План (иерархический)
Алиса А. Бейли

План (иерархический)

имена: Иерархический План - Воля Бога - План Эволюции

Мы рассматриваем выражение шамбалической силы в категориях Воли, то есть божественной цели, латентно пребывающей в уме Бога от начала времён и зари творения. В уме Бога эта идея видится цельной и завершенной. В проявлении она имеет характер постепенно самораскрывающейся эволюционной и демонстрируемой активности. Мы отчасти осведомлены об интеллектуальном аспекте Бога, который раскрывается в живой активности субстанции. Мы постепенно узнаем о любви этого Великого Мыслителя, и её откровение достигло той стадии, когда ум человека может сопоставить свой способ жизненной активности с увиденной и прочувствованной любовью Божества, выраженной пока стремлением к правильным человеческим отношениям и правильным обращением с тем, что к человеческому не относится. Человечеству ничего не известно о воле и цели Бога, так как и индивидуальная воля, и коллективная человеческая воля, которые могли бы служить её интерпретатором, выразителем, а также способом контакта с ней, служат эгоизму и слепы к более высоким уровням божественного выражения. Так называемая покорность человечества воле Бога основана на жизни его желаний, его негативности и на видениях святых. Ключевой нотой последних было послушание, и высшая точка их духовного контакта была окрашена двойственностью и обусловлена способами человеческой интерпретации.

Согласно оккультному методу, следует начинать с всеобщего и целого; индивидуальное и частное откроется со временем, но в отношении к целому.

План есть та ближайшая возможность, которую божественная Цель может предоставить в любой момент времени и в любой точке пространства.

С точки зрения индивидуума План является воспринятой волей Бога в той мере, в какой на каждой конкретной стадии своего опыта индивидуум способен его уловить и понять.

То, что вы называете «Планом», есть отклик Иерархии на поступающую целенаправленную волю Господа Мира. Через Саната Кумару, Ветхого Днями (как Он назван в Библии), протекает неизвестная энергия, которая выражается тремя божественными Аспектами. Он — Хранитель воли Великой Белой Ложи Сириуса, и бремя этого «космического намерения» делят Будды Действия и те Члены Великого Совета, сознание и вибрации Которых столь возвышенны, что лишь раз в год (через Своего эмиссара Будду) Они могут без риска вступать в контакт с Иерархией.

Цель Бога (используя знакомое выражение) есть то, что проводит План. Эта цель есть мотивирующая жизнь, стоящая за всем, что исходит из Шамбалы, и вдохновляющая любую активность Иерархии. Задача Иерархии — формулировать План для всех форм жизни в трёх мирах и четырёх царствах природы. Во времени и пространстве План этот разработан отнюдь не для отдельного человека или жизни какой-либо микрокосмической сущности одного из царств природы, но для целого; План охватывает временные циклы и колоссальные схемы существования, которые человек называет историей и которые включают в себя нации и расы, мировые религии, великие политические идеологии и социальные организации. Эти схемы предусматривают долговременные изменения типов, составов, областей планеты и циклических проявлений, поэтому ясно, что малый человеческий ум почти не в состоянии охватить их.

План, как я уже отмечал для вас раньше, есть лишь основной набросок, эскиз и основополагающая базовая структура. Он является стальным каркасом нового грядущего мира, если рассматривать ту его часть, где вы можете помогать его материализовывать.

Всё еще будучи по преимуществу сознающим себя и центрированным на себе, человечество рассматривает План как Божественный План для человека, однако по мере роста и развития семенных групп узость этого частичного видения станет всё более очевидной. План Бога всеобъемлющий, и Его цели включают все формы жизни и отношения между ними. 

Мысль Бога придала Вселенной энергий организованную форму на высшем из семи планов, или на Первом космическом эфирном уровне. В течение бесчисленных эонов эти энергии направлялись с Четвертого, низшего космического эфирного плана, который мы называем буддхическим и считаем первым собственно духовным планом в соответствии с нашим привычно ошибочным мышлением. Направление энергий определялось исходящим из Шамбалы впечатлением, и Учителя “манипулировали этими энергиями в соответствии с Планом, представляющим собой отпечаток Цели”.

То, что впечатляет Шамбалу и воспринимается Великим Советом Господа Мира, приходит через Саната Кумару, поскольку ОН находится в тесном контакте с другими планетарными Логосами, или группой планетарных Логосов, обладающих единой фокусированной познавательной Волей. Задание Саната Кумары и состоит в том, чтобы впечатлять Жизни, периодически собирающиеся в Совещательной Палате, открывая Им следующую фазу раскрывающейся Цели. Цель затем «оккультно занижается», или спускается вниз, и оформляется как иерархический План. План исходит из неизбежности осуществления и задействует атмическое разумение и чистый разум, как Иерархия именует эти три «аспекта реакции» на приходящие от Шамбалы впечатления. Позвольте внести ясность. Иерархия — не группа мистических работников; только те аспекты божественной Цели, что могут быть немедленно уловлены и развиты, и явно полезные для человечества — будучи правильно представлены Иерархией — регистрируются ее Членами. Они знают, что нужно сознательно «отторгать», как это оккультно называется, и действия Их всегда являются откликом на Закон Неизбежности Осуществления, или оккультного предвидения, почти нераспознаваемого и неопределимого продвинутыми людьми. Слова «атмическое разумение» представляют большой интерес, поскольку отражают качество и объем волевой энергии, которые может задействовать преданная соединенная Иерархия для осуществления ближайшего Плана. Никогда не забывайте, что, обсуждая Шамбалу и План, мы размышляем исключительно под углом ВОЛЕВОГО аспекта Господа Мира, а это — кроме как для продвинутых посвященных — почти невозможно. Данный фактор следует признавать теоретически, пусть пока и не понимая.

Я постарался дать вам представление о синтезе иерархической работы для человечества и тем самым укрепить в людях доброй воли мужество, необходимое для движения вперед.

Вы спрашивали меня (и вполне справедливо), какая польза от всей этой информации для людей и стремящихся, пытающихся служить? Что людям нужно сегодня, так это осознание того, что ЕСТЬ План, безусловно реализующийся через все мировые события, и что всё, случившееся в историческом прошлом человека, и всё, случившееся за последнее время, безусловно соответствует этому Плану. Если такой План существует, он, естественно, предполагает наличие Тех, Кто ответствен за его разработку и успешное осуществление. С точки зрения среднего человека, этот План должен представлять собой нечто радостное и облегчающее материальную жизнь. С точки зрения Духовной Иерархии, План требует таких мер и таких обстоятельств, которые бы подняли и расширили сознание человечества и позволили бы людям открыть для себя духовные ценности и тем самым достичь улучшения среды в соответствии с раскрывающимся духовным осознанием.

Ничто истинно ценное не может быть достигнуто посредством произвольной или авторитарной деятельности со стороны Духовной Иерархии. Это один из уроков, который предстоит усвоить, наблюдая деятельность тоталитарных государств в прошлом и настоящем и плоды этой деятельности. В тоталитарных системах свобода урезана либо упразднена, свободная воля индивида отрицается, и ее выражение не допускается, а индивид рассматривается как придаток всемогущего Государства и удерживается в этом состоянии мерами полицейского ограничения; индивидуальное развитие имеет ценность лишь настолько, насколько оно служит интересам Государства. Что же касается самого индивида, с тоталитарной точки зрения он не существует как независимая божественная единица человечества. В таком случае хотели бы вы, чтобы Духовная Иерархия нашей планеты действовала тоталитарными методами, насаждая мир и комфорт, устраняя зло силой и работая ради материального благополучия людей? Или бы вы хотели, чтобы с помощью правильного понимания Учителя обучили человечество совершать необходимые поступки, даже если они требуют использования метода проб и ошибок и более медленных процессов? Хотели бы вы, чтобы человечество стояло на собственных ногах как разумный исполнитель божественного плана? Или чтобы с вами обращались как с безответственными детьми, которых надо всемерно защищать от них же самих? Не предпочтительнее ли используя быстро развивающийся разум и активность людей в каждой стране помочь им осознать принципиальное единство всех человеческих существ, с тем чтобы они научились принимать меры, ведущие к этому единству, в интересах всей группы человеческих существ во всех странах мира, что, к тому же, сохранит индивидуальную и национальную культуру наряду с универсальной цивилизацией и всемирной системой божественного осознания? Иерархия постоянно и успешно работает во имя всеобщей свободы и разумной активности свободных индивидов; концепция единства и единой работы на благо всех понимается и усваивается гораздо более широко, чем вы, возможно, сознаете. Тоталитарный подход стремится к навязанному единству, охватывающему все народы и связывающему их экономически, политически и социально однообразием веры, которая в принципе игнорирует духовные ценности, ставя Государство на место того божественного духовного центра, где находится духовная реальность.

