охватывающий второй вид приема впечатлений, его самую начальную фазу, может длиться довольно долго, поскольку включает вполне конкретный период перехода с астрального плана на ментальный. Уравнение времени различается в соответствии с лучом и возрастом души. Люди шестого луча, например, очень медленно совершают этот переход из-за резко выраженного фактора наваждения; люди первого и второго лучей — относительно быстрые. Люди третьего луча тоже медлительны, поскольку запутываются в нитях собственных, нагнетающих наваждение, манипуляций и своего хитроумного мышления, с трудом различая, где начинается истина и кончается заблуждение; иллюзия, составляющая проблему для ментальных типов людей на всех лучах, гораздо менее длительна, чем заблуждение...
Наука Передачи Впечатлений является в действительности техникой, посредством которой Человечество обучается Духовной Иерархией с момента своего первого появления на Земле; технику эту все ученики обязаны освоить (вне зависимости от того, какой из Семи Путей они в конце изберут); ее же, как возвышенное искусство, практикует и Учитель, вдохновленный Шамбалой; эта техника осуществляется Волей, а результат ее заключается в том, что «малые воли людей» интегрируются в божественную Цель; она характеризует согласие с их стороны проводить эту Цель путем передачи правильных впечатлений всем формам жизни на всех точках эволюции. Ученики тогда становятся агентами божественной воли, им доверяется направлять энергии, доверяются план, тайны и вдохновение, скрытые в Уме Бога.
К данному знанию — зародившемуся и накопленному в предыдущей солнечной системе — они добавляют то, что должно появиться и расцвести в нынешней солнечной системе: магнетическую притягательность второго Луча Любви-Мудрости в одной из трех своих главных форм, или на одном из Лучей Аспекта, дополняемых четырьмя Лучами Атрибута. Способность использовать лучевые энергии для того, чтобы притягивать и внедрять непрерывно расширяющееся откровение, является ключом к любой работе в наши дни, и эту активность мы называем Наукой Передачи Впечатлений. Она подразумевает постоянное познание нового окружения — окружения на всех ступенях существования, от наинизшей ступени ежедневной жизни наименее развитого человеческого существа до той ступени лестницы эволюции, на которой стремящийся становится сознательно восприимчивым к так называемым духовным впечатлениям. На ней он способен стать более чувствительным к высшей гамме впечатлений и — в то же время — сам начинает овладевать искусством передачи впечатлений умам других, осваивать уровень, с какого он работает как впечатляющий агент, и узнавать, кого из сынов человеческих он может впечатлять. Ему приходится осваивать и вторичный урок приспособления своего окружения таким образом, чтобы он умел впечатлять других и при этом окружающая среда не препятствовала тому, чтобы эти впечатления воспринимались теми, как правило, невнимательными умами, за которые он чувствует ответственность.
Хотя все Учителя Мудрости прошли через человеческий опыт и являются просто людьми, достигшими определенной степени совершенства, существуют некоторые аспекты физического контакта, которые Они полностью превзошли и отвергли. Нет ничего в трех мирах, с чем Они сохранили какое-либо родство, исключая общность Жизни и импульс Любви ко всем существам. Было сочтено необходимым восстановить определенные способности к действию. Например, у Учителя пять чувств сохраняются и при необходимости используются, тем не менее, контакт с учениками и старшими стремящимися (через которых Они в основном работают) устанавливается и поддерживается большей частью телепатически, при этом не используются слух и зрение в вашем понимании и употреблении. Наука впечатления, значительно более эффективная, чем индивидуальные контакты посредством органов чувств, полностью заменила у них собственно человеческие методы. За исключением Учителей, работающих на физическом плане в физическом теле, Их внешние физические чувства пребывают в латентном состоянии...
Всегда следует помнить, что я излагаю общие правила и не обсуждаю ни идеалы, ни то, что нежелательно; источники впечатлений меняются по мере прогресса ученика, хотя всегда больший источник включает все меньшие источники.