имена: Будда
Будда — следующий Учитель, Которого мы должны упомянуть, хотя между Ним и Вьясой приходили многие. В те века, история которых сравнительно неясна и расплывчата, человеческое познание быстро возрастало и активное восприятие рода человеческого всё прочнее утверждало себя. Постановка вопросов, на которые, по-видимому, не было очевидных, легких ответов, стала делом группы мыслителей в Индии, которые олицетворяли мыслящих людей в каждой стране. Они задавали вечные вопросы, почему существует скорбь, страдание в каждой стране и в каждой жизни; они вопрошали, что их вызывает и что надо делать, чтобы изменить обстоятельства жизни; они требовали знания о том, что является интегрирующим принципом в человеке, что такое душа и существует ли “я”. Будда пришел дать ответ и Своим учением заложить основание для более просветленного отношения к жизни, что должно было создать предпосылки для работы Христа, Который, как Он знал, последует за Ним.
Будда ответил на поставленные в Его время вопросы, преподав Четыре Благородные Истины, которые удовлетворительно отвечают на страстный вопрос человека почему. Эти Истины можно подытожить следующим образом: Будда учил, что печаль и страдание порождаются самим человеком, и что фокусирование человеческого желания на нежелательном, эфемерном и материальном есть причина всякого отчаяния, любой ненависти и конкуренции и объяснение того, почему человек живет в сфере смерти – сфере физического существования, которое есть истинная смерть духа. Он сделал уникальный вклад в учение, данное Геркулесом и Вьясой, и обогатил принесенную Ими истину. Так Он подготовил путь для Христа. В период между обоими великими Учителями, Буддой и Христом, появлялись меньшие учителя, чтобы разъяснить и обогатить уже представленные базовые истины; из них Шанкарачарья был одним из самых значительных, давшим глубокие наставления о природе “Я”. Также надо отметить учителя “Бхагавад Гиты” Шри Кришну, поскольку многие верят, что Он был предыдущим воплощением Христа.
Между проявлением трёх высших принципов человека (которые, можно считать, демонстрируются в совершенном Адепте, Бодхисаттве) и проявлением трёх высших принципов Солнечного Логоса, которые демонстрируются в трёх главных аспектах, имеется таинственная аналогия. Они образуют единый принцип, демонстрируемый тремя способами. Так же обстоит дело и с непроявленной Монадой (непроявленной – с точки зрения низшего человека). Эта Монада может – на определённой, очень продвинутой стадии эволюции, намного превышающей стадию Адепта, – иметь своё одновременное тройственное проявление и выражать себя как Учитель в трёх мирах, как Бодхисаттва на своем собственном плане и как освобожденный Дхиани Будда; тем не менее, все три будут Одним, результатом великой духовной вибрации и будут исполнять тройственную работу, которая (с точки зрения трёх миров) может показаться работой трёх отдельных великих Существований. Они – формы трёх монадических «одеяний», которые единая Монада носит одновременно, как человек – три своих тела, функционируя в каждом из них по отдельности.[320]
То или иное из этих трёх Существований может по Своему желанию занимать тело на физическом плане, которое в данном случае не будет созданной майяви-рупой. Это делается одним из двух способов – либо занятием добровольно предоставленного тела, как было в случае, когда Христос занял тело Иисуса, либо божественным осенением ученика, как уже бывало и будет. Качество занимаемой или используемой формы и природа её работы зависит от того, какой из трёх высших аспектов побуждающего импульса проявляется. Очень редко случается и более таинственное явление, когда вся троица: осеняющий Будда, Бодхисаттва и Адепт по отдельности «являются» на землю, демонстрируя таким образом три аспекта – воли, любви и знания, и каждый из них принимает форму.
Это может показаться очень сложным, но это не более странно, чем феномен Монады, демонстрирующейся в эволюции во времени и пространстве, как Триада, Эго и Личность. Явление тройственного Аватара указанного типа происходит лишь в особые серии циклов и связано с группой Монад, особенно далеко продвинувшихся в начале махаманвантары. Пока же немногие продвинулись настолько, чтобы совершать эту тройную работу; Будда и девять других – Единственные, Кто сохраняет соприкосновение с нашей планетой данным особым образом. Немногочисленны и Те, Кто подобен Христу и способен совершать двойное явление. Такой тип Монад обнаруживается лишь на Лучах 2, 4 и 6.