Метод, используемый Иерархией, — это работа через индивидов и группы, направленная на достижение такого широкого духовного осознания, когда люди повсеместно примут факт существования внутреннего правительства планеты и будут работать совместно ради основания Царства Божьего в объективном проявлении на земле, а не в отдаленном будущем и каком-нибудь непонятном небе. Это не мистическая несбыточная мечта, а просто осознание и проявление того, что всегда присутствовало, что явно приняло объективную форму, когда Христос был с нами две тысячи лет тому назад, и что станет всеобщим осознанием, когда Он будет опять с нами в скором будущем.

Таким образом, все вы, борющиеся и работающие на благо человечества под руководством Иерархии, — ободритесь и укрепите свое мужество. Иерархия не только стоит (как я неоднократно говорил вам), но ежегодно и ежедневно приближается к человечеству. Сегодня силу сфокусированного духовного единства Иерархии можно почувствовать множеством способов. Она в значительной мере ответственна за терпеливое усердие всех гуманитарных работников и всех тех, кто способен видеть единство перед лицом великих противоречий и вопреки усталой летаргии и пессимизму, навязанному человеческому уму невыносимыми условиями. Иерархия стоит и работает. Учителя действуют в соответствии с Планом, который был основан в прошлые времена человеческой расы и может быть прослежен до них; который, вследствие человеческого эгоизма, вызвал ужасы мировой войны (1914–1945г.); который сегодня может выстроить, и выстроит, мост от неудовлетворительного, эгоистического, материалистического прошлого к новому будущему. Это будущее продемонстрирует значительную степень мирового единства и постепенно, с мастерством в действии, заменит духовными ценностями те, что царили в мире до сих пор.

Гарантией этого служит развивающийся разум человека, повсеместно слепо борющегося за свободу и понимание, а также постоянное принятие внутренней уверенности, знания и помощи Тех, Кто создает (как всегда) такие ситуации и условия, в которых человечество может оптимальным образом достичь божественного выражения.

Первое, что нужно усвоить, это то, что есть План эволюции человечества и что он был всегда. Он проводился в ходе эволюционного развития предшествующих эпох благодаря особым импульсам, которыми наделяли его время от времени великие интуитивы и наставники человечества. Сегодня в мире достаточно адекватно развитых людей для восприятия Плана и работы в соответствии с ним. Это становится скорее делом группового распознания, нежели интуитивного откровения. Второе, что нужно отметить: на планете есть группа людей, состоящая из тех представителей всех наций, что несомненно стоят на Пути Ученичества и по самому статусу своему непосредственно служат человечеству. Субъективно они включены в отряд, который за неимением лучшего определения мы назвали Новой Группой Мировых Служителей. Их отличительные черты хорошо известны, так как многие в течение двух-трёх лет пристально изучали эту группу, а немало людей даже входят в неё.

В силу известных причин Цель Божества облечена в форму ментального проекта, основываясь на котором три Будды Действия и делают Своё дело. Выразиться яснее я не в состоянии. Для всех посвящённых наступает время, когда им — каждому для самого себя — абсолютно необходимо как-то сформулировать этот ментальный проект. И в свою формулировку каждый посвящённый вкладывает собственное понимание божественной цели согласно тому, как ему открывается План.

Это возможно для него только благодаря групповому опыту и совместной работе со своей группой, причём когда группа — как целое — достигла той же реализации и вместе прикоснулась к этому высочайшему из всех откровений для человечества...

В настоящее время довольно большое количество человеческих единиц соприкоснулось с иерархическим планом, так что можно определенно сделать вывод, что коллективный мозг человеческого семейства (той сущности, которую мы называем четвертым царством Природы) стал восприимчив к видению и сформировал свою светящуюся форму на ментальном плане. Позднее представление людей о служении и о «Я» станет другим и будет найдена более адекватная форма выражения, однако на сегодняшний день удовлетворяет данная.

Мыслеформа, создаваемая стремящимся, вызывается к жизни благодаря сфокусированным энергиям души и переориентированным силам личности. Процесс этот распадается на три стадии:

1. Период, в течение которого стремящийся старается достичь того внутренне спокойного однонаправленного внимания, которое позволит ему услышать Голос Безмолвия. Этот голос посредством символов и анализа жизненного опыта открывает ему те планы и цели, воплощением которых он может заняться. Соответственно его уровню развития этими планами могут быть:

  • а) уже материализовавшиеся планы, которые проявились на физическом плане в форме группового служения, в котором стремящийся может участвовать и интересам которого он может подчинить свои собственные интересы;
  • б) план или часть плана, воплотить которую, так чтобы она проявилась в виде групповой активности на физическом плане, является его индивидуальной привилегией. Задача одних стремящихся заключается в том, чтобы помогать тем группам, которые уже функционируют. Задача других — вызвать к жизни такие формы активности, которые пока еще находятся на субъективном плане. Только те стремящиеся, которые освободились от личностных амбиций, могут по-настоящему сотрудничать во втором аспекте работы. Поэтому: «Убейте амбицию!».

2. Период, когда он приучает себя ясно слышать и правильно интерпретировать внутренний голос души и глубоко размышлять над получаемым посланием. Во время этого периода «Энергия циркулирует». Устанавливается постоянный ритмический отклик на мыслительную энергию души, и, образно говоря, имеет место непрерывная циркуляция силы между тем центром энергии, который мы называем душой на ее собственном плане, и тем центром силы, который является человеческим существом. Энергия проходит по «нити», которая называется сутратмой, и устанавливает вибрационную связь между мозгом и душой...

3. Период, когда он издает Священное Слово и, соединив его с голосом Эго, или Души, приводит в движение ментальную материю для построения своей мыслеформы. Именно человек на физическом плане издает теперь Слово и делает это четырьмя способами:

  • а) он становится воплощенным Словом и стремится «быть тем, кто он есть»;
  • б) он издает Слово внутри себя, пытаясь делать это уже как душа. Он визуализирует себя в виде души, выдыхая энергию посредством этого Слова через всю оживляемую душой систему — свои ментальный, эмоциональный, жизненный и физический инструменты;
  • в) он издает Слово буквально, непосредственно на физическом плане, воздействуя на все три типа материи в тех, кто окружает его. Все это время он «устойчиво удерживает ум в свете» и стабильно сохраняет свое сознание в сфере души;
  • г) параллельно он осуществляет (и это самая трудная стадия) устойчивую визуализацию мыслеформы, через которую он надеется выразить тот аспект Плана, с которым он соприкоснулся и который он надеется активно воплотить в своей жизни и в собственном окружении.

По-настоящему возможным это становится только тогда, когда между душой и мозгом установлена устойчивая связь. Данный процесс включает в себя способность мозга регистрировать то, что душа видит и осознает в Царстве Души.

Здесь вы можете спросить: Какова ценность медитации и вклад нового ученика, непривычного к ашрамным cтpyктypaм мысли и неспособного нести большую нагрузку в общей групповой медитации? Ответ на этот вопрос должен в большой степени ободрить неофита. Различные ступени и ранги посвященных и учеников составлены таким образом, что в результатe их медитации над Планом могут адекватно учитываться многие потребности различных масс человечества (от продвинутой интеллигенции до неквалифицированного рабочего), и таким образом огромные массы людей точно направляются в соответствии с эволюционной Целью.

