Ментальный план
Алиса А. Бейли

Ментальный план

имена: ментальный план

Ментальный план, как указывала Е.П.Б., это обширнейший из всех планов, имеющих к нам отношение. Это ключевой план Солнечной системы. Это ось, вокруг которой поворачивается великое Колесо. Это место встречи трёх линий эволюции, и именно поэтому он эзотерически именуется «совещательной палатой Трех Божеств». На этом плане три Лица логической Троицы встречаются в совместной работе. Ниже можно наблюдать соединение двух Лиц, выше функционирует другая двойственность, но только на этом плане все Трое образуют единство.

Все Логосы различных схем выражают Себя на этом плане. В системе есть несколько схем, находящих на этом плане своё низшее проявление — у них нет физического тела, как у Земли и прочих плотных планет. Они существуют в газообразной материи, и их сферы проявления составлены просто из четырёх космических эфиров и космической газообразной материи. Но все великие Жизни Солнечной системы обязательно обладают телами из нашей системной ментальной материи, поэтому на этом плане становится возможным общение между всеми этими Сущностями. Этот факт есть основа оккультной реализации и истинная почва для единения. Материя абстрактных уровней ментального плана входит в состав проводников всех этих великих Существований, и через посредство этой энергетизированной субстанции они могут устанавливать контакт друг с другом вне зависимости от индивидуальной цели Их достижения. Следовательно, и единицы в Их телах тоже могут соприкасаться со всеми другими Эго и группами, уже достигшими сознания ментального плана (каузального сознания) и знающими различные групповые «ключи», групповые тона и цвета.

Поэтому тем, кто изучает предмет внимательно, станет очевидно, что этот факт даёт основу для истинных отношений между различными группами Эго, независимо от их степени эволюции, Луча или схемы. Эту фундаментальную истину можно усвоить лучше, если разобраться в следующих оккультных фразах:

«В Зале Неведения господствует кама-манас. Человек, обуреваемый неправильным желанием, ищет объект внимания своего сердца в мрачных залах самой плотной майи. Он находит его, но умирает, прежде чем пожинает все желаемые плоды. Змея жалит его, и желанная радость ускользает. Все, кто так ищет эгоистических плодов кармы, должны презирать друг друга, и потому этот Зал полон раздора и алчности, злонамеренности и ненависти, смерти и воздаяния, наработки кармы и поражающего возмездия.

В Зале Учения властвует интеллект, которым и старается руководствоваться стремящийся. Желание высшего порядка, плод манаса и его использования вытесняет низший камический позыв. Человек взвешивает и уравновешивает, стремясь к плодам знания в сумеречных Залах Интеллекта. Он находит их только затем, чтобы осознать, что знание — ещё не все. Он умирает в открытом поле знания и, умирая, слышит крик, стучащий ему в уши: «Знай, что знающий — больше знания; Тот, кто ищет, больше искомого».

В Зале Мудрости властвует Дух; Единый внутри меньших обретает верховный контроль. Смерть неведома в этих залах, ибо двое её великих врат пройдены. Разногласие и раздор исчезают. Царит гармония. Знающие видят себя Единством; они распознают то поле, где возрастает знание, как брахмический диссонанс и дифференциацию. Они видят знание как метод, как используемый всеми инструмент для достижения цели, как всего лишь зародыш конечного распознавания. В этом зале объединение всех со всеми, сочетание всех и каждого, и единство действия, цели и мастерства отмечают каждое высокое устремление».

Если вы поразмыслите над этими словами, то поймёте, что истинное единство возникает после осознания того, что бóльшая жизнь всегда включает меньшую и что каждое расширение сознания подводит человека ближе к осознаванию Единства.

Вам хорошо известно, что на ментальном плане находятся три аспекта ума, или три фокуса ментального восприятия и активности:

  1. Низший конкретный ум, который выражает себя наиболее полно через пятый Луч Конкретной Науки, отражая низшую фазу волевого аспекта божественности и суммируя в себе всё знание, а равно и эгоическую память. Низший конкретный ум связан с лепестками знания эгоического лотоса и способен к явному душевному просветлению, оказываясь в конце концов прожектором души. Контроль над ним устанавливается в процессах концентрации. Он имеет преходящий характер во времени и пространстве. В результате сознательной творческой работы его можно соединить с постоянным манасическим атомом или абстрактным умом.
  2. Сын Ума. Это сама душа, управляемая вторым аспектом всех семи Лучей, — и я прошу вас твёрдо усвоить это. Он отражает низшую фазу божественного аспекта любви и суммирует в себе результаты всего накопленного знания, которое есть мудрость, озаряемая светом интуиции. Иначе его можно описать как любовь, располагающую опытом и знанием. Наиболее полно Сын Ума проявляется через лепестки любви, присущей его бытию. Благодаря преданному, самоотверженному служению он приводит в действие божественный План в трёх мирах человеческой активности. Таким образом, он связан со вторым аспектом Духовной Триады и приводится в функциональную активность в результате медитации. Тогда он берёт под свой контроль и начинает использовать в собственных духовных целях преданную личность через упомянутый выше просветлённый ум. Он вечен во времени и пространстве.
  3. Абстрактный ум, который раскрывается исключительно под влиянием Первого Луча Воли или Могущества, отражая высший аспект божественной воли, или атмического принципа. При полном развитии, он суммирует в себе цель Божества и принимает ответственность за выявление Плана. Он энергетизирует лепестки воли до тех пор, пока вечная жизнь души не абсорбируется в то, что ни преходяще, ни вечно, но беспредельно, безгранично и неведомо. Его сознательное функционирование начинается с построением антахкараны. Этот «сияющий радужный мост» соединяет просветлённую личность, фокусирующуюся в умственном теле и мотивируемую любовью души, с Монадой, или Единой Жизнью, что позволяет божественно проявляющемуся Сыну Божьему выражать значение слов: Бог есть Любовь и Бог есть Огонь поядающий. Этот огонь, энергетизируемый любовью, сжёг все личностные качества, оставив лишь очищенный инструмент, несущий в себе характерные черты Луча души и более не нуждающийся в существовании душевного тела. К тому времени личность целиком вбирает душу, или, точнее, душа и личность соединяются и сливаются в единый инструмент, которым пользуется Единая Жизнь.