Драматическая репетиция личностью Приближения, или Касания, Просветления (в исполнении души) происходит на Пути Посвящения. Её продемонстрировал для нас Будда, когда добился просветления и стал Просветлённым.
Есть одна интересная особенность, которую, пожалуй, пора прояснить. Бог, или как бы ни называли Зачинателя всего сущего, постоянно инициирует эти драматические приближения для Своего народа. Для этого в истории неизбежно должны фигурировать и фигурируют два многочисленных класса Аватаров. Это, прежде всего, Те, Кто олицетворяет Собой великие главные приближения души. Явятся и Те (обратите внимание на изменение времени глагола), Кто будет олицетворять человеческие приближения, или активность личности в ответ на приближения души. На эзотерическом языке это «Аватары логоического нисхождения по сияющему пути...» и «Аватары божественного нисхождения по Пути Притязаний». Я не в силах более ясно перевести эти определения и подобрать подобающие слова для описания сияющего пути.
На Пути Нисходящих Приближений Будда с ментального плана и на самом этом плане олицетворял Собой блистающее просветление, ставшее результатом редкостного явления — Космического Касания. Он подвигнул людей на Путь Света, двумя аспектами которого являются знание и мудрость. Отношения этих двух аспектов рождают свет. И Будда необычайным эзотерическим образом воплотил в Себе силу и активность Третьего Луча, третьего аспекта божественности — космический божественный принцип Интеллекта. Соединив его с Лучом нашей Солнечной системы (лучом Любви), Он в полной мере отразил значение света в материи, принципа интеллекта, находящегося в форме, и стал Аватаром, Который нёс в Себе полностью созревшие семена предыдущей солнечной системы. Не будем забывать, что наша Солнечная система, как констатируется в «Трактате о Космическом Огне», вторая в череде трёх систем.
За Ним пришёл следующий великий Аватар — Христос, Который, заключая в Себе весь свет и мудрость Будды (будучи полностью просветлённым в оккультном и духовном смысле) на Пути Нисходящего Приближения, олицетворял Собой ещё и мир вмещения, который приходит с Касанием Божественного Приятия. Он был воплощением силы повиновения и принёс божественное приближение на астральный план, план чувств.
Так двумя Сынами Бога были основаны две великие энергетические станции, два главных энергоблока света, что значительно облегчило нисхождение божественной жизни в проявление. Теперь Путь открыт, так что восхождение сынов человеческих может стать вполне возможным. Именно вокруг этих двух идей: божественного нисхождения и ответного человеческого восхождения должна строиться новая религия.
Силовые станции существуют и образуются благодаря работе Мировых Спасителей. Со временем люди должны выходить на эти станции в ходе индивидуального воспроизведения ими (в крошечном масштабе) космических приближений, или касаний божественности, драматически представленных космическими Аватарами Буддой и Христом. А поскольку Христос плотнее приблизился к человечеству, Своим божественным приятием сфокусировав на астральном плане божественную энергию, Он является Первым Посвятителем.
Если жизни обоих великих Наставников будут постигнуты и Их учения по-новому осуществлены сегодня в жизни людей, в мире человеческих дел, в сфере человеческого мышления и на сцене политического и экономического взаимодействия, нынешний мировой порядок (то есть главным образом беспорядок) мог бы так измениться и преобразиться, что могли бы постепенно возникнуть новый мировой порядок и новая раса людей. Мировое наваждение будет разогнано, и мировая иллюзия будет рассеяна.
В мире наваждения — мире астрального плана и эмоций — появилась много веков назад точка света; Владыка Света, Будда, фокусировал в Себе просветление, которое, в конце концов, сделает возможным растворение наваждения. В мире иллюзии, мире ментального плана появился Христос, Сам Владыка Любви. Он рассеял наваждение тем, что привлек к Себе (притягательной мощью любви) сердца всех людей, изложив Свою решимость в словах: “И когда Я вознесен буду, всех привлеку к Себе” (Иоанна 12.32).