Думали ли вы когда-нибудь, что медитация Учителя над Планом, хранителем которого Он является, и формулирование Им того, что Он может сделать в направлении эффективного сотрудничества, не содержит в себе служения или пользы для неграмотных обитателей наших больших городов и сельских областей? Потребность этих немыслящих масс должна удовлетворяться учениками меньшего уровня духовного развития; возможно, наибольшee призвание последних заключается в оказании экономической помощи. Задача этих меньших учеников — доказать невежественным массам, что по мере прохождения столетий духовная жизнь и истинное духовное понимание включают каждый аспект выражения физического плана, а не просто религиозный или философский способ мышления. Поэтому медитация ученика и медитация посвященного любого ранга полезна по-своему, так как посредством нee (осуществляемой на их собственном уровне) они могут адаптировать План для совершенно различных групп. Таким образом иерархический План может передаваться от Учителей Иерархии через Ашрамы к Новой Группе Мировых Служителей, и далее ко всему человеческому семейству. Мне бы хотелось, чтобы вы могли принять участие в этой великой медитативной задаче.

Однa из задач, которую я поставил перед собой, когда предпринял эту работу прояснения Плана для умов людей и тем самым пoдгoтoвки пути Учителю всех Учителей, заключалась в том, чтобы доказать не только то, что План основан на планетарной медитации, но и то, что на своем пути к выражению он учитывает нужды всех возможных групп и уровней людей. Таким образом, становится очевидно, что слово “духовный” охватывает каждую фазу жизненного опыта. Поразмыслите над этим утверждением. То, что находится за точкой нынешнего достижения, является духовным, воплощает видение и побуждает человека идти вперед к более высокой цели, нежели та, которой он уже достиг.

Одной из моих задач является пробуждение в стремящихся и учениках мира осознания новых возможностей и появления новых сил, которые могут стать доступны для использования, если будут лучше улавливаться; они раскрываются, начиная с 1425 года. Многое из того, что я даю и буду давать относительно посвящения, его методов, процессов и применения окажется сравнительно новым. В конечном итоге, Новый Век принесет с собой цивилизацию и культуру, которые будут совершенно отличными от всего ранее известного. Здесь я хотел бы напомнить вам, что все цивилизации и культуры являются экстернализациями — модифицированными, квалифицированными и адаптированными к расовым и национальным потребностям — могущественной, вибрирационной и планомерной активности мировых Посвященных и Их учеников, которые составляют Иерархию данного периода времени. Их планы, Их мышление и Их живая сила беспрепятственно изливаются вовне и воздействуют на сознание Их учеников. Последние, в качестве следующей ступени, осаждают притекающие энергии таким образом, чтобы мыслители и идеалисты могли уловить новые вызревающие истины насколько возможно точно. В конце концов уловленные истины изменяют сознание человечества в целом и поднимают его — если вам нравится такое выражение. Так складываются порядок ежедневной жизни, цивилизованное поведение и культурные достижения. Весь процесс можно проследить в обратном направлении — к группе посвященных на внутренней стороне, которые таким образом служат людям и продвигают, сознательно и с намерением, Закон Эволюции. Делая так, Сами Они готовятся вступить на “Путь Высшей Эволюции”. Что это за Путь, я не могу вам объяснить, так как вы еще не способны уловить его суть. Он относится к духовному состоянию и цели Монады, задача которой — не расширение сознания, но то, что эти расширения сознания раскроют — нечто совершенно иное и пока еще ничего не значащее для того, кто не принял третье посвящение.

...намек (см. стр. 271), содержал указание на то, что долгом и ответственностью ученика, руководствующегося вдохновением из Ашрама, является “модифицировать, придавать качества и адаптировать” предлагаемый план Шамбалы (за который ответственны Ашрамы) в связи с приходящей цивилизацией и культурой. Существует “искусство духовного компромисса”, которому нужно научиться. Им нелегко овладеть, потому что оно отрицает фанатизм, требует тренированного и интеллектуального понимания применяемых мер и истины, а также отвергает уклонение от ответственности; кроме того, оно включает постижение фактора времени, различающихся точек эволюции и для него необходимо зрелое умение отбрасывать устаревшее, то, что перерос, и необязательное — неважно насколько хорошим оно может казаться.

В прошлом посвященные допускались в мир идей, интуитивного восприятия, или буддхической осведомленности; таким образом они представляли расе ближайшие духовные цели и иерархические задачи, и такова была их главная форма служения. Сегодня, благодаря выдающемуся развитию человечества, перед принятыми учениками мира, теми, кто прошел первое посвящение (а имя им — Легион), и посвященными более высоких степеней стоят более масштабные задачи, решение которых стало возможным благодаря их ментальному развитию. Они могут быть допущены в божественные области сознания, которые обусловлены и сводятся в проявление не божественными идеями, но божественной Волей (и восприятие ими этой Воли будет соответствовать уровню их посвящения). Поэтому их задача состоит в том, чтобы воспринимать План, который есть иерархический способ проведения божественной Воли и Цели, воспринимаемой Главами Иерархии. Кроме того, они должны предпринимать усилия, чтобы видеть то, чем становится План в фактическом выражении на физическом плане, и то, как План начинает распознаваться человечеством в целом. Это относительно новое раскрытие не достигло пока необходимого уровня в основном из-за планетарной Кармы и устрашающей ситуации, которую человечество само себе создало. Я бы хотел, чтобы вы отметили эту фразу.

Итак, начнем с прошлого. Около 1400 года Иерархия Учителей столкнулась с трудной ситуацией. Что касается работы Второго Луча (которая состоит в раскрытии духовной истины), имело место то, что можно назвать полным овеществлением той истины. Активность Первого Луча также вызвала интенсивную дифференциацию и кристаллизацию среди наций и правительств мира. Оба эти состояния — бескомпромиссной ортодоксии и политических разногласий — сохранялись многие поколения и проявляются до сих пор. Сегодня имеем похожее положение в мире религии и в мире политики. Это будет так, рассматриваем ли мы Индию или Америку, Китай или Германию, изучаем ли историю буддизма с множеством его сект, протестантизма с его мириадами враждующих групп или историю многочисленных философских школ на Востоке или на Западе. Подобное состояние широко распространено, и общественное сознание колоссально варьируется, однако такое положение дел свидетельствует о завершении периода обособленности и предсказывает — еще за много столетий — окончание периода столь сильного расхождения в мыслях.

Отметив и понаблюдав такое положение дел в течение следующей сотни лет, Старшие Братья расы около 1500 года созвали совещание всех отделений. Их целью было определить, как можно усилить тягу к интеграции, которая является в сущности ключевой нотой нашего вселенского порядка, и какие меры можно предпринять, чтобы добиться того синтеза, объединения в мире мысли, которое сделало бы возможным проявление замысла божественной Жизни, вызвавшей все к бытию. Когда мир мысли обретет единство, внешний мир придет к синтетическому порядку. Здесь надо помнить, что Учителя мыслят широкими категориями и работают с большими циклами эволюционного устремления; крошечные и временные циклы, малые приливы и отливы космических процессов привлекают Их внимание в гораздо меньшей степени.

На том совещании Они поставили перед собой три задачи:

  1. Обозреть Божественный План как можно шире и освежить Свои умы этим видением.
  2. Отметить, какие влияния, или энергии, доступны для использования в том огромном усилии, осуществить которое Они взялись.
  3. Обучить мужчин и женщин, которые были тогда испытуемыми, чела и посвященными, так чтобы в нужное время в Их распоряжении был пригодный коллектив помощников, на которых Они могли бы полагаться в течение будущих столетий.