Эта картина, или символическое описание, нужны лишь для передачи общей цели материальной и духовной эволюции, которая близится к своему завершению — в текущем мировом цикле — благодаря развитию трёх аспектов ума на ментальном плане. Описанное имеет и космический смысл, но задерживаться на нём нам не стоит. В ходе этого процесса на сцене мировой жизни и на физическом плане появляются три основных аспекта божественного проявления. Это Человечество, Иерархия и Шамбала.

Хочу подчеркнуть, что лишь когда стремящийся прочно закрепляется на ментальном плане и сохраняет там «фокус осознания», для него становится возможным реальный прогресс в божественной работе построения моста, работе призыва и приведения в сознательное сопряжение Триады, души и личности. Сознательное построение антахкараны длится от заключительной стадии Пути Испытаний до третьего посвящения.

При разборе данного процесса необходимо затронуть три аспекта ума, которые выражаются на ментальном плане и составляют на нём основу различных состояний сознания. Интересно отметить, что на более совершенной стадии своего развития (интегрированной, устремлённой, ориентированной и преданной) человек твёрдо вступает на низшие уровни ментального плана и оказывается перед семью его подпланами и их соответствующими состояниями сознания. Это значит, что для него начинается новый цикл, где — на этот раз обладая полным самосознанием — он должен развить семь состояний ментальной осведомлённости. Все они свойственны или присущи ему, и все (при овладении) приводят к какому-либо из семи главных посвящений. Вот эти семь состояний сознания, начиная с первого, или низшего:

Ментальный план 1. Низшая ментальная осведомлённость. Развитие истинно ментального понимания.
2. Душевная осведомлённость, или душевное восприятие. Это не восприятие души личностью, но регистрация того, что воспринимает душа самой душой. Позднее то же регистрирует и низший ум. Таким образом, это душевное восприятие сменяет обычный умственный подход.
3. Высшая абстрактная осведомлённость. Раскрытие интуиции и осознание интуитивных процессов низшим умом.
Буддхический план 4. Постоянная духовная осведомлённость. Это полное сознание буддхического, или интуитивного, уровня. Такое воспринимающее сознание характеризует Иерархию. Жизненный фокус человека смещается на буддхический план. Это четвёртое, или промежуточное, состояние сознания.
Атмический план 5. Сознание духовной воли, которая выражается и переживается на атмических уровнях, или на третьем плане божественного проявления. Я почти ничего не могу сказать о такой осведомлённости, ибо это состояние нирванического осознания непостижимо для среднего ученика.
Монадический план 6. Вмещающая осведомлённость Монады на её собственном плане, втором плане нашей планетарной и солнечной жизни.
Логоический план 7. Божественное сознание. Это осведомлённость целого на наивысшем плане нашего планетарного проявления. Это также аспект солнечной осведомлённости на том же плане.

Стремясь хоть как-то понять суть работы по построению антахкараны, в качестве предварительного шага стоит рассмотреть природу субстанции, из которой сознательный стремящийся должен построить «мост из сияющего умственного вещества». На востоке это «умственное вещество» называется читтой. Существует она в виде субстанции трёх типов, которые имеют общую основу, но обусловлены разными качествами.

Ментальный план идет следующим. Правильное использование интеллекта — это выдающееся достижение на нем. Он также характеризуется тремя стадиями:

  • а) стадия, на которой ум является приёмником впечатлений из внешнего мира через пять чувств и мозг. Это негативное состояние, в нем «видоизменения мыслящего принципа» вызываются посредством импульсов внешнего мира и реакций астрального мира;
  • б) стадия, на которой ум инициирует собственную активность и интеллект становится доминирующим фактором. Хотя он побуждается к активности вышеперечисленными факторами, он отзывается также и на мысленные потоки ментального плана и чрезвычайно активизируется в результате обоих этих касаний. Эти касания порождают третий вид активности, когда рассудочный принцип действует сообразно полученной обоими путями информации, направляет собственные потоки мыслей и формирует собственные мыслеформы, а также регистрирует мыслеформы других;
  • в) стадия, на которой душе благодаря сосредоточению и медитации удается наложить свои идеи и впечатления на ум, который удерживается «устойчиво в свете», что позволяет ментальному телу отзываться на впечатления и касания, эманирующие из субъективных и духовных миров.