Совместная работа обоих великих Сынов Божьих, сосредоточенная в руках мировых учеников и в руках Их посвященных, неизбежно уничтожит иллюзию и рассеет наваждение: иллюзию — благодаря интуитивному распознаванию реальности настроенными на нее умами, наваждение — благодаря притоку света разума. Будда сделал первую планетарную попытку рассеять мировое наваждение; Христос сделал первую планетарную попытку рассеять иллюзию. Их работа должна сейчас с пониманием продолжаться человечеством, достаточно мудрым, чтобы уяснить свой долг.
Когда работа Будды (или воплощенного принципа мудрости) доводится до конца в устремленном ученике и его интегрированной личности, тогда работа Христа (воплощенного принципа любви) тоже может быть доведена до полного выражения и оба могущества — Свет и Любовь — находят свое сияющее выражение в преображенном ученике. Что верно для индивидуума, верно и для человечества в целом; сегодня человечество (достигшее зрелости) может “стяжать разумение” и сознательно принимать участие в работе просветления и в духовной, любящей активности. Практическими следствиями этого процесса будут рассеяние наваждения и освобождение человеческого духа от рабства материи; он также приведет к рассеиванию иллюзии и распознаванию истины, существующей в сознании тех, кто поляризован в сознании Христа.
Конечно, это небыстрый процесс; это закономерная упорядочивающая процедура, гарантирующая конечный успех, но сравнительно медленно приводящая к результатам. Этот процесс был начат на астральном плане Буддой, а на ментальном плане — когда Христос проявился на Земле. Он ознаменовал приближающуюся зрелость человечества. Процесс медленно набирал силу, по мере того как оба великих Существа собирали вокруг Себя Своих учеников и посвященных в течение двух прошедших тысячелетий. Он интенсифицируется, по мере того как канал сообщения между “Центром, где Воля Бога известна” и Иерархией, где демонстрируется Любовь Бога, был открыт и углубляется, и контакт между обоими центрами и человечеством становится более прочным.
Эзотеристам пора уже понять разницу между словами «духовный» и «божественный». Это не одно и то же, и смысл у них разный. Качеством духовности является Любовь, качеством божественности — Воля. Между ними проходит чёткое различие, а связующим принципом (или тем, что соотносит или объединяет оба качества) является Мудрость. Во времени и пространстве Мудрость выражал Будда, что означает, что этот соединительный принцип был проявлен лишь относительно и ограниченно. Его великое и неосознанное Им достижение заключалось в естественном и (в то время, но не сегодня) непонятом осознании различия между любовью и волей и в способности выразить в Себе соединяющую энергию, которая могла объединить и объединила любовь и волю, душу и Монаду. В то же время (а позднее во всей полноте в Палестине) Христос продемонстрировал — для научения человечества — объединение любви и интеллекта, души и личности. Это очень важные моменты, которые следует учитывать.
Будда суммировал в Себе весь свет прошлого, насколько это касается человечества. Он был наивысшим Вестником, продемонстрировавшим врожденные способности человечества, излучая свет мудрости в отношении к свету субстанции и производя то двойное сияние, или пылающий свет, который к тому времени вызрел (но не был выражен полностью) в человечестве. Он пришёл как цветок, или плод, прошлого, гарантируя человеку раскрытие врожденных качеств. Христос, который тоже мог сказать «Я свет миру», пошёл дальше в Своём проявлении и дал видение следующего шага, демонстрируя свет души и указывая на будущее, таким образом представляя то, что может осуществиться, потому что Он реализовал на Земле космический принцип любви. Любовь — это аспект воли, что ещё очень мало осознается массами. Это воля привлекать к себе, и когда она осуществляется по отношению к нематериальному, мы называем её Любовью в противоположность дифференцирующему уму. Однако человечеству необходимо видеть то, что следует любить, прежде чем могущество воли будет пробуждено в достаточной мере. Тогда дар видения может раскрыться и стать выражаемым фактом.
Раз в году, в праздник Весак, Владыка Будда с санкции Господа Мира доводит до собравшегося человечества двойной поток силы: поток, исходящий от Безмолвного Наблюдателя, подкрепленный более фокусированной энергией Господа Мира. Эти две энергии Будда изливает на людей, благословляя собравшихся на церемонии в Гималаях, а далее они растекаются ко всем народам, языкам и расам.