В связи с этими стремящимися выявились две проблемы:

  1. Им пришлось столкнуться с неспособностью даже самых продвинутых учеников сохранять непрерывность сознания, неспособностью, которую вплоть до сегодняшнего дня демонстрируют даже посвященные.
  2. Учителя обнаружили, что умы и мозги чела практически нечувствительны к высшим касаниям, и такое состояние тоже сохраняется до сих пор. Чела как тогда, так и теперь, имели устремленность и желание служить человечеству, преданность, а иногда и сносную ментальную оснащенность, однако той телепатической чувствительности, того инстинктивного отклика на иерархическую вибрацию и той свободы от низшего психизма, которые представляют собой необходимые предпосылки для интенсивной интеллектуальной работы, странным образом недоставало. К ним они обескураживающе неспособны до сих пор. Телепатическая чувствительность сейчас явно увеличивается в результате сложившихся мировых условий и эволюционной тенденции, и это (для работников внутреннего плана) — самый обнадеживающий знак, однако любовь к психическим феноменам и неспособность различать между вибрациями иерархических работников разных степеней до сих пор сильно тормозят работу.

Здесь вы можете вполне резонно спросить: каков этот План? Когда я говорю о Плане, я не имею в виду столь общий План, как План эволюции или План для человечества, которому мы присвоили несколько малозначащий термин — «раскрытие души». Эти два аспекта Замысла, касающегося нашей планеты, считаются само собой разумеющимися и представляют собой лишь способы, процессы и средства, ведущие к специфической Цели. План, как он понимается в настоящее время и над которым неустанно работают Учителя, может быть определен следующими словами: это достижение такого субъективного синтеза человечества, такого телепатического взаимодействия, которое, в конце концов, уничтожит время. Это сделает доступными для каждого человека все прошлые достижения и знания, откроет человеку истинное назначение его ума и мозга, сделает его хозяином этой оснащенности, а, стало быть, — вездесущим, и в конечном счете откроет дверь всеведения. Предстоящее осуществление Плана вызовет в человеке интеллектуальное понимание божественной Цели и стремление содействовать достижению этой божественной Цели, для которой Тот, Кем мы живем и движемся и существуем, счел нужным принять воплощение. Не подумайте, что я могу рассказать об этом Плане, каков он есть в действительности. Ни одному человеку ниже уровня посвященного третьей степени невозможно получить о нем даже приблизительное представление, а тем более его понять. Развитие механизма, посредством которого ученик может наладить связь с Теми, Кто ответственен за проведение планов, и обретение способности знать (а не просто смутно чувствовать) тот крошечный аспект целого, который представляет собой ближайший шаг вперед и для воплощения которого возможно сотрудничество с Ними, — вот что может быть достигнуто всеми учениками и должно стать целью всех стремящихся. Потому, за исключением испытуемых учеников, не отличающихся пока достаточно устойчивым устремлением, все способны прилагать усилия к достижению непрерывности сознания и пробуждению того внутреннего света, который, когда он становится виден и интеллектуально используется, способствует открытию других аспектов Плана, особенно того, на который способен откликнуться и с пользой ему служить просветленный знающий.

Осуществление этого было целью обучения за последние 400 лет, — из данного факта вы можете сделать выводы об исключительном терпении Знающих расы. Они работают медленно и осмотрительно, без всякой спешки на пути к Своей цели, но — и сейчас я должен сообщить очень важную информацию — у Них ограничено время. Объяснение этому — в Законе Циклов. Этим законом определяются периоды благоприятной возможности, которые обязательно имеют свой срок. На протяжении этих периодов благоприятной возможности временно действуют определенные силы, влияния и энергии, и именно их Учителя стараются использовать.

Во время вышеописанного совещания, собравшиеся Служители расы, заглядывая вперед, отметили предстоящий приход века Водолея с его особыми энергиями и чудесными благоприятными возможностями. Они все это отметили и попытались подготовить человека к этому периоду, который будет длиться приблизительно 2500 лет и который, если правильно воспользоваться всеми его преимуществами, приведет к сознательному и интеллектуально осмысленному объединению рода человеческого и тем самым к появлению того, что я предпочитаю называть «научно доказанным братством» в отличие от того сентиментального оттенка, который сейчас придают этому понятию.

Перед всеми, кто изучает «Трактат о Семи Лучах», стоит задача слияния качества с явлением, для чего им нужно изучить природу этого качества, чтобы сформировать правильное явление. В древнем правиле, данном мистикам Атлантиды, мы находим такие слова:

«Пусть ученик познает природу своего Владыки Любви. Аспектов любви Бога — семь, цветов этого проявленного Единого — семь, работа — семерична, энергий — семь, и Путь обратно к центру покоя — семеричен. Пусть ученик живет в любви и любит в жизни».

В те давние времена мысль о цели, или замысле, не приходила в умы людей, потому что человечество тогда не было и еще не могло быть ментальным. Вся подготовка к посвящению акцентировала качество явления, и высший посвященный пытался выразить лишь любовь Бога. План представлял собой великую тайну. Христос, космический и индивидуальный, ощущался и познавался, но цель еще не раскрывалась. «Благородный восьмеричный путь» не был известен, и были видны только семь ступеней, ведущих в Храм. И цель, и план начали открываться с появлением арийской расы. Цель смутно ощущается лишь тогда, когда качество начинает доминировать над явлением, а сознание способно осознавать в нужном направлении посредством формы...

Данный трактат требует от нас понимания того факта, что мир явлений насыщается энергией мира качеств, или ценностей, и вибрирует в согласии с ним. Мир качеств сам в свою очередь насыщается энергией и вибрирует в согласии с миром цели, или воли. Поэтому, как говорится в «Тайной Доктрине» и «Трактате о Космическом Огне», электрический огонь воли и солнечный огонь любви вместе с огнем трения создают мир созданных и созидающих форм. Эти формы создаются по закону притягивающей магнетической любви ради эволюционного достижения непостижимой в настоящее время цели. Цель эта остается неизвестной только из-за ограничений «явления», которое пока неспособно отзываться на качество. Когда иллюзорное явление и скрытое качество жизни станут известны и будут постигнуты, станет очевидной и стоящая за ними цель. Можно смутно ощутить признаки и заметить указания на растущее осознание этого в склонности современной мысли оперировать образами и планами, схемами и синтетическими идеями, а также в отслеживании исторического развития — национального, расового, человеческого и психологического. Когда мы читаем, исследуем и размышляем, перед нами проступают смутные очертания Плана, но пока сознание не превзойдет любые человеческие ограничения и не включит в диапазон своих контактов до- и сверхчеловеческие уровни, нельзя говорить о правильном постижении подлинного Плана. Невозможно понять волю, стоящую за целью, пока сознание не превзойдет даже сознание сверхчеловека и не станет единым с божественным...

Воля и энергия жизни суть синонимы, обозначающие ту абстракцию, которая существует независимо от всякого выражения в форме. Воля-быть приходит извне Солнечной системы. Эта всепроникающая энергия Бога насыщает Солнечную систему частицей себя и все же остается вовне. План и цель включают в себя энергии, исходящие из этой центральной Жизни, и подразумевают двойственность — волю, или жизненное побуждение, и  притягательную магнетическую любовь, которая, в свою очередь, представляет собой отклик вибрирующей универсальной субстанции на воздействие энергии воли. Эта начальная активность предшествует творческому процессу построения формы. Действие божественной воли на мировое пространство, материю, или эфирную субстанцию, вызвало первую дифференциацию на три главных Луча, в результате взаимодействия которых возникли четыре меньших Луча. Так пришли в проявление семь эманаций, семь сил, семь Лучей.