Шесть правил о ментальном плане

  • Правило 1 — Собранность, или сосредоточенность, приводящая к концентрации.
  • Правило 2 — Отклик, приводящий к взаимодействию между высшим и низшим.
  • Правило 3 — Излучение, приводящее к звучанию.
  • Правило 4 — Дыхание, приводящее к творческой работе.
  • Правило 5 — Воссоединение, приводящее к единству.
  • Правило 6 — Переориентация, приводящая к ясному видению Плана.

Учащиеся поступят правильно, если изучат эти взаимосвязи и осознают лежащий в их основе синтез.

Дэвы низших ментальных уровней работают с человеком через ментальную единицу и разделены, грубо говоря, на четыре группы, будучи в действительности первой конденсацией троичного низшего тела человека. Они образуют часть его лунного тела. Они напрямую связаны с высшими духовными сущностями и представляют собой самое низшее проявление силы, эманирующей с Космического ментального плана и устанавливающей связь с человеческой Иерархией через ментальные единицы. Они — газообразные дэвы логоического физического тела. В данный момент мы не будем разбирать их более подробно, так как при изучении пятого принципа некоторые положения станут яснее, а их работа в связи с человеком может быть раскрыта дальше по ходу нашего рассмотрения. Сейчас обилие подробностей только усложнит предмет.

Давайте выясним, что же мы рассматриваем. Это:

  1. Пятое состояние сознания, называемое ментальным планом.
  2. Субстанция этого плана, существующая в двух аспектах: рупа и арупа.
  3. Жизни, одушевляющие эту материю, особенно в их отношении к человеку.
  4. Эго, или самосознательные единицы, образующие среднюю точку проявления.
  5. Строительство каузального тела, открытие эгоического Лотоса и создание групп, которые мы называем эгоическими группами.
  6. Индивидуальность тех Существований, которые мы называем:
    • а)  Агнишваттами;
    • б)  Манасадэвами;
    • в)  Огненными дхиани;
    • г)  Солнечными Ангелами, или Солнечными Питри;
    • д)  Асурами;

и многими другими именами, упоминаемыми в оккультных книгах.

В умах учащихся существует большая путаница относительно различия между Агнишваттами, которые воплотились в качестве человека, и теми, кто просто отвечал за внедрение манасической, или ментальной, искры в животного человека. Это открывает для нас тему самой индивидуализации и воплощения некоторых духовных существований, о которых, когда они находятся в телесной форме, говорят как об Аватарах, Буддах Действия или прямых проявлениях Логоса. Вся эта тайна скрыта в отношениях между индивидуальными Монадами, образующими различные центры в теле Планетарного Логоса, и самосознательной Индивидуальностью Самого Планетарного Логоса. Здесь учащийся должен учитывать тот факт, что ментальный план есть первый аспект плотного физического тела Планетарного Логоса, а буддхический план — это космический эфирный план, тот, на котором находятся эфирные центры Небесного Человека.

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы[*] ПЛЕРОМА (Греч.) "Полнота", гностический термин, принятый для обозначения божественного мира, или Всемирной Души. Пространство, развившееся и разделившееся на ряд эонов. Обитель невидимых богов. Имеет три ступени. — Теософский Словарь. (Прим. Ред.)) ощущается полная сила самой эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы — это «Сердце в теле Дхиан Чохана», поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей — поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание.

Хотя во время четвертого посвящения происходит «разрушение храма Соломона», составлявшие его качества усваиваются проводниками, которые посвященный использует для всех Своих контактов в трех мирах. Теперь Он становится самой сутью всех Своих тел. Нужно иметь в виду — в том, что касается Его, и с технической точки зрения, — что весь ментальный план есть один из трех планов, образующих плотный космический физический план. Это часто забывается изучающими, которые почти всегда помещают тело души и постоянный ментальный атом за пределы формы и того, что они называют тремя мирами. Но в техническом плане и с высших точек зрения это не так, что соответственно меняет и обусловливает мышление и работу посвященного четвертой и более высоких степеней. Этим же объясняется и необходимость устранения эгоического тела.

Звук заполняет четыре высших подплана космического физического плана, которые являются высшим соответствиям четырех эфирных уровней физического плана в трех мирах — трех плотных физических и четырех эфирных планов. Поэтому нужно помнить, что наши столь знакомые нам планы относятся к космическому физическому плану, а тот, который мы знаем лучше всего, — самый плотный из семи, с чем в основном и связаны вся наша борьба и трудности.

Изменено 17.05.2016 13:09
bugfixer invisible agent