Воля Отца, Духа, или Жизни — стремиться к удовлетворению желания. Мать, или материя, удовлетворяет это желание и притягивается Отцом. Их взаимный отклик инициирует творческую работу, и рождается Сын, наследующий от Отца импульс желания, или любви, а от Матери — тенденцию к активному созданию форм. Так язык символов повествует о появлении миров форм и поступательном процессе удовлетворения желания духа через эволюционную работу. Таким образом, два главных Луча Воли и Любви дают два основных свойства божественной природы, скрытые за всеми мириадами форм. Требуются эоны, чтобы эти две энергии устойчиво доминировали во всем явлении, ведя созданные миры к полной демонстрации божественной природы. Это касается и богов, и людей.

Но точно так же, как Отец наделяет Сына божественными качествами воли и любви, так и Мать многим также наделяет его, увеличивая изначальную двойственность и добавляя (к уже имеющимся качествам) качество, присущее самой материи, — качество, или Луч, Интеллектуальной Активности. Этот третий из божественных атрибутов и завершает, если можно так сказать, оснащение явленных форм, предрасполагая все творение к интеллектуальному определению истинного назначения желания и осмысленному применению методов построения форм для открытия божественной цели. Познающий (человек) является хранителем той мудрости, которая позволит ему продвигать божественный план и привести волю Бога к исполнению. Поле познания устроено так, что оно вибрирует с разумным откликом на медленно открывающуюся волю. Само же знание — это то, что знает свои собственные цели и достигает их в процессе экспериментирования, ожидания, накопления опыта, проверки и достижения успеха, который приводит к окончательному переходу в другой мир. Подобные слова служат синтетическими символами, с оптимальной краткостью передающими космическую историю...

Однако в пределах явленной формы Бога осуществляется многообразная деятельность. Здесь можно встретить различные состояния сознания, стадии осведомленности и степени развития чувствительности. Даже в символизме человеческой формы можно увидеть столь отличные друг от друга уровни чувствительности и различения, которые проявляют волосы, кости, внутренние органы тела, нервная система, мозг и та сущность, которую мы называем «я» (и которая проявляет эмоции и мышление). Так же и Божество в рамках Солнечной системы выражает Себя через широкий диапазон уровней сознания.

Есть телесное сознание; есть сенсорный аппарат, реагирующий на окружение; есть сознание настроений, качества, ментальных реакций на мир идей; есть высшее сознание плана и цели; и есть сознание жизни.

В связи с Божеством интересно заметить, что чувствительный отклик на окружение составляет все основание астрологии и показывает влияние созвездий на Солнечную систему и межпланетные силы.

В отношении человека все сказанное можно свести к следующему:

  • Сознание природы формы человека реагирует на природу формы Божества. Внешнее одеяние души (физическое, витальное и психическое) есть часть внешнего одеяния Бога.
  • Самосознательная душа человека гармонично связана с душой всего и является составной частью универсальной Души. Благодаря этому душа человека может стать осведомленной о сознательной цели Божества и с пониманием содействовать исполнению воли Бога, тем самым участвуя в осуществлении плана Эволюции.
  • Дух человека един с жизнью Бога и пребывает внутри человека, глубоко укоренившись в его душе, как его душа пребывает внутри его тела.
  • Дух этот в отдаленном будущем установит гармоничные взаимоотношения человека с трансцендентным аспектом Бога. Так каждый сын Бога в конечном счете проникнет в тот удаленный сокровенный центр за пределами Солнечной системы, где пребывает Бог.

Этими словами я пытаюсь дать представление о порядке, плане, универсальном синтезе, интеграции и включении фрагмента в целое и части — во все...

Ваша работа медленно укрепляется и, по мере того как вы будете закладывать глубокий фундамент и начнете возводить здание, вам следует хранить изначальную идею и первоначальную мыслеформу от всех возможных ухудшений. Реальные трудности духовных строителей и архитекторов Плана начинаются только тогда, когда то, что они конструируют, становится общественным достоянием и, стало быть, предметом критики, а также содействия и помощи со стороны. Тогда задача сохранения первоначальной чистоты идеи и цели становится по-настоящему трудной.

Будьте готовы к расширению работы. Но проводите это расширение согласно плану, не доводя до критического положения, поскольку вы строите в сотрудничестве с внутренними Строителями, и две структуры — внешняя и внутренняя — должны дополнять друг друга. Поразмыслите над этим и сохраняйте гибкость в вопросах несущественных.

Вам нужно временно перестать оказывать давление на работу изнутри, брат мой. В данное время темп и размах работы адекватен для продвижения планов вперед. Поэтому, держитесь твердо, размышляйте глубоко и не спешите.

Третий момент, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание, состоит в том, что в новом цикле, который начнется по окончании войны, факт существования Иерархии и работа Учителейчерез Их учеников — должны быть представлены общественному вниманию и будут представлены. Ученики по всему миру будут все больше воплощать иерархический план братства, духовной жизни и включенности в дела общества; это будет делаться не в терминах (столь расхожих среди неведающих) типа “Учитель избрал меня”, или “Учитель стоит за моей попыткой”, или “Я представитель Иерархии”, но жизнью служения, указанием на то, что Учителя существуют и известны множеству людей во всем мире, что существует план эволюционного развития и образовательного прогресса в направлении интеллектуальной духовной цели, что человечество не одиноко, потому что Иерархия стоит рядом, Христос пребывает со своим народом, а мир полон нераспознанных учеников, которые работают, соблюдая молчание, что Новая Группа Мировых Служителей существует, что люди доброй воли есть повсюду, что Учителей ничуть не интересуют личности, но Они будут использовать людей любых взглядов, верований и национальностей, при условии, что они мотивируются любовью, пониманием и имеют тренированные умы, обладая также магнетическим и излучающим влиянием, которое будет притягивать людей к истине и добру, но не к самому индивидууму — будь то Учитель или ученик. Они не нуждаются в личной преданности, но посвящают себя исключительно облегчению страданий, продвижению эволюции человечества и указанию духовных целей. Они не ищут признания Своей работы или похвалы Своих современников, а лишь стремятся работать для возрастания света в мире и раскрытия человеческого сознания.

Ученик благодаря медитации и дисциплине обучается во время интервала достигать высоких состояний, всякий раз когда он концентрирует свои силы на плане жизни души и затем, опять-таки волевым актом, выдыхает свои духовные цели, планы и жизнь в мир наработки опыта. Созданная им мыслеформа о предназначенной ему роли и сконцентрированная энергия, которую ему удалось привлечь, демонстрируют свою эффективность. Необходимая для следующего шага энергия выдыхается душой и спускается в жизненное тело, гальванизируя физический инструмент, наделяя его необходимой конструктивной активностью. Тот аспект Плана, который он постиг в созерцании, та часть общего замысла Иерархии, в которой его душа чувствует себя призванной сотрудничать, выдыхается одновременно через ум в мозг, и так «он выпускает из себя мыслеформу».

Счастлив тот ученик, который может донести видение еще ближе к людям и добиться его воплощения на физическом плане. Помните, что материализация какого-либо аспекта видения на физическом плане никогда не является работой одного человека. Только когда его осознали многие, только когда они проработали его материальную форму, их объединенные усилия способны привести его к внешнему проявлению. Таким образом, вы убеждаетесь в пользе просвещения и формирования общественного мнения, это приводит многих помощников на помощь нескольким видящим. Всегда действует Закон: по мере снижения происходит дифференциация. Двое или трое воспринимают План интуитивно; затем ритм, который они установили своей мыслью, возбуждает активность материи ментального плана; мыслители схватывают идею. Этому трудно научиться, и трудно это делать, но награда велика.

Для тех, кто борется, стремится и упорствует, радость удваивается, когда происходит материализация. Вы чувствуете радость контраста, так как, зная тьму прошлого, вы наслаждаетесь светом достижения; вы чувствуете радость испытанного и проверенного содружества, так как годы выявили ваших избранных спутников, и в общих страданиях выковалась ваша связь; вы чувствуете покой после победы, так как для усталого бойца плоды достижения и отдыха вдвойне сладки; вы чувствуете радость участия в Плане Учителей, и все хорошо, что тесно связывает вас с Ними; вы чувствуете радость от того, что помогли успокоить тревогу мира, что принесли свет душам, жившим в потемках, что в какой-то мере исцелили открытую рану мирового горя, и сознание правильно прожитых дней, благодарность спасенных душ вызывают самую глубокую радость — радость, известную Учителю, когда с Его помощью брат поднялся по лестнице немного выше. Это радость, которая предстоит всем вам, — и она не так далеко. Итак, работайте, но не ради радости, а в направлении ее; не ради награды, но из внутренней потребности помогать; не ради благодарности, но из побуждения, которое появляется, когда осознается видение и узнается роль, которая вам предназначена в том, чтобы спустить это видение на землю.

Только душа имеет прямое и ясное понимание созидательной Цели и Плана.

Души обретают себя и учатся подчиняться внутреннему Правителю. Когда все внешние подпорки падают и признанные авторитеты предлагают разные решения, тогда души обращаются к самим себе и учатся смотреть внутрь. Такой внутренний контакт с высшим «Я» становится все в большей степени очевидным и ведет к той уверенности в своих силах и внутреннему спокойствию, которые основываются на правлении внутреннего Бога и, следовательно, превращают человека в инструмент служения миру.

В этой связи у тех, кто вдумчиво изучает людей и мотивы, появляются несколько соображений.

Первое: идеализм и восприятие Плана для человечества тесно взаимосвязаны. Идеализм аналогичен мышлению, предшествующему творчеству. Способность к абстрактному мышлению и к концентрации на идеале только теперь стала раскрываться, так как эта способность включает в себя использование определенных атомов, задействование материи высших подпланов и способность синхронизировать собственные вибрации с вибрациями Великих. Лишь несколько человек из всей расы являются настоящими идеалистами (хотя их число возрастает), лишь незначительное меньшинство пользуется конкретным умом, тогда как массы побуждаются исключительно эмоциями. Наступает время, когда начинает образовываться интуитивное тело (буддхический проводник), которое будет использовать высший духовный ум как посредника. Когда эта работа будет закончена, низший конкретный ум станет лишь передатчиком, или интерпретатором. Конкретное и даже абстрактное мышление будет вытеснено, и мы просто будем иметь приток интуиции, принимающей форму через посредство умственного вещества. Так мы придем к пониманию многого, непостижимого сейчас для нашего низшего уровня видения.

Во всех великих движениях имеется определенная мысль или система мыслей, внедренная в умы так называемых идеалистов Великим Белым Братством. Идея провозглашается Ими. Они выбирают человека или группу людей и «подбрасывают» в их умы какую-либо идею. Там она вынашивается и воплощается этими людьми в свои мысли, не такие чистые и мудрые, и потому неизбежно окрашивается личностями мыслителей. Эти мыслеформы, в свою очередь, подхватываются конкретными мыслителями мира, которые, схватывая главное в идее, кристаллизуют ее и придают ей более определенную форму, которая легче воспринимается обществом. Таким образом, она достигает низших уровней ментального плана, и становится возможным дальнейшее развитие. Затем за эту идею как за желанную хватаются те, кто сфокусирован на астральном плане; идея взывает к их эмоциональности и становится общественным мнением. Теперь она практически готова к тому, чтобы принять форму на физическом плане, и мы имеем практическое приложение идеала к нуждам физической жизни. Идея спущена вниз, она потеряла многое от своей первоначальной красоты, она уже не так чиста и прекрасна, как была при зарождении, и далека от своей первоначальной формы, однако, тем не менее, теперь она больше приспособлена к общественному пользованию и может быть задействована как средство для достижения более высоких задач.

Второе: в такое восприятие Плана и его последующую материализацию вовлечены человеческие единицы, и через них должны задействоваться другие люди. Дается видение колоссальных возможностей, даются также указания о том, как эти возможности могут реализовываться, однако дальше этого Великие не идут. В разработке деталей, методов воплощения идеала и выполнении необходимой работы инициатива предоставляется сынам человеческим. Ученику — воплотителю и передатчику Плана — выпадает работа по разработке подробностей и осуществлению необходимых действий. При этом ему надо помнить, что он (со своими малыми планами) подпадает под тот же Закон, что и Великие со Своими обширными устремлениями, и что именно в результате его взаимодействия с людьми и его попыток решить человеческое уравнение и возникают трудности.

Те, кто могут работать, распадаются на три группы:

  • а) те, кто воспринимают План и кому поручено его осуществление;
  • б) те, кто могут быть использованы, но пока слепы к великим замыслам;
  • в) те, кто не чувствуют ничего, кроме своих собственных эгоистических интересов.

С первой группой могут контактировать Учителя. Они работают с этими единицами человеческого семейства и ожидают, по крайней мере, среднего успеха. Представители этой группы слышат звук и осознают План. Вторую группу задействуют во всех возможных формах служения ученики мира. Последняя же группа в большинстве случаев отстранена с точки зрения энергии и используется лишь тогда, когда это крайне необходимо.

Одно из основных условий, которое должен выполнять ученик, чтобы чувствовать План и быть использованным Учителем, — это уединение. В уединении расцветает роза души; в уединении может говорить божественное «Я»; в уединении свойства и добродетель высшего «Я» могут прорасти и расцвести в личности. В уединении может приблизиться Учитель и впечатлить внимающую душу знанием, которое Он пытается сообщить, уроком, который должен быть усвоен, методом и планом работы, которую должен взять на себя ученик. В уединении слышится звук. Великим приходится работать через несовершенные человеческие инструменты, и восприятие Плана и видение сильно затрудняются из-за непригодности этих инструментов.

Третье: это подводит меня к третьему пункту — к проблемам и трудностям, с которыми приходится сталкиваться Учителям, по мере того как Они стремятся продвинуть планы эволюции через сынов человеческих. Совещаясь, Они разрабатывают свои планы; после должного обсуждения Они определяют задачи; после этого тем, кто предлагает себя для служения и уже в какой-то мере установил контакт с душой, Они стараются передать как можно больше сведений о плане. Они запечатлевают план и некоторые соображения относительно его масштабов в ум мужчины или женщины на физическом плане. Если этот ум неустойчив или слишком доволен собой, если он полон гордыни, отчаяния или самоуничижения, то видение не пробьется через него и не запечатлится с ясностью рисунка; если эмоциональное тело сильно вибрирует в ритме, установленном личностью, если физический проводник нездоров и концентрация внимания поэтому невозможна, что будет тогда? Учитель с грустью отвернется, сожалея о том, что работник по собственной вине упустил благоприятную возможность служения; Он будет искать кого-нибудь другого, чтобы удовлетворить потребность, — кого-то, может быть, не настолько соответствующего, но кого удастся найти после неудачи с первым...

Что касается ученика, то избавление от вечной озабоченности личными обстоятельствами и проблемами неизбежно приводит к ментальному освобождению; в результате появляются области свободного ментального восприятия, делающие высшую чувствительность возможной. Постепенно по мере того, как ученик достигает истинной свободы мышления и способности воспринимать впечатления, приходящие от абстрактного ума, он создает для себя резервуар мыслей, к которому можно прибегать для помощи другим и удовлетворения потребностей своего возрастающего мирового служения. Позднее он становится чувствительным к впечатлениям, приходящим от Иерархии. Последние являются поначалу чисто ашрамными, но со временем, когда ученик становится Учителем, трансформируются во всеиерархические; План становится тогда динамической субстанцией, образующей содержимое резервуара мыслей, из которого он может черпать. Это заявление имеет уникальное, необычайное значение.

Что надо уразуметь, так это то, что восприимчивость к впечатлениям развивается нормально и естественно параллельно духовному раскрытию. Я дал ключ ко всему данному процессу, когда заявил, что

«Чувствительность к впечатлениям содействует формированию магнетической ауры, способной принимать наивысшие впечатления».

Хотелось бы, чтобы вы с самым пристальным вниманием отнеслись к этим словам. По мере того как ученик начинает демонстрировать качества души и второй божественный аспект в нем преобладает, контролируя и окрашивая всю его жизнь, автоматически развивается и высшая чувствительность; он становится магнитом для духовных идей и концепций; он притягивает в свое поле сознания контуры, затем и детали иерархического Плана; он в конце концов получает осведомленность о планетарной Цели; при этом он не должен жаждать всех этих впечатлений, старательно учиться их улавливать, удерживать и осмысливать. Они попадают в область его сознания, потому что он создал магнетическую ауру, которая их призывает и вводит «в его ум». Магнетическая аура начинает формироваться, как только он устанавливает контакт с душой; она усиливается и возрастает по мере учащения этих контактов и в конце концов становится привычным состоянием сознания; отныне он по своей воле в любое время устанавливает сопряженность со своей душой, вторым божественным аспектом.

Именно эта аура является, на самом деле, резервуаром мыслительной субстанции, являющейся его духовной опорой. Его фокус — на ментальном плане. Он больше не контролируется астральной природой; он успешно выстраивает антахкарану, по которой могут поступать высшие впечатления; он учится не рассеивать их поток, но аккумулировать в ауре (которой он себя окружил) знание и мудрость, требующиеся, как он понимает, для служения своим собратьям. Ученик является магнетическим центром света и знания постольку, поскольку его магнетическая аура поддерживается им в состоянии восприимчивости. Тогда она непрерывно притягивает высшие впечатления; то, что ниже и требует помощи, может инициировать ее отклик и «распределяющую активность». Поэтому ученик в свое время становится крошечным соответствием Иерархии — призывным по отношению к Шамбале, но быстро откликающимся на человеческую нужду. Эти факты требуют всестороннего осмысления. Сначала возникают точки напряжения, потом они расширяются и переходят в магнетические ауры, или области, способные к призыву и отклику.

«План — это динамическая субстанция, образующая содержимое резервуара, из которого впечатляющий агент может черпать и к которому принимающий впечатления должен стать чувствительным».

Это утверждение вероятно требует серьезного изменения мышления большинства учащихся. Концепция Плана как Субстанции несомненно нова для них и наверно нова для вас. Тем не менее эту концепцию надо стараться уяснить. Выразим ее несколько иначе: План образует, или состоит, из субстанции, в которой Члены Иерархии постоянно работают. Давайте разберем эту важную концепцию, разбив ее для ясности на составные части. Я настойчиво подчеркиваю последние слова, ибо концепция настолько важна, что ее значение почти вне человеческого постижения, и потому что ее понимание может изменить и вновь одухотворить все ваше отношение к Плану, позволив вам работать совершенно по-новому:

  1. План ЕСТЬ субстанция. Он является, по существу, субстанциальной энергией. И энергия является субстанцией и ничем другим.
  2. Субстанция (она есть План) является динамической по природе и, потому, оплодотворена энергией ВОЛИ.
  3. План образует резервуар энергетизированной субстанции, удерживаемой в связном состоянии ВОЛЕЙ Саната Кумары и воплощающей Его непостижимую цель (непостижимую для нас, но Не для Него).
  4. Именно из этой планетарной Субстанции должны черпать «впечатляющие агенты»: Нирманакайя, Члены Иерархии и работающие ученики мира, плюс все духовные сенситивы определенной степени.
  5. Принимающие желаемые впечатления должны стать чувствительными к этой субстанциальной энергии.

Все эти утверждения базируются на существовании созидающего Мыслителя, приведшего наш явленный мир к бытию и последовательно, согласно Закону Эволюции, исполняющего Свой замысел. В более широком и общем смысле План есть океан энергий, в которых «мы живем и движемся и существуем». Он есть семеричное тело планетарного Логоса.

В конце концов, план — это идея, выпущенная во время и пространство, чтобы она обрела форму и сделала свое дело. Множество планов оканчиваются ничем из-за того, что их создатель, или творческий ум, из которого они исходят, не понимает этого критического периода. Здесь необходимо правильно сбалансировать силы, так чтобы в работе не задействовалось ни слишком много, ни слишком мало энергии. Если высвобождается слишком много энергии через посредство жизненного тела, то вспыхивает огонь, когда газообразная энергия плотного физического плана вступает в контакт с жизненной эфирной энергией. При этом зародышевая форма разрушается. Если энергии, или соответствующего настойчивого внимания, недостает, если мысль мага колеблется, тогда идея оканчивается ничем, тогда младенец мертворожденный, и ничто не проявляется объективно. Это имеет буквальное соответствие на физическом плане. Многие младенцы рождаются мертвыми именно по той самой причине, что Солнечный Ангел колеблется в своем намерении и недостаточно заинтересован. Многим прекрасным идеям, также не удается материализоваться, или обрести стабильное, живое существование «в свете дня», потому что недостает энергии, чтобы зажечь искру живого огня, который всегда должен гореть в центре любой формы. Итак, опасность двойная:

  1. Опасность разрушения огнем вследствие чрезмерного притока энергии и слишком яростного стремления к цели.
  2. Опасность смерти от недостатка жизненности и в результате того, что «направленное внимание» мага не имеет адекватной силы и продолжительности, чтобы вызвать форму к бытию. По оккультному закону энергия следует за мыслью.

Мы можем изучить данное правило с точки зрения стремящегося, обучающегося работе с энергией и с силами природы, изучающего природу и предназначение жизненного тела и обретающего способность контролировать жизненные огни, или праны, своей собственной малой системы. Мне думается, что для нашей конкретной цели именно такое рассмотрение окажет максимальную пользу. Данные инструкции предназначены для тех, кто определенно стремится стать на путь освобождения от формы и старается подготовить себя к совместной работе с Великой Белой Ложей. Они обучаются первым шагам в магической работе, и для них, поэтому, понимание огней и энергий, с которыми им предстоит работать, имеет первостепенное значение. Итак, мы ограничимся этой фазой великой работы и не станем разбирать ни работу души, принимающей воплощение и проявляющейся объективно через форму, ни работу посвященных, действующих как творческие маги под воздействием группового импульса и благодаря интеллектуальному пониманию эволюционного Плана. Эти инструкции предназначены для практического применения, а также для изложения учения тем учащимся, кто умеет читать между строк и кто развивает способность распознавать эзотерический смысл, скрытый за внешними завесами и экзотерическими формами.

Я хотел бы спросить вас: как много в вашем так называемом видении, или понимании, взято из того, что видели и поняли другие, и как много вы открыли для себя сами, напряженно и с искренним пылом взбираясь на Гору Видения и (с этой высоты, которую вы покорили в одиночку) обозревая горизонт в поисках нового пика достижения для человечества? Ученик становится Принятым Учеником, когда начинает взбираться в направлении видения, в направлении вершины горы; он при этом начинает сознательно регистрировать то, что увидел, и затем начинает делать что-нибудь конструктивное в направлении материализации видения. По всему миру так начинают делать многие. Человек становится Мировым Учеником в техническом смысле, когда видение для него становится важным определяющим фактором его сознания и тем, чему подчинены все его повседневные усилия. Ему никто не нужен, чтобы открывать для него План. Он знает. Его чувство пропорции согласовано с видением, а его жизнь посвящена воплощению видения в фактическое существование — в сотрудничестве с группой.

Стало быть, до определенной стадии это процесс постепенного раскрытия. После того как эта стадия достигнута, уже не видение является доминирующим фактором, но поле опыта, служения и достижения. Поразмыслите над этим. Однажды вы поймете. Существует как бессознательное стремление к видению, так и сознательная ориентация в направлении него...

Ученики в Ашраме не имеют политических и националистических предубеждений. Для них не просто достичь этого сразу, но групповое сознание постепенно обретает контроль, и вместе с этим растет способность ученика мыслить и работать вместе с группой в терминах реализации Плана. Он, в конце концов, улавливает, что по отношению к человечеству планирование Иерархии разделяется на вполне определенные фазы активности — все они связаны между собой, и все они нацелены на экстернализацию Плана в каждом конкретном столетии, цикле или мировом периоде. Эти фазы следующие:

  1. Фаза Цели, возникающая в Шамбале и регистрируемая старшими Членами Иерархии.
  2. Стадия иерархического Планирования. Заключается в формулировании Цели в терминах возможности, насущности, уместности, а также пригодности и наличия учеников и энергий, необходимых для выполнения Плана.
  3. Затем следует Программа, когда План сначала рассматривается каким-либо ашрамом, вовлеченным в его исполнение, а затем прорисовывается до стадий формирования впечатления и направления людей, создания условий, необходимых для его реализации, и двух фаз, обеспечивающих создание таких условий. Этими фазами обычно являются: разрушение всех препятствий и презентация Плана.
  4. Появление иерархической Схемы-модели (основанной на распознавании Цели, тщательном планировании, а также детализированной и хорошо продуманной программе) как в умах учеников Ашрама, вовлеченных в исполнение Плана, так и среди интеллигенции на Земле. Две эти группы имеют своей целью — первая осознанно, а другая не осознавая — привнесение данной схемы-модели того, что должно осуществиться, в массовое сознание; это отнюдь не простая задача, что и демонстрируется нынешним состоянием мировых дел.
  5. Затем идет финальная стадия Осаждения, когда вся субъективная работа по возможности уже сделана, а схема-модель и часть программы распознаются мировыми мыслителями в каждой нации — либо положительно, либо антагонистически. Планирование, достигнув этой финальной стадии, продвигается по инерции.

Таковы некоторые из идей, стоящих за намеком, который я вам дал, насколько это касается ученика, в соответствии с развитием и точкой эволюции которого и будет располагаться его акцент. Некоторые ученики могут помогать Учителю в процессе планирования, потому что начинают быть восприимчивыми к впечатлению, исходящему от Шамбалы; другие поглощены формулировкой программы и сообщением некоторых ее деталей более ограниченным ученикам, таким образом вовлекая их в работу. В Иерархии всегда есть группа тщательно отобранных учеников, работающих исключительно со схемой-моделью; это наиболее важная фаза работы, требующая духа синтеза и способности удерживать под контролем потоки иерархической энергии. Ученики, которые не столь продвинуты и находятся поэтому в данный исторический момент ближе к человеческому мышлению, берутся наблюдать за осаждением Плана. Хотя их работа неизбежно является более экзотерической, она очень ответственная, потому что именно тогда, когда План достигает стадии человеческого исполнения, обычно и возникают заблуждения и совершаются ошибки.

Именно универсальная способность работать и планировать гарантирует наличие у человека и способности в конечном счёте в групповой формации отзываться на план Бога, основанный на видении Бога. Все эти основные развивающиеся божественные инстинкты и выражения сознания и осведомлённости Бога находят своё зачаточное выражение у современного человечества. Я не ставлю себе целью показать своё понимание Плана Бога. Оно естественно ограничено уровнем моего развития. Я воспринимаю его весьма неясно, и в моём уме лишь время от времени проблескивают слабые очертания гигантской задачи Бога. Воспринимать, видеть и безошибочно интерпретировать этот План может только Иерархия, и то лишь при объединении Тех Учителей, Которым доступно полное монадическое сознание. Только Они начинают постигать его суть. Остальным же членам Иерархии – посвящённым и ученикам разных степеней и рангов – достаточно работать с тем аспектом Плана, который они в состоянии воспринять непосредственно и который сходит к ним через вдохновенные умы их Руководителей в определённые моменты времени и в определённые годы.

Каждый стремящийся должен со временем развить способность видеть целое, а не только часть, и смотреть на свою жизнь и сферу влияния в категориях отношений с другими, а не с позиции отдельного «я». Он должен не только воспринимать видение (что мистик делал всегда), но и проникать дальше, к тем качествам, которые, собственно, и придают видению смысл. Инстинкт к разработке планов, свойственный всем и имеющий огромное значение для людей высокоразвитых, должен уступить место тенденции составлять планы, отвечающие выражаемому планетарной Иерархией Плану Бога. Со временем это выльется в побуждение создавать формы, которые передают смысл, превращают зло в добро и содействуют преображению жизни.

Но чтобы делать это, не отступая от Плана и в то же время распознавая основной синтез, которым мы живём и движемся, ученик должен учиться анализировать, различать и выявлять те аспекты, качества и силы, которые должны творчески использоваться в материализации интуитивно понимаемого Плана на основе воспринимаемого видения. Нам нужно как следует осмыслить связь человека с Иерархией, которая проходит через человеческую душу. Иерархия для того и существует, чтобы способствовать воплощению воспринимаемого Плана и божественного Видения в форме. И чтобы способствовать такому утверждению истины, человек тоже занимает промежуточное положение и, оперируя великими двойственностями жизни, должен созидать новый мир.

План Бога осуществляется благодаря правильной расстановке акцентов, и когда мы акцентируем один аспект, или качество, то временно исключаем или забываем другой или другие аспекты. В этом и состоит основная суть закона циклов, с которым работают Учителя. При этом от Них постоянно требуется использовать умение анализировать и способность различать...

Анализ слишком часто путают с обособлением. Проблема сложна и многогранна, но понимание составляющих её основу факторов будет расти вместе с ростом мудрости и знания человечества. Концепция Плана, которую мы разбираем, появилась благодаря постижению его посвящёнными.

«Семена различия», как их называют, суть главные факторы появления феноменального мира. С этими семенами Иерархия работает, как садовник – с семенами цветов, и из них вырастают нужные дифференцированные формы, которые производят дальнейшие различия. Посев семян, их взращивание и уход за ними входят в обязанности Иерархии по отношению к феноменальному миру, особенно с приходом каждого Нового Века, как это происходит сегодня. Учителям необходимо, прежде всего, понять, какой смысл воля Бога пытается выразить в конкретном мировом цикле. Им приходится вникать в значение импульсов, исходящих из источников, превышающих сферу Их собственного выражения и дхармы, приходится следить за тем, чтобы семена новых форм соответствовали желанному намерению. Они должны распознать характер реальности, которую должна являть каждая эпоха в ходе поступательного раскрытия божественной цели, и, кроме того, отвечают за максимальное приближение внешней реальности (по явлению и по качеству) к внутренней истине.

Поскольку Иерархией управляет второй системный закон — Закон Притяжения, изучающие склонны считать магнетизм качеством Второго Луча. Они правы лишь постольку, поскольку все системные законы являются выражением жизни Бога через — на этот раз — Второй Луч, который делает нашу Солнечную систему системой Второго Луча. Все остальные законы и качества (ибо с божественной точки зрения закон есть мотивирующий и наделяющий качествами агент божественной воли, как она понимается в Шамбале) связаны со Вторым Лучом, проявляющимся через нашего планетарного Логоса. Тем не менее, магнетическое действие больше относится к Первому Лучу, чем ко Второму, и является аспектом или качеством Закона Синтеза. Именно такой магнетизм Первого Луча имел в виду Христос, говоря: «И когда Я вознесён буду (Посвящение Вознесения. - А.А.Б.), всех привлеку к Себе». Он стоял тогда перед теми посвящениями, благодаря которым должен был стать тем, что эзотерически называется «приёмником Шамбалы». Магнетическое действие несёт в себе больший элемент воли и выражающейся цели. Это можно объяснить тем, что излучение Иерархии, по своей природе явно относящееся ко Второму Лучу и действующее притягательно, обусловлено магнетическим аспектом. Согласно «Древнему Комментарию» это «точка фокусированного огня в центре драгоценности. Она побуждает к жизни качество любви, наполняющее Ашрам Господа, откуда излучение проникает в другие центры и другие жизни, благодаря чему осуществляется служение Господу». Именно благодаря этой точке фокусированной динамической воли в самом сердце Иерархии в действительности и осуществляется План.

Изменено 03.02.2019 21:44
bugfixer invisible agent